Двойное гражданство

Добрый день! Что считается датой и основанием приобретения иного гражданства в уведомлении о двойном гражданстве в пункте 4? Человек рожден в УССР (Украина) и постоянно проживал на момент распада СССР(1992 г) в Украине

23 Января 2015, 10:16 Юрий, г. Москва

Если Вы получали украинский паспорт по достижении 16 лет — то основанием является свидетельство о рождении, дата — это дата выдачи первого паспорта (насколько я знаю, на Украине паспорт не сдается при обмене, а вклеивается новая фотография, поэтому узнать дату выдачи легко).

Если Вы получили паспорт Украины уже будучи гражданином СССР и имели паспорт СССР — то основанием является этот паспорт СССР, а датой также дата выдачи первого паспорта Украины.

С уважением, Светлана.

Спасибо большое за быстрый ответ. Украинский паспорт был получен при достижении 16 лет, но он, к сожалению, был утерен. Взамен ему был получен новый паспорт в 27 лет. В этом случае, какую дату указывать в уведомлении? Возможности узнать дату выдачи первого паспорта, к сожалению нет

23 Января 2015, 10:37

Поскольку в уведомлении указывается

4) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве

то допустимо указать дату выдачи паспорта в 27 лет. В этом случае Вы указываете «основание получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве».

В любом случае Вы эти данные теперь не восстановите, по крайней мере это сложно. У Российской Федерации этих полномочий также нет.

Спасибо за быстрый и развернутый ответ

23 Января 2015, 10:46

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Теряю ли я право на квартиру после приобретения иного гражданства и утраты гражданства России?

здравствуйте! я гражданка России и имею в собственности квартиру в одном из городов РФ. сейчас прохожу процедуру получения иностранного гражданства. теряю ли я право на квартиру после приобретения иного гражданства и утраты гражданства России? спасибо

21 Февраля 2016, 21:56 Мила, г. Москва

Ответы юристов (2)

Здравствуйте. Нет, не теряете. Право собственности у Вас так и останется, даже если гражданство поменяете. законодательством РФ не предусмотрено лишение собственности за переход в другое гражданство или отказа от гражданства.

спасибо большое за ответ, Александр! вы могли бы мне подсказать статью закона. ещё раз спасибо. мила.

21 Февраля 2016, 22:13

Статью какую? Если по отчуждению недвижимости то ГК РФ

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:
1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);
2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);
3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);
(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);
5) реквизиция (статья 242);
6) конфискация (статья 243);
7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;
(пп. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.
(пп. 9 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 302-ФЗ)
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Если же про конкретно потерю права собственности при переходе в другое гражданство, то такой статьи не существует. Это предполагается по нормам ГК и конституции.

Как правельно заполнить пункт 4 уведомления о втором гражданстве?

Добрый день! У меня проблемы с заполнением уведомления о двойном гражданстве. Я получила итальянское гражданство в связи с тем что прожила там 11 лет и имела права подать на него.Как правильно обозначить эту причину в уведомлении? А также у меня нету документа в котором написано точное число выдачи, какую мне тогда дату указывать ?

Я буду вам очень благодарна за помощь!

Ответы юристов (16)

у меня нету документа в котором написано точное число выдачи, какую мне тогда дату указывать

Указывайте дату получения Итальянского паспорта, вы должны будите предоставить копию Итальянского паспорта

Как правильно обозначить эту причину в уведомлении?

напишите «проживание на территории иностранного государства в течении срока установленого законодательством Италии достаточным для приобретения гражданства (11 лет)

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Скажите, у Вас есть вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в Италии?

Ст. 6 ФЗ О гражданстве РФ

Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

А какой документ у Вас есть?

Уточнение клиента

В день выдачн гражданства мне просто выдали новый документ удостоверяющий личность (Карта ди идентита- вроде нашего паспорта) а загран паспорт выдали позже.

23 Января 2015, 16:24

Мария, добрый день.

В этом пункте нужно указать приобретение гражданства по натурализации, а дату, достаточно поставить год и месяц.

Точного требования к формулировке не предусмотрено, а дату лучше указывать в соответствии с паспортом, так как ксерокопию паспорта все равно надо будет отправить вместе с заявлением, могут сверить.

Спасибо! Тогда еще такой вопрос. В Италии нету такового внутренего паспорта а толко карта ди идентита- документ удостоверяющий личность и его мне выдали в день получения гражданства. А паспорт т.е. загранпаспорт толко позже. Тогда мне лучше делать копию и перевод карты или всетаки паспорта ?

