Застольный этикет. Правила поведения за столом — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемedu.murmansk.ru
Презентация на тему: » Застольный этикет. Правила поведения за столом» — Транскрипт:
2 Понятие этикета Правила поведения за столом Правила пользования столовыми приборами Правила пользования салфетками Правила употребления некоторых блюд
3 Этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
4 правила поведения за столом правила пользования столовыми приборами правила пользования салфетками правила употребления некоторых блюд Застольный этикет включает в себя несколько важных моментов:
5 Не следует опаздывать к столу и ждать неоднократного приглашения. Руки перед едой должны быть тщательно вымыты. Садиться и вставать из-за стола можно только с разрешения присутствующих; раскачиваться на стуле нельзя.
6 Сидеть за столом следует прямо. Туловище должно быть удалено от края стола примерно на ширину ладони. Руки до изгиба кисти (но не до локтя) лежат на столе, локти должны быть прижаты к туловищу.
9 При пользовании ложкой её подносят ко рту, не наклоняясь над тарелкой. Чтобы с ложки не капало, её не следует переполнять.
10 Если еда прервана, столовые приборы кладут на край тарелки (ручками на стол) После окончания еды, столовые приборы кладут на тарелку крест-накрест или параллельно друг другу. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ
12 Салфетку не следует оставлять нетронутой. То, что человек ею не пользуется, выдает, что он неряха. Салфетку следует развернуть после того, как свою развернёт хозяин.
13 Салфеткой не вытираются, ею просто промокают рот. Если еда закончена, салфетку оставляют справа от тарелки, если вам надо покинуть стол ненадолго – слева. Ни в коем случае нельзя бросать салфетку в тарелку.
14 Салфетку складывают вдвое и кладут на колени сгибом к себе. Салфетку не заправляют ни за пояс, ни за воротник. Пальцы вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен. Мужчина кладёт салфетку на левое колено. НЕЛЬЗЯ
17 Следует набирать в ложку столько супа, сколько можно съесть за один приём. Нельзя наклонять тарелку к ложке супа. Не рекомендуется стучать ложкой о тарелку.
18 Мясо едят с помощью ножа и вилки. Мясо следует нарезать не всё сразу, а постепенно, по мере приёма в пищу. Нарезать мясо, отделяя на вилку небольшой кусок.
19 Рыбу едят с помощью рыбного прибора. Вилкой необходимо придерживать кусочек рыбы, а с помощью рыбного ножа отделять кости.
20 Блюда из птицы едят с помощью ножа и вилки. Вилкой, повёрнутой зубцами вниз, следует придерживать мясо на тарелке, а ножом осторожно срезать кусочки мяса.
21 Спагетти едят, держа ложку в левой руке, а вилку в правой. Подцепив вилкой 2-3 нитки макарон, наматывать их движением «на себя», при этом вилка должна упираться в углубление ложки.
22 Нельзя откусывать хлеб от целого ломтя и крошить хлеб в тарелку. Следует есть хлеб, отламывая небольшие кусочки. Масло на хлеб намазывают специальным ножом, положив хлеб на тарелку.
23 Грибы в любом виде принято есть вилкой и ножом. Если салат подаётся на отдельной тарелке, есть его необходимо из неё же с помощью вилки.
24 Бисквитные пирожные едят с помощью десертной вилки или чайной ложки, держа её при этом в левой руке. Песочные или слоёные торты едят с помощью десертных ножа и вилки.
25 Яйцо всмятку необходимо поместить в пашотницу. Затем закусочным ножом срезать верхнюю часть и положить её на тарелку. Содержимое яйца следует есть ложкой.
26 Не рекомендуется разламывать креветки пополам, чтобы извлечь мясо. Неочищенные креветки нужно взять в левую руку, а правой вывернуть хвостовой плавник.
27 Блинчики с начинкой принято есть с помощью ножа и вилки, отрезая небольшие кусочки.
28 Груши и яблоки едят, разрезав на дольки и вырезав сердцевину. У яблок предварительно очищают кожуру. Киви рекомендуется есть с помощью острой ложечки для фруктов.
