Транспортировка пациента в отделение
В сестринской деятельности одним из важных навыков является безопасная транспортировка пациента в отделение при приеме в стационар, а также во вспомогательные кабинеты по назначению врача. Цель данной манипуляции — создание максимального покоя для пациента при перемещении.
В зависимости от тяжести состояния пациента врач определяет вид транспортировки:
- пешком;
- в кресле-каталке
- на каталке;
- на носилках;
- на руках.
- Проверить исправность кресла-каталки, подготовить его к работе.
- Наклонить кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног.
- Попросить пациента встать на эту подставку и усадить его в кресло, поддерживая под спину.
- Привести кресло-каталку в исходное положение.
- Придать пациенту необходимое положение (сидя либо полулежа) с помощью рамки, располагающейся за спинкой кресла.
- Накрыть пациента одеялом или простыней.
- Контролировать положение рук пациента — чтобы они не выходили за пределы подлокотников во время транспортировки.
- По прибытии к месту назначения помочь пациенту пересесть на кровать в палате.
- Проинформировать пациента о ходе предстоящей ему транспортировки.
- Уложить пациента на носилки головой по направлению в сторону движения.
- Поднимать и опускать носилки двум медработникам следует синхронно, оставляя носилки в горизонтальном положении, на одинаковой высоте головного и ножного конца.
- Нести пациента следует головой вперед, аккуратно, без тряски, не раскачивая носилки, делая короткие шаги не в ногу.
- Медицинскому работнику, идущему сзади, следует наблюдать за состоянием пациента, справляться у него о самочувствии.
- При подъеме по лестнице носилки нужно нести головным концом вперед, приподнимая ножной конец и оставляя носилки в горизонтальном положении.
- При спуске по лестнице нести носилки ножным концом вперед, так же приподнимая ножной конец носилок.
- Если кто-либо из персонала устал, об этом сразу же следует сообщить остальным участникам транспортировки, затем остановиться и опустить носилки. Если не сказать об усталости, пальцы медицинского работника могут расслабиться и выпустить ручки носилок, следствием может стать падение пациента вместе с носилками.
- Проверить на исправность и подготовить к транспортировке каталку.
- Постелить на каталку одеяло, чтобы его половина (по вертикали) оставалась свободной. Накрыть одеяло простыней, положить подушку.
- Поставить каталку под прямым углом ножной частью к изголовью кровати или кушетки.
- Приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею и верхнюю часть туловища, другой — под поясницу, третий — под бедра и голени.
- Поднять пациента, повернуться с ним на 90 градусов и уложить его на каталку.
- Укрыть пациента свободным концом (половиной) одеяла с простыней.
- Один медицинский работник становится впереди каталки, другой — сзади, лицом к пациенту.
- Транспортировку пациента на каталке проводят головным концом вперед.
- ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
- СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
- БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
- ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И СПОСОБЫ. ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА: ЭТАПЫ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА. СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Если пациент может ходить, его транспортируют в отделение пешком, но в сопровождении медицинского работника.
На руках транспортируют детей и пациентов с небольшой массой тела на небольшие расстояния, а также взрослых пациентов, если нет возможности использовать носилки.
Транспортировка пациента в кресле-каталке
Проводится одним медицинским работником. Последовательность действий:
Транспортировка пациента на носилках
Проводится двумя медицинскими работниками. Последовательность действий и правила безопасности:
Транспортировка пациента на каталке
Проводится тремя медицинскими работниками. Последовательность действий и безопасность:
Каталки и носилки, на которых проводится транспортировка пациента в отделение и на обследование и лечение, должны быть оснащены матрацами, обшитыми клеенкой и застеленными простыней. Под голову укладывается подушка в клеенчатой наволочке, на которую надета матерчатая наволочка.
Пациента укрывают в зависимости от времени года и температуры воздуха в помещениях лечебного учреждения (если прохладно или холодно — одеялом, тепло — простыней).
Каждому пациенту следует стелить чистое белье, которое после транспортировки сбрасывается в мешок для грязного белья.
Матрац, подушку, поверхность кресла-каталки необходимо притирать смоченной в дезрастворе ветошью двукратно.
Особенности транспортировки пациентов в зависимости от заболевания
Пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения и кровоизлияниями в мозг транспортируют в положении лежа на спине.
При бессознательном состоянии пациента его голову пациента следует повернуть набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.
