В четверг правительство рассмотрит законопроект о повышении пенсионного возраста
Ожидается, что в этот же день документ будет внесен в Госдуму
Москва. 14 июня. INTERFAX.RU — Изменения в законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий будут рассмотрены в четверг на заседании правительства РФ, следует из материалов к заседанию кабинета министров.
Как сообщает пресс-служба правительства, на заседание выносится проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Вопрос о повышении пенсионного возраста — одна из самых острых тем социальной политики в России. Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» 7 июня заявил, что относится к вопросу повышения пенсионного возраста «в высшей степени осторожно и аккуратно». По его словам, перед новым правительством стоит задача значительного повышения доходов пенсионеров, и ее кабинет министров должен учитывать в первую очередь.
«Хочу еще раз подчеркнуть: ключевая задача во всей системе пенсионного обеспечения — это повышение уровня благосостояния и доходов пенсионеров», — сказал глава государства.
Премьер Дмитрий Медведев впервые публично признал необходимость повышения пенсионного возраста, выступая с отчетом о деятельности правительства в Госдуме 11 апреля.
«При принятии решения о пенсионном возрасте, очевидно, не должно быть резких, непродуманных и непросчитанных решений. Но при этом государство, исполнительная власть должны все-таки ориентироваться на существующие реалии (в части продолжительности жизни россиян — ИФ). Такого рода решения, я думаю, уже назрели», — сказал премьер.
Двумя годами ранее руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР), сейчас глава Счетной палаты России Алексей Кудрин говорил о неизбежности повышения пенсионного возраста — такая мера, по его словам, призвана стабилизировать ситуацию в экономике и существенно уменьшить трансферт Пенсионному фонду в связи со старением населения: в ближайшие 13 лет, по подсчетам ЦСР, трудоспособное население в РФ сократится на 10 млн человек. ЦСР предлагал повышение с 2019 года по схеме «63/65» — до с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Кудрин предлагал делать это постепенно, по полгода в год.
Такой вариант повышения пенсионного возраста, по данным СМИ, стал приоритетным сейчас, когда перед сформированным в мае новым правительством вплотную встал вопрос о подъеме возрастной планки выхода на пенсию. Единственное исключение, согласно публикациям в СМИ, — это предложение о более быстрых темпах повышения — по году в год. Источники допускают, что законопроект в таком «жестком» варианте будет внесен в Госдуму, а парламентарии впоследствии могут несколько смягчить схему повышения.
Помимо непосредственно схемы повышения пенсионного возраста, еще остаются открытыми вопросы льгот по выходу на пенсию для некоторых категорий, в том числе для военных и занятых на вредных производствах, а также о возвращении индексации пенсий работающим пенсионерам.
Реформа, видимо, может быть проведена достаточно быстро: спикер Госдумы Вячеслав Володин в среду заявил, что если правительство внесет законопроект о повышении пенсионного возраста на этой неделе, то документ могут принять в первом чтении уже в июле, до ухода депутатов на летние каникулы. При этом третье чтение, по словам председателя нижней палаты, будет перенесено на осень.
«По этому вопросу давайте дождемся решения правительства и будем его обсуждать. Потому что пока обсуждаются слухи, варианты», — сказал Володин на заседании Госдумы в среду.
Россияне идею повышения пенсионного возраста не одобряют. Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров 8 мая заявлял, что сторонников повышения всего «9-10 процентов опрошенных».
«Отношение, конечно, плохое. Никто не хочет сам стрелять себе в ногу», — сказал Федоров в эфире радиостанции «Вести FM». Таким образом, считает социолог, рост планки выхода на пенсию станет одной из самых тяжелых реформ, предстоящих новому правительству.
www.interfax.ru
Закон о повышении пенсионного возраста в первом чтении в Госдуме намерены принять до конца июля
13 июня 2018 12:19 530
«По этому вопросу давайте дождемся решений правительства и будем его обсуждать», — подчеркнул Володин Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Нижняя палата российского парламента планирует уже до конца весенней сессии, которая продлена до 29 июля, принять в первом чтении проект закона об увеличении в России пенсионного возраста. Как заявил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин , депутаты готовы принять документ, как только он будет рассмотрен правительством.