29 Клубнику подают очищенной от зелени и едят, не разминая её с сахаром или сливками. Бананы принято есть с помощью ножа и вилки, отрезая небольшие дольки справа налево.
www.myshared.ru
Как вести себя за столом. Этикет Этикетом называется свод правил поведения, принятый в какой — либо среде. Если говорить о правилах поведения за столом, — презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерасим Цуканов
Презентация на тему: » Как вести себя за столом. Этикет Этикетом называется свод правил поведения, принятый в какой — либо среде. Если говорить о правилах поведения за столом,» — Транскрипт:
1 Как вести себя за столом
2 Этикет Этикетом называется свод правил поведения, принятый в какой — либо среде. Если говорить о правилах поведения за столом, то они разные не только у разных народов, но и у разных социальных групп в пределах одного народа, даже в пределах одной группы возможны варианты : каждом доме, в каждой семье свои традиции
3 Точность — вежливость королей Если не все приглашенные знакомы, хозяева должны представить их друг другу. Опоздавших принято ждать не более 15 минут, после чего гостей приглашают к столу. Каждому гостю хозяева должны предложить подобающее место. Рядом с женщиной необходимо расположить мужчину, который во время еды будет ухаживать за соседкой.
4 Пожалуйте к столу Сначала на свое место садится хозяйка, за ней — хозяин, а потом — уже гости. В некоторых случаях последним садится хозяин. Рекомендуется сидеть прямо, не облокачиваясь на спинку стула, ноги согнуть в коленях под прямым углом. Не следует долго и привередливо перебирать куски. Следует взять тот, что лежит ближе к вам. Руками берут с общего блюда огурцы и помидоры, фрукты, если они выложены на общее блюдо целиком.
5 Этикет за столом — не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо. Если хочешь достать что — либо, не тянись через тарелку другого. Не бери хлеб вилкой, бери рукой. Не кусай от целого куска хлеба. Не намазывай маслом целого куска хлеба. Ломай хлеб кусочками и намазывай их. Не ешь с ножа. Никогда не подноси нож. ко рту.
6 Диалог за чашкой чая … — Налить вам еще чаю ? — Да, еще чашечку. Он очень ароматный Какой чай ты предпочитаешь ? Черный, зеленый, фруктовый Я люблю чай с молоком и без сахара. — К чаю могу предложить
7 Как приятно чай попить, о том, о сем поговорить
8 Трудно готовить в первый раз Расскажи о своем первом кулинарном опыте Однажды варили пшённую кашу : то и дело молоко доливали, а потом и воды, т. к. каша получалась сухая, а молоко кончилось. в итоге сварили 5 литровую кастрюлю . потом не знали куда девать её, выбрасыватьто жалко. помню, из последней каши придумали что — то типа оладиков слепить, чтоб хоть как — то разнообразить стол. Первый раз мы, с сестрой, готовили суп для мамы. Мне было 5 лет. В одной кастрюле была и картошка, и макароны, и неочищенная морковка с луком, вообщем не суп а каша. Мы были так счастливы. А наша мама, как САМАЯ ЛЮБЯЩАЯ МАМА, ЕЛА ЭТУ БУРДУ !
9 Очень интересные факты Настольный или « подстольный » холодильник Разработчики бытовой техники не устают нас удивлять необычными инновациями, призванными упростить наш быт. Нам каждый день приходится совершать множество шагов от холодильника к столу и обратно. Чтобы поберечь наши ножки, производители ТМ Gorenie разработали холодильник, встроенный в ножку стола ! «Smart Table» – небольшой круглый столик, созданный из камня, дерева или стекла. Столешница прикреплена к цилиндру, в который и встроен сам холодильник. В него вполне поместится набор продуктов для сервировки праздничного стола.
