Эксперт рассказал, кого затронет возможная отмена досрочных пенсий
МОСКВА, 27 июл — РИА Новости. Возможная отмена досрочных пенсий для врачей и учителей не затронет работников, уже занятых в этих сферах, сообщил член рабочей группы по реформированию пенсионной системы РФ, при этом профсоюзы опасаются, что отмена досрочных пенсий в любом случае приведет к еще большему дефициту кадров и росту социального недовольства в обществе.
Ранее некоторые СМИ сообщили, что в правительстве РФ и министерствах считают целесообразным отменить досрочный выход на пенсию медицинских и педагогических работников. По словам представителя аппарата вице-премьера РФ Ольги Голодец, этот вопрос не рассматривается в правительстве, однако данное предложение обсуждается на уровне рабочей группы по реформированию пенсионной системы РФ.
Компенсация или мотивация
По словам члена рабочей группы по разработке «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России» при министерстве труда Дениса Рогачева, учителям и врачам, которые уже работают, не стоит опасаться отмены досрочных пенсий — их права будут сохранены и они смогут выйти на пенсию по существующим сегодня правилам.
«Никто не ведет разговора о том, чтобы лишить права на досрочные пенсий тех, кто уже работает в сфере. Но многие пенсионные эксперты сходятся во мнении, что все-таки эти пенсии в меньшей степени отвечают задачам досрочных пенсий и, наверное, для новичков они будут в том или ином виде действительно исключены», — сообщил РИА Новости в пятницу Рогачев.
Он подчеркнул, что данный вопрос обсуждался на одном из заседаний рабочей группы, однако к согласованной позиции эксперты еще не пришли.
«Не исключено, что такое решение может в перспективе вызвать негативную реакцию части общества», — отметил Рогачев. Поэтому, по его словам, в случае отмены права на досрочные пенсии для учителей и врачей необходимо предусмотреть ряд компенсаторных мер для работников этих сфер.
«Роста заработной платы, который фигурировал в предвыборной программе Владимира Путина и в первых указах президента, мне кажется, не совсем достаточно. Пенсионные обязательства для новичков может быть стоит убрать, но тогда нужно прописать дополнительные гарантии в трудовом законодательстве, какие — вопрос для дискуссии», — считает эксперт.
Рогачев отметил, что на ближайшее заседание рабочей группы к обсуждению проблемы приглашены представители Минобрнауки, Минздрава, а также специалисты отраслевых объединений врачей и учителей. «Чтобы они высказались и привели аргументы по поводу того, чем является эта пенсия — мотиватором или реальной компенсацией, которая компенсирует потерю здоровья», — сказал он.
Рогачев напомнил, что досрочные пенсии для врачей и учителей были приняты еще в советские годы для того, чтобы обеспечить привлекательность профессий, а кроме того, в определенном смысле компенсировали отрыв доходов от заработных плат в других отраслях. «Во многом этим также было обусловлено и принятие решения на стыке 1990-2000-х годов — платить пенсию, не требуя ухода из этой сферы», — говорит Рогачев.
Вместе с тем, по его словам, для решения данного вопроса потребуется политическая воля. «Учитывая, внезапно обнаружившийся дефицит кадров, государство должно понять, готово ли оно расставаться с таким мотиватором заполнения этого сектора», — заметил Рогачев.
Профсоюзы против
Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения России Михаил Андрочников сообщил РИА Новости, что подавляющее большинство работников сферы здравоохранения, вышедших на пенсию, продолжают работать.
«В настоящее время свыше 512 тысяч работников здравоохранения вышли на досрочную пенсию, из них 90% продолжают работать», — сказал он.
При этом средняя пенсия у тех, кто вышел на досрочную пенсию составляет чуть более 8 тысяч рублей, отметил собеседник агентства. Поэтому эти работники вынуждены продолжать свою трудовую деятельность, поскольку такие низкие пенсии не позволяют человеку нормально сосуществовать, считает он.