«Если мы исходим из того, что, допустим, правительство завтра рассматривает этот вопрос и нам вносит законопроект, то у нас с вами, как вы понимаете, на рассылку по субъектам законодательной инициативы есть месяц. И мы можем с вами спокойно в первом чтении рассматривать законопроект, затем его обсуждать в летнее время и, соответственно, в ходе сентября при подготовке ко второму чтению», — сказал Володин.
В то же время спикер подчеркнул, что вопрос поднятия пенсионного возраста довольно чувствительный. И поэтому Госдума не будет торопиться с его принятием и нарушать регламенты.
«По этому вопросу давайте дождемся решений правительства и будем его обсуждать», — подчеркнул Володин.
Стоит отметить, что российский кабмин может утвердить концепцию пенсионной реформы, в том числе новые параметры пенсионного возраста, уже на ближайшем заседании 14 июня, сообщает ТАСС .
К слову, обсуждается увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, для женщин до 63 лет. Причем для женщин не исключен и более мягкий сценарий: повышение пенсионного возраста до 60 лет. При этом большинство существующих льгот при выходе на пенсию сохранятся.
В ТЕМУ
Стало известно, как именно россиянам повысят пенсионный возраст
Правительство обсуждает три варианта реформы (подробности)
Скачай наше приложение «Спецкор» и получай деньги за новости!
m.kp.ru
«Никто не будет торопиться»: законопроект о повышении пенсионного возраста могут внести в Госдуму 14 июня
Нижняя палата парламента успеет рассмотреть закон о повышении пенсионного возраста в первом чтении до конца весенней сессии, если 14 июня документ внесут в Госдуму. Об этом заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. В то же время он отметил, что «никто не будет торопиться» и нарушать регламент.
«Если правительство завтра рассматривает этот вопрос и вносит законопроект, то у нас с вами, как вы понимаете, на рассылку есть месяц. Мы можем спокойно в первом чтении рассматривать законопроект, затем обсуждать его в летнее время и, соответственно, в сентябре при подготовке ко второму чтению», — цитирует Володина РИА Новости.
Он подчеркнул, что депутаты «должны строить работу на основе регламента, федеральных законов и руководства Конституцией».
О том, что проект может быть внесён в парламент 14 июня, сообщил источник агентства в парламенте.
Споры о возрасте
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что пенсионная реформа в стране может начаться в 2019 году.
«Пенсионная реформа — это же не сиюминутная тема. Какие-то изменения, возможно, будут приняты в 2019 году, а какие-то будут продолжены и дальше, потому что, как вы знаете, пенсионная система многопланова, там есть разные темы: тема обычных пенсий, тема пенсионного возраста, тема досрочных пенсий и так далее», — отмечала она.
По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, решение о повышении пенсионного возраста в России является верным.
«Эта норма, которой уже более 50 лет, точно подлежит изменению в соответствии с тем, что происходит в мире с возрастом дожития», — цитирует Грефа РИА Новости.
Сейчас значения пенсионного возраста в России для мужчин и женщин составляют 60 и 55 лет соответственно.
Как отмечал Алексей Кудрин, занимавший пост главы совета Центра стратегических разработок (ЦСР), повышение пенсионного возраста в России необходимо в связи с серьёзными международными демографическими вызовами.
«Демография — старение населения. Если в 1970 году было 3,7 работающего на одного пенсионера, то сейчас, к 2019 году, это примерно два человека — и дальше будет уменьшаться», — говорил Кудрин.
В то же время бизнес-омбудсмен Борис Титов выступил против повышения пенсионного возраста.
«Повышение пенсионного возраста ничего не даст. С финансовой точки зрения это капля в море, сегодня у нас существует больше проблем, с которыми надо справляться. В России, на мой взгляд, нет проблемы недостатка трудовых ресурсов — у нас, наоборот, избыточная занятость населения. Наконец, с социальной и психологической точек зрения повышение пенсионного возраста — вредно», — рассказал он в беседе с корреспондентом RT.