10 Прозрачная посудомоечная машина AEG Посудомоечные машинки совсем недавно стали появляться на наших кухнях, и многих хозяек интересует, как же происходит мойка посуды внутри прибора. Производитель бытовой техники AEG решил удовлетворить женское любопытство. На выставке IFA 2010 была представлена новая разработка – посудомоечная машина со стеклянным корпусом. Кстати, этот стенд собрал вокруг себя сотни любопытных, а когда эта модель появилась в продаже, от покупателей не было отбоя. Машинка с прозрачными стенками украсит собою любую кухню.
11 Как появился кондиционер Первый кондиционер был запатентован французом Жаном Шабаннесом в 1815 году. Больше ста лет эта новинка никого не интересовала, и лишь в 1902 году впервые кондиционер был выпущен в Америке. Один из тогда еще неизвестных приборов для кондиционирования был установлен в универмаге Детройта. В магазин потянулись тысячи зевак, чтобы поглазеть на чудо техники. Благодаря кондиционеру, предприимчивый директор универмага заработал большие деньги. Какие кухонные инструменты ты видишь на картинке ?
12 Мы обедаем. Расскажи, как ты накрываешь на стол ? Как ты себя ведешь за столом ?
13 Ответьте на вопросы ! Вы завтракали сегодня ? Где ? Что вы ели и пили ? Вы обедали сегодня ? Где ? Что вы ели ? Что вы пили ? Где вы вчера ужинали ? Вы были сегодня или вчера в магазине ? Что вы купили ? Где вы были в субботу и в воскресенье ? Вчера в 11 часов вы уже спали ?
14 Идея пикника Пикник, как и все английское, может быть очень изящным и романтичным. Вы можете расстелить одеяло во дворе и угощать друзей бутербродами и кофе из термоса, кормить всю семью вместе со всеми домашними питомцами на природе, а можете устраивать пикник для любимого человека при луне с шампанским и концертом классической музыки. Пикник можно устраивать и на завтрак и на романтический ужин, ведь иногда приятно провести на природе весь день.
15 Идея пикника Берите с собой еду, которая не портится в жару, многие продукты можно купить готовыми прямо по пути на пикник, если по дороге попадется магазин : несколько видов сыров, жареные кусочки баклажана, оливки и хороший шоколад или шоколадное печенье ( если погода не жаркая ). В овощном захватите помидоры, зеленого салата, огурцов, пучок редиса, виноград, вишню, персики и груши — в зависимости от времени года. Захватите из дома плетеную корзинку и красиво уложите в нее все овощи и фрукты. В винном захватите вино и минеральную воду.
16 В ресторане. Попроси меню и сделай заказ. — У вас есть кофе ? — У вас есть чай ? — Что вы хотите — Я хочу. Дайте, пожалуйста Сколько стоит ?
17 ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ШОКОЛАДА установите правильный порядок предложений Приблизительно в это же время, а именно три тысячи лет назад, было изобретено и другое лакомство, которое теперь неразрывно связано с шоколадом. Древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – и стали обладателями самых первых в мире конфет. Шоколад долгое время был исключительно напитком. Он употреблялся в холодном виде – обжаренные какао — бобы, которые сами по себе имеют горький вкус, смешивались с водой, а затем в эту смесь добавлялся перец чили. Шоколад привыкли считать лакомством для детей. В отличие от названия, состав шоколада с тех пор претерпел значительных изменений, но путь к этому был длинным. Древняя цивилизация омельков, которой довелось первой попробовать изобретённый напиток, дала и название, используемое до сих пор. Они говорили «kakawa». Удивительно, что за столь долгое время в названии изменилось всего лишь несколько букв.
18 Какао — бобы вместо монет Сделай перевод : Историю развития шоколада продолжило племя майя. В этот период язычество стало причиной того, что шоколад стал очень ценным напитком, с ним было связано множество религиозных ритуалов и традиций. Ценность шоколада была велика, ведь он приравнивался к пище богов. Индейцы майя в те времена проживали в Центральной Америке. Сейчас на этой территории находится Мексика, в которой шоколад на данный момент привычен, но оттого не менее любим. Во времена индейцев майя деревья какао намеренно не выращивали. Их росло немало, но и недостаточно для того, чтобы каждый мог пить божественный напиток вдоволь. В результате индейцы стали использовать какао — бобы как средство платежа. На счету был каждый плод : за 100 какао — бобов, например, можно было купить раба.
