Независимая социальная экспертиза
Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь, направленная на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, оказывается в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в стационарных и амбулаторных условиях. В консультативно-диагностическом центре работают высокопрофессиональные специалисты
Проведение комплексной экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации по следующим основным направлениям: социально-средовая реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, профессиональная ориентиция, консультирование по вопросам содействия в трудоустройстве и производственной адаптации
Основные группы протезно-ортопедических изделий, изготавливаемых специалистами Центра проектирования и производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации
Для эффективного решения проблем инвалидности, улучшения работы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Федеральном бюро МСЭ осуществляется разносторонняя научно-исследовательская деятельность
Осуществляется Учебно-методологическим центром с привлечением ведущих специалистов в области медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации в специально оборудованных аудиториях и лекционных залах с использованием мультимедийной техники и собственного обширного библиотечного фонда
fbmse.ru
Владимир Слепак просит передать медико-социальную экспертизу Минздраву
В ОП РФ непрерывно поступают многочисленные жалобы граждан по вопросам нарушений по установлению инвалидности детям

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Владимир Слепак сообщил о необходимости передачи медико-социальной экспертизы (МСЭ) Министерству здравоохранения РФ.
По словам общественного деятеля, на первом месте при принятии решения об инвалидности должен стоять объективный диагноз врача, а не «манипуляции чиновников, требующих правоохранительной экспертизы».
По словам Слепака, процедура МСЭ стала областью «беспрецедентной коррупции», в связи с чем требует срочного проведения расследования в отношении ведомства.
«Ранее я направил письмо вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец, в котором отметил, что деятельность, связанная с проведением МСЭ, стала областью беспрецедентной коррупции, о чем свидетельствуют многочисленные уголовные дела, возбужденные против сотрудников», — заявил Слепак.
Так, в Брянске в отношении членов бюро медико-социальной экспертизы возбуждены девять уголовных дел о взяточничестве. Только на экс-главу бюро МСЭ в Ставропольском крае было возбуждено более 50 уголовных дел за превышение должностных полномочий. В Евпатории бюро МСЭ отказало в установлении I группы инвалидности инвалиду Великой Отечественной войны 1925 года рождения. В 2016 году ситуация также не изменилась.
«Уверен, что необходимы серьезные меры по наведению порядка в деятельности МСЭ, которые требуют срочного проведения генерального расследования происходящего, изменения статуса и переподчинения данного органа Минздраву РФ», — заключил член ОП РФ.
О многочисленных жалобах российских инвалидов и правозащитников на деятельность МСЭ сообщалось неоднократно. С введением новых правил установления инвалидности, которые вступили в силу в конце 2014 года, медико-социальные комиссии стали занижать группу инвалидности или необоснованно отказывать в ее продлении. Именно это, по мнению пациентов с инвалидностью, привело к официальному снижению числа инвалидов в России. Общественники обращались в Правительство с просьбой передать комиссии МСЭ в подчинение Минздраву, однако Минтруд отказался отдавать экспертизу врачам.
После этого Владимир Слепак и президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский направили премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо, предложив передать полномочия МСЭ врачебным комиссиям при поликлиниках, что, по их мнению, позволило бы снизить расходы на содержание бюро МСЭ и повысить доступность экспертизы для населения. Также они призвали привлекать экспертов к уголовной ответственности за присвоение неправильной группы инвалидности.
Член Комиссии ОП РФ Екатерина Курбангалеева поддерживает инициативу председателя Комиссии и считает необходимым передачу полномочий МСЭ Минздраву.
«Хотела бы поддержать своих коллег по Общественной палате РФ, в первую очередь, Владимира Слепака. Система медико-социальной экспертизы в том виде, в котором она сейчас существует, неэффективна, а иногда и социально вредна. Участились случаи отказов в присвоении или переаттестации инвалидности в очевидных случаях и, несмотря на врачебные диагнозы, например, при генетических заболеваниях детей, таких как муковисцидоз. Логики в этих действиях нет никакой: неонатальная диагностика на 5 генетических нозологий ровно для этого и существует, чтобы на самых ранних стадиях выявить заболевание, не оставить родителей и детей наедине с ним в тяжелейшей ситуации и оказать меры государственной поддержки. В результате действия МСЭ не только не облегчают ситуацию, а фактически заставляют семьи с такими детьми пройти семь кругов ада, сопряженных с унижениями», — отметила член ОП РФ.
