ст 70 Закона о государственной гражданской службе РФ

1. Индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

4. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

11. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом.

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

trudinspection.ru

2. Служебные споры

соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»индивидуальный служебный спор— это не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров (ст. 69).

Данное определение по своему смысловому содержанию практически полностью совпадает с определением индивидуального трудового спора, приведенного в ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации. Отличие состоит лишь в том, что определение, приведенное в ст. 69 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не содержит указания на то, что индивидуальные служебные споры могут возникать по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда, что свидетельствует о намерении исключить действие данной нормы в отношении гражданских служащих. Таким образом, индивидуальные служебные споры могут носить только исковой характер, т. е. возникать лишь по поводу условий труда, установленных законами и иными нормативными правовыми актами и индивидуальными договорами.

К индивидуальным служебным спорам относятся неурегулированные самостоятельные разногласия, о которых было заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Таким образом, юридически индивидуальный служебный спор возникает лишь с момента обращения заинтересованного лица в соответствующий орган. Согласно ст. 70 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией по служебным спорам, создаваемой в государственной организации, а также судом.

Сторонами индивидуального служебного спора, как правило, являются представитель нанимателя и гражданский служащий, однако служебный спор в некоторых случаях может возникать у лиц, служебные отношения с которыми еще не возникли или уже прекратились. В частности, служебным считается спор об отказе в приеме на государственную гражданскую службу. Данный закон закрепляет право лица, которому отказано в допуске к участию в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, обжаловать это решение. Кроме того, претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать и решение конкурсной комиссии. Вместе с тем в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ к служебным относятся споры об увольнении с гражданской службы.

В отличие от индивидуальных служебных споров законодательство о государственной гражданской службе не регулирует разрешение коллективных служебных споров. Таким образом, при разрешении коллективных трудовых споров, возникших на государственной гражданской службе, необходимо руководст­воваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации в части, не противоречащей специальным нормам о гражданской службе. При этом следует помнить, что в отношении всех государственных служащих действует запрет на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

По общему правилу лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в комиссию по служебным спорам либо в суд. Вместе с тем Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают ряд исключений из этого правила.

Комиссия по служебным спорам в государственной организации образуется решением представителя нанимателя на паритетных началах из равного числа представителей профсоюзной организации данного государственного учреждения и представителей нанимателя. Данная норма является новеллой законодательства о государственной службе. Ранее закон прямо не предусматривал создание специальных комиссий по разрешению трудовых споров в государственном органе и на практике они не создавались. Разрешение части служебных споров в комиссиях по служебным спорам, безусловно, гораздо более оперативно и чаще всего более удобно как для служащего, так и для представителя нанимателя.

Порядок рассмотрения служебного спора, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения должны регулироваться специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон отсутствует, а, следовательно, необходимо руководствоваться соответствующими нормами трудового законодательства.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ. Кроме того, федеральныйзакон № 79-ФЗ устанавливает перечень служебных споров, рассматриваемых только судом.

В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее по основаниям, не предусмотренным федеральным законом № 79-ФЗ, или с нарушением установленного порядка увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством.

Определенные сложности могут возникать на практике в связи с определением подсудности служебных споров. Согласно ст. 22 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), суды рассматривают и разрешают, в частности, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Иначе говоря, по смыслу ст. 22 ГПК РФ служебные споры также подведомственны судам общей юрисдикции. При этом, согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе, подсудны мировому судье. Вместе с тем служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку федеральный закон № 79-ФЗ не содержит специальных указаний на этот счет, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел. На наш взгляд, было бы целесообразно распространить указанные правила подсудности и на служебные споры.