Извените за мой русский я очень давно живу в Италии.

23 Января 2015, 16:28

Вот нашла Закон.

На основании Закона № 91 от 5 февраля 1992 года (Legge dello Stato 05/02/1992 n. 91 «Nuove norme sulla cittadinanza»).

23 Января 2015, 16:25

Я получила итальянское гражданство в связи с тем что прожила там 11 лет и имела права подать на него.Как правильно обозначить эту причину в уведомлении?

Как причину укажите «По основаниям предусмотренным национальным законодательством Италии»

А также у меня нету документа в котором написано точное число выдачи, какую мне тогда дату указывать ?

Указывайте дату получения Вами итальянского национального паспорта

23 Января 2015, 16:32

В вашем итальянском паспорте должна быть указана дата выдачи паспорта, в п.4 нужно указывать ее.

Прикладываю Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 28 июля 2014 г. N 450 для сведения.

В день выдачн гражданства мне просто выдали новый документ удостоверяющий личность (Карта ди идентита- вроде нашего паспорта)

в таком случае можете указать именно дату этой карты

Карта ди идентита-

Вот ее дату и номер нужно указывать.

«дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве»

Указываете дату получения паспорта и основание — Карта ди идентита.

Здравствуйте!

Согласно Приказу
ФМС России от 28.07.2014 N 450 «Об утверждении форм и порядка подачи
уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо
вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право
на его постоянное проживание в иностранном государстве» к обязательному
требованию при подаче такого уведомления относится – п.7 к уведомлению
прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении
которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо
иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа
на право постоянного проживания в иностранном государстве.

При приеме уведомления уполномоченным должностным
лицом территориального органа ФМС России проверяются точность изложенных в
уведомлении сведений и наличие копий необходимых прилагаемых к нему документов,
сличаются данные, подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью
гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не
достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, в
предъявленном документе, удостоверяющем личность, а также заполняется отрывная
часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину либо законному
представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста
восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности.

В связи с этим в п. 4) – «дата и основание
приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного
проживания в иностранном государстве» можно указать дату, которая указана в
паспорте, если месяц в документе, подтверждающем наличие гражданства совпадает.
Если нет, то можно указать только месяц и год, которые указаны в документе. В
качестве основания так и укажите – «в связи с постоянным проживанием» в данной
стране.

Отправлять нужно копию документа удостоверяющего личность (внутренего Итальянского) документа, тоесть этой карты.

В Италии нету такового внутренего паспорта а толко карта ди идентита- документ удостоверяющий личность и его мне выдали в день получения гражданства. А паспорт т.е. загранпаспорт толко позже.

Мария, Ирина Фролова приложила Вам памятку, в ней п. 7

7. К уведомлению прилагается копия имеющегося у
гражданина Российской Федерации, в отношении которого
подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного
документа
, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право
постоянного проживания в иностранном государстве.

Еще раз спасибо!

23 Января 2015, 16:31

Я так понимаю. что Вам необходимо заполнить эту сроку: дата и основание приобретения иного гражданства или
получения документа на право постоянного
проживания в иностранном государстве.

Если я права. то под основанием получения вы можете написать: получение гражданства путем натурализации в соответствии с законом Италии «О национальности».

Что касается даты получения гражданства, то можете поставить дату получения паспорта иностранного гражданина.

В уведомлении указывается

4) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве

В качестве основания Вы можете указать конкретный закон Италии, по рождению, регистрация брака, проживание в течение стольки-то лет, изъявление добровольного желания. В Вашем случае это одно их двух последних оснований. К счастью, уведомление не требует юридической подготовки и ссылки на конкретные нормы.

По поводу даты. Если Вы обладаете гражданством, то в документе, это подтверждающем, в любом случае будет стоить дата выдачи. Эту дату и пишите. Если этих данных нет — пишите год.

Обращаю внимание, что все поля уведомления ДОЛЖНЫ быть заполнены, в противном случае административная ответственность — штраф.

Приказ ФМС России от 28 июля 2014 г. № 450:

5. Уведомление заполняется собственноручно или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются использование сокращений и аббревиатур, а также зачеркивания и исправления. При необходимости для заполнения отдельных граф уведомления могут быть использованы буквы латинского алфавита.

6. В уведомлении должны быть заполнены все поля.

7. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

карта ди идентита- документ удостоверяющий личность

— это основание приобретения гражданства, указывать ее

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Приобретение иного гражданства

Конституционный комитет Госдумы одобрил вчера поправки к законопроекту об уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства, внесенному депутатом ЛДПР Андреем Луговым. Проект содержался в пакете идей сенатора Андрея Клишаса, одобренных президентом Владимиром Путиным на апрельской встрече с руководством Совета Федерации.

Одобренный комитетом законопроект обязывает россиян уведомлять Федеральную миграционную службу о наличии второго гражданства, вида на жительство или другого документа, дающего право постоянно жить в другой стране. Первоначальный вариант документа обязывал уведомлять лишь о втором гражданстве.

От обязанности уведомлять об ином гражданстве ко второму чтению решено освободить россиян, постоянно живущих за границей, а также лиц с двойным гражданством России и Таджикистана, России и Туркмении. Уведомления за несовершеннолетних и ограниченно дееспособных граждан будут обязаны направлять законные представители. В письменном уведомлении, кроме сведений о документе, потребуется указать основание для его приобретения.

За неуведомление ФМС об ином гражданстве россиянам будет грозить административная и уголовная ответственность (в первоначальной версии проекта была предусмотрена только уголовная). Административный штраф в 500-1000 руб. предусмотрен за несвоевременную подачу уведомления, предоставление неполных или заведомо недостоверных сведений в уведомлении. Уголовное наказание — штраф до 200 тыс. руб. или до 400 часов обязательных работ — будет грозить тем, кто не подаст уведомление о наличии иного гражданства.

В разное время и правительство, и Верховный суд (последний — в отзыве на похожий проект депутата от ЛДПР Сергея Иванова) выступали против уголовного наказания за неуведомление властей о втором гражданстве. Они отмечали, что общественная опасность деяния не соответствует понятию «преступление». На вчерашнем заседании конституционного комитета Госдумы введение уголовной ответственности вызвало возмущение только у Иванова. «Вы делаете уголовником человека, который просто забыл сообщить о втором гражданстве!» — сказал он.

Председатель комитета Владимир Плигин отметил, что забыть об ином гражданстве сложно, а уведомить о нем «исключительно легко — почтовые отделения функционируют в каждой части страны». Он добавил, что каждый случай необходимо рассматривать применительно к конкретной ситуации, с учетом его общественной опасности.

Иванов предлагал уголовную ответственность только для отдельных категорий россиян: депутатов и сенаторов, которые допущены к гостайне. В этом случае, по его словам, опасность действительно есть.

Бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин полагает, что уголовная ответственность вводится для возможности проводить оперативно-разыскные мероприятия. «Административный кодекс не дает права их проводить, а после возбуждения уголовного дела это можно делать», — пояснил эксперт.

Оперативно-разыскные мероприятия включают в себя опрос, наведение справок, прослушивание телефонных переговоров, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т. д.

Собеседник РБК в МВД полагает, что следователь или оперативник, получив оперативную информацию о втором гражданстве, обратится к гражданину за подтверждением этого факта. Если выяснится, что тот забыл или поленился сообщить о себе, ему грозит лишь административная ответственность.

Если же человек будет упорствовать, это будет расценено как обман и повод для возбуждения уголовного дела. Для его изобличения оперативники могут получить информацию с погранпунктов — авиационных, автомобильных, морских либо железнодорожных, от других государств либо найти непосредственные доказательства у самого подозреваемого, отыскав у него второй паспорт либо иные документы, в частности в ходе обыска или досмотра, прослушки или чтения электронной почты.

Другие государства, кроме Туркменистана и Таджикистана, с которыми у России есть договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства, не будут сообщать РФ о своих гражданах, полагает Поставнин. С его мнением согласен председатель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Он считает, что для выявления второго гражданства будут задействованы разведывательные и иные оперативные механизмы, но основной замысел уголовного наказания — в запугивании граждан.

По мнению правозащитницы Светланы Ганнушкиной, уголовную ответственность за сокрытие второго гражданства хотят ввести для того, чтобы «поставить имеющих таковое людей в положение подозрительных личностей». «Этот провоцирующий закон заставит людей скрывать второе гражданство, чтобы минимизировать взаимодействие с государством», — уверена она.

При пересечении границы у тех, кто без визы въезжает на территорию другого государства, могут возникнуть проблемы. «Человека могут не посадить на рейс [российские пограничники — Примеч. РБК] из‑за того, что у него нет визы, и он выезжает по второму паспорту», — не исключает правозащитница.