При сердечно-сосудистой недостаточностью пациентам придают полусидячее положение, т.к. из-за выраженной одышки, возможного отека легких они не могут лежать. Такие пациенты особо чувствительны к холоду, поэтому их необходимо укрывать, прикладывать к ногам и рукам грелки.
Пациентов с острой сосудистой недостаточностью следует укладывать так, чтобы головной конец был ниже ножного.
Тяжелобольным пациентам требуется очень осторожная транспортировка, а также аккуратный перенос с каталки на кровать. Следует заранее продумать, как поместить каталку относительно кровати при перекладывании пациента, чтобы избежать лишних и ненужных движений.
Каталку следует ставить параллельно кровати так, чтобы ее головной конец располагался к ножному концу кровати. Медперсонал становится между каталкой (носилками) и кроватью лицом к пациенту, вдвоем либо втроем поднимают пациента, и, повернувшись на 180 градусов, укладывают его на кровать.
Для удобства переноски пациента каталку можно ставить по отношению к кровати под прямым углом, последовательно (головным концом к ножному) и вплотную (головным концом к головному).
www.medcectre.ru
Общий уход за пациентами ( Коллектив авторов, 2013)
Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.
Оглавление
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ
Любая среда, в которой живет человек, имеет определенные факторы, отрицательно на него влияющие (факторы риска). Чтобы сохранить здоровье, человек должен быть хорошо к ним адаптирован. Пациент попадает в стационар со сниженной способностью к адаптации – ослабленным, страдающим физически и психологически как от самой болезни, так и от непривычной для него больничной обстановки. Госпитализация всегда является стрессом для организма. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают человека изменить привычный образ жизни и по-новому удовлетворять свои потребности. Поэтому задачей медицинского персонала является максимальное устранение влияния факторов риска на пациента и создание в ЛПУ таких условий, которые обеспечат ему безопасность на протяжении всего времени нахождения в стационаре.
Необходимо также помнить, что если на больного человека факторы риска действуют только в течение определенного времени, то медперсонал подвержен их влиянию постоянно. И когда медицинский работник не знает, как защитить себя от негативного воздействия этих факторов, неизбежен вред его собственному здоровью.
Безопасной больничной средой называется та среда, которая обеспечивает пациенту и медицинскому работнику условия комфорта и безопасности, позволяющие эффективно удовлетворять все жизненно важные потребности.
Безопасную больничную среду создают:
– режим инфекционной безопасности;
– мероприятия, обеспечивающие соблюдение личной гигиены пациентом и медперсоналом;
Режим инфекционной безопасности достигается путем:
– дезинфекции – уничтожения болезнетворных бактерий;
– стерилизации – уничтожения всех видов и форм бактерий и вирусов, включая споры;
– дезинсекции – уничтожения насекомых;
– дератизации – уничтожения грызунов.
Обеспечить соблюдение личной гигиены можно путем:
– личной гигиены пациента (уход за кожей и естественными складками, уход за слизистыми, своевременная смена нательного и постельного белья, профилактика пролежней, обеспечение судном и мочеприемником);
– личной гигиены медперсонала (использование соответствующей спецодежды, наличие сменной обуви, чистота тела, рук).
Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического комфорта пациентов и медицинского персонала. До настоящего времени действовал Приказ МЗ СССР от 16.11.1987 № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях». В соответствии с ним лечебно-охранительный режим включает:
– режим эмоциональной безопасности;
– правила внутреннего распорядка и выполнения медицинских манипуляций;
– режим рациональной двигательной активности.
I. Режим эмоциональной безопасности включает:
– устранение отрицательного влияния больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека;
– создание положительного эмоционального настроя у пациентов, что поможет им легко адаптироваться к условиям стационара.
Для этого необходимо:
– поддерживать в учреждении спокойную, доброжелательную обстановку;
– не допускать громких разговоров;
– общаться со всеми вежливо и доброжелательно;
– не включать громко радио и телевизор;
– продумать интерьер, удобно расставить мебель, оборудовать помещения для отдыха пациентов и медперсонала;
– обеспечить организацию досуга пациентов, возможность заняться какой-либо деятельностью;
– убирать медицинские инструменты, предметы ухода, кровь, выделения, которые могут вызвать у пациентов отрицательные эмоции;
– позаботиться о рациональном заполнении палат, что поможет всем пациентам удовлетворить потребность в общении;
– не раздражаться по поводу страхов и стеснительности пациентов, обеспечить им эмоциональную поддержку при проведении каждой манипуляции.
