Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган – Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает:

  • определение потребности судов в кадрах;
  • обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов.
  • Организационное обеспечение включает:

    • изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;
    • разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
    • ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
    • организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

    Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

    • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
    • организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;
    • организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.
    • Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

      Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

      be5.biz

      Понятие, принципы и основные направления организационного обеспечения деятельности судов

      1. Организационное обеспечение деятельности судов — это создание всех необходимых условий для нормального функционирования судов, обеспечение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

      2. Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

      создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;
      удовлетворение потребностей судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах;
      невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следование принципу независимости судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей;
      при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам какие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они все же были даны;
      организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

      3. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:

      разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей;
      подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалификации и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности комиссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в судьи; дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;
      дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);
      организация выборов и назначения народных заседателей; отбор присяжных заседателей и составление их списков; составление списков арбитражных заседателей;
      организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний народных и арбитражных заседателей;
      оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;
      материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспечение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, средствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);
      организация ведения судебной статистики;
      обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);
      организация делопроизводства в судах;
      изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного региона или всей страны; организация научных исследований по вопросам организации и деятельности судов;
      изучение международного опыта по вопросам организационного обеспечения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельностью судов.

      opokar.peterlife.ru

      § 1. Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов

      Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (направлений) правоохра­нительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

      Конкретизация этой общей формулировки дается в других ста­тьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст. 44—47), Законе о судебных приставах (ст. 11 и 12), Зако­не о военных судах (ст. 34), Положении о квалификационных коллегиях судей, Положении о квалификационной аттестации судей, Указе Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации» от 15 сентября 1995 г. №947, Положении о Министерстве юстиции РФ, Положении об органах судейского сообщества, Регламенте Конституционного Суда РФ, Рег­ламенте арбитражных судов и др.

      Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организа­ционного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании. В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

      — разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существу­ющих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

      — разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

      — подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

      — обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, про­веряющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

      — дача заключений о пригодности или непригодности канди­датов в судьи;

      — организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначе­ния или отбора таких заседателей;

      — организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

      — представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалифи­кационных классов, выдвижения на руководящие судебные долж­ности и т.д.);

      — материально-техническое обеспечение судов и создание над­лежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов судов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в кото­рых нуждаются суды; предоставление и поддержание в надлежащем состоянии служебных помещений; оснащение судов достойной ме­белью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностя­ми; организация охраны зданий судов, текущей документации и архивов; поддержание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помещении суда и т.д.);

      — содействие судам в осуществлении мер по реальному испол­нению принимаемых ими решений;

      — организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

      — организация и ведение судебной статистики;

      — оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (органи­зация своевременного получения судами официальных текстов за­конов и иных актов, решений высших судебных инстанций; ведение кодификационной работы и поддержание в рабочем состоянии того «правового хозяйства», которым судам приходится пользоваться постоянно; содействие ведению картотек, облегчающих поиск зако­нодательства, иных актов и документов, специальной литературы; обеспечение новейшими и качественными изданиями кодексов и т.д.);

      — изучение деятельности судов в масштабах отдельных реги­онов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработ­ка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

      — разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

      — организация научных исследований по правовым проблемам, том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

      — изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

      Выполнение названных и некоторых других задач, охватывае­мых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.

      Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного само­управления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения или просто капризов тех или иных дол­жностных лиц, даже самых высокопоставленных.

      Она несовместима с безграничным диктатом в сфере правосу­дия также каких бы то ни было судебных инстанций, включая самых высоких, а равно руководителей этих инстанций. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом. Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить после повторного рассмотрения дела и признания вновь подсудимого виновным в совершении преступления. Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

      Тем более не подлежат исполнению при разбирательстве конкретных судебных дел указания руководителей вышестоящих су­дов, на которых возлагаются в определенной мере функции по орга­низационному обеспечению деятельности судов. Они могут оказывать влияние, скажем, на деятельность по учету статистических данных, по поддержанию в надлежащем состоянии законодательства и иных правовых актов, которыми пользуются в судах, по ведению делопроизводства, организации повышения квалификации судей и работников аппаратов судов и т.д., но не могут диктовать, навязывать угодные им решения по конкретным делам.

      www.bibliotekar.ru

      13.1 Понятие организационного обеспечения деятельности судов и органы, обеспечивающие эту правоохранительную функцию

      Организационное обеспечение деятельности судов — это осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально- технического и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

      Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ.

      сти на основе принципов и положений Конституции РФ .

      Помимо Правительства РФ организационным обеспечением деятельности судов занимаются: —

      Аппарат Конституционного Суда РФ (ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); —

      Аппарат Верховного Суда РФ; —

      Судебный департамент при Верховном Суде РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

      Управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

      Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»); —

      Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебных приставах»).

      Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности является одной из основных задач органов судейского сообщества.

      13.2 Невмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия как основное условие организационного обеспечения его деятельности

      Согласно ст. 4 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность признается гарантией независимости судей.

      Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч.

      Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.

      Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено. Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (подп. «о» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

      Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов

      не должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами

      13.3 Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда РФ

      Организационным обеспечением деятельности Конституционного суда РФ занимается аппарат Конституционного суда РФ. Им осуществляется организационное, материально-техническое и социально-бытовое, научно-аналитическое, информационно-справочное, и иное обеспечение Конституционного Суда РФ. Аппарат Конституционного Суда РФ содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях Конституционного Суда РФ.

      scibook.net

      Общие понятия организационного обеспечения деятельности судов. Его основные направления и задачи

      Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (одно из основных направлений) правоохранительной деятельности, содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсно­му обеспечению.

      Основные направления: кадровое обеспечение; организационное обеспечение; ресурсное обеспечение.

      — разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

      — подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

      — обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

      — дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

      — организация составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей;

      — организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников.

      52. Судебный департамент при Верховном суде РФ: задачи, полномочия и система органов

      Судебный департамент при ВС РФ — федеральный гос.орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей.

      1) центральный аппарат Судебного департамента;

      2) управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ;

      3) органы и учреждения Судебного департамента.

      Судебный департамент создан в соответствии с ФЗ от 08.01.1998 «О Судебном департаменте при ВС РФ».

      1) организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества;

      2) финансирование мировых судей;

      3) формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

      studopedia.org