Титов считает, что повышение пенсионного возраста «не решит проблему недостатка трудовых ресурсов».
Главная задача — повышение доходов
Тему повышения пенсионного возраста в ходе прямой линии затронул президент России Владимир Путин. Российский лидер отметил, что относится к этой проблеме с осторожностью.
«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию: я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание: одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причём значительное повышение их доходов», — сказал он.
Он подчеркнул, что в ближайшее время главной задачей во всей системе пенсионного обеспечения будет «значительное повышение уровня благосостояния и доходов пенсионеров».
По словам спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, при повышении пенсионного возраста должен быть «плавный переходный период».
«Растянуть увеличение пенсионного возраста надо на 10 лет и каждый год повышать на полгода возраст выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин», — предложила она.
Таким образом, отметила Матвиенко, повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, если оно состоится, окончательно произойдёт только через десять лет после принятия закона.
По данным газеты «Ведомости», ЦСР предлагает повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин с шагом по полгода в год начиная с 2019 года.
В то время как вопрос о повышении пенсионного возраста остаётся дискуссионным, возврата к обязательной пенсионной системе не ожидается. Об этом во время выступления на ПМЭФ заявил глава Минфина России Антон Силуанов. По его словам, развитие накопительной системы необходимо «для обеспечения достойной пенсии».
«Мы пенсионные накопления замораживали в часть обязательных взносов на пенсионное страхование. Действительно, мы не планируем возвращаться к этому институту, но развивать добровольные пенсионные накопления — это наша задача», — подчеркнул министр.
russian.rt.com
Официальная позиция и сопровождающая ее государственная пропаганда при обосновании внесенной в Госдуму схемы повышения пенсионного возраста апеллирует к тому, что в нашей стране цифры выхода на заслуженный отдых – 60/55 лет – были установлены еще в 1930-е гг. Это правда. Но значит ли это, что уже более чем 80-летняя стабильность в этом вопросе может быть просто так, фактически за несколько месяцев, нарушена?
Финансисты и прочие экономические эксперты оперируют точными цифрами и делают свои выводы, которые – при всей их математической точности – очень часто разбиваются вдребезги тем, что называется общественным мнением. 80-летняя стабильность показателей пенсионного возраста, с одной стороны, действительно требует немедленно что-то поменять (ведь за эти десятилетия средняя продолжительность жизни радикально увеличилась, а также то, что соотношение численности неработающего и занятого населения столь же радикально изменилось в пользу первой категории). Но, с другой стороны, это означает, что в России никто никогда не переживал это событие не отстраненно, на бумаге, а на собственном жизненном опыте. За эти 80 лет в общественное сознание прочно впечатались многие социальные вещи, которые кажутся незыблемыми: бесплатные медицина и образование, а также пенсия, наступающая в 60/55 лет, а у многих даже раньше (люди в погонах, работающие во вредных условиях труда, северяне). Это и есть настоящий общественный договор между людьми и любой властью – советской или демократической, – который уже десятилетия существует в нашей стране. Он неформален, не артикулирован, но именно благодаря ему в ныне действующей Конституции появилась статья о «социальном государстве» как свершившемся факте, а не далекой цели развития.
Конечно, с точки зрения любой страны Запада, к опыту которых наша госпропаганда сейчас вдруг начала обращаться, такая 80-летняя незыблемость пенсионного возраста кажется позавчерашним днем. Там действительно люди получают право на пенсию в 63, 65, а кое-где уже только в 67 лет. И к этим цифрам тамошние общества шли довольно быстро – всего лишь несколько послевоенных десятилетий. Однако важно заметить, что этот процесс носил и носит ярко выраженный политический характер: через общественную дискуссию, протесты, парламентские дебаты. То есть мы имеем дело со сложившимся институтом, который регулирует этот весьма непростой процесс с точки зрения его форм и темпов. Интересный курьез: в этом году в Польше снизили (!) пенсионный возраст, отменив принятый несколько лет назад закон о его повышении.
