Откат — это взятка или нет и о дырках законодательства

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня поговорим о таком виде правонарушения как откат — это взятка или нет. Допустим, если чиновник занимается распределением государственных, муниципальных заказов или закупками необходимых товаров, то по закону он должен организовать и провести тендер.

Это значит, что он собирает заявки от желающих получить заказ и заключает договор на его выполнение только по результатам торгов. Он изучает все заявки и выбирает организацию, предлагающую за весь объем работ наименьшую стоимость с условием соблюдения всех регламентов и правил, применяющихся при его выполнении.

Чудеса на виражах

Это если следовать букве Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нарушая его, чиновник выберет не самую выгодную для бюджета компанию, а ту, которая предложит ему наибольшую сумму вознаграждения, если заказ достанется именно этой организации, или закупка пройдет через нее. Вот эта сумма и будет являться откатом. Считать ли ее взяткой? Безусловно. Ведь что является взяткой? Передача госслужащему любого вида ценностей, приносящих ему доход, за оказание ответных действий в интересах взяткодателя.

Интересы совпадают

Интерес взяткодателя в данном случае мы видим – получить государственный или муниципальный заказ, который по завершении будет хорошо оплачен из бюджета. Действие чиновника тоже – он отдаст заказ не самому выгодному для бюджета исполнителю работ, а самому щедрому лично для него.

Иногда такой чиновник проводит тендер в тендере – он договаривается со своим родственником – чаще всего с женой или сыном, тот заявляет свою фирму на тендер, естественно, выигрывает его, заключает договор. А потом тихонько перезаключает с другой фирмой субподрядный договор, по которому она выполнит все работы за меньшую цену.

А разница между первым и вторым договорами элементарно остается в семье. Вот такая незатейливая технология отката.

Семья превыше всего

Вот поэтому жены и подросшие дети чиновников зарабатывают больше них самих – основной источник их дохода – откаты от государственных сделок. Им приходится отчитываться полностью, поэтому мы и узнаем о заработанных миллионах, когда приходит время сдавать налоговую декларацию. И главное, все законно. Где написано, что чиновник не может привлечь к исполнению госзаказа свою жену или сына? А и был бы такой запрет – оформляли бы все на фиктивного дядю.

Чужих к государственной кормушке никогда не подпустят. Вспомните миллионы Елены Батуриной – жены бывшего мэра Москвы Лужкова. И таких жен у наших чиновников много. И подросшие детки тоже обитают в основном по всяким фондам да банкам, токарем точно никто не работает.

Растрата отката

Да, конечно, использование близкого родственника в роли прикрытия помогает избавиться от пристального внимания правоохранительных органов и комитетов по борьбе с коррупцией.

Подловить чиновника можно лишь тогда, если получится доказать, что сумма по бюджетным заказам на производство, услуги или закупку товаров больше рыночных цен на сходные виды. Да и тогда чиновнику укажут лишь на факт растраты. И даже могут попросить освободить занимаемое кресло. Но доказательство данного факта – сам по себе процесс не простой. И назвать чиновника взяточником уже не выйдет.

Не всякий откат становится полезным

С юридической точки зрения откат имеет отличия от взятки – это более широкое понятие. Чаще всего откаты происходят между двумя субъектами бизнес-структур. Например, при найме подрядчика руководитель фирмы или контрагент заключит договор с той организацией, представитель которой предложит ему лично в карман наибольший процент с закупок или сделки. Но это будет уже не взятка, а коммерческий подкуп. Все будут довольны, пострадают только акционеры этой фирмы, но они о факте подкупа все равно не узнают.

Можно сделать вывод, что если имеют место взаимоотношения с представителем властных структур, то передача материальных и не материальных ценностей (услуг) ему или близким ему лицам будет считаться взяткой.

А теперь о грустном

Кто-то утверждает, что откат – это хорошо. Он всем выгоден, с его помощью сглаживаются шероховатости и недомолвки в договорах, сами договора быстрее проходят стадию согласования, ведь есть «толкатель», заинтересованный в быстрейшем получении своих «законных» процентов. Вроде бы всем хорошо. Плохо только нам, простым людям, причем дважды.

