В Минобрнауки задумались о запрете заочного обучения на экономистов и юристов

В Минобрнауки задумались о введении запрета на заочное обучение по ряду специальностей. Об этом в четверг, 17 марта, заявил директор департамента госполитики в сфере образования министерства Александр Соболев, сообщает ТАСС.

«Если говорить об образовательных областях, связанных с науками об обществе, ряд коллег, представляющих учебно-методические объединения в области менеджмента, экономики и права предлагает исключить заочное образование по этим программам в качестве первого образования», — сказал Соболев. По его словам, эта инициатива поддерживается Минобрнауки и Рособрнадзором.

В свою очередь ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов согласился, что система заочного образования имеет изъяны. «Нам нужно принимать действительно серьезные решения. У нас половина студентов-заочников в стране — 2,5 миллиона заочников из пяти миллионов студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 — это экономика, право», — подчеркнул он.

Ранее в Минобрнауки заявляли о сокращении в 2017-2018 учебном году количества бюджетных мест в вузах и колледжах по юридическим и экономическим специальностям, сообщало агентство «Москва». В то же время количество бюджетных мест для подготовки по программам в области здравоохранения и медицины, сельского хозяйства, а также математических и естественных наук должно вырасти.

m.lenta.ru

Васильева считает, что вузы должны перейти от заочной к вечерней форме обучения

Заочная форма обучения может рассматриваться как повышение квалификации, отметила министр

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева

ЧИТА, 6 марта. /Корр. ТАСС Илья Баринов/. Университеты в России должны перейти по ряду специальностей от заочной к вечерней форме обучения. Такое мнение во вторник высказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева во время встречи в Чите с профессорско-преподавательским составом вузов Забайкальского края.

«Нам необходимо убрать фиктивное заочное образование. За последний год мы убрали заочку первого высшего юридического образования. В ближайший год [из этой формы обучения] будут исключены экономисты. И мы считаем, что нужно потихоньку заменять заочку вечерне-заочной формой обучения», — сказала Васильева.

Она назвала заочное обучение юристов и экономистов фикцией, которая «ни к чему хорошему не привела», а также напомнила, что именно заочка является источником внебюджетных доходов вузов, «далеким от желания научить кого-то чему-то». Во время дискуссии с аудиторией министр добавила, что со временем подобные изменения могут коснуться строителей, инженеров, энергетиков и ряда других специальностей.

В беседе с корреспондентом ТАСС Васильева отметила, что заочная форма образования может рассматриваться в качестве повышения квалификации, когда у абитуриента уже есть какое-то базовое образование, и он выбирает близкую специальность для получения второго высшего образования. В иных случаях речь должна идти о каком-то ином, более углубленном способе обучения.

«Мы понимаем, что нельзя заочно подготовить врача, ветеринара, физика, математика, инженера. Дистанционно с использованием некоторых очных форм — реальнее. Формы могут быть самые разные. Я допускаю, что человек, получивший среднее образование, может учиться на вечерне-заочной форме», — пояснила министр.

Васильева подчеркнула, что задача вузов — готовить хорошие кадры для нашей экономики, а для этого «нужно хорошо учить».

tass.ru

Запрет на заочное обучение отменяется

Приемная кампания в российских вузах подходит к завершению. Главной интригой в этом году стала судьба программ заочного обучения по ряду специальностей, в частности, юридических и экономических. По крайней мере после ряда заявлений представителей профильных ведомств СМИ писали о запрете на заочное обучение юристов и экономистов с 1 сентября этого года почти как о свершившемся факте. Однако «Известия» выяснили, что в ближайшее время Минобрнауки менять ничего не планирует.

— Чтобы отказаться от этой формы образования, необходимо изменить государственный стандарт, — пояснил «Известиям» проректор РАНХиГС Максим Назаров. — Новые федеральные образовательные стандарты планируются только с 2017 года, поэтому как минимум до 1 сентября следующего года заочная форма будет существовать. Возможно, будет раньше издан какой-то особый закон, который это отменит, но пока это невозможно: всего лишь приказом министра отменить заочную форму обучения нельзя.

