Профессиональная адаптация юриста это
Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:
- в профессионально-деятельностной области — адаптация к профессиональной деятельности, к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности;
- в организационно-нормативной области — адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
- в социально-профессиональной области — адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (врача, педагога, юриста, инженера и др.);
- в социально-психологической области — адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;
- в социальной области в широком смысле — адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде).
Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.
Профессиональная адаптация молодого специалиста — это перманентно идущий процесс и имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:1) наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок; 2) особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации; 3) осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей как самого этого процесса, так и развития социальной среды; 4) специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: в организационно-нормативной сфере, профессионально-деятельностной сфере, в сферах социальных и психологических ролевых отношений.
www.top-technologies.ru
Профессиональная адаптация личности
Профессиональная адаптация — это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью.
Своеобразие профессиональной адаптации специалиста связано с обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:
а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности;
б) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность;
в) сложившиеся системы неформальных, психологических связей и отношений сотрудников в организации.
Все это и создает специфику предметных областей, сфер профессиональной адаптации специалиста.
Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста — это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.
Базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации специалиста играют внешние обстоятельства, предметные области, сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, на которое приходит, попадает молодой (и не только) специалист.
Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в следующих основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:
— профессионально-деятельностной: адаптация к профессиональной деятельности (ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности);
— организационно-нормативной: адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.;
— социально-профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (учитель, врач, военнослужащий, юрист, инженер) и т.д.;
— социально-психологической: адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям и т.п. в трудовом коллективе, организации;
— социальной в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста, — социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде.
Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях доминируют разные тенденции.
Так, адаптация к организационно-нормативным и профессионально-деятельностным обстоятельствам в первую очередь осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и адаптация к ним преимущественно происходит как приспособление, овладение ими.
Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Вместе с тем эти процессы взаимосвязаны, особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологическая. Особенности социально-психологической адаптации специалиста существенно влияют на успешность профессионально-деятельностной и в целом профессиональной адаптации специалиста. Однако ведущую роль в профессиональной адаптации молодых специалистов играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. И потому трудности, противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере и в сфере неформальных связей отношений, выступают источником его активности по осуществлению процесса профессиональной адаптации. Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. Это никак не умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле слова отношениях.
Профессиональная адаптация молодого специалиста — это перманентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Ее успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют:
1) наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности;
2) особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;
3) осуществление процесса адаптации с учетом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;
4) специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.
Вполне очевидно, что с позиций системного подхода эти условия взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: организационно-нормативной, профессионально-деятельностной, а также в сферах социальных и психологических ролевых отношений.
Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста в первую очередь зависит от его личностных и других психологических особенностей.
Одной из таких особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности.
Иными словами, адекватность образа профессиональной деятельности способствует более успешной адаптации, и наоборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адаптации. Хотя полной адекватности ожиданий и реальности сформировать у специалиста обычно не удается.
Изучение показало, что у подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встретились в реальной жизни после окончания вуза. И поэтому в своей профессиональной адаптации они сталкиваются с большими препятствиями. В связи с этим одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у студентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий.
Важным индивидуально-личностным параметром, оказывающим влияние на процесс адаптации, выступают уровень и характер самооценки как сложного системного психического образования личности. Самооценка личности по уровню развития может быть высокой, средней и низкой, что характеризует уровень развития личности, как в целом, так и ее отдельных сфер, структур, качеств. При этом по характеру каждая из этих самооценок может оказаться завышенной, адекватной либо заниженной. Это характеризует способность личности к рефлексии в системе тех или иных обстоятельств. Уровень самооценки личности преимущественно влияет на направленность ее активности, а характер самооценки — на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль ее взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенности личности в себе.
Исключительно большую роль в успешности профессиональной адаптации играет саморегуляция личности своих психических состояний и поведения.
Профессиональная адаптация молодого специалиста — перманентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует дополнительных усилий и специальной подготовленности. К тому же успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста. Все это предполагает наличие у молодого специалиста навыков саморегулирования, достаточной волевой подготовленности. П. А. Просецкий справедливо считал, что одной из трудностей адаптации личности является «. несформированность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, неумением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведением, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».
На успешность профессиональной адаптации молодых специалистов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Ведущую роль в этом играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. И вполне очевидно, что эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными. На особенности адаптационного поведения личности оказывают влияние наличие у нее так называемых дезадаптивных комплексов.
studme.org
Профессиональная адаптация юриста
Профессиональная адаптация юриста, овладение системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Профилактика профессиональной деформации. Психологическая характеристика личностно-профессиональных качеств прокурора.
Подобные документы
Причины возникновения проблем в адаптации на новом месте работы. Характеристика отрицания, конформизма, мимикрии и адаптивного индивидуализма. Профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная стороны процесса адаптации.
статья, добавлен 27.07.2014
Понятие индивидуальности человека. Анализ адаптации человека к трудовой деятельности в организации. Условия профессиональной пригодности: способности, мотивы, профессиональная подготовленность. Психологическая роль человека в социальной адаптации.
доклад, добавлен 31.03.2017
Структура морально-психологических особенностей личности юриста. Конфликт и его психологическая характеристика. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов. Профессиональная этика юриста в суде, краткие юридические профессиограммы.
реферат, добавлен 25.03.2015
Профессиональная пригодность и адаптация человека к требованиям профессии. Факторы кризисов профессионального становления. Тенденции развития профессиональных деструкций. Образование стереотипов профессионального поведения, эмоциональная напряженность.
презентация, добавлен 26.07.2015
Изучение подходов к пониманию понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность». Психологическая структура, критерии и уровни вузовского развития профессиональной личности будущего юриста. Психологические особенности студенческого возраста.
