Процедуру установления «родственной опеки» над взрослыми недееспособными гражданами планируется упростить

Минтруд России разработал поправки в постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Соответствующий проект правительственного постановления 1 вынесен на общественное обсуждение.

Подготовленные изменения направлены на упрощение процедуры установления опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан со стороны их близких родственников при условии их совместного проживания с момента рождения.

Так, в случае одобрения документа родители, бабушки, дедушки, братья и сестры (далее – близкие родственники), выразившие желание стать опекуном совершеннолетнего подопечного, при условии их совместного проживания с момента его рождения, должны будут представить в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

  • заявление о назначении опекуном (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с потенциальным опекуном, на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Сейчас, по общему правилу, гражданин, желающий стать опекуном, помимо указанных документов, должен представить в орган опеки и попечительства справку с места работы или документ, подтверждающий доходы, медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования, документ о прохождении подготовки, автобиографию.

Предусмотрена ли законом постоянная регистрация опекуна по месту жительства недееспособного опекаемого? Узнайте из «Энциклопедии судебной практики. Правовые позиции судов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Согласно поправкам, близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, должен будет представить документы на общих основаниях только в случае, если он не проживал совместно с совершеннолетним подопечным, либо отсутствует письменное согласие совершеннолетних членов семьи близкого родственника на совместное проживание с совершеннолетним подопечным.

Кроме того, проектом предусмотрено проведение органом опеки и попечительства обследования условий жизни близкого родственника подопечного, в ходе которого определяется отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Такое обследование планируется проводить в течение недели со дня представления необходимых документов, предоставив близким родственникам право при необходимости оспорить акт такого обследования в судебном порядке.

Одновременно предполагается уменьшить количество проводимых органами опеки и попечительства плановых проверок (в виде посещения совершеннолетнего подопечного) для опекунов – близких родственников: до одного раза в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя и одного раз в три года в течение последующих лет. По действующему порядку предусмотрено проведение проверки один раз в течение первого месяца после назначении опекуна, один раз в три месяца в течение первого года после назначения и раз в полгода в течение второго года и последующих лет.

Также проектом постановления исключается необходимость предоставления помесячных данных о величине доходов совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в отчетах опекунов и попечителей о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении этим имуществом. Опекунам – близким родственникам не надо будет представлять информацию о размерах пенсий, пособий и иных выплат совершеннолетних подопечных.

До 18 февраля проект постановления будет проходить общественное обсуждение. Ожидается, что реализация предлагаемых поправок позволит увеличить число совершеннолетних недееспособных граждан, в отношении которых устанавливается «родственная опека», и соответственно уменьшить число граждан данной категории, которые после достижения 18 лет направляются в психоневрологические интернаты.

www.garant.ru

Опека над недееспособным. Порядок согласно законодательству

Существующие положения в законодательстве, которые касаются опеки над недееспособными лицами, показывают несовершенство данного института права, отсутствие эффективной работы в этой области и как следствие – рост нарушений интересов и прав недееспособных граждан.

На сегодняшний день все реже устанавливается опека над недееспособными, при том, что число пациентов в психоневрологических и психиатрических учреждениях растет. Это обусловлено снижением уровня жизни граждан и сокращением семейных связей. Не каждый морально и психологически готов взять на себя заботу о человеке с психическим расстройством.

Регулирования опеки над недееспособными гражданами возложено на ГПК и ГК РФ, а так же на Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу 1.09.08 г.). И если в кодексах закреплены основные положения, то ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, которые возникают в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над полностью или частично недееспособными лицами.

Назначение опекуна над недееспособным лицом

С момента вступления в законную силу решения суда о признании лица недееспособным, суд обязан в трехдневный срок сообщить об этом органу опеки и попечительства. Данное правило выполняется для установления опеки над недееспособным (ст. 34 ГК РФ). Опекун назначается соответствующим органом по месту жительства недееспособного гражданина.

Орган опеки и попечительства – это органы местного самоуправления. Возложение такой функции, как опека и попечительство, осуществляется на основании законодательства региона и устава соответствующего муниципального образования.

Согласно действующему законодательству орган опеки и попечительства должен в течение месяца назначить опекуна недееспособному лицу. Отсчет регламентированного времени начинается с момента уведомления органа опеки и попечительства судом, о необходимости в назначении опекуна для конкретного гражданина.

