Вооруженная защита от морских пиратов

Лучшая защита от морских пиратов – это вооруженная охрана на борту. С этим согласны многие международные организации, такие как SAMI, ICoC. Даже авторитетная морская организация IMO вынуждена была признать, что вооруженная охрана морских судов и защита от морских пиратов на сегодняшний день является наиболее действенным способом.

Военные корабли в Индийском океане не в состоянии обеспечить безопасность морских конвоев. Имели место случаи, когда морскими сомалийскими пиратами атаковались и захватывались суда прямо в морском конвое. Огромный, мощный крейсер хорош в военно-морском сражении, но для уничтожения сотен лодок с сомалийскими пиратами, бороздящих Индийский океан, это совершенно бесполезный инструмент. Частная морская охранная компания наиболее мобильна, гибка в выборе средств, она, как правило, не склонна к политизации охраняемых судов. Ей без разницы, под каким флагом брать судно под охрану. Основная задача такой компании – получение прибыли.

Морские пираты, а особенно сомалийские пираты, постоянно совершенствуют свою тактику нападений. Сегодня это не изможденные крестьяне с плантаций, имеющие один ржавый автомат на трех корсаров. Сегодня это серьезные, хорошо подготовленные военизированные группировки, которые используют мощные армейские «единороги» с водометными двигателями. Активно пользуются спутниковой связью, сканерами, радиоперхватом, имеют разветвленную сеть информаторов (морских агентов). Любое судно, проходящее через Суэцкий канал, так или иначе попадает в зону их внимания. Они знают состав команды, груз, маршрут а также наличие вооруженной охраны на судне. Сегодня на вооружении морских пиратов реактивные гранатометы РПГ-7, пулеметы и автоматы Калашникова, стингеры и ПЗРК «Игла», магнитные мины.

Сомалийские пираты, в прошлом зачастую офицеры сомалийского спецназа, будучи еще служащими, прошли неплохую подготовку у американских инструкторов. Сегодня гражданскому торговому флоту противостоит хорошо организованная вооруженная группировка с берегов Сомали. Их смелые, дерзкие и безрассудные атаки, часто под воздействием наркотиков, все чаще и чаще приводят к успехам. Более десятка судов до сих пор находится в плену у таких группировок. В ожидании выкупа сомалийские пираты убивают заложников.

Единственная защита для судовладельца сегодня – это наем вооруженной охраны для сопровождения судна. Если еще несколько лет назад наиболее опасными считались Аденский залив и Малаккский пролив, то на сегодняшний день вооруженные сомалийские пираты с помощью судов-маток активно осваивают пространство океана и могут автономно находиться месяцы на удалении 1000–2000 морских миль от берега в ожидании очередной жертвы.

Компания «РСБ-Групп» профессионально специализируется на защите судов от морских пиратов. Мы оказываем услуги вооруженного сопровождения и защиты судов от сомалийских пиратов в Баб-эль-Мандебском проливе, Аденском заливе, Персидском заливе и практически на всей акватории Индийского океана. Мы активно работаем в пиратском районе: Джибути – Маскат – Галле – Дурбан. Ни одно судно, охраняемое группой морской безопасности РСБ-Групп, не было захвачено морскими пиратами.

rsb-group.ru

Охрана морских судов

Мы обеспечиваем комплексное решение задачи как с «нуля», так и в процессе сложившейся у Заказчика ситуации, при которой понадобилось вмешательство MSG.

  • Вооруженное сопровождение судов нашими специалистами
  • Конвой судов (нашими судами) с вооруженными специалистами
  • Предоставление специальной информации о наличии угрозы в акватории
  • Логистика в условиях пиратской опасности и военных действий в морской акватории
  • Таможенный и пограничный контроль
  • Охрана морских портов
  • Охрана морских платформ и трубопроводов
  • Установка специального оборудования на суда в условиях войны и пиратской активности
  • Разведывательные операции
  • Работа маломерными судами
  • Мы являемся международной группой компаний, предоставляющей комплекс услуг в области безопасности, консалтинга, транспортных перевозок и медицинского обеспечения.

