Бремя налогов: правительство не рискнет повышать НДФЛ
Российскому президенту в ходе «прямой линии» было задано сразу несколько вопросов по налоговой политике: повысят ли налоги на доходы физических лиц с привычных 13%, введут ли налог с продаж и зачем повышать налоги, чтобы потом тратить эти же деньги на меры по повышению рухнувшего уровня жизни.
Предложения по корректировке налогов в рамках плана социально-экономического развития должны быть разработаны, по данным Минфина, к 1 октября и они «потом будут стабильны на протяжении 6-летнего периода». Какие меры есть в арсенале правительства, чтобы подстегнуть экономику?
Искушение реализовать мораторий на налоговые изменения и одновременно острая необходимость получить в бюджет стабильные доходы — это, пожалуй, основная проблема, стоящая перед финансовым блоком правительства.
Последний очередной виток публичных налоговых обсуждений касался самого эффективного налога — НДС и того, какая именно ставка этого налога может стать компромиссом для бизнеса и власти. В этом вопросе единообразия экспертных мнений нет. Одна из позиций такова: цена повышения косвенного налога не так сильно увеличивает налоговое бремя для бизнеса, как прямые налоги. А зачетно-возвратный характер НДС позволяет для добросовестных налогоплательщиков через определенное время возместить/зачесть расходы на уплату этого налога. Аргументами в пользу повышения НДС является и отлаженное администрирование налога, и то, что малый бизнес, как правило, не является его плательщиком. Одним словом, повышение НДС выглядит как самая эффективная мера для экономического блока правительства.
Повышение НДФЛ также рассматривалось как один из вариантов решения финансовых проблем правительства и очень фискально привлекательная мера, но она имеет крайне негативные социальные последствия и потому неприемлема, особенно в свете майских указов президента. Точку в дискуссии по НДФЛ вчера окончательно поставил президент: его менять не будут. «Фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно, поэтому признано это нецелесообразным», — заявил Путин.
Действительно, наша экономика всегда реагирует повышением цен во всех секторах на изменения ставки налогов, при этом рост цен не пропорционален повышению, а является более существенным и вызывает более широкие отрицательные последствия для экономики. Для баланса текущей налоговой донастройки могут быть снижены обязательства по прямым обязательствам, но исторически снижение налогов, как правило, не приводило к массовому снижению цен, при этом не важно, как это было сделано — через снижение ставки или изменение порядка расчёта налоговой базы.
Главная потенциальная угроза для бюджета — это неисполнение социальных обязательств. Как говорил министр финансов Антон Силуанов, «если ничего не делать, то у нас на одного работающего будет приходиться два пенсионера, и никакая финансовая структура не выдержит…». В последних публичных выступлениях чиновники много говорили о том, как бюджет «может заработать», но совсем не упоминали о том, какие нужно ввести новые правила, чтобы траты бюджета были эффективными и при этом не происходило перерасхода средств. Реализация мер фискальной девальвации через повышение косвенного налога и снижение нагрузки с фонда оплаты труда и прямых налогов будет эффективна, только если сработают другие рыночные механизм.
Само по себе снижение уровня страховых взносов не всегда в международной практике обеспечивает выход работодателей из тени и переход на выплату заработной платы «вбелую». Такая же ситуация — с эффективностью меры по снижению налога на прибыль: это автоматически не обеспечивает всплеска инвестиций, хотя несколько и увеличивает инвестиционную активность юридических лиц. Здесь можно привести последний пример с ценами на бензин, когда правительство и эксперты признали, что снижение акцизов само по себе не повлечет снижения цен на бензин, а нужно предпринимать действия в сфере снижения возможности для биржевых манипуляций, которые привели бы к снижению оптовых цен на бензин. В целом от снижения акцизов на топливо можно ожидать лишь незначительный и кратковременный экономический эффект: это подтверждается международной практикой.
Кроме проблем с пенсионными обязательствами есть еще причины, из-за которых правительство может решиться на повышение НДС — это проведение бюджетного маневра в направлении перераспределения бюджетных ресурсов на инвестиции в человека и транспортную инфраструктуру, и т. п. По расчетам Института экономической политики имени Гайдара, изменение налогов даст только 1% роста ВВП в долгосрочном периоде. Таким образом, можно предполагать, что если правительство к октябрю решится только на снижение прямых налогов и повышение НДС, возможно, последует снижение уровня страховых взносов для экономики, все это не даст длительного и тем более стимулирующего экономического эффекта, но зато действительно будет достигнута некая «стабильность налоговой нагрузки», которую пообещало правительство.
www.forbes.ru
Решение. а) Для расчета равновесных значений ставки процента и дохода необходимо вывести уравнения кривых IS и LM
а) Для расчета равновесных значений ставки процента и дохода необходимо вывести уравнения кривых IS и LM.
