Налог на имущество с кадастровой стоимости
Встречаются ситуации, когда определена кадастровая стоимость здания, в котором расположены помещения, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость таких помещений не определена или в отношении каждого помещения получено свидетельство о праве собственности, проведена самостоятельная кадастровая оценка, имеются отдельные кадастровые паспорта.
В связи с эти возникает вопрос, с какой кадастровой стоимости должна рассчитывать организация налог на имущество: от всего здания пропорционально или от стоимости принадлежащих ей помещений?
С 1 января 2014 г. налоговая база по налогу на имущество определяется двумя способами:
- как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;
- как их кадастровая стоимость — в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).
- применяющих ОСНО — за периоды, начиная с 2014 г.;
- применяющих УСН — за периоды, начиная с 2015 г.;
- уплачивающих ЕНВД — за периоды, начиная с 1 июля 2014 г. (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). По разъяснениям Минфина России уплачивать «кадастровый» налог надо даже тогда, когда недвижимость используется исключительно во вмененной деятельности (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определены ст. 378.2 НК РФ.
Согласно ст. 378.2 НК РФ уплата налога на имущество осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них (далее — объект)) организациями:
В перечень, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости, включены следующие виды недвижимого имущества (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В общем случае обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости возникает при одновременном выполнении следующих условий (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, Письма Минфина от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062, от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641):
- когда недвижимое имущество принадлежит налогоплательщику на праве собственности;
- если «деловая» или «торговая» недвижимость учтена в качестве ОС (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности») (Письмо ФНС от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@);
- если объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Письмо ФНС от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089).
- перечень объектов недвижимости должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) на 1 января текущего года.
Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ объекта нет, или не определена его кадастровая стоимость, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта.
Таким образом, для того чтобы у организации возникла обязанность рассчитывать налог на имущество по кадастровой стоимости, региональные власти должны принять и утвердить два документа (п. 2 ст. 378.2 НК РФ):
- закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов;
- результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Если в соответствии с законодательством РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ). В этом случае налоговая база будет определяться по формуле:
,
где — налоговая база, рассчитываемая в отношении помещения;
— площадь помещения, по которому определяется налоговая база;
— общая площадь здания, в котором расположено помещение;
— кадастровая стоимость здания по состоянию на 1 января года налогового периода.
В г. Москве на 2015 г. в целях исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости утверждены следующие документы:
- Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций», согласно которому налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении (ст. ст. 1.1 и 2 Закона г. Москвы N 64, Закон г. Москвы от 07.05.2014 N 25 «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций», Письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779):
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
- Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»Соответствующая кадастровая оценка объектов недвижимости на 2015 г. в г. Москве утверждена Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве»
К сведению! В целях исчисления налога на имущество кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать:
- направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки (Письмо ФНС от 08.05.2014 N БС-4-11/8876),
- на официальном общедоступном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) (ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Так же можно использовать кадастровую стоимость помещений, взятую из кадастровой справки территориального органа Росреестра (ч. 1 ст. 3, ст. 14 Закона N 221-ФЗ, пп. 5.1.3 разд. II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457)).
Следует отметить, что порядок определения налоговой базы по объекту недвижимости, включенному в Перечень N 700-ПП и разделенному на части объекту недвижимости НК РФ не установлен.
Однако из Порядка заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (далее — Порядок), следует, что разд. 3 расчета (декларации) заполняется отдельно по каждому объекту, без суммирования величин кадастровой стоимости (абз. 2, 3 пп. 1 п. 6.2 разд. VI Порядка). Согласно п. 2.4 разд. II Порядка в каждом поле расчета (декларации) допускается отражать только один показатель, поэтому вписать несколько кадастровых номеров в строку 015 разд. 3 расчета (декларации) нельзя. Данные о кадастровой стоимости каждого помещения указываются в строке 020 разд. 3. Следовательно, определять налоговую базу следует по каждому помещению, поставленному на самостоятельный кадастровый учет и входящему в объект недвижимости, включенный в Перечень N 700-ПП (Письмо от 16.10.2014 N БС-4-11/21488).
Таким образом, в случае наличия у организации нескольких помещений в одном здании, в отношении которых проведен кадастровый учет, при условии включения этого здания в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимости, облагаемых в 2015 году налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, определяется по каждому помещению, расположенному в этом здании, исходя из кадастровой стоимости каждого помещения и рассчитывается как произведение кадастровой стоимости помещений на 1 января и соответствующей налоговой ставки за минусом авансовых платежей, исчисленных в течение года.
