Изготовление гипсовых отливок

Разделы: Технология

Закрепление умений приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.

  • Развитие логического мышления, памяти, речи; умение управлять своими двигательными действиями с помощью коррекционно- развивающих упражнений.
  • Воспитание аккуратности, бережного отношения к материалам.
  • Наглядно-иллюстрированный материал: карточки- задания, текст, криптограммы, гипсовая плитка, барельеф, коллекции материалов.

    Инструменты, материалы: клеёнки, ёмкости, лопатки, вода, гипс, ветошь, формы, халаты.

    Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;
  • удовлетворение практических чувств ребёнка через создание полезных красивых вещей.
  • беседа,
  • работа с текстом;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • практическая работа.
  • Межпредметные связи: чтение, русский язык, математика, ОБЖ.

    I. Организационный этап.

    Проверка подготовки учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

    Громко прозвенел звонок-
    Начинается урок.
    Слушаем, запоминаем,
    Ни минуты не теряем.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Тема урока: « Изготовление гипсовых отливок».

    Цель: Закрепить умения приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.

    Мотивация. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся вам при изготовлении гипсовых магнитиков, которые вы сможете подарить своим друзьям.

    III. Повторение изученного материала.

    Ребята, прежде чем вы приступите к изготовлению отливок, нужно вспомнить ранее изученный материал.

    Скажите, как иначе можно назвать процесс изготовления гипсовых отливок? (Лепные работы).

    • Выбрать материалы, которые применяют для производства лепных работ.
    • Список слов на доске: Цемент, дерево, клей, гипс, металл, глина.

      Определите, на какие группы делятся эти материалы (Основные и вспомогательные).

      У каждого ребёнка карточка.

      Задание: Определить к какой группе относится материал

      ( К основным относятся: гипс, цемент, глина, а к вспомогательным — дерево, клей, металл).

    • У вас на партах есть коллекции материалов.
    • Что такое гипс? (Гипс-это тонкоизмельчённый порошок белого или серого цвета).

      Что получится, если к гипсу добавить воду? (Гипсовый раствор).

      Где применяется гипсовый раствор? (Гипсовый раствор применяется для изготовления гипсовых плиток, барельефов, скульптур).

      а) Прочитать текст.

      При лепных работах гипс используется для отливки изделий. Гипс обязательно должен быть не влажным на ощупь, без комочков и без примесей песка. Начало схватывания гипса должно наступать не ранее 6 минут, но не позднее 30 минут с начала затворения гипсового теста.

      Основной недостаток изделий из гипса — малая водостойкость. Гипсовый раствор используется немедленно, так как он сохраняет пластичность 6-8 минут. Если раствор схватился, его нельзя вторично разводить водой.

      б) Ответить на вопросы:

    • Каким должен быть гипс, используемый для изготовления гипсовых отливок?
    • Какой недостаток имеют изделия из гипса?
    • Можно ли вторично разводить гипсовый раствор? (Нет)
    • Почему? (Раствор не схватится).
      • Невозможно изготовить отливки без форм.
      • Расшифровать слова, назвать виды форм (Чистая, получистая, гипсовая).

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Меры безопасности при монтаже лепнины и панелей из гипса

        Гипс, используемый в строительстве, можно отнести к категории самых безопасных материалов: он не горит и отлично противостоит открытому пламени, он не имеет запаха и не выделяет в воздух токсичных соединений, монтаж гипсовых изделий прост и не связан с серьёзными производственными рисками. Пожаробезопасность и экологичность – всего два этих качества позволяют записать гипсовую отделку в разряд наиболее востребованных на современном рынке.

        С помощью гипса удаётся создавать уникальные трёхмерные отделочные изделия: панели, плинтуса, арки и прочую лепнину. Декоративные гипсовые панели от московской строительной компании Ерплюс (Erplus) являются лучшим примером нового направления в дизайне внутренней отделки стен с применением 3D фактур. Текстурированные плиты из гипса уникальны сами по себе, к тому же они могут оставаться белоснежными или окрашиваться в любой требуемый цвет.