автореферат, добавлен 07.04.2018
Формирование индивидуального компонента профессиональной идентичности. Ориентация студентов на выбор сферы занятости. Преодоление профессиональных кризисов на момент завершения этапа обучения и в период первичной профессиональной адаптации выпускников.
автореферат, добавлен 16.11.2017
Разработка схемы психологического анализа профессиональной деятельности юриста. Анализ профессионально обусловленной структуры личности юриста, его мотивации и целеустремленности. Анализ коммуникативных процессов как направления деятельности прокурора.
статья, добавлен 03.06.2016
Психологические особенности общения юристов. Принципы их правовой и профессиональной культуры. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов. Культура речи, профессиональная этика и профессионально значимые качества личности юриста.
курсовая работа, добавлен 17.10.2012
Коренные реформы, проводимые на современном этапе. Специфика профессиональной деятельности юриста. Экстремальный характер правоохранительной деятельности. Процессуальная самостоятельность и персональная ответственность юриста. Воспитательная подструктура.
реферат, добавлен 04.10.2010
Социально-психологическая характеристика и правовая регламентация профессиональной деятельности юриста. Процессуальная самостоятельность, личная ответственность юристов, работающих в органах прокуратуры, суда, милиции. Творческий характер труда юриста.
allbest.ru
Профессиональная адаптация.
Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.
Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация предполагает также принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, ре-зультатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приноравливается к профессии, но и профессию приспосабливает под себя. Поэтому целесообразно изучать многоуровневую взаимную адаптацию человека и профессии. К адаптации не сводится профессиональное развитие человека, вслед за адаптацией могут следовать этапы обогащения человеком профессии, творческое преобразование ее опыта [174].
Социальная составляющая социально-профессиональной адаптации связана с адаптацией работника к условиям организации труда, системе управления, методам руководства, всему сложному комплексу социальных взаимосвязей на предприятии или организации. Социально-психологическая составляющая социально-профессиональной адаптации заключается в процессе включения индивида в трудовой коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе [348, с. 380]. Как мы видим, процессы профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния.
Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:- высоким уровнем мотивации субъекта к овладению профессиональными компетенциями;
- сформированным устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективам предприятия; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;
- активной включенностью в систему межличностных коммуникаций в коллективе;
- заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;
- состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием.
Социально-психологическому аспекту производственной адаптации Т.Н. Вершинина отводит подчиненную роль, а ведущую роль — профессиональному и психофизиологическому аспектам. С этим мнением не согласна И.К. Кряжева, справедливо подчеркивающая ведущую роль социально-психологического аспекта [158, с. 155]. Эту мысль подтверждает В.А. Самойлова, изучавшая социально-психологическую адаптацию личности в производственном коллективе. На основании исследования ею было установлено, что чем меньше молодому специалисту требуется времени на адаптацию в коллективе, тем, как правило, короче срок, необходимый для профессиональной адаптации [2 с. 149].
Профессиональную адаптацию обычно связывают с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время профессионального обучения, когда не только усваиваются знания, формируются умения и навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии (специальности), так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов.
Т.Н. Вершинина рассматривает процесс производственной адаптации как один из видов социальной адаптации. Конечным результатом успешной производственной адаптации является идентификация, т.е. полное овладение профессией, отождествление интересов работника с интересами предприятия, ассимиляция работника с предприятием, рабочим местом [63, с. 250].
А. К. Маркова [174] отмечает, что профессиональная адаптация выступает в качестве одной из стадий профессионализации (процесса становления профессионала), который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. В то же время она указывает, что профессионализация является одной из сторон социализации, с станоятение профессионала представляет собой один из аспектов развития личности.
Профессионализм имеет две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, каких целей он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (какие технологии использует, какие средства — знания, мыслительные операции, способности — применяет). В этом плане адаптация является одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности.
Е.В. Таранов определяет адаптацию как «. процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам организации, в ходе которого личность активно включается в новую для нее деятельность, систему межличностных отношений, общественно-политическую и культурную жизнь организации, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности».
Профадаптация определяется как социально-экономический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности, в более узком смысле — как одна из узловых проблем использования трудовых ресурсов [197, с. 7]. В период вступления в профессиональную жизнь осуществляется передача новому поколению накопленного опыта производственных отношений.Процесс профессиональной адаптации можно разбить на четыре периода: а) подготовка к труду в общеобразовательной школе (старшей профильной школе); б) выбор профессии; в) профессиональная подготовка и обучение; г) начало трудовой деятельности [197, с. 8].
Преобразования в обществе показали, что понимание трудового поведения является по сути поведением на рынке труда, которое заключается не только в профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и в наличии адаптивных способностей. Я.Г. Гальперин и О.И. Жданов [72, с. 14—161, раскрывая психологические аспекты профессиональной адаптации, вводят понятие «запас адаптивности» и справедливо считают, что он особенно важен при столь быстрых и значительных изменениях профессиональной среды, какие наблюдаются в последнее время. Способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры при сохранении оптимальности в различных условиях деятельности является наиболее характерным показателем профессионального здоровья, предпосылкой к обеспечению высокой профессиональной эффективности и профессионального долголетия. Авторы определяют профессиональную адаптацию как процесс выработки оптимальной стратегии профессиональной жизнедеятельности, которая складывается из приемов, включающих владение эффективными стилями адаптивного поведения, самоконтроля и управления состоянием, навыками общения и взаимодействия и др., которые в совокупности обеспечивают возможность реализации здоровьесберегающих технологий.
