newinspire
Формы и виды контроля за исполнением бюджета
Формы контроля за исполнением бюджета
Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами.
Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентскую и административную.
Парламентский контроль осуществляется представительными или законодательными органами власти и предполагает право законодательных органов власти на:
• получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных документов при рассмотрении и утверждении бюджетов;
• получение от органов, исполняющих бюджет, определенной информации об исполнении бюджетов;
• утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;
• создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;
• вынесение оценки деятельности исполнительным органам по процессу исполнения бюджетов.
Федеральные, региональные и местные законодательные и представительные органы осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проектов законов о бюджетах и при утверждении отчетов об использовании средств бюджетов.
Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий.
Виды контроля за исполнением бюджета
Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие виды контроля за исполнением бюджета: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль исполнения бюджета осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете. Текущий контроль проводится в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
В целях контроля за исполнением федерального бюджета Госдумой и Советом Федераций создается Счетная палата РФ с целью:
• организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определения эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценки обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
• проведения финансовой экспертизы проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов с целью подготовки предложений, направленных на их установление и совершенствование бюджетного процесса в целом;
• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченные банки и другие финансово-кредитные учреждения РФ;
• регулярного представления Совету Федерации и Госдуме РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проведенных контрольных мероприятий.
Правительство РФ ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представляет в Госдуму РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона и отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
newinspire.ru
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.95 N 4-ФЗ «О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
- «Российская газета», N 9 — 10, 14.01.95;
- «Собрание законодательства РФ», 16.01.95, N 3, ст. 167
Статья 14. Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.
Форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.
В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты.
Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.
zakonbase.ru
Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Трубникова Е.И.
Одной из главных задач в контроле за исполнением федерального бюджета: укрепить и сделать четкой и однозначной правовую базу органов государственного финансового контроля. Значительных доработок требует Бюджетный кодекс РФ. Предлагаемые автором поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены на координацию деятельности контрольных органов, унификации их полномочий в сфере контроля за исполнением федерального бюджета. Это позволит исключить многочисленные юридические коллизии, возникающие между различными нормативными правовыми актами.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Трубникова Е.И.,
Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета»
правовое обеспечение контроля за исполнением федерального бюджета
Финансовая академия при Правительстве РФ
В контроле за исполнением федерального бюджета существует еще много нерешенных вопросов. Главная причина — несовершенство законодательной базы. До сих пор нет федерального закона, определяющего правовые основы контроля. Нормативно — правовая база действующих органов контроля за исполнением федерального бюджета неоднородна и противоречива. Постановления Правительства РФ и приказы Министра финансов РФ оказываются на практике порой более значимыми, чем Бюджетный кодекс РФ или Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Следствием является отсутствие единых правовых и методологических основ осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
В настоящее время главным условием улучшения контроля за исполнением федерального бюджета является задача укрепить и сделать более четкой и однозначной правовую базу органов государственного финансового контроля. На наш взгляд, значительных доработок требует Бюджетный кодекс РФ.
В частности, рзд. IX Бюджетного кодекса РФ «Государственный и муниципальный финансовый контроль», на наш взгляд, целесообразно представить в новой редакции, в которой необходимо дать как четкое определение внешнего, внутреннего и ведомственного контроля, так и определить соответствующие им органы государственного финансового контроля, осуществляющие указанные виды контроля.
Таким образом, в части, касающейся контроля за исполнением федерального бюджета, гл. 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» должна содержать статьи, устанавливающие:
• понятие внешнего, внутреннего и ведомственного финансового контроля;
• правовые основы внешнего, внутреннего и ведомственного финансового контроля;
• цель, задачи государственного финансового контроля;
• принципы организации и осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля;
• методы финансового контроля;
• систему органов финансового контроля;
• финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти;
• финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внешнего финансового контроля;
• финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внутреннего финансового контроля;
• финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством;
• финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
В частности, правовыми основами внешнего финансового контроля должны являться: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», внутреннего — Бюджетный кодекс РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативные акты Минфина России, ведомственного — регламенты, уставы деятельности структурных подразделений органов внутреннего финансового контроля.
Следует отдельно определить задачи внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Например, задачами внешнего контроля должны быть: контроль за исполнением федерального бюджета, контроль за эффективным использованием средств федерального бюджета, контроль за ведением бюджетного учета и бюджетной отчетности, разработка стандартов осуществления внешнего государственного финансового контроля. Задачи внутреннего контроля: разработка и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию
финансы и кредит
осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
В статьях, устанавливающих методы финансового контроля, следует указать координацию деятельности по нормативно-правовому и методическому обеспечению контроля за исполнением федерального бюджета между Счетной палатой РФ и Правительством РФ. Также должны найти отражение понятия и порядок проведения ревизии и проверок.