Как сообщил «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, он, будучи категорически несогласным с этой инициативой, направлял на имя главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова запрос, в котором пытался объяснить, что это решение ошибочно и «приведет к колоссальным вредным последствиям».

— Я получил ответ на пяти страницах, — рассказывает парламентарий. — Четыре с половиной страницы — цитаты из законов, которые я знаю. На половине страницы написаны вещи, которые я, в общем, тоже знаю, но они важные. В ответе говорится, что такие изменения могут быть введены только на основе внесения изменений в государственные образовательные стандарты высшего образования. И сейчас в министерстве нет никаких предложений по этому поводу. То есть как минимум на год вопрос отложен, что уже неплохо. Хотя ранее об этом говорили как о вероятном факте с 1 сентября этого года. На самом деле отложилось до следующего года, а за предстоящий год, как известно, «то ли визирь, то ли Ходжа, то ли ослик. »

Пока в правительстве не принято конкретных решений, инициатива продолжает вызывать бурные дискуссии. Ряд экспертов и руководителей вузов убеждены, что по таким важным специальностям, как юриспруденция, людей надо готовить с максимальной учебной нагрузкой.

— У нас нет заочного образования: мы уверены, что качественное обучение можно проводить только лично в классе, — заявила «Известиям» проректор Российской экономической школы Зарема Касабиева. — Основа нашего магистерского образования — личный контакт профессора со студентом. Если решение об отмене заочного образования по ряду специальностей будет принято, со временем это может сказаться на ситуации в стране в целом. Кажется странным, когда юристы учатся только заочно, по учебникам. Не зря в американских вузах это тяжелое, очень напряженное обучение в аудиториях, с полным вовлечением. А у нас можно приходить только сдавать экзамены, причем иногда, к сожалению, за деньги. Не хочу никого обидеть: в советское время был прекрасный заочный юридический университет, но фактически там было дневное и вечернее обучение.

Однако проректор МПГУ Игорь Реморенко считает, что современные методы и технологии позволяют работающим студентам осваивать учебные дисциплины в полном объеме. Каких-то сложностей для людей, которые учатся и работают, быть не должно за счет дистанционных технологий и электронного обучения, считает он.

Проректор РАНХиГС Максим Назаров согласен с тем, что юристов следует учить тщательнее. Вместе с тем, по его мнению, закрытие заочного обучения по другим специальностям будет излишним.

— На государственное и муниципальное управление часто идут люди со средним профессиональным образованием, которые работают в муниципалитетах, — им нужно профильное образование. Закрывать заочную форму для этой специальности, на мой взгляд, не стоит, — говорит Назаров.

— Люди, которые уже работают в сфере управления, малого бизнеса, имеют большой опыт, как правило, при заочном обучении показывают более высокий уровень знаний, чем те, кто получает первое образование на стационаре, — соглашается депутат Олег Смолин. — Я сейчас в Омске помогаю получить бесплатное образование в частном вузе руководителю местной организации инвалидов. Очень толковая женщина. Она не будет профессиональным юристом, но ей крайне нужно юридическое образование, чтобы работать во главе общественной организации. У нас складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, наше правительство пытается всех нас превратить в юристов — российские законы такие, что нормальному человеку прочесть их невозможно. А с другой стороны, оно же предлагает нам давать юридическое образование только тем, кто учится на дневном отделении.

По оценкам экспертов, до 70% студентов-правоведов получают образование заочно в различного рода региональных вузах. Формально их статус после получения диплома ничем не отличается от статуса выпускников лучших вузов. Эти люди становятся следователями, судьями, прокурорами. И многим это внушает опасения.

— Ограничьте правила набора на профессии судей, прокуроров и т.д. определенными вузами, если вы считаете, что в других вузах образование некачественное, — возражает по этому поводу Олег Смолин. — На этом основании нельзя нарушать права других людей, тем более что вы их принудительно заставляете становиться юристами.