        Для комфортной работы с гипсовыми панелями рекомендуется использовать удобную спецодежду, защитные перчатки и головной убор. Приклеивание элементов отделки осуществляется при помощи клея ПВА – относительно безопасного и не токсичного. Альтернативный вариант – жидкие гвозди, в состав которых входят пластификаторы, специальные добавки и основа – эмульсия поливинилацетата. По возможности следует избегать контакта клеевого состава с открытыми участками кожи. Такие меры предосторожности необходимы лишь для удобства работы, ведь ни одно входящее в состав клея ПВА вещество – дибутилфталаты, диизобутилфталаты, трикрезилфосфаты, сложные эфиры – не несёт организму человека никакого вреда.

        Помимо клея и непосредственно самих панелей в работе с гипсом часто приходится иметь дело с наждачной бумагой. Она используется для повышения адгезии склеиваемых поверхностей. Работать с «наждачкой» необходимо предельно аккуратно, поскольку при контакте с кожей она способна оставить царапины и занести в рану опасные инородные частицы. При таких порезах необходимо сразу же промыть рану, обработать её раствором перекиси водорода и закрыть повреждённый участок кожи марлевой повязкой (перевязать бинтом).

        www.znakcomplect.ru

        Методическая разработка по теме:
        Методическая разработка мастер-класса «Литье из гипса. Подсвечник из листьев»

        Используя все положительные качества гипса, можно с легкостью его использовать в декоративном творчестве. Приемы работы настолько просты, что с некоторыми из них может справиться даже дошкольник. Имея терпение, необходимые инструменты и материалы, можно самим изготовить интересные лепные украшения и сувениры для дома. Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, родителям и детям с 6 лет, которых заинтересовал этот вид творчества.

        дополнительного образования детей

        Подсвечник из листьев.

        образования, I категория.

        Искусство изготовления из гипса лепных украшений известно давно, и благодаря относительной простоте, завоевало свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства.

        Непревзойденные физические и технические свойства материалов на основе гипса принесли им широкую известность. Гипс обладает способностью дышать, то есть поглощать избыточную влагу и выделять ее в окружающую среду при ее недостатке. Это негорючий и огнестойкий материал, удовлетворяющий самым строгим требованиям пожарной безопасности. В сочетании с изоляционными материалами гипс обеспечивает самый высокий уровень звуко- и теплоизоляции. Гипс не содержит токсичных компонентов или веществ. Он имеет кислотность, по величине соответствующую кислотности человеческой кожи. Он используется в изобразительном искусстве и ортопедии. Гипс совершенно лишен запаха и электрически нейтрален. Его производство и использование не оказывают вредного действия на окружающую среду.

        Используя все положительные качества гипса, можно с легкостью его использовать в декоративном творчестве. Приемы работы настолько просты, что с некоторыми из них может справиться даже дошкольник. Имея терпение, необходимые инструменты и материалы, можно самим изготовить интересные лепные украшения и сувениры для дома.

      • Познакомить с техникой безопасности. Освоение и отработка практических умений литья из гипса с использованием природной формы.
      • В работе содержатся основные сведения по гипсу, даны рекомендации по работе с ним, предложена подробная технологическая карта по изготовлению подсвечника из гипса, где применены разные приемы работы с этим материалом.

        Этот мастер-класс посвящен простому, но удивительному материалу.

        Гипс – один из древнейших строительных материалов. Он образовался в результате испарения морей 20-30 миллионов лет назад. Использовать гипс стали около 10000 лет назад. Использование гипса известно при Шумерской, Ассирийской, Египетской, Греческой и Римской цивилизациях.

        С 1700 года гипс использовался и как удобрение для почвы. В восемнадцатом веке французский химик Лавуазье опубликовал первое научное исследование по гипсу. Культура использования гипса развивается и по сегодняшний день. Гипс используется в более чем в ста странах.

        ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГИПСА

        В гипсе сочетаются самые разнообразные свойства, присущие только ему:

      • Возможность придания твердеющему составу любой формы;
      • Хорошие тепло- и звукоизолирующие свойства;
      • Высокая паропроницаемость;
    • Пищевая пленка
    • Вода
    • Тара для замеса гипса (одноразовые стаканы)
    • Одноразовая тарелка для основания подсвечника
    • Стаканчики разного диаметра
    • Не допускать попадания сухого гипса в глаза. При попадании промыть большим количеством воды.
    • Соблюдать аккуратность при работе с острыми предметами (ножом, проволокой и т. п.).
    • Используемые при работе с гипсами приборы и принадлежности должны быть чистыми, без остатков использованного ранее гипса.
    • Для получения заданного состава из гипса соблюдать соотношение порошка и воды.
    • Вода и порошок должны иметь температуру 20(+1\-1) градусов С.
    • Порошок следует медленно засыпать в воду и давать ему погрузиться в воде. И только потом начинать мешать шпателем. При замешивании вручную это время составляет 1 минуту.
    • Гипсовая смесь должна сразу же после замешивания выливаться в форму. Время заливки нельзя увеличивать за счет вибрации и тем более добавлением воды!
    • С гипсом можно работать до начала времени схватывания!
    • Работа с гипсом сильно сушит кожу рук. По возможности, надо работать в тонких защитных перчатках. Если надо почувствовать материал пальцами, то после работы тщательно вымыть руки и нанести на кожу крем.
    • Самое главное при замесе раствора строго соблюдать пропорции. Нужно обязательно учитывать количество воды и гипса. Это можно узнать на упаковке от производителя. Нужно соблюдать порционность, т.е. количество замешиваемого гипсового раствора. Раствор быстро схватывается (в среднем 5 мин.), поэтому его надо замешивать маленькими порциями (столько – чтобы успеть его выработать).

      Переходим к замесу гипсового раствора. Наливаем воду в какую-нибудь ненужную старую емкость (пластиковый стакан), насыпаем в нее гипс (пропорция 1:1). Так как гипс схватывается довольно быстро, воду можно можно перемешать с ложкой клея ПВА, но если его нет, то не страшно, обойдемся и без него, просто будем быстрее работать. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

      Предварительный просмотр:

      Администрация Шарангского муниципального района Нижегородской области

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

      Шарангский Дом детского творчества

      ГИПС (gypsum) — минеральное вещество (сульфат кальция), которое становится твердым при добавлении к нему воды.

      Гипс — один из самых древних строительных материалов на земле. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют скульпторы и зодчие. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму и исключительной экологической чистоте велика роль гипса и в медицине.

      Гипс – это прекрасный строительный материал со славным прошлым и прекрасным будущим. В России наибольшего расцвета искусство работы с гипсом достигло на рубеже XVII-XVIII вв. Этот период совпал с началом строительства Петербурга. Архитектурные сооружения северной столицы богато украшались лепным декором, который старые мастера выполняли с большим вкусом и тонким пониманием свойств и декоративных особенностей материала. Популярность гипсового декора объяснялась сравнительной дешевизной сырья и простотой его обработки. Гипсовые отливки можно было легко окрашивать, имитируя подчас более дорогостоящие и труднее обрабатываемые камень и металл. Но чаще всего в архитектурной лепнине предпочитали сохранять естественный белый цвет материала, который выразительно подчеркивал тончайшие детали рельефа, придавал им воздушность, легкость.

      Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, родителям и детям с 6 лет, которых заинтересовал этот вид творчества.

      Цель методической разработки – обогащение знаний и представлений о гипсе, способах действия с ними, его применении.

  1. Познакомить со свойствами гипса (растворяется в воде, быстро твердеет, принимает любую форму) и его использовании (искусстве, медицине, строительстве).
  2. Воспитывать устойчивый интерес обучающихся к творчеству, творческое и эстетическое отношение к окружающему.
  3. Вызвать положительные эмоции, улучшить настроение обучающихся.

