Пособие по культурологии для вузов
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Издание второе, переработанное и дополненное
Учебное пособие для студентов вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко, А.М.Власова,
О.В.Дружба, А.Ю.Новиков, В.А.Рамих, В.А.Ушкалов
Доктора философских наук профессора
Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического общества до наших дней. На примере величайших цивилизаций древности, средневековья и Нового времени освещаются важнейшие исторические события и явления культуры, определившие облик современной эпохи. Особое внимание уделено отечественной истории и культуре. В отличие от первого издания (М.: Логос, 1999) пособие содержит главу о западной цивилизации в XX в., а также приложения, справочный аппарат и иллюстрации.
Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для специалистов в области гуманитарных наук, а также широкого круга читателей.
2. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука
3. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996.
4. Запад и Восток. Традиции и современность. М.: Знание РФ, 1993.
5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995.
6. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.
7. Культурология / Под ред. проф. Г. Драча. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
8. Культурология. XX век: Словарь-справочник. СПб.: Университетская книга, 1997.
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества
2. История Европы. М.: Наука, 1988. Т. 1.
3. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М.: Политиздат, 1990.
4. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. М.: Просвещение, 1986.
5. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М.: Наука, 1980.
1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М.: Высшая школа, 1993. Т. 1.
2. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука, 1986.
3. Заболоцкая Ю. История Ближнего Востока: Пер. с польск. Д.С. Гальпериной. М.: Наука, 1989.
4. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.
5. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Кн. 1.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13.
7. Мифология древнего мира. М., 1997.
8. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. М.: Изд-во Акад. Художеств СССР,1962.
9. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.
10. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.: Аз, 1995.
11. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д.: Город N, 1994.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
1. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука / Под. ред. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.
2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М.: Искусство, 1995.
3. Виппер Р.Ю. Лекция по истории Греции. Очерки истории Римской империи // Избр. соч.: В 2 т. Ростов- н/Д.: Феникс, 1995.
4. Драч Г.В. Античная культура и мировая цивилизация. Ростов-н/Д., 1991.
5. Драч Г.В. Пайдейя // Человек и общество. Культурология. Ростов-н/Д., 1996.
6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. М., 1985.
7. Знаменитые римляне и греки: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима / Авт. и сост.: М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович. СПб.: Эпоха, 1983.
8. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989.
9. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994.
10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Просвещение, 1986.
11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А., Черемушкина Н.М. Греческая трагедия. М.: Госучпедгиз, 1958.
12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
13. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского, гос. ун-та, 1992.
14. Смирнова В.В. Мировая художественная литература. М.: Аз, 1995.
1. Аверинцев С.С. Схоластика // Философск. энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
2. Бицилли П.М. Элементы средневековой структуры. СПб.: Мифрил, 1995.
3. Гофф Ж. ле. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с франц. М.: Прогресс-Академия, 1992.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.
5. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное сердце. М.: Наука, 1991.
6. Дюби Ж. Европа в средние века: Пер. с франц. Смоленск: Полиграмма, 1994.
7. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа, 1987.
8. История средних веков / Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова: В 2т. М.: Высшая школа, 1990. Т. 1.
9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали: Пер. с польск. М.: Прогресс, 1987.
10. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Пер. с нидерл. М.: Наука, 1988.
11. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
1. Бартольд П. Ислам и арабская культура. М.: Наука: 1992.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1983.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М.: Искусство, 1974.
4. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.
5. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М.: Наука. 1982.
1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.
2. История Европы: В 8 т. М.: Наука, 1992. Т. 2.
3. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: Искусство, 1981.
4. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1996.
5. Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. 1995 № 9. С.36-38.
6. Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.
2. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л.: Лениздат, 1991.
3. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация / Отечественная история. 1992. № 4.
4. История Европы. М.: Наука, 1992-1994. Т. 2-4.
5. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. М.: Политиздат, 1991.
6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Интер-пракс, 1994.
7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1996.
8. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994.
1. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.
2. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.
3. Бердяев Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
4. Гуковский М. Итальянское Возрождение. Л.: Искусство, 1990.
5. Культура Возрождения и Реформации. М.: Наука, 1981.
6. Мурашов П.П. Образы Италии. М.: Галарт, 1993. Т. 1.
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986-1988. Т. 1-3.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
3. История Европы. М.: Наука, 1994. Т. 3, 4.
4. Новая история стран Европы и Америки. Первый период / Под ред. проф. А.В. Адо. М.: Высшая школа, 1986.
5. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д.: Город Н, 1994. С.161-191.
1. История России с начала XVII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова
2. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. М.: Наука, 1994.
