Академическая задолженность, что это и когда сдавать «хвосты»
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» изменились сроки сдачи академической задолженности и количество пересдач.
Академическая задолженность — это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. Говоря студенческим языком, академическая задолженность — это «хвост».
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение года с момента ее получения.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пересдавать соответствующий учебный предмет, курс, дисциплину (модуль) не более двух раз в сроки, установленные университетом, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включается время болезни обучающегося, нахождения в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
Первая пересдача — преподавателю, второй раз обучающийся сдает учебный предмет, курс, дисциплину (модуль) комиссии, создаваемой деканом факультета.
Обучающиеся, имеющие академические задолженности сроком больше года, не будут допущены к сессии.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности, отчисляются как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
www.rosnou.ru
Академическая задолженность: ликвидация, советы по подготовке к пересдаче
Каждый студент знает, что по причине нерегулярных посещений занятий и лекций, а также несерьезного отношения к учебному процессу со временем образуется так называемый хвост. Чаще всего их насчитывается больше чем один. И вот тогда наступает тяжелый период, когда необходимо избавиться от долгов.
Задолженность и причины ее возникновения
После окончания семестра в учебном заведении наступает экзаменационная сессия. Однако к ней допускается не каждый студент, а только те, у кого отсутствует академическая задолженность. Другими словами, это неудовлетворительный результат по какой-либо дисциплине, а также лабораторной, практической, курсовой или дипломной работе.
«Хвосты» могут образоваться по нескольким причинам:
- Студент не допущен к промежуточной аттестации.
- Пропуски занятий составляют 50 % и более.
- Обучающийся не допущен к экзаменационной сессии.
- Отсутствие студента на зачете или экзамене без уважительных причин.
- Получение неудовлетворительной оценки.
- Взять в деканате бланк установленного образца и заполнить его.
- Оплатить за пересдачу дисциплины либо другой работы фиксированную сумму в кассе.
- Сдать копию квитанции и получить направление (методичку).
- Подписать ее у декана или его заместителя.
- Сдать экзамен или зачет на положительную отметку.
- не допуска студента к экзаменационной сессии;
- не явки на аттестацию (зачет или экзамен);
- получение неудовлетворительной оценки на зачете или экзамене.
- в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);
- после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.
Процесс пересдачи
Процесс пересдачи носит название «ликвидация академической задолженности». В образовательных учреждениях обучающиеся должны сдать «хвосты» на протяжении одного учебного года. Если у студента имеется 2 задолженности во время зимней сессии, то декан факультета устанавливает конкретные сроки, необходимые для ликвидации задолженности. Они составляют 30 календарных дней с начала нового семестра. Если она появилась в летний период, то те же сроки устанавливаются с начала учебного года.
Деканат имеет право в следующем семестре назначить углубленное изучение дисциплины, по которой имеется академическая задолженность.
Пересдавать дисциплину или зачетную работу можно 2 раза. Сроки устанавливаются университетом. В них не входит время болезни, академический отпуск либо беременность с родами.
В первый раз пересдача происходит преподавателю, ведущему дисциплину, по которой возникла академическая задолженность. Если студент не смог сдать «хвост», то во второй раз собирается специальная комиссия, в состав которой входят декан, представитель факультета и преподаватель.
Академическая задолженность: действия
Чтобы пересдать необходимые предметы, назначается дополнительная сессия. Ее расписание находится на стендах рядом со сроками экзаменационной сессии. К пересдаче не допускаются студенты, у которых есть более 3 задолженностей — деканат в этом случае готовит документы на отчисление.
businessman.ru
Студенческие «хвосты», или академические задолженности
Академическая задолженность — это:
— не аттестованное в установленный графиком учебного процесса срок контрольное мероприятие (экзамен, зачет, курсовая работа, контрольная работа) по дисциплине или аттестованное на оценку «неудовлетворительно» («не зачтено»);
— возвращенная на доработку после проверки контрольная (курсовая) работа.
В статье приведен список вопросов, наиболее интересующих студентов.
Когда возникает академическая неуспеваемость студента?
Академическая неуспеваемость может возникнуть в случае:
Ликвидация академической задолженности
Для ликвидации студентами академических задолженностей устанавливается дополнительная сессия.
Дополнительная сессия проводится с целью предоставления возможности пройти промежуточную аттестацию по дисциплине студентам, у которых в результате экзаменационной сессии или сдачи зачетов появилась академическая задолженность.
Какой студент считается неуспевающим? Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.
Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день? Запрета нет.
Кем составляется расписание экзаменов?
Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.
Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.
Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?
При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.
Как принимаются зачеты по семинарским занятиям? Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.
Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.
Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?
Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.
В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.
При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?
Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.
Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену? Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.
Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?
Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.
Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?
Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.
Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?
Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.
Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен?
Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.
Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов
В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?
По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:
Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?
Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.
Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?
Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.
На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?
В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.
В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:
- экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;
- экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.
- «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
- «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
- «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»
- Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
- Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
- Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.
Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.
(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).
Более подробную информацию о сдаче академических задолженностей, порядке отчислений можно ознакомиться здесь:
ru.tti.wikia.com
Руководство вузов предупредили о незаконности платных пересдач
Минобрнауки России направило в адрес всех вузов письмо, в котором говорится, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается (документ находится в распоряжении «Известий»). Кроме того, ведомство разъяснило, что отчисление обучающихся, которым не было предоставлено право пересдачи, незаконно. Так, если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, вуз обязан предоставить ему две попытки пересдачи в течение года. Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил, что будет следить за соблюдением вузами закона и выявлять случаи неправомерного отчисления.
Министерство разъясняет
«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности)», — информирует вузы Минобрнауки.
Как говорится в письме, в министерство поступает большое количество жалоб от студентов, которых отчисляют за академическую задолженность без права на пересдачу. В связи с этим ведомство разъясняет, что такой порядок отчисления противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии. Ему должна быть «предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности».
«Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки», — разъясняет министерство.
Студенты жалуются
«Известия» нашли примеры вузов, где, по словам студентов, нарушается закон. Так, например, как пишет студент Российского университета дружбы народов (РУДН) на форуме вуза, пересдача одного предмета стоит 12 тыс. рублей. Однако на платную пересдачу отправляют только заядлых двоечников.
— Платно сдают те, кто вообще не ходил или кто ничего не делал весь семестр по определенному предмету! Даже тем, кто плохо справлялся, дают шанс бесплатно пересдать, — говорит Дмитрий.
Как рассказала студентка Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), пересдать экзамен в вузе стоит 10 тыс. рублей. А в Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП) действует система платного повторного курса.
— Есть практика того, что в начале года или в начале следующего семестра тем, у кого есть долги по экзаменам, предоставляются две недели для пересдач. Если студент не укладывается в данный срок, то ему предоставляется дополнительный курс лекций по предметам, которые он не может сдать, за отдельную плату (стоит 1 тыс. рублей за один предмет), для того чтобы он еще раз позанимался с преподавателем, обновил какие-то знания, задал вопросы, в которых он сам не может разобраться, и потом еще раз попробовал пересдать, — сказала студентка вуза.
Студентка Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова рассказала, что двоечников могут не допустить к пересдачам.
— Если у тебя три двойки, то сразу отчисление, то есть в сессию, например, пять экзаменов, а студент провалил первые три, то до остальных он не допускается и до пересдач, соответственно, тоже, — говорит она. — А мою подругу в прошлом году отчислили из-за того, что ей не хватило попыток для сдачи. Это было на кафедре гистологии. По правилам коллоквиум — промежуточный контроль знаний — можно сдавать преподавателю три раза, если не сдал, идешь на комиссию, где тоже три попытки. Ее отправили на комиссию после двух попыток. Там она не смогла сдать, так как у них цель убрать как можно больше студентов и сдают там единицы. В итоге из-за одного промежуточного контроля по одному-единственному предмету ее отчислили.
Омбудсмен подтверждает
Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов рассказал, что в некоторых вузах неправомерный порядок отчисления даже прописан в уставах учреждений, в частности в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПБГЭУ), Дагестанском государственном университете (ДГУ), Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и пр. В основном нарушения связаны с тем, что студентов не допускают к сессии без получения зачетов или регламентируют число проваленных экзаменов, после которых происходит отчисление.
В Положении о текущем контроле успеваемости ДВФУ говорится, что «студенты, имеющие три и более академические задолженности, отчисляются из университета за академическую неуспеваемость. Студентам, имеющим академическую задолженность не более чем по двум дисциплинам, может предоставляться право ликвидировать академическую задолженность в течение дополнительной экзаменационной сессии».
— Жалобы от студентов, которых отчисляют за неудовлетворительные результаты по экзаменам без права пересдач, поступают постоянно, — говорит Хромов. — Есть ситуации, когда студенты не сдают один зачет и их до экзаменов вообще не допускают. Могут быть объективные или субъективные причины, по которым студент не сдал предмет, но лишать права доступа к экзаменам нельзя. Сдаст ли он потом — это другой вопрос, но такое право должно быть предоставлено, — говорит он.
