Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Понятие и особенности бюджетной организации

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  • Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  • Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  • Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
  • Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

    Ведение учета в бюджетных организациях

    Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

    Взаиморасчеты с поставщиком

    Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть (51 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

    В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

    saldovka.com

    Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации

    Статьи по теме

    Бюджетное учреждение работает в соответствии с предметом и целями, которые определены федеральными и муниципальными правовыми актами. При этом получаемый от такой деятельности доход облагается налогом на прибыль. Порядок его расчета определен в Налоговом кодексе РФ, а также регулируется другими нормативными документами. Из статьи вы узнаете о порядке расчета налога на прибыль в бюджетных учреждениях, применяемых для него процентных ставках, а также о сроках его уплаты.

    Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

    В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 ГК РФ бюджетные учреждения относятся к группе государственных или муниципальных. Такие организации формируются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    При исчислении налога на прибыль казенных учреждений стоит помнить, что ее получение не является целью деятельности некоммерческих предприятий, которые создаются в специальных формах. Их список утвержден пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ. При этом такие компании имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, что должно быть зафиксировано в их уставах. Предприятия должны иметь достаточный для «выработки» дохода объем имущества, рыночная стоимость которого должна соответствовать уставному капиталу ООО (п. 4 и 5 статьи 50 ГК РФ).

    Объекты налогообложения

    Напомним, что плательщиком налога на прибыль является любое предприятие, если оно ведет свою деятельность на территории нашей страны. При этом не имеет значения, каким способом была создана компания и ее правовой статус. Так, объектами налогообложения у бюджетных предприятий являются не только доходы от коммерческой деятельности, но и те, которые считаются внереализационными.

    К доходам от реализации, с которых нужно заплатить налог на прибыль, относится выручка от реализации:
    — продукции (работ, услуг) собственного производства;
    — ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);
    — имущественных прав.

    Примеры коммерческих услуг, с которых платится налог на прибыль в бюджетном учреждении (ст. 249 НК РФ):

    Что касается внереализационных доходов бюджетных предприятий, то к ним относятся дивиденды, проценты, полученные по кредитам и займам, стоимость безвозмездно полученного имущества и материальных ценностей и др. С полным перечнем можно ознакомиться в статье 250 Налогового кодекса РФ.

    У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.

    В первую такую группу относятся доходы от внебюджетной деятельности. Ко второй можно отнести субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. И, к третьей – субсидии на иные цели. Именно в таком формате бюджетное учреждение получает средства на свои счета. Что касается самой структуры доходов и расходов таких предприятий, то здесь стоит обратить внимание на затратную часть. Именно она оказывает существенное влияние на размер уплачиваемого налога на прибыль в бюджетном учреждении.

    Как и в обычных компаниях, бюджетные уменьшают налоговую базу по прибыли на размер понесенных расходов, в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ. Они бывают материальными, амортизационными, зарплатными и прочими. Действуют стандартные правила включения их в расчет, согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ. Так, расходами признаются лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

    Бухгалтерам казенных предприятий особое внимание стоит обратить на подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В соответствии с ним, такие предприятия обязаны вести раздельный учет и доходов и расходов, которые были получены в виде целевого финансирования. Если учреждение пренебрегает таким разделением, то все средства, которые она получает в рамках целевых «вливаний» будут считаться налогооблагаемым доходом в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении.

    Для признания доходов и расходов может применяться, как метод начисления, так и кассовый. Главное, чтобы выбранный способ был зафиксирован в учетной политике. Недостатком применения в бюджетных организациях метода начисления является то, что за оказанную услугу, которая уже отражена в учете, оплата может быть еще не получена. При этом уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении должна быть осуществлена в том же периоде (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

    Фактически, предприятию приходится платить налоги «из своего кармана», до момента пока не будут получены деньги от контрагента. Такая особенность может стать причиной переход «бюджетника» на кассовый метод в соответствии со статьей 273 Налогового кодекса РФ. Но использовать его можно лишь в тех случаях, когда в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

    Как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения

    Порядок расчета налога на прибыль казенных и бюджетных учреждений в большинстве своем зависит от вида деятельности предприятия, а также от типа оказываемых услуг. Основная формула, которую используют «бюджетники» выглядит следующим образом:

    Налогооблагаемая база * Ставка налога = Сумма налога к уплате

    Основное внимание необходимо уделить именно расчету налоговой базы по прибыли, т.к. от нее зависит конечная сумма платежа, перечисляемого в бюджет. Нюансом расчета для бюджетных учреждений является разделение полученной прибыли от целевой и коммерческой деятельности. Рассмотрим пример, когда в целях уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении оно ведет отдельный учет расходов, возникших в рамках коммерческой деятельности (по пропорциональной системе).