Весьма актуальной является проблема эмоциональной безопасности для медицинских работников. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Это приводит к тому, что медперсонал постоянно находится в состоянии стресса (эмоционального шока).
Факторы риска возникновения стресса у медперсонала
1. Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье пациента.
2. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.
3. Профессиональный риск инфицирования.
4. Ситуации, связанные с проблемами в общении (требовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничающие коллеги).
5. Особый режим дня (суточные / ночные дежурства).
Крайним проявлением накопленного стресса является нервное истощение – явление, возникающее из-за постоянных стрессовых ситуаций. Его признаки:
– физическое истощение: быстрая утомляемость, общая слабость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна;
– эмоциональное напряжение: депрессия, чувство беспомощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость;
– психологическое напряжение: негативное отношение к себе, к окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.
К факторам, которые могут ослаблять влияние стресса, можно отнести:
– любовь к своей профессии;
– умение сосредоточиться на положительных моментах;
– эффективное общение с коллегами;
– здоровый образ жизни;
– рациональную организацию труда и отдыха;
– соблюдение правил этики и деонтологии.
II. Правила внутреннего распорядка во многом обеспечивают успех лечебной деятельности. Эти правила в первую очередь включают режим дня, а именно:
– выполнение гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий;
– поддержание соответствующего санитарного состояния в палатах. Соблюдение правил внутреннего распорядка позволяет обеспечить:
– условия для наиболее эффективного способа удовлетворения всех основных потребностей пациента, а значит – качественный уход;
– слаженную работу всего медицинского коллектива и рациональное использование рабочего времени каждого сотрудника;
– профилактику несчастных случаев, риск которых в условиях стационара достаточно высок как для пациента, так и для медработника.
Медсестра должна знакомить с правилами внутреннего распорядка всех поступающих на отделение пациентов и их родственников.
III. Режим рациональной двигательной активности подразумевает наличие индивидуального режима для каждого пациента. Режим может быть строгим постельным, постельным, палатным (полупостельным) и общим.
Цели назначения режимов:
– ограничить физическую активность пациентов;
– уменьшить боль, в том числе послеоперационную;
– дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть.
При строгом постельном режиме:
– не разрешается вставать, садиться, активно двигаться в постели, поворачиваться;
– гигиенические процедуры, физиологические отправления осуществляются в постели;
– медсестра ухаживает за пациентом, кормит, проводит гигиенические мероприятия.
При постельном режиме:
– разрешается поворачиваться и садиться в постели, но не покидать ее;
– кормление и гигиенические процедуры помогает пациенту выполнять младшая медицинская сестра.
При полупостельном режиме:
– разрешается передвигаться в пределах палаты, сидеть на стуле около кровати;
– кормление осуществляется в палате;
– гигиенические процедуры пациент может осуществлять самостоятельно или с помощью медицинской сестры.
При общем режиме:
– пациент самостоятельно себя обслуживает;
– пациент самостоятельно осуществляет гигиенические процедуры;
– пациенту разрешается свободно ходить по палате, по коридору, в столовую;
– могут быть разрешены прогулки по территории больницы.
На рис. 2 представлены варианты положения пациента в постели: лежа на спине, лежа на боку, лежа на животе. Положение Симса – промежуточное положение между положением на боку и положением на животе, а в положении Фаулера приподнят головной конец.
Рис. 2. Положение пациента в постели:
лежа на спине (а); лежа на боку (б); лежа на животе (в); положение Фаулера (г); положение Симса (д)
Постельное белье должно быть чистым. Простыни не должны иметь рубцов и швов, а наволочки – узлов и застежек на стороне, обращенной к больному (рис. 3). Для удобства пациента целесообразнее использовать функциональную кровать.
На рис. 4 показаны действия медицинской сестры и приспособления для придания удобного положения больному в постели. Все лица, принимающие участие в перемещении пациента, должны владеть техникой перемещения. Основные требования: приподнимание пациента над постелью (исключаются трение и срезывающая сила), правильная биомеханика тела людей при осуществлении перемещения (исключается риск травмы спины). Также необходимо предусмотреть любую возможность для пациента самостоятельно уменьшать давление на ткани (например, поручни или кольца под кроватью).