«Если будет достаточно высокая пенсия у тех, кто отработал в тяжелых и вредных условиях труда, я думаю, что эти работники подумают: оставаться ли им работать на таких вредных работах или уйти на пенсию», — сказал он.
Согласна с коллегой и заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова. «Тема очень серьезная и социально значимая. Люди, которые продолжают работать в сфере образования, выработав трудовой стаж и получив право на досрочную трудовую пенсию, имеют в настоящее время достаточно значимый дополнительный доход к зарплате», — сказала она РИА Новости.
Андрочников полагает, что покрытие дефицита пенсионного фонда за счет «досрочников» во-первых, будет неэффективно, а во-вторых, приведет к социальной напряженности в обществе.
Куприянова полагает, что принятие конкретных решений без предварительной и тщательной подготовки нежелательно. «Очень важным является вопрос нахождения доказательства того, что профессиональная деятельность учителя и других педагогических работников имеет последствия, которые нужно компенсировать. Должен быть серьезно проработан вопрос профессиональных заболеваний и профессиональных рисков», — сказала она.
Кроме того, Куприянова сообщила, что ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы занимается подготовкой дополнительных аргументов и предложений для того, чтобы уровень социальных гарантий не был снижен.
По мнению Андрочникова, нужно сначала решить проблему низких зарплат бюджетников. «Если заработная плата у медработников низкая, соответственно и взносы в Пенсионный фонд будут такие же низкие, поэтому, прежде всего, надо начинать с увеличения заработных плат», — считает он.
Андрочников также подчеркнул, что профсоюз работников здравоохранения также участвует в работе комиссии при министерстве труда и социальной защиты России, которая должна подготовить предложения по реформе пенсионной системы.
http://news.mail.ru/politics/9728483/?frommail=1
Наш комментарий
Главное во всех этих дискуссиях — вовсе не повышение возраста выхода напенсию, а возможность для государства легально не выполнять свои же обязательства. Ведь уже мало кто помнит, что государственный бюджет и бюджет Пенсионного фонда несут солидарную ответственноть перед пенсионерами. И это (по «задумке» «отцов» пенсионной реформы» еще середины 90-х) должно помогать государству латать свои же «дыры» в бюджете (в случае их возникновения по вине все того же государства) за счет жонглирования обязательствами перед населением, постоянно «втюхивая» ему то одну теорию, то — другую, давая разъяснения и пр. И все это вместо того, чтобы честно признаться — ну нет в бюджете денег и поэтому «не будет вам никаких достойных пенсий».
Причем (если обратить свой взор на не менее серьезную проблему — как ЖКХ) государство стойко придерживается политики «двойных стандартов». Для пенсионеров — пересматривает возраст путем изменения методики расчета трудовой пенсии, а для оплаты ЖКХ — вместо пересмотра методики расчета — пересматривает тарифы. Хотя, если бы просто изменило бы нормы потребления — размеры оплаты за ЖКХ сразу бы «упали», причем в разы. Может президенту и главе правительства как-то поработать над тем, чтобы объединить подходы к решению столь значимых для страны проблем. Ведь больше в России координаторов такого уровня нет.
kadrovik-plus.ru
Досрочные пенсии отменят к 2018 году
Россия переходит на обновленные правила процесса формирования досрочных пенсий работникам производства, наносящего им вред. Планировалось осуществить реформу в 2015 году, однако, это случится лишь в 2018-ом. Нововведения предполагают некоторую отмену государственных досрочных пенсий работникам вредного производства. Глава министерства труда Андрей Пудов подтверждает, что на сегодняшний день проект обсуждается. Он также сказал, что нововведения относятся к тем, кто с 2015 года приступал к труду на вредном, опасном производстве.
Причина отмены досрочных пенсий:
Дело в том, что российские чиновники полагают, что та система, которая существует в России на сегодняшний день, может субсидировать вредное производство. Работодатель не видит выгоды и смысла проводить модернизацию технологий, ибо, если рабочее место является вредным, то сотрудник получит пенсионные льготы от страны. В итоге в России вредным признано то производство, которое таким и не является.