Завкафедрой уголовного права НИУ «Высшая школа экономики» Геннадий Есаков считает, что предложение Смолина не решит проблему: если определить список вузов, выпускники которых имеют право занимать определенные должности, он будет бесконечно расширяться, сказал он «Известиям».

Геннадий Есаков отметил, что заочное юридическое образование является реликтом советской эпохи, когда после разгрома царской юридической школы большевики столкнулись с необходимостью подготовки кадров. По мере продвижения по службе сотрудники с правильным социальным происхождением и начальным образованием поступали в заочные вузы и к моменту занятия более высокой должности имели диплом.

Однако сейчас это анахронизм, считает Геннадий Есаков и предлагает два варианта решения проблемы: либо действительно ликвидировать заочное обучение юристов как таковое, либо оставить его, но ввести систему квалификационных экзаменов для судей, прокуроров и адвокатов.

iz.ru

С сентября заочная форма обучения в вузах будет исключена для экономистов, юристов и менеджеров

Рособрнадзор планирует ликвидировать возможность дистанционного (заочного) обучения в вузах по ряду популярных направлений подготовки в рамках получения первого высшего образования. Об этом в эфире телеканала «Россия 1» сообщил глава ведомства Сергей Кравцов. «С 1 сентября 2016 года планируется исключить заочную форму обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, по направлению «Государственное и муниципальное управление»»,— сказал он.

Господин Кравцов отметил, что первое высшее образование должно быть очным. «Я уверен, что эта мера позволит повысить качество образования, а, во-вторых, серьезно подорвет экономическую основу у псевдовузов»,— подчеркнул он.

Глава Министертсва образования и науки России Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу высказал мнение, что «дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины, практическая часть обучения, безусловно, не могут быть обеспечены ни в заочном, ни в дистанционном режиме», передает ТАСС.

Напомним, 17 марта директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Соболев изложил инициативу представителям ведущих вузов на собрании ассоциации «Глобальные университеты». От лица экономистов предложение поддержал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, он считает, что мера «очистит переполненный рынок». Специалисты в области права с предложением ввести запрет не согласны, а представители студенческого сообщества предупреждают о возможном ограничении прав абитуриентов.

Подробнее об инициативе читайте в материале «Ъ» «Заочная ставка не состоится».

www.kommersant.ru

Вон из профессии: что даст запрет заочного обучения юристов

Автор: Елена Китова

Министерство образования и науки собирается ввести запрет на получение первого высшего юридического образования в заочной форме. Результаты опроса, проведенного «Право.ru» на волне обсуждения этой идеи, показали, что сторонников очного обучения почти вдвое больше. Эксперты же заявляют, что проблема высшего юридического образования в его низком качестве, а не в форме обучения.

60% заочников – экономисты и юристы

О том, что Минобразования поддерживает идею запретить заочную форму первого высшего образования для ряда специальностей, стало известно 17 марта на заседании ассоциации «Глобальные университеты». С таким предложением ранее выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и юриспруденции. По словам Александра Соболева, главы департамента госполитики в сфере образования, Минобр уже подготовил формулировки стандарта, предусматривающего только очное обучение по этим направлениям. «У нас половина студентов-заочников в стране – 2,5 млн заочников из 5 млн студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 – это экономика, право», – согласен с необходимостью изменений ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Федеральная палата адвокатов, напротив, раскритиковала инициативу Минобрнауки: по словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, ее опыт в качестве члена квалифкомиссии Адвокатской палаты Подмосковья подсказывает, что заочники не всегда уступают по уровню знаний выпускникам дневных отделений. «Наоборот, часто заочник – это человек, который уже пошел работать, понял практическую необходимость получения юридических знаний и мотивированно учится», – пояснила она свою позицию. Володина также затронула тему перенасыщенности рынка юристами, большое число которых не способны решать профессиональные задачи. Она подчеркнула, что это не обязательно те, кто обучался заочно.

