Приказ МЧС РФ от 16 марта 2007 г. № 140 “Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения”
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 33 (ч. 1), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. 1), ст. 5498), Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. 2), ст. 5491; 2005, N 44, ст. 4555) приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2007 г.
Регистрационный N 9205
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 16 марта 2007 г. N 140
Инструкция
о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения.
2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности* (далее — нормативные документы).
3. Порядок разработки проектов нормативных документов, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При подготовке проекта нормативного документа должны быть проанализированы практика применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результаты соответствующих научных исследований.
4. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы.
5. Настоящая инструкция не распространяется на инструкции о мерах пожарной безопасности, разрабатываемые на основании и в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)**.
II. Организация разработки проекта нормативного документа
6. Основанием для разработки нормативных документов могут быть:
федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
решения (поручения, обращения) федерального органа исполнительной власти;
решения, принятые в пределах своей компетенции, органами местного самоуправления и организациями;
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
7. После принятия решения о разработке нормативного документа определяются сроки подготовки документа, технического задания, исполнители работ.
III. Разработка нормативного документа
8. О разработке проекта нормативного документа уведомляются все заинтересованные организации, от которых необходимо получить заключение на разрабатываемый документ. Уведомление об этом указанных организаций осуществляется письмом ответственного исполнителя в месячный срок со дня утверждения технического задания.
9. Уведомление должно содержать информацию о наименовании нормативного документа, целях, необходимости его разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введении в действие.
10. Изложение положений и оформление нормативного документа осуществляется в порядке, установленном в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
11. Разработка проекта нормативного документа завершается подготовкой пояснительной записки к проекту нормативного документа и его рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации.
12. В пояснительной записке к проекту нормативного документа обосновывается необходимость разработки документа, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, излагается анализ недостатков имеющихся нормативных документов и предлагаемые решения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с другими нормативными документами, отражается информация о необходимости разработки и отмены других нормативных документов.
13. Пояснительная записка к проекту нормативного документа должна содержать, кроме того, информацию об ответственном исполнителе и соисполнителях работы, о сроках его разработки, характеристике основных требований, изложенных в нем, и их соответствии современному научно-техническому уровню, а также другая необходимая информация.
14. В сопроводительном письме при направлении проекта нормативного документа на рассмотрение указывается срок, после которого завершается прием замечаний по проекту нормативного документа.
15. Рассмотрение проекта нормативного документа в заинтересованных организациях осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня его поступления на рассмотрение.
Заключение на проект нормативного документа в окончательной редакции должно быть направлено ответственному исполнителю или организации, которая будет утверждать документ.
Поступившее после указанного срока заключение с замечаниями и предложениями на проект нормативного документа учитывается ответственным исполнителем по его усмотрению.
16. Заключение на проект нормативного документа оформляется заинтересованными организациями письмом.
17. По истечении установленного пунктом 15 настоящей Инструкции срока ответственным исполнителем составляется таблица замечаний и предложений организации на проект нормативного документа, в которой отражаются все замечания и предложения, а также информация об их принятии или обоснованном отклонении.
Организация, утверждающая нормативный документ, вправе, при необходимости, пересмотреть решение ответственного исполнителя по принятию (отклонению) замечаний и предложений заинтересованных организаций.
18. Решение о доработке проекта нормативного документа, в случае отрицательного заключения, принимает руководитель организации, утверждающей нормативный документ.
19. Подготовка окончательной редакции проекта нормативного документа с учетом результатов его рассмотрения в заинтересованных организациях осуществляется ответственным исполнителем.
20. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции.
21. В случае необходимости отмены нормативных документов в связи с утверждением нового нормативного документа, они перечисляются непосредственно в документе и признаются утратившими силу с момента вступления в силу утвержденного нормативного документа.
22. Изменения к нормативным документам разрабатываются и вводятся в действие в порядке, установленном настоящей Инструкцией для разработки проектов нормативных документов.
IV. Введение в действие и применение нормативных документов
23. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН).
24. Для согласования и регистрации нормативного документа, он направляется в 2-х экземплярах в орган ГПН в соответствии с его компетенцией.
Одновременно направляется электронная версия нормативного документа на магнитном носителе.
25. В Управление государственного пожарного надзора МЧС России направляются нормативные документы, разработанные организациями, осуществляющими свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации или закрытых административно-территориальных образованиях.
26. В управления государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.
27. В отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, направляются на согласование нормативные документы, разработанные:
органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований;
организациями, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования.
28. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 25 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
29. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 26 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей.
30. Согласование нормативных документов, указанных в пункте 27 настоящей Инструкции, осуществляется главным государственным инспектором закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору или одним из его заместителей.
31. Основаниями для отказа в согласовании нормативных документов являются:
несоответствие представленных нормативных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности;
наличие в представленных нормативных документах недостоверной или искаженной информации, а также положений, снижающих требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.
32. В случае отказа в согласовании и регистрации, нормативный документ возвращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления, организацию), утвердивший его, с указанием причины принятия решения об отказе в его согласовании и регистрации.
33. Не согласованный и не зарегистрированный нормативный документ, как не введенный в действие, применяться не может.
34. Согласованные нормативные документы регистрируются в МЧС России.
35. При регистрации нормативных документов указываются:
сведения о заявителях нормативных документов (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, регистрационный номер);
сведения о согласованных нормативных документах (номер, дата принятия решения о согласовании и введении в действие нормативных документов).
36. При регистрации нормативного документа ему присваивается обозначение (шифр).
В шифре норм по пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение «ТНПБ» — территориального значения, «ВНПБ» — ведомственного значения; в шифре правил пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение «ТППБ» — территориального значения, «ВППБ» — ведомственного (отраслевого) значения. Далее указывается порядковый номер в реестре с добавлением к нему через тире последних двух цифр года утверждения.
Например: ВНПБ 01-07, ВППБ 01-07.
Для документов, согласованных в управлениях государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, после сокращенного обозначения указываются код субъекта Российской Федерации с добавлением к нему через тире порядкового номера в реестре и последних двух цифр года утверждения. Перечень кодов нормативных документов субъектов Российской Федерации представлен в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
37. Первый экземпляр нормативного документа после согласования и регистрации возвращается в соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления или организации, утвердившие его. Вторые экземпляры хранятся в архиве регистрирующего органа.
38. Нормативные документы применяются в соответствии с установленной в них областью применения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
39. Требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
V. Опубликование нормативных документов
40. Нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией.
41. Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети «Интернет» федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России», если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, нормативные документы, разработанные для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации, заносятся в информационную базу нормативных документов по пожарной безопасности, а также могут быть опубликованы в журнале «Пожарная безопасность», если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
42. Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителями, публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети «Интернет» главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
* Ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
** Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 (зарегистрирован в Минюсте России 27 июня 2003 г., регистрационный N 4838)
Приложение N 1
к п. 10 Инструкции
Порядок изложения положений в нормативном документе и его оформления
1. Наименование нормативного документа должно быть кратким.
2. На второй странице обложки указываются организации, разработавшие нормативные документы, их ведомственная принадлежность и исполнители, а при необходимости наименование и шифр нормативного документа, утрачивающего силу. На второй странице обложки, на титульном листе или на первой странице должна быть запись о согласовании с заинтересованными организациями (например: «Согласовано с МПР России 20 марта 2007 N АБ-1234»).
3. Нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа.
4. Изложение требований нормативного документа должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.
5. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «обязаны» и производные от них. В тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило», и с условиями, при которых допускается отступление.
6. В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы.
Разделы и пункты в нормативном документе нумеруются римскими цифрами.
Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего документа.
Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком «тире» не отделяются.
7. Отдельный текст нормативного документа может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.
8. При ссылках на стандарты или строительные нормы и правила указывается только обозначение или шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указываются названия документа и наименование утвердившей организации.
Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.
9. Все приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения должны иметь общую с текстом нумерацию страниц. В приложениях разделы, пункты, таблицы, формулы, графические материалы нумеруются в каждом приложении. Степень обязательности приложения указывается на его первой странице. На обязательные и рекомендуемые приложения должны быть ссылки в тексте документа с указанием степени обязательности приложения.
10. В примечаниях к пунктам или таблицам допускаются только поясняющие или справочные данные.