Во-первых, нецелевое использование бюджетных средств приведет к дефициту бюджета и, следовательно, урезанию других программ, чаще всего социальных. То есть мы получим меньше субсидий, дешевых лекарств, сорвется программа по ликвидации аварийного жилья, программа развития медицины и так далее.

Во-вторых, если мы будем покупать товары или получать услуги, в стоимости которых имеются и откатные деньги, то и платить придется гораздо выше.

Это как на базаре: приехал мужик с мясом, он бы и рад продать побыстрее и подешевле, но ему или придется выставлять ту же цену, что и другие продавцы, или отдать все оптом перекупщикам значительно дешевле того, на что он рассчитывал вначале. Или вообще на рынок его не пустят. Вот поэтому у нас в магазинах и на рынках такие дикие цены, потому что все стараются друг с другом договориться.

В советское время откатов не было, само слово появилось в лихие 90-е, когда появился частный капитал, которому было что распиливать и откатывать. Плановая экономика и фиксированные цены не давали возможности развернуться разным деятелям. Конечно, приписками занимались, но это, скорее, от низких тарифов, чем желания каким-то образом обогатиться.

На этом с вами прощаюсь. Надеюсь, что тема затронута нужная, поэтому подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и дайте ссылку на нее своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

www.rline.tv

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ОТКАТ» в других словарях:

Откат — жаргон сумма денег, неофициально уплачиваемая фирмой исполнителем сотруднику фирмы заказчика за размещение заказа. Откат уплачивается втайне от руководства фирмы заказчика. См. также: Платежи Финансовый словарь Финам. Откат Откат смена… … Финансовый словарь

откат — ОТКАТ, а, м. 1. и в зн. межд. Уход; призыв уходить. Откат, мужики, их больше! (в драке). 2. и в зн. неизм. прил. Что л. необычное, смешное, выдающееся. Откат вещица! хорошая вещь. 3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию. 4. (или чёрный откат).… … Словарь русского арго

ОТКАТ — ОТКАТ, обратный прибойный поток, движение воды по прибрежной полосе вниз после того, как волна накатила. Движение волны на берег именуется накатом, откат возвращает ее в прежнюю позицию. Если поверхность берега уплотнена, откат наблюдается в… … Научно-технический энциклопедический словарь

откат — (1) Отмена всех или некоторых ожидающих фиксации изменений данных, сделанных в текущей транзакции, с помощью SQL оператора ROLLBACK. Вы можете выполнить откат части транзакции, возвращаясь к точке сохранения. (2) В Oracle Forms выполнить откат… … Справочник технического переводчика

откат — сущ. быстрый отход от того места, в котором находился (о волне, массе народа)) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. откат сущ., кол во синонимов: 9 • взятка … Словарь синонимов

ОТКАТ — ОТКАТ, отката, муж. 1. только ед. Действие по гл. откатить откатывать (спец.). 2. Обратное движение ствола или всего артиллерийского орудия после выстрела (воен.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

откат — ОТКАТИТЬ, ачу, атишь; аченный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОТКАТ — см. Отдача. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Откат — За инструкциями по возвращению статьи Википедии к ранней версии обращайтесь на страницу Википедия:Возврат к ранней версии. Откат: Откат движение артиллерийского орудия после выстрела, вследствие отдачи. Откат вид взятки должностному… … Википедия

откат — [19/0] Вознаграждение менеджеру или гос. чиновнику (заказчику), от производителя (подрядчика) за проведение тендера или размещение крупного заказа. В английском жаргоне это понятие звучит как kick back. В случае если откат берёт госчиновник… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

ОТКАТ — Чёрный откат. Жарг. бирж. Тайная коммерческая операция, когда часть от партии товара бесплатно получает одна из торгующих сторон либо посредник. БС, 320. Быть в откате. Жарг. мол. 1. Находиться в каком л. крайне эмоциональном состоянии (веселья,… … Большой словарь русских поговорок

dic.academic.ru

Новости Политика

Не всё то взятка, что в конверте

Фото: ГУ МВД по Москве

Верховный Суд РФ внес ясность в определение понятия «взятка» и разъяснил, что не всегда денежные подношения и подарки следует считать незаконными. А вот коммерческие «откаты» – это не только взятка, но порой еще и растрата. Юристы уверены, что правоприменительная практика станет еще более спорной.