    Лондонские пожары в1666 году способствовали тому, что использование гипса было принято широкими массами. Во время этой катастрофы было замечено, что использование гипса защищает древесные строения. Впоследствии этого, использование гипса стало обязательным в Париже, и гипсу был присвоен псевдоним «Парижский гипс».

    В наши дни гипс активно используют в ремонтно-строительных работах, для внутренней отделки и украшения помещений.

    Также гипс широко используется в медицине (ортопедии и стоматологии).

    За какие достоинства так ценят гипс?

  4. Белый цвет;
  5. Отсутствие усадки;
  6. Способность твердеть после смешивания с водой; быстрый набор прочности;
  7. Хорошая огнестойкость;
  8. Хорошие экологические характеристики.

    При изготовлении подсвечника нам очень нужно знать начало и конец схватывания. Начало схватывания можно увеличить если добавить в раствор немного клея ПВА. Это позволит также увеличить и прочность изделия.

    МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

    Существуют различные виды гипса, но самым доступным (он есть во всех строительных магазинах) является гипс строительный (алебастр)

    Так же нам понадобится:

  9. Пластиковый контейнер для песка
  10. Листья – природная форма
  11. Краски акриловые, лак акриловый
  12. Нож канцелярский

    Итак, мы решили удивить близких своим мастерством и порадовать их красивым изделием из гипса – красивым подсвечником. Подсвечник из гипса будем изготовлять в технике литья. Это действительно легко делать, но вот несколько требований, которые надо соблюдать при работе.

    Правила работы с гипсом

  13. Не допускать попадания гипсовой пыли в дыхательные пути.
  14. Гипсы должны храниться в сухом месте. Емкости для хранения перед каждым новым заполнением должны очищаться.
  15. Гипс начинает твердеть, когда исчезает блеск с поверхности.
  16. Гипсовую модель можно вынимать из оттиска, когда температура модели понижается.
  17. Всегда нужно замешивать гипс небольшими порциями, чтобы успеть его выработать.
  18. Остатки гипсового раствора ни в коем случае не выливать в канализацию или раковину! Застыв в трубе гипс испортит ее. Дождаться пока остаток гипса в емкости, где замешивали раствор, застынет, обстучать емкость со всех сторон, чтобы гипс отошел от стенок, и вытряхнуть его в мусорное ведро или закопать в землю как удобрение.

    ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГИПСОВОГО РАСТВОРА

    Еще раз подробнее остановимся на технологии приготовления гипсового раствора.

    nsportal.ru

    Техника безопасности при работе в зуботехнической лаборатории

    3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

    В процессе профессиональной деятельности зубной техник сталкивается с множеством разнообразных материалов, которые могут оказывать вредное воздействие на организм. К ним относятся кислоты, щёлочи, бензин, пластмассы, различные металлы, их сплавы и т.д. Работа в зуботехнической лаборатории должна быть организована таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму влияние профессиональных вредностей на зубного техника.

    Неблагоприятные производственные факторы для зубного техника:

    •неудовлетворительное санитарное состояние рабочих помещений (недостаточная площадь, объём помещений);

    •запылённость и загазованность воздушной среды из-за неэффективной вентиляции;

    •специфика труда в отделениях и кабинетах ортопедической стоматологии (напряжение зрения, необходимость правильного цветоразличения, возможность контакта с инфекцией, наличие статических усилий и однообразие движений, вынужденная рабочая поза и т.д.).

    Стоматологи-ортопеды имеют в процессе работы самый большой набор медикаментов и материалов:

    •пластмассы базисные и самотвердеющие (акриловые, полиуретановые, силиконовые, полихлорвиниловые, хлорвиниловые);

    •вспомогательные вещества (гипс, воск, пасты, цементы, металлы, щёлочи, кислоты и т.д.).

    В каждом производственном помещении зуботехнической лаборатории имеются определённые вредности. Они связаны с загрязнением воздуха разнообразными химическими веществами в виде пыли, паров и газов, среди которых имеются токсические (ртуть, кадмий, свинец, окись углерода, кислоты и щёлочи, двуокись кремния, акрилаты и т.д.) и другие вещества, влияние которых на организм работающих до сих пор остаётся невыясненным.