Вопрос: есть ли в нынешней России политический институт, который может взять на себя процесс эффективной реализации действительно назревшего увеличения пенсионного возраста? Ответ простой: такого института нет, а неформальный общественный договор есть. Именно поэтому все опросы показывают, что не менее 80% населения определенно против этого увеличения.
Власть этого фундаментального обстоятельства, видимо, не понимает, руководствуясь чисто финансово-экономическими выкладками. Кроме того, свою убаюкивающую роль сыграли весьма позитивные для Владимира Путина итоги недавних президентских выборов – особенно в некогда протестных столицах и крупных городах. К этому прибавим вроде бы успешный опыт недавнего внедрения таких социально неприятных практически для каждой семьи новаций, как обязательные платежи на капитальный ремонт жилья и введение новых принципов исчисления налога на недвижимость. Видимо, у весьма ограниченного круга лиц, принимающих решения в нашей стране, возникло ощущение, что теперешний общественный договор весьма устойчив из-за «вставания с колен» и роста военной мощи, а социалка отошла на вторые роли.
Именно поэтому повышение пенсионного возраста волей-неволей напоминает спецоперацию со всеми присущими ей атрибутами.
Во-первых, обществу не были предъявлены реальные расчеты, которые доказывают срочность этой меры. Все разговоры некоторых официальных лиц о том, что пенсионная система вот-вот рухнет из-за хронической нехватки в ней денег, как только начало пахнуть жареным, были по взмаху известной дирижерской палочки сменены на песню о том, что все сэкономленные деньги пойдут на подъем выплат нынешним пожилым людям. Из ниоткуда появились обещания уже в 2019 г. увеличить пенсии в среднем на 1000 руб. в месяц против запланированных в связи с инфляцией 500 руб. А потом эту прибавку стали обещать и на несколько лет вперед. Но почему же тогда в финансово-экономическом обосновании к внесенному правительством проекту закона написано, что его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и Пенсионного фонда?
И это вторая типовая черта спецоперации: менять на ходу информационное прикрытие, вбрасывая какую-то обрывочную информацию, которая ничего не разъясняет, а только запутывает ситуацию. Факт использования этой тактики очевиден и в связи с заявлением вице-премьера Татьяны Голиковой, что в 2019 г. в России будет отменена введенная всего лишь три года назад так называемая балльная система исчисления пенсионных прав. По сути Татьяна Алексеевна права, но возникает очень много сопутствующих вопросов, никак не отраженных в проекте подготовленного правительством законопроекта. Например, какая схема накопления пенсионных прав будет предложена? Будет ли произведен пересчет за три года действия «баллов» и потребует ли это дополнительных государственных расходов?
Естественно, что еще одной типовой чертой спецоперации является вбрасывание заведомо ложной информации, которая должна убедить население, что черное – это белое. Характерный пример – ссылки на Китай, в котором, дескать, вместо полноценной пенсионной системы принят специальный закон о том, что взрослые дети обязаны содержать престарелых родителей. И это должно вполне увязываться с успехами этой страны в целом.
Эксперты, конечно, тут же показали, что это не так, но кто же их читает? А вот федеральные телеканалы вываливают эту «информацию» на многомиллионную аудиторию.
Можно заняться и препарированием информации, выдачей полуправды. Например, берется прогноз Росстата о росте ожидаемой продолжительности жизни и тиражируется только самый оптимистический его сценарий, степень реализуемости которого крайне мала.
Я не верю в то, что сейчас в России возможны массовые протесты против повышения пенсионного возраста, которые полностью остановят эту «реформу». Власти уже начали выкручиваться с использованием упомянутой 1000 руб.
Но главное событие впереди: это опубличивание мнения Владимира Путина. Он верховный главнокомандующий не только в отношении вооруженных сил. Без его согласия правительство не перешло бы в наступление на пенсионном фронте. Но сейчас он держит демонстративную паузу, видимо, взвешивая возникающие политические и репутационные риски. Вполне вероятно, что он на каком-то этапе объявит о смягчении предложений правительства, но никак не приостановит сам процесс.