3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.
4. Культурология / Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
5. Лихачев Д.С. Была ли эпоха петровских реформ передовой в развитии русской культуры? // Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций XIII-XIX вв. М.: Наука, 1978.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства XVIII–начала XIX в. СПб.: Искусство, 1994.
7. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.
1. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Издание 1909
2. Наше Отечество. Опыт политической истории / С. Кулешов, О. Волобуев и др. М.: Терра, 1991. Ч. 1.
3. Розанов В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.
4. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993.
5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX–начала XX века. М.: Изд-во МГУ, 1993.
6. Серебряный век русской поэзии. М.: Просвещение, 1993.
1. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание РФ, 1993.
2. Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М.: Наука, 1990.
3. Культурология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.
4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
5. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980 // Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.
6. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
7. Холингсворт М. Искусство в истории человека. М.: Искусство, 1993.
8. Шахназарова И.Т. Стилевые искания западной музыки в социокультурном контексте XX века // На грани тысячелетий: судьба традиций в искусстве XX века. М.: Наука, 1994.
9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
1. Боффа Дж. История Советского Союза: В 2 т. 1990.
2. История России: XX век. / Под ред. В.П.Дмитренко. М.: ACT, 1996.
3. История России. 1917-1995: В 4 т. М.: МИК; АГАР, 1996.
4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.
5. Согрин В. Политическая история современной России. 1985–1994. М.: Прогресс-Академия, 1994.
1. Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
2. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитренко. М.: ACT, 1996.
3. История современной России. 1985-1994 гг. М.: Терра. 1995.
www.bibliotekar.ru
Культурология: Учебное пособие
Гладышева С.Г., Жилина Н.В., Заборских Т.П., Ильина Н.Ю., Капелько О.Н., Мелехова Г.Н., Скородумова О.Б.
В учебном пособии рассматриваются проблемы теоретической культурологии, истории мировой и отечественной культуры, информационного общества, социокультурной ситуации в России на современном этапе. Пособие рассчитано на студентов технического вуза.
Тип материала: Учебные материалы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
Задачник по культурологии. Первобытное общество и ранние цивилизации
Задачник охватывает две важнейшие темы курса культурологии, посвященные эпохе формирования человека и человеческого общества. Более 600 разнообразных вопросов, заданий и задач активизируют самостоятельную работу студентов, стимулируют исследовательский подход к изучению дисциплин культурологического цикла. Задачник включает библиографический список научной и научно-популярной литературы по темам «Культура первобытного общества» и «Культура ранних цивилизаций». Предназначен для студентов высших учебных заведений дневной, вечерней и заочной форм обучения.
Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
Культурология: Тестовые задания
Гладышева С.Г., Жилина Н.В., Капелько О.Н., Мелехова Г.Н., Скородумова О.Б., Федорова Л.Г.
Тестовые задания по культурологии разработаны в соответствии с программой учебного базового курса «Культурология», принятой на кафедре философии, социологии и политологии МИРЭА. Они адресованы студентам всех специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения.
Тип материала: Тест, контрольные вопросы; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
Тесты по курсу «История России» и «Культурология» для иностранных студентов
Тесты являются третьей, заключительной частью к методическим пособиям для иностранных студентов «История России» и «Культурология». Представляет собой проверочные вопросы по темам указанных пособий. Подготовлены на кафедре истории и культурологии ВолГМУ.
Н.Я. Данилевский — родоначальник теории культурно-исторических типов: Лекция
В философии, социологии, культурологии, политике имя Н.Я. Данилевского не только неустранимо, но и во многом повлияло на современные идеи и взгляды. Лекция подготовлена доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волжского гуманитарного института и предназначается для аспирантов, студентов высших учебных заведений, изучающих проблемы современной западной и отечественной культуры.
Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;
Язык и культура: Текст лекции
Касевич Вадим Борисович
Язык, как таковой, является основанием культуры. Само по себе словосочетание «язык и культура» чаще всего порождает ассоциации с тем, что называют «культурой речи», иногда — с языком художественной литературы. Однако в предлагаемой лекции речь идет не об этом. Рассматриваются некоторые аспекты того, как, изучая язык, мы можем объяснить особенности той или иной культуры и, наоборот, как, изучая культуру, мы можем объяснить особенности того или иного языка. Лекция записана в рамках проекта «Звуковая энциклопедия» (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор — Касевич Вадим Борисович, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, проректор по учебно-методическим объединениям. Аудиофайл доступен на сайте http://www.sonoteka.spb.ru.