М.П. Будякина и А.А. Русалинова [58] рассматривают профессиональную адаптацию как одну из двух сторон производственной адаптации (второй стороной является социально-психологическая адаптация). Профессиональная адаптация, по их мнению, — это приспособление новичка к характеру, режиму и условиям труда той или иной специальности. Она проявляется в определенном уровне овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, в формировании некоторых профессионально значимых качеств личности, необходимых для успешного владения специальностью, в развитии активно-положительного отношения к ней.
В психологии труда [237] рассматривается развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, производительность, а также развитие самого работника и эффективность его взаимодействия в трудовом коллективе.
Степень производственной адаптации зависит от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых:- характер первоначальной установки на работу, с которой новичок приходит на предприятие;
- степень соответствия предварительной информации о работе реальным производственным условиям, в которые попадает адаптант;
- характер и форма производственного обучения;
- содержание и условия труда;
- уровень развития коллектива и другие социально-психологические характеристики той производственной группы, в которую вступает молодой рабочий [58].
Профессиональная адаптация непосредственно зависит от организации и условий труда как на предприятии в целом, так и на конкретном рабочем месте. Межличностная адаптация предполагает включение молодого рабочего в систему коммуникаций, традиций и ценностей коллектива, что отражается в проявлении чувства контакта, ощущении своей полезности для коллектива, в простоте и легкости общения. Личностная адаптация предполагает включение молодого специалиста в систему повышения квалификации и учебно-культурных мероприятий предприятия [289].
В.М. Шепель, говоря о социально-психологической адаптации работников, также отмечает, что процесс вхождения в коллектив играет огромную роль в формировании у молодого человека интереса к труду [341, с. 102-103].
Рассмотрим соотношение понятий «социализация» и «профессиональная адаптация». Социализация в самом широком понимании — это процесс становления личности человека, который происходит на протяжении всей жизни человека, а профессионализация представляет процесс становления профессионала. Профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Профессиональная адаптация является одним из этапов професионализма, без которого невозможны последующие: самоактуализация человека в профессии, свободное владение профессией в форме мастерства, гармония с профессией [174].
Профессиональная и социальная адаптации рассматриваются нами с позиции оказания помощи специалисту в его профессиональном становлении, формировании у него необходимых для данного вида деятельности социальных и профессиональных качеств, стремлении к повышению квалификации с целью достижения высокого уровня профессионализма.
При проведении работы по профессиональной адаптации необходим гибкий и дифференцированный подход к молодежи, поступающей на работу. Следует учитывать пол, возраст, социальное положение, семейное положение, индивидуальные качества (физическое и нервно-психическое состояние), способности, наклонности, знания, навыки и опыт молодежи. РС. Немов [195] выделяет несколько видов адаптации в трудовом коллективе.
Непосредственно на предприятии работа по профессиональной адаптации молодых рабочих начинается со дня приема их на работу. За это время молодой рабочий знакомиться со своей новой социальной и профессиональной ролью. Он постепенно входит в жизнь трудового коллектива подразделения, начинает освоение его ценностных ориентаций, норм и традиций, своих новых профессиональных обязанностей. Наряду с продолжением дальнейшей социальной адаптации начинается активный период профессиональной адаптации. Молодой рабочий осваивает профессию, изучает технологический процесс, налаживает производственные контакты с членами коллектива, приспосабливается к требованиям производственной дисциплины, включается в общественную жизнь коллектива. Во время всего периода адаптации важно обеспечить сопровождение новичков, создать вокруг них атмосферу внимания, доброжелательности, необходимой поддержи и контроля.scibook.net
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Юридическая психология» (стр. 5 )
40. Выбор стиля поведения как средства предотвращения и/или преодоления конфликтов (конкуренция, уклонение, подчинение, компромисс, сотрудничество).
41. Системы психологической защиты: проекция, идентификация, рационализация.
42. Системы психологической защиты: отрицание, подавление, вытеснение.
43. Системы психологической защиты: отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис.
44. Профессиональная деформация личности юриста: причины, способы преодоления
45. Психологические основы проверки показаний на месте
ТЕСТ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии?
а) юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией;
б) юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации;
в) юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности;
г) юридическая психология – это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности во всех сферах отношений, урегулированных правом;
д) юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.
2. Укажите принципы психологии, составляющие основу ее теории:
б) принцип развития психики;
в) принцип единства сознания и деятельности;
д) личностный подход.
3. Профессиональная деформация личности юриста — это:
а) психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности;
б) уровень профессиональной подготовки юриста;
в) показатель, свидетельствующий о профессиональной непригодности человека;
г) психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности;
д) чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций.
4. Укажите одного из ученых прошлого, который объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека:
5. Данный принцип юридической психологии ориентирует юриста на поиск причин, побуждающих человека к противоправным действиям
а) принцип личностного подхода;
б) принцип единства сознания и деятельности;
в) принцип детерминизма;
г) принцип развития психики;
д) принцип историзма.
6. Личность в понимании юридической психологии – это:
а) человек, являющийся субъектом уголовного дела;
б) индивид, имеющий криминальную направленность;
в) любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками;
г) человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений;
д) социальная сторона психики человека.
7. Сочетание этих факторов оказывает влияние на формирование личности:
8. Можно ли судить о правовом воспитании человека по его образованию?
а) можно при любых обстоятельствах;
в) нельзя ни при каких обстоятельствах;
г) нельзя, если не учитывать других факторов формирования личности;
д) можно только после проверки знания им норм права.
9. Отличается ли содержание личности преступника от содержания личности законопослушного гражданина?
а) не отличается ничем;
б) отличается противоположностью моральных принципов, жизненным опытом, мотивами поведения;
в) преступник не знает законов, а законопослушный гражданин их знает;
г) если преступник раскаялся, то не отличается;
д) законопослушный гражданин может управлять своими эмоциями, а преступник – нет.