В то же время необходимо иметь в виду, что все дела об увольнении, включая и увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания, подсудны районному суду. Дела по искам об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения. Кроме того, гражданские дела, связанные с государственной тайной, согласно ст. 26 ГПК РФ, подсудны Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Таким образом, механизм урегулирования служебных споров на сегодняшний день нельзя назвать вполне разработанным и адекватным требованиям практической ситуации. В целях его совершенствования, как нам представляется, было бы целесообразным принятие соответствующего нормативного акта Президентом РФ.

studfiles.net

Глава 15. Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 58. Индивидуальный служебный спор

Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Статья 59. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1. Индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):
1) комиссией по служебным спорам;
(п. 1 в ред. Закона г. Москвы от 04.04.2012 N 7)
2) судом.

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется федеральными законами.

3. Комиссия по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

6. Примерное положение о комиссии по служебным спорам утверждается по представлению органа по управлению государственной службой указом Мэра Москвы.

7. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

8. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

9. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

10. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 9 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

11. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

12. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам регулируется федеральным законом.

talent.mos.ru

Порядок рассмотрения служебных споров

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (PDF, 477.05 Kb, RTF, 796.62 Kb, HTML Размещен: 17.11.2009 18:58, Изменен: 19.01.2012 17:02), а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (PDF, 857.01 Kb, RTF, 1.90 Mb, HTML Размещен: 07.10.2010 11:03, Изменен: 20.01.2012 11:54).

Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — Комиссия) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

Служебный спор рассматривается Комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (PDF, 477.05 Kb, RTF, 796.62 Kb, HTML Размещен: 17.11.2009 18:58, Изменен: 19.01.2012 17:02), Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в Комиссию письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Комиссия обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

Решение Комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

  • гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
  • представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  • Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

  • о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
  • по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (PDF, 477.05 Kb, RTF, 796.62 Kb, HTML Размещен: 17.11.2009 18:58, Изменен: 19.01.2012 17:02), или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Указ Президента Российской Федерации № 112 от 1 февраля 2005 года «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (PDF, 240.97 Kb, RTF, 86.65 Kb, HTML Размещен: 26.11.2009 13:29, Изменен: 19.01.2012 16:52)

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (PDF, 224.87 Kb, RTF, 60.45 Kb, HTML Размещен: 07.10.2010 10:56, Изменен: 07.10.2010 10:58)

Закон 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (PDF, 477.05 Kb, RTF, 796.62 Kb, HTML Размещен: 17.11.2009 18:58, Изменен: 19.01.2012 17:02)

Приказ Федерального агентства связи № 163 от 01.07.2010 г. «О комиссии Федерального агентства связи по служебным спорам» (PDF, 45.42 Kb, RTF, 36.05 Kb, HTML Размещен: 03.08.2010 16:57, Изменен: 06.02.2012 16:21)

Приказ Федерального агентства связи № 76 от 30 апреля 2009 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства связи от 26.12.2007 № 337 «Об утверждении Регламента конкурсной комиссии Федерального агентства связи по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Федеральном агентстве связи и Методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Федеральном агентстве связи» (PDF, 52.74 Kb, RTF, 16.05 Kb, HTML Размещен: 29.11.2009 15:24, Изменен: 06.02.2012 16:24)

Гражданский процессуальный кодекс РФ (PDF, 857.01 Kb, RTF, 1.90 Mb, HTML Размещен: 07.10.2010 11:03, Изменен: 20.01.2012 11:54)

Памятка о типовых ситуациях конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и порядке их урегулирования
RTF, 576.16 Kb, HTML
Размещен: 27.03.2013 11:32, Изменен: 27.03.2013 11:32

Скачать Порядок рассмотрения служебных споров
RTF, 45.57 Kb
Размещен: 11.10.2010 16:11, Изменен: 26.10.2010 13:03

Об утверждении Положения о порядке проведения служебной проверки в Федеральном агентстве связи

www.rossvyaz.ru

Государственно-служебные споры на гражданской службе (теоретические и практические проблемы) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Анна Константиновна

