Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
3 мая 2012 г., 4 июня 2018 г.
Принят Государственной Думой 17 января 2007 года
Одобрен Советом Федерации 24 января 2007 года
Президент Российской Федерации
5 февраля 2007 г.
Принятый закон направлен на изменение методов государственного влияния на туристический бизнес и обеспечение финансовой защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 года лицензирования турагентской и туроператорской деятельности.
Осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (т.н. финансовое обеспечение). Финансовое обеспечение гарантирует каждому туристу в случае нарушения туроператором условий договора возврат денежных средств, уплаченных по договору, и возмещение реально причиненного ущерба. Размер финансовой гарантии дифференцирован в зависимости от вида туроператорской деятельности: международная туристская деятельность — 10 миллионов рублей, внутренний туризм — 500 тысяч рублей, внутренний и международный туризм — 10 миллионов рублей.
Определен срок действия финансового обеспечения, а также основания и порядок выплаты страхового возмещения и денежных сумм по банковской гарантии.
Для обеспечения реализации механизма финансовой гарантии предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма Единого федерального реестра туроператоров. Подробно регламентирован порядок внесения сведений о туроператоре в Реестр, установлены основания отказа во внесении сведений и исключения туроператора из Реестра.
Внесены изменения в порядок формирования, продвижения и реализации туристского продукта, направленные на защиту прав и законных интересов потребителей туристских услуг. В частности, установлена ответственность туроператора перед туристами за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, а также за действия, совершенные от имени туроператора его турагентами. Урегулирован порядок заключения договора между туроператором и турагентом и договора о реализации туристского продукта. Определен перечень сведений о стране путешествия, которые должен предоставить туроператор (турагент) туристу при заключении договора.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2007 года, за исключением положений о размере финансового обеспечения, которые вводятся в действие с 1 июня 2008 года. До этого момента размер финансового обеспечения должен составлять для сферы международного туризма — 5 млн. рублей, для внутреннего туризма — 500 тыс. рублей, для внутреннего и международного туризма — 5 млн. рублей.
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2007 г., за исключением абзацев шестнадцатого — двадцатого пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 8 февраля 2007 г. N 20, в «Российской газете» от 9 февраля 2007 г. N 28, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 7 ст. 833
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
base.garant.ru
Международное правовое регулирование туризма
Важное значение для эффективного правового регулирования туризма имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно оказывает существенное влияние на национальное законодательство в данной области.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.
Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.
ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.
Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:
— Генеральная ассамблея — высший орган;
— Исполнительный совет — руководящий орган;
— региональные комиссии;
— комитеты;
— секретариат 1 .
Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:
— Манильская декларация по мировому туризму;
— Гаагская декларация по туризму;
— Глобальный этический кодекс туризма;
— Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;
— Осакская декларация по туризму;
— Осакская декларация тысячелетия.
Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.
В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.
В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.
Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.
Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:
1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;
3) равные права народов в определении своей судьбы;
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.
Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.
В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.
В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.
Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:
Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.
Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.
Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.
Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.
Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.
Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.
Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.
Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.
Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.
Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО.
В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.
Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).
Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:
— развитие туризма на различных уровнях — местном, региональном, национальном и международном;
— обеспечение доступности туризма;
— защиту туристской среды;
— содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;
— обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;
— создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;
— принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.
При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».
Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.
Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.
Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.
Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.
Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:
— Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);
— Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);
— Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;
— Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).
Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме 2 .
Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же — не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия» 3 .
Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры 0 сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.
Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные рамки для дальнейшего взаимодействия.
В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма 4 . В соответствии с данным соглашением стороны:
— стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;
— содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;
— поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;
— содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.
В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств — участников СНГ в области туризма являются:
— Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;
— Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств — участников СНГ в области туризма»;
— Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами — участниками СНГ» (концепция). Анализируя проводимую политику сотрудничества государств — участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:
а) положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;
б) немало формулировок соглашений носят необязательный характер («будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);
в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.
