Опись Дела
Налоги в Исламе. Экскурс в историю
После падения Римской империи ислам начал бурное развитие. Его теологическая простота была привлекательной для обыкновенных людей. Вооруженные Кораном и мечом, мусульмане подчинили себе большие территории Ближнего Востока, Северной Африки и Испанию, но междоусобица привела к развалу их империи.
Мухаммеддины были популярны, потому что шли, как освободители людей, порабощенных высокими налогами и бюрократией римской империи. В Персии Zoroastrians, которые в свое время спрятали Марию и Иисуса, легко приняли ислам, потому что римские налоги были для них невыносимым ярмом. Но большую часть мусульман ислам получил из христиан. На протяжении 250 лет христианство было государственной религией Рима.
Высокие налоги оправдывались религией. В такой ситуации духовные вожди ислама легко убеждали людей становиться мусульманами. Так первый великий калиф говорил: «Каждый, кто примет нашу религию и будет молиться нашему богу, будет освобожден от уплаты подушного налога». Таким образом, это не был выбор между христианством и исламом, а между свободой и налоговым рабством. Как отмечал историк того времени, «из-за тяжелого бремени высоких налогов (Kharaj) многие богатые и бедные отреклись от веры мессии (Христа).
Мусульмане были жесткими автократами. При создании своей империи они совершили одну грубую ошибку. Они передали местным генералам и правителям право сбора налогов. В результате большую часть доходов те ооставляли себе, а центральное правительство испытывало дефицит финансов. На территории бывшей римской империи мусульмане не упразднили налог на землю и подушный налог. Они просто гуманизировали сбор налогов. При этом они были автократами и в отличие от императора Августа не умели управлять госфинансами. Дух исламской налоговой системы хорошо отражен во введении к книге о земельном налоге. Вот как напутствовал на работу сборщика налогов калиф: «Смотри, чтобы ты собрал весь земельный налог (харай), который причитается с них. Будь бдителен и не давай людям уклоняться от уплаты налогов. Не показывай слабость. Приходи ко мне в полдень. Я пришел к нему в полдень. Он мне сказал: «.. Будь осторожен, когда ты приходишь к ним не конфисковывать собственность. Не бей их. Не заставляй их стоять на коленях, чтобы собирать налоги. Не продавай их собственность для того, чтобы компенсировать часть причитающихся к уплате налогов, потому что ты уполномочен собирать только излишек (surplus). Если ты ослушаешься моих приказов, Бог покарает тебя. .. Я ушел и действовал так, как он мне приказал. Затем я вернулся. Оказалось, что я собрал весь причитающихся налог».
Такая же политика здравого смысла использовалась мусульманами после завоевания Египта. Правитель Амр предоставил местным властям сбор налогов. Тогда в Египте налоги платили только золотом и серебром. Люди страдали от подушного налога. Мусульмане ввели правило, что налоги могут быть уплачены в любой форме по выбору крестьян. Пастбища освобождались от земельного налога, если крестьяне разрешали определенному количеству скота мусульман пастись на их пастбище весной. Подушный налог в два динара (с освобождением в трудные времена – неурожая) был оставлен только для неверных купцов и торговцев, т. е. немусульман.
Арабы принесли мир и вежливость в мир, который загибался от налогов и жестокости. Они освободили старый римский мир от коррумпированной, эксплуатирующей системы налогообложения. Арабы даже практиковали возврат налогов, как это было, к примеру, в Палестине в 636 году. Они вернулись деньги как христианам, так и евреям. К тому времени арабы уже завоевали большинство земель Иудеи. Когда арабы узнали, что на эти земли движутся силы Рима, они решили вернуть собранные налоги, сказал, что они не могут обеспечить безопасность населения. Такой жест сильно растрогал христиан и евреев. Они молили богов, чтобы арабы вернулись к ним. Такая картина сильно отличается от того, что мы имеем сегодня. Да, Коран говорит о том, что неверных должна постигнуть смерть (9:29), но арабы действовали прямо противоположным образом. Убийства не практиковались даже самыми рьяными фундаменталистами. Побежденные люди имели на выбор три опции: смерть, налоги или переход в ислам. Исламисты модифицировали римскую налоговую систему, сократив ставки и ограничили сбор налогов только к неверным. Такой подход позволил исламу расти гораздо быстрее, чем использование меча по Корану. В результате массового перехода в ислам резко сократилась налоговая база. Неверных стало резко не хватать. Как следствие египетские правители начали умолять халифов распространить сбор налогов на всех. В конце концов, между благородным святым делом увеличения числа исламистов и налоговыми поступлениями арабы выбрали второе.
