Индивидуальные и коллективные спасательные средства на судне

§ 63. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

К коллективным спасательным средствам, кроме шлюпок, относятся также спасательные плоты и спасательные приборы.

Спасательные плоты изготавливаются жесткой и мягкой конструкции. Жесткий спасательный плот (рис. 170) состоит из водонепроницаемого корпуса прямоугольной или овальной формы, к которому прикреплен тент из водонепроницаемой ткани, служащий для защиты людей от непогоды. Корпус плота изготавливается из легких алюминиевомагниевых сплавов или из пластмасс. Плоты имеют различную вместимость — на 6,. 12 и 20 человек. Недостатком жестких плотов являются сравнительно большие размеры, затрудняющие их размещение на судах, особенно малых.

Наибольшее распространение в настоящее время получили надувные спасательные плоты (рис. 171), изготовленные из легкой многослойной прорезиненной материи. Основанием плота служат камеры водоизмещения, изготовленные в виде труб, на которых укреплены дуги, также представляющие собой трубы, но меньшего диаметра, образующие основание для тента — свода. Камеры и дуги заполняются газовой смесью, находящейся
в сжатом состоянии в стальном баллоне, укрепленном у основания плота.

Рис. 171. Надувной спасательный илот на 20 человек:
— внешний вид; б— схематический разрез; 1— главные водоизмещающие камеры; 2 — двухслойный свод с воздушной прослойкой; 3 — фонарь; 4— трубчатый коллектор дуг свода, снабженный плоскостью для сбора дождевой воды со спускной трубкой; 5 — спасательный леер; 6 — водяные мешки-стабилизаторы; 7 — цилиндр со сжатым углекислым газом и клапаном; 8 — надувное дно; 9 — внутреннее закрытие входа (фартук); 10 — трап

Для хранения надувных плотов в сложенном виде служат -контейнеры (рис. 72), которые устанавливаются на судне в наиболее удобных местах, обычно на шлюпочной палубе. Контейнер закреплен на специальных кильблоках с помощью прочных лент — лямок, которые могут быть быстро отданы вручную освобождением замка патефонного типа, или же крепления в виде глаголь-гака. Для того чтобы контейнер мог всплыть при погружении судна в воду, замки открываются автоматически, при помощи гидростатического устройства. При ручной отдаче

1. Фалинь длиной не менее 20 м и диаметром не менее 8 мм, закрепленный таким образом, чтобы на нем можно было буксировать спасательный плот.

2. Два спасательных леера, один из них должен быть закреплен с наружной, а другой — с внутренней стороны по периметру плота.

3. Устройство для возможности влезания на плот из воцы. расположенное у входа.

4. Одно плавучее спасательное кольцо на лине длиной не менее 30 м.

5. Один нож и один черпак; на плоту, вместимостью более 12 человек, должно быть два ножа и два черпака.

6. Две губки для удаления воды.

7. Два плавучих якоря.

9. Комплект ремонтных принадлежностей для ремонта резиновых камер плавучести.

10. Три консервооткрыва-теля.

12. Аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке.

13. Сосуд для питья с градуировкой емкостью 200 г.

14. Электрический водонепроницаемый фонарь с приспособлением для сигнализации по азбуке Морзе, с комплектом запасных батарей и лампочкой в водонепроницаемой упаковке.

15. Сигнальное зеркало для дневной сигнализации.

16. Две парашютные ракеты, дающие ярко-красный свет.

17. Шесть фальшфейеров, дающих ярко-красный свет.

18. Сигнальный свисток.

19. Комплект рыболовных принадлежностей.

20. Пищевой рацион в герметичной упаковке из расчета 3500 кал на каждого человека.

21. По полтора литра пресной воды в водонепроницаемой упаковке на каждого человека.

22. По 6 таблеток от морской болезни на каждого человека.

23. Инструкция по сохранению жизни на спасательном плоту.

24. Экземпляр иллюстрированной таблицы спасательных сигналов.

25. Спички в водонепроницаемой упаковке (для жестких плотов).