По словам Курбангалеевой, нередки также и случаи заочной отмены инвалидности детей разными уровнями МСЭ. Родители по году-два судятся, отстаивая права своих детей — как раз до следующего переосвидетельствования. И опять по кругу.
«Так, вопиющим случаем является история жительницы Владимирской области с заболеванием ОДА. Ребенку ГБ МСЭ по Владимирской области в положенный срок подтвердило инвалидность, а ФБ МСЭ заочно отказало в инвалидности. Родители выиграли уже два суда, но ФБ МСЭ все продолжает судиться. До неприличия. Уже были подключены ОП РФ, СМИ и общественность, но ФБ МСЭ упорствует», — отметила член ОП РФ.
Екатерина Курбангалеева обращает внимание, что в деятельности МСЭ в случаях отказа в инвалидности при наличии подтверждающего диагноза есть «слепое пятно», такой «правовой зазор», на который часто указывает суд. В силу ст. 70 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ (N323-ФЗ от 21.11.2011 года) именно лечащий врач устанавливает диагноз, являющийся медицинским заключением о состоянии (заболевании) пациента. МСЭ не является медицинским учреждением. Отказывая в инвалидности, МСЭ выходит за пределы своих полномочий, установленных Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N310н.
«Словом, Минтруд и подчиняющееся ему ФБ МСЭ весьма специфически понимают „социальную защиту“. Задачей МСЭ является установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определение потребностей в мерах социальной поддержки, а не принятие решения, имеет или не имеет освидетельствуемое лицо инвалидность. Получается, что система МСЭ занимается не социальной зашитой инвалидов, а социальной защитой от инвалидов. Налицо конфликт врача и представителя МСЭ, подчиняющегося Минтруду. Возможно, если бы система медико-социальной экспертизы была бы в том же ведомстве, что и врачи, определяющие диагноз, ситуация была бы более прозрачной и с „человеческим лицом“. Ведь клятву Гиппократа у врачей еще никто не отменял», — заключила Курбангалеева.
Отреагировав на многочисленные жалобы, Дмитрий Медведев поручил Минздраву и Минтруду в течение месяца проработать вопрос о возможности независимой медико-социальной экспертизы. В результате Минтруд России совместно с профессиональным сообществом разработал проект плана мероприятий по совершенствованию системы независимой экспертизы, однако ее полное внедрение произойдет не ранее 2019 года.
В свою очередь, министр труда и социальной защиты признал существование коррупции и роста мошенничества, связанного с присвоением инвалидности по фиктивным медицинским справкам. Министр также обещал предпринять ряд организационных мер для борьбы с коррупцией в бюро медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности.
www.oprf.ru
Медико-социальная экспертиза


Согласно Постановлению правительства РФ от 20.02.2006 года при несогласии с решением МСЭ подаются заявления в Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ.
Как показывает опыт все отрасли стоят горой друг за друга, а про медицинское братство и говорить нечего. Возможно ли в случае несогласия с решением МСЭ прохождение независимых медицинских экспертиз, каков порядок (по решению суда или нет), имеются ли данные, если да, то примерно какой процент выигрышных дел среди пациентов?


![]()

Подобных организаций, которые рекламируют свои услуги по проведению так называемой «независимой МСЭ» — в нарушение положений приведенных выше действующих НПА (нормативно-правовых актов) — существует немало.
По отзывам наших инвалидов, которым довелось иметь с ними дело — основная их задача — «выкачать» из больного максимум денег — без какой-либо гарантии на успех в суде.
Ни ОДНА коммерческая организация — лицензий на проведение медико-социальной экспертизы — не имеет (на настоящий момент).
Для того и проводилось лицензирование учреждений Службы МСЭ — чтобы «отсечь» подобного рода коммерческие организации от подобного рода деятельности.
