С 01.01.2017 вступили в силу изменения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
14 Февраль 2017 года
С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), касающиеся проведения различных проверочных мероприятий.
Новой ст. 8.2. предусмотрены организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Так, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, им способствующих, органы контроля (надзора) будут осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики.
В рамках реализации указанных полномочий органы контроля должны обеспечить размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.
Контролирующие органы также обязаны осуществлять информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, обеспечивать регулярное обобщение практики осуществления контроля.
В случаях поступления информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, если ранее лицо не привлекалось к ответственности и отсутствуют сведения о причинении вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, органы контроля (надзора) объявляют предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагают принять меры по обеспечению их соблюдения и уведомить об этом в установленный в предостережении срок.
Статьей 8.3. регламентируется порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В частности, новой редакцией Федерального закона № 294-ФЗ определяются виды контроля, при которых не требуется взаимодействие с проверяемым субъектом:
— плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ;
— административные обследования объектов земельных отношений;
— исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
— измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
— наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
— наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ;
— наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе, посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Указанный перечень не является закрытым, иные виды и формы мероприятий могут быть установлены федеральными законами.
Следует отметить, что подобные мероприятия должны проводиться на основании заданий руководителей или заместителей руководителей органов контроля (надзора).
В случае выявления нарушений орган контроля (надзора) вправе принять решение о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
Существенные изменения касаются правил организации внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей (такие проверки проводятся службой Роспотребнадзора).
С 01.01.2017 основанием для проведения внеплановой проверки в указанной сфере будет являться поступление обращений, содержащих сведения о нарушении прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Новеллой также является организация и проведение контрольной закупки (ст. 16.1 Федерального закона № 294-ФЗ).
Возможность проведения контрольной закупки предусмотрена по основаниям ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений. При этом осуществление такого мероприятия возможно исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых субъектов. Закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, согласовывается с органами прокуратуры.
С 01.01.2017 вводится форма ответственности лиц за направление в органы контроля (надзора) обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Согласно изменениям, органы контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
procrf.ru
О вступлении в силу с 01.01.2017 отдельных положений законодательства о государственном контроле
О вступлении в силу с 01.01.2017 отдельных положений законодательства о государственном контроле
Росприроднадзор напоминает, что с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), и Федерального закона от 03.07.2016 № 353-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Перечень нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте Росприроднадзора в подразделе «Перечень правовых актов» раздела «Проверки» по адресу: http://rpn.gov.ru/node/26529.
2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Так, органы государственного контроля (надзора) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:
- проведения семинаров и конференций
- разъяснительной работы в средствах массовой информации;
- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
- направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.
- плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
- другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
- Обращения, которые не позволяют установить авторство и личность заявителя. Однако если такое сообщение содержит признаки правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, то сотрудник должен попытаться установить личность заявителя.
- Заявления, которые не содержат информации о фактах нарушения, которые могут повлечь существенные неблагоприятные последствия.
Росприроднадзор напоминает о необходимости проведения перечисленных и иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренная ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, будет утверждена и направлена в территориальные органы Росприроднадзора.
3. Предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. После вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации порядка составления и направления таких предостережений территориальным органам Росприроднадзора необходимо будет обеспечить их направление в случаях, предусмотренных Законом № 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).
К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:
По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 — 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
После утверждения Правительством Российской Федерации требований к содержанию проверочных листов (списков контрольных вопросов), а Росприроднадзором — самих проверочных листов, они могут быть использованы территориальными органами Росприроднадзора при проведении плановых проверок. Обязательность использования проверочных листов может быть в дальнейшем установлена в Положении о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426.
6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Содержание таких мер в Законе № 294-ФЗ не раскрывается, вместе с тем, по мнению Росприроднадзора, такими мерами в том числе могут быть: обращение в органы внутренних дел, получение сведений из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
8. Предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки:
— принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
— проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
— при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
9. В Законе № 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения (части 3.4, 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
По решению руководителя, заместителя руководителя территориального органа Росприроднадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Кроме того, существенным нововведением является то, что орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. При подаче такого иска территориальным органам Росприроднадзора необходимо обеспечить представление документов, подтверждающих понесенные в связи с проведением проверки по такому обращению расходы (в том числе расходы, понесенные подведомственными Росприроднадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями).
10. В Законе № 294-ФЗ установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
11. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).
В частности, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:
— отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
— фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
— иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.