11. В тексте нормативного документа не допускается:
в) применять произвольные словообразования (например: «госпожнадзор», «вентоборудование»);
12. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.
www.garant.ru
Правила разработки нормативных документов по пожарной безопасности
Нормативные документы по пожарной безопасности — принятые в установленном порядке уполномоченным государственным органом документы, содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие количественные и качественные критерии обеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности к группам однородных объектов защиты на стадиях их проектирования, изготовления, эксплуатации и утилизации, а также к пожарно-технической продукции, системам и средствам обеспечения пожарной безопасности, видам деятельности (работам, услугам) и методам испытаний в этой области.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, НПБ и ППБ, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Порядок разработки проектов нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Согласованные нормативные документы подлежат обязательной регистрации в МЧС России. Нормативные документы подлежат опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим нормативный документ. Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных НПА РФ. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции. Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах ГПН. Нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Проекты нормативных документов разрабатываются с учётом практики применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результатов соответствующих научных исследований. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы. В процессе разработки документа обосновывается необходимость его разработки, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, излагается анализ недостатков имеющихся нормативных документов, а также предлагаемые решения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с другими нормативными документами, отражается информация о необходимости разработки и отмены других нормативных документов.
pozhproekt.ru
НПБ 01-93 Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России
Система нормативных документов
Государственной противопожарной службы МВД России
НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
РАЗРАБОТАНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (Кондрашин Ю.М., Татаров B . E .).
СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России (письмо от 01.06.93 г. № 13/151).
УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом МВД России от 6 декабря 1993 г.
Дата введения в действие 31 января 1994 г. Вводятся впервые.
Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России * включает в себя стандарты, нормы и правила. Нормативные документы Государственной противопожарной службы относятся к федеральным нормативным документам, устанавливают требования в области организации работы органов государственного пожарного надзора и пожарной безопасности, являются обязательными для юридических и физических лиц независимо от ведомственной принадлежности, вида собственности объектов и источников финансирования. Система нормативных документов Государственной противопожарной службы действует наряду с аналогичными государственными и ведомственными системами. При разработке нормативных документов Государственной противопожарной службы необходимо руководствоваться действующими законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Настоящие нормы устанавливают: порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, пересмотра и изменений нормативных документов; ответственность за несоблюдение требований нормативных документов; организацию контроля за соблюдением нормативных документов. В дополнение к нормативным документам могут выпускаться вспомогательные материалы – свод правил. При разработке пособий необходимо руководствоваться СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
* Далее — Государственная противопожарная служба.
1. Порядок разработки нормативных документов
1.1. Основаниями для разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы являются:
акты и поручения высших органов государственной власти и управления;
решение руководства министерства;
утвержденный в установленном порядке план работы МВД России или Главного управления Государственной противопожарной службы ** МВД России, план-график право подготовительных работ;
инициатива других министерств и ведомств;
инициатива подразделений министерства .
** Далее — ГУГПС МВД России.
1.2. Устанавливаются следующие этапы разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы:
1.2.1. Организация разработки, составление, согласование и утверждение технического задания (при разработке документа организациями по заявке или заданию ГУГПС МВД России);
1.2.2. Разработка проекта документа и рассылка его на отзыв в заинтересованные организации;
1.2.3. Рассмотрение отзывов, разработка окончательной (второй и последующих) редакции проекта документа;
1.2.4. Подготовка, согласование и внесение проекта документа на рассмотрение экспертным советом органа Государственной противопожарной службы;
1.2.5. Рассмотрение проекта документа экспертным советом, его утверждение и регистрация;
1.2.6. Издание нормативного документа.
1.3. Для разработки нормативного документа органом Государственной противопожарной службы назначается ведущая организация-разработчик.
1.4. По решению высшего органа Государственной противопожарной службы к разработке нормативного документа могут привлекаться в установленном порядке территориальные органы Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также организации.
1.5. Перечень нормативных документов, разрабатываемых территориальными органами Государственной противопожарной службы (республиканскими, региональными и др.), подлежит предварительному согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы. Нормативные документы территориальных органов Государственной противопожарной службы не должны дублировать нормативные документы Главного управления Государственной противопожарной службы, а также противоречить им.
Нормативные документы, разработанные территориальными органами Государственной противопожарной службы с отступлениями от установленного в настоящих нормах порядка, подлежат отмене уполномоченным на то должностным лицом органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Правила изложения и оформления
2.1. Наименование нормативного документа должно быть кратким.
2.2. На второй станице обложки указываются организации, разработавшие нормативные документы, их ведомственная принадлежность, подразделение, подготовившее нормативный документ к утверждению, и исполнители, наименование и шифр нормативных документов, утрачивающих силу с введением в действие данного. На второй странице обложки, на титульном листе или на первой странице должна быть запись о согласовании с заинтересованными организациями и органами надзора (например, «Согласовано с МПС России 20 мая 1992 года № АБ-1234»).
2.3. Нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа.