10. Законопослушного гражданина от совершения преступления чаще всего удерживают следующие причины:
а) уважение норм права, ответственность перед родными и близкими;
б) страх перед наказанием;
в) семейные традиции правомерного поведения;
г) боязнь быть опознанным свидетелями и очевидцами;
д) неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.
11. Укажите одно из приведенных суждений, которое раскрывает сущность характера человека:
а) характер – это такое психическое свойство, которое передается от родителей и воспитывается в семье;
б) черты характера социально типичны;
в) характер есть единство мотивов, эмоций и воли;
г) в характере проявляются способы действия, которыми человек добивается своих целей;
д) характер – это свойство личности, которое отражает отношение человека к значимым для него объектам и придает своеобразие его поведению.
12. Укажите одно из приведенных суждений, которое раскрывает сущность темперамента человека:
а) темперамент – это свойство личности, в котором отражаются динамические особенности его психики;
б) темперамент – это подвижность, импульсивность, активность человека;
в) особенности темперамента зависят от биохимического состава крови и типа нервной системы;
г) недостатки темперамента легко компенсируются психофизическими тренировками;
д) темперамент проявляется только в поведении.
13. Выберите определение, наиболее полно отражающее сущность способностей человека:
а) это свойства личности, определяющие успех выполнения отдельных видов деятельности;
б) это наследуемые человеком анатомические и физиологические признаки, врожденные проявления;
в) способности делятся на общие и специальные;
г) уровнями развития способностей являются общая одаренность, талант, гениальность;
д) это личность в ее эффективности.
14. Укажите качество личности, которое не является типичным для личности преступника:
б) тревожность, беспокойство;
в) эгоизм, эгоцентризм;
г) ригидность (негибкость) мышления и поведения;
15. Можно ли считать преступника личностью?
а) нельзя, поскольку он противопоставляет себя обществу;
б) можно, если он нарушил закон случайно или по неосторожности;
в) можно, если он осознал тяжесть содеянного и раскаялся;
г) любого преступника нельзя считать личностью, так как он социально опасен;
д) можно, если он обладает всеми необходимыми психологическими признаками.
16. Не относится к интеллектуальному компоненту личности:
а) знание законов;
б) уровень развития мышления: глубина, широта, критичность и т. д.;
в) знание юридических и моральных норм поведения в обществе;
г) отношение к преступности;
д) умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия.
17. Мотив преступления – это:
а) тот предмет, который человек собирается получить преступным путем;
б) побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности;
в) объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию;
г) потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели;
д) процесс выработки решения совершить преступление.
18. Установите согласование понятий (укажите под таблицей номер графы первой и соответствующий ему номер второй графы, например: 1.2, 2.4):
1. элементами психологической структуры деятельности юриста являются…
1. овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками; приспособление психических функций и функций организма к условиям работы
2. профессиональная адаптация юриста включает в себя…
2. процессуальная самостоятельность, ответственность, властный характер, правовая регламентированность, дефицит времени
3. к психологически значимым группам свойств личности юриста относятся…
3. мотивы, цели, средства, действия (социальный и профессиональный опыт юриста), результаты
4. психологические особенности деятельности юриста, которые ведут его к профессиональной деформации
4. интеллектуальные, нравственные, коммуникативные, эмоционально-волевые
19. Для организованной преступной группы типична одна из следующих характеристик:
г) социальная самоизоляция, враждебность к окружающим;
20. Наиболее точно определить тип социальной группы позволяют следующие психологические признаки:
а) количество членов в группе;
б) степень сплоченности и социальной значимости выполняемой деятельности;
в) уровень образования членов группы;
г) длительность существования группы;
д) профессиональная принадлежность членов группы.
21. Укажите, какие из перечисленных моральных ценностей не присущи организованным преступным группам?
а) физическое превосходство;
б) внешние материальные признаки благополучия;
в) дисциплина и субординация;
г) дружба, товарищество;
д) презрительное отношение к другим людям.
22. Укажите, какие из перечисленных ролей не типичны для организованных преступных групп?
д) временные члены группы.
23. Сущность профессионального общения юриста заключается …
а) в обмене информацией познавательного и эмоционального характера;
б) в том, что это один из основных видов деятельности юриста;
в) в удовлетворении социальных потребностей юриста;
г) в оказании воздействия на субъекта общения с целью получения объективной и полной информации по делу;
д) характер общения юриста определяется целью, задачами и особенностями его профессиональной деятельности.
24. Структура общения юриста состоит из:
а) наличия последовательных фаз общения, которые необходимо соблюдать юристу;
б) существования целей, мотивов, способов общения;
в) наличия трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной, интерактивной;
г) системы организации пространства и времени общения.
25. «Невербальное общение» — это:
а) использование в процессе общения ненормативной лексики, жаргона, диалекта;
б) один из способов маскировки своих мыслей при общении;
в) один из видов доверительного общения;
г) использование для передачи информации мимики, жестов, междометий, пантомимики;
д) характеристика конфликтной ситуации при общении.
26. Объясните сущность рефлексии в профессиональном общении:
а) это социально-психологическое явление, возникающее в процессе профессионального общения юриста;
б) это один из методов самопознания;
в) это один из видов эмоциональных реакций;
г) это осознание юристом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми;
д) это отражение человеком реакций его партнера по общению.
27. Проксемические средства общения включают в себя:
а) интонацию, дикцию, темп речи;
б) смех, плач, вздохи, аплодисменты;
д) позы, дистанцию общения, движения по отношению к партнеру.