На сегодняшний день коммерческие организации НЕ ИМЕЮТ ЛИЦЕНЗИЙ на проведение медико-социальной экспертизы, следовательно результаты подобного рода экспертизы достаточно просто подвергнуть сомнению (даже по чисто формальному признаку — отсутствие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы).
В моей практике был случай, когда абсолютно верное решение, вынесенное в первичном бюро МСЭ суд отменил по формальным основаниям — а именно — на момент принятия экспертного решения данное бюро МСЭ еще не успело получить лицензию на проведение медико-социальной экспертизы (тогда процесс лицензирования еще не был полностью завершен).
Так что делайте выводы — о целесообразности трат денег на независимую МСЭ в коммерческой организации, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ЛИЦЕНЗИИ на ее проведение.
Надеюсь, что исходя из изложенной выше информации — Вы сможете принять правильное решение — относительно целесообразности обращения в подобные организации.
Рекомендую также ВНИМАТЕЛЬНО ознакомиться с ЭТОЙ ВЕТКОЙ ФОРУМА.
www.invalidnost.com
Эксперты ОНФ призывают Минтруд создать независимую медико-социальную экспертизу

Министерство труда РФ подготовило новый проект приказа, уточняющий классификации и критерии установления инвалидности, на которые президенту России и лидеру Народного фронта Владимиру Путину неоднократно жаловались граждане, лишившиеся льготных лекарств. Эксперты ОНФ считают, что Минтруд должен не просто скорректировать положения своего приказа, но и пересмотреть принятые с начала года на его основе решения экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ). По словам эксперта Народного фронта по делам инвалидов, сопредседателя регионального штаба ОНФ в Московской области Александра Лысенко, необходимо создать независимую медико-социальную экспертизу, куда любой гражданин мог бы обратиться в поисках справедливого решения.
Напомним, что с 1 января 2015 г. приказом Минтруда России от 29 сентября 2014 г. №664н в России введены новые классификации и критерии медико-социальной экспертизы граждан, которые принципиально отличаются от тех, что использовались ранее. Суть изменений в том, что группы инвалидности теперь устанавливаются на основе оценки выраженности стойких нарушений функций организма. Степени ограничения жизнедеятельности, такие как способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, перестали быть ключевыми критериями при установлении группы инвалидности. По мнению Минтруда и подведомственного ему Федерального бюро МСЭ, новые критерии позволили конкретизировать количественные оценки установления инвалидности и минимизировать субъективизм со стороны врачей-экспертов.
Несмотря на то, что новые классификации и критерии апробировались в ходе пилотных проектов в 2012 г. в рамках государственной программы «Доступная среда» в Удмуртии, Хакассии и Тюменской области, избежать ошибок не удалось.
В ОНФ и в Фонд «Здоровье», возглавляемый членом Центрального штаба Фронта Эдуардом Гавриловым, поступали многочисленные обращения от граждан с хроническими заболеваниями, потерявшими право на получение льготных лекарств из-за снятия с них группы инвалидности. Причиной снятия инвалидности явилось улучшение их состояния в результате проводимого лечения. Потеря права на бесплатное лекарственное обеспечение зачастую приводило к резкому ухудшению состояния и необходимости вновь обращаться в учреждения МСЭ для установления инвалидности.
Так, в региональное отделение Республики Карелия обратился пенсионер из Петрозаводска с диагнозом опухоли головного мозга, постоянно получавший препарат октреотид стоимостью около 50 тыс. руб. в месяц. В феврале 2015 г. инвалидность с него была снята. Покупать препарат за счет собственных средств пенсионер не cмог, его состояние без необходимого лечения значительно ухудшилось и пришлось вновь обратиться в учреждение МСЭ за получением статуса инвалида.
