Правило безопасности на лыжах
Техника безопасности при лыжной подготовке школьников.
Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей школьникам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.
Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям школьника. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные «на вырост». Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже роста школьника (примерно на 10-15 см). Чем меньше вес школьника. Тем меньше прогиб (жесткость) лыж – расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.
Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждает школьника часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать школьнику способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами – большим, указательным и средним при толчке нельзя зажимать ее в кулак.
Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на 2 размера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь – валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.
Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе – надежность, удобство и простота в обращении. Для лыжных ботинок в зависимости от модели могут подойти рантовые, носовые или полужесткие крепления. Под обычную зимнюю обувь используют только полужесткие и мягкие крепления с пяточным кожаным или резиновым ремнем, затягивая который обеспечивают прочное сцепление обуви с лыжей. Самой удобной является конструкция, позволяющая школьнику быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.
Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для школьника, если он насквозь промок и замерз. «Мокрые» лыжные прогулки весьма нежелательны для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам – так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Школьникам очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавицы, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапка предпочтительно шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.
Можно по-разному одеть школьников, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде: — не кутайте школьников , как эскимосов – это затрудняет движения; — школьники более чувствительны к морозу, чем подростки.
Если верхняя куртка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати; — хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а школьникам очень нравится валяться в снегу; помните и о том, что школьник будет часто падать; — необходимы запасные рукавицы или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют; — проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье школьника, это может привести к потертостям; — выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы школьник мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками; — отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать – ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.
Со школьниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от +5до -12˚С. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3˚. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.
Исключительно важно дать школьнику основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах: — нельзя садиться и тем более ложится на снег даже при сильной усталости; — запрещено использовать снег для утоления жажды; — недопустимо снимать шапку и расстегиваться, когда стало жарко.
Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.
Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованиям, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.
Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Школьнику, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желания и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.
Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, по возможности максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра – он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.
Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для школьника ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддерживания равновесия. А если школьник обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной школьнику ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом подчеркните и заинтересуйте школьника тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том. что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей школьники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.
Правила безопасности на лыжной прогулке
Ежегодно более двух тысяч жителей нашего города получают травмы во время прогулок на лыжах.
Правила безопасности при катании на лыжах в европейских странах почти имеют силу закона, по крайней мере, служат основанием при определении размера страховых выплат.
Все Правила безопасности при катании на лыжах основаны на обычной логике и уважительном отношении людей друг к другу, большинство из них стали традициями и во всем мире, и в нашей стране. Официальными законодателями Правил являются Международный Лыжный Союз ( FIS ) и многочисленные (в Европе и Америке) клубы любителей лыжных прогулок.
Отправляясь на лыжную прогулку, особенно в загородный лес, нужно сообщить своему знакомому или родственнику время возвращения домой и место, куда вы отправляетесь.
Этот человек должен позвонить вам в указанное время, и если с вами нет связи, предпринять заранее оговоренные меры по вашему поиску. Последовательность действий может быть следующей:
- Сообщение в милицию
- Сообщение в МЧС
- Но действительно найти вас в зимнем лесу и помочь могут только туристы-лыжники. В нашем городе для этого нужно связаться с каким-нибудь клубом туристов, например: с городским горным клубом
- Нельзя отправляться на лыжную прогулку в одиночку, а в загородный лес – меньше, чем вчетвером. В загородной прогулке кто-то один обязательно должен быть старшим.
Группу детей младше 11 лет должны сопровождать взрослые, из которых хотя бы один мужчина. Подростки 12-16 лет не должны самостоятельно совершать лыжные прогулки в загородный лес.
Снимая лыжи или выпуская из рук палки, нужно обязательно воткнуть их в снег, и убедиться, что они не смогут случайно упасть.
Особенно важно соблюдать эти меры в загородной прогулке и в темноте, иначе лыжи можно просто потерять в снегу. Нельзя втыкать лыжи и палки в снег на краю склона.
Любое резкое изменение погоды – сигнал к прекращению лыжной прогулки.