28. Следующие особенности речи подозреваемого могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста:
а) подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности;
б) самоуверенный тон речи;
в) агрессивность, обвинения юриста в необъективности;
29. Установите согласование понятий (укажите под таблицей номер графы первой и соответствующий ему номер второй графы, например: 1.2 или 2.3 и т. д.):
1. психические состояния – это…
1. кратковременные психические явления, практически не наблюдаемые, являющиеся психической реакцией на раздражение, и служащие основой для формирования более сложных психических явлений
2. элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей
3. психические процессы – это…
3. «фон», на котором протекает любая деятельность, отражают отношение между мотивом деятельности и ее результатом, между успехом и неуспехом
4. психические свойства – это…
4. свойства личности, отражающие привычный способ эмоционального реагирования
30. Укажите, какие из приведенных признаков свидетельствуют об ограниченности вменяемости в момент совершения преступления?
а) раскаяние в содеянном;
в) потеря памяти о произошедшем, истощение сил после содеянного;
г) слабоумие в стадиях имбецильности и идиотии;
д) наркотическое или алкогольное опьянение.
31. Интуиция – это…
а) часть логического мышления;
в) часть творческого мышления;
г) часть практического мышления.
32. Укажите, какое сочетание свойств нервных процессов составляет физиологическую основу темперамента по ?
а) уравновешенность, пластичность, сила, реактивность;
б) ригидность, интровертированность, активность;
в) экстравертированность, подвижность, активность;
г) уравновешенность, сила, подвижность;
д) сила, уравновешенность, активность.
33. Элементарным психическим познавательным процессом является:
34. Раздел юридической психологии, в котором рассматриваются мотивы преступного поведения, называется:
а) судебная психология;
в) криминальная психология;
35. Психологическими вопросами оценки свидетельских показаний в начале 19 века занимался:
36. По Г. Селье, адаптационный синдром проходит в своем развитии три стадии:
а) сопротивление, истощение, тревога;
б) тревога, сопротивление, истощение;
в) истощение, тревога, сопротивление;
г) возбуждение, адаптация, истощение.
37. Восприятие человека человеком в процессе профессионального общения относится к:
а) познавательной стороне общения;
б) перцептивной стороне общения;
в) коммуникативной стороне общения;
г) интерактивной стороне общения.
38. Социально-психологическим методом, используемым для изучения положения индивида в группе, является:
а) биографический метод;
39. Под психологической структурой преступной группы понимается:
а) ролевая дифференциация преступных действий участников группы;
б) установление норм и правил поведения членов преступной группы как в сфере преступной деятельности, так и вне ее;
в) сложившиеся отношения между членами преступной группы и окружающей их средой;
г) передача информации от одного члена преступной группы к другому.
40. Сущность поисковой деятельности следователя отражается:
а) в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации, которая дает возможность реконструировать события преступления;
б) в получении необходимой информации для раскрытия преступления путем общения с людьми;
в) в переводе добытой следственной информации в форму протокола, постановления;
г) в констатации объективных и субъективных сторон преступления.
41. Прием, менее всего побуждающий субъекта воздействия к произвольному речевому общению:
а) оживление в памяти знакомых образов;
б) использование лично значимой темы разговора;
в) формирование определенных психологических состояний в процессе общения;
г) использование прямых мотивированных вопросов по интересующей теме.
42. Характерной особенностью физиологического аффекта не является признак:
а) полная амнезия;
б) сужение сознания;
43. К наиболее частым ошибкам при назначении судебно — психологической экспертизы относится:
а) установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству;
б) установление физиологического аффекта;
в) установление индивидуально-психологических особенностей, способных существенно повлиять на поведение;
г) установление юридических признаков субъективной стороны преступления.
а) установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий;
б) установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе;
в) установление наличия или отсутствия физиологического аффекта на патологической почве;
г) установление способности потерпевших по делам об изнасилованиях правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление.
45. Раздел юридической психологии, изучающий личность осужденного, называется:
а) криминальная психология;
б) пенитенциарная психология;
в) судебная психология;
г) следственная психология.
46. Один из первых применял методы экспериментальной психологии для расследования преступлений и впервые сформулировавший принципы работы прибора, который впоследствии получил название «детектора лжи»:
г) Г. Мюнстенберг.
47. Перечислите элементы криминалистической характеристики личности допрашиваемого обвиняемого:
а) способ самозащиты;
48. Укажите наиболее эффективную форму установления психологического контакта для лиц:
а) рационального типа — …
б) эмоционального типа — …
49. Социально-психологическим фактором, затрудняющим установление психологического контакта, является:
а) использование пересекающихся трансакций;
б) использование механизма обратной связи;
в) владение техникой эффективного слушания;
г) отсутствие коммуникативных барьеров.
50. Социально-психологическим фактором, затрудняющим установление психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым, является:
а) ложное представление у несовершеннолетнего о чувстве товарищества, долга;
б) непонимание всей сущности совершенного деяния и его последствий;
в) бравада, стремление выглядеть взрослым;
г) бестактность и неподготовленность следователя к допросу несовершеннолетнего;
51. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза направлена на установление:
а) процессов, свойств и состояний психически здоровой личности;
б) вменяемости – невменяемости;
в) пограничных психических проявлений;
г) деформированных морально-нравственных качеств.
52. Наиболее часто встречающиеся типы акцентуаций характера у подростков-правонарушителей:
а) эпилептоидный, лабильный, шизоидный, неустойчивый;
б) шизоидный, сензитивный, психастенический, конформный;
в) истероидный, циклоидный, гипертимный, паранояльный;
г) неустойчивый, истероидный, гипертимный, эпилептоидный.
