Пшенникова Е. И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации

В учебном пособии рассмотрены понятие бюджета, принципы построения и развития бюджетной системы, группы доходов и структура расходов бюджета, возможности увеличения доходов бюджета, формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, виды и формы бюджетного контроля на федеральном уровне, а также относительно новое направление — бюджетирование на среднесрочную перспективу. Уделено внимание анализу неблагоприятных тенденций в бюджетной сфере и новым разработкам. Учебное пособие рассчитано на студентов, специализирующихся в области государственного регулирования экономики, государственного управления и местного самоуправления.

Приложение 1
Приложение 2
Краткий словарь бюджетных терминов
Литературные и сетевые источники

Россия, 199004, г. Санкт-Петербург, пер. Волховский, д. 3

Телефон: +7 (812) 323-84-56 ; Факс: +7 (812) 329-32-34

При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке .

gsom.spbu.ru

Дефицит школьных учебников в регионах: бюджета не хватает, число учащихся растет

Эксперты полагают, что нехватка бумажных пособий может быть восполнена их переходом на электронные носители

ТАСС, 31 августа. /ТАСС/. Недостаточная обеспеченность учебниками в школах некоторых российских регионов возникла из-за нехватки средств у местных бюджетов, несовершенства системы закупки книг и роста числа учащихся в последние годы, считают опрошенные ТАСС эксперты в сфере образования.

Ранее глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева сообщила, что шесть регионов не смогли на 100% обеспечить школы учебниками: Кировская область (обеспечена на 98%) Амурская (98%), Челябинская (82%), Удмуртия (96%) Бурятия (92%) Дагестан (42%).

Представители региональных властей, опрошенные ТАСС, рассказали, что решают проблему и надеются справиться с нехваткой учебников в ближайшие несколько лет.

Решить финансовый вопрос

Один из главных вопросов кроется в нехватке финансовых ресурсов, считает вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

«В местных бюджетах денег на это не хватает. В разных регионах по-разному решают эту проблему. Где-то просят родителей оказать «спонсорскую помощь», где-то оставляют без бесплатных учебников старшеклассников, где-то младшие классы просто выкупают у старших использованные учебники на «внутришкольных» ярмарках. А где-то просто копируют учебники на черно-белом принтере», — рассказал ТАСС Соловейчик.

На закупку школьных учебников к 1 сентября в Тульской области направят около 190 млн руб.

Все школы Орловской области получат бесплатные учебники к 1 сентября

На приобретение учебников для школьников Краснодарского края выделено более 550 млн рублей

В пресс-службе минобрнауки Бурятии, где дефицит учебников составляет около 8%, рассказали, что существующий норматив средств на одного обучающегося в год не позволял обеспечить необходимой литературой всех учащихся с 1 по 11 классы, так как «это средства не только на приобретение учебников, но и на другие расходы: приобретение учебно-наглядных пособий, средств обучения».

С 1 сентября норматив расходов на обеспечение образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях республики увеличен с 1,27 тыс. до 1,5 тыс. рублей на одного ученика в год. «Увеличение норматива, а также эффективное расходование бюджетных средств должно позволить нам обеспечить учебниками всех обучающихся с 1 по 11 классы к 2019 году», — сказали в региональном министерстве.

Учебники «в рассрочку» и новые источники финансирования

Власти Челябинской области, где обеспеченность школьными учебниками составляет более 80%, намерены предпринять ряд последовательных шагов, чтобы решить проблему их нехватки. «Первый шаг — в 2017 году в 1,5 раза, до 167 млн рублей, увеличен объем средств, выделенных на пополнение фондов школьных библиотек Челябинской области», — сказал ТАСС пресс-секретарь губернатора области Дмитрий Федечкин.

ВЦИОМ: траты россиян на подготовку детей к 1 сентября за год уменьшились на 14%

Председатель совета родителей региона Елена Сыркина считает, что необходимо «разрешить школам тратить на покупку учебников деньги, которые они зарабатывают на предоставлении дополнительных платных услуг».

В Дагестане, где обеспеченность книгами составила 42%, рассказали, что для 7-11 классов учебники не закупались из-за ограниченности средств республиканского бюджета, но в этом году ситуация изменится.