При этом необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, территориальным органам Росприроднадзора необходимо возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ и направить соответствующие материалы для рассмотрения в суд.
Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
12. В Законе N 294-ФЗ изменены требования к содержанию распоряжения (приказа) о проведении проверки (ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).
С целью реализации данных изменений Минэкономразвития России принят приказ от 30.09.2016 N 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Данным документом изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.
Территориальным органам Росприроднадзора при организации проверок необходимо руководствоваться новой типовой формой, утвержденной Минэкономразвития России. Соответствующие изменения будут внесены в форму распоряжения (приказа) о проведении проверки, утвержденную приказом Росприроднадзора от 30.04.2014 № 262 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности».
13. В ч. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Вместе с тем, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
14. Вступили в силу положения ч. 8 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий дополнение перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» видами государственного контроля (надзора), осуществляемыми Росприроднадзором.
После дополнения указанного перечня государственным экологическим надзором в положения, регулирующие осуществление государственного экологического надзора и его отдельных видов, могут быть внесены изменения, предусматривающие использование индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В настоящее время данные индикаторы при осуществлении государственного экологического надзора не применяются.
15. Вступила в силу ст. 8.45.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.
Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, наделяются полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.45.1 КоАП РФ, в пределах своих полномочий.
Кроме того, совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.25, 8.28, 8.31, 8.32 КоАП РФ, в лесопарковых зеленых поясах будет являться квалифицирующим признаком таких правонарушений.
Поручаю довести указанную информацию до сведения должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора.
clati-omsk.ru
Изменения в Законе № 294-ФЗ
Вопрос-ответ по теме
Как могут коснуться, и какое влияние оказать на бизнес важные изменения ФЗ №294 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившие в силу с 1 января 2017 года и устанавливающие принципиально иные подходы к организации и проведению мероприятий государственного контроля (надзора)?
Изменения в Закон № 294-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ, значительно изменили подход к осуществлению контроля.
В целом, изменения направлены на уход от «репрессивного подхода», облегчение соблюдения многочисленных требований законодательства. В то же время, у надзорных органов появились новые полномочия (например, проведение «контрольной закупки»), что свидетельствует о расширении возможностей по проведению контрольных мероприятий.
Подробно об изменениях см. статью в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
«Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подвергся существенным изменениям. К чему готовиться предпринимателям?
1. Профилактика правонарушений
2. «Тайный» контроль
3. ЕГЭ для предпринимателей
4. Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей
5. Устранение анонимок
6. Контрольная закупка
Речь пойдет о законе, который эти изменения воплотил – Федеральный закон № 277-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Этот закон изменил подход к осуществлению контроля и по большей части приходится признать, что правила стали более жесткими.
Ранее 294-ФЗ не употреблял слова «профилактика». Подход был исключительно репрессивным. Теперь же появились положения, которые направлены на предупреждение правонарушений. Так, в 294-ФЗ вносится новая статья, которая так и называется «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
Теперь контрольно-надзорные органы должны будут размещать на своих сайтах перечень нормативных актов, которые регулируют соответствующую деятельность, а также необходимые выдержки из этих актов. Это позволит обобщить многочисленные требования, которые сегодня разбросаны по законодательному массиву.
Также контрольно-надзорные органы должны будут информировать предпринимателей о существующих требованиях законодательства. Информирование будет осуществляться в форме семинаров, конференций, а также комментариев к законодательству. Будут даваться рекомендации о проведении тех или иных мероприятий, способствующих соблюдению законодательства. Также контрольно-надзорные органы будут обобщать практику применения законодательства.
В конце концов, цель проверок – не обогащение бюджета, а соблюдение законодательства. Подобная информационно-просветительская деятельность несомненно облегчит соблюдение многочисленных требований. Особенно это касается малого бизнеса.
Теперь при получении из любых источников контрольно-надзорным органом информации о готовящемся правонарушении, либо о признаках правонарушения, предпринимателю может быть направлено предостережение о недопустимости нарушений и предложение принять меры по предотвращению правонарушения. Условием является отсутствие существенных неблагоприятных последствий (угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среды, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) такого правонарушения. При этом предприниматель не должен был ранее привлекаться к ответственности за аналогичные правонарушения.
Предприниматель должен отчитаться о принятых мерах по результатам предостережения, а в случае несогласия может подать возражения.