Для вывода уравнения кривой IS подставим функции потребления, инвестиций и чистого экспорта в основное макроэкономическое тождество и решим полученное уравнение относительно Y:
Y = 300+0,8-(1-0,2)Y+200-1500R+100-0,04Y-500R+200. После алгебраических преобразований имеем:
Y = 2000 — 5000R => уравнение кривой IS.
Для вывода уравнения кривой LM нужно использовать функцию спроса на деньги, величины уровня цен и номинального денежного предложения:
M/P= 0,5Y — 2000R => 550/1 = 0,5Y — 2000R.
После алгебраических преобразовавний получаем:
Y = 1100 + 4000R => уравнение кривой LM. Приравниваем значения Y из уравнений кривых IS и LM:
2000 — 5000R =1100+4000R. Решаем полученное уравнение относительно R:
R = 0,1 или 10% => равновесное значение процентной ставки.
Подставляем равновесную процентную ставку в уравнение, например, кривой LM и находим равновесное значение Y:
Y= 1100+4000-0,1 = 1100+400 = 1500.
Ответ: равновесная ставка процента составляет 10%, равновесный уровень дохода равен 1500.
б) Для выведения уравнения кривой AD используем уравнение кривой LM, не подставляя в него конкретные значения номинального денежного предложения и уровня цен:
Решаем это уравнение относительно Y:
Теперь решаем относительно У основное макроэкономическое тождество, подставив в него функции потребления, инвестиций и чистого экспорта, но не подставляя величины государственных расходов G:
Y= 300+0,8(1- 0,2) Y+ 200- 1500R+100- 0,04Y- 500R+ G.
После алгебраических преобразований имеем:
Y= 600+0,6Y-2000R+G. Из этого выражения получаем значение для величины 2000R:
Соответственно, для 4000R имеем: 4000R = 1200-0,8Y+2G. Подставляем это выражение для 4000R в уравнение LM, решенное относительно Y:
После алгебраических преобразованеий получаем уравнение кривой AD:
2. Допустим, что правительство увеличивает налоги , чтобы сократить дефицит госбюджета и снизить уровень инфляции. Используя модель IS-LM, покажите графически, какие меры должен предпринять Центральный Банк, чтобы ставка процента осталась неизменной?
studopedia.org
Тесты ответы макроэкономика
1. Если правительство предполагает увеличить закупки товаров и услуг на сумму 10 млрд. долларов и одновременно хочет увеличить налоги, но сохранить прежний уровень ВНП, то налоги следует увеличить:
а) более, чем на 10 млрд. долларов;
б) на 10 млрд. долларов;
в) менее, чем на 10 млрд. долларов (но не 0);
Правильный ответ: а) более, чем на 10 млрд. долларов;
2. Рост предельной налоговой ставки:
а) увеличивает совокупные расходы и абсолютное значение налогового мультипликатора;
б) увеличивает совокупные расходы и снижает абсолютное значение налогового мультипликатора;
в) снижает совокупные расходы и абсолютное значение налогового мультипликатора
г) снижает совокупные расходы и увеличивает абсолютное значение налогового мультипликатора.
Правильный ответ: г) снижает совокупные расходы и увеличивает абсолютное значение налогового мультипликатора.
3. При налоговой ставке 20% и прецессионном разрыве 100 млрд. долл. величина циклического бюджетного дефицита составит:
Правильный ответ: а) 500;
4. Если налоги сокращаются на 40, а предельная склонность к сбережению равна 0,4, то совокупный выпуск (доход):
а) увеличится на 40;
б) уменьшится на 40;
в) увеличится на 60;
г) уменьшится на 100.
Правильный ответ: б) уменьшится на 40;
5. Если и государственные закупки и налоги увеличатся на 20 млрд. руб., то национальный доход:
г) определенно сказать нельзя.
Правильный ответ: а) вырастет;
6. Изменение государственных расходов и налогов для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства относится:
а) к политике перераспределения дохода;
б) к дискреционной фискальной политике;
в) в автоматической фискальной политике;
г) может быть инструментом любой из перечисленных видов политик.
Правильный ответ: г) может быть инструментом любой из перечисленных видов политик.