19 Приятного аппетита ! Главное в хорошем застолье — не столько виртуозное владение вилкой и ножом, или грамотное сочетание блюд, но приятное общество, интересная беседа и отличное настроение.
ЭТИКЕТ за праздничным столом. Что такое этикет? Слово «этикет» означает установленный порядок поведения где-либо (например за столом). Слово «этикет», — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемorigami-school.narod.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » ЭТИКЕТ за праздничным столом. Что такое этикет? Слово «этикет» означает установленный порядок поведения где-либо (например за столом). Слово «этикет»,» — Транскрипт:
1 ЭТИКЕТ за праздничным столом
2 Что такое этикет? Слово «этикет» означает установленный порядок поведения где-либо (например за столом). Слово «этикет», а также многие современные правила учтивости и вежливости пришли к нам из Франции.
3 Во времена правления французского «Короля-Солнце» Людовика XIV всем королевским гостям вручали небольшие карточки-этикетки. На них были записаны правила хорошего тона и достойного поведения. Так появилось слово «Этикет».
4 У вас – праздник. Если вы хотите организовать праздник, надо подготовиться и принять гостей по правилам современного этикета.
5 Секреты сервировки: Сервировать – в переводе с французского языка означает накрывать на стол, расставляя в определенном порядке кушанья, посуду и раскладывая приборы для еды, чтобы гостям за столом было удобно и красиво.
6 Как быстро и красиво сделать праздничный стол? Накрыть стол скатертью Расставить тарелки Разложить столовые приборы Поставить стеклянную (хрустальную) посуду Разложить салфетки Расставить блюда с угощениями Поставить на стол цветы
7 Сервировка чайного стола
8 Вначале для каждого гостя в нескольких сантиметрах от края стола ставят тарелку под пирожное или торт.
9 Чайная ложка кладётся на блюдце, за чашкой, ручкой направо. Рядом с чайной чашкой ставится розетка для варенья. С правой стороны, немного под углом от этой тарелки, ставится чашка с блюдцем, причём ручка чашки должна находиться справа и быть параллельной краю стола.
10 При оформлении чайного стола на скатерть под чашки можно положить нарядные салфетки контрастного цвета.
11 Вилочка или ложка для торта должна находиться справа от тарелки. Их можно завернуть в салфетку «для столового серебра»
12 На тарелки можно поставить красиво свёрнутые полотняные салфетки: Их принято расстилать на коленях, чтобы предохранить одежду. После окончания застолья полотняные салфетки снимают с колен и просто кладут на стол слева от тарелки.
13 Бумажные салфетки: Сворачивают в трубочку или веером и ставят на стол в невысоком стакане или кладут слева от каждого прибора. Во время и после еды ими вытирают губы и руки. После использования их сминают и кладут на тарелку.
14 Наливая чай в чашки, не следует наполнять их до краёв. Уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.
15 К чаю подают кусковой сахар (или сахар-песок), торты и пирожные, кексы, печенье, варенье или мёд.
16 Торт положено подавать на стол неразрезанным и разрезать в присутствии гостей. Кусок торта кладут на тарелку при помощи специальной лопаточки для торта.
17 Печенье, классическое угощение к чаю, лучше подавать в стеклянных или фарфоровых вазочках. Нельзя есть печенье прямо из вазы; сначала нужно положить его на тарелочку для сладостей.
18 Конфеты желательно подавать в коробке, причём, полной. В том случае, если часть конфет съедена, оставшиеся лучше переложить в вазочку перед тем, как подавать на стол. Едят конфеты, переложив их из коробки на свою персональную тарелку.
19 Варенье подают в вазочках на высокой ножке, в каждую обязательно кладут ложку для общего пользования. Этой ложкой кладут варенье в свою розетку. А едят варенье своей персональной десертной ложечкой.
20 Завершает сервировку небольшая цветочная композиция, которая станет прекрасным украшением праздничного стола.