«Мы полностью обеспечим учебниками седьмые классы, на эти цели в 2017 году предусмотрено 240 млн рублей. В обеспечении учебниками старших классов республике поддержку окажет крупнейшее российское издательство «Просвещение». С условием оплаты в течение трех лет учебники будут доставлены к ноябрю текущего года», — сказал заместитель министра образования и науки Республики Дагестан Темирхан Халилов, которого цитирует пресс-служба министерства.

Устаревшие учебники и новые программы

Копирование учебников и их передача «по наследству» в младшие классы приводят к тому, что большое количество школьников учатся по литературе, уже исключенной из федерального перечня учебников, заметил Соловейчик. Этот перечень, по его словам, сократился с 2659 наименований в 2013 году до 1252 в 2017 году.

«Учебниками можно пользоваться до наступления «естественного износа» (раньше существовала норма — 5 лет). А вот что в них «неправильного», в чем они устарели, учителя не знают: информационные письма с результатами экспертизы, признавшей учебник недостойным перечня, в школы не рассылаются», — сказал он.

В этом году Минобрнауки России по поручению президента РФ должно разработать более совершенный способ проведения экспертизы учебников для школ. «Издательствам придется корректировать свои учебники или издавать новые, соответствующие новым стандартам», — сказал Соловейчик.

Еще одна проблема возникает из-за быстрой смены школьных программ: учреждения не успевают закупить новую учебную литературу. «Есть новые учебники, о которых стало известно только летом 2017 года — астрономия, история, а заказ на приобретение формируется в феврале-марте. Кроме того, часть приобретенных книг к моменту подсчета попросту не успела встать на балансовый учет», — сказала замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.

Школьников стало больше

Рост числа учащихся также отражается на необходимости закупать литературу в больших объемах, констатируют эксперты. По данным вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец, в первый класс 1 сентября пройдет около 1,7 млн детей — на 40 тыс. больше, чем в прошлом году. Всего новый учебный год начнут свыше 14,7 млн школьников.

День знаний. Досье

«Ситуация с нехваткой учебников складывается из-за значительного роста числа учащихся в школе, — сказала ТАСС заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. — На протяжении предыдущего периода времени, на наш взгляд, не очень четко соблюдались пропорции финансирования, которые были необходимы на покрытие этих дефицитов».

Она добавила, что регионы должны справиться с задачей полного обеспечения учебниками, у министерства «уже есть четкое понимание, к какому сроку все эти обязательства будут выполнены».

Одним из регионов, столкнувшихся с такой проблемой, стала Бурятия. «Сегодня мы видим, что резко будет увеличиваться контингент школьников. Если выпускников в этом году в регионе было 5,3 тыс. человек, то в первые классы придут более 16 тыс. школьников. Имеющиеся ресурсы, существующая ценовая политика на учебники, необходимость обновления библиотечных фондов не позволят нам одномоментно решить проблему», — сказали в пресс-службе минобрнауки Бурятии.

Дефицит, но несущественный

В некоторых регионах считают проблему недостатка материалов для школьников не столь серьезной и легко решаемой. Например, власти Кировской области назвали «несущественной» нехватку учебной литературы.

«Все школы готовы к новому учебному году, обеспеченность учебниками — 98%. При этом оставшаяся часть — это книги по музыке, труду. Кроме того, сюда вошли пришкольные интернаты, где дети пользуются литературой, но на дом не берут», — сказал ТАСС зампредседателя областного правительства Дмитрий Курдюмов.

В школах Новгородской области тоже не хватает учебников по музыке, технологии, физкультуре, при этом базовой учебной литературой они обеспечены полностью. По данным областной администрации, на 1 июля школы были обеспечены учебниками на 76%, сегодня этот показатель вырос до 87%. Для решения проблемы областные власти подписали дорожную карту с издательством «Просвещение», сообщили ТАСС в пресс-службе областной администрации.

«Я разговаривал с коллегами, они готовы нам помочь в решении этого вопроса. За счет оплаты поставок следующего года нам доставят недостающие учебники. В рамках нашего сотрудничества такие поставки будут организованы, чтобы родители с детьми не испытывали недостатка в учебниках», — цитирует пресс-служба врио губернатора области Андрея Никитина.

Будущее — за обучающими комплексами

В скором времени дефицит учебников может быть восполнен их переходом на электронные носители полностью или частично, полагают эксперты.