53. Наиболее распространенный неосознаваемый мотив при совершении изнасилований, совершаемых несовершеннолетними:
54. Поведение жертвы в криминальной психологии называется:
55. Механизмом психологической защиты, связанным с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, стремлений на других людей является:
56. В отношениях с начальством и близкими людьми неприменим следующий стиль поведения в конфликтной ситуации:
57. Психологическая сущность допроса состоит в следующем:
а) в получении от допрашиваемого необходимых сведений;
б) в изобличении допрашиваемого во лжи;
в) в оказании на допрашиваемого психического воздействия;
г) в выявлении причины самооговора.
58. К числу причин, влияющих на преступное поведение, не относятся:
а) отклонения в сфере социальных связей;
б) отклонения в сфере взаимоотношения со сверстниками;
в) особенности строения тела человека;
г) дефекты приобретения социально-культурного опыта.
59. Наиболее эффективным в деятельности юриста является восприятие:
60. Отрицательное психическое состояние, в котором находится субъект при невозможности достижения им поставленной цели – это:
61. Представителем уголовно-правового подхода к предмету юридической психологии является:
62. Еникеев является представителем:
а) интегративного подхода;
б) двойственного подхода;
в) уголовно-правового подхода к предмету юридической психологии.
63. Юридическая психология является:
а) отраслью права;
б) самостоятельной дисциплиной;
в) прикладной дисциплиной.
64. В России в 1964 году:
а) юридическая психология начала разрабатываться как дисциплина;
б) был выпущен первый учебник по юридической психологии;
в) юридическую психологию начали преподавать в вузах страны.
65. Наиболее тесные междисциплинарные связи юридической психологии с:
в) криминалистической тактикой;
г) теорией доказательств.
66. Достоверность свидетельских показаний зависит от:
а) предмета, к которому они относятся;
б) внешних условий, при которых свидетелем воспринимаются впечатления;
в) индивидуальных особенностей лица, которое дает показания;
г) все варианты правильные.
67. Соотнесите понятия и их определения:
1) сильное душевное волнение, характеризующееся яркими внешними проявлениями, снижением или отключением контроля над своими действиями
2) свойство восприятия, отражающее его зависимость от опыта общего содержания психической деятельности человека
3) явление, представляющее собой усиленное взаимодействие разных анализаторов
68. Наиболее типичными приемами в процессе воспоминания каких-либо событий являются:
а) тактильные, обонятельные, слуховые;
б) зрительные, осязательные, тактильные;
в) слуховые, зрительные, моторные.
69. Укажите, какие явления чаще всего плохо воспринимаются свидетелями:
а) скорость движения объектов;
б) пространство и время;
70. Согласно наблюдениям доктора Гейльберга, самыми плохими свидетелями в отношении степени способности внимания являются:
а) врачи и учителя;
б) юристы и ученые;
71. Различаются ли свидетельские показания у следующих групп респондентов?
1) женщины и мужчины
а) да; б) нет; в) никогда;
2) мальчики и девочки до 11 лет
3) образованные и малообразованные люди
72. Заключение судебно-психологической экспертизы имеет для суда следующее значение:
б) подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу;
в) имеет заранее предустановленную силу.
73. Стиль поведения в конфликтной ситуации, характеризующийся «уходом» от проблемы – это:
74. Стиль поведения в конфликтной ситуации, рекомендуемый при дефиците времени и сил:
75. Система защиты, связанная с перестройкой системы ценностей человека – это:
76. Существует ли природная предрасположенность человека к преступлению?
77. Перечислите природно обусловленные нарушения психической регуляции поведения человека, способствующие совершению преступлений:
а) повышенная конформность ;
78. К признакам физиологического аффекта относятся:
а) сужение сферы сознания;
б) частичная потеря памяти;
в) попытки скрыть следы преступления;
79. К признакам патологического аффекта не относится:
а) отсутствие попыток сокрытия преступления;
б) сужение сферы сознания;
в) потеря памяти о содеянном;
80. К причинам, влияющим на преступное поведение относятся:
а) отклонения в сфере взаимоотношений со сверстниками;
б) дефекты приобретения социально-культурного опыта;
в) отклонения в сфере социальных связей;
81. Укажите психологические особенности следственной деятельности:
а) жесткая регламентированность законом;
82. Методом самопознания юриста выступает:
а) анализ обобщенных характеристик;
в) биографический метод.
83. Целенаправленная, планируемая следователем деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей – это:
а) устранение недостатков следственных действий;
б) установление психологического контакта;
в) изобличение партнера по общению во лжи.
84. Укажите психологические особенности осмотра места происшествия:
85. На основе анализа обстановки места происшествия нельзя определить:
а) психологические особенности личности преступника;
б) физические особенности личности преступника;
в) пол, возраст преступника;
г) все ответы неправильные.
86. Перечислите основные условия внешнего конфликта:
а) ролевая противоположность;
87. Установите соответствие понятий:
а) обособление внутри человека травмирующих его обстоятельств при утрате эмоциональной связи с ними
б) стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимся представлением о себе
в) блокирование нежелательной информации на стадии перевода ее из воспринимающей системы в память
г) активное выключение из сознания истинного неприемлемого мотива
88. Перечислите способы нейтрализации отрицательных психических состояний:
а) понижение значимости травмирующего фактора;
89. Прием, используемый следователями при обыске и состоящий в обмене мнениями о нахождении искомого объекта и наблюдении за эмоциональными реакциями обыскиваемого – это:
б) словесная разведка;
90. К факторам, влияющим на выбор обыскиваемым места сокрытия объекта не относится:
д) все ответы неправильные.
91. Перечислите психологические термины, закрепленные УК РФ:
92. Объектом судебно-психологической экспертизы является:
а) физические особенности человека;
б) психика человека;
в) материалы, документы, информация о человеке.