    В 1 квартале 2017 года бюджетное учреждение получило из бюджета 1 000 000 рублей в виде целевого финансирования. Размер поступлений целевого назначения составил 200 000 рублей. Кроме того, в рамках коммерческой деятельности компания получила средств на сумму 400 000 рублей.
    Итого сумма поступлений за 1 квартал составила 1 600 000 рублей.
    Бухгалтер предприятия рассчитал пропорцию поступлений от оказания платных услуг:
    400 тыс. руб. / (1,6 млн. руб. – 200 тыс. руб.) * 100 % = 28,57 %.
    Объем расходов за указанный период составил 1 000 000 рублей, плюс 200 000 рублей целевых. Таким образом:
    1 млн. руб. + 200 тыс. руб. / 100 * 28,57 % = 342,84 тыс. руб.
    Рассчитанная налогооблагаемая прибыль составит: 400 тыс. руб. – 342,84 тыс. руб. = 57,16 тыс. руб.
    Сумма налога к уплате составит: 57,16 тыс. руб. * 20 % ставку = 11,43 тыс. руб.

    Порядок уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями

    Уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении подразумевает разделение соответствующих платежей на два направления: федеральный и региональный бюджет. В связи с этим необходимо оформлять два платежных поручения. Ниже представлена инструкция, позволяющая оформить данные документы без ошибок.

    Этап 1. Расчет налога на прибыль.

    Этап 2. Распределение платежа на федеральный и региональный бюджет (3 и 17 % соответственно).

    Этап 3. Внесение данных в платежные поручения, в которых нужно указать:

  • основные реквизиты предприятий;
  • КБК;
  • назначение платежа;
  • основание платежа «ТП»;
  • налоговый период;
  • дату платежки;
  • статус плательщика «01».
  • Проводки в учете начисления налога на прибыль в бюджетном учреждении и его уплаты:

    Дебет 2.401.10.130 Кредит 2.303.03.730 Начислен налог на прибыль от оказания платных услуг

    Дебет 2.401.01.172 Кредит 2.303.03.730 Начислен налог на прибыль от реализации готовой продукции

    Дебет 2.303.03.830 Кредит 2.201.11.610 Уплачен налог на прибыль в бюджет

    Сроки уплаты налога на прибыль

    Одно из важнейших требований по порядку уплаты налога является соблюдение сроков платежей. Они прописаны в статье 287 Налогового кодекса РФ. В ней идет речь не только об основных налоговых траншах, но и об авансовых платежах. Так, годовой платеж производится не позднее 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

    Что касается авансовых платежей, то тут у бюджетных учреждений есть особенности. Для таких организаций отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Именно поэтому пунктом 1 статьи 287 НК РФ и пунктом 3 статьи 289 НК РФ утверждены следующие сроки авансовых платежей: 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Если один из таких дней выпадает на выходной, то срок перечисления сдвигается на следующий рабочий день в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    График уплаты на 2018 год:

    Процентная ставка налога на прибыль для бюджетных учреждений

    Процентная ставка налога на прибыль в бюджетном учреждении утверждена пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ. Ее размер составляет 20 процентов. Сама уплаченная сумма распределяется между федеральным и бюджетом субъектом Российской Федерации, по 3 и 17 процентов соответственно. Но в случае с бюджетными учреждениями необходимо помнить, что пунктом 1.1 статьи 284 НК РФ разрешено применение налоговой ставки 0 процентов для организаций, занимающихся образовательной или медицинской деятельностью.

    Использовать такую ставку для расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении разрешено строго с начала налогового периода. О порядке ее применения расскажем ниже. Разрешение на применение нулевой ставки по прибыли для бюджетных организаций вступило в действие с 1 января 2011 года и будет в силе до 1 января 2020 года. Использовать ее могут лишь те предприятия, которые входят в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль (Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 917).

    Но этой не единственный критерий, которому должны соответствовать «бюджетники» с нулевой ставкой. Полный список таких требований, в целях расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении, указан в пункте 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ:

  • предприятие должно иметь соответствующую лицензию на осуществление образовательной или медицинской деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период должны быть не менее 90 %, либо компания не должна иметь доходов, которые облагаются налогом в рамках главы 25 НК РФ;
  • в штате учреждения должно быть оформлено не менее 15 сотрудников, при этом, трудиться они должны непрерывно в течение всего налогового периода;
  • что касается медицинских предприятий, 50 % в их трудящихся должны иметь соответствующие сертификаты специалистов.
  • Уплата авансовых платежей бюджетными учреждениями

    Согласно общему порядку уплаты авансовых платежей, налоговые нормы позволяют организациям делать это тремя способами, в соответствии со статьями 286 и 287 НК РФ. Что касается их расчета по налогу на прибыль в бюджетном учреждении, то согласно пункту 3 статьи 286 Налогового кодекса, они уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, то есть за I квартал, полугодие, девять месяцев. При этом внутри квартала ежемесячные авансы в бюджет не перечисляются.