Среди причин, которые затрудняют процесс образования единого туристского пространства, автор также называет нестабильность политической ситуации, различный уровень развития экономик стран — участниц СНГ, невыполнение интеграционных соглашений и др. 5
Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме
4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ
В международном туризме как виде деятельности участвуют три основные стороны:
1) туристы — потребители турпродукта, большая часть которого предоставляется в другом государстве;
2) турфирмы — производители и продавцы турпродукта (в данном случае имеются в виду все виды организаций, учреждений и предприятий, связанных с оказанием услуг туристам);
3) государственные органы, осуществляющие соответствующие распорядительные, административные и иные функции (паспортные, визовые, пограничные, таможенные, валютного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, лицензионные, сертификационные, контроля за режимом въезда и пребывания иностранцев, квотированному посещению отдельных территорий и т.д.).
В процессе взаимоотношений эти стороны образуют своего рбда «треугольник» (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Туристский треугольник
В любом государстве взаимоотношения сторон «треугольника», а именно «турист — турфирма», «турист — государство», «турфирма — государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.
При взаимодействии «туристов» и «турфирм» наиболее важно документальное оформление соглашения между ними, следовательно, требуется письменный договор, в котором зафиксированы все взаимные права и обязанности.
Для урегулирования отношений по стороне «туристы» — «государство» необходимо развернутое законодательство о загранпаспорте, паспортном и визовом режимах, таможенных, валютных, медико-санитарных нормах, правилах перемещения культурных и исторических ценностей, а также некоторых образцов флоры и фауны, порядке выезда из страны и въезда обратно, правовом положении иностранных граждан и прочее.
В дополнение к этому необходимы правовые нормы о защите прав потребителя, лицензировании международной туристской деятельности, сертификации туристского продукта, страховании в турпоездке, регулировании туристской рекламы и многое другое.
В оптимальном варианте нужен закон о развитии туризма, в котором были бы обозначены основополагающие правовые нормы по всему спектру взаимоотношений участвующих сторон.
В большинстве европейских и других стран мира пошли именно по такому пути.
Несмотря на стремление ЕС привести туристское законодательство к единому знаменателю, в каждой стране имеются собственные подходы к регулированию туризма с упором на ту или иную сторону «треугольника». Во многих странах основные усилия направлены на регулирование стороны «турфирма — государство». Осуществляется это прежде всего в форме лицензирования туристской деятельности, т.е. определенного государственного разрешения, которое дается юридическим (их официальным представителям) и физическим лицам только в том случае, если:
— они могут подтвердить свой профессиональный уровень, достаточный для занятия туристской деятельностью;
— на них не распространяется действие норм уголовного или гражданского законодательства страны, определяющих ограничения на возможность занятия этим видом деятельности;
— они могут реально предоставить своим клиентам достаточные финансовые, банковские, материальные или иные гарантии для полной оплаты всех своих возможных издержек, могущих внезапно возникнуть в процессе туристской деятельности;
— они имеют страховой полис с достаточным покрытием, чтобы нести финансовую ответственность по обязательствам, вытекающим из своей профессиональной деятельности, и т.д.
Но важен не сам «бумаготворческий» акт выдачи лицензии (независимо от степени жесткости или мягкости получения этого разрешения), а развитость и эффективность работы того государственного механизма, который отслеживает выполнение всех лицензионных и прочих условий туристской деятельности, а в случае рекламаций или и иных проблем — принимает необходимые меры для наведения должного порядка. Попробуйте в другой стране работать без лицензии — уже вечером будет реакция государства, причем она «появится, как правило, звеня наручниками и стуча полицейскими сапогами». Без такого механизма любые разговоры о лицензировании будут вестись вечно и впустую.