Подушный налог назывался jaliya. Его сбор был законодательно оформлен через договор dhimma. Уплата налогов была главной обязанностью неверных. К тому же они не должны были драться с мусульманами и не трогать мусульманских женщин. Он должен был быть добрым самаритянином по отношению к мусульманским путешественникам. В этом случае ему гарантировалась безопасность и право исповедовать свою религию. Кстати ставки подушного налога варьировали от одного до двух динаров. Вот какое письмо написал халиф жителям Тифлиса в 642 году: «Именем милостивого и сострадательного бога пишу я, Хабиб ибн Маслама к жителям Тифлиса в земле Хурмуз. Я предоставляют вам, вашим детям, вашим семьям, вашим храмам и монастырям, вашим религиям и молитвам безопасность при условии, что вы примете унижение [?] уплаты подушного налога по ставке один полный динар на каждое домашнее хозяйство. Вы не должны объединять несколько домашних хозяйств в одно, чтобы сократить налог. Мы также не будет разъединять домашнее хозяйство, которое уже создано». Аналогичная ситуация была в Персии. Кстати многие страны начали практиковать сбор налоги только с неверных (еврейское царство хазар на севере Персии). В западной цивилизации такое практиковалось на протяжении тысячи лет. Такая практика напоминает греческую практику взимания налогов с метиков (иностранцев), а не с местных жителей.
Подушный налог в Персии отличался от египетского. В Египте подсчет шел от земли, а в Персии – 10% от ценности торговых запасов. Таким образом, универсальности в сборе данного налога не было. Закат мусульманской империи начался в Испании. К этому времени арабы начали поднимать налоговые ставки и ввели первый в мире акцизный налог в 5%. Халифы и султаны стали сильно отличаться от Мухаммеда, который жил скромно и проповедовал всеобщее братство. Руководители исламского мира стали коррумпированными, высокомерными правителями. Они тратили деньги, но не имели эффективной системы налогового аудита. Местные сборщики налогов оставляли большинство денег себе, не отправляя в центр причитающуюся долю. Второй фактор, который погубил исламскую империю – ужесточение мер в отношении налогоплательщиков (избиения, смертные приговоры как к верным, так и к неверным). В Египте местный султан хотел увеличить ставку налога на 5%. В ответ ему советник сказал: «Я не могу просить у людей больше налогов, когда жена султана на праздник по случаю обрезания сына султана одела платье стоимостью 30 тысяч динаров. И это только одна жена и одно платье». Можно себе представить уровень коррупции в слабеющей империи.
Из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» (Charles Adams «For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civilization»).
opisdela.ru
Вопрос: Брат каково положение уклонения от уплаты налогов для мусульман кто живет в России?
Хвала Аллаху, Господу Миров.
1. Налог – даже если его берет шариатский правитель, без крайней нужды в этом – харам и зульм по иджма мусульман.
Пришло в аль-Хашия ас-Сави на «Аш-Шарх ас-Сагыр»: «Состоялось иджма на запретность брания налога с мусульман, и на куфре того, кто считает это разрешенным, поскольку это из известного из религии по очевидности» см. «аль-Хашия», 4-384
2. Россия – воюющее с Исламом и мусульманами государство, воюющие кафиры.