Теория vs практика

На волне обсуждений, захлестнувших общественность в связи с новой инициативой Министерства образования, «Право.ru» организовало для пользователей своего сайта опрос по теме «Обязательно ли получать первое высшее юридическое образование в очной форме?». Подавляющее большинство респондентов (43%) убеждены, что юрист обязан знать правовую теоретическую базу, а овладеть ею можно только при очной форме обучения. Почти вдвое меньше опрошенных (22%) считают, что для юриста сейчас ценнее практический опыт, теоретическими знаниями он вполне может овладеть и заочно. Вместе с тем 32% принявших участие в опросе интернет-пользователей настаивают на том, что форма обучения никак не влияет на качество юридического образования и профессиональный уровень выпускников юрфаков.

Легальная торговля дипломами

Нашлось и немало желающих высказать свою точку зрения отдельно в комментариях. «Я училась на вечернем в МГЮА, потом жалела об этом, – сетует юрисконсульт Елена. – Что толку, что могла подрабатывать с 18 лет, ведь настоящим профессионалом стала только ближе к 30. Из института вышла с хорошими оценками, но слабым специалистом». «Я преподавал пять лет: и очное, и очно-заочное, и заочное, и второе высшее. Есть очень серьезные заочники, правда, очень мало, – признает адвокат Александр. – Большинство пришли получить недорого диплом престижного вуза». У очников почти половина учится, чтобы быть профессионалами, на старших курсах работают по специальности. «Возможно, в регионах это устроено по-другому, – делает поправку адвокат. – Но заочка – легальная торговля дипломами».

Некоторые комментаторы всерьез выступают за упразднение заочной формы образования, по крайней мере, первого. Кто-то иронизирует: «Давайте по этому же принципу вообще заочку упраздним. Чем, например, в интерпретации Минобра заочник-педагог квалифицированнее заочника-юриста?» А пользователь под ником ufit убежден, что такая инициатива просто лишит большую часть населения шанса получить высшее образование по выбранной специальности, поскольку «далеко не у всех есть возможность просто учиться, а, как показывает практика, нужно работать и учиться». «Заочники зачастую выше на голову «очников», – считает комментатор. – Они изначально понимают, куда вкладывают свои заработанные деньги».

Проблема в качестве, а не форме обучения

Число сторонников очного юридического образования растет прежде всего на фоне довольно низкой квалификации юристов-выпускников в целом, считает юрист компании «Хренов и Партнеры» Андрей Иванов. В стране был и остается высокий спрос на диплом юриста. Однако при номинально высоком количестве выпускников, имеющих диплом о высшем юробразовании, по-прежнему остро ощущается нехватка высококвалифицированных юристов. При этом заочное образование в качестве причины такого явления эксперт поставил бы далеко не на первое место.

«Опыт нашей компании показывает, что наибольшую отдачу мы получаем от выпускников с хорошей теоретической базой, поскольку она позволяет им хорошо справляться именно с практическими задачами. Тем более под руководством опытных коллег», – подчеркивает Иванов. Однако проблема высшего юридического образования – в его низком качестве в целом, а не в форме обучения. Нужно повышать требования к программам юридических факультетов, аккредитации вузов, экзаменам. «В конце концов, самообразование – основа любого обучения, добавляет юрист. – Это, однако, не означает, что оно может заменить качественное очное образование, построенное на кейсах, когда студенты, получая хорошую теоретическую подготовку, применяют ее в атмосфере юридического диспута и наставничества опытных профессоров».

Безусловно, юристу необходимо очное образование, убеждена управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Лада Горелик. «Основное, чему учат при очном образовании – это выработка так называемой «юридической логики», которую возможно усвоить, лишь находясь в постоянном контакте с преподавателями и другими студентами, – поясняет эксперт. – Причем в крупных вузах преподают не только теоретики права, но и действующие юристы: прокуроры, адвокаты, нотариусы. Они, как правило, строят курсы лекций исходя из практического опыта и обыгрывают реальные ситуации». «Сама я всего два раза нанимала на работу юриста с красным дипломом, и оба раза этот опыт был скорее негативным, нежели позитивным», – признает Горелик. Мало зазубрить законы, работа юриста крайне творческая: есть огромное число задач, при которых нужно найти законное, работающее, но при этом нестандартное решение.