Лекции по культурологии
В курсе лекций рассматривается история культуры народов мира, начиная с первобытного общества и кончая XX веком. Цель учебного пособия — познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью которой является отечественная культура, раскрыть единство и многообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений. Подготовлено на кафедре истории и философии ТРТУ.
Народный календарь как явление традиционной культуры: Текст лекции
Некрылова Анна Федоровна
Народный календарь — сложное культурное явление, формирование и эволюция которого происходили в течение длительного времени. Это своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта. Глубинной основой русских календарных обычаев и обрядов является земледельческое мировоззрение с характерным для него осознанием взаимосвязи человеческого и природного, с идеей обмена между этими сферами, с верой в наличие внешних (часто сверхъестественных) сил, с которыми человек связан отношениями ритуального договора. В лекции на наиболее ярких примерах рассматривается феномен имени и наименования в русском народном календаре. Лекция записана в рамках проекта «Звуковая энциклопедия» (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор — Некрылова Анна Федоровна, кандидат искусствоведения, заведующая сектором фольклора Российского института истории искусств МК РФ, РАН, историк и критик театра кукол. Аудиофайл доступен на сайте http://www.sonoteka.spb.ru.
Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее;
Культурология: Конспект лекций
Ильина Е.А., Буров М.Е.
Программа курса «Культурология» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Тематика курса предполагает изучение сущности культуры, ее составных частей и функций; изучение культуры человеческого общества Древнего мира, Античности, Европы и России в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени. Курс «Культурологии» поможет студентам и слушателям выработать ориентацию на гуманитарные ценности, поможет освоить духовные богатства, созданные человечеством. Конспект лекций подготовлен на кафедре истории и философии МИЭМП и предназначен для студентов всех форм обучения.
История мировой культуры. Наследие Запада: Античность — Средневековье — Возрождение
Серебряный С.Д. (отв. ред.)
В основу книги легли лекции, прочитанные известными учеными для студентов Российского государственного гуманитарного университета в 1992-95 гг. В разделе первом «Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы» (Г.С.Кнабе) анализируются такие вопросы, как соотношение в культуре общественного и индивидуального, взаимодействие культуры и истории, знак и семиотика культуры, общественные мифы и социально-историческая мифология, текст и его интерпретация и др. В разделе «Культура Античности» (Г.С.Кнабе, И.А.Протопопова) отдельные составляющие античной культуры — религия, мифология, поэзия, «социальное моделирование», историописание — изучаются в тесной связи с общественной жизнью и историей Греции и Рима. В разделе «Культура Средневековья и историк конца ХХ столетия» (А.Я.Гуревич) на материале истории Средневековья получают освещение темы: «Марксизм как философия истории и культуры», «Статика и динамика в историческом процессе», «Личность в Средние века». Раздел «Культура Возрождения» (М.Л.Андреев) включает в себя рассмотрение гуманистических учений, философии, истории, искусства, литературы. Автор дает определение культуры Возрождения как «локального по масштабам. но глобального по последствиям явления мировой культуры», в котором совместились два «противоположных по направленности» импульса — «традиционалистский» и «инновационный».
Тип материала: Лекция, курс лекций; | Аудитория: Учащийся; | Уровень образования: Высшее;
window.edu.ru
Культурология. Кравченко А.И.
4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.
В учебнике рассматриваются предмет метод и функции культуры основные школы культурологии освещаются проблемы структуры и динамики культуры межкультурного общения развития и формирования субкультур виды и формы культуры (народная массовая элитарная) Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней
Для специалистов в области культурологии преподавателей и студентов непрофильных вузов
Формат: pdf / zip
Скачать / Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ (нумерация страниц по электронной версии книги)
Предисловие. 7
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ. 8