Не разрешается поддерживать их как либо против мусульман – ни убеждением, ни словом, ни финансово, ни сражением в их рядах.
Добровольная выплата ей налогов при возможности избежать этого безусловно является видом поддержки этой стране, поэтому на муслиме обязанность избегать этого возможными средствами, и разрешено платить налоги только в случае вынужденности, когда нет нормального пути уклониться от этого, а неуплата будет означать тюрьму, и другие подобные последствия.
При этом, уклоняясь от налогов, мусульманин должен всеми силами избегать лжи, используя та’рид – двусмысленные выражения, внушающие кафирам одно, в которые на деле вкладывается другой смысл.
Сказал алляма Ибн Муфлих: «До тех пор, пока возможно использование двусмысленностей – ложь не разрешается» см. «аль-Адаб аш-шар’ия», 1-14
Однако, если нет возможности избежать уплаты налогов этому государству, кроме как при помощи предоставления неправдивой информации, то ученые, опираясь на доказательства и шариатские правила, дозволили ложь беззаконнику, который хочет забрать твое имущество не по праву.
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Хаджаджу ибн Иляту солгать курейшитам, чтобы по причине имущества и семьи (передал Ахмад с достоверным иснадом)
Сказал аль-Газали: «Человеку можно защитить свою кровь и имущество, которое берется беззаконно, и свою честь, своим языком, даже если это будет ложью» см. «аль-Ихья», 3-138
Сказал аль-Кальюби аш-Шафии: «Разрешена ложь для отталкивания несправеливости от имущества: своего или чужого» см. «Хашияту Кальюби», 3-126
Сказал имам ад-Дирдир аль-Малики: «Может быть ложь обязательной, чтобы спасти защищенную душу, или защищенное имущество от беззаконника» см. «Аш-Шарх ас-сагыр», 1-744
Сказал имам Ибн ан-Наджи аль-Малики: «Ложь обязательна, если это для спасения муслима, или его имущества» см. «Мауахиб аль-джалиль», 7-314
Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Дала фетву большая группа факихов мазхаба Ахмада и аш-Шафии, из них аль-Газали, аль-Факколь, и другие, касательно человека, который проходит около сборщика налогов, ведя с собой рабов, и он требует от него налог за этих рабов, и он говорит, «Это свободные» — чтобы избавиться от зульма этого сборщика налогов, а не с целью освободить их – что рабы не освобождаются по причине этих слов. И мы дали фетву на это торговцам Йемена, когда они проходили мимо сборщиков налогов, и они сказали им это» см. «Маталиб ули ан-нахьи», 16-146
И сказал имам Ибн Хазм: «Единогласны ученые в запрещенности лжи, кроме как на войне, и в задабривании мужчиной своей жены, и в примирении между людьми, и для отталкивания несправедливости » с м. «Маратиб аль-иджма», 1-156
И это сказали ученые лишь о ситуации когда это имущество будет просто изьято беззаконным образом, без уточнения специфических обстоятельств. Что же говорить о том, когда оно будет изьято таким образом в казну кафирского государства, на пределе сил воюющего с Исламом и мусульманами? Нет сомнений, что муслим всеми силами должен стараться избегать хоть как-то укреплять это государство, и дозволено ему выплатить этот налог лишь когда он принужден к этому, либо путь, которым он будет избегать этого налога, принесет еще больший вред в конечном итоге.
И разрешено заплатить сборщикам этих налогов часть этих средств, чтобы уменьшить этот зульм.
Сказал шейх аль-Мунаджид: «Если не может мусульманин найти другого средства, чтобы оттолкнуть эту несправедливость от себя, кроме как заплатить некоторую сумму денег сборщику налогов, то это разрешено тому, кто платит, что же касается сборщика, который берет эти деньги, то они харам ему. И вернитесь к сборнику фетв шейх уль Ислама Ибн Теймии, 30/358-359» см. «Фатауа аль-Мунаджид», 25758
Сюда же (в раздел налогов и сборов) как сказали ученые входит таможня, и все другие подобные сборы, за исключением того, что платится в обмен на реальные услуги, как коммуналка, и тому подобное. Это не разрешается не платить так как это действительный торговый договор.