  • Скрытое / нескрытое конвоирование
  • Разминирование
  • Охрана трубопроводов (газовых, нефтяных, водных)
  • Разведка и наблюдение
  • Охрана посольств и дипломатических представительств
  • Охрана аэропортов
  • Услуги кинологов
  • Охрана речных портов
  • Специальные мероприятия безопасности
  • Помощь в освобождении заложников и грузов
  • Эскорт и безопасность медиа-групп
  • Осуществление скрытной безопасности в интересах Заказчика
  • Мы проведем подготовку Ваших специалистов для:

  • ведения боевых действий
  • охранных мероприятий
  • конвойных мероприятий на суше и на море
  • тактике противодействия партизанским группам
  • разминирование
  • тактике передвижения небольших групп в условиях red zone
  • личная охрана
  • скрытая охрана
  • разведывательные мероприятия в интересах коммерческих структур, работающих
  • в условиях red zone
  • охрана и оборона стационарных объектов
  • охрана морских портов и авиапортов
  • выживание в условиях холода, пустыни, тропиков, при кораблекрушении
  • снайперская подготовка
  • стрелковая подготовка
  • Мир меняется и не в лучшую сторону. Военные действия, голод, пиратство, терроризм, углубляющийся промышленный кризис – все это привносит в нашу жизнь новые опасности и тревоги.

    Противодействие этому начинается со знания об угрозах и возможностях их преодоления. Важно, начиная свою деятельность в глобальном мире, задумываться о безопасности. Мы готовы помочь в осуществлении следующих мероприятий:

    • оценка рисков и уязвимости проектов
    • экономическая разведка
    • прогнозирование ситуации в условиях red zone
    • консультирование
    • аудит безопасности
    • управление безопасностью
    • специальные мероприятия при похищении людей и грузов
    • безопасность судов и мореплавания
    • безопасность маршрутов мореплавания
    • внутреннее и внешнее расследование
    • планирование непрерывности бизнеса
    • антикризисное управление
    • медиа-акции

    Мы готовы оказать Вам необходимую поддержку в виде групп быстрого реагирования, если у Вас возникла одна из нижеследующих ситуаций:

  • захват заложника
  • необходимость экстренной эвакуации
  • захват судна пиратами
  • похищение груза
  • исчезновение человека
  • болезнь (ранение), при которой невозможна эвакуация
  • необходимость в круглосуточной поддержке нашими специалистами или экспертами
  • срочная консультация
  • Мы обеспечим поставку следующего оборудования различных производителей:

  • системы пограничного контроля
  • биометрические системы идентификации
  • системы слежения за транспортными средствами
  • системы акустического наблюдения
  • системы гидроакустического наблюдения
  • системы радиолокационного наблюдения и подавления
  • системы подавления радиосигналов
  • moran-group.org

    Сотрудник ЧВК — о морских конвоях и охране судов от пиратов

    В интернете гуляет материал со ссылкой на сайт одной из частных военных компаний, посвященный охране кораблей военно-морских флотов разных стран торговых судов в пиратских регионах — Аденском заливе, возле берегов Омана, Йемена, Сомали, Джибути, Танзании, Кении, Мозамбика и в Индийском океане.

    Вот что говорит участник «антипиратской команды» ЧВК:

    «Большинство конвоев в сопровождении военных кораблей растянуты на 20 и более морских миль, а суда в них движутся с различной скоростью. Один-два корабля охраны физически не могут уследить за всеми. Наиболее порядочно поступают наши моряки: как правило, на судно высаживают вооруженный отряд морпехов, которые полностью гарантируют безопасность от пиратов. Американцы так никогда не делают, другие флоты делают крайне редко.