21 Более подробно о правилах этикета вы сможете узнать из книг:
22 Желаю Вам успеха в подготовке праздника!
23 Литература Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство «АСТ», Лихачёва Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
24 Кононова Мария Николаевна Учитель начальных классов Школы 338 Невского района Санкт-Петербурга Автор работы
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме:
презентация на тему: «Правила культуры поведения за столом»
В презентации в форме вопросов и ответов закрепляются правила поведения за столом.
Культура поведения за столом
Что лучше съесть на завтрак? торт каша суп
ПРАВИЛЬНО! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Что раньше? обед ужин
ПРАВИЛЬНО! 1 2 3
Какой из этих приборов не является столовым.
ПРАВИЛЬНО! столовые приборы ножницы
Что обязательно нужно сделать перед едой? поесть поспать поиграть помыть руки
ПРАВИЛЬНО! поесть поспать поиграть помыть руки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НЕТ Когда я ем – спасибо всем!
НЕТ Когда я ем – не знаю чем!
Какой вариант пословицы правильный? Когда я ем – спасибо всем! Когда я ем – не знаю чем! Когда я ем – я глух и нем!
ПРАВИЛЬНО! Когда я ем – я глух и нем!
На какой картинке культурные зверята?
НЕТ Это не культурно!
ПРАВИЛЬНО! Это культурно!
НЕТ Это не правильно!
Где зверята поступают правильно?
ПРАВИЛЬНО! Это правильно!
Где стол накрыт правильно?
НЕТ Не правильно!
НЕТ Не совсем так!
Что вежливые люди говорят перед едой?
КОНЕЦ! А ты — МОЛОДЕЦ! Иллюстрации взяты из книги Г. Шалаевой, О. Журавлевой, О. Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с режимом дня.Задачи стоящие перед воспитателями.Памятка для родителей. Основные принципы.
Закрепить умение узнавать и называть предметы посуды; закрепить навыки этикета за столом и КГН; закрепить знания о назначении и названии различной посуды; закрепить умение правильно сервировать стол.Р.
Формирование у детей элементарных навыков поведения за столом, развитие умения сервировать стол по правилам этикета, пользоваться схемами.
Конспект занятия по социализации в старшей группе по теме «Культура поведения за столом»Цели: Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи сучетом санитарно-гигиенических, эстетических, п.
«Сервировка стола.Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.
Немалую часть своей жизни человек проводит сидя за столом. Во многих странах мира за столом — люди принимают пищу, делают уроки, рисуют, и просто работают. Обязанность каждого родителя, а потом .
Презентация в форме викторины закрепляет знания дошкольников о культуре поведения за столом.
nsportal.ru
Презентация по внеурочной деятельности на тему «Этикет за столом» (1 класс)
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Конспект.docx
Тема: «Первоначальное представление об использовании столовой посуды и приборов».
Описание работы: данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО. Материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Тип занятия: комбинированный
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять столовые приборы по назначению, научить уметь применять правила этикета на практике. Научить красиво накрывать праздничный стол.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения за столом, культуру поведения в обществе. Сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
4)формирование уважительного отношения к иному мнению.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях успеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явления действительности.
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей;
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
3) установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств.
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) формирование умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация( содержание слайдов указано в ходе занятия) , раздаточный материал, одноразовая посуда и приборы.
1. Организационный момент (5 минут)
Школьники и учитель приветствуют друг друга. Учащиеся рассаживаются на свои места.
Педагог проверяет явку учащихся.
2. Основная часть (30минут)
Знакомство с темой урока и актуализация знаний обучающихся.
— Мы с Вами много и на уроках окружающего мира и на классных часах говорили о правилах поведения в различных ситуациях. Говорили о правилах поведения в музее, в библиотеке, за столом во время приема пищи.
Сегодня начнем занятие с тех правил поведения за столом во время приема пищи, которые вы уже знаете.
Создание ситуации успеха
Знакомьтесь : «Хорошие манеры». (Презентация. Слайд №1.)