Каждый учебник в настоящее время обязан иметь два варианта — бумажный и электронный, но зачастую электронный вариант лишь дополнен интерактивными элементами, сказал вице- президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

«Будущее за обучающими комплексами, когда в учебник входит не только изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, но и возможность подгружать видео, дополнительную литературу, тесты, библиотеки по темам, просматривать уроки ведущих учителей. Причем, это недалекое будущее», — заключил собеседник агентства.

tass.ru

Учебные пособия для школьников отныне закупаются только за счет бюджета. Точку в споре поставило Министерство образования РФ

Оно выступило с разъяснением спорного законодательства. Не последнюю роль в этом сыграл Татарстан, где после громких конфликтов поборов в школах стало намного меньше

Артем Малютин — Казань

Министерство образования России на днях поставило точку в давнем споре родителей и руководства школ о том, за чей счет нужно покупать учебные пособия. Так называемые рабочие тетради, которые обычно используются как дополнение к учебникам, приобретаются на деньги бюджета — такое однозначное разъяснение дала директор департамента информполитики Минобрнауки Анна Усачева .

Если денег на рабочие тетради в бюджете не предусмотрено, администрации школ не имеют права требовать от родителей оплачивать покупку самостоятельно, подчеркнула она. По словам представителя министерства, список учебных пособий для изучения предметов школы могут определять по своему усмотрению.

Закон четко указывает

« В настоящее время вопрос обеспечения школьников учебными пособиями, включая рабочие тетради, законодательно урегулирован. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” четко указывает, что учащимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания», — заявила Усачева


Ведомство дало разъяснение после того как в дело вмешалась Генпрокуратура, предложившая главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову подумать о бесплатной выдаче пособий. В надзорные органы поступало множество жалоб от родителей, недовольных слишком большими тратами на пособия.

Неразбериха

Закон указывает, что пособия и методические материалы школьникам должны предоставляться бесплатно, но как классифицировать рабочие тетради и что такое «учебное пособие», не уточняет. При этом ГОСТ относит тетради именно к учебным пособиям.

Из-за того, что в каждом регионе закон толковали по-своему, ситуация по стране была разной. В Самарской области администрации школ отказывались выдавать рабочие тетради бесплатно, относя эти пособия к практикумам, а также из тех соображений, что это предмет одноразового использования. Так же решили в Архангельской области и в Якутии.

Татарстан вместе с Хабаровским краем и Санкт-Петербургом, как следует из сообщения прокуратуры, относится к числу регионов, где тетради закупаются на бюджетные деньги. Но, по словам Екатерины Матвеевой, которая уже много лет руководит группой «Поборы в школах и детских садах», на деле все не совсем так.

«Директоров школ приходится ловить за руку в буквальном смысле этого слова», — рассказывает она.

Несколько лет назад Матвеева судилась с региональным министерством образования. Активисты требовали возместить родителям нескольких учеников деньги за пособия, купленные по требованию школьного руководства. Суд активисты проиграли, однако после этого родителям, которые обращались в прокуратуру, выдали бесплатные учебники — «и то за счет спонсорской помощи, а не за счет бюджета», — говорит Матвеева.
«Школы научились обманывать законы: они сейчас не прописывают рабочие тетради в программу, но на собраниях активно агитируют родителей купить очередную тетрадь, — продолжает собеседница. — Так что Татарстан тоже далеко не ушел».

Практика Матвеевой вдохновила многих родителей, и сейчас, столкнувшись с проблемой, они сразу обращаются в прокуратуру: «На горячую линию [по поборам] обращаются постоянно по рабочим тетрадям из всех городов России. Но в основном в поисках законов, чтобы написать заявление».

В Татарстане при прошлом министре образования Альберте Гильмутдинове была безапелляционная позиция: все учебные пособия покупались на деньги родителей, говорит руководитель правозащитной группы «Акцент» Булат Мухамеджанов . С приходом Энгеля Фаттахова все поменялось, и рабочие тетради стало покупать само министерство. Сегодня отдельные школы еще пытаются собирать деньги за пособия, но таких случаев стало заметно меньше, добавляет он.

Результаты соцопросов позволяют судить, что родители все еще отмечают «нарушение принципа добровольности» благотворительной помощи и взносов в школах, говорится в материалах минобразования РТ. 90% респондентов знают о запрете на прием наличных, но 43% опрошенных заявляют, что этот запрет нарушается

kazanfirst.ru

Государственный бюджет — Омирбаев С.М. — Учебник

Автор: Омирбаев С.М.