Систему органов финансового контроля следует определить: органами внешнего финансового контроля является Счетная палата РФ и средства на ее содержание предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Органами внутреннего финансового контроля являются Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.
В статье, отражающей проведение финансового контроля законодательными (представительными) органами государственной власти, следует отразить понятия текущего и последующего контроля за исполнением бюджетов и права законодательных (представительных) органов государственной власти.
Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внешнего финансового контроля, должна быть детализирована. То есть содержать: область контроля (контроль за исполнением федерального бюджета), контроль по времени осуществления контрольных действий (текущий и последующий), а также формы осуществления внешнего финансового контроля: проверка своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и результативности использования средств федерального бюджета, проверка бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, контроль за осуществлением ведомственного финансового контроля в структурных подразделениях органов внутреннего финансового контроля. При этом следует учесть необходимость предоставления органу государственного внешнего контроля органами исполнительной власти любой необходимой информации, включая сведения, содержащие государственную и иную охраняемую законом тайну, в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Статья, отражающая финансовый контроль, осуществляемый органами государственного внутреннего финансового контроля, также должна быть детализирована. Она должна содержать область контроля (контроль за порядком исполнения федерального бюджета, контроль за использованием средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, а также контроль за ведением бюджетного учета и бюджетной отчетности), контроль за временем осуществления контрольных действий (текущий и последующий).
В статье, отражающей ведомственный контроль, должны быть указаны полномочия, компетенция и область контроля органов ведомственного контроля, т. е. главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Кроме того, считаем целесообразным ввести в Бюджетный кодекс РФ понятие «бюджетный контроль», а не использовать в его отношении «финансовый контроль», который не позволяет законодательно отразить специфику его проявления и четко разграничить без пересечения и дублирования полномочия и компетенцию органов в сфере контроля за исполнением бюджета, в том числе федерального.
По нашему мнению, необходимо внести уточнения в Бюджетный кодекс РФ, в Положение о Минфине России, отражающие полномочия данного органа в лице его отраслевых департаментов в части текущего контроля за составлением и ведением сводной бюджетной росписи федерального бюджета.
Кроме того, считаем, что в целях повышения результативности и эффективности мер, принимаемых по итогам проведенных Счетной палатой РФ проверок по исполнению федерального бюджета, целесообразно повысить статус и расширить полномочия Счетной палаты РФ, внеся следующие изменения в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»:
1. Предоставление ей права бесспорного, безакцептного списания средств со счетов нарушителей бюджетной дисциплины и направления указанных средств в федеральный бюджет.
Так, например, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» не закреплено права палаты по взысканию установленных в ходе проведения контрольных мероприятий нецелевых расходов, минуя органы исполнительной власти,
деятельность которых она контролирует. Счетная палата РФ не обладает реальными полномочиями по силовому воздействию на нарушителей бюджетного процесса, в результате чего устранение выявленных Счетной палатой РФ нарушений и недостатков принимает затяжной характер, а в некоторых случаях сводится к отпискам со стороны нарушителей или органов, которым они подотчетны. У Счетной палаты РФ должно быть больше реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. Для этих целей ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в тех случаях, когда представления и предписания не выполняются, а предусмотренные законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут быть преждевременными.
2. Усиление ответственности должностных лиц органов государственной власти РФ и правоохранительных органов РФ за полное и качественное исполнение обращений, представлений и предписаний Счетной палаты РФ.
Следует внести в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» норму, устанавливающую, что все представления и предписания Счетной палаты Правительству РФ рассматриваются непосредственно последним и ответ по ним дается его Председателем или его заместителем по поручению Председателя. Следовало бы ужесточить выполнение предписаний, пересмотрев норму ст. 24 закона «О Счетной палате Российской Федерации», допускающую возможность неоднократного неисполнения предписаний Счетной палаты РФ; конкретизировать наступление ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты РФ. Лишение Счетной палаты РФ такого права может, при определенных условиях, поставить под сомнение предусмотренную ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» организационную и функциональную независимость Счетной палаты РФ.
3. Установить Счетную палату РФ как «высший» орган государственного финансового контроля с особым статусом и закрепить ее как орган «внешнего» контроля по отношению к собственно органам исполнительной власти согласно международной терминологии.
