«Философия»: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения
Составитель: Смирнова О.В.,
Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Основные дидактические единицы.
Вопросы к зачету и экзамену.
Методические рекомендации студентам.
Основная и дополнительная литература.
Курс «Философия» является базовым для бакалавров и дипломированных специалистов.
Основные цели курса «Философия» заключаются, в первую очередь, в том, чтобы помочь изучающим получить первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, познакомить с важнейшими этапами формирования философии, выдающимися мыслителями, дать представление о различных подходах к осмыслению картины мироздания, сущности и смысла жизни человека, путей познания мира, взаимоотношений человека и природы, глобальных проблем современности, других вопросов, которые принято называть «вечными».
Курс «Философия» призван также стать своего рода школой мышления, т.е. способствовать формированию умения свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязь явлений действительности, отделять существенное от несущественного, значимое от второстепенного.
Содержание и структура курса представляют как центральную тему философии — проблему человека и мира. Знание сущности и природы человека, исканий философов в области осмысления места и назначения человека в мире, его ценностных ориентаций, проблемы свободы человека призвано способствовать социальному самоопределению и нравственному становлению студентов.
I. Выдержка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
ФИЛОСОФИЯ. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
studfiles.net
Методическое пособие по философии для студентов
Авторы-составители: Вергун Татьяна Викторовна, кандидат философских наук, доцент, работает в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» на кафедре философии на должности доцента. Контактные данные: e-mail: t-vergun@ya.ru
Колосова Ольга Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, работает в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» на кафедре философии на должности доцента. Контактные данные: e-mail: kolosova.07@mail.ru.
Основная образовательная программа, по которой подготовлено учебное издание — дисциплины Федерального компонента цикла ГСЭ, дисциплина «Философия».
Структура учебно-методического пособия составлена так, что помогает сориентировать студента в освоении курса «Философия». В ней выделены следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; программа учебной дисциплины; практический курс; практическое пособие; тестовые задания для контроля качества усвоения материала; методические рекомендации по организации самоконтроля, написанию рефератов, конспектов; дидактические пособия; справочные материалы; хрестоматийные материалы; список использованной литературы. Учебно-методическое пособие соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (по дисциплинам Федерального компонента цикла ГСЭ) для специальности 110201.65 «Агрономия». Материал пособия охватывает все дидактические единицы курса. Кроме этого, студентам даются рекомендации по организации самостоятельной работы.
Материалы учебно-методическое пособие по «Философии» для агрономических специальностей соответствуют современному научно-методологическому уровню по указанному на -правлению. В работе соблюдены логика изложения материала, психолого-педагогические, методологические требования к содержанию и оформлению учебного издания.
www.expeducation.ru
Философия. В.Г. Косыхин. учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета
Транскрипт
1 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Кафедра философии и методологии науки В.Г. Косыхин Философия учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета Саратов 2014
2 Косыхин В.Г. Философия: учебно-методическое пособие для студентов биологического факультета Учебно-методическое пособие по курсу «Философия», состоит из учебной программы по курсу, планов семинарских занятий, рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы, заданий для письменных работ (творческого, учебного и исследовательского характера), а также содержит темы для рефератов. Пособие предназначено для студентов биологического факультета и всех интересующихся вопросами философии. Рекомендуют: Научно-методическая комиссия философского факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского доктор философских наук, профессор С.П. Позднева (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) кандидат философских наук, доцент Д.А. Аникин (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) 2
3 Введение Цель курса дать теоретическое представление о философии, а также развитие таких практических навыков, как умение работать с философскими текстами и применять философские знания в профессиональной деятельности. Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач: дать представление об особенностях философии; рассмотреть этапы в развитии философской мысли; дать культурно-историческое обоснование возникновения философии; ознакомить с идеями представителей классической и современной философии,; научить работе с философскими текстами на основе герменевтической методологии, а также на основе сложившейся практики реконструкции философского мировоззрения. В объем дисциплины входит рассмотрение основных проблем, понятий, идей и концепций сложившихся в философии. При изучении дисциплины учащийся должен опираться на знания, полученные при изучении таких дисциплин как: психология, политология, история политических учений и культурология. В результате освоения дисциплины обучающийся в соответствии с видами профессиональной деятельности должен: знать основные тенденции и проблемы в развитии философских направлений и школ; вопросы логической и методологической культуры научного исследования; основные онтологические, гносеологические, социально-философские, этические и эстетические идеи философии; уметь собирать, анализировать, классифицировать и систематизировать научную информацию по изучаемой теме, готовить информационные сообщения, доклады и тезисы, научные обзоры, аннотации, составлять рефераты; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и развивать навыки межкультурной коммуникации; самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских профессиональной деятельности; интерпретировать философские тексты, использовать фундаментальные знания философской методологии и основных концепций конкретных наук в сфере профессиональной деятельности; владеть культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; навыками участия в работе семинаров; современной философской терминологией, навыками разностороннего анализа ведущих философских, идеологических и социально-политических доктрин, концептуальным аппаратом. современного философского и научного исследования, навыками работы в коллективе над решением научных проблем. 3