    Представьте себе эту колонну протяженностью 20 миль, втягивающуюся в опасную зону. В это время «мирные рыбаки» уже увидели добычу — самый тихоходный объект конвоя. Как только военный корабль уходит на безопасное расстояние, они молниеносно захватывают судно. А почему молниеносно? Потому что есть иллюзия безопасности — конвой. Следовательно, капитан из экономии не нанимает охрану, систем защиты нет, комната спасения экипажа не оборудована. А пираты — вот они. И пока там военные поймут, что случилось, пока вернутся. Судно уже будет в одном из пиратских тайников. Чаще всего, однако, конвойный корабль не станет даже возвращаться — согласно приказа, он не должен бросать остальные суда ради одного.

    Впрочем, охрана на судне также не всегда полезна. На этот рынок (антипиратских охранных услуг) ринулись многие. Не буду приводить названий, чтобы не обвинили в нечестной конкуренции, но знаю команду из Греции, которую организовал бывший спортсмен, никогда не служивший в армии. Есть охранные фирмы, которые снабжают команды «левым оружием». Первым досмотр любым военным кораблем — и такие «охранники» сами будут признаны пиратами. Одна российская ЧВК вооружила морских охранников. трехлинейками. Но лидеры по идиотизму — британцы. Эти «белые господа» предпочитают нанимать охранниками местных жителей, которые зачастую являются либо «наводчиками» пиратов, либо пиратами.

    ЧВК, дорожащие своей репутацией, никогда не допускают таких ляпов. Оружие приобретается новым и регистрируется на законных основаниях. Сотрудники проходят спецподготовку, мы регулярно тренируемся. Могу сказать, что в отличие от разрекламированной американской ЧВК «Блэкуотер» («сейчас называется «Академи»), о которой не слышал только глухой и которая недавно ушла с рынка антипиратских услуг, наша команда не «сдала» пиратам ни одного судна. Чаще всего дело не доходит даже до применения оружия: увидев на борту профессиональных бойцов, пираты уходят прочь.

    chvk.info

    Военные конфликты

    «Пиратство выгодно всем»

    Как бывшие спецназовцы зарабатывают на защите морских судов от пиратов

    Пик пиратства пришелся на 2010–2011 годы, однако сомалийские пираты продолжают действовать в Индийском океане. Сейчас существует целый рынок охранных услуг, участники которого предоставляют вооруженную охрану судам, проходящим в пиратоопасных водах. Руководитель российской частной военной компании «РСБ-Групп» рассказал «Газете.Ru», как бывшие российские пограничники и десантники, а также выходцы из подразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел» уезжают в сомалийский регион защищать морские судна от пиратов.

    С начала апреля сомалийские пираты захватили два судна: сухогруз, следовавший под флагом тихоокеанского государства Тувалу, а также индийский торговый корабль. Ранее, в середине марта, вооруженные пираты захватили нефтяной танкер Aris 13, шедший под шлагом Шри-Ланки. Как отмечал Reuters, это был первый подобный захват судна в регионе морскими пиратами с 2012 года.

    Количество нападений пиратов на морские суда, увеличившееся в начале 2017 года, вполне сопоставимо с показателями конца прошлого десятилетия. Особенно пираты свирепствовали в Индийском океане в 2010–2011 годах. Тогда сообщения о захвате морских судов поступали практически каждый месяц, за год они могли захватить до 15–20 судов, рассказал «Газете.Ru» Олег Криницын, руководитель российской частной военной компании (ЧВК) «РСБ-Групп», которая занимается в том числе и охраной морских судов.

    Три вида пиратов

    Сомали стало первой заграничной территорией для «РСБ-Групп». ЧВК появилась в 2005 году и сначала занималась преимущественно конкурентной разведкой в пределах России по заказу частных лиц: сбором информации о контрагентах и недобросовестных поставщиках, поиском мошенников, возвратом денежных средств, определением перспективности ведения бизнеса в том или ином регионе, минимизацией финансовых и имиджевых рисков.