Спасательные плавучие приборы не имеют строго установленной формы. К ним относятся небольшого размера плотики, палубные скамьи, рундуки и т. п. Однако все плавучие приборы должны удовлетворять определенным требованиям, в частности:

а) они должны быть в длину не более 3 м, в ширину — не менее 1 м\

б) должны быть обнесены спасательными леерами;

в) вес не должен быть более 180 кг;

г) в снабжении должны быть: фалинь, самовоспламеняющийся буек, два гребка;

д) должны быть окрашены -в оранжевый цвет;

е) должно быть обозначено количество людей, на которое рассчитан прибор;

ж) плавучесть прибора должна обеспечиваться воздушными ящиками или другими равноценными средствами.

К спасательным средствам индивидуального пользования относятся спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы-комбинезоны.

Материалом для изготовления спасательного круга служат листовая пробка или различные синтетические массы. Круг обшивается парусиной и обносится леером, а затем окрашивается оранжевой краской. Круг должен обладать необходимой прочностью, а его держащая сила должна быть такова, чтобы поддерживать в пресной воде груз не менее 14,5 кг в течение 24 ч.

Каждое морское судно должно иметь не менее восьми кругов, два из которых должны находиться на ходовом мостике, снабженные самозажигающимися буйками и дымовыми шашками. Все круги должны быть постоянно готовы к действию и по команде «человек за бортом» без промедления выбрасываться на воду. Местоположение круга, выброшенного с мостика (место, где несется постоянная вахта), хорошо определяется в дневное время по дымовой шашке, а в ночное время — по огню. Как огонь, так и шашка вводятся в действие автоматически, при падении круга в воду. Один круг из имеющихся на судне должен быть обязательно снабжен линем, длиною 27,5 м. На каждом круге должно быть нанесено название судна и порт его приписки.

Спасательными жилетами все суда снабжаются ,в таком количестве, чтобы им был обеспечен .каждый человек, находящийся на судне. На пассажирских судах кроме этого должны быть жилеты и на открытых палубах в наиболее доступных местах (5,% от общего числа жилетов).

Спасательный жилет (рис. 173) должен быть так устроен, чтобы человек, находясь в воде с надетым жилетом, принимал вертикальное положение с некоторым наклоном туловища назад. Голова человека должна находиться над водой и поддерживаться верхней частью жилета. Одеваться жилет должен любой стороной, как правой, так и левой. Хранится жилет в жилом помещении в непосредственной близости от койки в специальном рундуке или ящике. Необходимо проверять правильность надевания жилетов, а также их исправное состояние, что удобнее всего выполнять при проведении учебных тревог, когда жилеты должны быть надеты всеми членами экипажа и пассажирами. К жилету должен быть прикреплен свисток и электрический фонарь.

Материалом для изготовления жилетов служат также пробка или пластмассы.

К индивидуальным спасательным средствам относятся также костюмы-комбинезоны (рис. 174), главное преимущество которых состоит в том, что человек, находясь в воде, остается сухим, защищенным от непогоды и низкой температуры. Костюм изготовлен из прорезиненной ткани и имеет вшитый спасательный жилет, придающий костюму плавучесть. Специальный воротник поддерживает голову в вертикальном положении при потере сознания.

Костюм-комбинезон не является обязательным предметом в снабжении судна спасательными принадлежностями. Рекомендуется иметь на судне несколько таких костюмов для осуществления спасательных операций «человек за бортом», а также для работы на палубе во время авралов или при аварийных обстоятельствах, когда не представляется возможным обеспечить полную безопасность во время работы на заливаемой во время шторма открытой палубе.

sinref.ru

Классификация спасательных средств

Спасательные средства — это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные.

Помимо этого существует еще один вид спасательных средств,не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки.

Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами Регистра.

Эти требования в общем случае сводятся к следующему:

спасательные средства не должны приходить в негодность при хранении их при темпе-ратуре воздуха от -30 до +65 °С; должны работать при температуре морской воды от -1 до +30 °С;

быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;

быть хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);

быть снабжены светоотражающим материалом;

должны работать на волнении.

Коллективные спасательные средства

К ним относятся: спаса­тельные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непо­топляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она остается на плаву. Конвенция СОЛАС-74 определяет общие требования к шлюпкам и дополнительные к частично закрытым и закрытым шлюпкам.

Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку.

Водонепроницаемое закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим требованиям:

1) защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;

2) доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;

3) входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;

4) входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;

5) обеспечивать возможность грести;

6) должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

7) на обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;

8) наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя — такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;

9) должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;

10) люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;

11) находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разряжения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.

Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.

Остойчивость закрытой спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы шлюпка сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена полным или частичным комплектом людей и снабжения, а также когда все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

После получения пробоины в любом месте ниже ватерлинии спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она могла автоматически занимать положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение.
Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такую конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы обеспечить защиту от возникающих при ударе опасных ускорений, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

Дежурные шлюпки (resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.

Спуск дежурной шлюпки

На грузовых судах валовой вместимостью более 20 000 per. т должен быть предусмотрен спуск всех спасательных, а на остальных судах — дежурных шлюпок с помощью фалиней на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз на тихой воде.
Все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 per; т должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские суда вместимостью более 500 per. т должны иметь дежурную шлюпку на каждом борту. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Они должны быть оборудованы стационарным или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым, в любом случае должна быть обеспечена скорость 6 уз в течение 4 ч.

В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности.
Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.
Однако для этого существует одно непреодолимое препятствие: на подавляющем большинстве подъемно-спусковых устройств спасательных шлюпок произвести отдачу гаков шлюп-талей с одной точки нельзя, а это весьма важное требование к дежурной шлюпке.

Спасательные плоты (рис. 1.1) — очень эффективное спасательное средство, а на малых судах — основное. Плоты бывают мягкие и жесткие. Жесткие плоты являются раритетом и остались только на очень старых судах. Мягкие спасательные плоты различаются по вместимости и по методу спуска. Вместимость надувных плотов находится в пределах 6-25 чел.

На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.

Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду. Общая масса сбрасываемого плота со снабжением и контейнером не превышает 185 кг.

Плот внутри разделен на отсеки, которые надуваются через отдельные клапаны. При повреждении половины отсеков плот должен выдерживать на плаву всех допускаемых к размещению людей.
Надувается он нетоксичным газом за 1 мин при температуре 18-20°С и за 3 мин — при температуре 30°С. Спасательные плоты крепятся к корпусу судна при помощи разобщающего устройства, которое приводится в действие нажатием на педаль, либо, когда судно уйдет под воду, на глубине 4 м срабатывает гидростат и освобождает плот от крепления.

Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически. Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения внутри плота уменьшено до минимума и, в частности, запасы воды меньше в 2 раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5 л на человека.

Рис. 1.1. Спасательный плот ПСН и его снабжение:

1 — плавучий якорь; 2 — бросательный конец с плавучим кольцом; 3 — мешок с аварийными пробками; 4 — полиэтиленовый пакет с таблицей спасательных сигналов и инструкцией по сохранению жизни на спасательном плоту; 5 — черпак и губка для удаления воды; 6 — кармашек с плавающим ножом; 7 — мешок со складными веслами и вторым плавучим якорем; 8 — крест из световозвращающего материала.

Спускаемые плоты спускаются на воду с полным количеством людей. Посадка в сбрасы-ваемые плоты производится, как правило, из воды, куда предварительно нужно прыгнуть. Это является очень большим недостатком сбрасываемых плотов, так как для людей в процессе посадки возникает угроза гипотермии и холодового шока. Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию вместе с гидростатами разобщаю­щих устройств.

Спасательные приборы это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.

Спасательные приборы возле борта судна

Используются на судах, где невозможно обеспечить установленные нормативы, а именно: на местных паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив, Красное море.

Плот-каюта представляет собой техническую разработку спасатель­ного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.

Плот-каюта (спасательный отсек):

а) крепление на корме судна; б) форма отсека и возможные положения-при падении в воду; 1 — корпус судна; 2 — плот-каюта; 3 — возможные положения плот-каюты при входе в воду спасательной шлюпки, а на малых судах — и основной формой спасательного оборудования.Изготовляются плоты различных размеров вместимостью от 6 до 25 чел

После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными море­ходными качествами. Плот-каюта предназначена в основном для крупных судов — супертанкеров, балкеров и для морских буровых платформ.