4 Структура и содержание дисциплины «Философия» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов. Календарно-тематический план изучения дисциплины: п/п Раздел дисциплины Семест р Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточн ой аттестации (по семестрам) всего Лек Сем. Самост раб. 1. Предмет философии, ее структура и функции 2. Античная Блиц-опрос философия 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения 4. Философия Нового времени и Просвещения 5. Немецкая Блиц-опрос классическая философия 6. Позитивизм, Марксизм, Прагматизм 7. Философский Блиц-опрос иррационализм 8. Современная европейская философия 9. Философия в России Контрольный опрос Итого 1 семестр Промежуточная Зачет аттестация 10 Философское учение о бытии 11. Фундаментальн ая онтология М. Хайдеггера Философское учение о сознании
5 13. Теория познания. Истина и ее критерии 14. Философия Блиц-опрос науки. Методы и формы научного познания 15. Философские проблемы биологии 16. Социальная философия. Философия истории 17. Философия и глобальные Контрольный опрос проблемы современности Итого 2 семестр Промежуточная аттестация 36 Экзамен ТЕМА 1. Предмет философии, ее структура и функции Происхождение термина «философия». Проблематика философии. Природа философского знания. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, праксеологическая, аксиологическая, общекультурная. Разделы философии. Методологическая база философии. Источники философии. Миф и религия как специфические типы мировоззрения. Философия как особая форма познавательного отношения к миру. Разделы философии. Место философии в системе научного знания. Философия как форма ценностного сознания и как форма самосознания культуры. ТЕМА 2. Античная философия Периодизация. Проблема генезиса философии в древней Греции. Натурфилософия в античности. Антропологический поворот V в.: софисты и Сократ. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение о душе; миф о пещере. Учение об идеальном государстве. Критика платонизма Аристотелем. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания и логика. Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Стоицизм. Скептицизм. ТЕМА 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения Периодизация. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума в средние века. Августин как представитель патристики. Фома Аквинский как представитель схоластики. Доказательства бытия Бога. Проблема универсалий: реализм и номинализм. Современные интерпретации наследия средневековой философии. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Основные направления философии Возрождения. Натурфилософия Возрождения. Магия и алхимия. Пантеизм. 5
6 Философские воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социально-политические воззрения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). ТЕМА 4. Философия эпохи Нового времени и Просвещения Общая характеристика философии эпохи Нового времени. Натурфилософский механицизм философии XVII-XVIII вв. Эмпиризм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Учение о первичных и вторичных качествах. Рационализм (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Учение о субстанции. Идеология эпохи Просвещения. Учения французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Социальные учения философов Нового времени. ТЕМА 5. Немецкая классическая философия Общая характеристика философии немецкого идеализма. Трансцендентальная философия И. Канта: проблематика, основные понятия, коперниканский переворот Канта. Структура трансцендентального субъекта. Проблема синтеза. Антиномии чистого разума и проблема доказательства бытия Бога: границы научного познания. Мораль и свобода в учении Канта. Категорический императив. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. Философия романтизма. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. ТЕМА 6. Позитивизм, марксизм, прагматизм Позитивизм как направление философской мысли. Философия и наука. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Индуктивная логика и утилитаризм Д.С Милля. Эмпириокритицизм. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Энгельса. Прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса. Инструментализм Д. Дьюи. ТЕМА 7. Философский иррационализм Кьеркегор и Шопенгауэр как критики рационализма. Мир как воля и представление в концепции А. Шопенгауэра. Новый стиль философии Ф. Ницше. Учение Ницше о двух началах культуры. Европейский нигилизм и учение о смерти Бога. Учение Ницше о Воле-квласти и Сверхчеловеке. Учение А. Бергсона об интуиции и творческой эволюции. ТЕМА 8. Современная европейская философия Аналитическая философия: Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Х. Патнем. Философия. Хабермаса. Понятие посмодерна. «Генеалогия власти» М. Фуко. Концепция симулякров Ж. Бодрийяра. Деконструктивизм. ТЕМА 9. Философия в России Особенности русской философии. Славянофилы и западничество. Философские идеи в русской литературе: Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Философия всеединства В.С. Соловьева. «Оправдание добра» как главное сочинение и основная проблема философии Соловьева. Символизм и философия. Софиология С. Булгакова и П. Флоренского. Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева. Диалектическая система А.Ф. Лосева. Философия советского периода и проблемы современной отечественной философии. 6