Глава 1. НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ . 8
§ 1. Дискуссии о предмете культурологии. 8
§ 2. Определение культуры.. 9
§ 3. Структура культуры.. 12
§ 4. Основные функции культуры.. 13
4.1. Защитная функция. 13
4.2. Креативная функция. 13
4.3. Коммуникативная функция. 13
4.4. Сигнификативная функция. 13
4.5. Нормативная функция. 14
4.6. Релаксационная функция. 15
4.7. Единство функций. 16
§ 5. Черты культуры.. 16
5.1. Универсальные черты культуры.. 17
5.2. Общие черты культуры.. 17
5.3. Уникальные черты культуры.. 17
5.4. Культурное своеобразие. 18
§ 6. Культурные универсалии. 18
§ 7. Культурный комплекс. 19
§ 8. Агенты и институты культуры.. 20
§ 9. Цивилизация и культура. 21
§ 10. Культура и этнос. 22
§ 11. Межкультурное общение. 24
§ 12. Культурные конвенции. 25
12.1. Пространственные конвенции. 25
12.2. Культурные дистанции. 26
12.3. Временные конвенции. 27
Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.. 29
§ 1. Основание типологии культуры.. 29
§ 2. Отрасли культуры.. 29
2.1. Экономическая культура. 29
2.2. Политическая культура. 30
2.3. Профессиональная культура. 30
2.4. Педагогическая культура. 30
§ 3. Виды культуры.. 31
3.1. Доминирующая культура. Этническая культура. 31
3.2. Субкультура и контркультура. 32
Субкультура. 32
Контркультур. 32
3.3. Сельская культура. 33
3.4. Городская культура. 34
3.5. Обыденная и специализированная культура. 35
§ 4. Формы культуры.. 37
4.1. Высокая культура. 37
4.2. Народная культура. 38
4.3. Массовая культура. 38
§ 5. Комплексные виды культуры.. 39
5.1. Художественная культура. 39
5.2. Физическая культура. 40
§ 6. Типы культуры.. 41
Локальные группы.. 42
Община. 42
Урбанизация. 43
Глава 3. КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. 46
§ 1. Культурные нормы и их соблюдение. 46
§ 2. Функции культурных норм. 46
§ 3. Классификация норм. 47
§ 4. Основные виды культурных норм. 48
4.1. Привычки и манеры.. 48
4.2. Этикет. 49
4.3. Обычаи, традиции и обряды.. 50
Обычай. 50
Традиция. 50
Обряд. 51
4.4. Церемония и ритуал. 51
Церемония. 51
Ритуал. 51
4.5. Нравы и запреты.. 51
Нравы.. 51
Табу. 52
4.6. Закон и право. 52
4.7. Мода и увлечения. 53
4.8. Ценности. 53
4.9. Верования, знания и мифы.. 54
Знания. 54
Миф.. 54
§ 5. Нормативная система культуры.. 54
§ 6. Нормативные конфликты.. 56
§ 7. Аномия. 57
Глава 4. ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ. 60
§ 1. Социализация и воспитание. 60
1.1. Составные части и разновидности социализации. 60
1.2. Процесс социализации. 61
1.3. Агенты и институты социализации. 62
Агенты первичной социализации. 62
Первичная среда. 62
Агенты вторичной социализации. 62
Первичная и вторичная социализация. 62
1.4. Первичная социализация. 62
1.5. Функции родительства. 63
1.6. Культурные различия в воспитании детей. 64
1.7. Институт воспитательства. 65
1.8. Институты вторичной социализации: школа. 65
Школа. 66
§ 2. Адаптация. 66
§ 3. Инкультурация. 67
Социализация. 67
Инкультурация (enculturation) 67
§ 4. Десоциализация и ресоциализация. 70
§ 5. Аккультурация. 70
§ 6. Ассимиляция. 71
§ 7. Культурное обновление. 72
Глава 5. КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА.. 74
§ 1. Зарождение культуры.. 74
§ 2. Открытия и изобретения. 74
§ 3. Формы распространения культуры.. 75
3.1. Культурные заимствования. 75
3.2. Культурная диффузия. 76
3.3. Континуум форм распространения культуры.. 78
§ 4. Культурные реформы и революции. 79
§ 5. «Культурный лаг». 79
§ 6. Культурная трансмиссия. 80
§ 7. Культурная аккумуляция. 80
7.1. Музеи. 81
7.2. Библиотеки. 81
§ 8. Интеграция и диверсификация. 82
§ 9. Культурная экспансия. 82
§ 10. Модернизация культуры.. 83
§ 11. Глобализация культуры.. 84
РАЗДЕЛ II. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.. 87
Глава 1. Сущность и функции искусства. 87
§ 1. Художественная культура и искусство. 87
1.1. Проблема определения. 87
1.2. Субъекты художественной культуры.. 87
Искусство. 87
1.3. Структура художественной культуры.. 88
§ 2. Основные виды и жанры искусства. 89
Термином «свободные искусства». 90
Эстетика. 91
§ 3. Классификация видов искусства. 91
Искусство и подражание. 92
Живопись. 92
Литература. 92
Глава 2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.. 95
§ 1. Предпосылки возникновения. 95
Под первобытной культурой. 95
Первобытное искусство. 95
§ 2. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура. 95
Звериный стиль. 96
Культ матери. 96
§ 3. Геометрический орнамент. 97
§ 4. Неолитическая революция. 98