    «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса — один из главных претендентов на «Оскар»

    Первая группа офицеров морской безопасности «РСБ-Групп» вышла в сомалийский регион 26 декабря 2011 года, позже у ЧВК стали появляться другие контракты, ее сотрудники сопровождали в среднем одно или два судна в месяц.

    «Тогда рынок был не сильно окучен охранными компаниями. Через Суэцкий канал и Аденский залив проходит около девяти тысяч судов в год, и на тот момент только около 20% из них шли с вооруженной охраной. Остальные шли наугад — повезет или не повезет. Везло немногим», — рассказывает Криницын.

    Сомалийские пираты делятся на три категории, продолжает он. Первая категория — это обычные хулиганы. Они сбиваются в небольшие стаи по пять-шесть человек и пытаются захватить судно, имея на всю группу только один-три ржавых автомата, чтобы каким-то образом прокормить себя и свою семью. Это самая слабая и неподготовленная категория пиратов. Как правило, они очень быстро отстреливаются и уничтожаются морскими охранниками.

    Другая категория пиратов представляет собой более организованные группировки. Они могут быть вооружены пулеметами Калашникова или гранатометами РПГ-7. Такие пираты нападают более организованно и имеют свою тактику действий. «Например, идущая перед судном лодка начинает делать опасные маневры, капитан и члены экипажа наблюдают за этой лодкой, а в это время сзади по бокам подходят абордажные команды на лодках и с ловкостью забираются на судно в считаные секунды. Как только вооруженные пираты попадают на судно, можно считать, что оно захвачено. Потому что ни один матрос в здравом уме не будет сопротивляться вооруженному неадекватному человеку», — говорит глава «РСБ-Групп».

    Пираты могут проводить недели или месяцы в море в ожидании судна. «За это время у них заканчиваются продукты и вода, и они жуют стебли травы, обладающей наркотическими свойствами, которая позволяет им долгое время обходиться без еды. «То есть они слегка одурманены этим наркотиком», — объясняет он.

    Третья категория пиратов является самой опасной — это бывшие офицеры и спецназовцы армии Сомали.

    «Американцы их каждый год, используя гранты ООН и других организаций, обучают военной тактике в надежде на то, что они будут защищать легитимное правительство Сомали, но, как правило, через несколько месяцев эта армия разбегается и начинает заниматься захватом судов и кораблей»,

    — рассказывает Криницын. Такие пираты имеют подготовку, командира, четко выстроенную иерархию и дисциплину. После того как в Северной Африке и, в частности, в Ливии были разграблены склады с оружием, у них также появились американские переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) Stinger, зона поражения которых составляет 500–4750 м по дальности и 3500 м по высоте.

    До появления у пиратов ПЗРК их могли каким-то образом отпугивать вертолеты, вылетавшие в пиратоопасные районы в рамках военно-морской операции Евросоюза «Аталанта», которая проводится с 2008 года. «Если раньше достаточно было вертолета с какого-то военного корабля, который кружил над пиратами, и они уходили, то сейчас вертолеты не очень охотно вылетают к пиратским водам», — отмечает Криницын.

    «Также у пиратов появились магнитные мины. То есть они могут просто подойти к судну, прилепить на борт магнитную мину и потом уже по радиостанции выйти на связь с капитаном и диктовать ему свои условия: либо вы сейчас останавливаетесь и мы поднимаемся на борт, либо сейчас ваше судно взорвется и утонет», — продолжает он.

    В море с госслужбы

    Стоимость услуг вооруженной охраны морских судов в пик пиратских атак могла достигать до $50 тыс., сейчас она составляет приблизительно $22–26 тыс. в зависимости от груза, который они перевозят. В эту сумму входят в том числе расходы на высадку охранников на катер, а затем на судно, на получение оружия и его сдачу. Для сопровождения одного судна требуется четыре человека, однако иногда клиенты (российские или зарубежные юридические лица) из-за высоких расходов нанимают двух или трех охранников.