Работники вредного производства подразделяются на 3 категории. Те, кто к 2015 году имел нужный для пенсии опыт работы, стаж, не почувствуют никаких изменений, ибо получат пенсию страны.
Для работников, которые в 2015 году лишь пришли на вредное, опасное производство, государственные пенсии отменяются. Работодатели сами устанавливают для них корпоративные пенсии с минимальными параметрами.
По сведениям Минтруда, на вредном, опасном производстве работает в среднем около 32 процентов работников, то есть почти 27 миллионов человек. Каждый год их количество возрастает.
В 2012 году на трудовые пенсии выделили более четырех триллионов, большая часть денег досталась обладателям досрочных выплат. На сегодняшний день в государстве насчитывают сорок миллионов пенсионеров, 11 миллионов из них получают досрочную пенсию.
www.proprof.ru
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
20 июля 2017
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируются Международными договорами. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР.
Государствами-участниками Соглашения, помимо Российской Федерации, являются: Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
За время существования международных соглашений, пенсионное законодательство в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения. Например, в Республиках Молдова, Казахстан, Грузия и Литовской Республике был повышен пенсионный возраст и отменены досрочные пенсии.
Для назначения досрочных пенсий должны выполняться следующие условия:
- работа в соответствующих должностях и профессиях и необходимый период;*
- достижение соответствующего пенсионного возраста некоторыми категориями льготных профессий;*
- наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента и страхового стажа, требуемого на день установления пенсии;**
- гражданам, осуществлявшим работу, предусмотренную Федеральным законом №400-ФЗ*** (летчики, спасатели и т.д.), уплата работодателями страховых взносов по дополнительным тарифам с 1 января 2013 года;
- наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда.
Указанные выше условия являются общими для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, с которыми у Российской Федерации заключены международные договора в области пенсионного обеспечения.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации гражданам, имеющим стаж льготной работы на территориях других государств необходимо учитывать наличие или отсутствие института досрочных пенсий.
В случае существования такового, периоды работы могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий. Если же института досрочных пенсий нет, то
в специальном стаже учитывается период не более, чем до даты отмены досрочных пенсий.
Периоды работы в этих государствах не засчитываются в специальный стаж при отличии условий предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации и участниками соглашений.
Для подтверждения специального стажа, приобретенного на территории стран бывшего СССР, территориальный орган ПФР направляет запрос в компетентные органы государств-участников.
В случае, если у пенсионера, переселившегося в Российскую Федерацию из государства-участника соглашения и получавшего ранее досрочную пенсию по прежнему месту жительства, нет права на досрочную пенсию в РФ, районное Управление ПФР выдает такому гражданину справку об отсутствии права на назначение пенсии, которую он предоставляет в компетентный орган государства по прежнему месту жительства для продолжения выплаты пенсии до возникновения права на пенсию того же вида в России.
*в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
** в 2017 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 11,4, страховой стаж – 8 лет
***Федеральный закон от 28 декабря 2013 гола №400-ФЗ «О страховых пенсиях» п.1-18 ч.1 ст.30
www.pfrf.ru
Топилин обосновал изменения в системе досрочных пенсий для медиков
В законопроекте предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию для медработников, у которых особые условия труда, отметил министр
МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Законопроект об изменениях в пенсионной системе предусматривает досрочный выход на пенсию по стажу только для тех медработников, которые работают во вредных для здоровья условиях, за которые платятся дополнительные взносы в пенсионный фонд, заявил в Госдуме в четверг министр труда и социальной защиты Максим Топилин.
«Я здесь не вижу никакого ущемления, это общие правила. Если медик — рентгенолог, работает в ожоговых, противочумных станциях, там, где есть вредный фактор, и он относится к спискам, — ничего не меняется. А если он работает на обычном рабочем месте, у него возраст пенсионный с точки зрения досрочной пенсии именно стажевой, только стажевой, да, он будет увеличиваться как у всех», — отметил Топилин, отвечая на вопросы депутатов на первом чтении Госдумой законопроекта об изменениях в пенсионной системе.