§ 5. Зарождение архитектуры.. 98
§ 6. Погребения. 99
Курганы.. 99
Мегалиты.. 99
§ 7. Матриархат и патриархат. 99
Глава 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
§ 1. Признаки высокой культуры и цивилизации. 102
Цивилизация характеризуется следующими признаками: 102
§ 2. Культура Древнего Египта. 102
2.1. Сакрализация царской власти. 103
Сакрализация. 103
2.2. Письменность и писцы.. 103
Пиктографическое письмо. 103
Иероглифы.. 103
Демотика. 103
2.3. Пирамиды — шедевры египетской культовой архитектуры.. 104
2.4. Скульптура и живопись. 104
§ 3. Культура Месопотамии. 105
3.1. Культура Шумера и Аккада. 106
3.2. Вавилонская культура. 108
3.3. Ассирийская культура. 108
Глава 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА.. 111
§ 1. Культура Древней Греции. 111
1.1. Доклассический период. 111
Критская культура. 111
Микенская культура. 112
Культура архаической эпохи. 113
1.2. Классический период. 115
1.3. Эллинистический период. 118
§ 2. Культура Древнего Рима. 120
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода: 120
Просвещение и наука. 121
Литература. 122
Скульптура. 123
Живопись. 123
Меценаты и завоеватели. 124
Религия. 124
Значение античной культуры.. 125
Глава 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 127
§ 1. Византийская культура. 127
§ 2. Каролингское возрождение. 129
Термин «Каролингское возрождение». 129
§ 3. Классическое средневековье. 131
Появление университетов. 131
Романский стиль. 131
Придворная литература. 134
Глава 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕНЕССАНС.. 136
§ 1. Ренессанс в Италии. 136
§ 2. Северное Возрождение. 140
Реформация. 140
§ 3. Франко фламандская живопись XIV-XV1I веков. 141
§ 4. Ренессанс во Франции. 145
§ 5. Возрождение в Испании. 146
§ 6. Барокко. 147
Барокко. 148
Глава 7. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 149
§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. 149
§ 2. Художественные стили эпохи Просвещения. 153
2.1. Классицизм. 153
2.2. Искусство рококо. 155
Глава 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XIX ВЕКА.. 157
§ 1. Классицизм. 157
§ 2. Романтизм. 159
§ 3. Реализм. 162
§4. Новые направления в искусстве. 164
Постимпрессионизм. 166
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА.. 170
§ 1. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу. 170
§ 2. Модернизм и постмодернизм. 170
Постмодернизм. 170
2.1. Модернизм. «Модерн». 171
2.2. Фовизм. 171
2.3. Экспрессионизм. 172
2.4. Кубизм. 172
2.5. Абстракционизм. 173
2.6. Футуризм. 173
2.7. Дадаизм. 174
2.8. Сюрреализм. 174
§ 3. Литература. 175
3.1. Экзистенциализм. 176
Глава 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.. 179
§ 1. Периодизация русской культуры.. 179
§ 2. Дохристианская культура славян. 179
§ 3. Культура Киевской Руси. 181
3.1. Византийское наследие. 181
3.2. Письменность и литература. 182
3.3. Роль Церкви. 184
3.4. Культовая архитектура. 184
3.5. Монументальная живопись. 186
§ 4. Культура Московской Руси. 186
4.1. Местные художественные школы.. 186
Владимиро-суздальская школа. 187
Новгородская школа. 187
Новгородские фрески. 187
Московская школа. 188
Татаро-монгольское нашествие. 188
Строгановская школа. 190
4.2. Развитие литературы и науки. 190
Литература. 190
Научные знания. 192
Глава 11. РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. 194
§ 1. Русская культура XVII века. 194
§ 2. Русская культура XVIII века. 195
Глава 12. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.. 201
Глава 13. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» В РУССКОМ ИСКУССТВЕ. 208
Глава 14. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ.. 212
§ 1. Новая культурная политика. 212
§ 2. Новая культура быта. 214
§ 3. Советская литература первой половины XX века. 215
§ 4. Авангардизм в живописи. 218
Производственное искусство. 220
§ 5. Русское зарубежье. 222
Первая волна русской эмиграции. 222
От «серебряного века» к «бронзовому». 224
Социалистический реализм. 225
§ 6. Советская литература второй половины XX века. 225
§ 7. Культура в постсоветский период. 226
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
www.alleng.ru
Культурология. Учебное пособие для вузов
Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания
1. Определение термина «культурология»
Слово «культурология» образовано от лат. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум).
Существуют два взгляда на вопрос о составе культурологического знания и культурологии как науки.