    В процессе изучения бактериальной загрязнённости внешней среды ортопедических кабинетов и зуботехнических лабораторий установлен высокий уровень общей микробной обсеменённости воздуха, предметов обстановки, зубных протезов на различных стадиях их изготовления, высокий процент выделения патогенных стафилококков и кишечной палочки.

    Зубные техники должны строго соблюдать санитарно-противоэпидемический режим, заключающийся в выполнении элементарных правил личной гигиены, регулярной влажной уборке помещений, санации воздуха, использовании индивидуальных полотенец или салфеток однократного применения, дезинфекции всех зуботехнических изделий непосредственно после извлечения из полости рта пациента (Миродез-базик и Трилокс 1%).

    В процессе изготовления металлических зубных протезов используют около 20 металлов, в том числе золото, серебро, платину, хром, никель, молибден, титан, кобальт и другие, пары и пыль которых во время плавления и обработки протезов могут попадать в воздух. Запылённость на рабочем месте зубного техника резко возрастает во время шлифовки и полировки протезов.

    Работа с вредными химическими веществами зуботехнических лабораториях предусматривается при условии использования местных вытяжных устройств.

    Кроме металлов в качестве материала для зубных протезов или в процессе их изготовления применяют пластмассы (акрилаты, полиамиды, поликарбонаты). Это многокомпонентные системы, состоящие из основного связующего вещества, наполнителя, пластификатора, красителя, катализатора, ингибитора и других добавок. Частым аллергеном для ортопедов и зубных техников служат акрилаты и гипс (плохо твердеющие марки).

    Более 500 химических веществ, применяемых в стоматологии, способны вызывать аллергические реакции. Многие стоматологические материалы могут быть антигенами при профессиональных аллергических дерматитах. По статистическим данным, около 15% стоматологов страдают от вредного воздействия медикаментов и материалов.

    В связи с многообразием применяемых в ортопедической стоматологии химических веществ вопрос о гигиенических условиях труда стоматологов-ортопедов и зубных техников приобретает особую актуальность. Повышенная концентрация токсического вещества в воздухе или сочетание с другими веществами, оказывающими синергическое действие на организм, — это вредные аспекты профессиональной деятельности стоматологических специалистов.

    Для защиты работающих в зуботехнической лаборатории от вредного влияния акриловых пластмасс рекомендуется замешивать массу через двойную увлажненную целлофановую плёнку, на лицо надевать маску, а на глаза — очки.

    Необходимо обратить внимание на:

    • вопросы нормирования размеров производственных площадей;

    • уровни естественного и искусственного освещения зуботехнических лабораторий.

    В ортопедических отделениях, в том числе и зуботехнических лабораториях, рекомендуется использовать светодиодные или флуоресцентные лампы, благоприятные для выполнения работы. Люминесцентные лампы с улучшенной цветопередачей типа ЛДЦ-4 (лампы дневного света) и ЛХБЦ-Д (холодного белого света, дневные), ксеноновые лампы часто используют и рекомендуют в нашей стране.

    Уровни звукового давления, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц

    Оборудование, предназначенное для кратковременного использования средним медицинским персоналом (оборудование для зубопротезного производства и т.п.)

    Общий уровень звукового давления в диапазоне частот от 1,4 Гц до 22 Гц не должен превышать 75 дБ.

    Для снижения шума и вибрации в зуботехнической лаборатории необходимо следующее.

  19. Установить компрессор в отдельном помещении или поместить его в защитный кожух из звукопоглощающего материала.
  20. Установить шлифмоторы на рабочем столе на резиновую амортизирующую подушку.
  21. Своевременно чистить и смазывать вращающиеся части механизмов, следить за исправностью отдельных узлов и шлифмотора в целом.
  22. Следить за техническим состоянием шлифовального круга и не допускать его деформации.
  23. Рекомендовать зубным техникам применять индивидуальные средства защиты от шума.