Статья посвящена материально-правовым и процессуально-правовым проблемам рассмотрения и разрешения государственно-служебных споров на гражданской службе РФ. Автор исследует публично-правовую природу государственно-служебных споров, предлагает их классификацию, формулирует предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и гражданско-процессуального законодательства.The article is devoted to the legal problems of consideration and the settlement of state-service disputes on civil service of the Russian Federation. The author investigates public-legal nature of state-service disputes, offers their classification, and formulates offers on perfection of the legislation on public service and the civil-remedial legislation.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Соловьёва Анна Константиновна,

Текст научной работы на тему «Государственно-служебные споры на гражданской службе (теоретические и практические проблемы)»

ГОСУДАРСТВЕННО-СЛУЖЕБНЫЕ СПОРЫ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ (теоретические и практические проблемы)

Статья посвящена материально-правовым и процессуально-правовым проблемам рассмотрения и разрешения государственно-служебных споров на гражданской службе РФ. Автор исследует публично-правовую природу государственно-служебных споров, предлагает их классификацию, формулирует предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе и гражданско-процессуального законодательства. The article is devoted to the legal problems of consideration and the settlement of state-service disputes on civil service of the Russian Federation. The author investigates public-legal nature of state-service disputes, offers their classification, and formulates proposals on perfection of the legislation on public service and the civil-remedial legislation.

государственная служба, служебный спор, административная юстиция, правовой статус государственного гражданского служащего; state service, service dispute, administrative justice, legal status of the state civil employee.

Новые законы о государственной службе стали основой как создания новой отрасли российского законодательства — государственно-служебного права, так и дальнейшего поступательного развития правового института государственной службы в рамках публичного, прежде всего административного, права. Специфика государственно-служебных правоотношений обусловливает необходимость формирования особых, специализированных средств их защиты, одним из которых является рассмотрение и разрешение споров, связанных с государственной службой.

Статья 3 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1 в числе основных принципов построения и функционирования системы государственной службы называет «защиту государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц». ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции»2 также закрепляет этот принцип, называя его принципом «защищённости гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность» (п. 8 ст.

Данные положения законов в сочетании со статьями Конституции РФ: 33 (право граждан на обращение) и 46 (право на судебную защиту) образуют конституционно-правовую основу для защиты прав государственных служащих путём рассмотрения и разрешения государственно-служебных споров. Названные споры являются новыми для нашего законодательства и правоприменительной практики; их сущность, виды, порядок рассмотрения, к сожалению, ещё не в полной мере исследованы в науке административного права.

В практической деятельности кадровых служб государственных органов и судов возникают серьёзные трудности в применении законодательства о государственной службе. Можно отметить следующие блоки вопросов, требующих своего законодательного решения.

1 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями на 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ,

2003, № 22, ст. 2063. Далее — Закон о системе государственной службы.

2 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 18 июля 2009 г.) // СЗ РФ,

2004, № 31, ст. 3215. Далее — Закон о гражданской службе.

Константиновна — к.ю.н, доцент кафедры

административного права СЗАГС. kаshinа soc@inbox.ru

Первый блок вопросов касается публично-правовой сущности государствен-но-служебного спора.

Статья 69 Закона о гражданской службе закрепляет легальное определение индивидуального служебного спора, которое повторяет по своему содержанию ст. 381 Трудового кодекса РФ1. Использование термина «индивидуальный служебный спор» представляется не вполне обоснованным, так как не отражает его публично-правовой сущности. Для обозначения таких споров было бы целесообразно ввести в законодательство термин «государственнослужебный спор».

Государственно-служебный спор содержит в себе все признаки публично-правовых споров. Во-первых, он имеет особое основание — нарушение законодательства о государственной службе, регулирующего деятельность по осуществлению задач и функций государства и государственных органов, связанных в том числе с реализацией государственными служащими предоставленных им полномочий по применению мер юридически властного, а иногда и административно-принудительного характера.

Во-вторых, сфера возникновения спора связана с реализацией государственно значимого интереса, то есть сферой публичного права, даже если спор затрагивает пенсионные права служащего, ведь обязанность их обеспечить возложена на государство Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»2.