Жанр: Финансы, экономика

Издательство:

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 632

Описание: Из содержания учебника «Государственный бюджет» видно, что авторы поставили своей главной задачей при изучении курса расширить и углубить знания по вопросам модернизации системы государственных финансов, бюджетного планирования и мониторинга доходов и расходов государственного бюджета. Книга «Государственный бюджет» подготовлена известными казахстанскими учеными-финансистами, которые освещают все наиболее важные инновации в бюджетной сфере, включая бюджетирование, ориентированное на результат, формирование гражданского бюджета, а также анализ влияния государственного бюджета на развитие общества. Особое внимание уделяется методическим и правовым аспектам бюджетной сбалансированности и решения проблем развития местных бюджетов. Учебник «Государственный бюджет» не является безликим. В нем на многих фактах и примерах, иллюстрациях авторы широко и всесторонне исследовали развитие бюджетной системы Казахстана.
Представленный в учебнике материал станет основой для обмена опытом в области методологии и процесса формирования бюджетных отношений на разных уровнях бюджетной системы. Его изучение будет способствовать развитию сферы профессионального обучения и повышения квалификации кадров.
Убежден, что данная книга будет весьма полезной и интересной для специалистов, поможет им узнать о последних тенденциях в бюджетной системе Казахстана, а также ответит на наиболее актуальные вопросы, которые могут волновать всех участников бюджетных отношений — и тех, кто платит налоги в бюджет, и тех, кто получает бюджетное финансирование.
В завершение хотелось бы отметить, что учебник «Государственный бюджет» имеет чрезвычайно важное значение, поскольку материал, изложенный в нем внесет свою лепту в понимание процесса формирования современных бюджетных отношений, а также заложит фундамент для скоординированных действий общества и органов государственного управления в целях обеспечения экономической стабильности и безопасного развития страны.
Хотелось бы выразить уверенность в том, что основой качественного профессионального образования является не только стремление самих обучающихся получить соответствующие знания, не только уровень профессионализма лекторов, но и издание таких учебников, которые доступно и методически грамотно излагают учебный материал.
Дорогой читатель! Хотелось ли Вам в своей научной, производственной или другой деятельности полагаться не на удачу в случайных блужданиях, а руководствоваться целостной системой знаний, которая помогала бы «за деревьями видеть лес», отличать важное от несущественного, понимать, куда идет развитие, чтобы прилагать свои творческие усилия в плодотворном направлении? Если да, то смело открывайте эту книгу!
Учебник «Государственный бюджет» рекомендуется в качестве учебника студентам, магистрантам, преподавателям, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки кадров, государственным служащим финансовых и нефинансовых органов, участникам бюджетного процесса. Содержание учебника
«Государственный бюджет»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

  1. Государственные финансы в системе финансовых отношений
    • Государственный сектор экономики и его роль в развитии национального хозяйства
    • Сущность и место государственных финансов в финансовой системе государства
    • Основные звенья и элементы государственных финансов
    • Негосударственный (общественный) сектор и его участие в развитии казахстанского общества
    • Государственный бюджет в системе государственного регулирования
      • Государственное регулирование национальной экономики: основные цели и задачи
      • Бюджетные регуляторы как инструмент управления государственным сектором
      • Эффективность бюджетного регулирования
      • Экономическая сущность государственного бюджета
        • Бюджет: сущность, функции и значение в системе экономических категорий
        • Бюджет, как финансовый план государства
        • Принципы построения бюджета и основные аспекты их реализации
        • Бюджетная политика государства
        • Гражданский бюджет: назначение и роль в развитии бюджетных отношений в Казахстане
        • Бюджетная система и основы ее построения
          • Сущность и значение бюджетной системы
          • Бюджетное устройство: виды и уровни бюджетов
          • Бюджетные отношения и межбюджетные связи
          • Бюджетный процесс: экономические и правовые основы построения и организации
          • КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ КАЗАХСТАНА