Как и кого коснется повышение пенсионного возраста в России
По словам министра, в законопроекте предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию «для тех категорий, у которых есть особые, тяжелые, вредные условия труда, там, где проводится спецоценка, и там, где выявляются вредные факторы, и там, где платятся дополнительные взносы в пенсионный фонд». В других условиях, по мнению Топилина, средства для обеспечения досрочного выхода на пенсию взять неоткуда. «Для тех, у кого эта система есть, для тех мы все сохранили. Для тех, у кого этой системы нет, мы требования подняли по возрасту также, как и для всех граждан», — добавил он.
Первое чтение подразумевает рассмотрение лишь концепции документа. После ее утверждения масштабное обсуждение инициативы продолжится, предложения по доработке проекта закона будут собраны и впоследствии зафиксированы в виде поправок ко второму чтению.
tass.ru
Пенсионный фон
Пойдет ли новое правительство на отмену балльной системы при расчете пенсий? За счет чего можно их увеличить? Почему повышение пенсионного возраста решит проблему лишь на три года? Появится ли в России безусловный основной доход, который обеспечит прожиточный минимум? И как комплекс действий по реформированию пенсионной системы, разработанный Счетной палатой и ЦСР, изменит жизнь нынешних и будущих пенсионеров? На эти и другие вопросы на круглом столе «Известий» ответили эксперты рынка и законодатели.
«Известия»: В послании к Федеральному собранию президент сказал, что надо повышать уровень жизни, в том числе пенсионеров, а пенсии должны расти, обгоняя инфляцию. Какой средний размер пенсии вы считаете приемлемым?
Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «Сафмар», член Совета АНПФ: Профессионалы его считают не в рублях, а в коэффициенте замещения — как относится пенсия к доходу, который человек получал перед завершением трудовой деятельности. Есть два уровня: 40% при условии уплаты в течение 35 лет страховых взносов: это подход Международной организации труда (МОТ). Европейская же социальная хартия говорит: если ты выплачивал все взносы, 80% — тот уровень доходов, который ты должен получать на пенсии.
Юрий Горлин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС: Размер пенсии должен быть таким, чтобы при прекращении работы значимо не снижался уровень жизни. В развитых странах соотношение в среднем всех пенсионных выплат и заработной платы около 40–60%.
Если формально считать по методике МОТ, то в России этот показатель для страховой пенсии по старости с учетом российских особенностей (НДФЛ 13%, пенсионные льготы и др.) 55–60%. Однако, в общественном восприятии пенсии низкие как в абсолютном размере, так и по отношению к зарплате, особенно, если она значимо выше средней.
Вторая проблема — низкая дифференциация пенсий. Неважно, человек работал 10 лет или 40 лет, получал зарплату 30 тыс. или 50 тыс. рублей. Размер пенсионных выплат будет различаться незначительно.
На дифференциации размеров пенсии негативно сказывается наличие в ее составе фиксированной части. Она является уравнительным механизмом. С точки зрения защиты от бедности это позитивный инструмент, но, с другой стороны, он препятствует адекватной связи между размером пенсии и отчислениями с зарплаты за период трудового стажа.
Помимо защиты от бедности на пенсионную систему возложено еще множество несвойственных ей функций. Оказывается поддержка бизнесу. Установлены льготные тарифы страховых взносов ниже уровня, актуально обоснованного для выплаты пенсий. На компенсацию этих льгот федеральный бюджет предоставляет 500 млрд рублей, или 25% от всего трансферта на выплату страховых пенсий. Государство дотирует расходы на досрочные пенсии в связи с наличием у бизнеса рабочих мест, связанных вредными и опасными условиями труда, работой на Севере и др.
Главные причины неудовлетворительного размера пенсий находятся вне рамок пенсионной системы. Прежде всего, это проблемы в эффективности экономики, невысокая производительность, препятствующая большому росту зарплат. Существенным ограничением увеличения доходов пенсионной системы является большой объем скрытой оплаты труда.