    24 российских моряка оказались в плену пиратов Гвинейского залива

    Сотрудники ЧВК «РСБ-Групп», сопровождающие суда, вооружены полуавтоматическими винтовками калибра 7,62 мм. Это могут быть винтовки чешского производства, немецкие винтовки Heckler & Koch или американские Browning. Для регулирования деятельности частных военных и охранных компаний в зонах вооруженных конфликтов в 2008 году был подписан «Документ Монтрё».

    Согласно ему, сотрудникам ЧВК запрещается использовать автоматическое оружие калибра больше 7,62 мм, а также пулеметы, гранаты и гранатометы. Разрешено только легкое стрелковое полуавтоматическое оружие.

    «Россия не подписала «Документ Монтрё» и не обязана выполнять эти требования. Но так как мы работаем не на территории России, а на территории других государств, мы обязаны действовать согласно этому закону», — говорит руководитель «РСБ-Групп».

    По его словам, за все время деятельности в области морской охраны «РСБ-Групп» не потеряли ни одного судна и ни одного сотрудника, хотя попытки атак на сопровождаемые ими корабли были. «Были случаи, когда за один световой день пираты атаковали наше судно по три раза. Три раза мы вступали с ними в контакт, и под конец у нас уже оставалось по 10–15 патронов на человека», — рассказывает Криницын.

    Сотрудники «РСБ-Групп» — это бывшие пограничники, офицеры-десантники, бывшие спецназовцы ГРУ, а также выходцы из СОБРа и элитных подразделений «Альфы» и «Вымпела».

    Обязательным условием для тех, кто идет в ЧВК, является наличие опыта ведения боевых действий. Как рассказывает Криницын, в «РСБ-Групп» не берут бывших полицейских, так как они в большинстве своем не готовы к такой работе.

    В силовых структурах, выходцами которых являются «РСБ-Групп», к деятельности ЧВК пока что относятся снисходительно. Находясь на государственной службе, люди держатся за нее, объясняет Криницын. «Сейчас они в погонах, и за ними все государство. Но если завтра они будут уволены, то их взгляд на ЧВК поменяется и они придут к нам устраиваться на работу», — говорит он.

    Люди редко покидают госслужбу добровольно, и в основном сотрудниками ЧВК являются те, кто-то по каким-либо причинам был с нее уволен. Увольнения часто обуславливались военной реформой бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, в рамках которой была существенно сокращена штатная численность Вооруженных сил.

    «РСБ-Групп» является коммерческой структурой. Мы тратим то, что зарабатываем. Это не всегда стабильно, но более ощутимо по сравнению с зарплатами госслужащих», — говорит Криницын.

    Пиратство выгодно всем

    Захватив судно, пираты пытаются увести его в сторону Сомали — там сложный берег, много бухт и больших пещер, в которых можно эти корабли спрятать. После захвата судовладельцу поступает предложение о выкупе судна, его цена может варьироваться от $1 млн до $5 млн в зависимости от класса судна и груза, который оно перевозило. Члены экипажа захваченного судна также продаются родственникам. Если кто-то выкупил своего родственника, то его отпускают, если нет — то заложники, которые содержатся в условиях полной антисанитарии, умирают от болезней, отсутствия медицинской помощи, питания и прочего.

    Моряков из России выкупили из плена нигерийских пиратов

    Выкупом судов занимаются посредники, ими, как правило, выступают британские юридические адвокатские конторы, которые берут от этого свой процент. У них есть свои люди в пиратских бандах, а также среди председателей сомалийских деревень, с которыми местные сомалийцы договариваются о цене выкупа, рассказывает Криницын.

    «Спад пиратства произошел не из-за того, что пиратов действительно стало меньше, а потому, что на них перестали реагировать и стали просто их отстреливать, не сообщая в антипиратский центр», — говорит руководитель ЧВК.