Письменное уведомление может быть подано в течение двух месяцев с момента приобретения такого документа лично или почтой, сказано в проекте. Тот же срок (60 дней) для уведомления дан людям, имеющим иное гражданство к моменту вступления закона в силу (через 60 дней после официального опубликования). В отношении россиян, живущих в Крыму, закон вступит в силу с 1 января 2016г.

Уведомлять ФМС потребуется и при выходе из иного гражданства. При получении каждого нового гражданства нужно будет подавать в ФМС новое уведомление. Правила учета россиян с иными гражданствами установит правительство.

Уведомление об ином гражданстве подается в письменном виде лично гражданином или его законным представителем.

В уведомлении должны быть указаны:

1. Фамилия, имя, отчество
2. Дата и место рождения
3. Место жительства/место пребывания/место фактического нахождения
4. Серия и номер российского паспорта
5. Наименование иного гражданства; серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего наличие у россиянина другого гражданства, права постоянно жить в ином государстве;
6. Дата и основание приобретения иного гражданства/получения документа на право постоянно жить в ином государстве
7. Сведения о продлении срока действия документа на право постоянно жить в ином государстве или получении нового документа об этом;
8. Сведения об обращении о выходе из иного гражданства или документа, дающего право постоянно жить в другом государстве.

К уведомлению нужно будет приложить копии российского и иностранного паспортов (или документа, дающего право постоянно жить в другой стране). Форму и порядок подачи уведомлений определит ФМС, правила учета подавших уведомления — правительство.

Светлана Бочарова, Фарида Рустамова, Иван Петров, Мария Макутина

www.rbc.ru

Второе гражданство и вид на жительство: уведомлять или нет?

Опубликовано в журнале «Legal Insight», август 2014г.

4 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон No 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты», устанавливающий обязанность российских граждан (за исключением тех, кто постоянно проживает за рубежом) уведомлять территориальный орган ФМС о наличии гражданства и вида на жительства иностранного государства. Какую цель преследовал законодатель, принимая этот закон? Будет ли он работать на практике?

Основные положения закона

Федеральный закон No 142-ФЗ распространяется на граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, видом на жительство, а также иным действительным документом, подтверждающим право на постоянное проживание в иностранном государстве, за исключением постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Аналогичная обязанность об уведомлении возлагается на родителей (опекунов) в отношении своих детей, не достигших 18 лет, за исключением случаев их постоянного проживания за границей. Законодатель установил уголовную ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства иностранного государства или вида на жительство. В Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 330.2, в соответствии с которой санкцией за данное преступление является штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одно- го года либо обязательные работы на срок до 400 часов.

Законом установлен перечень сведений, которые необходимо подать в территориальный орган ФМС:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (место пребывания или место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства или наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

Подача уведомления о наличии ВНЖ или второго гражданства осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина России или иного документа, удостоверяющего личность. Сведения необходимо подать в течение 60 дней с момента вступления в силу указанного закона, т.е. не позднее 6 октября 2014 г., а в последующем не позднее 60 дней с момента получения гражданства иностранного государства или вида на жительство.

Также в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП установлена административная ответственность за несвоевременную подачу уведомления, либо представление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений в размере штрафа от 500 до 1000 руб.

Логика законодателя

Начнем по порядку, прежде всего постараемся понять логику законодателя. В одном из интервью депутат Андрей Луговой, автор данного закона, отвечая на вопросы членов фракции «Справедливая Россия», заявил, что Россия «находится в агрессивной мировой среде, государство и власть должны знать о двойном гражданстве». По его мнению, реестр «двойных» граждан может помочь «спецслужбам в экстренной ситуации». На наш взгляд, можно выделить три причины, почему данный закон был принят именно сегодня.

1. Закон прежде всего направлен на российских чиновников, и если раньше кроме самого запрета на обладание гражданством иностранного государства, единственной санкцией было увольнение с государственной службы то сейчас вводятся меры уголовной ответственности за сокрытие данной информации.

Так, депутат Андрей Луговой на своей официальной странице написал следующее: «Шуточки закончились. Мы не можем доверять нашим западным «партнерам» ни в чем. В вопросах национальной безопасности мелочей не бывает. На очереди — новые законодательные подходы к регулированию второго гражданства государственных служащих, потому что паспорт иностранного государства в кармане российского чиновника или бизнесмена — это «брешь» в нашей безопасности. Иностранное государство имеет возможность влиять на такого «гражданина», а через него — на ситуацию в стране.»