Пленум Верховного Суда дал разъяснения по вопросу о судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях. Пожалуй, главной неожиданностью стало выведение из под определения взятки факт получения денег за применение профессиональных навыков. Так, к примеру, передача денег врачу или педагогу в оплату медицинских или преподавательских услуг может в некоторых случаях расцениваться как оплата его работы по совместительству или во внеурочное время. Юристы предостерегают от ошибок и напоминают, что требование денег за работу или услуги, которые должны выполняться бесплатно или уже были оплачены иным образом, по-прежнему будет считаться вымогательством или требованием взятки. Как сообщила редакции «Вести.ру» советник юстиции и кандидат юридических наук Наталья Ермакова, — «мнение о том, что за качество услуг надо приплачивать и это вовсе не является правонарушением, глубоко ошибочное. Любой случай необоснованного требования денег со стороны лиц предоставляющих услуги населению следует расценивать как требование взятки». Что же касается правоприменительной практики, то тут, по мнению Ермаковой могут возникнуть очередные разночтения. «Это запутает как самих судей, так и следователей, готовящих материалы по делам о взятках для передачи в суд. Изначально будет сложно однозначно истолковать те или иные действия обвиняемых, которые в дальнейшем при рассмотрении в суде могут быть не признаны правонарушением», — говорит Ермакова.

А вот для чиновников изменений не предвидится. Получение вознаграждения за любые действия, связанные с осуществлением властных полномочий, организационно-распорядительной либо административно-хозяйственной активностью, безусловно, должно расцениваться как взятка. Причем, как комментируют юристы, это касается любых способов получения вознаграждения, будь то наличные деньги, электронные переводы или подарки в натуральной форме.

Что касается получения выгоды не самим чиновником, а некими третьими лицами, часто маскируемое под «спонсорскую помощь», то тут у Верховного Суда возникли разногласия. И все же большинство сошлось в том, что действия чиновника, сопровождавшиеся оплатой в виде перечисления денежных средств в адрес сторонних получателей, необходимо трактовать, как превышение или злоупотребление должностными полномочиями.

Внесли ясность и в правовой статус пособников при получении взяток. Теперь будет невозможно ссылаться на то, что человек, якобы, не брал взятку, а лишь получал какие-то деньги от одного человека для передачи другому, а то и вовсе брал ценности на хранение с последующим возвратом. Все подобные уловки и попытки обойти закон будут впредь расцениваться либо как непосредственная взятка, либо как посредничество во взяточничестве при обнаружении конечного получателя.

Отдельно Верховный Суд коснулся и вопроса вездесущих «откатов». Речь идет о получении чиновником или госслужащим вознаграждения в размере некоего процента от суммы исполненных с его ведома контрактов. По решению пленума такие «откаты» должны однозначно трактоваться как взятка. Более того, если будет установлено, что суммы, проходившие по контрактам, сознательно завышались и не соответствовали рыночной стоимости товаров или услуг, тогда такие сделки необходимо трактовать как растрату.

Сложнее станет и со сбором доказательной базы в случаях выявления факта взятки, что впрочем, станет неким гарантом от произвола со стороны правоохранителей. Так пленум пояснил, что взяткой или вообще уголовно наказуемым деянием нельзя признавать получение чиновником денег, произошедшее «при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы, и преступление не было бы совершено». Таким образом, у правонарушителей возникает соблазн, ссылаясь на действия силовиков, утверждать, что принятие «подношения» стало следствием инсценированной постановки.