Студенческий омбудсмен будет следить за соблюдением вузами закона — выявлять случаи неправомерного отчисления студентов и платы за пересдачу.
— Есть также и жалобы от студентов о том, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения. Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов. Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, — сказал Хромов.
Вузы оправдываются
Представители университетов по-разному отреагировали на обвинения в нарушении закона — например, в ДГУ признали свою ошибку, а в челябинском вузе не считают, что действуют неправомерно.
Начальник учебно-методического управления ДГУ Азиза Гасангаджиева отметила, что после получения разъяснений от министерства университет пересмотрел свои внутренние документы.
— В этом семестре после получения разъяснения мы уже не отчисляли. Ранее мы руководствовались своим уставом, который был утвержден Министерством образования, где было прописано, что при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию студент отчисляется. Сейчас документы уже пересмотрены, мы разрабатываем новое положение и устав, где будет учтено разъяснение министерства, — сказала она.
В пресс-службе ДВФУ пояснили, что в университете во время сессии студенты имеют неограниченное количество попыток сдать экзамен.
— У нас в рамках сессии — например, летней, с 1 июня по 30 июня, — студент может сдавать один предмет неограниченное число раз. И если он закрывает его до конца сессии, то это не считается пересдачей. Пересдача — это если попытка переносится на следующий семестр. Если у студента больше трех долгов, то он отчисляется. Но в каждую ситуацию рассматривают в индивидуальном порядке. Если студент болел всё это время, то решением проректора ему могут разрешить сдавать долги постепенно. Но если он просто не появлялся на занятиях, то, скорее всего, отчислят, — сказали в пресс-службе вуза.
Директор ЧИ БГУЭП Тамара Макаренко подтвердила, что в институте распространена практика платных дополнительных курсов, однако она считает это законным.
— Ответственно заявляю, что у нас платных пересдач нет, студенты просто путают: они имеют право заключить дополнительный договор на оказание платных образовательных услуг, где оговорено количество часов, в течение которых студент будет заниматься с преподавателем. Всего платят 1 тыс. рублей, в эту стоимость входит 4–6 часов лекционных занятий, потом практические занятия и консультации к экзамену. Почему это незаконно? Эти образовательные услуги уже выходят за рамками программы. К нам может прийти любой человек со стороны и заключить такой договор. Мы готовы к любой проверке, — уверена Макаренко.
Начальник правового управления СПбГЭУ Павел Смирнов отметил, что положение о текущем контроле успеваемости, на его взгляд, не содержит нарушения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако в связи с полученной информацией в университете будет проведена дополнительная проверка на соответствие положения закону.
Другие вузы, студенты которых жалуются на нарушения, не смогли оперативно предоставить комментарий.
— По таким нарушениям нужно проводить проверки и принимать меры воздействия на ректоров с целью недопущения подобных случаев в других учреждениях, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Незаконные отчисления вряд ли происходят в негосударственном секторе, поскольку это их заработок, а в государственных вузах такая практика связана, скорее всего, с коррупционными проявлениями. Отчисление бюджетника под любым надуманным предлогом и перевод «своего» студента, который проплатил, — это один из элементов коррупции в вузах. Если студенту не дали право пересдать предмет или же если с него взяли за это деньги, то это повод обратиться в суд для защиты своих прав.
iz.ru
Блог Студланса о студлансе!
Курсовые / рефераты / решение задач
Доступные цены! Сроки от 1 дня!
Как ликвидировать академическую задолженность: 7 советов тем, кто хочет по-быстрому разобраться с «хвостами»
Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…
Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.
К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.
Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?
Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.
Профилактика «хвостов»
Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в первую сессию число отчисленных – максимальное. Многие вылетают по глупейшим причинам:
И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».
Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:
№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты. Вот прямо на лбу себе это запишите!
№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?
№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов. Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.
№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.
№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.
Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?
Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.
Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.
С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!
Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.
Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.
Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.
Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.
Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!
Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.
Что такое дополнительная сессия?
После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.
Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.
Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:
1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.
Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.
Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…
Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.
Что делать с недопусками?
Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.
И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.
Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:
№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.
№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:
Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»
Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».
Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.
А стипендию с академической задолженностью дают?
Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.
В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!
К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это в самом худшем случае 8 000 руб.
Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?
studlance.ru