Рис. 3. Приготовление постели больного, функциональная кровать
Рис. 4. Способы придания пациенту положения сидя из положения лежа:
опустить ноги пациента с кровати (а); помочь сесть в кровати (б); пациент сидит в кровати с поддержкой медсестры (в); пациент сидит самостоятельно (г)
Постель больных с непроизвольным мочеиспусканием и выделениями кала должна иметь специальные приспособления. Чаще всего используют матрас, обшитый клеенкой (рис. 5, а). Резиновое судно (рис. 5, б) часто подают ослабленным больным или больным с недержанием мочи/кала для профилактики образования пролежней.
Рис. 5. Изделия медицинского назначения, используемые для ухода за больными с недержанием мочи и кала:
матрас в чехле из клеенки (а); резиновое судно (б)
При улучшении состояния пациента врач постепенно меняет назначенный ему двигательный режим. При этом задачей медсестры является адаптация пациента к более активному режиму. Важно отметить, что многие действия медицинских работников по уходу за пациентом связаны со значительными физическими нагрузками на позвоночник и опорно-двигательный аппарат, и это может привести к травме позвоночника, суставов. Поэтому при осуществлении ухода важно знать основные правила биомеханики.
Биомеханика – наука, изучающая законы механического движения в живых системах. Движения человека обеспечиваются совместной работой мышц, скелета, вестибулярного аппарата, нервной системы. Биомеханика в медицине изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в состоянии покоя и во время движения (при ходьбе, подъемах тяжести, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа), а также при выполнении повседневных жизненных функций.
По законам биомеханики эффективным является лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей «выгодой» для организма (наименьшим напряжением мышц, расходом энергии, нагрузкой на скелет). Для этого необходимо соблюдать ряд правил.
Правило первое: устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры.
Правило второе: равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Площадь опоры легко может быть расширена посредством разведения стоп: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед.
Правило третье: равновесие станет более устойчивым, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается путем сгибания ног в коленях, приседания.
Правило четвертое: сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная осанка. Правильная осанка подразумевает следующее:
– плечи и бедра находятся в одной плоскости;
– суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины.
На рис. 6 представлены правильное и неправильное положение тела при поднятии тяжести.
Рис. 6. Неравномерное (слева) и равномерное (справа) распределение нагрузки на позвоночник (а); правильное (незаштрихованное) и неправильное (заштрихованное) положение при поднятии тяжести (б)
Рис. 7. Изменение внутридискового давления в различных положениях
Рис. 8. Положение на стуле, уменьшающее нагрузку на позвоночник
Правило пятое: поворот всего тела, а не только плечевого пояса предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда движение сопровождается подъемом тяжести.
Правило шестое: требуются меньшая физическая работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатыванием, поворотом.
Немаловажным также является эффект Вальсальвы. Суть его состоит в следующем: необходимо избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы. При этом появляются «шум в ушах», головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания.
Следует помнить также о постуральном рефлексе (ортостатическом коллапсе) – возможности появления головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела вследствие нарушений работы сердца.
Данные правила необходимо неукоснительно соблюдать при перестилании постельного белья пациента, перекладывании его с кровати на каталку (рис. 9, а), с кресла-каталки (рис. 9, б) на кровать, с носилок (рис. 9, в) на кровать, а также во время оказания помощи больному при изменении его тела в пространстве.
Для придания больному комфортного положения в кровати, а также при изменении положения его тела необходимо пользоваться счетом (1-2-3) и раскачивающими движениями при участии пациента перемещать его (рис. 10, 11).
На рис. 12 указаны способы транспортировки пациента.
Рис. 9. Средства малой механизации для транспортировки пациента:
каталка (а); кресло-каталка (б); носилки (в)
Рис. 10. Приведение пациента из «положения сидя на кровати» в положение «сидя на кресле-каталке»:
удерживая пациента за обе руки, раскачиваясь, на счет 1-2-3 совершить совместный «рывок» вверх (а–б); развернуть пациента к креслу-каталке (в); медленно усадить пациента в кресло-каталку (г)
На рис. 13 указаны способы поддерживания пациента при ходьбе с применением захвата большими пальцами рук (а) и удерживания пациента за талию, поддерживая его колени своей ведущей ногой (б).