В этих нормативно-правовых актах целесообразно было бы конкретизировать права Счетной палаты РФ как высшего органа государственного
финансового контроля, в частности наделить правом методологического руководства органами финансового контроля, правом давать им обязательные к исполнению поручения, проводить, при необходимости, проверки результатов их контрольной деятельности.
Кроме того, в целях реализации ст. 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» о представлении в Федеральное Собрание РФ достоверной, юридически подтвержденной информации о причиненном государству ущербе, необходимо внесение дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» о правах Счетной палаты РФ обращаться в суды (арбитражные суды) в защиту государственных интересов для доказывания фактов причинения государству ущерба при использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности.
В связи с этим необходимо внести в соответствующую статью Регламента Счетной палаты РФ дополнение, обязывающее инспекторов Счетной палаты РФ в ходе контрольных мероприятий отражать ущерб при использовании средств федерального бюджета и федеральной собственности, от непоступления налогов и других платежей в федеральный бюджет, с учетом действующего законодательства и судебной практики всесторонне отражать (в актах проверок) содержание ущерба и достоверно рассчитывать размер причиненного ущерба.
Положения о независимости Счетной палаты РФ и ее членов, подчиненности их только Конституции РФ и Федеральному закону о Счетной палате РФ следует закрепить в Конституции РФ, а также уточнить и конкретизировать путем внесения соответствующих дополнений и изменений в действующий Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Необходимо ускорить принятие специального Федерального закона о государственном финансовом контроле, дав в нем законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль», «контроль за исполнением федерального бюджета» и принятие нормативного документа, регулирующего контроль за исполнением федерального бюджета, а также определение понятия «контроль за исполнением федерального бюджета».
Следует отметить, что в целях решения перечисленных проблем целесообразно, в первую очередь, сформировать и усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу по
обеспечению координации деятельности органов, осуществляющих государственные контрольные функции. На этой основе принять решения об оптимизации организационно-штатных структур контрольных инстанций, унификации полномочий контрольно-надзорных органов в сфере контроля за исполнением федерального бюджета и совершенствовании методического обеспечения. Внесение изменений в российское законодательство (в Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и другие акты) в части уточнения общих принципов финансового контроля за исполнением федерального бюджета облегчит их правоприменение. Вышеуказанные правовые акты позволят исключить многочисленные юридические коллизии, возникающие между различными нормативными актами, а также внутри самих актов, создаваемых при отсутствии единых правил и принципов.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-Фз «О Счетной палате Российской Федерации».
4. Федеральный Конституционный закон от 31.12.1997 № З-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
5. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.
6. Положение о Федеральном казначействе.
7. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.
8. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000.
9. Крылов Г. З. Некоторые вопросы совершенствования Бюджетного кодекса. М.: Финансы, 2007. С. 14 — 16.
10. Рябухин С. Мы можем выявить правонарушения, но не устранить. М.: Финансовый контроль, 2006. С. 47 — 48.
11. Семиколенных А. Посчитать — это еще не все. М. : Финансовый контроль, 2006. С. 58 — 60.
12. Шахрай С. Взгляд со стороны придает уверенность. М.: Финансовый контроль, 2006. С. 70 — 72.
Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»
Мы гарантируем Вам:
S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены
S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.
Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.
cyberleninka.ru
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАТИВНЫЙ
Большой бухгалтерский словарь. — М.: Институт новой экономики . Под редакцией А.Н. Азрилияна . 1999 .
Смотреть что такое «КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАТИВНЫЙ» в других словарях:
контроль за исполнением федерального бюджета оперативный — Контроль за выполнением закона о федеральном бюджете. Основной контроль осуществляет Счетная палата Федерального собрания. Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений,… … Справочник технического переводчика
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОПЕРАТИВНЫЙ — контроль за выполнением закона о федеральном бюджете. Основной контроль осуществляет Счетная палата Федерального собрания. Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений,… … Большой экономический словарь
Казначейство — (Treasury) Определение казначейства, структура, задачи и функции казначейства Информация об определении казначейства, структура, задачи и функции казначейства Содержание Содержание Обозначение казначейской системы исполнения по Необходимость… … Энциклопедия инвестора
Счётная палата Российской Федерации — Малая эмблема Счётной палаты Финансовый контроль … Википедия
Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия
Экспорт — (Export) Определение экспорта, виды экспорта, схема экспортной сделки Информация об определении экспорта, виды экспорта, схема экспортной сделки Содержание Экспорт (программирование) Экспорт Экспорт товаров Экспортные ы Экспорт товаров и таможня… … Энциклопедия инвестора
buhgalterskiy_slovar.academic.ru
§ 5. Порядок контроля за исполнением бюджетов
Согласно ст. 175 Бюджетного кодекса РФ государственный и финансовый контроль осуществляют органы, созданные законодательными органами власти. Они наделены правами осуществлять контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводить экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.