Учитель: Ребята, какие хорошие манеры вы знаете? (Ответы учащихся). Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула.
На столе должны быть только кисти рук, но не локти.
Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Лучше попросить сидящего поблизости передать его.
Есть и пить спокойно, бесшумно, не гримасничая.
Не набивать рот слишком большими кусками.
Жевать нужно с закрытым ртом.
Некрасиво во время еды разговаривать с полным ртом и не смейтесь.
Не ронять еду на стол, колени и пол. (Презентация слайд № 2-13)
— Теперь найдите эти правила в стихотворении: Медвежонок хлеб жевал —
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом —
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот —
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
— Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
Учитель: Сегодня, дети, я вам расскажу про одного мышонка, который должен был приготовить торт для праздника, но не знал правил поведения и заблудился, попав в лабиринт. Помогите ему добраться до торта, чтобы он смог его приготовить. (Презентация. Слайд №14)
У детей на партах листы с изображением лабиринта, мыши и торта.
Дети помогают мышке. Один ученик показывает путь на доске. Самопроверка.
Учитель: Все ли ребята смогли помочь мышке? (Ответы).
— Дети, а кто может ответить на вопрос: Что такое лабиринт? (Предположения детей).
Определение слова лабиринт . (Слайд №15)
Лабиринт — это задача, которая решается наугад.
Примерные ответы детей
-Вы стараетесь соблюдать эти правила, когда приходите в школьную столовую? А дома?
Погружение в тему урока.
— Но это еще не все правила, которые мы с вами должны знать.
— Сегодня поговорим о столовых приборах и правилах пользования ими.
— Какие столовые приборы вы знаете? (ложка, вилка, нож, палочки, щипцы, лопаточка)
— Возьмите в руки нож, вилку, ложку.
— Покажите мне эти приборы.
— Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, про какие столовые приборы они.
Учитель: загадки бывают разного вида. Отгадайте вот такую:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот —
Открывай пошире рот. (Ложка). (Слайд №16).
Дети рассматривают картинки ложек и виды ложек, принесённые из дома. Определяют, для чего предназначена каждая ложка.
2. Создание ситуации для решения частной задачи
Немного из истории. (Слайд №17)
«Дорога ложка к обеду», — гласит русская пословица. И не зря в этой пословице упоминается именно ложка, ведь ложка — это самый практичный предмет из всех столовых приборов.
Несмотря на то, что ложка предназначена для переноса жидкой или полужидкой пищи, ее можно использовать и в качестве вилки, и в качестве ножа, и в качестве поварёшки. Некоторые ложки удачно используют для декорирования помещения. Особенно хорошо применяются для этого деревянные ложки с росписью, они не только очень красивые, но еще и функциональные.
Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, а из обожжённой глины.
Какие ложки были в древности. Посмотрите на доску. (Слайд №18)
Учитель: Для чего использовали ложки в древности? (Ответы детей).
С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Фото ложкарей. (Слайд №19).
Учитель: А как вы думаете, где ещё можно использовать ложки? (Предположения детей).
Учитель: Это театр на деревянных ложках. (Слайд №20).
Отгадайте ещё одну загадку:
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Вилка, нож) (Слайд 21).
Учитель: Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей). По результатам ответов подвести к теме: «Этикет». Что же такое этикет?
Беседа с учащимися о столовых приборах
— Как вы поняли, для чего нам нужна ложка (зачерпывать жидкую и не очень густую пищу), вилка (подцеплять твердую пищу), а нож (разрезать крупные куски твердой пищи на мелкие)?
— Что нужно есть ложкой (суп, бульон, кашу, варенье), вилкой (макароны, котлеты, омлет, рыбу), режут ножом (мясо, блины, колбасу, огурцы и помидоры, сыр)?
— Какие столовые приборы есть на ваших столах в школьной столовой? (ложки, вилки)
— Кто-то из вас пробовал кушать при помощи ножа? Техника безопасности.
— Теперь поговорим о самих правилах, которые мы с Вами должны соблюдать, пользуясь столовыми приборами.