Первый отрицает существование культурологии как науки, а скорее признает имеющийся круг наук о человеке, обществе и культуре, объединенных в рамках учебной дисциплины, условно называемой «культурологией». Некоторые отечественные культурологи признают, что есть вузовская учебная дисциплина – культурология, представляющая собой систему научных знаний социального и гуманитарного профиля: истории культуры, искусствознания, философии, религиоведения, психологии, а также социологии. Эта учебная дисциплина была введена в учебные программы отечественной высшей школы в специфических условиях, когда происходил кризис марксистской системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. Впоследствии ситуация переменилась, политология, социология, философия и экономика обрели свое самостоятельное место и значение в системе гуманитарного образования, и острота потребности в учебном предмете культурологии снизилась, хотя не исчезла совсем. Сегодня культурология в вузах выполняет роль пропедевтики дисциплин социально-гуманитарного цикла. Она дает студентам базисные теоретические и фактологические знания о культуре, которых выпускники средних школ вовсе не имеют. Итак, культурология как самостоятельная наука не существует, однако имеется культура как объект, который изучается рядом наук, в т. ч. социологией, антропологией, историей и др. Такой взгляд наиболее характерен для западных исследований, где исследование проблем культуры осуществляется в рамках культурной (социальной) антропологии, сохраняющей традиционную близость с этнологией и этнографией, но все более заметно ориентирующейся на современные проблемы социокультурного взаимодействия и социокультурной динамики (отсюда и заметное преобладание прикладных исследований).
В России в качестве названия интегративной дисциплины, изучающей культуру, прижился термин «культурология», предложенный американским исследователем Л. Уайтом в 1949 г.
Сущность второго подхода к определению культурологии, ее составу и структуре основана на понимании культурологии как самостоятельной отрасли научного знания, имеющей свой объект и предмет познания, свои методы и подходы. Согласно такому взгляду, более характерному для России, культурология – это наука о культуре.
Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества. Культурология познает ценности, смыслы, нормы, с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа.
Объектом изучения культурологии выступают:
1) наиболее общие закономерности культуры;
2) принципы функционирования культуры в обществе;
3) взаимосвязь, общение, диалог различных культур;
4) единые тенденции культурного развития человечества.
Культурология – это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как:
1) результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального производства;
2) установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей;
3) коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;
4) содержательная основа религии, философии, науки, права и т. д., а также культурных систем в целом.
Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:
1) антропологический, опирающийся прежде всего на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;
2) гуманистический, включающий в себя весь комплекс т. н. наук о духе (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);
3) социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования в обществе.
2. Цели и задачи культурологии
Целями и задачами культурологии как науки в таком ракурсе являются следующие: прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития; анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий; поиск новых методов социализации (т. е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности. Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию иных, существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей.
Будучи органично вписанной в круг социально-гуманитарных наук, культурология тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Поэтому культурологии присущи:
1) способность интегрировать социальное и гуманитарное знание;
2) обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества;
3) создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу.
Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать развитию физической, материальной и социальной культуры людей; преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего; нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры.
Сегодня, когда фактом становятся равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России. Социально-научное исследование проблем культуры долгое время существовало в рамках той же этнографической традиции, балансируя между описательной этнографией – как источником исследовательского материала, и формирующейся социологией – как источником научных методов исследования. Именно бурное развитие смежных дисциплин, работавших с культурным материалом, – социологии, психологии, этологии, лингвистики – как источниками гипотез и методов; истории культуры, археологии, демографии – как источниками материала, определили постепенное формирование круга исследовательских проблем, связанных именно с культурой, и, соответственно, формирование адекватной этим проблемам научно-исследовательской практики и дисциплины.
3. А. Флиер о развитии культурологического знания
Несмотря на тотальное преобладание в России гуманитарных исследований (обусловленное предыдущим периодом развития отечественной науки), значимость социально-научного познания именно культурных аспектов социальной жизни и потребность в соответствующих исследованиях становятся все более значительными. Авторитетный отечественный культуролог А. Я. Флиер предлагает собственный интегративный взгляд на проблему состава и структуры культурологического знания. Он говорит о культурологии как о науке, «формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия».
Различия в составе культурологического знания А. Флиер также рассматривает на уровне содержательного сравнения терминов в отечественной и западной научной традиции.
Также разделяя отечественную традицию применения термина «культурология», берущего свое происхождение из работ американского культурантрополога Л. А. Уайта и западной науки, где это название не привилось, А. Флиер говорит, что прямой аналог отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно. Это связано, видимо, с различным пониманием самого феномена культуры в западной и отечественной гуманитарной мысли. В отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» прежде всего с художественной и просветительской практикой, с проблематикой духовного совершенствования личности, в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом и коммуникативном) смысле. Именно поэтому в Европе и Америке основными науками о культуре являются социальная и культурная антропология (по российской классификации – сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), собственно социология, структурная антропология (в России это назвали этнопсихолингвистикой), новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией), семиотика и пр.