7. Если государство увеличит свои закупки на 2 млрд. долл., а предельная склонность к потреблению равна 0,75, то ВНП:
а) уменьшится на 4 млрд. долл.;
б) увеличится на 2 млрд. долл.;
в) увеличится на 8 млрд. долл.;
г) увеличится на 4 млрд. долл.
Правильный ответ: г) увеличится на 4 млрд. долл.
8. Если правительство увеличивает налоги на 20 млрд. руб., не увеличивая уровень совокупного спроса, то госзакупки должны:
а) возрасти на 20 млрд. руб.;
б) сократиться на 20 млрд. руб.;
в) возрасти более чем на 20 млрд. руб.;
г) возрасти менее чем на 20 млрд. руб.
Правильный ответ: в) возрасти более чем на 20 млрд. руб.;
9. Рост предельной налоговой ставки:
а) делает кривую совокупных расходов более крутой;
б) делает кривую совокупных расходов более пологой;
в) сдвигает кривую совокупных расходов влево;
г) сдвигает кривую совокупных расходов, и меняет ее наклон.
Правильный ответ: б) делает кривую совокупных расходов более пологой;
10. Понятие мультипликатора сбалансированного бюджета отражает ситуацию:
а) отсутствия дефицита или излишка государственного бюджета;
б) снижения дефицита государственного бюджета стабильными темпами;
в) увеличения излишка государственного бюджета стабильными темпами;
г) изменения доходов и расходов государственного бюджета на одну и ту же величину.
Правильный ответ: г) изменения доходов и расходов государственного бюджета на одну и ту же величину.
Укажите верно или неверно данное утверждение:
1. Понятие дискреционной политики совпадает с понятием стимулирующей бюджетно-налоговой политики.
2. Автоматическая фискальная политика осуществляется при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.
3. Единственным способом финансирования бюджетного дефицита является денежная эмиссия.
Правильный ответ: Неверно
4. Во время спада фактический дефицит государственного бюджета больше, чем структурный.
5. Рост государственных расходов смещает кривую совокупного спроса в большей степени, чем снижение налогов.
6. Стимулирующая фискальная политика в открытой экономике ведет к росту дефицита торгового баланса.
7. Автоматические стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов и мультипликатор расходов.
8. Мультипликатор госрасходов тем выше, чем выше предельная склонность к потреблению.
9. Снижение государственных расходов и налогов на одинаковую величину приводит к сокращению ВНП.
10. Налоги являются встроенным стабилизатором.
11 Мультипликатор государственных расходов в отличие от налогового мультипликатора не может быть больше единицы.
12. Если предельная налоговая ставка сокращается, то встроенная стабильность экономики растет.
Правильный ответ: Верно
автономное потребление — 120 млрд. руб., предельная склонность к потреблению — 0,8, предельная ставка налогообложения — 25%, автономные налоги — 80 млрд. руб., инвестиции — 700 млрд. руб., государственные расходы — 200 млрд. руб., автономный чистый экспорт — 40 млрд. руб., предельная склонность к импортированию — 0,2.
1. Найдите равновесные сбережения, потребление, мультипликатор автономных расходов и мультипликатор налогов. Чему равен мультипликатор сбалансированного бюджета?
Сбережение как экономический процесс связано с инвестированием. Для понимания того, как сбережения и инвестиции определяют уровни национального производства и занятости, Дж. Кейнс вводит понятия функции потребления (отношение потребления и дохода и их движение) и функции сбережения (отношение сбережений и дохода и их движение).
Согласно теории Кейнса, факторы, определяющие функцию потребления, следующие:
Располагаемый доход (Yd— Y— Т, где Т — налоговые выплаты) — это доход после уплаты всех налогов, первостепенный фактор, определяющий структуру потребительских расходов. В противовес классической школе, которая утверждала, что высокие процентные ставки поощряют сбережения в ущерб потреблению, Кейнс считал, что процентные ставки не играют значительной роли в определении объема и структуры потребления.
Средняя склонность к потреблению (АРС = C/Yd) — отношение потребления к доходу — уменьшается по мере роста дохода.
Предельная склонность к потреблению (МРС = ДС/ДУ^) — доля потребления в каждой дополнительной денежной единице располагаемого дохода. Согласно теории Кейнса, по мере увеличения располагаемого дохода растут расходы на потребление. Однако доля прироста располагаемого дохода не всегда используется полностью на потребление, а следовательно, МРС находится в границах между нулем и единицей.