7 ТЕМА 10. Философское учение о бытии Бытие как философская проблема. Философское и научное понимание бытия. Бытие, сущее, небытие, единое и многое, единое и общее, возможность и действительность. Субстанциальное понимание бытия: монизм, дуализм, плюрализм. Понятие материи, её атрибутов. Философское и естественнонаучное понимание материи. Понятие движения. Проблема движения как универсальной формы бытия. Движение и развитие. Пространство и время как формы бытия. Их интерпретация в философии и науке. Системная организация универсума. Часть и целое. Элемент, структура, система. Различные формы детерминации. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Научные, философские и религиозные картины мира. ТЕМА 11. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера Вопрос о смысле бытия в XX веке. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Постановка вопроса о бытии в философии М. Хайдеггера. Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Философское вопрошание, онтология события. Онто-герменевтика и способы интерпретации философского текста. Проблема онтологического нигилизма. Влияние хайдеггеровской мысли на современную философию. ТЕМА 12. Философское учение о сознании Понятия души и сознания. Субстанциальные и несубстанциальные трактовки сознания. Религиозная и философская позиции. Теория отражения. Проблема самосознания в классической философии. Сознание как форма отражения действительности. Структура психики и сознания. Бессознательное, его природа, структура и проявления. Позитивное сознание: ощущение, восприятие, представление. Сфера мыслительных процессов: разум, рассудок, рефлексия. Интуиция, воображение, творчество. Воля, эмоции и их функции. Сознательность и рациональность. Сознание и понимание. Социальные аспекты существования сознания. Сознание и общение. Общественное сознание. Массовое сознание и идеология. Феноменология Э. Гуссерля. «Естественная установка сознания» и его феноменологическая редукция. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Учение Гуссерля о жизненном мире. Европейский экзистенциализм. Понятие экзистенции. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Концепции К. Ясперса, Ж.-П. Сартра и А. Камю. ТЕМА 13. Теория познания. Истина и ее критерии Сущность познавательного подхода к миру. Многообразие подходов к пониманию познания: рационализм и иррационализм, агностицизм, скептицизм. Многообразие типов знания. Мнение, оценка, знание, вера. Научное и вненаучное знание. Понятие субъекта и объекта познания (Р. Декарт, И. Кант). Роль практики в познании. Сущность деятельностного подхода. Чувственное и рациональное в познании. Интуиция, ее роль в процессе познания. Проблема истины в философии. Концептуальные модели истины: классическая (корреспондентская), когерентная, прагматическая и семантическая). Истина, правда, заблуждение, ложь. Критерии истины. Понятие достоверности. Научные революции и смена типов рациональности. 7
8 ТЕМА 14. Философия науки. Методы и формы научного познания Понятие научного метода. Общенаучные и частнонаучные методы. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического. Доказательство и опровержение. Специфика языка науки. Структура и функции научной теории. Методы естественных и гуманитарных наук. Соотношение объяснения и понимания в гуманитарном познании. Понятие знака и символа. Текст как знаково-символическая система. Гуманитарное мышление и философская рефлексия. Структурализм как методология гуманитарного познания. Онтологическая герменевтика Х.-Г. Гадамера. Основные характеристики философии постмодерна. Мир как текст. Критика идеологизированности обыденного сознания Р. Бартом. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Эпистемологический структурализм М. Фуко. ТЕМА 15. Философские проблемы биологии Аристотелевская парадигма в биологии. Естественная история и ее связь с картезианством. Систематика Линнея и Бюффона. Философия зоологии Ламарка. Эволюционизм Дарвина и Спенсера. Неоламаркизм и творческая эволюция А. Бергсона. Теория систем Берталанфи. Философские проблемы биохимии и биофизики. Экологическая философия. ТЕМА 16. Социальная философия. Философия истории Природа и общество. Экономическая, социальная, политическая подсистемы общества. Социальная структура общества. Общество как целостная система. Специфика социального бытия и основные модели его истолкования: натурализм (Монтескье), идеализм (Г.В.Ф. Гегель), материализм (К. Маркс), психологизм (З. Фрейд), технократизм (Арон), индетерминизм (К.Р. Поппер). Структура социальной деятельности. Субстанциальнодеятельностный подход к пониманию общества. Понятие общественного сознания. Понятие идеологии. Гражданское общество и государство. Политика и право как социальные феномены. Правовое государство. Понятие истории. Типы истолкования исторического процесса: теория круговорота, эсхатология, концепция прогресса. Понимание исторического процесса в философии средних веков и Нового времени. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Теория «локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теория «осевого времени» К. Ясперса. Теория симулятивных трансформаций Ж. Бодрийяра. Смысл истории и общественный процесс. Перспективы исторического развития с точки зрения современной философии (Ж. Бодрийяр, Ф. Фукуяма, Ж.-Ф. Лиотар). ТЕМА 17. Философия и глобальные проблемы современности Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Перспективы развития современной цивилизации. 8
9 Образовательные технологии В процессе изучения дисциплины «Философия» помимо традиционных (лекции, семинары) используются следующие интерактивные образовательные технологии: 1. Проблемное обучение, дискуссии по вопросам: «Функции философии», «Идеализм и материализм». 2. Семинары по методу малых групп по теме «Философия Нового времени и Просвещения». 3. При изучении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья применяются дистанционные образовательные технологии. Для слепых и слабовидящих при подготовке к семинарам могут быть использованы лекции В.В. Васильева из лектория «Историко-философского сайта»: а также аудиокниги. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Усвоение материала проверяется с помощью опроса. Содержание самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента складывается из изучения учебной и специальной литературы как основной, так и дополнительной, подготовки письменных работ, докладов, рефератов и сообщений. Основное в самостоятельной работе студента это его работа с книгой, другими источниками информации. Самостоятельная работа студентов лежит в основе всех видов учебных занятий (лекций, семинаров и т.