Общие правила поведения чс техногенного характера

Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 10 класс>>ОБЖД: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основная цель данного параграфа — коротко напомнить о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые подробно были изучены в VII и VIII классах, и помочь вам подготовиться к практическим занятиям на данную тему.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного природного явления, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности (Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Природные чрезвычайные ситуации возникают в результате землетрясений, извержений вулканов, обвалов, лавин, оползней, ураганов, наводнений, крупных природных пожаров и др.

Техногенные чрезвычайные ситуации возникают в результате аварий на промышленных объектах и магистральных трубопроводах, химических аварий, аварий с выбросом радиоактивных веществ, аварий в зданиях жилого и социально-бытового назначения (вклейка, фото 1).

Отметим, что каждому региону страны свойственны свои климато-географические и экономические особенности. Следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в вашем месте проживания, имеют свою специфику.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, как правило, возникают в результате производственных аварий и катастроф. Основные причины техногенных аварий и катастроф — высокий износ производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности; рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде; понижение уровня профессиональной подготовки персонала промышленных предприятий и др.

В последние годы, к сожалению, сохраняется тенденция роста числа чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера, увеличивается количество пострадавшего и погибшего в них населения.
Каждая опасная и чрезвычайная ситуация имеет свою специфику, зависит от многих условий (место, время, причины, ее вызвавшие, и другие факторы) и требует конкретных действий человека с учетом реально складывающейся обстановки. Тем не менее есть целый ряд общих положений поведения человека для обеспечения личной безопасности при чрезвычайных ситуациях.

Прежде всего каждый человек должен выполнять ряд общих правил, позволяющих ему подготовиться к наиболее вероятным для мест проживания чрезвычайным ситуациям, чтобы они не застали врасплох.
В соответствии с законодательством граждане РФ имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности. Возникновение экстремальных ситуаций обусловлено наличием в районе вашего проживания предприятий химической промышленности, пожаро- и взрывоопасных объектов, газопроводов и других промышленных объектов, аварии на которых могут создать опасность для жизни.

Необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения в повседневной жизни, способствующих повышению их безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Каждый человек должен знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях.

В каждом доме необходимо иметь адреса и телефоны организаций (противопожарная служба, милиция, Скорая помощь, орган ГОЧС), в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью.

Важно самому уметь изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты и изолировать жилище от внешней среды с помощью необходимых для этого материалов.

На случай эвакуации предусматривается минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, продукты питания и др.).

1. Какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть в вашем регионе с учетом его климато-географических и экологических особенностей?

2. Разработайте варианты вашего поведения при возникновении чрезвычайной ситуации в районе проживания в случае, если вы находитесь дома, на улице, в школе.

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы-конспекты уроков по Основы безопасности жизнедеятельности 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование ОБЖД 10 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

edufuture.biz

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок ОБЖ в 8 классе.

Тема: Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.

1. Познакомить учащихся с видами ЧС техногенного и природного характера, общими правилами поведениями в ситуациях подобного характера.

2.Ознакомить учащихся с организацией системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учебно- наглядный комплекс: Конституция РФ, федеральные законы.

I .Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

Учащиеся по вызову учителя представляют свои примеры заполненной таблицы, объясняют причины опасности тех или иных объектов.

Сообщение учащихся о техногенных авариях ( из средств печати) и правилах поведения в данных ситуациях.

III Изучение новой темы.

1. Изучение основных положений текста федерального закона « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» с определением техногенных чрезвычайных ситуаций. К ним относятся:

Аварии в зданиях жилого и социально- бытового назначения.

Паводки, наводнения- до 40%

Оползни, извержения вулканов – до 18%

Землетрясения, засухи — до 15%

Учащиеся записывают определение в тетради:

Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС ( из положений федерального закона « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Прогнозирование и оценка социально- экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Далее ученики записывают пять структурных уровней системы РСЧС:

На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управлениями.

IV . Закрепление материала.

— Какова структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ?

— Назовите задачи, решаемые этой системы.

Составить схему эвакуации учащимися при пожаре из школьного корпуса.

МКОУ «Кислоканская СОШ»

учитель ОБЖ: Любимкина Л.Л.

Изучения нового материала.