2.4. Изложение требований должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.
2.5. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «обязаны» и производные от них. Как исключение допускается ограничивать обязательность требований словами «как правило», которые означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано организацией, применяющей документ.
2.6. В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы. Разделы и пункты в нормативном документе нумеруются арабскими цифрами по аналогии с настоящими нормами. Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего раздела. Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком «тире» не отделяются. При необходимости подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита со скобкой или тремя цифрами: 3.6.1., 3.6.2. и т.д.
2.7. Отдельный текст нормативных документов может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.
2.8. При ссылках на стандарты или строительные нормы и правила указывают только обозначение или шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указывают название документа и наименование утвердившей организации. Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.
2.9. Все приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Приложения должны иметь общую с текстом нумерацию страниц. В приложениях разделы, пункты, таблицы, формулы, графические материалы нумеруются в пределах каждого приложения. Степень обязательности приложения указывается на его первой странице. На обязательные и рекомендуемые приложения должны быть ссылки в тексте документа с указанием степени обязательности приложения.
2.10. В примечаниях к пунктам или таблицам допускаются только поясняющие или справочные данные.
2.11. В тексте нормативного документа не допускается:
а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
б) применять обороты разговорной речи;
в) применять произвольные словообразования (например, госпожнадзор, вентоборудование);
г) применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии;
д) применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП) без регистрационного номера.
2.12. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.
2.13. При оформлении проектов нормативных документов следует руководствоваться также требованиями, предъявляемыми к рукописям технической литературы.
2.14. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах.
3. Техническое задание и первая редакция проекта
нормативного документа
3.1. Техническое задание составляется ведущей организацией-разработчиком в порядке, установленном СНиП «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», по форме, изложенной в обязательном приложении 1.
При разработке проекта нормативного документа непосредственно Главным управлением Государственной противопожарной службы (без привлечения территориальных органов Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также других организаций) техническое задание может не составляться.
3.2. Ответственность за соблюдение сроков разработки проекта нормативного документа и его качество несет ведущая организация-разработчик.
3.3. К проекту нормативного документа составляется пояснительная записка, в которой указываются:
основание для разработки документа;
цели и задачи разработки;
обоснование принятых в проекте документа требований, данные из отчетов о научно-исследовательских работах или ссылки на имеющиеся отчеты;
научно-технический уровень проекта документа на основе сравнения и анализа требований проекта и аналогичных данных, действующих отечественных, а также зарубежных нормативных документов, достижений науки и техники, передового опыта в области пожарной безопасности;
необходимость введения в действие нормативного документа;
предлагаемый срок введения документа в действие;
взаимосвязь с другими документами;
сведения о рассылке на отзыв (количество организаций, которым рассылали редакцию проекта документа, количество организаций, приславших отзывы, краткая обобщенная характеристика отзывов и результаты их рассмотрения);
источники информации, использованные при разработке проектов;
3.4. Первая редакция проекта нормативного документа подлежит рассмотрению экспертным советом органа Государственной противопожарной службы с участием ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.
3.5. Одобренная экспертным советом первая редакция нормативного документа с пояснительной запиской ведущей организацией-разработчиком направляется на отзыв в организации согласно перечню, установленному техническим заданием.
Подготовленная к рассылке редакция нормативного документа и пояснительная записка подписывается руководителями и исполнителями ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.
Нормативные документы могут публиковаться в печати, при этом направление их на отзыв в организации может не производиться.
4. Рассмотрение отзывов и разработка окончательной
редакции проекта нормативного документа
4.1. Отзывы по проекту нормативного документа должны представляться ведущей организации-разработчику не позднее, чем через 30 дней со дня их поступления на заключение или публикации в печати.
Отзывы от организаций по проекту нормативного документа должны быть обоснованы и содержать изложенные кратко и четко редакции предлагаемых изменений или дополнений пунктов проекта документа.
Отзывы, поступившие после указанного срока, не рассматриваются и не учитываются при дальнейшей работе над нормативным документом.
4.2. На основании полученных отзывов ведущая организация-разработчик составляет сводку отзывов по форме, приведенной в обязательном приложении 2.
4.3. При наличии принципиальных замечаний по существу проекта нормативного документа или принципиальных разногласий в отзывах ведущая организация-разработчик должна проводить согласительное совещание, на которое приглашаются заинтересованные представители, уполномоченные принимать окончательные решения.
Решение согласительного совещания оформляется протоколом, подписываемым председателем и участниками совещания.