Но есть проблемы и внутри пенсионной системы. Это практически самый низкий среди всех стран пенсионный возраст и не отвечающие условиям сбалансированности пенсионной системы требования к стажу. До 2015 года пенсия назначалась при 5 годах стажа. С 2015 года требование по стажу ежегодно повышается на 1 год, до 15 лет. Но даже 15 лет стажа — это мало, ни в одной стране таких низких требований нет.
«Известия»: Ну а как человеку не работать, если на пенсию не прожить?
Юрий Горлин: Механизм борьбы с бедностью — социальная защита. Зачем мы на пенсию возлагаем не свойственную ей функцию?
Есть очень спорная вещь: платить или не платить пенсии пенсионерам с высоким уровнем дохода. Во многих странах есть порядок: если ты достиг пенсионного возраста, у тебя относительно высокий уровень дохода, ты получаешь часть пенсии или вообще ее не получаешь. Пенсия — страховка от утраченного заработка. Если ты продолжаешь работать и у тебя высокий заработок, страховой случай под вопросом.
«Известия»: Но насколько это справедливо, если всю жизнь человек отчислял средства в пенсионный фонд?
Юрий Горлин: Вы всю жизнь страхуете машину, а она не разбилась. Вам не должны возвращать деньги, которые вы заплатили за страховку.
На пенсионную систему возложено огромное количество несвойственных ей функций. Мы дотируем через нее бизнес по тарифам, дотируем финансированием досрочных пенсий. А еще мы дотируем Минобороны, МИД, работу на Севере.
Ирина Гусева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету: Знаете, на одной молодежной площадке я услышала очень грустные слова: «А доживем ли мы до пенсии?». Молодая девушка — парикмахер, работает на дому. Спрашиваю ее: «Почему налоги не платишь, не зарегистрируешься?», а она мне в ответ эту фразу. И вся молодежь зааплодировала, все считают, что они не доживут. Такова культура восприятия завтрашнего дня.
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений: Любая пенсионная система должна строиться на интересах конкретных граждан. Нельзя человека осчастливить против его воли. Нужно понимать мотивы поведения. Недавно мне попалось американское исследование — 30% молодежи в возрасте до 30 лет имеет нулевые счета.
Евгений Якушев: Это глобальная проблема. Мы проводили специальное исследование по России, пытались оценить пенсионные стратегии граждан, и основная — работать до смерти. Старость, к сожалению, у нас ассоциируется с бедностью, с нищетой, с болезнями.
Ирина Гусева: Она ассоциируется так у тех, кто работает. Я же говорю о том, что идет другое поколение. Они вообще не планируют дожить до пенсии.
Евгений Якушев: Я видел американские исследования. Простой вопрос: «Кто отвечает за вашу будущую пенсию: государство, работодатель или вы сами?» Самоопределение происходит именно на этом ответе. Мы пытались повторить такой же опрос в Москве, в Сургуте, в Норильске. Чем дальше на север, тем чаще люди говорят, что они сами. Чем ближе к Москве, тем больше патернализм государства.
Александр Сафонов: У молодежи старость действительно ассоциируется с нищетой. Они видят, что старики не востребованы не только с точки зрения рабочих мест, но и с точки зрения участия в социальной сфере.
Без пересчета на баллы
«Известия»: Глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что для выполнения всех поручений, данных в послании президента, нужно 8 трлн рублей. Сколько придется потратить на повышение пенсий? И самое главное — где взять эти деньги?
Александр Сафонов: Есть проблема повышения пенсий старикам, есть проблема бедности в Российской Федерации. Сказать, сколько надо выделять на пенсионную систему, это неправильный экономический подход. Если работодатель увеличивает заработную плату, например, при повышении МРОТа, государство делает всё, чтобы легализовывался фонд оплаты труда. И тогда дополнительного источника для индексации пенсий может и не понадобиться. Это серьезная счетная модель.
Евгений Якушев: Рост пенсий в 2000-е годы во многом зависел от трансфертов из федерального бюджета. Эти трансферты составляют более половины бюджета Пенсионного фонда России. Меняется страховой характер системы. Снизились возможности федерального бюджета — снизилась и индексация. Цена балла, в которых теперь измеряется пенсия, точно так же будет зависеть исключительно от возможностей федерального бюджета.