В случае если кадастровая стоимость здания определена, но при этом кадастровая стоимость помещения, находящегося в здании не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ, Письма Минфина России от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8066, от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8053).
www.4dk-audit.ru
Налог на имущество на производственные здания
Распространение действия налога на недвижимость на нежилой фонд стало одним из наиболее обсуждаемых нововведений в 2015 году. Для бизнеса, особенно для юридических лиц, этот вопрос уже переходит в практическую плоскость, учитывая, что 20 февраля 2015 года – крайний срок подачи деклараций по этому налогу, а 30 апреля 2015 – крайний срок уплаты налога за 1 квартал.
Новое законодательство породило массу вопросов как в части определения объектов, которые подпадают под налогообложение, так и в части налоговых льгот (освобождений). О некоторых из них пойдет разговор ниже.
Если с определением объекта жилой недвижимости и их основными типами (дом, квартира, комната) все очень просто и тип такой недвижимости установить достаточно легко на основании правоустанавливающих документов, то с нежилой недвижимостью дело обстоит намного сложнее.
Промышленные здания
Согласно пп. 266.2.2 Налогового кодекса предусмотрено несколько льгот по налогу в части нежилой недвижимости. Среди прочего, указано, что не являются объектом налогообложения «промышленные здания, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий» (пп. «є» пп. 266.2.2 НКУ).
В самом Налоговом кодексе не установлены критерии или перечень документов, на основании которых можно было бы установить принадлежность здания к категории промышленных. Налоговый кодекс только указывает, что для расчета налоговой базы (т. е. метража, но не типа объекта) по общему правилу будут использоваться данные Реестра прав на недвижимость и обременений и/или правоустанавливающих документов.
На практике встречается большое количество зданий, которые по функциональному назначению могут быть отнесены к промышленным, но имеют различия в оформлении и других параметрах. Как результат, применение льготы к некоторым таким объектам может быть поставлено под сомнение.
Если обращаться к данным Реестра прав на недвижимость и обременений (далее – Реестр) или техпаспортов и правоустанавливающих документов на недвижимость, то, как правило, в них не указывается, что здание является «промышленным». В них можно найти характеристику здания как «жилого» или «нежилого», «производственного» или «хозяйственного» и еще массу подобных терминов, которые можно относить или не относить к «промышленным» исключительно интуитивно.
Так, на практике производственные предприятия могут столкнуться с буквальным применение закона налоговыми органами и отказом в применении льготы на том основании, что в правоустанавливающих документах отсутствует словосочетание «промышленное здание», «производственный корпус», «цех», «складское помещение» и т. п.Следует обратить внимание, что в пп. 14.1.129-1 НКУ приводится общий перечень типов объектов нежилой недвижимости: здания отельные, здания офисные, здания промышленности и склады и т. д. Такие типы в целом аналогичны названиям групп, указанным в Государственном классификаторе зданий и сооружений (ДК 018-2000). Если следовать логике классификатора, то группа «здания промышленности и склады» (125) включает 2 класса:
«здания промышленности» (код 1251):
- Крытые здания промышленного назначения, например, фабрики, мастерские, бойни,пивоваренные заводы,складывающие предприятия и т. д. по их функциональному назначению (кроме резервуаров, силосов и складов (код 1252), зданий сельскохозяйственного назначения (код 1271) и комплексных промышленных сооружений (электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и т. д.), которые не имеют характеристик зданий (код 230));
- Здания предприятий машиностроения и металлообрабатывающей промышленности;
- Здания предприятий черной металлургии;
- Здания предприятий химической и нефтехимической промышленности;
- Здания предприятий легкой промышленности;
- Здания предприятий пищевой промышленности;
- Здания предприятий медицинской и микробиологической промышленности;
- Здания предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
- Здания предприятий строительной индустрии, строительных материалов и изделий, стеклянной и фарфоро-фаянсовой промышленности;
- Здания других промышленных производств, включая полиграфическое.
«резервуары, силосы и склады» (код 1252):
- Резервуары для нефти, нефтепродуктов и газа;
- Резервуары и емкости другие;
- Силосы для зерна;
- Силосы для цемента и других сыпучих материалов;
- Склады специальные товарные;
- Холодильники;
- Складские площадки;
- Склады универсальные;
- Склады и хранилища другие.
Код здания по классификатору можно пробовать найти в проектной документации либо получить экспертное заключение сертифицированной организации в отношении здания, по которому возник вопрос. Но пока не известно, будет ли налоговая принимать такие аргументы.