2.Сама политическая ситуация, усиление патриотических настроений, борьба с «пятой колонной», попытки государства вернуть бизнес и самих граждан в российскую юрисдикцию. И снова приведем цитату автора законопроекта г-на Лугового: «И не надо говорить, что между оттоком капитала и множественным гражданством нет взаимосвязи. Обе проблемы касаются, прежде всего, нашего самоуважения. И пока мы сами не станем себя уважать, никто нас уважать не будет. Пора, наконец, перестать предавать национальные интересы в угоду сиюминутным выгодам.»

3. Фискальные интересы государства. Попытка установить контроль за расходами граждан с соответствующими налоговыми последствиями.

Отметим также, что сразу же после принятия закона во втором и третьем чтении в прессе разгорелась горячая дискуссия, и даже в стенах Парламента и кулуарах правящих партий единства по данному законопроекту не наблюдалось. Оставим в стороне политические дебаты и остановимся для начала на налоговой составляющей закона, о которой в СМИ практически ничего не говорилось.

Фискальные интересы государства

Как уже было сказано, в уведомлении территориального органа ФМС необходимо указать основания приобретения гражданства иностранного государства и вида на жительство. Условно эти основания можно разделить на две категории. Первая — это все, что не связано с инвестициями, брак с иностранцем, обучение в иностранном вузе, натурализация, приобретение гражданства на основании корней и т.д. Вторая — это инвестиции, куда относятся инвестирование в недвижимость, в субординированные банковские займы, покупка государственных облигаций, ценных бумаг, учреждение или покупка бизнеса, и т.д. Очевидно, что с точки зрения фискальных функций государства первая категория российских граждан интересует контролирующие органы куда меньше, чем вторая.

Представим себе, что гражданин России уведомляет территориальный орган ФМС о наличии у него вида на жительство в Португалии и указывает основание — инвестиции в недвижимость. Не нужно быть большим специалистом в области иммиграционного права Европейского Союза, чтобы понять, что указанный гражданин потратил на приобретение недвижимости в Португалии сумму равную более 500000 евро или 24 млн руб. Если данная недвижимость была оплачена с личного счета за рубежом или счета иностранной компании, то информация об операции вообще отсутствовала в российском информационном поле до момента обязательного уведомления территориального органа ФМС.

Аналогично можно оценить размер инвестиций при получении гражданства и вида на жительство и в других зарубежных странах. В этом случае у российских контролирующих органов к указанному гражданину могут возникнуть два вопроса: источник происхождения средств и был ли уплачен с этой суммы налог. Налоговые последствия уже могут быть определены в каждом конкретном случае индивидуально.

Что означает постоянное проживание за пределами России?

Теперь вернемся к анализу норм нового федерального закона. С одной стороны, стоит отметить очень высокую степень детализации установленных в законе правил. Так, например, законодатель четко описал круг лиц, на которых распространяется данный закон. К этим лицам можно отнести граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, временным видом на жительство, постоянным видом на жительство иностранного государства, визой инвестора и т.д., причем перечень является открытым.

С другой стороны, в законе содержится важное ограничение, описанное всего одним предложением, что уведомление не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Никакой детализации того, что можно считать постоянным проживанием за пределами России, в законе не содержится. На сегодняшний день в российском законодательстве вообще отсутствует определение термина «гражданин России, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации» для целей иммиграционного права. Очевидно, что критерии налогового резидентства, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и международными договорами, для данных отношений не применимы.

И здесь сразу возникает множество вопросов. Если человек 9 месяцев в году живет за границей и 3 месяца в России, его можно считать постоянно проживающим за пределами России? А если 7 и 5 месяцев? Если гражданин на период вступления в действие закона проживает за границей, затем на 2–3 месяца вернулся в Россию и вновь уехал за границу, у него возникает обязанность по уведомлению или нет? Пока в российском иммиграционном праве ответов на данные вопросы нет.

Между тем сам факт отсутствия постоянного проживания за пределами России будет являться элементом доказывания в рамках уголовного дела по неисполнению обязанности по уведомлению. В отечественной прессе много и часто пишут о детях российских чиновников, которые учатся или работают за границей, не это ли причина появления данного исключения при рассмотрении законопроекта во втором чтении, а также обтекаемость формулировки и отсутствие четкого ответа на вопрос, кого же можно считать постоянно проживающим за пределами России?