93. Одним из основных методов судебно-психологической экспертизы является:
в) изучение материалов уголовного дела;
94. Укажите методы, используемые судебно-психологической экспертизой:
95. Посмертная судебно-психологическая экспертиза проводится в следующих случаях:
а) при необходимости проверки версии о самоубийстве;
96. Судебно-психологическая экспертиза проводится в:
а) специальных учреждениях судебно-психологической экспертизы;
б) в научно-практических учреждениях или учебных заведениях;
в) в бюро судебно-медицинской экспертизы.
97. Назовите профессионально-значимые черты характера, которыми должен обладать юрист:
а) высокий уровень профессиональной адаптации;
98. Укажите методы юридической психологии, которые имеются в виду:
а) этот метод заключается в возможности активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Благодаря этому он служит основным инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания;
б) наиболее доступный и часто встречающийся прием в практике психологов – познание человека на основе непосредственного восприятия, познание, проводимое в естественных условиях;
в) этот метод заключается в том, что испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т. п. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов. Этот метод позволяет охватить большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта.
99. Воры по своей психологической структуре отличаются от других категорий преступников:
а) повышенной импульсивностью;
б) пониженной тревожностью;
100. Типичные подростковые поведенческие реакции, которые являются одним из факторов «риска» при совершении правонарушений, выделил:
101. Предметом пенитенциарной психологии не является:
а) изучение личности преступника;
б) исследование проблем эффективности наказания;
в) динамика личности осужденного;
г) особенности ресоциализации личности, отбывающей наказание.
102. Изменение личностных структур в результате негативного воздействия специфики профессиональной деятельности называется:
б) профессиональная реализация;
в) профессиональная деформация;
г) профессиональная адаптация.
103. Психологический процесс приспособления личности к условиям деятельности называется:
б) реализация;
104. Восстановление утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе называется:
105. К функциям режима при отбывании наказания не относится функция:
106. При допросе малолетних свидетелей и потерпевших не рекомендуется:
а) использование специальных терминов, понятий;
б) общение с ребенком в официальном тоне;
в) производить допрос в кабинете следователя;
107. Допрос малолетних свидетелей рекомендуется начинать с:
а) выяснения их личности;
б) вопросов, не относящихся к теме допроса (об игрушках, их увлечениях);
в) вопросов, интересующих следствие.
108. Перечислите основные свойства и закономерности ощущений:
109. Ошибочное восприятие реальных вещей или явлений называется:
110. Укажите основные свойства восприятия:
111. Соотнесите понятия:
а) психический процесс, состоящий в создании новых образов объектов на основе имеющихся знаний и представлений
б) целенаправленное, планомерное восприятие объектов
в) психофизиологический процесс, характеризующийся сосредоточенностью сознания на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей
112. Высшим познавательным психическим процессом является:
113. Каковы фазы развития аффекта?
а) подготовительный период;
114. Отечественный психолог, разработавший динамическую структуру личности, элементами которой являются 4 подструктуры:
115. Побуждением к совершению поведенческого акта является:
116. Укажите наиболее распространенные мотивы совершения преступлений:
117. Дайте классификацию личности преступника в зависимости от мотивации преступного поведения.
118. При допросе несовершеннолетних следователю рекомендуется:
а) производить допрос в неформальной обстановке;
б) общаться с несовершеннолетним как со взрослым;
в) не допускать неуважения, пренебрежения по отношению к несовершеннолетнему.
119. Повторным воспоминанием не является:
120. Предъявлять доказательства лицам рационального типа рекомендуется в следующей последовательности:
а) от более веского к менее вескому;
б) от менее веского к более вескому;
в) последовательность предъявления доказательств значения не имеет.
121. Типичными мотивами лжесвидетельства являются:
а) личная заинтересованность свидетеля;
б) ложно понятые чувства дружбы, родственные обязанности;
в) чувство сострадания к обвиняемому или потерпевшему;
г) понуждение заинтересованных лиц;
122. Симультанное узнавание при опознании – это:
а) постепенное узнавание путем мысленного сравнения, сопоставления признаков объекта;
б) узнавание сразу в результате мгновенного сопоставления образа объекта, находящегося в памяти опознающего и объекта, наблюдаемого им в процессе предъявления для опознания;
в) узнавание объекта через продолжительный промежуток времени после его предъявления для опознания.
123. На практике считается более надежным следующий вид узнавания:
124. При допросе малолетних свидетелей и потерпевших следователю необходимо учитывать:
а) склонность малолетних к фантазированию;
б) склонность малолетних к внушению;
в) возможность неправильного восприятия и истолкования отдельных фактов;
125. Перечислите основные черты судебной речи в уголовном процессе:
126. При производстве обыска следователю необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства:
а) поведение обыскиваемого;
б) поведение членов семьи обыскиваемого;
в) необходимо производить обыск, не обращая внимание на окружающих.
127. Наибольшая криминальная активность характерна для следующих возрастных групп:
128. Психический процесс, необходимый следователю при построении версий:
129. Основным психическим процессом при осмотре места происшествия является:
130. К субъективным факторам, влияющим на эффективность осмотра места происшествия не относятся:
а) криминалистическая наблюдательность;
б) мыслительная деятельность;
в) неблагоприятные условия осмотра места происшествия;
г) профессиональный опыт следователя.
131. При выборе места сокрытия объекта обыскиваемые обычно рассчитывают на:
б) утомление следователя;
в) невнимательность следователя;
132. В юридической деятельности запоминание улучшается при условии:
а) есть смысловая организация материала;
б) составлен план деятельности;
в) отсутствует классификация и систематизация информации;
г) ведется сравнение сходных явлений и фактов.