Есть и три дополнительных обоснования этого ограничения предельной склонности к потреблению. Речь идет о следующем:
функция потребления применима для групп населения с низким и средним доходом, ибо именно с ними связано взвешивание распределения дополнительного дохода между потреблением и сбережением. В группах с высоким доходом его дальнейший рост автоматически увеличивает сбережение (подход Кузнеца);
потребление зависит от дохода только в той мере, в которой он распространен в данной среде проживания. Вследствие этого в малодоходных группах существует стремление обеспечить уровень жизни, сравнимый с группой-эталоном, что автоматически приводит к сокращению сбережений (подход Дюзенбери);
при росте доходов сбережение возрастает быстрее, чем потребление, а при уменьшении доходов сбережение сокращается еще более быстро (подход Модильяни).
Равновесное сбережение = 120*0,8 =96 млрд.руб.
Равновесное потребление = 120/80=1.5 млрд.руб.
Мультипликатор автономных расходов = 120/700 =0,1714
Мультипликатор налогов = 1/0,25=4
2. Предположим, что правительство данной страны увеличило автономные налоги на 20 млрд. руб. Как нужно изменить величину государственных расходов, чтобы совокупный выпуск остался на прежнем уровне?
Увеличенные автономные налоги = 80 млрд.руб.+20 млрд.руб. = 100 млрд.руб.
Изменение государственных расходов = 200- 100 = 100 млрд.руб.
3. Чему равен дефицит или излишек государственного бюджета до изменения налогов и государственных закупок и после. Изобразите графически ситуацию бюджетного дефицита (или излишка) в обоих случаях.
Доходы бюджета = 120+700+80=900
Расходы бюджета = 200+40 = 240
Излишки государственного бюджета = 900-240 = 660
Но итогом такого роста S может стать снижение S. Это показано на рис 1, б, где соблюдены те же условия, что и в части а, исключая инвестиционную функцию. Допустим, что инвестиции являются возрастающей функцией реального ВНП. Объем инвестиций равен 0, если ВНП равен 0. Объем инвестиций будет расти по мере роста ВНП. Если инвестиционная функция наилучшим образом описывает макроэкономическое состояние, то коллективное намерение увеличить совокупные сбережения действительно приведет к снижению объема сбережений. Сбережения, измеряемые на вертикальной оси, упадут с S 1 , до S 2 . Здесь причиной этого является мультиплицированное снижение реального Y , которое сопровождается сдвигом функций сбережений вверх. До сдвига экономика находилась в равновесной точке Е 1 , где S = I, а ВНП = Y p . Однако после этого сдвига точка равновесия переместилась на Е 2 , где S 1 = I, а реальный ВНП снизился до Y a . Вследствие того что инвестиционные расходы должны быть ниже на более низких уровнях Y , то и равновесный уровень S тоже должен быть ниже. Рис. 1, б показывает, что новый равновесный уровень S оказался ниже, чем до автономного повышения S.
В периоды рецессии это явление может углубить рецессию, но в периоды инфляционного разрыва оно может помочь экономике вернуться к Y p .
Экономика страны описывается следующими данными:
автономное потребление — 40 млрд. руб., предельная склонность к потреблению — 0,8, предельная ставка налогообложения — 10%, автономные налоги — 20 млрд. руб., инвестиции — 600 млрд. руб., государственные расходы — 106 млрд. руб., автономный чистый экспорт — 40 млрд. руб., предельная склонность к импортированию — 0,22.
Равновесное сбережение = 40*0,8 =32 млрд.руб.
Равновесное потребление = 40/20=2 млрд.руб.
Мультипликатор автономных расходов = 40/600 =0,0667
Мультипликатор налогов = 1/0,10=10
2. Предположим, что правительство данной страны сократило государственные расходы на 56 млрд. руб. Как нужно изменить величину автономных налогов, чтобы совокупный выпуск остался на прежнем уровне?
Изменение расходов = 106-56=50
Коэффициент = 50/106 = 0,4717
Изменение налогов = 20-(20*0,4717) = 10,566
Излишки государственного бюджета = 40+20-50 = 10 млрд.руб.