По мнению Натальи Ермаковой, — «в складывающихся обстоятельствах законодатель должен расшифровать, что конкретно не будет считаться взяткой, чтобы в каждом отдельном случае не возникало вольного толкования норм закона».

www.vesti.ru

Откаты взятка что это

Вчера на научно-прак­тической конференции обсуждался проект постановления пленума ВС по коррупционным преступлениям, который содержит два возможных варианта. В одном из них заключение чиновником договора на поставку товаров в обмен на вознаграждение предлагается расценивать как взятку (ст. 290 УК). Во втором варианте откат предлагается считать взяткой только в том случае, если товары приобретаются по рыночной стоимости. Если же их цена выше, преступление следует квалифицировать как растрату вверенных средств (ст. 160 УК), говорится в проекте постановления. Обсуждение документа продлится до мая, когда ВС планирует утвердить итоговую версию постановления, сообщил зампред ВС Анатолий Толкаченко.

Опрошенные ведомостями эксперты сомневаются в целесообразности квалификации отката по 160-й статье. Если взятка грозит лишением свободы на срок от 3 до 15 лет, то наказание за растрату более щадящее: от 2 до 10 лет. Переквалификация дел по откатам при заключении контрактов по ценам выше рынка на статью «растрата» приведет к абсурдной ситуации, когда коррупционеры будут заинтересованы завышать цены, чтобы снизить себе потенциальное наказание, говорит сотрудник МВД. По его словам, большая часть дел по крупным взяткам последнего времени связана как раз с получением отката при заключении госконтрактов, например самое последнее дело – экс-ректора Московского университета управления Виктора Козбаненко, арестованного 7 марта по ст. 290 после получения отката в 7 млн руб. при заключении контракта на уборку территории на сумму 58 млн руб.

Такой подход чреват коррупционным произволом, добавляет адвокат Леонид Альперович: правоохранители могут небескорыстно заводить дело по более легкой статье о растрате. И это несистемный подход, добавляет адвокат: одни и те же действия квалифицируются не только по разным статьям, но и находящимся в разных главах: преступления против имущества и против госвласти.

ВС не возвращался к делам о коррупции с 2000 г. Этого требует прошедшая модернизация антикоррупционного законодательства, объяснил председатель ВС Вячеслав Лебедев. В частности, ВС приходится уточнять, что предметом взятки может быть не только имущество, но и «услуги имущественного характера» – т. е. любая полученная чиновником выгода – снижение процентов по займу, ремонт квартиры по заниженной стоимости, передача имущества во временное пользование и даже написание диссертации. Размер такой взятки должен определяться исходя из суммы затрат, необходимых при легальном приобретении услуг. Рекомендации зарубежных экспертов по борьбе с коррупцией идут еще дальше, рассказал референт Государственно-правового управления президента Валентин Михайлов: взяткой предлагается считать и нематериальную выгоду. Например, если мэр строит дорогу к вузу, а в обмен получает звание профессора. Но такие советы в национальных условиях нереализуемы, резюмировал чиновник, они создают простор для злоупотреблений: взятка должна подлежать оценке.

m.vedomosti.ru

Миллиарды откатов. Как делают состояния на госзакупках

Как реализуются схемы нечестных закупок, «АиФ» рассказал Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы.

​По данным Счётной палаты, объём госзакупок в 2015 году составил 25 трлн. рублей. При этом только за 9 месяцев было выявлено нарушений более чем на 34 млрд. рублей. Видимо, в кризис частные компании решили получить доступ к максимальному количеству бюджетных денег.

Махинаторы

Юлия Борта, АиФ.ru: Андрей Петрович, а есть ли вообще такие сферы, где невозможно чего-то «откусить» от бюджетных денег?