Рис. 11. Способы перехвата рук для передвижения пациента:
захват за лучезапястный сустав (а); захват за кисть (б); захват за лучезапястный сустав обеими руками (в); захват за пальцы рук (г). Способы поддерживания пациента: поддерживание больного сзади за его сцепленные руки (д); помощь при вставании, держась за ремень, раскачиваясь, на счет 1-2-3 – подъем (е)
Рис. 12. Способы транспортировки и перемещения пациентов:
а, б – на каталке; в, г – на носилках; д, е – на руках
Рис. 13. Поддерживание пациента при ходьбе (объяснение в тексте)
Если пациент находится без сознания или не имеет возможности помочь медперсоналу при перекладывании его (с каталки на кровать, с операционного стола на каталку, при перестилании кровати), могут использоваться последовательный и параллельный способ перемещения пациента (рис. 14).
Рис. 14. Способы перекладывания пациентов:
последовательный (а); параллельный (б)
Смену постельного белья производят двумя способами: поперечным и продольным (рис. 15). Продольный способ более трудоемкий как для персонала, так и для пациента, поэтому чаще используется поперечный способ.
Оснащение: комплект чистого белья (наволочка, пододеяльник, простыни), перчатки, непромокаемый мешок для использованного белья.
I. Подготовка к процедуре
2. Приготовить комплект чистого белья.
II. Выполнение процедуры
1. Начать замену постельного белья с одной стороны кровати:
– оценить окружающую обстановку и состояние пациента;
– опустить изголовье кровати до горизонтального уровня (если позволяет состояние пациента);
– снять пододеяльник с одеяла: укрыть пациента пододеяльником или простыней (на время смены белья), одеяло сложить и повесить на спинку стула;
– убедиться, что чистые постельные принадлежности рядом;
– встать у кровати со стороны опущенного поручня;
– убедиться, что в кровати нет личных вещей пациента (если есть, спросить, куда их положить);
– повернуть пациента на бок по направлению к себе;
– поднять боковой поручень (пациент может находиться в положении «на боку», держась за поручень);
– вернуться на противоположную сторону кровати, опустить поручень;
– приподнять голову пациента и поправить подушку (если есть дренажные трубки, убедиться, что они не перекручены);
– скатать валиком грязную простыню по направлению к спине пациента и подсунуть этот валик ему под спину, если простыня сильно загрязнена (выделения, кровь и т. п.), положить на нее пеленку;
– сложить чистую простыню вдвое по длине и расположить центральную складку посередине кровати;
– заправить простыню у изголовья;
Рис. 15. Смена постельного белья:
получить согласие пациента на проведение процедуры (а); приподнять голову пациента, поправить подушку (б – в); повернуть пациента на бок, согнуть ногу пациента в колене (г – ж); скатать валиком грязную простыню и подсунуть этот валик под спину пациента (з – и); постелить чистую простыню и заправить ее под матрас (к); помочь больному перекатиться через простыни (л); заменить постельное белье с другой стороны кровати, заправить простыню под матрас (м)
– заправить среднюю часть, затем – верхнюю и нижнюю части простыни под матрас;
– сделать максимально плоским валик из скатанных чистой и грязной простыней;
– помочь перекатиться через эти простыни по направлению к вам;
– убедиться, что пациент лежит комфортно;
– убедиться, что дренажные трубки не перекручены;
– поднять боковой поручень на стороне, где только что работали, и перейти на другую сторону.
2. Заменить постельное белье на другой стороне кровати описанным выше способом.
3. Заправить простыню с другой стороны.
4. Грязную простыню сбросить в непромокаемый мешок в свернутом виде.
5. Смена наволочки:
– убрать подушку из-под головы пациента;
– снять наволочку и сбросить ее в мешок для грязного белья;
– вывернуть чистую наволочку наизнанку;
– взять подушку за углы наволочкой;
– натянуть наволочку на подушку;
– заправить углы подушки за углы наволочки;
– приподнять голову пациента и подложить подушку;
– поднять боковой поручень.
6. Надеть пододеяльник на одеяло.
7. Укрыть пациента одеялом. Грязный пододеяльник сбросить в мешок.
8. Сделать складку в одеяле для пальцев ног (чтобы исключить давление одеяла на кончики пальцев):
– встать в ногах пациента, взять одеяло с пододеяльником на расстоянии приблизительно 50 см от края кровати;
– осторожно потянуть его на себя;
– сделать складку 7 – 10 см из одеяла для пальцев ног (это особенно важно для пациентов, имеющих риск развития пролежней).
9. Убедиться, что пациент лежит удобно.
III. Завершение процедуры
1. Протереть тумбочку влажной тканью.
2. Снять перчатки, вымыть руки.
Если пациент тучный или полностью неподвижен, смену белья нужно проводить с помощником. Делать это в одиночку не следует, поскольку существует высокий риск повреждения позвоночника у сестры.