д.), а также всех форм проверки знаний. Учебные занятия это опорные пункты большой самостоятельной работы студентов, они суть ориентиры и критерии ее эффективности и результативности. В ходе самостоятельного изучения научных и иных произведений важно их конспектировать, составлять рабочие записи прочитанного. В процессе самостоятельной работы студенты не должны ограничиваться материалами лекций и учебников, необходимо обязательно обращаться к первоисточникам, то есть к текстам произведений соответствующих мыслителей. Это могут быть как сами труды, так и выдержки из них, представленные в хрестоматиях и антологиях. Знакомство с ними поможет глубже понять систему аргументов каждого автора и на этой основе разобраться в своеобразии подходов различных школ к познанию реальности. Важно также попытаться выработать собственную позицию по тем или иным теоретическим и практическим вопросам. Важной формой самостоятельной работы студентов по философии является подготовка рефератов. Реферат краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержание книги, учения, научной проблемы и т.д. Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной или нескольких научных работ (соответственно монографический или обзорный реферат) и должен отражать их основное содержание. Для его написания студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа. Требования, предъявляемые к реферату: наличие четкой структуры (введение, 2 3 раздела, заключение); объем реферата не должен превышать машинописных страниц (при 1,5 интервале и 14 размере шрифта); наличие списка использованной литературы. 9
10 При оценке реферата принимается во внимание его научный уровень, умение студента выделить философский аспект рассматриваемой проблемы, самостоятельность в изложении материала, новизна источников. Что нужно знать, приступая к изучению учебной дисциплины. Перед изучением курса философии надо внимательно ознакомиться с рабочими документами по этой дисциплине: программой курса, тематическим планом его изучения, учебно-методическими материалами. Основной документ при этом учебная программа курса. Она содержит перечень тем и вопросов, определяющих объем знаний студента по данной дисциплине. В программе указывается рекомендуемая литература основная и дополнительная. Тематический план предусматривает темы и время, отводимое на их изучение с учетом лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, а также их последовательность и чередование. Основная самостоятельная работа студентов состоит в чтении и конспектировании текстов первоисточников с последующей подготовкой к защите рефератов и дискуссиям на семинарских занятиях. Усвоение материала проверяется с помощью опроса, самостоятельных и контрольных работ. Задания для самостоятельной работы Примерная тематика рефератов: 1. Понятие мировоззрения. 2. Философия и политика. 3. Философия и религия. 4. Философия как образ жизни. 5. Философия и наука. 6. Понятие αρχή (архэ) в философии древних греков. 7. Пифагорейская школа философии. 8. Философское учение софистов. 9. Учение Платона о двух мирах. 10. Теория государства Платона. 11. Концепция государства Аристотеля. 12. Метафизика Аристотеля. 13. Философская система Фомы Аквинского и современный неотомизм. 14. Библейские идеи философского значения. 15. Соотношение апофатического и катафатического богословия в учении Дионисия Ареопагита. 16. Философия Августина как вершина патристики. 17. Философия Фомы Аквинского. 18. Бритва Оккама. 19. Идеи гуманизма в философии Возрождения. 20. Гуманизм эпохи Реформации в философии Возрождения. 21. Скептицизм Мишеля Монтеня. 22. Натурфилософия Дж. Бруно. 23. Политические взгляды Н. Макиавелли. 24. «Утопия» Томаса Мора. 25. Теории общественного договора в Новое время. 26. Философия скептицизма в Новое время. 27. Проблема метода в философии Нового времени. 28. Понятие субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы. 29. Монадология Г. Лейбница. 30. «О духе законов» Ш. Монтескье. 10
11 31. Проблема свободы в немецкой классической философии. 32. Система Г.В.Ф. Гегеля. 33. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. 34. Философия тождества Шеллинга. 35. И.Г. Фихте философ свободы. 36. Проблема судеб России в трудах русских философов. 37. Содержание идеи соборности в русской религиозной философии. 38. Философия русского космизма. 39. Социальное содержание русской философии. 40. Учение о Софии в русской философии. 41. Феномен нигилизма. 42. Проблема морали в философии Ф. Ницше. 43. Философия А. Бергсона. 44. С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциализма. 45. Экзистенциализм Г. Марселя. 46. Экзистенциализм как гуманизм. 47. Проблема реальности в философии и физике. 48. Проблема небытия. 49. Бытие Бога и бытие человека в средневековой философии. 50. Проблема мира. 51. Философско-мировоззренческие выводы из специальной и общей теории относительности. 52. Пространство и время в философии Канта. 53. Пространство и время и принцип Маха. Психологическое время. 54. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля как учение о развитии. 55. Проблема самоорганизации материи. 56. Проблема эволюции Вселенной. 57. Сознание и самосознание. 58. Сознание и язык. 59. Проблема происхождения сознания. 60. Теория познания в прагматизме 61. Герменевтика XVIII-XIX вв. 62. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера. 63. Познание и творчество. 64. Познание и понимание. 65. Познание и коммуникация. 66. Концепции интуиции в истории философии. 67. Проблема соотношения доказательности и истинности знания. 68. Истина и герменевтика. 69. Концепция истины Ф. Ницше. 70. Истина, заблуждение, ложь. 71. Теория эволюции Г. Спенсера. 72. Этические воззрения Дж. С. Милля. 73. «Открытое общество и его враги» К. Поппера. 74. Логический атомизм Б. Рассела. 75. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. 76. Прагматизм. 77. Инструментализм. 78. Сократ о взаимосвязи разума и нравственности в человеке. 79. Л. Фейербах: философия как антропология. 80. Духовность в человеке в философской антропологии М. Шелера. 81. Каббалистическая антропология. 11