Еще одна важная деталь касается самой ответственности, и здесь также возникает много вопросов. С одной стороны, законодатель устанавливает очень жесткую ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению, кроме негативных последствий самой судимости, это до 400 часов исправительных работ. С другой стороны, за представление сведений в неполном объеме и заведомо недостоверных сведений устанавливается административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1000 руб.

Если лицо выполнит обязанность по уведомлению, но в представленных сведениях не укажет, например, данные паспорта иностранного государства или вида на жительство либо основание получения иностранного гражданства или вида на жительство, в этом случае лицо не подлежит уголовной ответственности, поскольку исполнило саму обязанность по уведомлению, но может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 1000 руб.? Сложно понять логику законодателя, но соотношение санкций КоАП РФ и УК РФ вызывает у автора статьи некоторое недоумение.

Будет ли закон работать?

Теперь обратимся, к, пожалуй, самому важному вопросу: а как же данный закон будет работать на практике? Как будет строиться, например, механизм доказывания российскими правоохранительными органами? С учетом презумпции невиновности — базовой ценности, закрепленной в Уголовном кодексе Российской Федерации, сотрудникам Следственного комитета, в чьей компетенции находится применение новой статьи 320.2 УК РФ, будет необходимо доказать три основных составляющих объективной части преступления:

  • наличие гражданства, вида на жительство или иного документа,
  • факт постоянного проживания на территории России,
  • неисполнение обязанности по подаче уведомления.

И если со вторым и третьим критерием мы не видим больших сложностей в доказывании, то с доказыванием основной составляющей преступного деяния — наличием второго гражданства и вида на жительство — возникает множество вопросов. И главный из них — как будет происходить обмен информацией между российскими органами (органами полиции, ФМС, Следственным комитетом России и др.) и компетентными органами зарубежных государств. Это, пожалуй, самый важный вопрос на сегодняшний день.

Напомним, что, согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Поэтому основополагающим документом, доказывающим вину, будет письменный ответ на запрос российского компетентного органа о наличии у гражданина России гражданства иностранного государства или вида на жительство.

Важно отметить, что до сегодняшнего дня существующая практика обмена информацией между иностранными государствами касалась, прежде всего, обмена налоговой информацией и сведений об операциях по банковским счетам. Вопрос этот очень сложный и ему в последнее время уделяется большое внимание российскими государственными органами. Как будет складываться практика обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, в настоящий момент сложно сказать однозначно. В большинстве европейских стран существует система защиты персональных данных, они могут быть предоставлены только оператору персональных данных, к которым не относятся органы иностранного государства.

Важной деталью является то, что в отличие от обмена информацией по общеуголовным преступлениям, например, тяжким и особо тяжким, сокрытие информации о наличии гражданства или вида на жительство не является преступлением по законодательству большинства зарубежных стран. Каждое государство призвано защищать интересы своих граждан и лиц, имеющих аналогичные с гражданами права, и выдача кому-либо информации только лишь о самом факте наличия гражданства или вида на жительство, противоречит не только интересам, но и законодательству. Уверены также, что информация от иностранных государств не будет предоставляться в автоматическом режиме органам ФМС, так как это также противоречит законодательству самого иностранного государства.

Как будет складываться практика ответов на запросы российских компетентных органов, время покажет, пока же становится очевидным, что законодатель, устанавливая обязанность и санкцию в виде уголовного преследования за ее неисполнение, вряд ли до конца понимал, как же это норма будет работать на практике.

1. По нашему мнению, для 90% граждан России данный закон и процедура уведомления не несет какой-либо угрозы или рисков. Главная опасность состоит в том, что многие наши соотечественники или не знают о наличии такой обязанности, особенно это касается вида на жительство, или же, когда «шумиха» в прессе уже спадет, просто забудут уведомить ФМС до 6 октября 2014 г.

2. В целом шаги государства по противодействию коррупции среди государственных служащих, безусловно, явление позитивное и крайне необходимое. В тоже время, распространение обязанности и ответственности за сокрытие второго гражданства и вида на жительство на всех граждан, включая тех, кто не состоит на государственной службе, нам видится необоснованным.

3. Полностью разделяем позицию Комиссии Совета по правам человека при Президенте России, раскритиковавшей данный законопроект. Считаем меру в виде уголовной ответственности за данное правонарушение для обычных граждан, не являющихся чиновниками, излишне жестокой и не соответствующей степени общественной опасности самого деяния.

4. На сегодняшний день в России отсутствует выработанный механизм обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, что является основным элементом доказывания и без чего данная норма эффективно работать не будет.

an2dom.ru