4.4. Окончательная редакция проекта нормативного документа рассматривается экспертным советом соответствующего органа Государственной противопожарной службы с участием ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей.
5. Согласование и внесение проекта нормативного
документа на утверждение
5.1. Одобренная экспертным советом окончательная редакция проекта нормативного документа с пояснительной запиской органом Государственной противопожарной службы направляется на заключение (согласование) в организации согласно перечню, установленному техническим заданием.
В согласующие организации проект нормативного документа представляется, как правило, в двух экземплярах.
5.2. Срок рассмотрения окончательной редакции проекта нормативного документа организациями не должен превышать указанного в пункте 4.1. настоящих норм.
При непредставлении в установленный срок заключения (согласования) от организаций, указанных в техническом задании, проект документа считается согласованным с ними.
5.3. В случае разногласий по принципиальным вопросам проекта нормативного документа орган Государственной противопожарной службы обязан рассмотреть их с заинтересованными сторонами и принять окончательное решение.
5.4. Проект нормативного документа с пояснительной запиской вносится на утверждение в трех экземплярах, при этом с первым экземпляром представляются:
копия технического задания;
проекты нормативного документа, рассылавшиеся на отзыв и на согласование;
подлинные экземпляры отзывов и согласований;
перечни организаций, которым рассылался проект документа на отзыв, и окончательная редакция проекта документа на заключение (согласование) с отметкой о получении отзыва или заключения (согласования);
перечень отчетов о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работах, статистики и анализа пожаров, использованных для обоснования требований;
протоколы заседаний экспертного совета органа Государственной противопожарной службы, а также других совещаний по рассмотрению проекта документа;
протоколы разногласий (обязательное приложение 3).
5.5. Вносимый на утверждение проект нормативного документа, пояснительная записка к нему подписываются на последней странице руководителями и исполнителями ведущей организации-разработчика и организаций-соисполнителей и заверяются печатями.
6. Рассмотрение проектов нормативных документов,
их утверждение и регистрация
6.1. Проекты нормативных документов, внесенные на утверждение, должны рассматриваться с участием организаций-разработчиков этих документов.
6.2. Федеральные нормативные документы утверждаются приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или начальником Главного управления Государственной противопожарной службы — Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
Республиканские, региональные и другие нормативные документы, разработанные территориальными органами Государственной противопожарной службы, утверждаются приказами Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками УВД краев, областей, автономных образований и городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
6.3. Срок введения в действие нормативного документа устанавливается приказом с таким расчетом, чтобы он был получен заинтересованными организациями не позднее, чем за три месяца до срока введения его в действие.
6.4. Утвержденные нормативные документы органов Государственной противопожарной службы подлежат централизованной регистрации в отделе нормирования требований безопасности ГУГПС МВД России. Регистрация производится в книге, составленной по форме, приведенной в приложении 4.
6.5. При регистрации нормативного документа ему присваивается обозначение (шифр).
Обозначение стандартов производится в порядке, установленном Госстандартом России.
В шифре норм при их регистрации приводится сокращенное обозначение «НПБ» — федерального значения, «ТНПБ» — территориального значения; в шифре правил пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение «ППБ» — федерального значения, «ТППБ» территориального значения, «ВППБ» — ведомственного (отраслевого) значения. Далее указывается порядковый номер по регистрационной книге с добавлением к нему через тире последних двух цифр года утверждения. Например: НПБ 01-93, ППБ 01-93
Для нормативного документа, утверждаемого взамен действующего с тем же названием, сохраняется его прежний шифр с соответствующим изменением цифр года утверждения.
6.6. После регистрации дело утвержденного нормативного документа со всеми материалами, согласно описи по форме, приведенной в приложении 5, должно сдаваться на хранение в архив.
7. Порядок разработки и утверждения изменений
нормативных документов
7.1. Нормативные документы должны систематически, но не реже одного раза в 5 лет, пересматриваться организациями-разработчиками и органами, утвердившими эти документы. При необходимости нормативные документы подлежат обновлению.
7.2. Обновление действующих нормативных документов осуществляется путем пересмотра документов в целом или внесения отдельных изменений.
7.3. Основаниями для пересмотра действующих нормативных документов или внесения в них изменений являются основания, указанные в пункте 1.1. настоящих Норм, а также результаты законченных научно-исследовательских работ, анализа, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта организации работы пожарной охраны, обстановки с пожарами, противопожарного нормирования, контроля за применением и соблюдением нормативных документов.