Индивидуальные спасательные средства

К ним относятся спаса­тельные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям.

Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний — не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м, его плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой крошкой или надувными воздуш­ными камерами.

Круг спасательный. Положительная плавучесть — не менее 14500 гр.

Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне — не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.

Спасательный жилет «Штурман»

Если спасательный жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств. Применение надувных жилетов на танкерах и пассажирских судах не допускается.

Все спасательные жилеты независимо от конструкции должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном, состоянии из положения лицом вниз за 5 с. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

Гидротермокостюм защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. В районе ног он должен иметь приспособление для стравливания излишков воздуха. В определенных случаях гидротермокостюм может быть спасательным жилетом (если предусмотрено его надувание) или использоваться в комплекте со спасательным жилетом.

Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в цирку­лирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч. Гидротермокостюм не должен повреждаться при прыжках с высоты 4,5 м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом с карабином и свето-возвращающими полосами. Гидротермокостюмы подлежат переосви­детельствованию через 12-24 месяца. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермо-костюм.В открытых спасательных шлюпках должно быть три гидротермокостюма.

Теплозащитное средство — это мешок или костюм из водонепро­ницаемого материала с низкой теплопроводностью. Оно должно закрывать все тело человека с надетым спасательным жилетом, за исключением лица, работать в пределах температуры воздуха от +20 до -30°С.

Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.

Линеметателъное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. Оно такой конструкции, что его может использовать 1 чел.

Линеметательное устройство УЛМ-1

В комплект входит пистолет, четыре ракеты и четыре линя длиной, позволяющей обеспечить дальность метания 230 м. Линеметательным устройством снабжаются все суда морского района плавания.

sea-library.ru

Глава 5 Индивидуальные и коллективные спасательные средства

5.1. Судовые спасательные средства предназначены для спасения жизни пассажиров и экипажа в случае гибели судна или падения человека за борт. К судовым спасательным средствам относятся средства коллективного и индивидуального пользования. Все спасательные средства окрашивают в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающего материала, что способствует быстрейшему обнаружению их в море. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море и Правила Регистра установили обязательные нормы снабжения морских судов спасательными средствами. Суть этих норм состоит в том, что на пассажирских судах, кроме судов, используемых в прибрежных водах, все пассажиры и экипаж смогли бы разместиться в шлюпках, расположенных по обоим бортам судна. Кроме, шлюпок, пассажирские суда дополнительно снабжаются спасательными плотами и плавучими приборами.

Пассажирские и грузовые суда, используемые в прибрежных водах, акватории портовых вод и рейдах, снабжаются только спасательными плотами, рассчитанными на пассажиров и экипаж. для каждого человека, находящегося на борту судна, должен быть предусмотрен спасательный жилет. На пассажирских судах дополнительно предусматривается их запас в количестве 3—5% общего числа людей, находящихся на судне, и не менее 10% детских спасательных жилетов. На всех остальных судах предусматривается дополнительное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала и не менее двух детских спасательных жилетов. Все суда также снабжаются спасательными кругами в количестве от двух до тридцати штук.

К спасательным средствам коллективного пользования относятся спасательные шлюпки, жесткие и надувные спасательные плоты и плавучие приборы.

Спасательные шлюпки являются основными спасательными средствами. Они входят в состав шлюпочного устройства судна, которое должно удовлетворять следующим требованиям:

— обеспечивать безопасное вываливание спасательных шлюпок со спусковой командой (не менее 5 человек), затем их спуск на воду с полным комплектом людей”и снабжением при крене судна до 150 на любой борт и дифференте до 10°; это требование не относится к рабочим и специальным шлюпкам;

— время на подготовку шлюпок к спуску, посадку в них людей и для спуска на воду с полным снабжением не должно быть более 8 минут при наличии шлюпбалок гравитационного типа и 12 минут при наличии шлюпбалок заваливающегося типа;

— на пассажирских судах общее время, необходимое для подготовки шлюпок к спуску, посадку в них всех находящихся на борту судна людей и спуска их на воду, не должно превышать 30 минут.