133. В случаях, когда допрашиваемый затрудняется в припоминании каких-либо фактов или явлений, следователю рекомендуется:
а) проводить проверку показаний на месте;
б) демонстрировать допрашиваемому планы, фотографии места происшествия;
в) использовать методы давления на допрашиваемого с целью припоминания им необходимой информации;
134. Не является наиболее эффективным в юридической деятельности следующий вид памяти:
а) непроизвольная память;
б) произвольная память;
в) логическая память.
135. К физиологическим состояниям, влияющим на формирование свидетельских показаний на стадии восприятия, относятся:
в) чрезмерное напряжение;
г) алкогольное или наркотическое опьянение;
д) все ответы правильные.
136. Ложные показания можно диагностировать по следующим признакам:
а) бедность эмоционального фона показаний;
б) схематичность и заученность показаний;
в) лексические особенности показаний, не соответствующие личностным особенностям допрашиваемого;
137. Укажите психологические особенности судебной деятельности:
138. Какие категории лиц не следует допрашивать сразу после совершения преступления?
а) потерпевших от изнасилования;
б) свидетелей, находящихся в состоянии стресса;
в) малолетних свидетелей;
г) потерпевших от кражи;
139. Из каких видов состоит деятельность следователя при осмотре места происшествия?
140. Перечислите психологические особенности допроса на очной ставке:
а) конфликтный характер;
141. Приемом психического воздействия называют:
а) воздействие на противодействующее следователю лицо путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая им информация вопреки его желанию;
б) воздействие на противодействующее следователю лицо путем противоправного психического принуждения к даче правдивых показаний;
в) установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым.
142. Укажите приемы правомерного психического воздействия в ситуациях противодействия:
а) создание у допрашиваемого лица субъективных представлений об объеме доказательств;
б) исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;
в) система предъявления доказательств по возрастающей их значимости;
г) все ответы правильные.
143. Целью психического воздействия является:
а) преодоление установки на противодействие;
б) убеждение противодействующего лица в необходимости дачи правдивых показаний;
в) преодоление установки на содействие расследованию.
144. Психическое воздействие не является правомерным, когда:
а) оно не ограничивает свободу волеизъявления подозреваемого или обвиняемого;
б) оно не нарушает прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого;
в) оно не предоставляет возможности выбора поведения лица.
145. Тактический прием психического воздействия на подозреваемого или обвиняемого является правомерным, если:
а) прием не основан на неосведомленности подозреваемого (обвиняемого) или иных лиц в правовых вопросах;
б) прием не унижает достоинства личности и не ограничивает свободы ее волеизъявления;
в) прием не влияет на позицию невиновного, не побуждает его к признанию несуществующей вины и так далее;
146. Особенностью конструктивной деятельности следователя является:
а) постоянно возникающая необходимость в текущей корректировке его деятельности;
б) необходимость установления психологического контакта с допрашиваемыми;
в) существующая необходимость в построении мысленных моделей произошедшего события.
147. Умение следователя обходиться без предварительных детальных планов при расследовании преступления может быть обусловлено:
а) развитым воображением, которое позволяет по отдельным деталям реконструировать целостное событие;
б) развитыми комбинаторными способностями, энергией, интуицией;
в) отсутствием необходимости в составлении каких-либо планов.
148. Укажите, какому виду внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) соответствуют положения:
а) зависит непосредственно от качеств объекта, которые сами по себе вызывают внимание;
б) характеризуется активностью, волевым усилием, сознательностью регулирования, его направленность зависит от цели деятельности;
в) возникает на основе непосредственного интереса, который проявляется в процессе самой деятельности, связано с осознанием цели.
149. Укажите, какому свойству внимания (объем, концентрация, распределенность, переключаемость, устойчивость) соответствуют положения:
а) скорость произвольной смены объектов психических процессов;
в) количество одновременно выполняемых действий;
г) степень сосредоточенности внимания на одном объекте, интенсивность направленности торможения конкурирующих сфер;
д) продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте.
150. Укажите, какой группе черт характера (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) соответствует каждое из нижеприведенных положений:
а) устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного регулирования поведения;
б) устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения;
в) устойчивые индивидуально-типологические отражения существенных взаимосвязей действительности.
151. Укажите, какому из типов характера (гармонически целостный, вариативный, внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой, конфликтный с пониженной адаптацией) соответствует каждое из нижеприведенных положений:
а) адаптирующийся к любым условиям в результате неустойчивости позиции, беспринципности; этот тип характера свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего способа поведения;
б) отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств;
в) отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, корректируется с большим напряжением;
г) хорошо адаптируемый в любых ситуациях; этот тип характера отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособляемостью к окружающей среде; это общительный, волевой, принципиальный человек.
152. Развитию какого вида воображения у лиц, которым по закону дано право оценивать доказательства способствуют полное и точное описание обстановки и следов происшествия в протоколе осмотра места происшествия, фиксация их в планах, схемах, фототаблицах?
153. Представители социальной теории личности считают, что личность – это:
а) система отношений к обществу;
154. Представители трансперсональной теории личности своим постулатом считают девиз: «Изучать психологию – это значит познавать себя … (продолжите предложение).
155. Видами профессиональной деформации юриста являются:
а) стереотип деятельности;
156. Виды конфликтов в деятельности юриста:
157. Когнитивный диссонанс – это:
а) противоречие между знанием и незнанием;
б) недостаток информации;
в) переизбыток информации;
158. Явление, которое возникает в результате воздействия на водителя света фар встречного автомобиля в темное время суток и длящееся еще некоторое время после окончания воздействия называется:
в) последовательными образами;
159. Процесс формирования свидетельских показаний проходит следующие этапы:
а) восприятие события;
160. При допросе несовершеннолетнего следователь должен вести себя с ним как:
в) отношение следователя к несовершеннолетнему значения не имеет.
[1] согласовывается при наличии изменений в содержании и методике преподавания дисциплины
www.pandia.ru