В другом случае в ходе «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным в апреле этого года к нему обратилась жительница Республики Башкортостан, тринадцатилетняя дочь которой страдает инсулинозависимым сахарным диабетом. На всех трех уровнях МСЭ – местном, региональном и федеральном – ребенку было отказано в повторном установлении инвалидности на основании новых классификаций и критериев. Наличие на протяжении нескольких предыдущих лет явных ограничений жизнедеятельности, резких и подчас опасных колебаний уровня сахара в крови не явились поводом для подтверждения инвалидности в соответствии с новыми классификациями и критериями МСЭ. До настоящего времени вопрос не решен.
Минтруд России с начала 2015 г. проводит мониторинг применения новых классификаций и критериев МСЭ, который, по словам заместителя министра Григория Лекарева, «выявил отдельные проблемы, связанные с правоприменением новых классификаций и критериев. Некоторые из них связаны с установлением инвалидности детям». По словам Григория Лекарева ведомством подготовлен проект приказа, в котором конретизированы критерии установления категории «ребенок-инвалид» при некоторых заболеваниях, конкретизированы количественные оценки степени выраженности нарушений функций организма, более подробно изложены нарушения функций у детей при некоторых заболеваниях. В частности, в приказе детализирована оценка степени выраженности нарушений при таких заболеваниях, как инсулинозависимый сахарных диабет и бронхиальная астма, протекающие в детском возрасте, расщелина губы и неба, фенилкетонурия. Более подробно изложены нарушения, обусловленные муковисцидозом, врожденными пороками развития, хронической почечной недостаточностью.
Александр Лысенко считает, что Минтруд должен не просто внести уточнения в классификации и критерии МСЭ, но скорректировать экспертные решения, вынесенные до вступления в силу нового приказа. Такие, как, например, в упомянутом выше случае в Республике Башкортостан. «Основанные на определении функциональных нарушений критерии степени тяжести инвалидности, бесспорно, повышают объективность экспертных решений. Но сегодня пока еще не разработаны единообразные методические подходы к установлению этих нарушений, исключающие субъективные отклонения в их количественной оценке. Поэтому даже с использованием этих, более точных, критериев при желании можно сфабриковать то решение, которое желает эксперт, а не то, которое объективно соответствует степени тяжести инвалидности. Чтобы справедливо разрешать споры и разногласия в этой области, необходимо создание независимой медико-социальной экспертизы, куда любой гражданин мог бы обратиться в поисках справедливого решения. А это требует новых законодательных норм», – считает Лысенко.
По его мнению, полное исключение качественных показателей из числа критериев установления инвалидности вряд ли оправдано. Это означает возврат к медицинской модели инвалидности, основанной на представлениях об инвалиде как о больном человеке, у которого имеются стойкие анатомические и структурные нарушения организма. Снижение значимости показателей, характеризующих ограничения жизнедеятельности, может отразиться на качестве индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). А ведь, собственно, выработка основных направлений реабилитации и является главной задачей МСЭ.
«Дети с перечисленными заболеваниями, которым ранее после 1 января этого года инвалидность не была установлена, вправе в соответствии с действующим законодательством обратиться повторно в учреждения МСЭ для установления инвалидности в настоящее время», – подчеркивает Александр Лысенко.
По инициативе ОНФ решение проблем МСЭ запланировано в государственной программе «Доступная среда на 2011–2020 гг.». О необходимости создания условий доступности учреждений МСЭ для людей с инвалидностью было принято решение на расширенном заседании пяти рабочих групп ОНФ 25 февраля 2015 г. Общероссийский народный фронт будет осуществлять мониторинг деятельности учреждений МСЭ в рамках государственной программы «Доступная среда», результаты которого будут представлены Владимиру Путину.
onf.ru
Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.
Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля – по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», – ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

Фото: Александр Петросян/aleksandrpetrosyan.com
«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»
«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. – Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни – кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.
В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.
В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».
Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».
Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема – придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»
Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.
– Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, – правда?
– Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, – он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».
В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.
– Это по закону, а как в жизни?
– А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы – длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.
Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.
Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…
– Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники.
– Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.
Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.
Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования – основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).
Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.
– Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?
– В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге – там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ – абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?
Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.
– Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…
– И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу – много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.
Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры – крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.
Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.
Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.
Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:
снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);
сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;
снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;
увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;
исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;
www.pravmir.ru