По материалу изготовления корпуса шлюпки могут быть деревянные, металлические и пластмассовые. В зависимости от типа движителя шлюпки делятся на гребные (вёсельные), винтовые (с ручным механическим приводом и моторные) и водометные. Гребные и винтовые шлюпки могут иметь парусное вооружение. По форме корпуса различают шлюпки вельботного типа (с заостренным носом и кормой и полными обводами) и с транцевой кормой ялы. Судовые шлюпки делают: открытыми, с частичным жестким закрытием носовой, средней и кормовой частей для уменьшения заливаемости их водой, либо полностью закрытыми.

Спасательные шлюпки обязательно имеют внутренний запас плавучести (в корпусе устанавливаются воздушные водонепроницаемые ящики).

Спасательная шлюпка закрытого типа:

1— обухи для закрепления фалиней; 2 — гаки; 3— крышки люков;

4 — поручни; 5 — крышка люка рулевой рубки: 6 — рукоятки люковых задраек; 7— крышки бортовых входных люков; 8— отверстие для весла.

Спасательные плоты — это плавучие конструкции, обладающие подъемной силой и размерами, достаточными, чтобы держать вне воды допускаемые к размещению на них количество людей и снабжение. Спасательные плоты могут быть жесткими и надувными.

а) — жесткий спасательный плот из легкого сплава (СПА);

б) — надувной спасательный плот ПСН-10М; 1— посадочный трап; 2— камера плавучести: 3—днище; 4— стойка; 5 — продольная и б — поперечная надувные банки для сидения; 7 — плавучий якорь; 8 — спасательные леер.

Жесткие спасательные плоты из легкого сплава бывают следующих типов: СПА-4, СПА-6, СПА-12 (на 4, 6 или 12 человек). Корпус плота представляет собой замкнутую трубу, разделенную водонепроницаемыми переборками на ряд отсеков, заполненных пенопластом. Снизу к корпусу приварено второе дно, разделенное на водонепроницаемые отсеки для размещения снабжения плота.

К корпусу плота прикреплены на планширах дуги из полиэтиленовых трубок, на которых поднимается двухслойный тент из капроновой ткани оранжевого цвета. Тент с устройством для сбора дождевой воды вместе с лугами уложен по внешнему периметру плота и прикреплен к обшивке так, чтобы они были всегда доступны для немедленного использования при плавании плота любой стороной вверх. Тент имеет два входа с фартуками, наружное и внутреннее освещение. Плот снабжается спасательными леерами, имеет два штормтрапа, фалинь, обухи для крепления подъемных стропов и скобы для крепления буксирного троса.

Жесткие спасательные пластмассовые плоты бывают следующих типов: СПП-4, СПП-6, СПП-12 и СПП-18. Плоты имеют форму вытянутого шестиугольника. Корпус и днище плота изготовляют из стеклопластика, отсеки заполняют пенопластом. Плоты оборудованы подъемными и буксирными петлями и спасательными леерами, двухслойным тентом из капроновой ткани оранжевого цвета и каркасом из полиэтиленовых трубок, который поднимается с любой стороны плота.

Посадка людей в жесткие спасательные плоты производится на борту судна при наличии на них спусковых устройств. для посадки людей в плоты, предварительно спущенные за борт, применяются забортные трапы, штормтрапы, спасательные шкентели, сетки.

Жесткие плоты окрашивают в оранжевый цвет, на видных местах наносят порт приписки, название судна, номер плота, пассажировместимость и допустимую высоту сбрасывания.

Надувные спасательные плоты бывают следующих основных типов: ПСН-6М, ПСН-IОМ, ПСН-20. Все плоты однокамерные, овальной формы и одинаковы по устройству, за исключением отдельных деталей. Они представляют собой надувное плавучее сооружение, основными частями которого являются камера плавучести (2) с распоркой по оси симметрии и стойками (надувными дугами) (4) для поддержания тента, надувное днище (3), двойной тент, продольные (5) и поперечная (6) надувные банки для сидения.