Объем экспорта не зависит от уровня внутреннего реального национального продукта: он зависит от ВВП других стран, готовых импортировать чужие товары и услуги. Поэтому график экспорта страны А будет константой по отношению к ее совокупному доходу. Импорт страны А является утечкой и зависит от уровня ее ВНП. Импорт растет, когда растет ВНП, что в конечном счете сказывается на чистом экспорте. Воздействие чистого экспорта на внутренние совокупные расходы состоит в том, что он увеличивает АЕ, когда торговый баланс является положительным, и снижает АЕ, когда торговый баланс является отрицательным. Рис. 2 показывает нам все расходные функции «по нарастающей». Равновесный уровень ВНП, включающего внешнюю торговлю, достигается в той же точке А, где этот равновесный уровень не учитывает (X — М), т. е. где Y = С + I + G . Зато наклон кривой АЕ, содержащей С + I + G, отличается от наклона кривой АЕ, включающей С+ I + G + (X — М). Включение чистого экспорта изменило наклон функции совокупных расходов, а именно наклон этой функции определяет величину мультипликатора. Величина расходного мультипликатора зависит от предельной склонности к сбережению, которая указывает долю каждой единицы располагаемого дохода, создающей утечку из потока в сбережения.
studfiles.net
Правительство увеличивает пенсионный возраст и НДС
Необходимые законопроекты поступят в Госдуму в самое ближайшее время. В парламенте обещают провести первое чтение в летнюю сессию, а второе (ключевое) – уже в сентябре.
Сомневаться в том, что предложения Кабмина будут в целом одобрены Госдумой, а затем Советом Федерации, не приходится. Контрольный пакет в парламенте находится у партии «Единая Россия». Впрочем, ко второму чтению правительственные законопроекты могут быть подвергнуты определенным изменениям, так как реформы предложены в самом жестком, минфиновском варианте. Минтруд ограничивался пенсионной формулой 65–60. Поэтому у оппозиционных думских фракций, которые вообще против увеличения пенсионного возраста, появятся дополнительные аргументы для смягчения нововведений.
Однако в конечном итоге все будет зависеть от позиции президента. Он пока публично не оценил предложения Дмитрия Медведева. 7 июня на «прямой линии» Владимир Путин высказался только о необходимости увеличить прожиточный уровень пенсионеров. План же самой операции он предоставил подготовить именно правительству.
Опросы общественного мнения показывают, что подавляющая часть населения против повышения пенсионного возраста. Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», так считают 92% всех опрошенных и 88% в возрастной группе 18–24 года.
Бизнес также настроен скептически. И, естественно, недоволен ростом НДС.
Возникает закономерный вопрос, не признало ли де-факто правительство невозможность ускорения роста ВВП выше среднемировых показателей? Пенсии надежнее увеличивать за счет более быстрого экономического развития. Именно последнее ведет к росту зарплат, а значит и социальных отчислений в Пенсионный фонд.
Как будет выглядеть новая пенсионная система, на заседании правительства пояснял лично Дмитрий Медведев.
Итак, повышение пенсионного возраста будет поэтапным и начнут его с 1 января 2019 года. Рубеж в 65 лет для мужчин будет достигнут к 2028 году. 63 года для женщин – к 2034 году. Сейчас мужчины уходят на пенсию в 60 лет (женщины – 55 лет), если их не касаются специальные пенсионные режимы. В этом случае, например, если работники заняты на вредных и опасных производствах, они имеют право получить пенсию в 50–55 лет. Есть льготы у учителей, медиков и творческих работников.
Если нужно набрать пять лет к 2028 с 2019, может показаться, что каждый год к пенсионному возрасту надо прибавлять по полгода. Но не тут было.
Дмитрий Медведев разъяснил, когда уйдут на пенсию мужчины 1959 года и женщины 1964 года рождения. Уже не в 2019, а в 2020, возрасте 61 и 56 лет соответственно. Те же, кто родился в 1960 и 1965 году – в 2022 году – в 62 и 57 лет. Получается шаг длиной в год, а не полгода. Как сказал один из экспертов, у пенсионеров, продолжающих работать, отнимают «одну шоколадку из двух».
Сейчас продолжают работать до 50% пенсионеров. У нас слишком маленькие зарплаты и пенсии. Но при их слиянии, а также после присуждения пенсионных льгот, материальное положение работающего пенсионера заметно улучшается.
Не случайно 92% опрошенных «Ромиром» против инициативы правительства. Но в окружении Медведева далеки от того, чтобы просто ухудшить жизнь работающим пенсионерам.