          1. Экономическая сущность и значение отдельных видов бюджета
            • Республиканский бюджет: содержание, роль и экономическая сущность
            • Особенности доходов и расходов местных бюджетов
            • Национальный фонд и его роль в формировании государственного бюджета
            • Единая бюджетная классификация
              • Роль и значение бюджетной классификации. Принципы построения бюджетной классификации
              • Классификация доходной части бюджета
              • Содержание и классификация расходов государственного бюджета
              • Назначение бюджетных программ и функции их администраторов
              • Межбюджетные отношения в системе государственных финансов
                • Содержание, принципы организации межбюджетных отношений
                • Методы, инструменты и рычаги регулирования межбюджетных отношений
                • Принципы распределения поступлений и расходов бюджета между уровнями бюджетной системы
                • Управление и координация межбюджетных отношений
                  • Структура и задачи органов государственного управления межбюджетных отношений
                  • Бюджетные комиссии и их роль в управлении межбюджетными отношениями
                  • Мониторинг в системе управления межбюджетных отношений
                • Формирование, использование и управление Национальным Фондом Республики Казахстан
                  • Национальный фонд Республики Казахстан: экономическая сущность, роль и функции в современной экономике
                  • Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан
                  • Использование активов Национального фонда Республики Казахстан
                  • Мировая практика фондирования сырьевых доходов

          ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

          1. Бюджетное планирование и его роль в бюджетном механизме
            • Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров
            • Стратегическое и операционное бюджетное планирование
            • Необходимость и перспективы бюджетирования, ориентированного на результат
            • Порядок составления и рассмотрения проектов стратегических планов и бюджетных заявок
            • Экономическая сущность поступлений в бюджет
              • Поступления в бюджет, их источники и классификация
              • Характеристика, роль и значение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет
              • Налоговая система Республики Казахстан: основы построения
              • Планирование доходной части бюджета
                • Модели и методы процесса планирования доходов бюджета
                • Планирование налоговых поступлений в бюджет
                • Планирование неналоговых поступлений в бюджет
                • Планирование поступлений от продажи основного капитала и ранее выданных кредитов
                • Расходы бюджета и основы их формирования
                  • Экономическая сущность и классификация расходов бюджета
                  • Особенности формирования расходов по уровням бюджетной системы
                  • Перспективные направления реструктуризации расходов бюджета
                  • Формирование расходов социального направления
                    • Формирование расходов на образование
                    • Формирование расходов на здравоохранение
                    • Формирование расходов на социальную помощь и социальное обеспечение
                    • Формирование расходов бюджета на культуру, спорт, туризм, и информационное пространство
                    • Формирование расходов общеэкономического направления
                      • Формирование расходов бюджета на государственные услуги общего характера
                      • Формирование расходов бюджета на оборону, общественный порядок и безопасность
                      • Формирование расходов бюджета на промышленность, строительство, ЖКХ и недропользование
                      • Формирование расходов бюджета на транспорт и коммуникации
                      • Формирование расходов бюджета на сельское, лесное, водное, рыбное хозяйство и мероприятия по охране природы
                      • Процедуры рассмотрения и утверждения проектов бюджетов
                        • Порядок рассмотрения и утверждения проекта республиканского бюджета
                        • Порядок рассмотрения и утверждения проектов местных бюджетов
                        • Порядок составления расчетов затрат по спецификам экономической классификации
                        • ИСПОЛНЕНИЕ И УТОЧНЕНИЕ БЮДЖЕТА

                        1. Общие положения процесса исполнения и уточнения бюджета
                          • Организация и порядок исполнения бюджета по уровням бюджетной системы
                          • Счета по обслуживанию кассового исполнения бюджета
                          • Исполнение бюджета
                          • Бюджетное кредитование и бюджетные инвестиции
                            • Сущность, значение, принципы и критерии бюджетного кредитования в системе бюджетных отношений
                            • Бюджетные инвестиции: понятие, классификация и принципы организации
                            • Бюджетный дефицит и профицит: сущность и значение в бюджетном планировании
                              • Экономическая природа бюджетного дефицита
                              • Классификация бюджетного дефицита
                              • Сбалансированность бюджета. Дефицита и профицит бюджета: методы и инструменты их урегулирования
                              • Управление бюджетным дефицитом
                              • Государственные и гарантированные государством заимствование и долг
                                • Необходимость, сущность и принципы государственного долгового финансирования
                                • Политика и механизмы государственных заимствований в Казахстане
                                • Государственные ценные бумаги как инструменты формирования государственного долга
                                • Современное состояние и методы управления государственным долгом
                                • Роль Казначейства в исполнении бюджета
                                  • Роль казначейства в исполнении бюджета страны и основные принципы казначейского исполнения бюджетов
                                  • Основные права, функции и задачи казначейства, его структура и территориальные органы
                                  • Основные процедуры и технологии казначейского исполнения бюджета
                                  • Зарубежный опыт функционирования органов Казначейства
                                  • Государственный финансовый контроль
                                    • Содержание, задачи и значение финансового контроля
                                    • Принципы организации финансового контроля, формы и методы его проведения
                                    • Организация внешнего контроля
                                    • Организация внутреннего контроля
                                    • Международный опыт организации государственного финансового контроля

                                    ЛИТЕРАТУРАскачать учебник: Государственный бюджет — Омирбаев С.М.