Работающий очник — по сути тот же заочник

Статистика в пользу очного образования обусловлена в первую очередь тем, что люди, сами получившие очное образование, отдают ему предпочтение, рассматривая собственный опыт как позитивный, полагает партнер «Nektorov, Saveliev and Partners» Марат Давлетбаев. По его мнению, современные технологии способствуют тому, что возможности дистанционного образования только расширяются – постепенно очная и заочная форма обучения будут все более сближаться вплоть до слияния. «Подавляющее большинство низкоквалифицированных юристов была выпущена очными отделениями низкокачественных вузов, – считает эксперт. – А перенасыщенность рынка обусловлена искаженными сигналами о высокой востребованности и оплате услуг юристов».

«Я как работодатель подхожу очень просто: вуз – это первая «работа» студента, отмечает партнер коллегии адвокатов «Делькредере» Анастасия Тараданкина. – Профессиональной задачей в нем было получение хороших знаний права. Если у него нет крепкой теоретической базы – с задачей он не справился. Теория права – это основа, без нее невозможно давать креативные идеи, быстро ориентироваться в суде». «Юристу требуется очень хорошая теоретическая база, это особенность профессии, – солидарен руководитель группы юруслуг компании «Интеркомп» Иван Катышев. – Должны быть не просто знания, а что называется способ мышления, профессиональная деформация. Это достижимо только при полном погружении в обучение – на весь день, минимум на четыре года».

Более приоритетно все же очное образование, согласен адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев: присутствует больше контроля за студентами и их обучением. «Сама же теория о юрнауке по сути не занимает те годы, которые нужны для получения диплома, – сетует эксперт. – На это с лихвой может уйти 1,5–2,5 года – остальное время в вузах отводится на неюридические предметы и непосредственное изучение законов». Однако российское законодательство меняется очень часто, поэтому общую теорию важно знать, но сами законы и то, как составлять различные документы, вполне можно и даже желательней учить на практике, считает Соничев. Он также добавляет, что если очник работает и учится, то по сути он ничем не отличается о заочника – также редко посещает вуз и основное время уделяет работе.

На собственном примере

До сих пор заочные дипломы не мешали юристам делать успешную карьеру. Так, во Всесоюзном юридическом заочном институте получили высшее образование такие представители юридического сообщаетва, как председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.

Форма обучения не влияет на профессиональный уровень выпускников юридических факультетов, убеждена адвокат Вера Ефремова. «Я сама являюсь тому доказательством. Получив среднее специальное юробразование в колледже, я поступила на заочное отделение юрфака, – рассказывает эксперт. – К моменту окончания института в 2013 году я уже имела профессиональные навыки юриста и стаж работы по специальности с 2009 года. В 2014 году я сдала экзамен в Адвокатской палате Московской области и получила статус адвоката». Заочное образование никак не повлияло на мою квалификацию и не помешало мне в сдаче экзамена, подчеркивает Ефремова, добавляя, что выбор той или иной формы обучения по юрспециальности должен оставаться прерогативой студента, а не государства.

Замдиректора по научной работе юргруппы «Яковлев и Партнеры» Анастасия Рагулина также отмечает, что заочное отделение юрфака не помешало ей стать кандидатом юрнаук и доцентом МГЮА. «Если говорить о школьниках, только закончивших 11 класс, то для них очная форма обучения будет более предпочтительной, особенно в том случае, если родители имеют материальную возможность содержать ребенка, – считает юрист. – Что касается студентов, которые хотят и учиться, и работать, то для них приоритетной будет вечерняя форма. Если же говорить о взрослых людях, имеющих высшее образование, о тех, кто имеет семью, то заочка является для них спасением». Если человек хочет стать высококвалифицированным юристом, он будет учится всю жизнь, совершенствуя и оттачивая свои знания, и неважно – учился он очно, заочно, очно-заочно, заключает эксперт.

pravo.ru