Минюст уточнил порядок изъятия единственного жилья у должников

Минстрой поддержал законопроект о продаже единственного жилья должников, разработанный и продвигаемый министерством юстиции.

Действующее законодательство позволяет взыскивать долги за счет единственного жилья только в случае, если его взяли в ипотеку. Законопроект Минюста предусматривает не просто выселение должников, а переселение их в квартиры меньшей площади.

Как следует из документа, использовать единственное жилье для погашения долга можно будет только по решению суда и при соблюдении двух условий — площадь изымаемой у должника недвижимости должника вдвое превышать жилищную норму — 18 кв. м на человека, а размер долга должен быть вдвое больше рыночной стоимости «положенной» должнику по нормативам квартиры.

По решению суда жилье должника будет выставляться на торги, затем из вырученных средств должен быть погашен долг, а оставшиеся деньги будут передаваться должнику для покупки квартиры, соответствующей социальным нормам.

Замдиректора департамента экономического законодательства Минюста России Денис Новак пояснил РИА Новости, что забрать единственное жилье у должника можно будет только по социально значимым исполнительным производствам. Например, у неплательщиков алиментов или в качестве компенсации причиненного вреда жизни и здоровью.

То есть изъять единственное жилье за просроченные кредиты или неуплату ЖКХ будет невозможно.

www.ntv.ru

МОСКВА, 9 дек – РАПСИ, Владимир Ядута. Законопроект о реформе института третейского разбирательства (арбитража) может быть одобрен и подписан до конца 2015 года, сообщил в среду заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин в ходе своего выступления на арбитражной конференции «Россия как место разрешения споров», организатором которой выступил Российский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с Арбитражной Ассоциацией (РАА).

«Третье чтение (законопроекта в Госдуме) должно состояться на следующей неделе, и мы настроены на то, что уже в этом году закон будет принят и подписан президентом, при том что в силу он вступает в сентябре следующего года», — сказал, в частности, Гальперин.

По его словам, законопроект, претерпевший за три года работы некоторые изменения, делится на две составляющие – организационную, которая направлена на регулирование деятельности арбитража и которая оказалась наиболее дискуссионной, и процессуальную.

Жесткие механизмы регулирования сферы третейского разбирательства, в том числе в части создания постоянно действующих арбитражных учреждений, Гальперин объяснил накопившимися в этой сфере проблемами.

«Традиционные» арбитражные центры — Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате России и Морская арбитражная комиссия (МАС) – прямо обозначены в законопроекте, но он не исключает формирование также новых центров арбитража. Что касается предъявляемых законопроектом требований, то они едины для всех – как для сложившихся институтов, так и для создаваемых.

Исключением станут иностранные арбитражные учреждения, администрирующие споры на территории РФ. Для них единственным критерием будет «международно признанная репутация».

Что касается исполнения решений третейских судов на территории России, то в этой части вводится ряд новелл, направленных на облегчение исполнения этих решений, в том числе иностранных. Во-первых, предусматривается поэтапное сокращение с трех месяцев до одного месяца срока рассмотрения государственным судом вопроса о признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Во-вторых, четкое закрепление недопустимости пересмотра арбитражного решения по существу государственным судом.

Специальный совет по совершенствованию третейского разбирательства, создание которого предусмотрено законопроектом, по словам Гальперина, всего на треть будет состоять из чиновников, в то время как большая его часть будет представлена членами профессионального юридического сообщества. «Мы сделаем все для того, чтобы туда (в совет) вошли люди, которые обладают необходимым профессионализмом и независимостью», — отметил Гальперин.

Совет, по его словам, будет иметь компетенцию по разработке рекомендаций на получение права на осуществление деятельности постоянно действующим арбитражным учреждением, утверждать требования к рекомендованным арбитрам постоянно действующих арбитражных учреждений.