Оснащение: перчатки, чистая простыня, непромокаемый мешок для грязного белья.
1. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Надеть перчатки.
1. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.
2. Встать с двух сторон кровати пациента. Опустить изголовье. Переместить пациента в положение на спине.
3. Одна сестра (физически более сильная) приподнимает голову и плечи пациента, другая – убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на место подушку.
4. Опустить голову и плечи пациента на подушку.
5. Одна сестра приподнимает таз пациента, другая – скатывает грязную и раскатывает чистую простыню.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами ( Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
kartaslov.ru
Правила биомеханики тела для безопасного передвижения пациента и медперсонала
Правильная биомеханика в положении сидя заключается в следующем:
1. Колени должны быть чуть выше бедер (это позволит перераспределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);
Спина должна быть прямой, а мышцы живота — напряженными;
Плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бедрам.
Для того чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами.
Если по роду деятельности медицинского работника ему приходится часто поворачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше, чтобы этот стул был вертящимся и на колесах. Кроме того, следует правильно подобрать стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь на его спинку.
Высота стула и его глубина подобраны правильно, если:
2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье;
стопы без напряжения касаются пола;
Если размер стула не подходит, следует использовать различные приспособления (подушки, подставки для ног), для того чтобы биомеханика тела была правильной.
Правильная биомеханика тела в положении стоя заключается в следующем:
Колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно;
Масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;
Ступни должны быть расставлены на ширину плеч;
Для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, встаньте прямо и напрягите мышцы живота и ягодиц; голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости;
Расположите плечи в одной плоскости с бедрами.
Для того чтобы повернуться, находясь в положении стоя, вначале поверните ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинайте поворот с поясницы.
Правильная биомеханика при поднятии тяжестей заключается в следующем:
1. Перед поднятием тяжестей расположите стопы на расстоянии 30 см друг от друга, выдвинув одну стопу слегка вперед (этим достигается хорошая опора и уменьшается опасность потери равновесия и падения):
Встаньте рядом с больным, которого вам нужно будет поднимать, так, чтобы вам не нужно было наклоняться вперед;
Прижимайте поднимаемого человека к себе в процессе подъема;
Сгибайте только колени, поднимая человека, сохраняя туловище в вертикальном положении;
Не делайте резких движений.
Для того чтобы повернуться, сначала подожмите груз, а затем, опираясь на стопы, плавно поворачивайтесь, не сгибая туловища, до тех пор, пока груз находится у вас на руках.
Используя правильную биомеханику тела, сестра обеспечивает себе безопасность, а стало быть, сохраняет свое здоровье.Сестра, как и весь персонал лечебного учреждения, несет ответственность за безопасность пациента. В процессе ухода сестра должна помочь соблюдать и сохранять правильную биомеханику тела, оказывая помощь пациенту, неправильно сидящему в кресле, неудобно лежащему в постели, а также когда он, находясь в положении стоя, подвергается опасности падения.
1. При перекладывании больного в крайне тяжелом состоянии на каталку необходимо участие:
2. К факторам риска падений пациента относится все перечисленное, за исключением одного:
а) нарушение равновесия
в) возраст старше 65 лет
г) нарушение зрения
д) падение артериального давления
3. Каталка с больным обращена вперед _______________концом, а каталка с трупом _____________________концом.
4. Пациенту на постельном режиме разрешается:
а) поворачиваться в постели
б) сидеть на стуле возле кровати
в ходить по палате
г) ходить по отделению
5. Пациенту на полупостельном режиме разрешается:
а) ходить по отделению
б) садиться в постели
г) ходить по палате
6. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее:
г) по необходимости
7. Генеральная уборка палат должна проводиться не реже:
а) 1 раза в неделю
б) 1 раза в 2 недели
в) 1 раз в 10 дней
г) 1 раз в 2 месяца
д) 1 раза в месяц
8. Санитарно-противоэпидемический режим в больнице предусматривает:
а) соблюдение режима питания
б) применение дезинфицирующих средств в оптимальных концентрациях
в) своевременная влажная уборка
г) адекватное лечение
д) соблюдение температурного режима
9. Строгий постельный режим предусматривает:
а) хождение по палате и в туалетную комнату
б) ограничение движения в постели
в) разрешается свободно двигаться в постели, но не покидать ее,
г) разрешается сидеть в постели
10. Виды режимов для больных в лечебных учреждениях:
studfiles.net