Сущность споров данного вида состоит в том, что они возникают в связи с реализацией правового статуса государственного служащего или прохождением государственной службы. По своей правовой природе статус государственного служащего является публично-правовым (административно-правовым), что и обусловливает публично-правовой (административно-правовой, государственноуправленческий) характер спора.

В-третьих, это состав участников. В соответствии с Законом о гражданской служ-

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями на 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ, 2002, № 1 (часть 1), ст. 3. Далее -ТК РФ.

2 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями на 24 июля 2009 г.) // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4831.

бе, спорное (конфликтное) публично-правовое правоотношение возникает между представителем нанимателя государственного служащего и государственным служащим (или гражданином) в связи с нарушением ими норм законодательства о государственной службе.

Стороны спора не равны в объёме властных полномочий; права государственного служащего существенно ограничиваются федеральным законом в связи с осуществлением им должностных обязанностей; при заключении служебного контракта не действуют диспозитивные начала, стороны обязаны закрепить в служебном контракте все положения, предусмотренные законом, реестром должностей, а должностной регламент является одновременно и существенным условием служебного контракта, и частью административного регламента государственного органа, который утверждается представителем нанимателя в односторонне властном порядке.

Кроме того, не следует забывать, что при нарушении прав государственного служащего он лишён тех широких возможностей защиты, которые предоставлены работникам ТК РФ: он не может прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе), в том числе не имеет права на забастовку, на самозащиту своих служебных прав (гл. 59 ТК РФ), не имеет права на публичные высказывания о своей службе (п. 10 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе).

В-четвёртых, это особые средства разрешения спора. Разрешение государственно-служебных споров производится специально создаваемыми для этих целей органами: комиссиями по служебным спорам, комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов в специально предусмотренных процессуальных формах.

Второй блок образуют вопросы классификации государственно-служебных споров. Правильное деление их на виды должно обеспечить правильный выбор средств и способов их разрешения. От вида спора зависит выбор органа, уполномоченного его рассматривать, а также сроки и порядок его рассмотрения.

Наиболее эффективной представляется классификация государственно-служебных споров по их юридическому содержанию. Так можно выделить:

— споры о нарушении должностных прав служащего (например, права на получение информации, документов, на обеспечение условий службы и т.п.);

— споры о нарушении личных прав служащего (права на денежное содержание, отдых, государственные гарантии);

— споры, связанные с прохождением государственной службы (с соблюдением запретов, ограничений по службе, требований к служебному поведению, с процедурами конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, с присвоением классного чина);

— споры, связанные с прекращением государственной службы;

— споры о материальной ответственности государственного служащего.

Значение имеет и классификация споров по составу его участников, так можно различать споры, где стороной выступает:

— действующий государственный служащий;

— гражданин, поступающий на государственную службу;

— гражданин, уволенный с государственной службы.

Закон о гражданской службе ставит проблему выделения в данной классификации споров ещё одного вида. В частности, положения его ст. 3, в противоречие базовому Закону о системе государственной службы, расширяют понятие государственной гражданской службы, включая в неё ещё и «нахождение в кадровом резерве и другие случаи». Такие случаи, действительно, могут иметь место на основании Закона о гражданской службе. Например, в соответствии с ч. 10 ст. 58 при применении такого дисциплинарного взыскания, как освобождение от должности, гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе; ещё одним примером такого случая является включение в кадровый резерв гражданина, с которым приостановлен служебный контракт (ч. 1 ст. 39). Какие права и обязанности имеются у таких лиц, как они реализуют своё право на защиту? Ответить на эти вопросы поможет введение ещё одного вида госу-

дарственно-служебных споров — «споры с гражданами, состоящими в кадровом резерве на гражданской службе».

В отдельную группу споров можно выделить государственно-служебные споры, связанные с реализацией государственных гарантий гражданским служащим. Так, большой объём разногласий между гражданскими служащими и государственными органами связан с исчислением стажа государственной службы для назначения надбавки за выслугу лет и пенсионного обеспечения служащего. Данные споры носят сложный характер: они связаны не только с государственной службой, но и с вопросами исчисления трудового стажа, который может быть засчитан в стаж государственной службы, в каждом конкретном случае такой спор решается индивидуально.

Третий блок вопросов связан с составом участников государственно-служебного спора. Субъектами государственно-служебного отношения выступают государство и гражданин. Государственно-служебное отношение — это правовая связь между го-сударством-нанимателем и гражданским служащим. Именно в процессе реализации данного публичного правоотношения происходит реализация государственно значимого интереса, проведение государственной политики, осуществление определённой государственной функции.

Государственно-служебное отношение следует отличать от трудового правоотношения. Трудовое правоотношение носит частноправовой характер, его субъекты равны между собой и принудительная реализация правоотношения возможна только путём обращения в суд. Для возникновения трудовых правоотношений достаточно только одного юридического факта

— факта заключения и подписания трудового договора. Вступление в силу трудового договора является моментом, с которого гражданин приобретает правовой статус работника и в силу этого обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку организации, режиму труда.

— это публично-правовое, а точнее, административное правоотношение, оно служит реализации не частного, как в трудовом правоотношении, интереса, а государственного, публичного. Стороны такого правоотношения не равны в объёме властных полномочий, государственный служащий

подчинён государству, несёт перед ним повышенную ответственность за выполнение возложенных на него государственно-служебных обязанностей, соблюдение запретов и ограничений по государственной службе. Для возникновения правоотношения на государственной гражданской службе одного подписания служебного контракта недостаточно, необходимо пройти конкурсные процедуры, требуется акт представителя нанимателя о назначении на должность гражданской службы (ст. 13 Закона о гражданской службе).

Было бы правильнее урегулировать все вопросы правового статуса гражданских служащих, порядок прохождения гражданской службы и порядок разрешения государственно-служебных споров в соответствующем федеральном законе и полностью исключить действие норм трудового права в этой сфере, подобно тому как это сделано для военнослужащих (ч. 8 ст. 11 ТК РФ). Данная проблема может быть решена в полном объёме только в перспективе путём разработки и принятия Кодекса государственной службы РФ.

Следует продумать конструкцию государственно-служебного отношения, служебного контракта и государственно-служебного спора, сохранив принцип служения государству. В этой связи было бы возможно назвать такой контракт государственно-служебным, включить в него государство как сторону государственно-служебного правоотношения в качестве нанимателя. Полноправными представителями нанимателя могли бы стать государственные органы, а их руководители или лица, замещающие государственные должности, могли бы выступать только как законные представители государственных органов и подписывать от имени государственных органов соот-

ветствующие акты по государственной службе 1.

При таком подходе начальные строки государственно-служебного контракта могли бы выглядеть следующим образом: «Государственный орган (наименование государственного органа), действующий от имени нанимателя (Российской Федерации, субъекта РФ), в лице руководителя государственного органа (наименование должности руководителя, его фамилия, имя и отчество), действующего на основании (правовой акт, устанавливающий полномочия руководителя). ».

Соответственно, одним из участников государственно-служебного спора также являлся бы наниматель гражданского служащего (Российская Федерация или её субъект), действующий от лица соответствующего государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность, а интересы государственного органа представлял бы его руководитель.

В настоящее время было бы целесообразно разработать и принять специальный ФЗ «О государственно-служебных спорах» , а также внести соответствующие дополнения в ГПК, где должна быть предусмотрена специальная глава в разделе «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», посвящённая особенностям судебного рассмотрения и разрешения государственно-служебных споров. Административный порядок разрешения государственно-служебных споров в перспективе мог бы быть урегулирован в специальной главе Кодекса государственной службы РФ.

1 Предпосылкой для подобного изменения законодательства может являться Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, в которой говорится, что «от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочия работодателя возлагаются на государственный орган, в котором проходит службу государственный служащий».

cyberleninka.ru