    Сумма авансового платежа к уплате за отчетный период рассчитывается как сумма квартального авансового платежа, исчисленная по итогам отчетного периода минус платеж за предыдущий период. Если учреждение отработало в убыток, то размер рассчитанного квартального авансового платежа будет равна нулю (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

    Бюджетное учреждение уплачивает квартальные авансовые платежи, при налоговой базе равной:
    300 000 руб. – в 1 квартале;
    100 000 руб. – за полугодие;
    200 000 руб. – за 9 месяцев;
    400 000 руб. – по итогам года.

    Таким образом, платеж за I квартал в размере 60 000 руб. (300 000 руб. * 20 %) должен быть уплачен до 28 апреля. За полугодие авансовый платеж составил 20 000 руб. (100 000 * 20 %). За этот период «бюджетник» получил прибыли меньше, чем в предыдущем квартале, при этом за I квартал был перечислен платеж в размере 60 000 руб., таким образом сумма к уменьшению составит 40 000 руб. (60 000 руб. – 20 000 руб.)

    Согласно статье 78 Налогового кодекса, учреждение может подать заявление на возврат такой переплаты, но на практике организации редко пользуются такой возможностью, т.к. по итогам года сумма такой переплаты засчитается. По итогам следующего квартала компания получила убыток. Таким образом, облагаемая база = 0 руб. В конце года выяснилось, что предприятие получило прибыль, сумма по итогу составила 400 000 руб. Таким образом, сумма налога на прибыль в бюджетном учреждении за весь период составит 80 000 руб. (400 000 руб. * 20 %).

    Декларация по налогу на прибыль в бюджетном учреждении

    Декларации по налогу на прибыль бюджетных учреждений предоставляются в налоговые органы по месту нахождения каждого предприятия в порядке, установленном НК РФ. Предприятия должны представлять декларации по итогам каждого отчетного и налогового периода: за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за календарный год (ст. 285 НК РФ).

    Формы отчета по прибыли утверждены Приказом ФНС России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме». Согласно установленному порядку, декларация составляется нарастающим итогом с начала года. Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях, кроме значений, указываемых в Приложении № 2.

    Страницы должны иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия или отсутствия и количества заполняемых разделов. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, а также двусторонняя печать отчетности.

    Отчет по налогу на прибыль в бюджетном учреждении может быть представлен в инспекцию лично или через его представителя, а также направлен в виде почтового отправления с описью вложения. Можно сдать отчет в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80 НК РФ).

    Образец заполнения декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 года

    Ниже скачайте пример заполнения декларации по налогу на прибыль организации за 1 квартал 2018 года.

    Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

    Что касается освобождения от уплаты налога на прибыль в бюджетном учреждении, то здесь стоит руководствоваться положениями главы 25 Налогового кодекса РФ. Главное, на чем бюджетное учреждение может «выиграть» по налоговым платежам – это необлагаемые доходы. О них сказано в статье 251 НК РФ. Так, к ним относятся доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной инвентаризации или которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств и другие.

    Подпункт 14 пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, где сказано, что «бюджетники» при получении дохода в виде субсидий не обязаны включать его в налогооблагаемую базу по прибыли. Как мы говорили ранее, существует возможность использования «нулевой» налоговой ставки при расчете налога на прибыль в бюджетном учреждении по некоторым видам деятельности, о чем мы рассказывали выше.

    Ответственность за уклонение от уплаты налога на прибыль

    Нарушения по налогу на прибыль в бюджетном учреждении имеют значительные последствия. Но размеры штрафов зависят от вида допущенной ошибки. Это может быть как просрочка со сдачей отчетности, так и методологическое нарушение учета доходов и расходов. Но самым тяжким преступлением является просрочка налогового платежа:

    • неуплата или уплата налога не в полном объеме из-за ошибки в расчетах станет причиной штрафа в размере 20 % от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ);
    • если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40 % от недоплаченного налога (п. 1 ст. 129.3 НК РФ), но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ);
    • если нарушение будет умышленным, то с учреждения удержат 40 % от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).
    • Но здесь стоит обратить внимание на пункт 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. Нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения учреждения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. То есть привлечь организацию к ответственности по статье 122 НК РФ (за неуплату или неполную уплату сумм налога на прибыль в бюджетном учреждении) налоговики не смогут.