Андрей Тенишев: Теоретически возможно везде. Но практически, нет, конечно. Я не скажу, что у нас всеобщая коррупция во всех сферах. Есть много честных торгов. На мой взгляд, больше всего нечестных закупок в здравоохранении, обслуживании и ремонте дорог и на стройках. Это те области, где мы больше всего выявляем тайных антиконкурентных соглашений, позволяющих хозяйствующим субъектам нечестно обогатиться за счёт бюджета. Ведь чем меньше конкуренция, тем выше цена закупки. Чтобы получить госзаказ, компании должны выйти на аукцион и торговаться между собой: кто предложит меньшую цену и лучшие условия, тот и побеждает. Вместо этого участники торгов заранее договариваются между собой не торговаться и делят аукционы, делят заказчиков или регионы: ты побеждаешь здесь с максимальной ценой, а я там. Всё, конкуренции нет. Компаниям запрещено договариваться и с госзаказчиком, то есть с чиновниками, которые организуют торги. Но находят лазейки. Например, госзаказчик может отклонить заявки всех конкурентов своего «протеже» по неким формальным причинам (неправильно оформленные документы, не те сроки и т.д.), включить в конкурсную документацию условия, явно невыполнимые для остальных и т.д. В итоге кто-то не может осуществить поставку для государства по более низкой цене, потому что его попросту не пускают на торги. И всё это сопряжено с элементами коррупции. Никогда госзаказчик просто так преференции оказывать не будет. Это злоупотребления, взятки. Но это нужно доказать. А это уже работа полиции, которая может проводить оперативно-розыскные мероприятия.

— Какую ответственность несут компании и должностные лица? Наказали ли уже кого-то?

— Если ФАС доказала сговор хозяйствующих субъектов, для юридических лиц может наступить административная ответственность в виде крупного штрафа. Если речь идёт о недобросовестных торгах, то штраф составляет 10-50% от начальной максимальной стоимости предмета торгов. Причём платит каждый участник картеля. Руководитель компании (или менеджеры, принимавшие участие в тайном соглашении) несут уголовную ответственность, если ущерб для государства или граждан превысил 10 млн.рублей, либо доход компании составил более 50 млн. рублей. А если будет ещё доказан сговор с чиновниками, то это должностное преступление. У нас даже приговоры такие есть. В Ростовской области за злоупотребление должностными полномочиями глава одного из районов получил 1 год и 4 месяца лишения свободы. Он отдал негласное указание организовать победу в конкурсе за госконтракт на строительство детского сада определённой строительной фирме, а остальных с торгов убрать. ФАС доказала соглашение администрации и победителя торгов, а Следственный комитет и ФСБ установили роль конкретно главы района.

Похожая история с бывшим руководителем Росграницы Д. Безделовым, которого недавно экстрадировали из Италии. Он определял, кто должен победить на строительстве пунктов пропуска через госграницу. ФАС доказала сговор Росграницы с застройщиком, а Следственный департамент МВД расследовал уголовное дело, некторым участникам преступной группы уже вынесены приговоры.

Строительный детектив

— При строительстве больниц, школ, детсадов цены также нередко завышают на миллионы. Здесь тоже могут быть сговоры?

— Здесь вообще целый детектив. В прошлом году мы рассмотрели антимонопольное дело о государственных строительных нормативах. Параллельно проверку проводила Счетная палата Российской Федерации. Следственный комитет России возбудил уголовное дело.