    Имеются данные о возможном заражении врачей, сестринского и технического персонала стоматологических лечебных учреждений через загрязнённый инструментарий, слепки, протезы.

    Для снижения риска заражения врача и техника при работе со съёмными протезами предложено обрабатывать их различными дезинфицирующими растворами и средствами (Миродез-базик и трилокс 1%).

    Помещения зуботехнической лаборатории должны хорошо вентилироваться. Все участки с вредными веществами, где проводятся пыльные работы, должны быть обеспечены вытяжкой. Освещение лаборатории должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам. Соотношение остеклённой поверхности к площади пола должно быть не менее 1/5. Рекомендуемой высотой лабораторных помещений является 3-3,5 м. При этой высоте, объёме производственного помещения не менее 13 м 3 (4 м 2 площади на каждого сотрудника) и оптимальном освещении (свет на рабочее место падает прямо или с левой стороны от работающего) можно говорить о соблюдении санитарных норм и правил в зуботехнической лаборатории.

    Если стоматологическая поликлиника небольшая и объём работы зуботехнической лаборатории невелик, допускается совмещение различных помещений. При этом санитарные и гигиенические требования должны быть соблюдены, а безопасность работающих в помещениях людей должна быть обеспечена полностью.

    При наличии зуботехнической лаборатории на 1-2 штатных единицы зубных техников, возможно ее размещение в 2-х кабинетах — в одном из кабинетов совмещаются процессы гипсовки, полировки, полимеризации, пайки, в другом — рабочее место зубного техника. При этом суммарная площадь кабинетов должна быть не менее 14 м 2

    Площадь зуботехнической лаборатории не менее

    Специализированные помещения: полимеризационная, гипсовочная, полировочная, паяльная не менее

    Площадь на одного сотрудника не менее

    Объём помещения на одного сотрудника не менее

    Количество зубных техников в одном помещении не более

    Соотношение остеклённой поверхности к площади пола

    в тёплое время года

    в холодное время года

    Скорость движения воздуха не более

    Эргономические основы организации рабочего места врача–стоматолога

    Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые делают труд высокопроизводительным и надежным, в тоже время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность

    Эргономические проблемы (задачи) в зуботехнической лаборатории:

    1. Обеспечение максимального удобства работы зубного техника (гигиена труда, техника безопасности).

    2. Организация рабочего места зубного техника (рациональное размещение оборудования).

    3. Обеспечение комфорта в зуботехнической лаборатории.

    4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузок на зубного техника.

    5. Снижение физиологической нагрузки зубного техника.

    6. Изучение профессиональных вредностей.

    Основные задачи эргономики в стоматологии (Г.М. Иващенко и Т.В. Никитиной (1972)):

    1. Конструирование оборудования, рабочей мебели, рабочей одежды и инструментария должно учитывать антропометрические измерения и анатомо-физиологические особенности организма медицинского работника (врач, медицинская сестра, зубной техник) в соответствии с требованиями технической эстетики (дизайн), гигиены труда и техники безопасности.

    2. Рациональное устройство стоматологического кабинета и рабочих помещений на основании научно обоснованных нормативов их площадей, высоты, глубины, кубатуры, санитарно-технического благоустройства (отопление, освещение, вентиляция, кондиционирование воздушной среды), внутренняя отделка интерьеров.

    3. Дифференциация эргономических исследований в соответствии с профилем работы по специальности (терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, медицинская сестра, зубной техник), видом приема (поликлиника, стационар, отдельный кабинет).

    4. Оптимальная организация рабочего места персонала путем размещения оборудования с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуально под рост, правильного выбора рабочей позы, рабочих движений, механизации и автоматизации лечебно-диагностического оборудования, правильного размещения аппаратов управления и сигнализации на приборах.