Камера плавучести ПСН-10М представляет собой надувное кольцо овальной формы. Она разделена на автономные секции, каждая из которых имеет свой предохранительный клапан, срабатывающий при избыточном давлении, и клапан для подкачки. Камера плавучести, распорка и стойки надуваются нетоксичным газом автоматически при сбрасывании плота в воду. Система газонаполнения срабатывает от резкого рынка пускового линя головки газового баллона. При этом с помощью специального приспособления в головке баллона прорезается мембрана, и смесь углекислого газа с небольшим количеством азота по гибкому шлангу устремляется в плот. Такая система наполнения плота газом позволяет привести плот в рабочее состояние не более чем за 1 минуту при температуре окружающей среды +18. +20°С и за 3 минуты при температуре -30°С.

Надувное днище состоит из двух изолированных отсеков с автономными клапанами, через которые ручным мехом надувают днище воздухом после входа на плот людей. Под днищем расположены четыре балластных кармана, повышающие остойчивость плота на волне. для выпуска газа из камер плавучести и воздуха из днища имеются выпускные пробки.

Плавучий якорь парашютного типа (7) закреплен в носовой части камеры так, что при её надувании он автоматически оказывается в воде, уменьшая скорость ветрового дрейфа плота. Там же закреплен капроновый фалинь длиной 20 м, предназначенный для буксировки плота. Изнутри и снаружи плот по периметру обнесен спасательными леерами (8). К одному из них прикреплен конец плавучего линя длиной 30 м, имеющий на другом конце спасательное кольцо.

Двухслойный тент с воздушной термоизолирующей прослойкой имеет два входа, закрывающихся двойными шторками, конструкция которых предусматривает их неполное закрытие (для вентиляции внутри плота). Напротив входов закреплены посадочные трапы (1). Над одним из входов установлен аварийнопоисковый огонь с водоналивной батареей, обеспечивающей нормальное горение в течение 10 часов, а внутри плота — лампочка освещения. Тент оборудован приспособлением для сбора дождевой воды. Внутри плота наклеены инструктивные надписи «Азбука Морзе», «Наполнение надувных отсеков», «Немедленные действия», а также надписи, указывающие место нахождения предметов снабжения. Аварийное снабжение хранится в жестком цилиндрическом контейнере.

Плот с предметами снабжения упаковывается в стеклопластиковый или пластмассовый контейнер, который устанавливают на подставке или специально изготовленные ложементы (7), прочно прикрепленные к палубе.

Надувной плот а контейнере, закрепленный на штатном месте.

Контейнер состоит из корпуса (1) и крышки (2), стянутых двумя бандажами (3) с разрывными звеньями (4). Контейнер прикрепляют к подставке или палубе двумя найтовами (10) через разобщающее устройство — гидростат (8), имеющий педаль (9) принудительной отдачи. Из контейнера выходит наружу пусковой линь (5) со слабым звеном (б), конец которого закрепляют за подставку или рым на палубе.

Для приведения в действие спасательного плота необходимо:

— нажав на педаль разобщающего гидростата, освободить найтовы, удерживающие контейнер на подставке;

— сбросить контейнер в воду;

— выбрать слабину пускового линя и резким рынком привести в действие систему газонаполнения;

— выбрать слабину пускового линя и привязать его к под- ставке или к надежной конструкции на борту судна.

При заполнении камер плота газом происходит разрушение звеньев в бандажах, и плот принимает рабочее состояние. Вместе с камерами плавучести надуваются стойки и расправляется тент.

Если обстоятельства не позволили привести плот в рабочее состояние вручную, то при погружении его в воду вместе в судном через щель в нижней части корпуса гидростата и отверстия в крышке вода поступает в гидростат. На глубине 1,5-3,5м силой гидростатического давления, воздействующего на мембрану прибора, преодолевается сила сжатия пружины, которой зафиксированы мембраны со штоком, и разобщающее звено, к которому прикреплен найтов, отделяется от корпуса устройства. Освобожденный от крепления к подставке контейнер с плотом всплывает и по достижении судном глубины, равной длине пускового линя, закрепленного на палубе, приводится в действие система газонаполнения. дополнительная плавучесть, возникающая при наполнении плота газом, обеспечивает разрыв слабого звена пускового линя, и плот остается на поверхности воды.