— Давайте встанем из-за парт немного отдохнем и поиграем в игру «Данетка»: встаем в круг,передаем мяч, как зазвенит колокольчик у кого будет мяч в руках, тот должен ответить на мой вопрос словами «да» или «нет». Итак, начинаем:
Подносят ко рту вилку (или ложку), а не наоборот? (да)
Когда несем вилку с едой или ложку ко рту, ее можно наклонять или переворачивать? (нет).
Не надо жадничать и наполнять ложку супом до краев? (да) Почему? (можно расплескать, заляпать скатерть или даже кого-то из соседей)
Если ложка или вилка упала на пол, ее нужно сразу же поднять и продолжить ей кушать? (нет) А что нужно сделать? (взять чистый прибор, а после приема пищи поднять упавший)
Ложку держат в левой руке? (нет)
Вилкой зачерпывают жидкую пищу, например суп? (нет).
— Хорошо, вы справились. Молодцы.
Учитель: Для чего нужны эти предметы? (Ответы детей). При приеме пищи мы должны соблюдать этикет. По результатам ответов подвести к теме: «Этикет». Что же такое этикет? Давайте послушаем стихи детей и постараемся ответить на этот вопрос.
3. Постановка частной задачи
Монтаж детей: «ЗНАКОМЬТЕСЬ : ЭТИКЕТ»
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то — нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.
Четыре волшебных слова —
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
А хоть словечко ЭТИКЕТ
Разрешит сказать иль нет?
Жуёшь — закрытым рот держи.
Проглоти — потом скажи.
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
За столом сидишь с гостями —
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.
А в салате, видишь, — ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь — еще возьмёшь потом.
Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!
* * *
Винегрет, салат, картошку,
Чтобы взять, используй ложку,
Только общую, не ту,
Что в твоем бывала рту.
* * *
Не хватай еду руками —
Будет очень стыдно маме.
ЭТИКЕТ добавит тут:
Только хлеб рукой берут.
Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Хлеб тебе подаст сосед —
Поблагодари его в ответ.
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
* * *
Не вытирай свой рот рукой —
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за всё хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!
Учитель: Какие правила вы запомнили? (Ответы детей). Вывод.
4. Решение частной задачи.
Работа в группах.
Каждой группе раздаётся конверт с вырезанными буквами. (Слова: здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, этикет)
1. Достать буквы.
2. Сложить слова. Подумать, как правильно это сделать.
3. Наклеить полученные слова на полоску бумаги.
4. Сделать вывод.
5. Преобразование модели
На доске создаётся модель этикета — «добрые слова». Каждая группа даёт комментарии к своей работе.
Вывод: Что такое этикет? (Слайд №22). (Ответы, комментарии и выводы детей ).
Определение слова «этикет»(Слайд № 23).
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.
В переносном значении — форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.
6. Проведение мастер-класса: «Сервировка стола» (презентация сервировка стола).
Представили себе ситуацию, что у вас день рождение. Вы ждете в гости друзей и готовите праздничный стол.
Накрываем на стол. Сервируем стол к приходу гостей.
1. Скатерть должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30 см.
2. Приборы ставят по числу обедающих.
3. На скатерть ставится тарелка, из которой едят, на этой тарелке размещают салфетку из ткани, (бумажную). Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду. Свернем салфетку.
4. Слева от тарелки –вилки зубцами вверх.
5. Справа от тарелки-ножи, лезвием к тарелке, и ложка-выпуклой стороной вниз.
6. Перед ножами и вилкой ближе к центру стола-слева большие бокалы для напитков.
7. Справа от бокалов-маленький бокальчик с бумажными салфетками, можно положить салфетки рядом со столовым прибором.
Запомни: Нож принято держать в правой руке, а вилку в левой.
Сворачиваем салфетки: Шлейф.
7. Итоговая рефлексия.
Какой красивый стол у нас с вами получился. Молодцы.
С каким новым словом познакомились?
Что оно обозначает?
Какие слова этикета вы запомнили?
Какие правила поведения научились выполнять?