Современная российская культурология, по мнению Флиера, стремится к объединению названных и некоторых иных направлений и методологий изучения культуры с отечественными традициями исследований истории быта, мифологии и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, философией и идеологией просветительских функций культуры, идеями философии «русского космизма» и т. п. Опыт отечественного востоковедения, сосредоточенный на страноведческом аспекте изучения культуры, также оказывает влияние на становление российской культурологии.
Проблема адекватного перевода принятого в российской науке термина «культурология» на европейские языки и объяснения его содержательного наполнения решается Флиером так, что российская культурология понимается им шире западной anthropology, но и не охватывает полностью понятия humanitariens. Скорее она занимает промежуточное положение между названными направлениями и осуществляет попытку их синтезации. Определения типа «cultural research» или «cultural studies» точнее по форме, но мало что объясняют по существу.
Собственное понимание состава и структуры культурологического знания Флиер выстраивает на основе выделения уровней научного обобщения.
По его мнению, присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух проявлениях: как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля, и как самостоятельная область социального и гуманитарного научного познания общества и его культуры в узком смысле.
Если рассматривать культурологию как специфический метод, то уровень его применения – есть срединный уровень научного обобщения. Как отмечает Флиер, любая предметная или аспектная наука или группа наук включает некоторое число более или менее самодостаточных внутринаучных дисциплин (или субдисциплин), которые можно разделить на три уровня углубления в изучаемый предмет и обобщения полученных о нем знаний. На высшем уровне, который традиционно называют «философией области познания или сферы деятельности» (философией истории, философией экономики, философией политики, философией образования, философией искусства, социальной философией и т. п.), как правило, решаются познавательные и рефлексивные задачи наиболее общего осмысления предмета познания или деятельности, формулирования его сути (онтологии, смысла), места в системе мироздания и основных ценностных (для человека) параметров.
Напротив, самый нижний уровень познания какой-либо области человеческой практики обращен к выявлению, описанию, атрибуции и технико-технологическому определению непосредственных функций, причин и значений того или иного явления (объекта), исследуемого в конкретно-исторической уникальности тех обстоятельств места и времени и иных условий, в которых исследуемый объект «застигнут» и описывается.
Между этими двумя уровнями изучения – метафизической философской онтологизацией классов (категорий) явлений и эмпирическим описанием во всей их конкретно-исторической неповторимости – выделяются теории среднего уровня, в рамках которых анализируются устойчиво повторяющиеся и, как правило, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие более или менее системный характер.
Это и есть культурологический профиль исследований и обобщений, относящийся к зоне «теорий среднего уровня», занимающих промежуток между метафизикой и непосредственной эмпирикой изучаемой стороны жизни.
Такого рода зоны «теорий среднего уровня» существуют фактически в любых областях знаний о человеке и его деятельности: в исторических науках это теории формаций и цивилизаций, в социальных науках – теории организаций и социальных институтов, в искусствознании – теории художественных стилей, в экономике – теории способов производства, в религиоведении – типология религиозных учений и т. п. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще (при любых обстоятельствах) и каковы границы условий ее существования, а то, какими способами она адаптируется к меняющимся условиям, как сама себя воспроизводит в упорядоченном состоянии и поддерживает приемлемый режим своего функционирования, какие системные построения в данной структуре возникают в тех или иных макроисторических условиях, каковы причины и механизмы, порождающие упорядоченный характер реакции данной структуры на новые условия и ее самоорганизующую конструктивную активность изменчивости применительно к меняющимся условиям и т. п.
Примеры подобного рода можно привести из области любых социальных и гуманитарных наук: экономической, политической, филологической, искусствоведческой и т. п. В рамках каждой из них можно выделить некое поле исследований, касающихся работы экстраутилитарных, ценностно-нормативных механизмов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях жизнедеятельности, а также способов их межпоколенного воспроизводства, которые даже на уровне обыденного сознания принято называть экономической культурой, политической культурой, языковой культурой и пр. Этот особый ракурс научного обобщения с полным основанием может быть назван культурологическим, ибо он обращен к специфическому предмету – нормативно-ценностной регуляции всякой деятельности, занимающему промежуточное положение между собственно технологическими проблемами данного вида деятельности (в т. ч. и организационно-функциональными) и ее философской онтологией (философия экономики, философия политики, философия языка), рассматривающей наиболее общие и, как правило, исторически неизменные сущностные параметры и закономерности функционирования соответствующих видов.