Аллах знает лучше.
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров.
sunnaonline.com
Вероятно ни Карл Маркс, ни Адам Смит не могли бы понять концепцию экономической модели, основанной на канонах исламской религии в свое время. Но в 21 веке экономисты и финансисты первого ряда, а также и государственные правители с доминирующими экономиками присматриваются и внимательно изучают из множества вариантов исламскую модель в экономике и сопредельных сферах.
В то время, как исламская модель экономики для шариатских государств естественна и привычна, как четки и голос муэдзина, цивилизованный светский мир пытается примерить основы Ислама в государственной экономике к своему лекалу. И это не пропаганда исламской религии, но и не отрицание ее, как одной из ведущих мировых конфессий.
Российский федеральный научно-информационный журнал «Налоговая политика и практика» статью «Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран» опубликовал в 2007 году.
Объективность в издательской политике не подвела главного редактора, профессора Паскачева А.Б. Интерес к исламской концепции в государственном секторе экономики возрос. Применение ее на практике вывело турецкую экономику в лидирующие позиции.
Российские новостные агентства сообщили: «Весной 2013 года в столице Татарстана Казани состоится пятая Международная конференция «Исламская экономика и торговля». Данное мероприятие решено провести 15-17 мая в рамках пятого Международного Саммита экономического сотрудничества России и стран ОИС – KAZANSUMMIT 2013.
Дорогие читатели Islam Today, предлагаем ознакомиться и изучить интересный научно-прикладной труд об исламском налогообложении («Налоговая политика и практика» (№ 6/2007). Ведь Ислам — религия знаний.
Исламский закят и светский налог, история вопроса, факты и выводы — в журнале «Налоговая политика и практика»
Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран
Среди исследователей так и не сформировалось единое мнение о том, какие налоги могут быть отнесены к числу исламских. По нашему мнению, речь должна идти о налогах, которые существовали во времена Пророка Мухаммада и о которых имеется прямое или косвенное упоминание в Коране и/или Сунне.
m.islam-today.ru
Почему уплата налогов не избавляет от выплаты закята?
– Почему закят обязателен для мусульман в то время, как государство получает налоги от всех граждан одинаково? Я хочу получить логический ответ.
– Налоги не избавляют от закята, и каждый мусульманин обязан принимать шариатские предписания и действовать согласно им, не обращая внимания на понимание мудрости в этом предписании.
Мудрость иногда упоминается вместе с предписанием, а иногда не упоминается, но, несмотря на знание или незнание смысла в том или ином предписании, мусульмане должны принимать установления Шариата и не отвергать их. Предписания Аллаха ﷻ не бессмысленны. И каждому Его действию присущ некий смысл, Он мудрый, знающий, даже если мы и не понимаем смысла какого-либо из законов Шариата. «Аллах ﷻ знает, а вы не знаете».
Если знание смысла предписания порождает в душе активное стремление следовать этому закону, помогает отбросить сомнения и оберегает ото лжи, то следование без понимания смысла действий, в то время как они имеют большое значение, указывает на силу Имана и полное смирение перед велениями Аллаха ﷻ .
Отрицание любого веления, основанного на ясном тексте Корана и Сунны, ведет к неверию (куфру). Поскольку это является отсутствием веры в достоверно установленное, особенно, если это касается Корана, относительно которого есть однозначное мнение о его неискаженности и что Коран – несотворенная речь Аллаха ﷻ .
Закят был предписан мусульманам ясными велениями Корана и Сунны. Из их числа: «Отчисляйте закят» (смысл 43 аята суры «Аль-Бакара»).