    5. Совершенствование работы с кадрами путем медицинского профессионального отбора абитуриентов в зависимости от профиля будущей лечебной работу (медицинские показания и противопоказания к обучению в стоматологических учебных заведениях, профессиональной особенности будущих специалистов, предъявляющие требования к зрению, слуху, физическому развитию мануальным способностям).

    6. Правильная организация режима труда и отдыха, изучение профессиональных факторов, в том числе вредных для здоровья, предупреждение профессиональных заболеваний.

    Для сохранения нормального гигиенического состояния и чистоты помещений и во избежание образования щелей полы делают ровными, с гладкими покрытиями светлых тонов, которые удобно чистить и мыть.

    В процессе изготовления зубных протезов возможен перенос инфекции от пациента к врачу, ассистенту или зубному технику. Сегодня, когда наблюдается рост заболеваемости гепатитом, туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией и другими инфекционными заболеваниями, возможность их передачи в условиях стоматологической клиники заставляет серьёзнее относиться к выбору средств дезинфекции и стерилизации. Хотя зубные техники практически не контактируют с пациентом, но работают с оттисками и моделями.

    Миродез базик представляет собой прозрачную жидкость от бесцветного до желтого цвета со слабым специфическим запахом

    Миродез базик содержит комплекс четвертичных аммониевых соединений (бензалкониум хлорид и дидецилдиметиламмоний хлорид) – суммарно 2%, полигексаметиленгуанидина гидрохлорид (ПГМГ) – 2,5%, а также вспомогательные компоненты (ПАВы, синергисты биоцидов, ингибитор коррозии и пр.). рН 1% раствора средства 5,0±1,5

    Трилокс представляет собой прозрачную жидкость голубого цвета со слабым специфическим запахом.

    В состав Трилокса входят:

  24. полигексаметиленгуанидин
  25. бензалкония хлорид (ЧАС)
  26. третичный амин

    Свойства и преимущества:

  27. Комплексная дезинфекция за 15-30 мин при концентрациях 0,1% – 2% по всему бактериальному спектру, включая туберкулёз, вирусы и грибы
  28. Эффективен против плесневых грибов и особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия)
  29. Малоопасное вещество (4 класс опасности), рабочие растворы не обладают сенсибилизирующим и местно-раздражающим действием
  30. Обладает высокой моющей способностью, в том числе подсохшей крови
  31. Безвреден для окружающей среды (полностью биоразлагаем)

    Стабилен при хранении и транспортировке при температуре от -20°С до +35°С

  32. Обладает хорошей совместимостью с материалами
  33. Идеально используется в ультразвуковых мойках
  34. Позволяет решать все вопросы комплексной дезинфекции

    «Ортосол-1» обладает широким спектром действия, оказывает бактерицидное, противогрибковое и антивирусное действие, уничтожает вирусы гепатита В и ВИЧ-инфекции, микобактерии туберкулёза. Если указанное средство применяют при дезинфекции оттисков методом погружения, то при этом необходимо использовать стеклянную или эмалированную посуду или специальные контейнеры, полностью погружать оттиск в антисептик, уровень антисептика над оттиском должен быть не менее 1 см. Метод погружения наиболее подходит для дезинфекции оттисков из силиконовых материалов (относительный недостаток). Альгинатные и гидроколлоидные массы впитывают влагу, из-за этого оттиски могут изменять свой объём и конфигурацию. Этого можно избежать, используя метод орошения. При дезинфекции методом орошения оттиски не погружают, а орошают раствором, что исключает деформацию и обеспечивает сохранность конфигурации и объёма.

    •«Ортосол (ДЕНТ)» предназначен для очистки съемных зубных протезов от бактериального налета, остатков пищи или фиксирующих материалов, а также для хранения протезов.

    •«Ортосол-2 (ИМПРЕС)» задерживает обезвоживание и предохраняет оттиски из всех видов альгинатных материалов от размерных деформаций.

    •«Ортосол-3 (АДГЕЗИВ)» предназначен для создания ретенционных пунктов на слепочных ложках.

    •«Ортосол-Клинз» (концентрат) предназначен для очистки стоматологических инструментов от альгинатных и гипсовых оттискных масс.