В ряде стран термин «лицензирование» законодательно фактически не закреплен, а вместе с тем государственные требования к турфирмам по их финансовой и иной ответственности перед клиентами, профессиональной подготовке руководителей и сотрудников, страхованию фирм и самих туристов очень даже строгие. Основные усилия там делаются на регулирование «треугольника» по стороне «турист — турфирма» и направлены на максимально полную защиту прав туристов-потребителей и постоянное повышение ответственности турфирм за качество турпродукта и других услуг. При таких подходах особое значение имеет общая информированность туриста о всех условиях предстоящей поездки, наличие стандартов и четких правил оформления и совершения тура, осведомленность туриста о порядке возможных действий с его стороны по последующему отстаиванию своих прав и законных интересов. Для этого во многих странах разрабатываются подробные инструкции. Например, в Германии министерством юстиции утверждены «памятки» для туристов, типа «Ваши права путешествуют вместе с вами» и «Полный перечень прав туриста во время путешествия». И, кроме того, детально расписаны пояснения по порядку решения всех спорных вопросов, возникающих в процессе туристского обслуживания. В случаях получения некачественного турпродукта или неудовлетворительного исполнения отдельных услуг, недовольному туристу по суду возмещается существенная часть стоимости тура. Подробно величина возвращаемой стоимости (в процентах) указана в так называемой «Франкфуртской таблице по снижению цен за поездки», которая неоднократно публиковалась в российской туристской прессе.
Но введение подобных норм требует развитости туристского рынка, наличия совершенного законодательства, в первую очередь подробных стандартов сферы туризма и иных четко расписанных правил туристского обслуживания, которых в РФ до сих пор нет.
4.1. ТУРИСТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
По данным ВТО, законодательные акты по регулированию туризма приняты в более чем в 100 странах мира. Они направлены на определение государственных задач в сфере развития туризма и средств их достижения, упорядочение туристских формальностей и уменьшение рисков при путешествиях, интенсификацию развития туристской индустрии, регулирование отношений между производителями и потребителями туристских услуг, а также на другие цели и задачи, решение которых невозможно без принятия отдельного закона о туризме.
ФРАНЦИЯ. Законом о туризме № 92-645 определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.
В специальном разделе Закона фиксируются отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечислены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца тур-продукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, исключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за деятельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.
БЕЛЬГИЯ. Туристская деятельность регулируется Законом «О деятельности турагентств и лиц туристских профессий» от 16 февраля 1994 г. Он содержит основные используемые определения, требования к рекламе турпродукта, условия заключения контракта на поездку, содержание контракта, ответственность сторон, механизм решения споров и санкции за нарушение Закона.
ИТАЛИЯ. В 1983 г. был принят основной закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также определение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, общественным ассоциациям разрешается заниматься туристской деятельностью, регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.
ИСПАНИЯ. Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. Испанское законодательство по туризму регулирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, условия, на которых физическим и юридическим лицам разрешается заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санкции к нарушителям. В апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил Закон «О комбинированных путешествиях», которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием понимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, размещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комбинированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ночлега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, условия и положения на случай отказа от путешествия. Если изложенные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соответствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела национальное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).
США. Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон «О Национальной политике в сфере туризма», а 30 мая 1992 г. — Закон «О политике в сфере туризма и развитии экспорта», согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.
Помимо Национального органа, регулирующего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение туристов. В Бюро входят представители городских властей, транспортных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жильцов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членских взносов и доходов от рекламы.
АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным Советом по пропаганде путешествий и туризма, который ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: «Туризм работает на Америку». В этих докладах четко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики. Кстати, в США туристская индустрия является вторым крупнейшим «работодателем» после системы здравоохранения.
В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рассмотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была проведена Национальная конференция по развитию туризма. Помимо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на самофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место (после производства автомобилей и продуктов питания). По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существенно сократилось, вступила в действие система частичного государственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий. В 1996 г. Конгресс США принял еще один закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала функционировать предусмотренная в нем новая Федеральная туристская структура — Национальная Организация Туризма (НОТ). В Законе конкретно указано, что если в ближайшее будущее НОТ не повысит долю США в мировом туристском рынке и не увеличит количество иностранных туристов, то она будет распущена.