Происходит искажение. Люди, которые получают высокую зарплату, получают маленькую пенсию. И наоборот: те, кто платит маленькие страховые взносы или вообще не платит, в итоге просто получают пенсию или социальную пенсию, достигая определенных оснований.
«Известия»: Балльная система вообще малопонятна людям.
Юрий Горлин: Я согласен, что людям непросто понять, как рассчитывается их пенсия. Но точно так же было непонятно и при предыдущих системах. Но есть возможность обратиться в Пенсионный фонд и получить разъяснения.
Введение новой пенсионной формулы, основанной на пенсионных коэффициентах (баллах), было обусловлено необходимостью устранения финансовой несбалансированности, заложенной в предыдущей системе. Тогда пенсия зависела от расчетного пенсионного капитала, выраженного в рублях. Но за этим не стояло никаких реальных рублей и активов. Это была виртуальная конструкция, которая рано или поздно могла привести к дефолту пенсионной системы.
Ирина Гусева: Пенсия касается всех — эта проблема обсуждается на всех площадках. Нам есть с чем сравнивать. Мы прошли классическую систему выплаты пенсий, когда размер пенсии зависел от стажа и заработной платы. Сегодня баллы непредсказуемы, расчеты не прогнозируются, пенсия ежегодно изменяется. Реформа идет с 2002 года, но стабильности с каждым годом всё меньше. Когда человек приходит в Пенсионный фонд и начинает считать свою пенсию, у него вопросов больше, чем ответов. Коэффициент 1,2 – это потолок. Допустим, коэффициент увеличится до 1,5, но будет ли прибавка?
Мы уравняли людей, которые имеют образование, с теми, кто его не имеет, исключив из стажа время обучения. Помимо того что это несправедливо, это также является дестимулирующим фактором к получению среднего и высшего образования. При этом страна стареет: людей пенсионного возраста больше, чем тех, кто работает.
Александр Сафонов: Люди запутались и потеряли доверие. Позиция Счетной палаты — необходимость отмены балльной системы и переход на старую систему учета пенсионных прав по размеру отчислений с заработной платы. Эту позицию поддерживают и эксперты.
«Известия»: В правительстве рассматривается отмена балльной системы?
Александр Сафонов: Она будет предложена, я думаю, в новом составе правительства. Отказ об баллов повысит прозрачность пенсионной системы и мотивирует людей с большей заинтересованностью в ней участвовать. Мы проводили свое общероссийское исследование. Люди не понимают, что такое балльная система. Она их демотивирует. Экономика — это не просто цифры, а в том числе поведенческие модели: как население реагирует на то или иное решение.
Где взять деньги
«Известия»: Откуда могут быть получены средства на повышение пенсий?
Александр Сафонов: Отмена льгот для бизнеса. Наша позиция, которую разделяет Счетная палата: льготирование не за счет пенсионной системы, а за счет конкретных действий Минфина. Если Минфин и Минэкономразвития готовы финансировать развитие какой-то отрасли, они это могут сделать в рамках госпрограммы. Это уже существенная экономия.
Юрий Горлин:В принципе это правильный подход, но, как мне представляется, Минэкономики и Минфин не поддерживают отказ от льгот. При этом надо понимать, что эти льготы бизнесу компенсируются пенсионной системе за счет соответствующего трансферта федерального бюджета. При отмене льгот вырастут поступления от страховых взносов, но на эту же сумму сократится бюджетный трансферт. На пенсиях это никак не скажется. Но это не означает, что не надо отменять льготы. Это снизит зависимость пенсионной системы от трансфертов и повысит ее устойчивость.
Александр Сафонов: Они всегда против. Значит, надо доказывать свою точку зрения и искать аргументы. Следующий момент — изменение системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пенсионный фонд должен платить пенсии по старости, Фонд социального страхования — страховые платежи по досрочной утрате трудоспособности до достижения пенсионного возраста. Основная ответственность должна переноситься на работодателя, который создает плохие условия труда. Создал — плати.
