- Налоги и налоговая система
- Налоговый кодекс Российской Федерации
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- порядок исчисления.
- налоговые ставки;
- порядок и сроки уплаты;
- налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)
- жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
- моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.
Местные налоги
В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:
Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.
Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.
Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.
Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.
В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.
В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.
Налог на имущество физических лиц
Порядок взимания установлен законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».
Плательщики налогов на имущество — физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые законом.
Закон выделяет две группы объектов налогообложения:
Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости, определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1%.
Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.
Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
www.grandars.ru
Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы (действующая редакция)
1) земельный налог;
Комментарий к ст. 15 НК РФ
В п. 4 ст. 12 НК РФ установлено, что местными признаются налоги и сборы:
а) устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
б) вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Установленные местные налоги вводятся в действие на территории муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о введении местных налогов. В таком же порядке принимается решение о прекращении действия местных налогов.
Особый порядок установления и введения в действие предусмотрен для местных налогов в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На территории указанных субъектов Российской Федерации местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о местных налогах (то есть не решениями представительных органов муниципальных образований, а так же, как и в случае с региональными налогами, — законодательными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположено местное самоуправление).
Исчерпывающий перечень местных налогов содержится в ст. 15 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого местного налога установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев дополнены в решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на муниципальный уровень.
www.zakonrf.info
Статья 15. Местные налоги и сборы
К местным налогам и сборам относятся:
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Комментарий к Ст. 15 НК РФ
Местными налогами (а с 1 января 2015 г. — и сборами) признаются налоги (и сборы), которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.
Отметим, что с 1 января 2015 г. изменяется название ст. 15 НК РФ. С 1 января 2015 г. она именуется «Местные налоги и сборы».
К местным налогам (и сборам) относятся:
3) торговый сбор, введенный гл. 33 НК РФ с 1 января 2015 г.
Земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 НК РФ).
Отметим, что до 31 декабря 2014 г. (включительно) применялся Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).
Однако в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) с 1 января 2015 г. Закон N 2003-1 утратит силу.
Вместо него будет применяться новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
При этом статус этого налога не изменится — он по-прежнему относится к местным налогам. Изменится только порядок его установления — налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г. будет установлен прежде всего Налоговым кодексом РФ. Кроме него он должен устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог должен устанавливаться Налоговым кодексом РФ, законами указанных субъектов Российской Федерации, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и будет обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, и особенности определения налоговой базы.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).
stnkrf.ru
Статья 15 НК РФ. Местные налоги и сборы
СТ 15 НК РФ.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Комментарий к Ст. 15 Налогового кодекса
В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень местных налогов и сборов.
в) обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований наделяются правом определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, если только эти элементы налогообложения не были установлены самим Налоговым кодексом РФ. Этими же органами муниципальной власти могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по местным налогам, соответствующие налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Земельный налог Глава 31 НК РФ
Налог на имущество физических лиц Глава 32 НК РФ
В настоящее время в Российской Федерации взимаются два местных налога. Некоторые местные налоги и сборы, включенные в первоначальной редакции Налогового кодекса РФ в перечень местных налогов и сборов, так и не были в последующем установлены и введены в действие (например, налог на рекламу, местные лицензионные сборы). Другие же были отменены (налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения).
www.nalkod.ru
Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.
Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.
Земельный налог
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.
Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.
Налог на имущество физических лиц
Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Торговый сбор
Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.
Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
www.audit-it.ru