Вера в его обязательность – необходима. Вне зависимости от знания смысла. Ведь слова Аллаха ﷻ указали на смысл этого предписания – очищение от грехов. То есть очищение души от мерзкой скупости, алчности и эгоизма и от пленения материализма и поклонения страсти, а также украшение души милосердием, нежностью, взаимопомощью и другими достойными качествами. Поскольку установленный размер закята является символом покорения Аллаху ﷻ и соблюдения велений Аллаха ﷻ во взаимопомощи.
Однако потребности общественной жизни в государствах не всегда удовлетворяются этим размером налога. Ученые единогласно решили, что правитель имеет право облагать налогами и другими обязанностями, которые он считает полезными для нужд общества. И нет взаимостолкновения между закятом и налогами, особенно когда мы узнали, что некоторые современные потребности не относятся к тем категориям, на которые расходуется закят.
Налоги не избавляют от закята, потому что закят – это обязанность, предписанная Аллахом ﷻ , и один из пяти столпов Ислама, и он распределяется среди определённых категорий мусульман.
Что касается налогов, то это установление людей, которое приемлет уменьшение, увеличение и отмену и не предназначено определённым категориям граждан.
Второе собрание исламских исследований в 1965 г. утвердило, что выплата налогов не освобождает от выплаты закята.
www.islam.ru
Налоги и ислам
Какая разница между закятом и налогами? Дозволено ли облагать налогами? Обязательно ли их платить?
Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.
Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что еще более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением ученых /иджма‘/.
Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.
Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.
Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен Божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.
Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.
Ученые Постоянного Комитета по выдачам фетв сказали:
«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества, закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены Шариатом, о которых Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ
„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (сура „ат-Тауба“, аят 60)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 9. С. 285).
В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдет в Рай. В Сунне пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.
В некоторых исключительных случаях при выполнении определенных условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.
1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.
2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.
3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.
В «Энциклопедии по фикху» сказано, что доходы бейту-ль-маль это: «Налоги, назначенные населению, ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует Шариату» (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 8. С. 247).
Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют Шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.
Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.
4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актеров, спортсменов и пр.
Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:
«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, то здесь место иджтихаду. Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить. Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то, в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.
Если же государство получает от граждан другие налоги, помимо закята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не содействовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
„…но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (сура „аль-Маида“, аят 2)».
Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и «неограниченными интересами», сказал:
«Что касается неограниченных интересов (блага, о котором нет упоминания в Шариате /масляха мурсаля/ — прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.
Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время, и которое подтверждает Ислам. В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложение налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах. Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишенные прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.
Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять Шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:
أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ
„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (сура „аль-Бакара“, аят 61).
Категорически запрещено делать налоги постоянным законом, превращать их в закон, ниспосланный свыше и действующий до скончания веков. Налог, который мусульманское государство может установить, оговаривается определенными обстоятельствами, которые касаются того государства. Например, по-моему, этот пример привел имам аш-Шатыби, если было совершено нападение на мусульманское государство, но в казне не было средств, достаточных для вооружения и снаряжения армии, дабы она могла отразить удар врагов. В подобных обстоятельствах государство (может) обложить определенным налогом определенных людей. Таких, которые в состоянии оплатить возложенные на них государством налоги. Но этот налог не становится постоянным налогом и постоянным законом, как мы говорили об этом ранее. Поэтому, если исчезнет причина налога – нападение врага и защита мусульманского государства, то налог с мусульман снимается. Постановление, как говорят ученые фикха, связано с наличием или отсутствием причины. И если исчезнет причина или повод, из-за которого был установлен налог, то и налог при исчезновении причины отменяется.
Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определенные налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменен и сам налог».
Ссылка на источник аудио (ар.): http://audio.islamweb.net/audio/index.php?page=FullContent&audioid=109346-44k
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено. Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них). Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если он потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их. И если будут попраны его права, то он найдет (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твое имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймем в Следующей жизни» (Ликаъу-ль-баб аль-мафтух. Т. 12. С. 65).
islamqa.info