При не назначении опекуна недееспособному лицу в течение отведенного времени, исполнение обязанностей первого возлагается на орган опеки и попечительства. Данная норма направлена на устранение случаев, когда недееспособному гражданину, по различным причинам опекун так и не назначается.

В качестве опекуна может выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, давший на то свое согласие. Обязательным условием назначения опекуна является учет его личных и нравственных качеств, существующие личностные отношения между нуждающимся в опеке и предполагаемым опекуном, а также способность к исполнению опекунских обязанностей. Если недееспособный гражданин может выражать свою волю, то учитывается его пожелание при назначении опекуна.

Заинтересованные лица могут оспорить назначение опекуна над недееспособным лицом в судебном порядке.

Опекунами недееспособных граждан, которые находятся на лечении в соответствующих учреждениях или в учреждениях социальной защиты населения являются данные учреждения (ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 39 ГК РФ орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна от опекунских обязанностей при помещении недееспособного лица в данные учреждения, при условии что это не противоречит интересам подопечного. До введения этой нормы, возникала масса проблем связанных с потерей активной связи подопечного с опекуном, длительное время осуществлявшим защиту законных прав и интересов недееспособного.

В обязанности органов опеки и попечительства после назначение опекуна недееспособному гражданину входит уведомление об этом налоговых органов. Срок на уведомление – 5 рабочих дней (ст. 85 НК РФ). Такие сведенья необходимы налоговым органам для регистрации информации о том, кто представляет интересы данного налогоплательщика. Информация о передаче имущества недееспособного лица в доверительное управление опекуну, также передается в налоговые органы.

Обязанности опекуна недееспособного гражданина

  • осуществление защиты прав и интересов подопечного;
  • Распространяется на отношения с любыми лицами, суды и так далее. На что опекуну не требуется специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, п. 5 ст. 37 ГПК РФ). При обращении опекуна за помощью к адвокату или иному лицу, выбранному им в качестве представителя, в суде могут участвовать два представителя: опекун – законный представитель и адвокат, юрист – избранный представитель.

    • совершение от имени и в интересах подопечного сделок (ст. 32 ГК РФ);
    • дача согласия на обработку, хранение, использование и накопления данных о подопечном (п. 6 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»);
    • забота о содержании подопечного (ст. 35 ГК РФ);
    • Распространяется на уход и обеспечение, лечение, защиту интересов и прав подопечного. В случае устранения оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным, опекун должен подать ходатайство о признание своего подопечного дееспособным.

    • регулирование осуществления в отношении подопечного диспансерного наблюдения и выполнение подопечным предписаний врача, помещение подопечного на стационарное лечение при возникновении такой необходимости;
    • посещение подопечного находящегося в стационаре;
    • сохранность жилья подопечного;
    • отслеживание действий подопечного, что бы он не нарушал чужих интересов и прав;
    • приобщение подопечного к трудовой деятельности;
    • Как показывает статистика, правильное осуществление опеки, может в значительной степени ускорить реабилитацию больного.

      Все доходы подопечного расходуются опекуном только в интересах подопечного. Опекун, без согласия органа опеки и попечительства, не имеет права совершать сделки, которые влекут за собой уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ). Согласно ст. 575 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки дарения от имени недееспособного гражданина, исключая обычные подарки стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда.

      К сожалению ГК РФ, не предусматривает отчетность опекуна по осуществлению его полномочий. Введение данной нормы могло бы оказать положительное воздействие на защиту интересов и прав недееспособных граждан.

      Органы опеки и попечительства призваны осуществлять надзор за деятельностью опекунов (п. 3 ст. 34 ГК РФ). В компетенцию органа опеки и попечительства входит освобождение от исполняемых обязанностей опекуна.

      Отстранение от исполнения опекунских обязанностей над недееспособным гражданином производится:

    • по личной просьбе опекуна, при наличии уважительных причин;
    • по решению органа опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна обязанностей (использование опеки в корыстных целях, оставлении подопечного без необходимой помощи или без надзора);
    • по решению суда, когда подопечный признается дееспособным.
    • Консультация адвоката по гражданским делам может понадобиться на судебных заседаниях при признании гражданина недееспособным или дееспособным, при составлении ходатайства от имени подопечного, при осуществлении защиты его прав и интересов, и т.д. В связи со сложностью и противоречивостью законодательства об опеке и попечительстве над недееспособными гражданами, помощь адвоката по гражданским делам позволит найти правильное правовое решение.

      www.legalneed.ru

      Опека совершеннолетних недееспособных граждан

      Более 30,8 млн. рублей задолженности по заработной плате погашено в результате принятых органами прокуратуры Вологодской области мер реагирования

      Постановлением Правительства РФ от 19.11.2016 № 1221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927» определена процедура установления опеки или попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан со стороны их близких родственников при совместном проживании

      Так, установлен перечень документов, которые родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки, выразившие желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних подопечных, с которыми указанные граждане постоянно совместно проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, представляют в орган опеки и попечительства по месту жительства.