7.4. Разработка и утверждение проектов изменений нормативных документов должны осуществляться в порядке, установленном для разработки и утверждения новых нормативных документов. Необходимость рассылки проекта изменений нормативного документа на отзыв устанавливается органом, утвердившим нормативный документ.
7.5. Каждому изменению, вносимому в нормативный документ, присваивается порядковый номер.
7.6. Утвержденные изменения нормативных документов регистрируются в книге ( приложение 4).
Материалы, связанные с изменениями, хранятся в деле нормативного документа.
8. Издание нормативных документов и информация о них
8.1. Право издания и переиздания нормативных документов принадлежит органу, их утвердившему. Копирование и тиражирование нормативных документов другими органами и организациями (за исключением территориальных органов Государственной противопожарной службы) без разрешения органа, утвердившего нормы, не допускается.
8.2. Утвержденные нормативные документы Государственной противопожарной службы могут издаваться как отдельными изданиями, так и сборниками.
8.3. При переиздании нормативного документа должны быть учтены все изменения, утвержденные к нему. К обозначению (шифру) переиздаваемого с изменениями и дополнениями документа добавляется звездочка. Звездочкой должны также обозначаться измененные пункты.
8.4. Главное управление Государственной противопожарной службы ежегодно публикует информацию о всех утвержденных нормативных документах.
8.5. Текущая информация о вновь утвержденных нормативных документах и внесенных изменениях доводится до территориальных органов Государственной противопожарной службы и публикуется в печати.
8.6. Территориальные органы Государственной противопожарной службы в 10-дневный срок информируют Главное управление Государственной противопожарной службы об утвержденных ими нормативных документах и представляют ему утвержденные документы в трех экземплярах.
9. Ответственность за несоблюдение требований
9.1. Ведущие организации-разработчики, организации и подразделения, представившие нормативные документы на утверждение, и органы, их утвердившие, несут ответственность за:
правильность включенных в нормативные документы требований и их обоснованность;
соответствие нормативных документов действующим законам и иным правовым актам Российской Федерации;
соответствие нормативных документов настоящим нормам и их взаимную увязку, правильность формул, текстового, цифрового и графического материала, а также терминологии;
своевременное представление обоснованных предложений о внесении изменений в действующие нормативные документы;
представление проектов нормативных документов в установленные планом сроки.
9.2. При несоблюдении указанных в настоящем разделе требований проекты нормативных документов возвращаются на доработку, а к виновным могут быть приняты соответствующие меры.
10. Контроль за соблюдением требований нормативных
документов
10.1. Контроль за соблюдением требований нормативных документов обеспечивается органами, утвердившими их, подведомственными им органами, а также организациями, на которые возложено обеспечение пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации подведомственных объектов.
10.2. Результаты проверки оформляются соответствующими документами произвольной формы.
11. Разъяснения по вопросам применения нормативных
документов, разрешения на отступления
от требований нормативных документов
Государственной противопожарной службы
11.1. Разъяснения по содержанию отдельных требований стандартов, норм и правил Государственной противопожарной службы дает орган, утвердивший их, или, по его поручению, подведомственное органу подразделение.
11.2. Вопросы отступления от нормативных документов Государственной противопожарной службы решаются в порядке, изложенном в НПБ 02-93.
Приложение 1
Техническое задание (форма)
( наименование организации, (наименование организации,
должность, фамилия, и.о., дата) (должность, фамилия, и.о., дата)
(наименование нормативного документа)
(наименование ведущей организации-разработчика)
1. Основание для разработки_____________________________________
(указывается документ, на основании
которого разрабатывается нормативный документ )
2. Сроки выполнения
Начало—————199 года Окончание————-199 года
3. Основные цели и задачи разработки нормативного документа
(кратко излагаются цели и задачи, достижение которых
обеспечивается введением разрабатываемого нормативного документа)
4. Разделы нормативного документа и приложения к нему, перечень
нормативных требований, включаемых в каждый раздел разрабатываемого
документа и в приложения_______________________________________
5. Взаимосвязь с другими нормативными документами________________
(указываются нормативные документы, с которыми должны быть
увязаны требования разрабатываемого нормативного документа)
6. Необходимость разработки пособия к нормативному документу
(указывается название пособия)
7. Основные источники__________________________________________
(указываются конкретные материалы,
которые используются при разработке нормативного документа)
8. Этапы работ (стадии разработки нормативного документа и сроки их
znaytovar.ru