Минфин России разрабатывает законопроект о введении налога для самозанятых граждан
Соответствующий комментарий появился на официальном сайте Минфина России.
Речь идет о введении специального режима налогообложения для самозанятых граждан (репетиторов, нянь, парикмахеров, оказывающих услуги на дому, сиделок, домработниц, независимых фотографов и журналистов и т. д.).
Напомним, ранее о необходимости освободить самозанятых граждан от отчетности и максимально упростить для них процесс уплаты налогов заявил Президент РФ Владимир Путин в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года. Минфин России поддержал идею главы государства и начал подготовку соответствующей инициативы.
Предполагается, что в рамках специального режима налогообложения для самозанятых будет установлена ставка налога в размере:
- 3% от профессионального дохода – для самозанятых, оказывающих услуги физлицам;
- 6% от дохода – для самозанятых, оказывающих услуги юрлицам.
- налоговые вычеты для потребителей (например, уменьшение суммы НДФЛ для лиц, воспользовавшихся услугами самозанятого гражданина, имеющего патент);
- имущественная поддержка со стороны муниципалитетов, дополнительный фонд льготных микрокредитов для самозанятых;
- возможность для граждан, разместивших портфолио на онлайн-сервисах, указывать номер своего патента, чтобы потенциальные клиенты знали, что человек работает легально.
При этом процедура уплаты налога будет максимально упрощена – его можно будет оплатить через специальное мобильное приложение, разработкой которого уже занимается ФНС России. При этом представлять отчетность не потребуется.
По словам замминистра финансов РФ Ильи Трунина, для облегчения процесса уплаты налогов также планируется использовать так называемые открытые IP-приложения – в данном случае уплата налога будет осуществляться через мобильную платформу агрегаторов, на которой зарегистрирован самозанятый (например, онлайн-сервисы по поиску профессионалов и вызову такси). «Человеку не надо вести ни учет, ни бухгалтерские книги, ни ходить в налоговую инспекцию, ни сдавать отчетность – налог будет уплачен самим агрегатором через современные службы общения с налоговыми органами», – подчеркнул он.
О вопросах постановки на учет, налогообложения и отчетности самозанятых граждан (не ИП), оказывающих услуги другим физлицам, читайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
В ближайшие месяцы законопроект планируется доработать и направить в Правительство РФ.
Инициативу Минфина России прокомментировали члены Общественной палаты РФ, о чем сообщает пресс-служба палаты. Так, заместитель Секретаря ОП РФ Лидия Михеева считает, что в настоящее время предложение министерства не позволит выполнить поручение главы государства. «Слишком много вопросов остается без ответов – какие конкретно граждане будут относиться к самозанятым, чем они будут отличаться от индивидуальных предпринимателей, как обеспечить уплату ими налога с каждой услуги?» – отмечает она. Также эксперт поставила вопрос о том, как быть тем гражданам, которые не имеют смартфонов и не в состоянии их купить.
Аналогичной точки зрения придерживается член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин. Он уверен, что введение налога для самозанятых не приведет к массовому выходу данной категории граждан из тени. «Идея уплаты небольшого налога с оборота через онлайн-приложение на смартфоне, на мой взгляд, может быть реализована только в крупных городах, для небольшой категории самозанятых граждан, например, IT-специалистов», – подчеркивает Семин. В малых городах и сельских поселениях эту задачу будет сложно реализовать, уверен он.
При этом члены ОП РФ положительно оценивают идею освобождения самозанятых граждан от прохождения сложной регистрации бизнеса. «Мы в Общественной палате считаем, что процесс регистрации должен быть максимально простым. Он должен представлять собой покупку за небольшие деньги патента, который фактически является уведомлением о начале работы. Когда патент заканчивается – это должно считаться уведомлением о прекращении работы», – отметил Семин. Стоимость патента, убежден эксперт, может быть дифференцирована по видам деятельности или по регионам. Эти правила должны работать в течение десяти лет минимально, чтобы граждане доверяли долгосрочной госполитике в этой сфере.
Также Илья Семин предложил ряд дополнительных стимулов для выхода самозанятых граждан из тени:
www.garant.ru
Отправить на почту
Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).
Налоговая политика России
Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:
- Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
- Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.
Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.
ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.
Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе
До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.
Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.
Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.
Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.
Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
- Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
- Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
- Совершенствуется система налогового администрирования.
- Критерии проверок стали доступными.
- Появились налоговые каникулы.
- Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
- ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
- ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
- Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
- Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
- Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
- По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
- По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
- По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
- По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
- По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности на которые не зарегистрированы.
- Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
- Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.
- неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
- завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;
- сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
- полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
- интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
- создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
- постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
- интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
- запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
- автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
- предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
- включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
- расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
- установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
- уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
- признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
- пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
- ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
- уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
- закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
- предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
- снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
- уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
- уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
- предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
- продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
- изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
- совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
- сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
- установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.
- Совершенствования налогового администрирования.
- Создания кодекса неналоговых платежей.
- Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
- Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
- УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая «упрощенка», которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
- ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют «вмененкой». Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
- ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
- ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
- СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.
- За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
- УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
- Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
- При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.
- Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
- Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.
- Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
- В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
- Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
- Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
- За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.
- Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
- Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
- Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.
- Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому «упрощенкой».
- Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.
Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.
Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы
Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.
С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:
Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:
Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.
Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».
Налоговая политика государства на 2018-2020 годы
Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.
В проекте этого документа декларируется:
См. материалы:
О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».
Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.
Основные направления налоговой политики на 2018 год
Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:
В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
nalog-nalog.ru
Госдума разрабатывает законопроект о сдаче дикоросов заготовителям без уплаты налогов
Первые предложения по документу будут представлены в нижней палате парламента в сентябре
БАРНАУЛ, 16 июля. /ТАСС/. Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект, который позволит заготовительным организациям принимать от населения лесные ресурсы, такие как грибы, ягоды, целебные травы и орехи, причем сами сборщики не будут платить налогов. Первые предложения по документу будут представлены в нижней палате парламента уже в сентябре, сообщил ТАСС председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев в ходе Национального лесного форума, который проходит в Алтайском крае.
«В нынешней редакции Лесного кодекса написано, что человек может собирать дикорастущие растения только для собственных нужд, а если он хочет их продать, то это уже предпринимательская деятельность, и он должен платить налоги — но это неправильно. Из-за того, что законодательно не предусмотрена возможность гражданам собирать дары леса с целью их продажи переработчикам, у нас полностью рухнуло направление сбора дикоросов. При этом мы хотим подготовить законопроект в таком формате, чтобы люди не платили налог. У нас есть опыт и механизмы потребкооперации, заготконторы — и надо использовать этот опыт», — сказал Николаев.
Он пояснил, что несовершенство законодательства оказывает заметное негативное влияние на отрасль. Так, по данным депутата, в Хабаровском крае за 10 лет в 10 раз сократился сбор дикоросов, за счет которого жили многие отдаленные села. В советское время, отметил Николаев, действовали сети заготконтор, которые принимали ягоды, грибы, орехи от населения, и этот положительный опыт можно использовать сейчас.
В качестве примера удачного решения подобной проблемы в другой отрасли Николаев привел сбор макулатуры: до недавнего времени человек, сдающий ее, должен был платить подоходный налог — теперь принят закон, который отменил эту норму.
В понедельник, 16 июля, в Алтайском крае состоится официальное открытие четвертого этапа Национального лесного форума. В преддверии мероприятия эксперты отрасли побывали на выездных семинарах в лесничествах края, где ознакомились с системами обнаружения и тушения лесных пожаров, в Алтайском лесном селекционно-семеноводческом центре, посетили питомник редких птиц «Алтай Фалькон», стрелковый клуб, состоялись мероприятия, посвященные охоте. В понедельник в крае открываются тематические площадки, на которых выступят около 60 докладчиков, по итогам пройдет пленарное заседание.
В 2018 году уже состоялось три этапа Национального лесного форума, они прошли в Ижевске, Ханты-Мансийске и Хабаровске. Участниками форума стали более тысячи человек. Форум стал первой дискуссионной площадкой, которая принимает представителей федеральной и региональной законодательной власти для обсуждения перспектив развития лесной отрасли на местах, учитывая специфику каждого отдельно взятого региона.
tass.ru
Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят?
Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют — посмотрим далее.
Понятие и разновидности специальных налоговых режимов
Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.
Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:
Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно скачать тут.
Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.
Общая характеристика СНР
Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:
Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, скачав тут.
Условия применения специальных налоговых режимов
Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:
Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:
«Упрощенка» может применяться при соблюдении таких условий:
Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:
При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.
СНР среди субъектов малого предпринимательства
Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо «упрощенка». Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:
Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.
Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.
Видео: СНР для субъектов малого налогообложения
При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:
Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.
moyaidea.ru