Сложно также понять логику законодателя, почему под освобождение от налога попали не «здания промышленности и склады», а «промышленные здания, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий». Второе понятие уже по своему содержанию, а также, видимо, склады (например, логистические центры), которые никак не связаны с промышленным производством, могут не попасть под освобождение.
Указание в Реестре или правоустанавливающих документах типов зданий согласно тем, которые выписаны в Налоговом кодексе, могло бы быть наиболее эффективным решением неопределенности. Однако такое решение выглядит труднореализуемым и по-своему обременительным как для государства, так и для собственников. Поэтому ждем более традиционного решения – разъяснения налоговых органов. А пока вопрос остается открытым, можно предположить, что споры по такому поводу не будут прекращаться.
Сооружения
Сооружения (промышленные, инженерные, гидротехнические и другие) считаются одним из видов недвижимости наравне со зданиями. Но в Налоговом кодексе вопрос налогообложения сооружений не урегулирован. Пп. 14.1.129-1 НКУ определяет объекты нежилой недвижимости как «здания и помещения». Упоминание о сооружениях в этом определении отсутствует, что можно расценивать как освобождение сооружений от налога. В то же время сооружения прямо не поименованы в п. 266.2.2 НКУ как такие, что не являются объектом налогообложения.
На практике, если Реестр или правоустанавливающие документы будут указывать сооружения и их площадь, то налоговые органы могут настаивать на применении к ним налога (при условии неприменения промышленной льготы), что может выливаться в сложный технический спор о разграничении понятий «здания» и «сооружения».
Административно-бытовые здания промышленных предприятий
Очень часто на территории промышленного предприятия размещается комплекс разных зданий, в который, среди прочего, входят административно-бытовые здания, предназначенные как для административных, так и для прочих непроизводственных целей (офисы руководства, отдела продаж, комнаты отдыха персонала и т. д.).
Согласно пп. «б» пп. 14.1.129-1 НКУ административно-бытовые здания отнесены к офисным зданиям. Аналогичный подход использован и в классификаторе, который относит « административно-хозяйственные здания промышленных предприятий» к офисным (код 1220.5).
Таким образом, вопрос о возможности применения к административно-бытовым зданиям промышленных предприятий льготы, предусмотренной пп. «є» пп. 266.2.2 НКУ (для промышленных зданий, в частности, производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий), остается спорным. Вместе с тем, исходя из буквального прочтения законодательства, есть предпосылки к тому, чтобы льгота в данном случае не применялась.
Непригодные объекты
Отдельно следует упомянуть проблему разрушенных, аварийных и других непригодных объектов. Законодатель предусмотрел исключения для таких объектов в жилой сфере, но в нежилой аналогичного исключения нет. Это выглядит несколько странным, т. к. известно, что существует множество старых объектов, которые уже не используются и часто существуют только на бумаге. При этом формально (на основании данных Реестра или документов) они могут попадать под налогообложение.
С другой стороны, собственники таких объектов будут таким образом дополнительно мотивированы переоформить и более эффективно использовать свою недвижимость. До момента такого оформления собственник может также озаботиться сбором доказательной базы для подтверждения факта отсутствия здания как вещи и объекта налогообложения.
epam.ru
Налог на недвижимость юридических лиц с 2016 года, ставка налога на недвижимое имущество
Налог на недвижимость юридических лиц / организаций в 2016 году
Налог на недвижимое имущество юридических лиц регулируется 30 главой «Налог на имущество организаций» и 31 главой «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. Согласно 30 главе, объектами налогообложения для организации является недвижимость, которая учитывается на балансе юридического лица как объекты основных средств. Налог на земельные участки и другие объекты природопользования регулируется 31 главой.
Основные изменения в налогообложении недвижимого имущества с 1 января 2014 года связаны с поправками к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в Российской Федерации.
1. Налог на недвижимость с кадастровой стоимости в 2016 году
В НК РФ введена Статья 378.2. «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества». В соответствии с данной статьей изменяется налоговая база со среднегодовой стоимости имущества на кадастровую стоимость недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода для отдельных объектов.
С 1 января 2014 года была изменена налоговая база для следующих объектов коммерческой недвижимости:
-
Налог на офисную недвижимость
Бизнес-центры и офисные здания, административные здания, административно-деловые комплексы, здания коммерческого назначения, офисы и офисные помещения. -
Налог на торговую недвижимость
Торговые центры и комплексы, торговые объекты, объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые и т.д.), помещения бытового обслуживанияЗдание относится к данным видам недвижимости при следующих условиях: фактическое использование здания в соответствии с кадастровым паспортом (использование не менее 20 процентов его общей площади) и (или) земельный участок, на котором расположено здание, имеет соответствующий вид разрешенного использования.