    По его мнению, пиратство искоренится еще нескоро, так как наличие пиратов «выгодно всем». Во-первых, это выгодно самим пиратам, которые имеют с захвата судов неплохой доход, объясняет Криницын. «Они выходят грабить не из-за своей кровожадности. Их заставляет это делать голод и положение, в котором они находятся, — по-другому в Сомали выживать невозможно. С одной стороны, их можно осуждать, с другой стороны — они выживают как могут», — отмечает он.

    «Пиратство выгодно адвокатам, которые выступают посредниками в выкупе судов. Это также выгодно страховым компаниям, которые на этом очень хорошо зарабатывают. Это бизнес, и никто с этого рынка в ближайшее время уходить не собирается. Пока в Сомали нестабильность, пиратство будет существовать», — заключает собеседник «Газеты.Ru».

    m.gazeta.ru

    Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

    Использование частного наемного персонала вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, в последние годы получило значительное распространение в практике морских перевозок. Какая ситуация сейчас сложилась в борьбе с пиратством в связи с применением этой меры охраны судов?

    Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

    Выход на арену морской безопасности

    Об использовании частной вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, как об относительно новом факторе в современных морских перевозках, следует, видимо, говорить на примере его возникновения и распространения в районе Сомали (в документах Международной морской организации (ИМО) он называется «район высокого риска») – самом пиратоопасном районе мира за последние несколько лет.

    С 2009 года в связи с ростом числа нападений сомалийских пиратов и, главное, значительным расширением района высокого риска, до того времени ограниченного только Аденским заливом, многонациональных военно-морских сил оказалось недостаточно для обеспечения безопасности судоходства. Конечно, надлежащее выполнение рекомендаций руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4), разработанного морской отраслью и одобренного Международной морской организацией, с 2010 года начало давать положительные результаты. Но и эта мера не могла гарантировать надежную защиту судна от пиратских атак при любых обстоятельствах.

    Все чаще стали поступать сообщения международных организаций, работающих в области морской безопасности, о размещении на судах, следовавших через район высокого риска, вооруженной охраны – небольшой вооруженной группы военнослужащих какого-либо государства или охранников частной охранной фирмы. Причем если привлечение военнослужащих для охраны судов, не следующих в составе конвоев, было и остается нечастым явлением, то использование частной вооруженной охраны на судах становится все более популярным у судоходных компаний с начала 2011 года. Эта мера защиты судов вскоре доказала свою эффективность: пиратам до сих пор не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО). По мнению многих экспертов, в основном благодаря распространяющейся практике применения вооруженной охраны на судах в 2012 году наблюдается более чем 60-процентное снижение числа пиратских нападений в районе Сомали по сравнению с предыдущим годом.

    Возросший спрос на ЧНПВО для торговых судов поставил перед государствами флага, государствами порта (прибрежными государствами) и судовладельцами (компаниями-операторами) ряд организационно-правовых, нормативных, административных и других вопросов, требующих согласования между всеми сторонами, так или иначе вынужденными взаимодействовать в связи с транзитными перемещениями групп частной наемной охраны, их оружия и снаряжения.

    Нападения на суда/захваты

    В районе Сомали

    Упорядочение использования ЧНПВО на судах

    Сложившаяся ситуация потребовала разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование ЧНПВО на судах и деятельность частных морских охранных компаний (ЧМОК) – поставщиков услуг ЧНПВО – в районе высокого риска. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море ИМО (КБМ) и изданы соответствующими циркулярами в сентябре 2011 года. Затем в мае 2012 года КБМ переиздал эти документы после пересмотра и опубликовал Временное руководство для ЧМОК, предоставляющих услуги охраны на судах в районе высокого риска (Interim Guidance to Private Maritime Security Companies Providing Privately Contracted Armed Security Personnel on Board Ships in the High Risk Area).

    Издавая эти документы, «ИМО не дает своего одобрения на использование частного наемного персонала вооруженной охраны, однако признает, что судоходные компании могут испытывать трудности при определении надежных и профессиональных частных поставщиков услуг вооруженной охраны» (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2), к тому же «в этих временных рекомендациях даются соображения об использовании частного наемного персонала вооруженной охраны на случай, если государство флага определяет, что такая мера целесообразна и законна» (циркуляр MSC.1/Circ.1406/Rev.2).