      Орган опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает заключение об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия (межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями).

      В целях назначения опекуном близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, в течение 7 дней со дня представления необходимых документов орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Результаты обследования указываются в акте об обследовании условий жизни близкого родственника, выразившего желание стать опекуном.

      При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником плановые проверки условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, обеспечения сохранности его имущества, выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного:

      1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

      1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

      Кроме того, упрощены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

      prokvologda.ru

      Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

      1. Что такое опека над совершеннолетними гражданами?

      Опека над совершеннолетними – это форма устройства, признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

      2. Кто может быть признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным?

      Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

      Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

      3. Кто может быть опекуном недееспособного гражданина?

      Преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами имеют близкие родственники совершеннолетнего подопечного: родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки.

      У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель. Но, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

      При необходимости, исходя из интересов подопечных, орган опеки и попечительства может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

      4. Как осуществляется контроль за деятельностью опекунов?

      В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

      а) условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина, соблюдения опекуном его прав и законных интересов, а также обеспечения сохранности его имущества;

      б) выполнения опекуном или попечителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

      Кроме того, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны и доверительные управляющие ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, представляют отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

      Отчет содержит сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, также в нем указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. Отчет хранится в личном деле подопечного. Его форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

      В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» совершеннолетние граждане, ограниченные судом в дееспособности, самостоятельно принимают меры по охране своих имущественных интересов.

      5. Чтобы стать опекуном необходимо проходить какую-либо подготовку?

      В отличие от кандидатов в опекуны несовершеннолетних граждан, опекунам совершеннолетних недееспособных граждан проходить обязательную специальную подготовку не нужно. Но, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

      6. Выплачиваются ли опекунам денежные средства на содержание совершеннолетних недееспособных подопечных?

      Нет, свои обязанности опекуны совершеннолетних недееспособных граждан осуществляют безвозмездно.

      За дополнительной информацией по вопросам опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами можно обратиться по адресу:г. Демидов, ул. Коммунистическая, д. 10 или по телефону: 4- 53-35.

      demidov.admin-smolensk.ru

      Администрация Свободненского района наделена государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, на неограниченный срок (пункты 1-8, 10-12, 26 статьи 4 Закона Амурской области от 25 марта 2008 г. N 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области»).

      Прием ведут: главный специалист по опеке аналитическо-правового управления администрации Свободненского района – Горлова Валентина Владимировна, каб. 223; телефон: 8 (41-643) 3-05-32

      Общие положения об опеке и попечительстве

      Случается так, что наши родственники страдают такими формами заболеваний, при которых они не способны самостоятельно пользоваться своими правами, осуществлять обязанности, распоряжаться имуществом и т.д. Одним из способов защиты их прав и законных интересов и восполнения их дееспособности является опека.

      Признание гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) — юридическая процедура, которая регулируется нормами гражданского законодательства РФ.

      Цель признания гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) — обеспечить интересы гражданина, который вследствие психического заболевания не в состоянии отдавать отчет своим действиям, а также членов семьи такого гражданина.

      В силу различных обстоятельств и причин в Администрацию Свободненского района обращаются граждане с вопросом о необходимости признания гражданина (зачастую, родственника) недееспособным и назначении в связи с этим опеки. Согласно Российскому законодательству функции по опеке и попечительству исполняют органы местного самоуправления.

      Для начала следует раскрыть понятия дееспособности и недееспособности.

      Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; гражданская дееспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

      Недееспособным, в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке признаётся гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Только суд может лишить гражданина дееспособности. Никакой иной орган или учреждение не имеют на это право, что является гарантией прав гражданина.

      С чего начать процедуру назначения опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами, страдающими психическими заболеваниями, родственники больных зачастую не знают.

      Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления прокурора, членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестёр), независимо от совместного проживания с ним, а также по заявлению представителя органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ст. 284 ГПК РФ).

      В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.

      Судья, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным), назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения его психического состояния при наличии достаточных данных о состоянии человека. Стоит заметить, что при явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на экспертизу.

      Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК РФ).

      ОПЕКА над совершеннолетним недееспособным гражданином является одним из способов защиты его прав и законных интересов. Данная форма жизнеустройства недееспособных граждан является наиболее благоприятной для них, так как они остаются проживать в привычных домашних условиях и получают индивидуальный уход.

      Порядок установления и осуществления опеки над совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) гражданами определяется:

      Гражданским кодексом Российской Федерации;

      Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

      Федеральным законом от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

      постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»;

      Законом Амурской области от 25 марта 2008 г. N 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области».

      После признания человека недееспособным, гражданин, желающий стать опекуном недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина (далее — кандидат в опекуны), должен обратиться в Администрацию Свободненского района, где ему разъяснятся права, обязанности и перечень документов для назначения опеки (попечительства).

      Преимущество при назначении опекуна отдаётся родственникам недееспособного (ограниченно дееспособного). Если из родственников никто не выражает желание быть опекуном или если недееспособный гражданин одинок, подбираются опекуны из посторонних граждан, желающих стать опекунами. Опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин.

      Не могут быть назначены опекунами граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья других граждан.

      Для решения вопроса об установлении опеки над недееспособным лицом необходимо обратиться в администрацию Свободненского района, либо в МАУ СР «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (Амурская область, г. Свободный, ул. 50 лет Октября, д. 14, каб. № 105), консультацию можно получить по телефонам 8(41-643) 3-05-32, 5-19-06) и подать соответствующее заявление о постановке Вас на учет в качестве кандидата в опекуны.

      Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

      — заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»;

      — справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения);

      — медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке , устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

      — копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

      — письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

      — документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном Правилами (при наличии);

      Специалист по опеке проанализирует представленные документы и подготовит заключение о возможности заявителя быть опекуном. При условии положительного заключения гражданин ставится на учет в отделе опеки и попечительства для подбора недееспособного гражданина, нуждающегося в опеке, либо для установления опеки над недееспособным родственником или знакомым гражданином.

      Главным специалистом по опеке при рассмотрении представленных документов учитываются нравственные и личные качества кандидата в опекуны, его состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между кандидатом в опекуны и недееспособным, привязанность больного к будущему опекуну и, если это возможно, желание недееспособного.

      С момента издания постановления об установлении опеки над недееспособным (ограниченно дееспособным), опекуны становятся представителями подопечных и в силу закона совершают от их имени и в их интересах необходимые сделки. Главный специалист по опеке по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

      Важно отметить, что исполнение опекунских обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных лиц осуществляется на безвозмездной основе.

      Помощь в решении медицинских проблем, социально-правовых, бытовых и других вопросов оказывается опекуном совместно с лечащим врачом недееспособного гражданина.

      Вопросы сохранения жилья, закреплённого за недееспособным подопечным, и распоряжения его денежными средствами опекун решает при контроле и с разрешения органа опеки и попечительства.

      В соответствии со ст. 39 ГК РФ, при помещении подопечного в учреждения для психохроников (психоневрологический интернат), главный специалист по опеке освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

      При наличии уважительных причин (болезни, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун может быть освобождён, по его просьбе, от исполнения им своих обязанностей.

      В случаях, если опекун ненадлежаще исполняет свои обязанности по опекунству (попечительству), использует опеку в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

      Опека над совершеннолетним гражданином так же прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным — по заявлению самого гражданина, его представителя, члена его семьи, опекуна, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ст. 286 ГПК РФ).

      Так, в случае отчуждения лицом, не признанным недееспособным, однако, страдающим психическим заболеванием, своего имущества (в данном случае неважно явилось ли это результатом обмана или сделано добровольно), признать такую сделку недействительной и вернуть имущество практически невозможно. Если же гражданин признан недееспособным, то любая совершенная им сделка будет являться ничтожной, что надежно обеспечивает имущественные интересы недееспособного лица и членов его семьи. Помимо этого, признание лица недееспособным также обеспечивает имущественные интересы наследников такого лица, которые заинтересованы в сохранении потенциально наследуемого имущества в целости.

      После установления опеки над совершеннолетним недееспособным (ограничено дееспособным) гражданином, орган опеки и попечительства осуществляет контроль условий жизни подопечного гражданина и надзор за деятельностью опекуна. С этой целью специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводят плановые проверки: 1 раз в течение первого месяца после установления опеки, затем каждые 3 месяца в течение первого года с момента установления опеки, а в последующем — каждые шесть месяцев.