В каждом субъекте РФ уполномоченный орган исполнительной власти не позднее 1-го числа очередного налогового периода назначает перечень объектов недвижимости, по отношению к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость и налоговые ставки для них.
Установленная налоговая ставка для данной недвижимости и нежилых помещений не может превышать следующих значений:
- для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;
- для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.
- 0.3% кадастровой стоимости для:
- Земель сельскохозяйственного назначения
- Земельных участков под жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
- Земли для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
- Земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством
- 1.5% кадастровой стоимости для иных земельных участков
- до 01.01.2017 — организаторы XXII Олимпийских зимних игр в Сочи, организаторы чемпионата мира по футболу 2018 года и другие компании, перечисленные в п 1.1. ст. 373 Налогового кодекса,
- не облагается налогом земля, вода и другие объекты природопользования, объекты культурного наследия, ядерные установки, ледоколы, суда и другие объекты, перечисленные в ст. 374 Налогового кодекса,
- с 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства I и II амортизационной группы независимо от времени принятия на учет.
- имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, участников свободных экономических зон,
- имущество адвокатских бюро, юридических консультаций, протезно-ортопедических предприятий, «сколковцев»,
- с 2015 года — движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года. Раньше оно относилось к освобожденному от налогообложения и не включалось в отчетность, теперь показывается в отчетности как льготное.
- облагаемые по среднегодовой стоимости,
- облагаемые по кадастровой стоимости.
По факту, налоговая ставка для объектов недвижимости, которая определяется исходя из кадастровой стоимости для города Москвы составляет: в 2014 году — 0,9%, в 2015 году — 1,2%, в 2016 году — 1,3%, в 2017 году — 1,4%, в 2018 году — 1,5%. При соответствии объекта недвижимости ряду критериев, к налоговой ставке может быть применен коэффициэнт 0.1. Для иного имущества ставка составляет 2,2%.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения недвижимости или нежилого помещения.
Для собственников такой коммерческой недвижимости швейцарская оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться услугой по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и нежилых помещений для снижения налога. 2. Налог на землю и земельные участки в 2016 году
Налогообложению подлежат земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог.
Налоговой базой для земельных участков выступает кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом или дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налоговые ставки на земельные участки устанавливаются представительными органами муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
Для владельцев и арендаторов земли и земельных участков оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться услугой по уменьшению кадастровой стоимости земли для снижения налоговой базы. 3. Налог на иное недвижимое имущество в 2016 году
Схема налогообложения по остальным объектам недвижимого имущества осталась без значительных изменений.
Расчет налоговой базы определяется как среднегодовая стоимость объектов недвижимого имущества. Недвижимость учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговые ставки регулируются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Для владельцев таких объектов недвижимости Swiss Appraisal оказывает услуги по переоценке недвижимости. За более подробной информацией Вы можете отправить запрос в Swiss Appraisal или позвонить нам по телефону 8-800-200-7444 (Бесплатный звонок по России).
www.swissap.ru
Налог на имущество организаций
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций диктует глава 30 Налогового кодекса. В рамках этих правил власти субъекта РФ устанавливают для региона ставки, льготы, отчетные периоды, сроки уплаты налога и авансовых платежей.
Какое имущество облагается налогом
Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное в балансе как основное средство (ст. 373 Налогового кодекса). Это дебет счета 01 и объекты, показанные на 03 и других счетах. Если организация не отразила объект как основное средство и не начислила налог на имущество, налоговая проверка расценит это как уклонение от уплаты налога. Потому что это нарушение норм бухгалтерского учета.
Жилые дома и помещения облагаются налогом, даже если они учитываются на балансе организации не как основные средства.
Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог по тем же правилам. Если у зарубежного предприятия нет постоянного представительства в России, оно начисляет налог на всю недвижимость, расположенную на территории РФ и принадлежащую ему на праве собственности.
Переданное во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению имущество облагается налогом на общих основаниях. На имущество в лизинге налог начисляет или лизингодатель, или лизингополучатель — тот, на чьем балансе числится объект.
С 2014 года организации на ЕНВД, а с 2015 — на УСН платят налог и отчитываются по имуществу с кадастровой стоимостью.
Отсутствие госрегистрации или консервация основного средства не освобождают от уплаты налога.
Кто не платит налог на имущество?
Льготы по налогу на имущество
Некоторые виды имущества не облагаются налогом благодаря льготам, перечисленным в ст. 381 Налогового кодекса:
Каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы: освобождать от уплаты налога, уменьшать налоговые ставки или суммы налога. Законы, регулирующие налог на имущество в регионе, смотрите на официальном сайте региона.