Законодательные (представительные) органы власти осуществляют предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законопроектов по бюджетно-финансовым вопросам, текущий контроль — в процессе исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, последующий контроль — в период рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Кроме того, законодательные органы вправе получать от органов исполнительной власти необходимые сопроводительные материалы при утверждении бюджетов и оперативную информацию о ходе их исполнения. Важнейшим правом законодательных органов является утверждение или неутверждение отчетов об исполнении бюджетов и вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Законодательные органы государства и представительные органы муниципальных образований согласно ст. 265 БК РФ имеют право получать информацию по всем бюджетным вопросам функционирования бюджетов муниципальных образований.
Помимо этого контроль обеспечивается специальными органами, созданными исполнительной властью, — Минфином РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств. За ними закреплено право осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Главное место в этом принадлежит Минфину РФ. Министерство осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Очень важно, что этот орган получил право в случаях, установленных Бюджетным кодексом, осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также вправе организовывать финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Не менее важную роль в этом играет и Федеральное казначейство РФ, которое осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. Оно не только исполняет функции контроля, но также координирует работу других контролирующих структур, созданных исполнительными органами власти.
В пределах своей компетенции финансовый контроль осуществляют главные распорядители, распорядители бюджетных средств, которые помимо прочего наделены правами проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
В случае самостоятельного исполнения своих бюджетов, и этот факт интересен сам по себе, осуществление финансового контроля финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований может осуществляться за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. А при передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль в отношении тех же субъектов за соблюдением условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Большую роль в обеспечении исполнения и контроля за исполнением бюджетов играет отчетность об исполнении бюджета, которая может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой и представляется уполномоченными исполнительными органами в законодательные и контролирующие органы.
В ст. 241 Бюджетного кодекса РФ устанавливается порядок, согласно которому вся отчетность будет строиться на основе единой методологии, право на установление которой закреплено за Правительством РФ. На федеральном уровне в конце каждого финансового года на основе распоряжения министра финансов РФ о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности все получатели бюджетных средств должны готовить свои годовые отчеты по доходам и расходам. В них указываются данные о степени выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Все отчеты в конечном счете поступают в Минфин РФ, где обобщаются и сводятся в единый документ. Совместно с Министерством государственного имущества РФ Минфин РФ готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Осуществляется она органами Минфина РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и Министерством финансов РФ.
Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ ежегодно обязано представлять в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме проекта федерального закона. В таком же порядке вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой бюджета и бюджетной классификацией.
Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляются и другие документы и материалы, в том числе: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ, отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.
Перед началом рассмотрения отчета об исполнении бюджета контрольные органы представительных органов власти проводят внешнюю проверку указанного отчета.
На федеральном уровне такую проверку в течение 1,5 месяцев после представления данного отчета в Государственную Думу осуществляет Счетная палата РФ, которая использует при этом материалы и результаты ранее проведенных проверок и ревизий. По результатам проверки Счетной палатой готовится заключение, которое содержит материал по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с обозначением сумм кассовых расходов, использованных по целевому назначению, и случаев нецелевого применения бюджетных средств с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение об их нецелевом использовании, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей.
В данном заключении подробно указываются факты, по которым допущено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, каждый случай финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, а также нарушения порядка предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и т.д.
Порядок рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета предусматривает, чтобы он был рассмотрен в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. В процессе рассмотрения отчета депутаты Государственной Думы заслушивают доклады руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета, министра финансов об исполнении федерального бюджета, Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение председателя Счетной палаты РФ. В обсуждении могут принять участие председатель Конституционного Суда РФ, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает решение либо об утверждении данного отчета, либо о его отклонении. Согласно ст. 273 БК РФ представительный орган власти вправе принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете при условии, что не вводился режим сокращения и блокировки расходов.
В случае отклонения отчета об исполнении бюджета представительный орган власти имеет право обратиться в прокуратуру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Обращение в прокуратуру также возможно при наличии фактов превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов.
При выявлении фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях и иных документах, представляемых в Государственную Думу, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации. Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования законодательный (представительный) орган субъекта РФ, муниципалитет вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, муниципальных образований, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.
www.bibliotekar.ru