12 82. Проблема «смерти субъекта» в современной философии. 83. Два фундаментальных отношения человека к миру: иметь или быть. 84. Проблема творчества в философии Н. Бердяева. 85. Проблема смысла жизни в русской философии. 86. Проблема самоубийства в философии. 87. Феномен бюрократии. 88. Проблема политического прогресса. 89. Политическая культура. 90. Проблема политических ценностей. 91. Масса в истории. 92. Проблема методологии истории. 93. Информационное общество: образы будущего. Вопросы для самостоятельного изучения учебного материала Наименование п/п темы 1. Предмет философии, ее структура и функции 22-8 Возникновение и развитие философии. История философии. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Дайте определение философии как науки. Что является предметом изучения философии? В чем состоит специфика философии в сравнении с другими гуманитарными науками? 2. Перечислите основные разделы философии. Что они изучают? 3. Каковы основные функции философии? 4. Укажите основные методы философского познания. Каковы их особенности? 5. Каковы основные исторические этапы развития философии? В чем состоят их характерные особенности? 6. Каковы критерии классификации различных школ и направлений философии? 7. Каковы причины возникновения философии? 8. Каковы основные отличия между мифологическим, религиозным и философско-научным мировоззрением? 9. Перечислите основных представителей греческой натурфилософии. Что изучали натурфилософы? 10. Охарактеризуйте причины и сущность антропологического поворота античной философии. В чем расходились взгляды софистов и Сократа? 11. Каковы основные идеи философии Платона? 12. Как представлял себе Платон идеальное государство? 13. За что Аристотель подверг критике взгляды Платона? 14. Каковы основные положения философии Аристотеля? 15. В чем состоит специфика эллинистической философии? 16. Каковы причины появления и основные идеи античного скептицизма? 17. В чем состояли основные различия между философскими взглядами стоиков и Эпикура? 18. Перечислите основных представителей неоплатонизма. Что нового внес неоплатонизм в философию? 19. Чем отличались периоды патристики и схоластики в средневековой философии? 12
13 2. Основные направления современной философии 2.1 Философское учение о бытии 2.2 Философское учение о 20. В чем состояло отличие средневекового реализма от номинализма? 21. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения? 22. Дайте определение эмпиризма и рационализма. Чем они различались между собой? 23. В чем состояли основные идеи философии Рене Декарта? 24. Что такое субъективный идеализм и каковы его основные принципы? 25. Охарактеризуйте эпоху Просвещения. Какими были идеи Просвещения в философии? 26. Какие новые идеи внес в философию И. Кант? В чем специфика кантовского подхода? 27. Охарактеризуйте философские системы И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. В чем их отличие друг от друга? 28. Как соотносились между собой метод и система у Г.В.Ф. Гегеля? Что Гегель понимал под диалектикой? 29. Каковы истоки и суть кризиса классической философии? 30. Охарактеризуйте понятие иррационализма. Каковы особенности иррационалистических концепций А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона? 31. В чем состоят основные принципы позитивизма? 32. Каковы основные идеи прагматизма как философского направления? 33. Охарактеризуйте понятия интенциональности и феноменологической редукции. В чем состоит специфика феноменологического метода в философии? 34. Что такое экзистенциализм и в чем заключаются его основные положения? 35. Каковы основные идеи и принципы аналитической философии (Б. Рассел, Л. Витгенштейн)? 36. Что такое герменевтика и деконструкция и как они соотносятся между собой? 37. Каковы основные черты постмодернистского подхода к философии? 38. Укажите основные идеи и особенности русской философии XIX XX вв. (В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П. Флоренский, А.Ф. Лосев). Какие проблемы стоят перед современной русской философией? 39. Что изучает онтология? Каково ее место среди других разделов философии? 40. Охарактеризуйте понятия бытия и сущего. Каково соотношение между ними? 41. Чем различаются между собой монизм, дуализм, плюрализм? 42. Каковы основные виды бытия? 43. В чем состоят основные идеи фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера? 44. Какие трактовки пространства и времени сложились в истории философии? 45. Чем отличаются понятия души и сознания? 46. Что такое субстанциальная и несубстанциальная 13
14 сознании 2.3 Теория познания. Истина и ее критерии 2.4 Философия науки. Методы и формы научного познания. 2.5 Философская антропология 2.6 Социальная философия 2.7 Философия истории трактовки сознания? 47. Что такое интенциональность сознания в феноменологии? 48. Охарактеризуйте понятие бессознательного в психоаналитической философии. 49. Какие философские идеи содержатся в понятии «поток сознания»? 50. Каковы основные черты общественного сознания? 51. Каковы основные проблемы теории познания? 52. В чем специфика понимания истины в философии? 53. Охарактеризуйте проблему истины в философии. Чем различаются между собой корреспондентская, когерентная, прагматическая и семантическая концепции истины? 54. Что такое рационализм и эмпиризм в теории познания? 55. В чем различие между скептицизмом и агностицизмом? 56. Какова структура научного познания? 57. Каковы уровни и формы научного познания? 58. Чем отличаются проблема, гипотеза и теория? 59. Что такое формализация как способ научного познания? 60. Чем отличается системный анализ от моделирования в науке? 61. Дайте определение научного метода. Каковы методы эмпирического и теоретического познания? 62. Чем различаются методы естественных и гуманитарных наук? 63. Каковы основные направления взглядов на природу человека? 64. Назовите наиболее важные отличительные черты человека. 65. Каковы основные проблемы человеческого бытия? 66. Дайте определение общества. В чем состоит специфика социального бытия? 67. Каковы природные предпосылки возникновения социального? 68. Каковы основные модели истолкования социального бытия? 69. В чем состоит специфика общественной деятельности и каковы основные подсистемы общества? 70. Каковы типы общественных изменений в обществе? 71. Что такое философия истории? 72. Каковы основные типы истолкования исторического процесса? 73. В чем состоит общественный прогресс и каковы его основные этапы? 74. Как соотносятся между собой свобода и историческая закономерность? 75. Охарактеризуйте роль личности в истории. Что является движущей силой исторического процесса? 76. В чем состоит формационный подход к истории? 77. Как соотносятся между собой культура и цивилизация? 78. Перечислите основные культурно-исторические типы. Какие принципы лежат в основе типологизации культур? 2.8 Философия и 79. Охарактеризуйте концепции постиндустриального и 14