                                    institutiones.com

                                    Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко.
                                    Современная бюджетная система России
                                    Учеб. пособие Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 104 с.

                                    АННОТАЦИЯ

                                    Раскрыты экономические основы и значение бюджета, его роль в экономике страны. Значительное место отведено рассмотрению характеристик доходов и расходов бюджета. Приведена динамика структуры данных показателей федерального, регионального (на примере Тамбовской области) и местного (на примере г. Тамбова) бюджетов. Рассмотрены процедура бюджетного процесса, а также основы внебюджетных фондов. Особое внимание уделено проводимой бюджетной реформе в России.
                                    Предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов экономических специальностей при изучении цикла специальных дисциплин («Бюджетная система РФ», «Финансы»).

                                    Пособие (Учебно-методическое пособие и т.п.) является электронной версией книги:
                                    Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 104 с.

                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

                                    1. Содержание бюджета и его исторический аспект
                                    1.1. Сущность и экономическое значение государственного бюджета
                                    1.2. Функции бюджета и его роль в социально-экономических процессах
                                    1.3. История бюджетов
                                    1.4. Современная бюджетная система россии и принципы ее построения

                                    2. Характеристика доходов бюджетов рф
                                    2.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов
                                    2.2. Особенности структуры доходов федерального бюджета, территориальных бюджетов и бюджетов муниципальных образований

                                    3. Характеристика расходов бюджетов рф
                                    3.1. Влияние расходов бюджета на макроэкономические показатели
                                    3.2. Состав и структура расходов федерального, регионального и местного бюджетов

                                    4. Бюджетный процесс
                                    4.1. Понятие бюджетного процесса и его участники
                                    4.2. Составление проектов бюджетов
                                    4.3. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
                                    4.4. Казначейская система исполнения бюджета

                                    5. Внебюджетные фонды
                                    5.1. Сущность, функции и задачи внебюджетных фондов
                                    5.2. Пенсионный фонд рф
                                    5.3. Фонд обязательного медицинского страхования рф
                                    5.4. Фонд социального страхования рф

                                    6. Особенности современной бюджетной системы россии и перспективы ее развития
                                    6.1. Стабилизационный фонд: формирование и направления использования
                                    6.2. Бюджетная реформа: проблемы и перспективы

                                    Заключение

                                    Список литературы

                                    Введение

                                    Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
                                    Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе бюджетной системы России. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают наличие разных видов бюджетных систем. Бюджетная система России является трехуровневой и включает: на первом уровне – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; на втором уровне – бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; на третьем уровне – местные бюджеты.
                                    В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В первых самостоятельность каждого бюджета доведена до логического завершения, так как бюджеты внутри системы американского типа являются не только самостоятельными, но и автономными. В них полностью реализуется принцип «один налог – один бюджет». В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в социальной обеспеченности граждан на территории страны. В таких бюджетных системах используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики.
                                    Современная бюджетная система России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. В связи с этим в данном учебном пособии уделено значительное внимание проводимой бюджетной реформе 2001 – 2008 гг., суть которой заключается в переходе от управления затратами к управлению результатами.
                                    Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагает больше половины ожидаемого профицита использовать на формирование финансового резерва, т.е. резервного бюджетного фонда стабилизационного характера. Нормальное функционирование данного фонда повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета. Поэтому в учебном пособии авторами рассмотрен вопрос формирования Стабилизационного фонда и направления его использования
                                    Дисциплина «Бюджетная система РФ» занимает важное место в подготовке кадров по специальности «Финансы и кредит». Данное учебное пособие позволит студентам закрепить теоретические знания, полученные при изучении названного курса, а также ознакомиться с актуальными проблемами в бюджетной системе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

                                    Электронная версия книги: [Скачать, PDF, 957.22 КБ].

                                    Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

                                    www.aup.ru