Как рассчитать налог на имущество организаций
Определите налоговую базу и умножьте на ставку налога.
Ставку налога на имущество устанавливают региональные власти в пределах Налогового кодекса. Они вправе дифференцировать ставки в зависимости от категории имущества или налогоплательщика.
Ставки и льготы региона узнайте в налоговой инспекции или посмотрите здесь.
В расчетах для обособленных подразделений применяйте ставку региона, в котором зарегистрировано подразделение. Налог на недвижимость, расположенную не по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, считайте по ставке региона, в котором она находится.
С 2014 года объекты налогообложения по способу расчета налоговой базы делятся на две категории:
Как рассчитать налог на имущество по среднегодовой стоимости
До 2014 года применялся только этот способ. Чтобы вычислить базу, сложите значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода, а затем разделите полученную сумму на число месяцев в году.
Остаточная стоимость имущества, руб.
Расчет авансовых платежей и налога за год
Расчет авансового платежа за 1 квартал:
налоговая база = (250 000 + 240 000 + 230 00 + 220 000) / 4=
авансовый платеж = 235 000 * 2,2% / 4 = 1292,50 рубля
Расчет авансового платежа за полугодие:
налоговая база=(250 000 + … + 190 000) / 7 = 225 000 руб.
авансовый платеж = 220 000 * 2,2% / 4 = 1210,00 руб.
Расчет авансового платежа за 9 месяцев:
налоговая база = (250 000 + … + 160 000) /10 = 205 000 руб.
авансовый платеж = 205 000 * 2,2% / 4 = 1127,50 руб.
Расчет налога за год:
налоговая база = (250 000 + … + 130 000) /13 = 190 000 руб.
Сумма налога за год = 190 000 * 2,2% = 4180,00 руб.
К доплате с учетом авансовых платежей =
= 4180,00 — 1292,50 — 1210,00 — 1127,50 = 550,00 руб.
Налоговая база самортизированных объектов равна нулю, но их включают в отчет.
Кто платит налог на имущество по кадастровой стоимости
В 2015 году уже 32 региона платят налог исходя из кадастровой стоимости имущества. Компания платит налог с кадастровой стоимости, если одновременно выполняются условия:
Регион, где расположена недвижимость, ввел налог с кадастровой стоимости.
-
Площади, принадлежащие компании, попадают под налог.
- Запросите кадастровую стоимость здания на начало налогового периода в региональном отделении Росреестра.
Если кадастровая стоимость помещения не определена, но известна кадастровая стоимость здания, в котором оно расположено, то налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в здании.
Сумма налога за год равна кадастровой стоимости здания, умноженной на налоговую ставку и на коэффициент К.
К = число месяцев отчетного периода, в течение которых компания владела имуществом (включая месяцы поступления и выбытия) / число месяцев в отчетном периоде.
Если у здания несколько собственников, умножьте кадастровую стоимость на свою долю, а потом на налоговую ставку и коэффициент К.
Если закон субъекта РФ предусматривает квартальные авансовые платежи внутри налогового периода, то авансовый платеж равен ¼ суммы налога, рассчитанной выше.
Когда и куда отчитываться по налогу на имущество организаций
Декларацию по налогу на имущество организаций сдают включительно до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.Если власти региона ввели промежуточные отчетные периоды, расчеты по авансовым платежам сдают в течение 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода — не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября.
- Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, отчетность по нему сдают в налоговую по месту регистрации организации или подразделения.
- Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, отчетность по ней сдают в ФНС по местонахождению недвижимости.
Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не платят налог и не сдают декларации и расчеты.
Когда и куда платить налог на имущество организаций
Срок уплаты налога и авансовых платежей устанавливает законодательство региона — конкретные даты узнайте в своей налоговой инспекции.
- Если имущество числится по месту регистрации головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по месту регистрации.
- Если недвижимость не относится к ФНС головной организации или обособленного подразделения, налог и авансовые платежи перечисляют в бюджет по местонахождению недвижимости.
В Контур.Бухгалтерии организации легко и быстро готовят расчет по авансовым платежам по налогу на имущество и отправляют его в ИФНС. А в конце года можно будет сформировать и отправить через Контур.Бухгалтерию налоговую декларацию.
Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.
www.b-kontur.ru
Если перечень опубликовали не вовремя или в нем нет вашей недвижимости, продолжайте платить налог исходя из среднегодовой стоимости.
Как рассчитать налог на имущество по кадастровой стоимости?
Если ваша компания платит налог от кадастровой стоимости, алгоритм расчета такой: