Новый проект изменений в 115-ФЗ
Новый проект изменений в 115-ФЗ 26.01.2018 19:24
Согласно пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части упрощения процедур идентификации), документ был разработан по результатам мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в связи с поручением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2017 № ИШ-П13-8073.
Законопроектом предлагается с учетом Рекомендации 1 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), касающейся применения риск-ориентированного подхода, отменить общую обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении идентификации клиентов – физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, устанавливать и проверять достоверность сведений о миграционной карте и документе, подтверждающем их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Отмечается, что при этом, отмена обозначенного общего требования заменяется возложением на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанности по запросу сведений о документах, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае присвоения операциям принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании иностранных граждан или лиц без гражданства высокой степени (уровня) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма либо в случае получения запроса Росфинмониторинга.
В пояснительной записки к законопроекту подчеркнуто, что полученные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения о документах, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, будут подлежать документальному фиксированию.
В свою очередь, не предоставление вышеобозначенных сведений в силу положений пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может стать основанием для принятия решения об отказе организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, от совершения операции по распоряжению клиента.
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
vestnik115fz.ru
С 30 марта у клиентов банков, попавших в антиотмывочный «черный список», появились новые возможности для реабилитации
Поправками, в частности, предусмотрен механизм реабилитации клиентов банков (иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом), в отношении которых из-за подозрений в нарушении ими антиотмывочного законодательства принято решение об отказе в осуществлении операций, отказе в заключении договора банковского счета (вклада), расторжении договора банковского счета (вклада).
С указанной даты организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут уведомлять своих клиентов, не только о факте отказа в проведении операции, в заключении договора банковского счета (вклада), но и о причинах такого отказа.
На основании полученной информации клиент вправе представить в банк документы (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для принятия такого «отказного» решения.
Банк обязан рассмотреть представленные документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их получения сообщить клиенту:
- об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в проведении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
- либо о невозможности их устранения исходя из представленных клиентом документов и (или) сведений.
- об отсутствии оснований, в соответствии с которыми банком ранее было принято решение об отказе в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада);
- об отсутствии оснований для пересмотра принятого банком решения.
- для неНФО – дополнительный инструктаж в разумный срок;
- для НФО – внеплановый инструктаж в течение трех рабочих дней – не позднее 06 июня 2018 г.
Получив сообщение о невозможности реабилитации, клиент вправе обратиться с заявлением и оправдательными документами в специальную межведомственную комиссию при Банке России. Общий срок их рассмотрения комиссией — не более 20 рабочих дней со дня обращения заявителя.
По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных клиентом, а также мотивированных обоснований принятых решений, представленных банком, межведомственная комиссия принимает одно из двух решений:
Межведомственная комиссия должна сообщить о вынесенном вердикте заявителю и банку в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения. Для банка решение межведомственной комиссии является обязательным, и если данное решение реабилитирует клиента, банк не вправе отказать ему (в случае обращения) в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада) соответственно.
Кроме того, согласно изменениям, с 30 марта 2018 года банки (иные финансовые организации) обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только обо всех случаях отказа от проведения операций, отказа от заключения договоров банковского счета (вклада), но и об устранении оснований, в соответствии с которыми было принято такое решение. Если же в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, договор с клиентом был расторгнут, банк также должен направить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для такого расторжения. Установлены сроки представления указанных сведений.
Какие обязанности возникают у юрлица в связи с открытием счета в иностранном банке? Ответ – в материале «Открытие счета юридического лица» в «Энциклопедии решений. Корпоративное право» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Также поправками предусмотрено, что отказ от заключения договора банковского счета (вклада) и расторжение договора банковского счета (вклада) из-за подозрений в нарушении клиентом антиотмывочного законодательства, не являются основаниями для возникновения гражданско-правовой ответственности кредитной организации за совершение соответствующих действий.
К сведению: требования к заявлению, направляемому лицом в межведомственную комиссию при Банке России, состав этой комиссии, порядок и сроки рассмотрения заявления и документов (сведений), представленных заявителем, и порядок принятия решения по результатам рассмотрения должен установить ЦБ РФ по согласованию с уполномоченным органом. Недавно Банк России разработал проект 1 соответствующего указания. Однако информацией о его дальнейшей судьбе мы на данный момент не располагаем.
Планируется, что председателем межведомственной комиссии будет заместитель Председателя Банка России, курирующий вопросы противодействия отмыванию преступных доходов или финансированию терроризма. В состав комиссии в качестве членов будут входить 2 представителя Росфинмониторинга и 4 представителя Банка России. Работать комиссия будет в заочном формате, за исключением случаев разногласий между Банком России и Росфинмониторингом по существу решения либо по усмотрению председателя комиссии.
1 С текстом проекта указания Банка России «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 04/15/03-18/00078978) .
www.garant.ru
Новые изменения в 115-ФЗ с 2018 г.
Новые изменения в 115-ФЗ с 2018 г. 06.01.2018 23:14
В последние дни 2017 года было принято сразу несколько новых изменений в Федеральный закон №115 от 07.08.2001 г.
1. Федеральный закон от 31.12.2017 №482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел механизм удаленной идентификации клиента кредитной организации, а также скорректировал некоторые общие понятия в сфере ПОД/ФТ.
Так, теперь, идентификация определена как «совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем» (изменения выделены цветом).
Изменения вступят в силу 30.06.2018 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2017 №470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес многочисленные изменения в 115 закон, направленные на предоставление дополнительных гарантий клиентам и их правам при принятии мер по ПОД/ФТ.
У организаций, на которые распространяются нормы антиомывочного законодательства, появятся новые обязанности. Так, если клиент, устранил основания, по которым ему ранее было отказано в проведении операции, организации будут обязаны представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
Был определен и порядок рассмотрения заявления клиента, не согласного с решением об отказе, специально созданной при Банке России межведомственной комиссии.
Изменения вступят в силу 30.03.2018 г.
После указанной даты потребуется корректировка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
Комментарии
Новая редакция 115-ФЗ от 01.06.2018
Дата актуализации материала — 26.05.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Что изменилось в Федеральном законе N 115-ФЗ
с 01.06.2018?
01 июня 2018 г. вступает в силу новая (54-я) редакция Федерального закона N 115-ФЗ.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 N 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
В статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, исключено размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя .
Кредитным организациям запрещено заключать договоры банковского вклада (депозита) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя .
Законопроект № 1006906-6 был внесен Правительством РФ в Государственную Думу РФ 29 февраля 2016 года со следующей мотивировкой:
…с точки зрения законодательства о противодействии коррупции, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сертификаты и сберегательные книжки на предъявителя имеют серьезные недостатки, поскольку позволяют идентифицировать только лицо, которому был выдан сертификат или сберегательная книжка, и предъявителя к погашению, но не иных лиц, участвующих в обороте.
При представлении к оплате сберегательного сертификата на предъявителя лицо может действовать по указанию или с согласия действительного владельца сберегательного сертификата, установление в этом случае личности последнего, в рамках проводимой кредитной организацией идентификации клиента, может быть весьма затруднительным.
Создаются существенные риски для добросовестных участников гражданского оборота. В практике известны случаи мошенничества, когда первоначальный владелец отчуждал сберегательный сертификат на предъявителя добросовестному приобретателю, а впоследствии заявлял о его утрате и добивался его недействительности в судебном порядке. Приобретатель в указанном случае лишался права на получение денежных средств по этому сертификату.
Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (письмо Банка России от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20) запрещает использовать данные сертификаты в качестве расчетного или платежного средства. Однако доказать, что владелец сберегательного сертификата, являющийся физическим лицом, получил его в качестве платежного средства, практически невозможно, что влечет за собой уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц гражданином, получающим доход в виде вклада, удостоверенного таким сертификатом.
Отсутствие выплат по предъявительским сертификатам при наступлении страхового случая в банке-эмитенте потенциально способно привести к волнениям среди вкладчиков, поскольку не обладающие должной финансовой грамотностью граждане могут полагать, что их банковские вложения застрахованы.
Не исключено, что накануне страхового случая финансово неустойчивые банки могут прибегать к неправомерному переоформлению незастрахованных вкладов, удостоверенных предъявительскими сертификатами, в застрахованные, что приведет к росту страховой ответственности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» без эквивалентной уплаты соответствующих взносов.
Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) проведено исследование «Отмывание денег и финансирование терроризма в секторе ценных бумаг», в котором также отмечается, что ценные бумаги на предъявителя позволяют совершать операции с финансовыми ресурсами без каких-либо механизмов учета совершаемых с ними сделок и соблюдения требований к идентификации клиентов.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается исключение из обращения сберегательных книжек и сберегательных сертификатов на предъявителя. Данная мера направлена на повышение эффективности антикоррупционного законодательства и согласуется с рекомендациями ФАТФ в части применения мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пояснительная записка к законопроекту № 1006906-6
Примечательно, что Комитет Государственной Думы по финансовому рынку выступил против изменения перечня операций, подлежащих обязательному контролю:
Комитет отмечает, что согласно действующему законодательству, на сегодняшний день и до 1 июня 2018 года (дата вступления в силу с изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся отмены выдачи сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя, а также сберегательной книжки на предъявителя) кредитные организации могут принимать денежные суммы во вклад с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя. Соответственно, обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя и сберегательных книжек на предъявителя, выданных до 1 июня 2018 года, будет осуществляться в пределах сроков, в порядке и на условиях, на которые они были выданы.
Таким образом, в обращении вышеназванные финансовые инструменты на предъявителя будут находиться еще неопределенное время после вступления в силу законодательного запрета на их выдачу кредитными организациями.
В связи с изложенным Комитет считает, что отмена контроля (в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма) за операциями по банковским вкладам на предъявителя носит преждевременный характер и не представляется целесообразной до истечения срока обращения последнего из таких инструментов на предъявителя.
Заключение Комитет Государственной Думы по финансовому рынку от 09 ноября 2017 года
Некоторые замечания относительно своевременности изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, нашли отражение в Федеральном законе от 23.04.2018 N 106-ФЗ:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты на условиях выпуска и обращения сертификатов, которые были ранее зарегистрированы Банком России и внесены в реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций.
3. Денежные средства, размещенные в банковские вклады на предъявителя, в том числе во вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами на предъявителя и (или) сберегательными книжками на предъявителя, выданными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
4. Денежные средства, размещенные в банковские вклады, в том числе во вклады, удостоверенные именными сберегательными сертификатами и (или) именными сберегательными книжками, выданными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
5. Обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя и сберегательных книжек на предъявителя, выданных кредитными организациями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в пределах сроков, на которые выданы сберегательные и депозитные сертификаты и сберегательные книжки, в порядке и на условиях, на которых они были выданы.
Статья 6 Федерального закона от 23.04.2018 N 106-ФЗ
10 апреля 2018 года законопроект был принят в третьем чтении Государственной Думой РФ.
18 апреля 2018 года закон одобрен Советом Федерации РФ.
23 апреля 2018 года закон подписан Президентом РФ и опубликован на официальном Интернет-портале (www.pravo.gov.ru).
Что нужно сделать субъектам ПОД/ФТ?
1) Всем субъектам ПОД/ФТ рекомендуем провести внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых:
Узнайте полный перечень оснований для проведения внутреннего обучения по ПОД/ФТ в рамках услуги «Консультация».
2) Субъектам ПОД/ФТ, включившим в содержание ПВК по ПОД/ФТ полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, следует обновить Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
- для неНФО – в срок до 01.07.2018;
- для НФО – в срок до 01.09.2018.
- загрузить ПВК по ПОД/ФТ в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга;
- учесть факт утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ и проведения дополнительных инструктажей при заполнении Отчета о результатах внутреннего контроля в соответствующем разделе личного кабинета на портале Росфинмониторинга.
Для неНФО (в случае утверждения очередной редакции ПВК по ПОД/ФТ до 04.06.2018) целесообразно отразить данные изменения вместе с изменениями, связанными с новой редакцией Федерального закона N 115-ФЗ от 04.05.2018.
Для НФО данные изменения можно учесть наравне с иными многочисленными изменениями законодательства по ПОД/ФТ при утверждении новой редакции ПВК по ПОД/ФТ 29-30 июня 2018 года.
Вы можете воспользоваться нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ.
После утверждения новой редакции ПВК по ПОД/ФТ следует провести соответствующее внутреннее обучение с сотрудниками из Перечня обучаемых.
Для неНФО, принимающих участие в процедуре «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», рекомендуем:
dogma58.com
Очередные изменения в закон 115-ФЗ вступают в силу 4 мая 2018 года
4 мая 2018 вступит в силу Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Изменения закрепили на законодательном уровне обязанность субъектов закона 115-ФЗ использовать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, а также коснулись обязанностей аудиторов.
1. «личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:
организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;
в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»;
2. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.
Организациям, поднадзорным ЦБ РФ (МФО, КПК, ломбардам и др.) необходимо:
провести целевой (внеплановый) инструктаж в срок не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу Федерального закона, оформив факт проведения обучения по форме, утвержденной в организации (не позднее 08.05.2018).
Иным организациям и индивидуальным предпринимателям
поднадзорным ФКУ Пробирная Палата России, ФНС России, Роскомнадзору, состоящим на учете в Росфинмониторинге (ювелиры, лизинговые компании, операторы связи, операторы по приему платежей, организаторы лотерей, агентства недвижимости, лица, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги и др.), и иным нефинансовым организациям необходимо:
провести дополнительный инструктаж в день вступления в силу изменений (04.05.2018), если иное не предусмотрено правилами внутреннего контроля.
115zakon.ru