В 294-ФЗ введена формулировка «мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». Если говорить прямо, то это мероприятия по сбору информации о правонарушениях без уведомления предпринимателя. Они могут проводиться в форме осмотров территорий, земельных участков, природных объектов, обследования рекламных материалов, интернета, на основе анализа любых доступных документов. Отдельные дополнительные формы «тайного» контроля могут быть установлены законодательством.
Такие мероприятия могут проводиться по заданию руководителя соответствующего государственного органа.
В случае если во время «тайного» контроля будут установлены признаки правонарушения, то контрольно-надзорный орган должен предпринять меры по пресечению нарушений, а также рассмотреть вопрос о необходимости проведения внеплановой проверки.
Результатом такого контроля может стать и простое предостережение. Однако закон не устанавливает четких критериев для тех случаев, когда назначается внеплановая проверка, а когда выдается предостережение.
На наш взгляд, при наличии признаков правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, принимается решение о проведении внеплановой проверки. В случае если угроза таких последствий отсутствует, а юридическое лицо ранее к ответственности не привлекалось, то должно выноситься предостережение.
Также решение о проведении внеплановой проверки может быть принято, когда в ходе «тайного» контроля будет обнаружены риски совершения правонарушения. Но данное основание будет применимо только в отношении отдельных видов деятельности, перечень которых пока не утвержден. Такую проверку можно будет провести только по согласованию с прокуратурой.
Еще один вопрос, который возникает, может ли одному и тому же лицу выноситься предупреждение дважды за аналогичные действия. Если лицо получило предупреждение, исправило его и отчиталось в контрольно-надзорный орган, то следующее нарушение уже будет новым и назначать по обнаружении его признаков внеплановую проверку нельзя. Единственное, что по совокупности предупреждений предпринимателя можно будет внести в план проверок на следующий год.
ЕГЭ для предпринимателей
Для плановых проверок также предусмотрены нововведения. Так, теперь каждый контрольно-надзорный орган должен будет утвердить проверочные листы. Это будет список контрольных вопросов на предмет соблюдения законодательства, на которые необходимо будет ответить в процессе проведения проверки. Данные вопросы помогут формализовать плановую проверку и сделать ее более предметной. Можно будет заранее ознакомиться с этим перечнем вопросов и проконтролировать их соблюдение. Это поможет привести бизнес в соответствии с требованиями законодательства, подготовиться к проверке и контролировать ее ход.
Кстати, уведомление о плановой проверке теперь может поступать в виде электронного документа на адрес электронной почты юридического лица, который содержится в ЕГРЮЛ, либо ранее представлен предпринимателем в контрольно-надзорный орган.
Обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей
Ранее основанием для проведения проверки могло стать простое заявление потребителя в соответствующий орган. Теперь данный порядок усложнен для потребителя. Прежде всего он должен обратиться с официальной претензией к предпринимателю, который должен ее рассмотреть. Если предприниматель не устранил соответствующее нарушение или незаконно оставил требования потребителя без удовлетворения, то только после этого потребителем может быть направлена жалоба в соответствующий контрольно-надзорный орган.
Основанием для проведения внеплановой проверки не могут служить следующие документы:
Кстати, теперь за необоснованные заявления контрольно-надзорные органы могут обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина убытков, которые они понесли в связи с проверкой его заявления.
Отметим новое контрольное мероприятие, которое наделало много шума в последнее время. Контрольная закупка может осуществляться в отношении товаров, работ и услуг только для потребителей. В сегменте В2В контрольная закупка практиковаться не будет.
Контрольная закупка проводится только при поступлении в государственный орган информации о признаках правонарушения, которое может повлечь существенные неблагоприятные последствия, и только по согласованию с органами прокуратуры. По своему желанию надзорные органы проводить контрольную закупку не могут. Для отдельных видов деятельности могут устанавливаться иные основания для ее проведения.
В случае обнаружения нарушений законодательства в рамках проведения контрольной закупки предпринимателю должны незамедлительно сообщить об этом. Должностное лицо должно предъявить удостоверение и официальный документ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.
По завершении контрольной закупки незамедлительно составляется акт о проведении контрольной закупки, который должен быть вручен предпринимателю если установлены нарушения.
Информация о проведения контрольной закупки вносится в единый реестр проверок.
Положительным моментом является отход от исключительно репрессивного подхода. Однако возможность «тайного контроля» добавляет полномочий контрольно-надзорным органам. Как всегда, дальнейшее правоприменение покажет, насколько эти поправки положительны и благоприятны для предпринимательского сообщества*».
www.law.ru