15 глобальные проблемы современности информационного общества. Каковы направления развития истории с точки зрения этих концепция? 80. Что говорит современная философия о сценариях будущего истории? 81. Каковы основные глобальные проблемы современности? Планы семинарских занятий Семинар1. Предмет философии, ее структура и функции 1. Происхождение термина «философия». Проблематика философии. Природа философского знания. 2. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, праксеологическая, аксиологическая, общекультурная. 3. Разделы философии. Методологическая база философии. Источники философии. Миф и религия как специфические типы мировоззрения. Философия как особая форма познавательного отношения к миру. 4. Место философии в системе научного знания. Философия как форма ценностного сознания и как форма самосознания культуры. Семинар 2. Античная философия 1. Периодизация. Проблема генезиса философии в древней Греции. Натурфилософия в античности. Антропологический поворот V в.: софисты и Сократ. 2. Онтология Платона: обоснование объективного идеализма (онтологическая, психологическая, гносеологическая и этическая аргументация). Гносеология Платона: критика сенсуализма и доктрина припоминания. Учение о душе; миф о пещере. Учение об идеальном государстве. 3. Критика платонизма Аристотелем. Онтология Аристотеля: типология причинности; учение о материи и форме. Теория познания и логика. 4. Сократические школы: киренаики и киники. Эпикур. Стоицизм. Скептицизм. Семинар 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения 1. Периодизация. Теоцентризм средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума в средние века. 2. Августин как представитель патристики. Фома Аквинский как представитель схоластики. Доказательства бытия Бога. Проблема универсалий: реализм и номинализм. Современные интерпретации наследия средневековой философии. 3. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения. Основные направления философии Возрождения. Натурфилософия Возрождения. Магия и алхимия. 4. Пантеизм. Философские воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно. Социальнополитические воззрения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла). Семинар 4. Философия эпохи Нового времени 1. Общая характеристика философии эпохи Нового времени. Натурфилософский механицизм философии XVII-XVIII вв. 2. Эмпиризм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Учение о первичных и вторичных качествах. 3. Рационализм (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Учение о субстанции. 15
16 4. Идеология эпохи Просвещения. Учения французских материалистов XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Социальные учения философов Нового времени. Семинар 5. Немецкая классическая философия 1. Общая характеристика философии немецкого идеализма. Трансцендентальная философия И. Канта: проблематика, основные понятия, коперниканский переворот Канта. Структура трансцендентального субъекта. Проблема синтеза. 2. Антиномии чистого разума и проблема доказательства бытия Бога: границы научного познания. Мораль и свобода в учении Канта. 3. Категорический императив. Трансцендентальный идеализм И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга. Философия романтизма. 4. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Семинар 6. Позитивизм, Марксизм, Прагматизм 1. Позитивизм как направление философской мысли. Философия и наука. 2. Позитивизм О. Конта и Г. Спенсера. Индуктивная логика и утилитаризм Д.С Милля. Эмпириокритицизм. 3. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Энгельса. 4. Прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса. Инструментализм Д. Дьюи. Семинар 7. Философский иррационализм 1. Кьеркегор и Шопенгауэр как критики рационализма. Мир как воля и представление в концепции А. Шопенгауэра. 2. Новый стиль философии Ф. Ницше. Учение Ницше о двух началах культуры. Европейский нигилизм и учение о смерти Бога. 3. Учение Ницше о Воле-к-власти и Сверхчеловеке. 4. Учение А. Бергсона об интуиции и творческой эволюции. Семинар 8. Философия в России 1. Особенности русской философии. Славянофилы и западничество. Философские идеи в русской литературе: Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. 2. Философия всеединства В.С. Соловьева. «Оправдание добра» как главное сочинение и основная проблема философии Соловьева. Символизм и философия. Софиология С. Булгакова и П. Флоренского. 3. Философия свободы и творчества Н.А. Бердяева. Диалектическая система А.Ф. Лосева. 4. Философия советского периода и проблемы современной отечественной философии. Семинар 9. Философское учение о бытии 1. Бытие как философская проблема. Философское и научное понимание бытия. Бытие, сущее, небытие, единое и многое, единое и общее, возможность и действительность. Субстанциальное понимание бытия: монизм, дуализм, плюрализм. 2. Понятие материи, её атрибутов. Философское и естественнонаучное понимание материи. Понятие движения. Проблема движения как универсальной формы бытия. Движение и развитие. 3. Пространство и время как формы бытия. Их интерпретация в философии и науке. Системная организация универсума. Часть и целое. Элемент, структура, система. 16
17 4. Различные формы детерминации. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Научные, философские и религиозные картины мира. Семинар 10. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера 1. Вопрос о смысле бытия в XX веке. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Постановка вопроса о бытии в философии М. Хайдеггера. 2. Бытие и сущее. Аналитика Dasein. Философское вопрошание, онтология события. 3. Онто-герменевтика и способы интерпретации философского текста. Проблема онтологического нигилизма. 4. Влияние хайдеггеровской мысли на современную философию. Семинар 11. Философское учение о сознании 1. Понятия души и сознания. Субстанциальные и несубстанциальные трактовки сознания. Религиозная и философская позиции. Теория отражения. 2. Проблема самосознания в классической философии. Сознание как форма отражения действительности. Структура психики и сознания. Бессознательное, его природа, структура и проявления. 3. Позитивное сознание: ощущение, восприятие, представление. Сфера мыслительных процессов: разум, рассудок, рефлексия. Интуиция, воображение, творчество. Воля, эмоции и их функции. Сознательность и рациональность. 