На самом деле это очень сложная и длинная история. Но постараюсь пояснить кратко. Для того, чтобы строить за счет бюджета, надо составить смету и рассчитать по какой цене покупать материалы, оплачивать работы. Исходной точкой для этих расчетов являются государственные строительные нормативы. Так вот, оказалось, что практически все государственные строительные нормативы у нас разработали частные компании, аффилированные с Федеральным центром ценообразования в строительстве. И у них была возможность делать это совершенно произвольно: захотел строить по такой цене и разработал нужный норматив или нужный индекс. Поэтому о каких законных и справедливых ценах на строительство тут может идти речь? А государство все это оплачивает из бюджета. Сегодня государственные строительные нормативы — частная собственность неких лиц, а не самого государства. Разработали, пролоббировали и утвердили. Помимо федеральных строительных нормативов, есть региональные, для субъектов федерации. Но практически ещё ни один регион не смог разработанные для себя нормативы утвердить. К примеру, Томская область уже 5 лет пытается это сделать. Безуспешно. Чиновники отправляют томичей обратно: мол, всё неправильно, идите пересчитывайте. Зато та же группа частных компаний разработала эти нормативы для всей страны и спокойненько получила на всё положительные заключения. Утвердила в министерстве, и теперь вся страна обязана работать по этим нормативам, в каждом регионе. Более того, частники получили на свои нормативы патенты — и теперь ведь это, строго говоря, интеллектуальная собственность. Потом эти ребята со своими патентами разъезжают по регионам и говорят: так, ну чего вы тут строите по моим нормативам? Вы нарушаете мои интеллектуальные права, платите мне все деньги.

— Но это же бред!

— Это не бред. Это так и есть. Мы Минстрой всячески сподвигаем к тому, чтобы они поменяли этот порядок в законодательстве. Государственные сметные нормативы должно разрабатывать и утверждать государство. Если частная фирма участвует в разработке госнормативов, то получать госзаказ на разработку она должна в результате торгов — кто лучше и кто дешевле разработает. А после этого должна быть госприёмка работы. К слову, мы сейчас рассматриваем подобное дело по индивидуальным строительным нормативам для космодрома «Восточный». Их тоже разработала частная компания — без всякого госзаказа и торгов. Фирму просто порекомендовали. Если это нормативы для региона (понятно, что строить в Якутии вовсе не то же самое, что в Подмосковье), то губернатору следует хотя бы знать, что там для него разрабатывают-то. А так у нас вся Россия даже не знала, чего для них разработали. К ним потом приехали с готовыми нормативами, со свидетельством о том, что это интеллектуальная собственность, и потребовали от местных властей подписать соглашение об их использовании. В числе прочего, это и конкуренцию ограничивает. Почему строитель, для того, чтобы строить за счёт бюджета, должен пойти и у того дяди чего-то купить? А если не купит, то строить не сможет. Больше того, и госзаказчик не может разработать смету, обосновать стоимость объекта, потому что этих нормативов в свободном доступе не было, их надо купить у частной компании. Сейчас у нас возбуждены уже более десятка антимонопольных дел по регионам.

— И давно мы так живём? Кто-то умный придумал же это.

— Где-то с 2009 гjlf. Да, этот умный уже под стражей, и СК, надеюсь, в ближайшее время отправит дело в суд.

Поймали на сыре

— Сколько денег в итоге государство теряет на подобных нечестных закупках?

— Обычно стоимость госзаказа в результате честных конкурентных торгов снижается процентов на 20-30%, а это многие миллиарды рублей. Приведу пример с содержанием и ремонтом дорог. Мы проанализировали аукционы, которые прошли в условиях сговора. Первоначальная цена контракта снизилась всего на 0,5%. Когда на торги пришли добросовестные хозяйствующие субъекты, тот же самый участок дороги отремонтировали на 40% дешевле и с тем же качеством.

— Цены на продукты тоже вследствие сговора производителей повышаются?

— В начале прошлого года была серия дел по ценам на продукты. Да, санкции, эмбарго, повышение курса доллара и евро (а значит подорожание импортного сырья) вызвали объективный рост цен. Однако в условиях ажиотажа некоторые наши производители, не имеющие никаких импортных составляющих в производстве, решили под шумок договориться и поднять цены на свои товары. Например, в Мордовии есть два завода, которые делают сыр. Молоко местное, работники местные, почему цены на сыр растут, раз издержки прежние? Оказалось, они раз в неделю обменивались факсами и договаривались о повышении цен — мол, все же повышают, чем мы хуже. Думали, под шумок никто не заметит. Точно так же вступали в сговор заготовители молока в Алтайском крае. Наши территориальные органы несколько десятков таких дел в регионах возбудили. Многим пришлось заплатить серьёзные штрафы.

www.aif.ru