    Вместе с тем ИМО призывает государства на побережье Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Красного морей актуализировать свои правила и процедуры в соответствии со сложившейся ситуацией. «Такие правила и процедуры должны удовлетворять нуждам государств, которые их ввели, и вместе с тем упрощать передвижения ЧНПВО, его огнестрельного оружия и необходимого для охраны оборудования и быть известными судоходной отрасли и поставщикам услуг ЧНПВО. Помимо этого, правила и процедуры должны быть сообщены в ИМО для информирования всех правительств государств-членов, чтобы государства флага могли действовать соответствующим образом», – говорится в циркулярном письме MSC.1/Circ.1408/Rev.1.

    В соответствии с рекомендациями ИМО часть портов, находящихся в пиратоопасном районе Индийского океана или вблизи него, уже определила, по каким правилам вооруженная охрана может сходить с судна в порту и как порт должен обеспечивать сохранность ее оружия. Среди них порты Шри-Ланки, Омана, Сейшельских Островов, Маврикия, Мадагаскара и Джибути.

    Рис.1. Пираты и частная охрана судов

    Рынок услуг частной наемной вооруженной охраны судов

    Возросший спрос на ЧНПВО для судов привел к образованию рынка соответствующих услуг.

    По оценкам специалистов в области морской безопасности, в настоящее время в Индийском океане работает более 140 ЧМОК, общее число сотрудников которых, непосредственно охраняющих суда, составляет по меньшей мере 2700 человек. Вооруженная охрана официально – то есть по признанию судовладельцев – присутствует сегодня не менее чем на четверти всех торговых судов, проходящих через Аденский залив, притом что, согласно отдельным сообщениям, доля таких судов в отдельные периоды может достигать даже 50%.

    Охранники на судах, как правило, являются бывшими военнослужащими, прошедшими специальную подготовку для работы на морском транспорте. На торговом судне обычно работает подразделение из 3-6 таких охранников, причем охранная фирма предоставляет судоходной компании полный спектр услуг, включая оборудование судна средствами пассивной защиты, обучение экипажа мерам противодействия захвату, обустройство защищенных помещений на судне. Охранники, прибывая на судно, имеют при себе полный комплект снаряжения, аптечки, средства связи, приборы ночного видения и, конечно, стрелковое оружие и боеприпасы. За каждый день работы на судне охранник может получать от $500 до $1000.

    Охранники поднимаются на суда и сходят с них в портах или вблизи портов в пределах пиратоопасного района или недалеко от него – в Маскате и Салале (Оман), Дар-эс-Саламе (Танзания), в Галле (Шри-Ланка), Джибути, – в зависимости от правил и процедур, установленных на этот счет государством порта. В среднем они находятся на судне 10-15 дней. Присутствие на борту такой группы в течение указанного времени и связанные с этим процедуры обходятся судовладельцу примерно в $100 тысяч.

    Перевозка оружия частных охранных компаний

    Трудности с провозом оружия через сухопутные границы и территориальные воды некоторых стран, находящихся в непосредственной близости от района высокого риска, привели к появлению нового типа частных судов – плавучих арсеналов. В настоящее время в международных водах находится не менее 20 таких судов. На них ЧНПВО может получить нужное оружие, боеприпасы и снаряжение, двигаясь к точке посадки на то судно, которое предназначено для охраны, и сдать все это перед заходом охраняемого судна в порт.

    Впрочем, охрана может использовать и «одноразовое» оружие: оно приобретается в порту перед отправкой судна в переход через район высокого риска, а перед заходом в порт назначения выбрасывается за борт. «Учитывая, что в большинстве крупных африканских городов автомат Калашникова можно приобрести за $200, а легальное оформление каждой единицы оружия обходится в $1000, не считая времени и средств, потраченных на заполнение форм, получение лицензий на предоставление охранных услуг и тому подобных документов, проще нелегально купить оружие и выбросить его в море по выходе из опасного района», – заявил сотрудник одной из охранных фирм.