ФИНЛЯНДИЯ. «Закон о субъектах, имеющих право на продажу туров» и «Закон о турах и занятии туристской деятельностью» № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обусловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам продажи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Финляндии «О занятии туристской деятельностью», в котором детализированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником иностранной туристской компании.
Законодатели перечисленных стран исходили из той естественной посылки, что облегчение туристской поездки, упрощение туристских формальностей и свободное перемещение туристов и повышение их безопасности требует единых дефиниций сферы туризма и унифицированной нормативно-правовой базы, которая достаточно легко регулировала бы взаимоотношения различных субъектов международного туристского рынка, независимо от направляющей и посещаемой страны, или целой цепочки стран по всему маршруту следования туриста.
Как уже отмечалось выше, в объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом («пэкидж-туры»). Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
РОССИЯ. 24 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, в котором в части, касающейся рассматриваемой темы, говорится, что «государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в РФ, выезда из РФ и пребывания в РФ с учетом интересов развития туризма, налогового и таможенного регулирования».
В Российской Федерации, как в любой другой стране мира, вопросами государственного управления в сфере туризма и межотраслевой координации, включая подготовку предложений по упрощению туристских формальностей, призвана заниматься Национальная туристская администрация (НТА). С июля 2000 г. -это Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
4.2. ЭТАПЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ (НТА) РОССИИ
— 1929 г. Решением Правительства СССР в рамках Наркомата внешней торговли было создано Государственное акционерное общество по иностранному туризму (ГАО «Интурист»). Его уставный капитал составлял 5 млн руб., разделенных на 200 акций, стоимостью по 25 тыс. руб. каждая (Наркомат внешней торговли получил 40%, Морской торговый флот — 40, остальные организации — по 20%). Правление ГАО «Интурист» состояло из 5 чел. В Совет по туризму при ГАО входили 11 чел. (представители Наркомата внешней торговли, Наркомата путей сообщения, Аэрофлота, Наркомата культуры, Наркомата торговли, Гостаможни).
— 1933 г. ГАО «Интурист» преобразовано во Всесоюзное акционерное общество «Интурист». С момента образования и до начала второй мировой войны «Интурист» развернул строительство туристских объектов и успел принять чуть более 10 тыс. иностранных туристов.
— 1964 г. Создается Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, в которое в качестве структурной единицы вошло ВАО «Интурист».
— 1969 г. Создается Главное управление по иностранному туризму, ВАО «Интурист» в нем стало коммерческим управлением.
— 1983 г. Главное управление по иностранному туризму преобразовано в Государственный комитет по иностранному туризму СССР (Госкоминтурист СССР).
— 1989 г. Госкоминтурист СССР был упразднен при очередной реорганизации Правительства.
— 1991 г. Образован Совет по иностранному туризму при Кабинете Министров СССР, который так и не успел приступить к своим обязанностям из-за событий августовского путча.
— 27марта 1992 г. создается Министерство культуры и туризма Российской Федерации.
— 30 сентября 1992 г. образован Комитет Российской Федерации по туризму (Роскомтуризм), приступивший к работе в конце февраля 1993 г. после назначения его Председателя.
— 10 января 1994 г. образован Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму (КМФТ России).
— 30 мая 1994 г. КМФТ России преобразован в Комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (КФТ России).
— 3 августа 1994 г. КФТ России преобразован в Госкомитет по физической культуре и туризму (ГКФТ России).
— 25 мая 1999 г. создано Российское агентство по физической культуре и туризму.
— 6 июня 1999 г. создано Министерство по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации.
— 5 июля 2000 г. постановлением Правительства РФ ведение вопросами государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма передано в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, где создан Департамент туризма.
Таким образом, за прошедшие десять лет произведено десять преобразований Федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма в РФ.
tourlib.net