I .Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

  1. Учащиеся по вызову учителя представляют свои примеры заполненной таблицы, объясняют причины опасности тех или иных объектов.
  2. Сообщение учащихся о техногенных авариях ( из средств печати) и правилах поведения в данных ситуациях.

III Изучение новой темы.

Учитель представляет новый материал с использованием ИТК презентации.

Аварии на промышленных объектах и магистральных трубопроводах;

Аварии с выбросом радиоактивных веществ;

2. Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

Ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20% от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

Землетрясения, засухи -до 15%

К опасным явлениям техногенного характера относятся загрязнение почвы тяжелым металлами, загрязнением атмосферы выбросами СДЯВ, связанные с ними кислотными дожди. Все эти неблагоприятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

3. Определение понятия « ликвидация чрезвычайных ситуаций»

Ликвидация чрезвычайных ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для опасных факторов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочии которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • Осуществление целевых и научно- технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • Прогнозирование и оценка социально- экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • федеральный;
  • региональный;
  • территориальный;
  • местный;
  • объектовый;
  • IV. Закрепление материала.

    Перечислите силы и средства, систему связи и оповещения, применяемые на объектовом уровне; оцените их количество и качество, внесите свои предложения по улучшению эффективности их действия.

    — Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации в конкретном учреждении ( например в вашей школе)?

    infourok.ru

    Общие правила поведения в условиях ЧС

    Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию.

    Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия пожарно-спасательных подразделений, медработников и других специалистов

    Немедленно звоните по телефону «01» или «112» с мобильного телефона

    При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать:

    — место где произошло (адрес, ориентиры);

    — если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда пожарно-спасательных подразделений, сотрудников полиции

    Если Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь

    Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия

    Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства

    В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло и основные рекомендации и правила поведения

    Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников полиции, медицинских работников)

    Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействия опасных факторов)

    Не создавайте условия, препятствующих и затрудняющих действия пожарно-спасательных подразделений, медицинских работников, сотрудников полиции, сотрудников общественного транспорта

    Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.

    Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону

    moscow.mchs.ru

    План-конспект урока по теме:
    Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

    Разработка урока по ОБЖ

    «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

    Мирзоев Вагиф Самедович,

    учитель гимназия №2 Г. Балаково

    Цели урока:

    -познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;

    -ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;

    -совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.

    Оборудование:

    -Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    -физическая карта мира.

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    II.Проверка домашнего задания.

    (Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)

    III. Изучение новой темы.

    1.Беседа с учащимися.

    -Что вы понимаете под стихийными бедствиями?

    -Какие стихийные бедствия возможны на территории России?

    -Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

    (Обсуждение ответов учащихся.)

    У ч и т е л ь. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

    А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

    (Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

    2.Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чрезвычайная ситуация—это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

    -Что бы вы могли дополнить или изменить?

    У ч и т е л ь. Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?

    Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.

    «Статья 1. Основные понятия.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций—это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»

    В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

    -предупреждение возникновения и развития ЧС;

    -снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

    Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).

    3.Р а с с м о т р е н и е примеров ЧС природного характера. Это:

    -крупные природные пожары и т.д.

    Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

    Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:

    -засухи и суховеи.

    Определяется алгоритм действий при ЧС.

    1.Получение сигнала.

    2.Получение информации

    3.Знание сигналов оповещения

    4.Обращение за помощью

    5.Изготовление простейших средств защиты и спасения

    6.Действия по самоспасению

    7.Оказание помощи окружающим.

    5.Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

    БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

    1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

    2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

    3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

    4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

    5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

    6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего—в подвал.

    7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

    8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

    1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице—желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

    2.Держитесь подальше от окон: они могут не выдерживать вибрации и вы поранитесь битыми стёклами.

    3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

    4.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.

    5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

    6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

    Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

    1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

    2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

    3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

    Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

    4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

    5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

    6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

    7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

    8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

    Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

    1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

    2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин—это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

    3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

    4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

    5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

    6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

    7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь—например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

    В а ш и д е й с т в и я:

    1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

    2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

    3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

    4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

    1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

    2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

    3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

    4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

    5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

    6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

    7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

    8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

    9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

    10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

    IV. Итог урока.

    -Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.

    -Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?

    -Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

    Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.

    nsportal.ru