Усиление ветра, сильный снегопад, заметное понижение или повышение температуры воздуха – это резкое изменение погоды. Хотя начинающиеся сумерки и не относятся к погоде – это самый главный сигнал к окончанию лыжной прогулки.
Лыжные прогулки за город должны проходить в местах с устойчивой сотовой связью.
С собой нужно иметь не менее двух сотовых телефонов, зарядку и баланс которых нужно проверить до выезда в лес. Хранить телефоны нужно во внутренних карманах одежды, и один из них выключить, чтобы не разряжался его аккумулятор. Этот телефон используется только в экстренных случаях.
Допив чай в термосе и съев последний бутерброд, нужно сразу поворачивать домой.
Оставаться в зимнем лесу без воды и еды долго нельзя, особенно катаясь вместе с детьми.
Меры безопасности
Лыжи — это зима, мороз, скорость. Можно простудиться, ушибиться и даже получить травму. Значит, опасно? Нет, прогулки по лыжне, спуски с гор менее опасны, чем езда в автомобиле или переход улиц современных городов с интенсивным движением транспорта. И чтобы лыжи были вашими друзьями, доставляли только удовольствие и пользу, надо выполнять несложные правила обращения с ними.
Прежде всего важна предварительная физическая подготовка, Чем она лучше, тем меньше шансов получить травму, схватить насморк или другое простудное заболевание.
Нужно знать и выполнять правила поведения на лыжах и с лыжами. Исходите прежде всего из того, что ваше увлечение не должно никому причинять неудобств. При перевозке лыжи крепко связывайте. Не надевайте палки кольцами на носки, а привяжите их рукоятками или штырями вверх, чтобы они не торчали над носками лыж. Желательно перевозить лыжи в чехле, закрывающем их по всей длине.
В трамвае, автобусе, поезде ваши лыжи не должны мешать окружающим. В электричке или грузовике кладите их на пол, обязательно на ребро, чтобы не поломались, если кто-нибудь нечаянно наступит на них. При посадке в транспорт держите лыжи наклонно носками вперед, при выходе — задниками вперед.
Теперь о самом главном. Начинающий лыжник при спуске с горы уподобляется источнику повышенной опасности, так как еще плохо управляет своими действиями. А скорость его спуска может достигать 50 км/час, а то и больше. Поэтому не спускайтесь там, где путь занят людьми, если у вас нет полной уверенности, что сможете объехать препятствие. Объясняйте это другим начинающим лыжникам, чтобы не оказаться их жертвой.
Немало несчастных случаев происходит в местах массового катания на горных лыжах. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать определенную дисциплину, а именно: спускаться и подниматься только в строго определенных местах. Не спускайтесь там, где навстречу поднимаются лыжники, в свою очередь, не поднимайтесь по дороге спуска и не пересекайте ее в местах, где плохой обзор. Не спускайтесь по горнолыжным трассам на равнинных лыжах.
Собираясь пересечь склон в его нижней части, внимательно осмотрите дорогу спуска и, двигаясь в нужном направлении, наблюдайте за верхней частью горы. Если все же окажется, что на вас мчится лыжник, реагируйте мгновенно. Поняв по манере езды, что это умелый спортсмен, остановитесь, он обойдет вас, как очередное препятствие. Если же человек мчится на широко расставленных ногах, будьте осторожны, следите за его маршрутом и при необходимости освободите ему путь, чтобы избежать столкновения.
Не разгоняйтесь на незнакомой горе. При скатывании по узкой заснеженной дороге тормозите, наезжая одной лыжей на рыхлый снег обочины. Если дорога достаточно широка, можно тормозить боковым соскальзыванием, время от времени разворачивая, лыжи поперек направления спуска. Спускаться на полной скорости по рыхлому, нерастоптанному снегу можно, если уверен, что под снегом не попадутся пни и камни.
При движении по накатанной лыжне уступайте дорогу догоняющему вас лыжнику и при встрече с более многочисленной группой.