При этом самый элементарный анализ показывает, что подход к пенсионной проблематике в режиме спецоперации, а не в рамках общественного договора в корне противоречит майскому указу президента 2018 г., который фактически является программой развития страны на ближайшие годы. Это касается и обещанного снижения бедности в 2 раза, и экономического рывка. Ведь накопление массового подспудного общественного негатива из-за навязывания того, чего не приемлет даже путинское большинство, убивает мотивации к креативной и предпринимательской деятельности и усиливает недоверие (местами уже переходящее в тихую ненависть) к государству.
Как можно в этих условиях достойно парировать угрозу отставания страны, о которой президент совершенно справедливо предупредил в своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г.?
Из описанного рукотворного пучка проблем можно выйти только одним достойным для власти способом: во внесенный правительством законопроект надо добавить еще одну статью, согласно которой повышение пенсионного возраста начнется не с 1 января 2019 г., а с 1 января 2025 г. За образовавшийся в результате подготовительный период можно будет взяться за ум, вступив в переговоры с вверенным этой власти обществом. Повестка дня понятна: рынок труда, состояние здравоохранения и системы профессионального образования, социальная защита. По всем этим секторам потребуются специальные программы адаптации к новым параметрам пенсионного возраста, которые, кстати, также подлежат обсуждению.
И, наконец, last but not least: не надо называть то, что сейчас предлагает правительство, «пенсионной реформой». Это пока не более чем арифметическое действие, которое, как показывают события, уже не может быть реализовано в желаемом для авторов режиме. Предстоящие годы надо потратить на подготовку настоящей пенсионной реформы, которая должна быть увязана со всеми социально-экономическими и политическими изменениями, которые необходимы России.
Автор — член экспертной группы «Европейский диалог»
Новый пенсионный закон россии
Законопроект о повышении пенсионного возраста предполагает «антропометрические изменения одного показателя», поэтому нельзя говорить, что это реформа, заявил председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов в среду на специальном заседании Совета по правам человека (СПЧ) при президенте. Без повышения пенсионного возраста не удастся исполнить задачу, поставленную президентом, – увеличивать размер пенсий темпами выше инфляции, пояснил чиновник.
Это закон «не о повышении возраста, а о повышении пенсий», и это действительно не реформа, поскольку касается лишь одной группы общественных отношений, считает уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. По ее словам, майский указ президента предполагает повышение гарантий гражданам пожилого возраста и уровня социального обеспечения: «Нужно сделать все, чтобы идея повышения уровня пенсий была главной в законопроекте. Мы хотели бы видеть всю подзаконную базу к законопроекту, которая позволила бы выйти на пенсионную реформу, включающую изменения подходов медико-социальной экспертизы, усиления гарантий квотирования рабочих мест для людей от 50 лет, дифференцированного подхода для работающих на вредном производстве».
В 2024 г. средний размер пенсии будет 20 000 руб., благодаря повышению пенсионного возраста восстановится баланс трудовых ресурсов на рынке труда, уверял собравшихся замминистра труда Андрей Пудов: «В противном случае уровень пенсий будет снижаться, поскольку нет средств для их индексации». Он также объяснил, что если сейчас медицинские и педагогические работники могут выйти на пенсию по выслуге лет, имея 25 лет стажа, то к 2034 г. этот срок тоже сдвинется: для женщин – на восемь лет, для мужчин – на пять. Сейчас в министерстве работают над комплексным планом, который включает в том числе переквалификацию людей предпенсионного возраста, сообщил Пудов. А заодно предупредил, что в случае смягчения предложенного правительством варианта повышения пенсионного возраста добиться заявленного увеличения пенсий на 1000 руб. в год не получится.