Есть еще один вопрос, по которому нужно принять решение. Страховая система у нас существует для всех или для отдельных категорий? Я имею в виду силовиков, военных. Если так, то государство должно платить за них. В случаях, когда человек не доходит до пенсии по выслуге, он переходит на обычную страховую, как в госслужбе.
Всё это — текущие меры, которые можно принять очень быстро, без серьезной трансформации пенсионной системы. Очень важный вопрос, который надо обсуждать, — дальнейшее повышение минимальной оплаты труда. Наши расчеты показывают, что при существующей страховой системе, человеку, который получает минимальную заработную плату, раньше, в нормальной страховой системе нужен был стаж 118 лет. Сейчас меньше. Тогда мы считали МРОТ в размере 5 тыс., сейчас он увеличился до 7,5 тыс. Экономически это невозможно реализовать. Наша пенсионная система — отражение неразвитой экономики. Если не создавать эффективные рабочие места с высокой заработной платой, мы никогда эту тему не разошьем.
Разработан целый комплекс мер по реформированию пенсионной системы. Часть я уже рассказал, остальное, к сожалению, не могу проговорить. Но программа разработана совместно Счетной палатой и ЦСР.
Евгений Якушев: Нынешнюю пенсионную систему придумал канцлер Бисмарк в конце XIX века — собирать взносы с работающих и выплачивать денежную поддержку пенсионерам. Эта система действовала, когда все работали по найму. Но сейчас меняется экономика труда. Всё требует переосмысления. Мне кажется, следующей парадигмой социального страхования будет безусловный основной доход, который государство будет платить всем гражданам и тем самым обеспечивать минимальный прожиточный минимум. Как бы мы ни модицифировали нынешнее социальное страхование, справедливости мы не сможем добиться. Во-первых, справедливости при распределении вообще не существует. Во-вторых, у нас отсутствует механизм профессиональной и политической дискуссии: нет представителей разных групп, которые отстаивали бы интересы избирателей. Дискуссия по пенсионной системе ведется на закрытых совещаниях.
В ожидании нового правительства
«Известия»: Есть ли шанс, что пенсионный возраст не будет повышен?
Александр Сафонов: Все будет зависеть от конкретной ситуации. Для России повышение пенсионного возраста — не решение проблемы. Это лишь перенос этой проблемы на некоторое время. По нашим расчетам, временный эффект будет полностью исчерпан через три года.
Юрий Горлин: Для обеспечения более приемлемого уровня пенсий, помимо сказанного, всё же необходимо повышать пенсионный возраст. Но делать это надо не высокими темпами, например, не более трех месяцев в год хотя бы первые несколько лет, чтобы не было шоков. Также целесообразно дать возможность выхода на пенсию между старым и новым пенсионным возрастом, но с некоторым ее понижением. Предельный уровень повышения — 58–60 лет женщины и 62-63 мужчины.
«Известия»: Чего нам стоит ждать от законодателей?
Ирина Гусева: Новый созыв Госдумы отличается от прежних: сейчас законодатели больше прислушиваются к мнению экспертного и бизнес-сообщества. Мы стали больше слышать и слушать профессионалов, чтобы аккумулировать все предложения и выйти с одним. Безусловно, решение по пенсиям будет непростым и не понравится всем. Но оно будет реалистичным и сбалансированным с точки зрения финансовых возможностей страны.
«Известия»: Концепция уже существует?
Ирина Гусева: Сегодня мы собираем предложения, чтобы концепция была живой, чтобы это не был закон ради закона. Вы сами, когда начинаете применять закон, говорите: «Они вообще живут в стране, понимают, что правоприменение этого закона невозможно?»
Речь идет о бюджете страны — это самый важный закон. Заданий мы услышали от президента очень много. Мы сконцентрируемся на здравоохранении, образовании, социальной поддержке, развитии промышленного сектора экономики и сельского хозяйства. Важным компонентом развития станет реформирование межбюджетных отношений и сбалансированное пространственное развитие.
iz.ru