Ситуация дошла до критического уровня. Углубляется демографическая яма. В 2020 годы на одного пенсионера будет приходиться максимум двое работающих. В 2030-е станет еще сложнее. Последние исследования Высшей школы экономики совместно с Центром стратегических разработок, который возглавляет председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, показывают, что бюджетный трансферт в ПФР достиг почти 4% ВВП (или 3,28 трлн руб.). Если ничего не менять, то уже через 10 лет он может достигнуть 10% ВВП.
Увеличение пенсионного возраста, наоборот, в обозримом будущем снизит трансферт примерно до 1% ВВП и даже ниже. Появятся дополнительные ресурсы для ежегодного увеличения пенсий не на уровень инфляции (в среднем на 500 руб. с небольшим), а на всю тысячу. Конечная цель – довести среднюю пенсию до 40% от средней зарплаты.
К тому же правительство предусмотрело и ряд льгот. Не тронут тех, кто работает в тяжелых условиях: шахтеров, железнодорожников, металлургов. Но в последнее время количество рабочих мест с тяжелыми условиями неуклонно сокращается работодателями, так как ранние пенсии приходится выплачивать именно им.
Пенсионная реформа не коснется тех, кто получает страховые пенсии по социальным мотивам, например женщин, на воспитании которых находится ребенок-инвалид до 8 лет, родивших 5 и более детей, инвалидов по зрению 1 группы и некоторых других категорий граждан. В 60 лет продолжат выходить на пенсию мужчины (женщины в 58 лет), работающие на Крайнем Севере или в местах, к ним приравненных.
Сохранится и досрочный выход на пенсию учителей, медсотрудников и творческих работников. Но им все же добавят 8 лет.
В правительстве уверены, что другого выхода нет. Более того, такое решение надо было принимать значительно раньше, как это было в других странах. 65–67 лет для обоих полов – самый распространенный пример. Правда, не учитывается слишком низкая средняя продолжительность жизни в России – 71 год. В Германии, например, более 81 года.
Дискуссии еще не закончены. Думская фракция «Справедливой России» предлагает вместо повышения пенсионного возраста воспользоваться 5 трлн руб. пенсионных накоплений.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что нужно создать Фонд старших поколений, в который средства будут поступать напрямую из бюджета, а также за счет дополнительного 10% обложения доходов, превышающих 1 млн руб. в месяц.
Можно обратить внимание и на норвежский опыт. Нефтегазовые госдоходы этой страны идут не в бюджет, а в пенсионный фонд.
Нелишние два процента
Власти еще совсем недавно обещали не увеличивать налоги. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме как мог, успокаивал: увеличение фискального бремени в ближайшие 6 лет не планируется. Правда, потом Алексей Кудрин добился от него признания, что тонкая настройка налогового режима все же будет, но затем ставки трогать не будут.
Ничего себе «тонкая настройка» – правительство предлагает с 1 января 2019 года повысить налог на добавленную стоимость (НДС) на целых 2%, с 18% до 20%. От этого Минфин намерен полуить лишние 600 млрд руб. в год. За 6 лет доначислят в бюджет 3,6 трлн руб. Это почти половина от необходимых для реализации майского указа президента дополнительных средств.
НДС отлично администрируется. В прошлом году ФНС собрала 5,1 трлн руб., в этом году ожидаются все 5,8 трлн. Что составляет 34% от поступлений в федеральный бюджет.
В правительстве пытаются доказать, что отрицательных последствий не будет. Бизнесу предоставят льготы. Например, отменят налог на движимое имущество и ускорят возврат НДС при экспорте.
Однако эксперты указывают на то, что неизбежно вырастут цены, при этом даже на льготируемые товары (10% ставка НДС). По разным оценкам – до 1,5% годовых. И в начале следующего года инфляция может составить до 4–4,5%. Данное развитие событий признается и в Банке России. Но Эльвира Набиуллина надеется, что такой эффект долго не продлится.
Борис Титов предупреждает, что налоговая нагрузка в стране и так слишком велика – вместе со страховыми и прочими платежами доходит до 47% ВВП. Рост ставки НДС больно ударит и по промышленности, и по гражданам.
Таким образом, последние инициативы не бесспорны и явно непопулярны. Бросается в глаза, что власти фактически не верят в то, что смогут ускорить экономический рост до показателей выше среднемировых. Иначе деньги бы искали за счет увеличения зарплат и прибылей бизнеса. Они пошли по другому пути. Но не всегда самый простой путь приводит к искомой цели.
fingazeta.ru
Правительство увеличивает налоги
Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.
«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.
Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.
В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».
В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.
В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».
Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.
Удар по бюджету
Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.
Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.
По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.
После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.
Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.
www.rbc.ru