Предложена не пенсионная форма, а изменения по настройке пенсионной системы, поддержала чиновников советник президента Александра Левицкая. По ее мнению, есть запрос на комплексные изменения в пенсионной сфере. При подготовке прошлой пенсионной реформы был специальный совет на довольно высоком уровне, где проходило обсуждение, напомнила Левицкая: «Сейчас же обсуждения идут на разных площадках. Удивительно, что внесение законопроекта воспринимается чувствительно даже без учета того, что Госдума должна его обсуждать и что для этого еще есть время». Майский указ нужно рассматривать в комплексе и оценивать, в частности, как повышение пенсионного возраста будет увязано с решением задачи по снижению уровня бедности, подчеркнула советник президента: «Кроме пакета законов нужны управленческие решения, организационные возможности, кадры со стороны госорганов, а не только со стороны пенсионеров. Задача по уменьшению уровня бедности поставлена президентом, и она должна рассматриваться в комплексе».
По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, в обращениях к президенту по поводу пенсионного законопроекта граждане беспокоятся, что реформа приведет к росту безработицы, снижению рождаемости и продолжительности жизни; в некоторых обращениях предлагается провести референдум по поводу реформы.
Повышение пенсионного возраста не приведет к увеличению рабочих мест, не увеличит зарплаты, а надбавка в 1000 руб. сопоставима с реальным уровнем инфляции, считает член СПЧ, председатель Конфедерации труда России Борис Кравченко. По его мнению, сначала нужно принять ряд мер, которые бы повлияли на продолжительность жизни: необходимы пересмотр национальной политики в области труда и уровня зарплат, борьба с теневым рынком труда, меры по продлению активной трудовой жизни, медицинское обеспечение, создание рабочих мест для возрастных работников и выпускников вузов. Все это «позволит не принимать законопроект о повышении пенсионного возраста», резюмировал Кравченко.
Член СПЧ Ирина Киркора заявила, что сначала правительству надо было представить комплексный план обеспечения социальных гарантий для людей предпенсионного возраста, потому что вряд ли, например, работодатели будут обеспечивать рабочие места. По ее мнению, в небольших населенных пунктах людей будут увольнять за несколько лет до достижения пенсионного возраста, а новую работу найти будет нельзя, и люди останутся на несколько лет без средств к существованию. «Гора родит мышь при таком подходе», – заключила она. Не менее эмоционален был и член СПЧ Андрей Бабушкин: «Нельзя поджигать дом, чтобы поджарить яичницу, говорил Фрэнсис Бэкон. А сейчас как раз хотят поджечь дом». Он считает, что следствием реформы станет увеличение числа людей, не доживающих до пенсии, рост смертности и инвалидизации среди людей пожилого возраста, падение рождаемости. Кроме того, вырастет число техногенных аварий, поскольку люди пожилого возраста с притупленным вниманием будут вынуждены работать в том числе и с источниками повышенной опасности, отметил правозащитник. «Можно повысить пенсионный возраст до 80 лет, да хоть до 115. Но сделать это можно только при условии, что в Уголовный кодекс будет внесена поправка, что люди из правительства, ответственные за реформу, при провале реформы получат пожизненные сроки. Критерием провала может служить показатель, произойдет ли рост смертности», – заявил Бабушкин.
Экономист Евгений Гонтмахер напомнил, что когда пенсионная реформа проводилась в 2002 г., ее очень широко обсуждали и это был «образец коллективного творчества всех социальных партнеров», но потом пенсионную систему начали потихоньку менять. «Непонятно, почему законопроект вносили в таком авральном режиме. В пояснительной записке говорится, что не требуется финансово-экономического обоснования, а также дополнительных расходов бюджета. При этом через два дня после внесения начинают говорить про рост пенсий на 1000 руб.», – недоумевал Гонтмахер. Майские указы 2012 г. больше всего не выполнены как раз по макроэкономическим показателям, отметил он: «Нужно подготовить большую национальную программу, обсуждать ее несколько лет, чтобы из этого вытекала пенсионная реформа. Либо сейчас повышение пенсионного возраста начать с 2025 г., а до этого пусть правительство покажет экономический прорыв в стране».
www.vedomosti.ru