В принципе речь идет о том, что в любой области познания видов и форм человеческой жизнедеятельности, помимо уровня философских обобщений, касающегося вопросов сущности и базовых закономерностей, определяющих тот или иной вид деятельности и ее результаты (продукты), и уровня предметных обобщений, связанного с вопросами непосредственных технологий, организации и обеспечения деятельности, можно выделить и специфический уровень социокультурных обобщений. Последний исследует историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), психологию (мотивационный аспект), социологию (организационно-функциональный аспект) и культуру данного вида деятельности (ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований и обобщений лишь опосредствованно связаны с предметом самой деятельности, но акцентированы на проблеме субъекта этой деятельности, ее исполнителя, на мотивации, организации и экстраутилитарной регуляции его участия в процессе.
Таким образом, в любой области социального и гуманитарного знания может иметь место культурологический подход к определенным социально-нормативным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «профессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как культурология экономики, культурология политики, культурология религии, культурология искусства и т. п.
Самостоятельная область знания – собственно культурология. Это отдельная группа наук, изучающая тот же самый комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных механизмов социальной организации, регуляции и информационной деятельности людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той или иной специализированной деятельности, а с целями определения наиболее фундаментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования этого комплекса во всей социальной практике человека как некой целостности, как одной из наиважнейших подсистем мотивации и регуляции поведения людей и рефлексии ими мотивов и форм собственного поведения (как в профессиональной, так и в обыденной сферах жизни), а также изучающая систему институциональных органов («культурных институтов»), занимающихся производством, хранением и внедрением необходимых для такой деятельности культурных текстов, с помощью которых осуществляются социализация и инкультурация человеческой личности и практическая регуляция ее социальной активности.
4. Развитие культурологического знания по концепции А. Шейкина
А. Шейкин предлагает рассматривать культурологическое знание исходя из двунаправленности общих гуманитарных исследований, которые формируются на основании текстуального понимания отдельных культурных явлений (или культуры в целом) как предмета исследований культуры. По его мнению, развитие гуманитарных исследований формируется двумя разнонаправленными интенциями, отталкивающимися от разных подходов к тексту (в широком смысле этого слова – культурному объекту как транслятору информации) – основному объекту гуманитарного познания. Одна из них представлена герменевтической традицией (идущей от технологий толкования священных текстов) – ориентацией на понимание текста исходя из него самого, свободное авторское понимание и интерпретацию его содержания. Другая интенция представлена постструктурализмом (представляющим собой классическую традицию западной филологии, серьезно опосредованную тотальным плюрализмом постмодерна) – ориентацией на выявление в тексте «внешних» влияний, сформированных культурным контекстом, в котором этот текст создавался, подспудного влияния определенной культурной среды.
На сегодняшний день мировой уровень развития научного познания культуры, по мнению А. Шейкина, позволяет говорить о решенности целого ряда фундаментальных задач.
1. Культура выделена в самостоятельный предмет исследования, демаркированный (отделенный) от природы, человека, общества как предметов исследования, определен круг культурных объектов и процессов как объектов исследования.
2. Сложилось в общем представление о культурных конфигурациях и принципах их выделения (типологизация культурных объектов по человеческим сообществам и историко-культурным периодам, территориям (топология культуры), видам человеческой деятельности (морфология культуры).
3. Сформированы разделяемые исследовательские представления о динамике культуры, ее фундаментальных механизмах и принципах исследования.
4. Сформировалась устойчивая структура дисциплин и проблемных областей научного познания в рамках культурологии, выделились фундаментальный и прикладной уровни исследований.
5. Сформировалась в целом методологическая база исследования культуры, методы сбора и систематизации исследуемого материала, а также эвристичные методы его теоретической интерпретации (культурный материализм, эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм, циклические и волновые модели культурной динамики).
Таким образом, можно констатировать, что культурология к настоящему моменту полностью сложилась как научная и учебная дисциплина, предоставляющая широкий спектр возможностей исследовательской, прикладной, преподавательской деятельности.
Знание о культуре является необходимой компонентой тех знаний, которые получает любой человек, существующий в обществе и которые необходимы ему для того, чтобы в нем существовать и действовать. Знание это постоянно пополняется и обновляется в силу практической и познавательной деятельности человека, а также потому, что в результате этой деятельности постоянно изменяется и сама культура. Знание это постоянно транслируется, передается, позволяя нам быть в курсе происходящих в культуре динамических процессов, прогнозировать их развитие и влиять на него. И культурология становится сегодня не только научной или учебной дисциплиной, но и предметом профессиональной деятельности множества специалистов-практиков, работающих в разных сферах общественной деятельности.
pda.litres.ru