В процессуальной части, по словам замминистра, кардинальных изменений нет. «Процессуальные нормы приведены в соответствие с последними тенденциями международной практики, положениями типового закона ЮНСИТРАЛ, в том числе в редакции 2006 года», — сказал Гальперин.

Уточнены нормы об арбитражном соглашении, о назначении и отводе арбитров, появились полноценные нормы о содействии государственных судов арбитражу.

В то же время, по словам Гальперина, значительно расширена арбитрабельность споров, и все исключения, которых «достаточно мало», будут четко прописаны. Более того, замминистра выразил надежду, что перечень неарбитрабельных споров по мере реализации реформы третейского разбирательства будет сокращаться.

Большое внимание при работе над законопроектом было также уделено арбитрам, поскольку реформа в том числе преследует своей целью обеспечение их независимости. Гарантии, предоставляемые арбитрам, значительно расширены, сообщил Гальперин. В частности, законопроектом предусматривается введение свидетельского иммунитета арбитров, причем как в гражданском, так и уголовном процессе. Кроме того, арбитры будут обладать имущественным иммунитетом за исключением случаев подачи гражданского иска в уголовном деле. Наконец, введены серьезные ограничения по привлечению к ответственности самого постоянно действующего арбитражного учреждения.

Новый корпус профессиональных арбитров будет формироваться за счет привлечения судей в отставке, причем без потери ими соответствующего статуса и независимо от возраста и стажа.

rapsinews.ru

Приняты федеральные законы, касающиеся деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты разработанные Минюстом России федеральные законы «О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций» и «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций)».

Законопроекты подготовлены Минюстом России в целях установления дополнительных механизмов правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, позволяющих своевременно и эффективно осуществлять контроль за деятельностью иностранных структур на территории Российской Федерации.

Так, действующими положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях» не предусмотрено требований к содержанию положения о филиале или представительстве таких организаций. Законопроекты восполняют указанный пробел, устанавливая, что такое положение по аналогии с уставом юридического лица должно содержать в том числе наименование структурного подразделения, включающее наименование иностранной некоммерческой неправительственной организации и страну регистрации этой организации, территориальную сферу деятельности, цели, задачи и виды деятельности структурного подразделения, порядок управления его деятельностью, сведения об источниках формирования имущества. К основаниям для отказа во внесении в реестр сведений о филиалах и представительствах международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций отнесено выявление несоответствия документов и содержащихся в них сведений о деятельности указанных структурных подразделений Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Принятие Минюстом России решения об исключении структурного подразделения из реестра влечет прекращение его правоспособности. Однако Налоговым кодексом Российской Федерации установлен заявительный порядок снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций. Налоговые органы уведомляются Минюстом России об исключении структурных подразделений из реестра, но такое уведомление в настоящее время не является основанием для снятия их с налогового учета. Для решения этой проблемы предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

24 июля 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят разработанный Минюстом России Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы».

24 июля 2018 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты разработанные Минюстом России федеральные законы «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам» и «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче».

24 июля 2018 г. под председательством директора Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления А.А. Корнеева состоялась видеоконференция с территориальными органами Минюста России, расположенными в Южном федеральном округе.

24 июля 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрены разработанные Минюстом России федеральные законы «О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций» и «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций)».

24 июля 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрены разработанные Минюстом России федеральные законы «О внесении изменений в статью 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

24 июля 2018 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1080 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».

23 июля 2018 г. представители Минюста России приняли участие в заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике, на котором рассмотрен разработанный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Минюста России проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Законопроект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

Минюстом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации».

20 июля 2018 г. директор Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления А.А. Корнеев совершил рабочую поездку в Ставропольский край, в ходе которой ознакомился с практикой и организацией работы территориальных органов местных администраций городских округов, созданных в границах прежних муниципальных районов Ставропольского края.