4. Сознание и понимание. Социальные аспекты существования сознания. Сознание и общение. Общественное сознание. Массовое сознание и идеология. Семинар 12. Феноменология и экзистенциализм 1. Феноменология Э. Гуссерля. «Естественная установка сознания» и его феноменологическая редукция. 2. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Учение Гуссерля о жизненном мире. 3. Европейский экзистенциализм. Понятие экзистенции. Религиозный и атеистический экзистенциализм. 4. Концепции К. Ясперса, Ж.-П. Сартра и А. Камю. Семинар 13. Структурализм, герменевтика и постмодернизм 1. Структурализм как методология гуманитарного познания. 2. Онтологическая герменевтика Х.-Г. Гадамера. 3. Основные характеристики философии постмодерна. Мир как текст. Критика идеологизированности обыденного сознания Р. Бартом. Структурный психоанализ Ж. Лакана. «Генеалогия власти» М. Фуко. 4. Концепция симулякров Ж. Бодрийяра. Деконструктивизм. 5. Семинар 14. Теория познания. Истина и ее критерии 1. Сущность познавательного подхода к миру. Многообразие подходов к пониманию познания: рационализм и иррационализм, агностицизм, скептицизм. 2. Многообразие типов знания. Мнение, оценка, знание, вера. Научное и вненаучное знание. 17
18 3. Понятие субъекта и объекта познания (Р. Декарт, И. Кант). Роль практики в познании. Сущность деятельностного подхода. Чувственное и рациональное в познании. Интуиция, ее роль в процессе познания. 4. Проблема истины в философии. Концептуальные модели истины: классическая (корреспондентская), когерентная, прагматическая и семантическая). Истина, правда, заблуждение, ложь. Критерии истины. Понятие достоверности. Научные революции и смена типов рациональности. Семинар 15. Философия науки. Методы и формы научного познания 1. Понятие научного метода. Общенаучные и частнонаучные методы. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. 2. Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, интерпретация, восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического. Доказательство и опровержение. 3. Специфика языка науки. Структура и функции научной теории. Методы естественных и гуманитарных наук. Соотношение объяснения и понимания в гуманитарном познании. 4. Понятие знака и символа. Текст как знаково-символическая система. Гуманитарное мышление и философская рефлексия. Семинар 16. Социальная философия 1. Природа и общество. Экономическая, социальная, политическая подсистемы общества. Социальная структура общества. Общество как целостная система. 2. Специфика социального бытия и основные модели его истолкования: натурализм (Монтескье), идеализм (Г.В.Ф. Гегель), материализм (К. Маркс), психологизм (З. Фрейд), технократизм (Арон), индетерминизм (К.Р. Поппер). 3. Структура социальной деятельности. Субстанциально-деятельностный подход к пониманию общества. Понятие общественного сознания. Понятие идеологии. 4. Гражданское общество и государство. Политика и право как социальные феномены. Правовое государство. Семинар 17. Философия истории 1. Понятие истории. Типы истолкования исторического процесса: теория круговорота, эсхатология, концепция прогресса. 2. Понимание исторического процесса в философии средних веков и Нового времени. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Теория «локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теория «осевого времени» К. Ясперса. Теория симулятивных трансформаций Ж. Бодрийяра. 3. Смысл истории и общественный процесс. 4. Перспективы исторического развития с точки зрения современной философии (Ж. Бодрийяр, Ф. Фукуяма, Ж.-Ф. Лиотар). Семинар 18. Философия и глобальные проблемы современности 1. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. 2. Перспективы ноосферной цивилизации. 18
19 3. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. 4. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Перспективы развития современной цивилизации. Вопросы для подготовки кэкзамену: 1. Предмет и функции философии. Специфика философского знания. 2. Структура философии: онтология, гносеология, антропология (историософия). 3. Философия Древнего Востока (Китай, Индия). 4. Становление древнегреческой философии. Древнегреческая натурфилософия. 5. Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. 6. Философия эпохи эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм). 7. Средневековая философия. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм. 8. Гуманизм, пантеизм и антропоцентризм философии Возрождения. 9. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 10. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли). 11. Природа, познание, человек в философии Просвещения. 12. Трансцендентальная философия И. Канта. Мораль и свобода. 13. Панлогизм, историзм и диалектический метод в философии Гегеля. 14. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. 15. Философский иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). 16. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). 17. Марксистская философия. 18. Особенности, основные черты и направления русской философии. 19. Русская религиозная философия (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев). 20. З. Фрейд, К.-Г. Юнг и современный психоанализ. 21. Феноменология Э. Гуссерля. 22. Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). 23. Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). 24. Герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х.-Г. Гадамер). 25. Структурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. 26. Учение о бытии в философии. Типология бытия. 27. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. 28. Понятия материального и идеального. Философский и естественно-научный подходы. 29. Пространство и время. Субстанциональная и релятивная трактовки. 30. Движение и развитие. Диалектика. 31. Детерминизм и индетерминизм. 32. Системная организация универсума. Динамические и статистические закономерности. 33. Научные, философские и религиозные картины мира. 34. Человек, общество, культура. Специфика социального бытия. 35. Человек и природа. Природное и социальное в человеке. 36. Общество и его структура. Подсистемы общества. 37. Гражданское общество и государство. 38. Человек и исторический процесс. Свобода и необходимость. 39. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 40. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. 41. Религиозные ценности и свобода совести. 42. Сознание и его структура. Сознание и познание. 43. Познание. Субъект и объект познания. Творчество и практика. 19