    Техника безопасности труда сотрудников зуботехнической лаборатории

    К работе в зуботехнической лаборатории допускаются лица, имеющие законченное медицинское образование, подготовку на I группу электробезопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    Персонал зуботехнической лаборатории должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев. Для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, ротовой и носовой полостях, а также носительства стафилококка у персонала лаборатории не реже одного раза в 6 месяцев проводится плановое обследование.

    Все вновь поступившие на работу зубные техники должны пройти вводный инструктаж у инженера по охране труда. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда. После этого проводится окончательное оформление вновь поступающего работника и направление его к месту работы.

    Каждый вновь принятый на работу в зуботехнической лаборатории должен пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Все работники зуботехнической лаборатории проходят повторный инструктаж не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты инструктажа фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

    При поступлении на работу и периодически не реже одного раза в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

    Персонал зуботехнической лаборатории обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха. Персонал зуботехнической лаборатории обязан:

  35. руководствоваться в работе инструкциями (должностными; по санитарному режиму; заводов-изготовителей на оборудование, установленное в зуботехнической лаборатории);
  36. владеть приемами оказания первой медицинской помощи, знать местонахождения аптечки;
  37. знать правила пожарной безопасности и места расположения средств пожаротушения.

    Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников зуботехнической лаборатории санитарной одеждой, спецодеждой, спецобувью и другими предохранительными приспособлениями. Персонал зуботехнической лаборатории обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

    О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно известить заведующего производством или старшего зубного техника, которые должны организовать первую помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом главному врачу и инженеру по охране труда. Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

    Лица, допустившие нарушение инструкции по охране труда, подвергаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

    При работе в зуботехнической лаборатории запрещается:

  38. выполнять технологические процессы в помещениях, не приспособленных для этих целей;
  39. работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями;
  40. оставлять без присмотра спиртовки и газовые горелки, аппараты, приборы, устройства, включенные в электрическую сеть, держать вблизи них легковоспламеняющиеся вещества;
  41. хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке;
  42. работать при отключенных системах водоснабжения, канализации и вентиляции;
  43. работать без установленной спецодежды и предохранительных приспособлений.

    Приступать к работе на любом оборудовании следует после проверки в журнале технического обслуживания отметки об устранении ранее записанных замечаний и дефектов.

    Перед началом работы необходимо:

    1) включить вентиляционную систему,

    2) надеть санитарно-гигиеническую одежду и обувь,

    3) приготовить средства индивидуальной защиты;

    4) проверить готовность к работе оборудования, приборов, аппаратов и приспособлений.

    Различные технологические манипуляции с использованием аппаратов, приборов (паяние, полимеризация, полирование, механическая обработка протезов и их полуфабрикатов и др.) проводят в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя по их эксплуатации и с использованием индивидуальных защитных средств кожи, органов дыхания и зрения.

    По окончании работы персонал зуботехнической лаборатории обязан:

    1) привести в порядок рабочее место;

    2) отключить электрооборудование и приборы или перевести их в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации;

    3) выключить вентиляцию;

    4) снять санитарную одежду и убрать ее в отведенное место.

    Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует: мыть руки водой комнатной температуры (+ 20 С); тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем; не допускать попадания на открытые поверхности кожи мономера. Для мытья рук желательно применять нейтральные пережиренные сорта мыла. Обрабатывать кожу рук перед началом работы следует кремами защитного типа или смесью глицерина, воды, нашатырного и этилового спирта в равных частях. При аварии персонал зуботехнической лаборатории должен поставить в известность старшего зубного техника или заведующего производством. В случаях поражения человека электрическим током и прочих травмах действовать согласно инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока. Персонал должен отключить электрооборудование и вызвать электромонтера при прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари. При возникновении пожара необходимо вызвать пожарную команду и до прибытия и встречи ее тушить загорание первичными средствами пожаротушения. При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу до ликвидации аварии.

    stom.arut.ru