      Кроме того, опекун обязан представлять в отдел опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного (ограниченно дееспособного) гражданина (в том числе, денежных средств, принадлежащих подопечному) и управлении этим имуществом в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным (с приложением к отчету копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и иных платежных документов).

      В заключение хотелось бы отметить, что назначение опеки над совершеннолетним недееспособным (ограниченно дееспособным) гражданином — длительная процедура, которая занимает довольно большой период времени (от момента рассмотрения дела в суде о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) до назначения над ним опеки (попечительства).

      Зачастую больные граждане — это близкие и родные люди, но нужно учитывать, что при опеке (попечительстве) над недееспособным (ограниченно дееспособным) человеком нужен постоянный и должный уход, требуется много внимания, времени и заботы. Опекун полностью отвечает за действия своего подопечного.

      Именно поэтому будущие опекуны должны обдуманно и взвешено подходить к решению стать опекуном над душевнобольным человеком.

      ПРАВОВОЙ СТАТУС ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ)

      Опекун – законный представитель гражданина, признанного решением суда недееспособным вследствие психического заболевания, действующий на основании постановления главы администрации Свободненского района.

      Попечитель — законный представитель гражданина, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке , установленном гражданским процессуальным законодательством.

      На опекуна (попечителя) возлагаются следующие обязанности:

      — заботиться о физическом состоянии подопечного (обеспечение уходом и лечением);

      — контролировать действия подопечного, не допускать причинения ему вреда;

      — представлять интересы подопечного вовне, защищать эти интересы.

      Правовой статус опекуна включает в себя следующие права и обязанности:

      — подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий;

      — подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного;

      — предпринимать меры по защите права собственности подопечного (предъявлять иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты и пр.);

      — предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному;

      — обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг, как на безвозмездной, так и на возмездной основе;

      — защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного. Подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.;

      — обращаться с заявлениями ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения;

      — при улучшении состояния здоровья подопечного, свидетельствующем о прекращении психического расстройства, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки;

      — производить оплату налогов, причитающихся в бюджет с подопечного (за счет денежных средств этого недееспособного лица);

      — предъявлять три вида требований, связанных со сделками, совершенными подопечным:

      о признании недействительными сделок, совершенных подопечным до признания его недееспособным, при условии, что в момент совершения сделки подопечный не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ);

      о применении последствий недействительности тех сделок, которые совершены подопечным уже после признания его недееспособным (ст. 171 ГК РФ);

      о признании совершенной подопечным сделки действительной, если она была совершена к выгоде этого гражданина;

      — подать заявление о расторжении брака в упрощенном порядке в органах загса (если недееспособный гражданин состоял в браке на момент признания его недееспособным, а его опекуном является супруг);

      — обратиться в суд с иском о признании брака недействительным (если брак заключен после признания гражданина недееспособным);

      — требовать взыскания алиментов на содержание подопечного, сохранения подопечному фамилии, приобретенной в браке, признания брачного договора супругов действительным полностью или в части, а также требовать возмещения вреда, причиненного имуществу его подопечного, и компенсации морального вреда;

      — от имени подопечного заключать нотариальное соглашение о месте жительства детей данных супругов и порядке общения с ними, об уплате алиментов на несовершеннолетних (или совершеннолетних, но нетрудоспособных) детей данных супругов, об уплате алиментов на содержание недееспособного бывшего супруга, о разделе имущества, нажитого в период брака.

      — представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

      Ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном статьей 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

      Охрана имущества подопечного

      1. Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей.

      2. Имущество подопечного, в отношении которого в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор доверительного управления имуществом, опекуну не передается.

      3. Опекун обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

      4. Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

      5. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

      6. Опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

      7. Отчет опекуна должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного.

      8. Опекун, его супруг и близкие родственники не вправе:

      — совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование,

      — представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

      9. Опекун недееспособного гражданина несет ответственность:

      имущественную – за причинение вреда личности и имуществу подопечного (ст. 1064 ГК РФ). Опекун возмещает вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, если не докажет, что вред возник не по его вине;

      уголовную – когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи, а жизнь и здоровье подопечного находятся в опасности (ст. 125, 150-152, 156 УК РФ);

      административную – за несвоевременную сдачу отчета о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом за отчетный год.

      Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

      При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.

      Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

      Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно.

      В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

      www.svobregion.ru