20 44. Методы естественных и гуманитарных наук. Описание, объяснение и понимание как функции научного знания. 45. Проблема познания в философии. Рациональное и иррациональное в познании: агностицизм, скептицизм, интуитивизм. 46. Проблема истины в философии. Критерии истины. 47. Мышление, логика и язык. Их роль в познании. 48. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 49. Структуры научного познания, его методы и формы. 50. Научные революции и смены типов рациональности. 51. Наука и техника. Техника как социокультурное явление. 52. Мировая ситуация в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС. Таблица 1. Примерная таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности Семестр Лабораторные Практические Самостоятельная Автоматизированное Лекции занятия занятия работа тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточна я аттестация Итого Примерная программа оценивания учебной деятельности студента 1 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др. за семестр от 0 до 20 баллов. Лабораторные занятия Не предусмотрены. Практические занятия Посещаемость, опрос, активность и др. за семестр от 0 до 40 баллов. Самостоятельная работа Оценивается в рамках практических занятий. Автоматизированное тестирование Не предусмотрено. Промежуточная аттестация баллов ответ на «отлично» баллов ответ на «хорошо» баллов ответ на «удовлетворительно» Итого 20
21 0-10 баллов неудовлетворительный ответ.. Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за первый семестр по дисциплине «Философия» составляет 100 баллов. 2 семестр Лекции Посещаемость, опрос, активность и др. за семестр от 0 до 20 баллов. Лабораторные занятия Не предусмотрены. Практические занятия Посещаемость, опрос, активность и др. за семестр от 0 до 40 баллов. Самостоятельная работа Оценивается в рамках практических занятий. Автоматизированное тестирование Не предусмотрено. Автоматизированное тестирование Не предусмотрено. Промежуточная аттестация баллов ответ на «отлично» баллов ответ на «хорошо» баллов ответ на «удовлетворительно» 0-10 баллов неудовлетворительный ответ. Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за второй семестр по дисциплине «Философия» составляет 100 баллов. Максимальное количество баллов по итогам освоения дисциплины в течение двух семестров 200 баллов. Таблица 2. Пересчет полученной студентом суммы баллов по дисциплине в оценку (экзамен): баллов «отлично» баллов «хорошо» баллов «удовлетворительно» 0-60 баллов «не удовлетворительно» 21
22 Рекомендуемая литература а) основная: Философия: Учебник / Валерий Григорьевич Кузнецов, Карен Хачикович Момджян, Владимир Васильевич Миронов, Ирина Дмитриевна Кузнецова. — Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», с. — ISBN Философия: Учебник / Олег Геннадиевич Данильян, Владимир Максимович Тараненко. — 2, перераб. и доп. — Москва : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», с. — ISBN б) дополнительная Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М., A ОХФ Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 тт. Л.:1991 (A ОХФ-ЧЗ-6, A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-6, A ОХФ; A ОХФ-ЧЗ-6, A ОХФ) Ростов н/д., 2004 (A ОХФ,) Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М,: Республика, 2005 (A ОХФ, A ОХФ-МИОН, A ОХФ-МИОН, A ОХФ-МИОН, A ОХФ- МИОН) Пигров К.С. Социальная философия. СПб., A ОХФ-ЧЗ-3, A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-4, Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. СПб., 1994 (Т.1. A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-6)(Т.2. A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ) т.д. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., A ОХФ, A ОХФ Мокин Б.И., Малкина С.М., Белов В.Н., Беляев Е.И. Современная западная философия. В 3-х ч. Саратов, (A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-3, A ОХФ)+5 экз. на кафедре История философии / Отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов н/д, 2008, Любое издание. A ОХФ-ЧЗ-3, A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-4 Хрестоматии и антологии: Философский практикум [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Баранов ; под ред. В.Н. Лаври-ненко. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005 (A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-4, A ОХФ) Хрестоматия по философии Саратов, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ, A ОХФ Словари: Алексеев А.П. Краткий философский словарь. М., A ОХФ Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь. М., A ОХФ Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. Любое издание. Ростов-н/Д,2005, A ОХФ-СБО, A ОХФ-ОПИ, A ОХФ, A ОХФ-ЧЗ-3, A ОХФ-ЧЗ-6, A ОХФ-ЧЗ-4) Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М., 2005, A ОХФ, A ОХФ Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М., A ОХФ в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы «Философия в России»: Электронная библиотека E-lib.info: Цифровая библиотека по философии: 22
23 Библиотека учебной и научной литературы Русского гуманитарного интернет-университета: Библиотека русской религиозно-философской и художественный литературы «Вехи»: Электронная библиотека кафедры истории философии философского факультета СПбГУ: Библиотека философского факультета МГУ: Электронная библиотека книжной серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия»: Библиотека «Гумер»: Библиотека сайта i-text.narod.ru: философия Библиотека философского факультета ОмГПУ: 1.htm Электронная полнотекстовая библиотека Института философии РАН: Санкт-Петербургский центр истории идей: Философия без границ. ПлатонаНет: Философия и атеизм: Библиотека Якова Кротова: «Философская антропология» (проект кафедры философской антропологии СПбГУ: Проект Google книги: Проект Гуттенберг: Gallica, bibliotéque numérique: Учебно-методические ресурсы: Сайт «Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам»: учебники по философии Stanford Encyclopedia of Philosophy: журналы: «Логос»: «Вопросы философии»: официальный сайт электронный каталог 23
24 Содержание Введение 3 Структура и содержание дисциплины «Философия» 4 Вопросы для самостоятельного изучения 12 Планы семинарских занятий 15 Вопросы для подготовки к зачету 19 Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 20 Рекомендуемая литература 22 24
docplayer.ru