    Некоторые ЧМОК используют частные патрульные суда, которые не только сопровождают торговое судно при переходе, но и способны перехватить лодки нападающих пиратов. Кстати, для ЧМОК и судоходных компаний использование таких частных вооруженных патрулей является более простым решением, так как снимает затруднения, связанные с законодательным ограничением оборота огнестрельного оружия.

    Ожидания и прогнозы

    Роль частных морских охранных компаний в охране судов в пиратоопасных районах, по общему мнению ведущих экспертов и обозревателей отраслевых СМИ, в обозримом будущем будет расти, поскольку:

    а) эффективность использования ЧНПВО на судах в районе высокого риска уже доказана практически;

    б) проблема сомалийского пиратства еще не решена, и никто не может поручиться в том, что это произойдет в скором времени;

    в) несмотря на эффективность защиты торговых судов находящимися в районе Сомали военно-морскими силами различных государств, состав которых, по всей видимости, не будет расширен, этих сил будет недостаточно для защиты всех судов от пиратов на обширнейшей акватории района высокого риска;

    г) стоимость найма ЧНПВО для охраны судна при прохождении его транзитом через весь район высокого риска неоспоримо ниже транспортных расходов при следовании судна безопасным обходным маршрутом;

    д) пиратоопасных районов в современном мире уже несколько – помимо района Сомали, это Гвинейский залив и воды Индонезии, – и пример эффективного использования ЧМОК в одном районе Мирового океана, скорее всего, будет использован в других районах.

    Альтернативой частному наемному персоналу вооруженной охраны могут быть подразделения военнослужащих того государства, под флагом которого ходит судно. Такие подразделения уже осуществляют охрану судов под флагом Нидерландов, Франции, Испании, Бельгии и Италии. К этим странам в скором времени может присоединиться Индонезия. Причем использование таких подразделений на торговых судах предпочтительнее в сравнении с частной охраной, так как военнослужащие лучше защищены законодательно. Однако использования только военнослужащих для охраны торговых судов на сегодняшний день явно недостаточно с учетом потребностей мировой судоходной отрасли.

    Учитывая разнообразие услуг, предоставляемых ЧМОК, несомненную эффективность их работы, а также большой спектр проблем, возникающих в связи с присутствием ЧНПВО на судах, и международный характер этих проблем, в настоящее время необходимо выработать не только и не столько национальные законодательные акты, регулирующие их деятельность, сколько международные кодексы, правила работы и стандарты. В этой связи следует ожидать дальнейшего развития разработанных ИМО рекомендаций и руководств. Международная организация по стандартам к концу этого года планирует предложить проект нового стандарта (ISO 28007), в соответствии с которым будет осуществляться лицензирование частных морских охранных компаний, и тогда не отвечающие всем международным требованиям ЧМОК окажутся неконкурентоспособными.

    ФБУ «Служба морской безопасности» известно о том, что в Российской Федерации уже зарегистрировано несколько частных компаний, оказывающих услуги по охране судов. Эти компании успели положительно зарекомендовать себя, и их услугами регулярно пользуются российские судоходные компании, особенно в те периоды, когда приостанавливается конвоирование караванов судов кораблями ВМФ России.

    Все вышесказанное позволяет утверждать, что рынок частной вооруженной охраны торговых судов в пиратоопасных районах будет расширяться, а качество предоставляемых услуг – повышаться.

    Действующие документы ИМО в отношении частной вооруженной охраны на торговых судах

    MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

    Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

    MSC.1/Circ.1406/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

    Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

    MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 25 мая 2012 г.).

    Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

    MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.).

    Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства, касающихся частного наемного персонала вооруженной охраны на судах;

    MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.).

    Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих услуги частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

    www.morvesti.ru