19 июля 2018 г. Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

minjust.ru

Закон о взыскании единственного жилья должников коснется роскошного жилья

В Минюсте пояснили, что речь идет не только о должниках, у которых есть роскошное жилье, но и о недобросовестных должниках, которые не хотят платить

МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Закон о взыскании единственного жилья должников направлен на владельцев роскошного жилья, не желающих расплачиваться по долгам. Об этом сообщил на брифинге заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин.

«Речь идет о роскошном жилье. Его не может быть много (у всех категорий должников). Речь идет о нескольких тысячах кейсов (случаев — прим. ТАСС)», — пояснил замминистра, отвечая на вопрос о возможных масштабах применения подготовленного законопроекта.

Закон о взыскании единственного жилья должников коснется порядка семи тысяч алиментщиков

Минюст доработал законопроект об изъятии единственного жилья у должников

ФССП: единственное жилье у должников отбираться не будет

«И кстати, в решении Конституционного суда от 2012 года, на основании которого разрабатывается закон, речь шла об очень больших квартирах — более 300 кв. м общей площадью», — напомнил Гальперин.

«Очевидно, что речь идет не только о должниках, у которых есть роскошное жилье, но и о недобросовестных должниках, которые не хотят платить. То есть речь идет об этом сегменте людей, которые имеют большие квартиры, на самом деле имеют средства для выплаты своих долгов, но цинично и недобросовестно этого не делают. Прежде всего они адресаты», — подчеркнул замминистра.

В Минюсте напомнили, что взыскание на единственное жилье будет возможно при сумме долга не менее 200 тысяч рублей, но не будет применяться, если после продажи квартиры более половины суммы пойдет на покупку нового жилья должнику.

Крайняя мера

Обращение взыскания на единственное жилье, отметил он, — это самая крайняя мера. «Я хочу акцентировать внимание на том, что это самая последняя мера, ей будет предшествовать долгое исполнительное производство. Если с него пытаются взыскать, он сам никак не участвует во взыскании — уже тогда обращается взыскание на квартиру», — пояснил Гальперин.

Он заметил, что во многом это превентивная мера — «человек должен знать, что в случае определенных обстоятельств он не может уйти от своих обязательств и для него может быть введена неприятная для него судебная процедура», — подчеркнул Гальперин.

«У нас нет другого выхода — есть решение Конституционного суда, хотим мы этого или не хотим, все равно должна появиться эта процедура в том или ином виде», — добавил он.

При этом он полностью не исключил, что она может коснуться и других категорий должников. «Конституционный суд не дифференцировал виды должников. Исходя из решения КС, она распространяется на всех должников. Но пока предлагается (в разработанном законопроекте) по трем наиболее социально значимым категориям должников. Будет она распространена (на другие категории) или не будет, будет зависеть от принятия закона и от его применения», — добавил он.

Закон о единственном жилье не примут в этом году

Минюст России не ожидает, что резонансный закон о взыскании единственного жилья должников примут в этом году. По словам Гальперина, 8 июля закончится общественное обсуждение законопроекта, после чего он будет обсуждаться в правительстве как правительственный законопроект.

Чувство долга: где узнать о задолженности и как снять взыскание

«Понятно, что нужно соблюсти баланс интересов должника и взыскателя, тема чувствительная, связанная с жильем. Здесь скорее законопроект — это первый шаг для того, чтобы эту тему обсуждать, представить на суд юристов, общественности и дальше на государственном уровне разработать этот механизм», — пояснил Гальперин. Слишком много гарантий для должника повлечет недовольство взыскателей, напомнил он, «поэтому мы находимся в поиске баланса».

Поскольку в законопроект были внесены изменения, он вновь пройдет согласование в федеральных ведомствах. Хотя он был концептуально одобрен в первоначальном виде Минфином, Минэкономразвития, Минобрнауки (поскольку касается детей) и Минтруда.

«В этом году он принят не будет», — оценил перспективу его согласования замглавы Минюста, не став прогнозировать и то, поступит ли он в Госдуму в этом году.

tass.ru