Чтобы предохранить лицо от обмораживания (особенно у детей), его смазывают ланолиновым кремом или гусиным салом. Очень помогает при морозе энергичное растирание лица, ушей, конечностей спустя несколько минут после выхода из помещения. При ветреной погоде следите за лицами друг друга. Если побелели уши, нос или появились белые пятна на щеках, немедленно разотрите их рукой или мягкой шерстяной варежкой, но не снегом, а потом смажьте жирным кремом или любым несоленым жиром. При сильных обморожениях рук и ног после растирания их отогревают теплой водой до восстановления кровообращения.
Почувствовав, что начинают мерзнуть нижние конечности, снимайте лыжи и энергично помахайте ногами, чтобы усилить кровообращение. Если это не помогает, снимите ботинки и разотрите пальцы ног.
После первой прогулки на лыжах наутро вы можете почувствовать боль во всем теле. Не пугайтесь, это реакция мышц на непривычную нагрузку. Через день-два все пройдет. Можете принять горячую ванну или душ, посетить парную.
Во время отпуска через каждые три дня устраивайте себе отдых, совсем не становясь на лыжи. Если после прогулки на следующий день появляется вялость, головная боль, значит, нагрузку надо уменьшить и увеличивать ее постепенно.
Помните, что природные условия в горах отличаются от равнинных, Там зимой можно загореть, как летом. При сильном весеннем солнце возможны ожоги лица. Пострадавшие места протрите спиртом и смажьте ланолиновым кремом. Для профилактики используйте крем для загара.
Не забывайте носить темные очки, лучше стеклянные, не пропускающие ультрафиолетовых лучей, которые проходят и в тумане. В пасмурный день катайтесь в очках с оранжевыми фильтрами, помогающими лучше различать неровности рельефа.
Главная опасность зимних гор — снежные лавины. Зачастую виновниками их схода оказываются сами лыжники, подрезающие склон при неумелом движении по снегу. Как правило, они потом сами попадают в эту лавину, что обычно кончается трагически. О лавинной опасности в горах помните всегда, строго выполняйте указания работников горной спасательной службы, инструкторов туристских баз и альпинистских лагерей. Попав в снежную массу, старайтесь удержаться на ее поверхности. Для этого придется очень энергично делать руками плавательные движения. Ноги постарайтесь освободить от лыж. Автоматические горнолыжные крепления делают это немедленно.
При катании в больших горах крепления снабжают специальным ремешком — лыжеулавливателем, чтобы соскочившая при падении лыжа не укатилась безвозвратно.
На лыжных подъемниках соблюдайте правила их эксплуатации, будьте внимательны при посадке и высадке. Особенная собранность требуется при пользовании бугельными подъемниками. Цепляйте бугель за трос достаточно быстро, приготовившись сразу реагировать на стартовый рывок. При подъеме активно работайте ногами, стараясь не уходить с накатанной колеи. Если упадете или бугель соскочит с троса, как можно скорее освобождайте колею.
На туристских трассах спусков в горах поставлены указатели особенностей прохождения тех или иных участков. Постарайтесь изучить их и запомнить.
Опасно уходить в горы в одиночку. Если случится несчастье, подавайте общепринятые сигналы бедствия голосом или в темноте светом — 6 раз в минуту через каждые 10 с. Шесть сигналов — минута перерыва, до тех пор, пока услышите ответ. Ответный сигнал подают 3 раза в минуту через 20 с.
Если заблудитесь или попадете в непогоду, двигайтесь непрерывно, спасение только в этом. Пока человек движется, он сохраняет волю к борьбе.
При занятиях зимним спортом возможны ушибы, растяжений голеностопных и коленных суставов. Если такое случилось, пострадавшего надо поскорее доставить в теплое место, где можно оказать первую помощь. Чтобы избежать развития кровоподтека, в течение ближайшего получаса к поврежденному суставу или ушибу приложите холод, набрав для этого снег в полиэтиленовый мешочек. Затем поврежденный сустав плотно перебинтовывают, лучше всего эластичным бинтом, после чего можно транспортировать человека в больницу.
Людям со слабыми голеностопными суставами для профилактики рекомендуется бинтовать ноги эластичными бинтами, но так, чтобы они не мерзли из-за нарушенного кровообращения.
При переломах руки или ноги немедленно наложите шину. Для этого можно использовать любую палку, но лучше тонкую дощечку шириной 5—8 см, расположив ее так, чтобы она проходила через два сустава.
Если перелом открытый, прежде всего останавливают кровотечение с помощью жгута, а уже потом накладывают шину.
Чтобы избежать болевого шока, пострадавшего надо немедленно укутать, поместить в тепло и дать горячее питье.
При ушибе головы человек не должен двигаться. Как можно скорее доставьте его в больницу, чтобы предупредить последствия возможного сотрясения мозга.
Все эти неприятности маловероятны у людей, имеющих хорошую предварительную подготовку и проявляющих разумную осторожность.
webcache.googleusercontent.com
Материал по физкультуре по теме:
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).
Предварительный просмотр:
Инструкция по лыжной подготовке для школьников
Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).
Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).
Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.
Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.
Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой.
Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция по технике безопасности на уроках химии.
nsportal.ru
Техника безопасности по лыжной подготовки в школе
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Описание работы.docx
Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока по теме: «Техника безопасности по лыжной подготовки в школе».
Урок — презентация проводится в с 5 по 11 классе в третей четверти Урок — презентация проходит с интересом. Развивает познавательный интерес в оказании первой мед. помощи при обморожениях, при выборе лыж. Данная презентация даёт учащихся оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время учебно-тренировочных занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям.
Выбранный для просмотра документ техника безопасности по лыжам.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Техника безопасности по лыжной подготовки в школе Кос-Истекская средняя школа Олейников Владимир Владимирович учитель физической культуры
Введение На лыжах любят кататься все: молодые и старые, юные и зрелые. Начинать следует как можно более в раннем возрасте. Поставить на лыжи можно уже трехлетнего ребенка. Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является предметом постоянной заботой государства, основные задачи которого — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.
1. Общие требования 1.1. К занятиям по лыжам допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с l-го класса, прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила- поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
1.3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на учащихся следующих опасных факторов: — обморожения при проведений занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже -200 С; — травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; — потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок; травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина 1.4. При проведении занятий по лыжам должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю. 1.6. В процессе занятий ученики должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены. 1.7. Ученики, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по Т.Б., привлекаются к ответственности и со всеми учениками проводится внеплановый инструктаж по Т.Б. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
2. Требования перед началом занятий. 2.1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже -10° С надеть плавки. 2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги. 2.3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
3. Требования во время занятий. 3.1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы — не менее 30 м. 3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки. 3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками. 3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых признаках обморожения. 3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
4. Требования в аварийных ситуациях. 4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения. 4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю. 4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
5. Требования по окончании занятий. 5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся. 5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. 5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава. Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки
Правила Техники безопасности на уроках лыжной подготовки Рост лыжника Лыжи для классического хода Лыжи универсальные Лыжи для конькового хода Палки для классического хода Палки для конькового хода 150 170/180 170 165 120 130 155 180 170/180 170 125 135 160 185 180 175 130 140 165 190 185 180 135 145 170 195 190 185 140 150 175 200 195/200 190 145 155 180 205 200/205 190/195 150 160 185 205/210 205 195 155 165 190 210 205 195 160 170 195 210 205 195 165 175
Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени — из — за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут. После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся. Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой. Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед. При занятиях в мороз следует обязательно надеть теплое белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки — варежки. Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники
Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению. В случае опоздания на занятие надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя. В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован. Владение правильной техникой выполнения упражнений — лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.
Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади). После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой. При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию. Если во время занятий(соревнований) ученик по каким — либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища). Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь. Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.
Велико оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время учебно-тренировочных занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям. Передвижение на лыжах широко используется как средство активного отдыха. Занятия лыжами в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.
infourok.ru