Отметим наше настроение на занятии воздушными шариками. Любое день рождение не обходится без воздушных шаров:
Возьмите зеленый цвет и закрасьте если у вас хорошее настроение и вам все понравилось. Желтый — если что-то не понравилось или что-то не запомнил, красный-ничего не понравилось и было скучно на занятии.
Дети прикрепляют шарики на доску.
Вот и подошло наше занятие к концу.
Еда на чистом, красиво сервированном столе вызывает у нас аппетит и хорошее настроение. Это полезно для нашего здоровья. Спасибо за работу.
Выбранный для просмотра документ Салфетка.docx
Как правильно пользоваться салфеткой .
Одним из самых необходимых составных элементов сервировки стола является салфетка . Именно она дает чистоту и аккуратность. И еще красиво уложенная и хорошо выглаженная салфетка из полотна украсит стол.
К завтраку или к обеду, как правило, салфетки складываю вчетверо, вдвое, треугольником или сворачивают рулетом. Это не является сложностью, а вот к праздничному ужину сооружают более сложные формы складывания — цилиндриком, конусом, свечкой или парусом. Каждому приглашенному на закусочную тарелку кладут салфетку, свернутую вдвое.
Если нет полотняных салфеток, то в такой ситуации можно использовать бумажные, ни в коем случае не разрезая их на части.
Многие люди, когда присели за стол и увидев перед собой красиво сложенную и снежную салфетку на своей тарелке, начинают чувствовать какую-то застенчивость. Изредка даже стараются отложить салфетку в сторонку, позабыв о том, что она является таким же необходимым атрибутом стола, как вилки, ножи и ложки, и так же помогают людям во время кушанья.
Как уже упоминалось выше, выглаженная и достаточно пропитанная крахмалом белая салфетка, да еще и с умением сложенная, украшает стол и добавляет ему торжественности вкупе с остальными предметами на столе.
Главное же предназначение салфетки заключается в защите одежды человека от попадания капель масла, соуса, частиц еды и т.д. И в то же время ею вытирают руки и гбы во время еды и после.
Перед тем как приступить к еде, салфетку надо развернуть , сложить вдвое для удобства и положить себе на колени. Засовывать салфетку за воротник рубашки или за лацкан пиджака не надо, так как это не приветствуется в обществе.
Перепачканные едой пальцы аккуратно вытирают о верхнюю половину салфетки, не сдвигая ее полностью. Если же запачкались губы, то вытирают их так: осторожно подняв салфетку двумя руками и промокнуть губы серединой верхней половины салфетки. Елозить скользящими движениями не следует, так как это некрасиво.
Категорически запрещено пользоваться салфеткой как носовым платком, или использовать в роли полотенца для грязных рук. Не следует также внимательно рассматривать столовые приборы, выискивая грязь или старые пятна, и затем вытирать их салфетками. Это признак того, что вы сомневаетесь в опрятности хозяев дома и своими действиями вы можете их оскорбить.
После еды не надо сразу же начать усердно складывать салфетку , стараясь придать ей форму и вид, как в самом начале. Достаточно просто положить ее на место справа от собственной тарелки. Не требуется вешать использованную салфетку на спинку или на сиденье своего стула.
В ситуации, когда салфетка случайно слетела с колен на пол, поднимать ее не надо, ведь она уже на полу и непригодна для дальнейшего использования. Попросите дать вам новую. Ниже представлено несколько способов складывания салфеток, которые не займут мнорго времени и сил.
1. Cалфетку сложите по диагонали.
2. Совместите левый и правый углы треугольника с его вершиной.
3. Сложите фигуру относительно горизонтальной оси пополам.
4. Правый угол соедините с левым сзади салфетки и заложите один в другой.
5. Фигуру поверните. Смотрящие вверх острые углы оттяните соответственно вправо и влево.
Поставьте салфетку вертикально.
1. Cалфетку сложите по диагонали.
2. Совместите левый и правый углы с вершиной треугольника.
3. Сложите салфетку пополам по горизонтальной оси.
4. Отогните вершину верхнего треугольника.
infourok.ru