      Чтобы рассчитать размер штрафа, который грозит за сдачу декларации с опозданием, воспользуйтесь онлайн-расчетчиком Системы Госфинансы:

      www.budgetnik.ru

      Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

      Отправить на почту

      Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов.

      Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

      Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

      П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

      Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

      Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

      Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

      Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

      Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

      Структура счета бюджетного учета

      Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

      Номер разряда счета

      Классификационный признак поступлений и выбытий

      Группа объекта учета

      Вид объекта учета

      Вид поступлений, выбытий объекта учета

      1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

      18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

      О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

      Проводки в бюджетном учете в 2017–2018 годах

      Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н.

      В 2017 году бюджетный план счетов применяется с учетом поправок, внесенных в него приказами Минфина от 30.11.2015 № 184н и от 16.11.2016 № 209н. Основными из них являются перечисленные ниже:

  1. Добавлены некоторые новые корреспонденции счетов.
  2. Исключены счета в связи с выделением отдельного казначейского плана счетов.
  3. Изменен подход к учету готовой продукции (по плановой себестоимости вместо фактической).
  4. Внесены изменения в номера счетов раздела «Санкционирование расходов», теперь они не включают КОСГУ, которые больше не используются при планировании расходов бюджета.
  5. Уточнены правила указания цифровых значений в определенных разрядах для некоторых номеров счетов аналитического учета.

    Последние поправки в план счетов внесены приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172. Суть их свелась к следующему:

  6. из плана исключены некоторые счета;
  7. внесены коррективы в названия ряда счетов;
  8. уточнены правила указания кодов в определенных разрядах некоторых счетов.

    Однако все эти новшества не повлияли на наиболее часто используемые корреспонденции. Такие типовые проводки мы рассмотрели в примере.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

    nalog-nalog.ru

    Правомерно ли отражать проводку в бюджетном учете учреждения по начислению налогов за 2016 год в 2017 году?

    Сроки сдачи бюджетной отчетности у бюджетного учреждения сокращены по распоряжению собственника (в данном случае — Министерства культуры). В 2017 г. срок установлен 07.02.2017. Какой датой в учете нужно производить начисление налогов на прибыль, имущество и транспорт, если к этой отчетной дате налоговых деклараций у нас еще нет, а в соответствии с действующим законодательством мы должны отражать операции, относящиеся к финансовому, в том году, к которому они относятся? Правомерно ли делать запись в следующем году, то есть отражать проводку в бюджетном учете по начислению налогов за 2016 год в 2017 году?

    Бюджетное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н). Баланс госучреждения (ф. 0503730) формируется им по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

    В разделе «Обязательства» Баланса отражаются показатели расчетов по обязательствам учреждения в разрезе счетов бухгалтерского учета, в том числе:

  9. по строке 513 остаток по счету 030303000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  10. по строке 515 сумма остатков по счетам 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», 030312000 «Расчеты по налогу на имущество организаций», 030313000 «Расчеты по земельному налогу».

Данные бухучета для составления бухгалтерской отчетности формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали либо могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год (событие после отчетной даты).

Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской отчетности, то информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) (п. 3 Инструкции № 157н, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), то есть бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения будет считаться составленной 07.02.2017.

Все учреждения, независимо от типа, обязаны вести бухучет методом начисления (п. 3 Инструкции № 157н), и расходы им необходимо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Актами бюджетного учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику субъекта учета, утверждается также порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.

Исходя из совокупности положений ст. ст. 285, 360, 379 НК РФ и п. 3 Инструкции № 157н бухгалтер должен формировать записи по налогу на прибыль, налогу на имущество ежеквартально, то есть операция в бюджетном учете по налогу на прибыль за год должна быть оформлена 31 декабря. Налоговая декларация, расчет, налоговые регистры являются основанием для начисления налогов. Годовой налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за год, — не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки).

Таким образом, если учредитель бюджетного учреждения установил более ранние сроки для представления им годовой бухотчетности по сравнению со сроками сдачи декларации по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу, то данные налоги по итогам года могут быть рассчитаны позднее сроков сдачи годовой бухотчетности (событие после отчетной даты). То есть налог на прибыль, налог на имущество и транспортный налог будут начислены на основании годовых деклараций и отражены в учете записями за следующий (2017) год.

Во избежание споров с проверяющими рекомендуем закрепить порядок отражения и начисления налогов в данной ситуации в учетной политике бюджетного учреждения.

www.v2b.ru