Если система газонаполнения не сработала автоматически, следует подплыть к контейнеру и резким рынком пускового линя привести систему в действие.

На основании Поправок 1983 г. к СОЛАС-74/78 к жестким и надувным спасательным плотам предъявляют следующие требования.

Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы ни сам плот, ни его оборудование не повреждались при сбрасывании в воду с высоты 18м.

Находясь на плаву, плот должен выдерживать прыжки на него людей с высоты не менее 4,5 м. Он должен находиться на плаву в течение 30 суток при любых морских условиях, выдерживать буксировку со скоростью З узла на тихой воде в загруженном состоянии (с людьми и полным Комплектом снабжения). Остойчивость плота в опрокинутом положении такова, что и на тихой воде и на волнении человек может его перевернуть. Главная камера плавучести надувного спасательного плота разделена по меньшей мере на два отсека каждый с невозвратными клапанами для надувания. В случае повреждения одного отсека плот поддерживает на плаву всех людей, которые в нем находятся.

Плавучие спасательные приборы — это судовые конструкции, которые, будучи сброшенными в воду, обладают достаточной плавучестью для поддержания на поверхности воды допускаемого количества людей, держащихся за них. К ним относятся легкие спасательные плоты, скамейки и столы.

Легкие спасательные плоты бывают трех типов: СПС-1 2, СПС-18 и СПС-24. На СПС-12 размещается 2 человека и 10 человек на воде, держащиеся за леера; на СПС-18—4 и 14 человек; на СПС-24 — 8 и 16 человек соответственно.

Спасательные скамьи и столы снабжены металлическими воздушными ящиками, обеспечивающими их плавучесть. По периметру скамьи и столы имеют спасательные леера. Плавучие приборы снабжены фалинями.

Легкий спасательный плот (СПС)

К индивидуальным спасательным средствам относятся спасательные жилеты, гидрокостюмы и теплозащитные средства, спасательные круги.

Спасательные жилеты бывают надувные и с твердыми наполнителями. К ним предъявляются следующие основные общие требования:

— конструкция жилета должна исключать вероятность неправильного надевания, позволять человеку надевать его без посторонней помощи за время не более 1 минуты и прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом жилета;

— жилет должен иметь такую плавучесть и остойчивость, чтобы поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды (таким образом, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения). поворачивать в течение не более 5 секунд тело человека из любого положения и такое, при котором рот человека находится над водой;

— плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа;

— материал жилета не должен поддерживать горение и плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 секунд;

— жилет должен иметь лампочку с водоналивной батарей- кой или поисковый огонь с источником энергии, способным обеспечивать силу света не менее 0,75 kд во всех направлениях полусферы в течение не менее 8 часов, либо проблесковый огонь с ручным выключателем, дающий не менее 50 проблесков в 1 минуту такой же силы света;

— для подачи звуковых сигналов жилет должен быть снабжен свистком.

Спасательный жилет имеет не менее двух отдельных камер, которые надуваются автоматически при погружении в воду, устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением. Его можно надувать и ртом. В случае повреждения одной камеры плавучесть и остойчивость жилета сохраняются.

Для изготовления спасательных жилетов с твердыми наполнителями применяют прочные натуральные или синтетические ткани, а в качестве наполнителя — пробки и пенопласт. Жилет закрепляется на теле человека тесемочными завязками.

Спасательные жилеты окрашивают в оранжевый цвет. На них с двух сторон наносят водостойкой черной краской название судна.

Гидрокостюмы и теплозащитные средства предназначены для уменьшения потерь теплоты тела человека в холодной воде. Их изготавливают из водонепроницаемых материалов, обладающих низкой теплопроводной способностью.

Гидрокостюм должен быть таким, чтобы его можно было надеть без посторонней помощи за время не более 2 минут вместе с прилагающейся к нему одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его ношения. Он не должен поддерживать горение и плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2 секунд. Такой костюм имеет приспособление для сбрасывания излишков воздуха. После прыжка человека в воду с высоты не менее 4,5 м в гидрокостюм не должно проникать чрезмерное количество воды. Гидрокостюм делают таким, чтобы человек мог подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м, прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без повреждения костюма, проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.

Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, снабжают поисковым огнем и свистком. Костюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, надевают вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом. В этом случае он обеспечивает теплозащиту человека после прыжка в воду с высоты 4,5 м так, что внутренняя температура тела не понижается более чем на 2°С после пребывания в течение 1 часа в тихой циркулирующей воде, температура которой + 5°С. Если человек в гидрокостюме со спасательным жилетом находится без сознания, костюм способен переворачивать его в пресной воде из положения «лицом вниз» в положение «лицом вверх» за время не более 5 секунд.

Гидрокостюм

Теплозащитные средства сохраняют теплоту человеческого тела при температуре воздуха — 30º. + 20°С. Всякое теплозащитное средство должно быть таким, чтобы человек мог снять его в воде за время не более 2 минут, если оно мешает плыть.

Спасательные круги изготавливают из плавучего материала (пробковой стружки или крошки, тростника и др.). Используют также круги, представляющие собой надувные воздушные камеры. Круги обшивают парусиной и окрашивают в оранжевый цвет. Спасательный круг должен иметь следующие свойства;

— способность поддерживать в пресной воде груз из железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

— массу не менее 2,5 кг, а если предусматривается, чтобы он приводил в действие устройство для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося огня, — массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;

— не поддерживать горения и не плавиться после того, как был полностью охвачен пламенем в течение 2 секунд;

— выдерживать сбрасывание в воду с высоты места его установки при наименьшей осадке судна (но не менее ЗО м) без повреждения и ухудшения эксплуатационных характеристик своих и прикрепленного к нему оборудования.

Такой круг имеет спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной, составляющей не менее четырех наружных диаметров круга. Леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих одно от другого местах, образуя четыре одинаковые петли. На каждом спасательном кругу нанесены печатными буквами латинского алфавита название и порт приписки судна.

Определенное число спасательных кругов на судне снабжено автоматически действующими дымовыми шашками и самозагорающимися огнями. дымовые шашки должны давать равномерный дым хорошо видимого цвета в течение не менее 15 минут, продолжать дымообразование при полном погружении в воду по меньшей мере на 10 секунд. Они не должны гореть вспышками и выбрасывать пламя, заливаться водой на волнении. Самозажигающиеся огни спасательных кругов должны быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой, гореть непрерывно в течение не менее 2 часов (сила света не менее 2 kд во всех направлениях верхней полусферы). Огни могут быть проблесковыми с частотой проблесков не менее 50 в 1 минуту и силой света не менее 2 kд. На танкерах самозажигающиеся огни спасательных кругов работают от электрических батарей.

Спасательные жилеты, гидрокостюмы и теплозащитные средства должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 штук. На шкафах, рундуках, где расположены, должны быть нанесены соответствующие надписи, например: «Спасательные жилеты».

Спасательные шлюпки и плоты должны содержаться исправными, хорошо пригнанным снаряжением и быть в готовности к немедленному использованию.

На каждом спасательном средстве должны находиться следующие визуальные средства обнаружения:

· парашютная ракета — по 4 шт. в каждом спасательном средстве;

· фальшфейера (красные) — по 6 шт.;

· дымовые плавучие шашки — по 2 шт.

Инструкции по использованию пиротехники нанесены на упаковках. Использовать пиротехнику необходимо только тогда, когда есть уверенность, что вас обнаружат с проходящего судна или пролетающего летательного аппарата. Во время аварии, по указанию капитана, передается сигнал СОС и задействуется автоматический передатчик сигнала тревоги и бедствия (АПСТБ). Для указания местоположения спасательных средств на всех судах на крыльях мостика устанавливаются аварийные радиобуи раз личных типов, которые при оставлении судна сбрасываются за борт и устанавливаются на спасательных средствах.

Вся аварийная радиоаппаратура очень проста в применении, работает при

температурах от —30°С до +60°С в течение 48 часов на частотах 121,5 МГц и 243,0 МГц, а «КОСПАС-АРБ-МК» дополнительно 24 часа на частоте СПУТНИКОВОГО КАНАЛА — 406,025 МГц.

На всех судах должно быть не менее трех комплектов переносных радиостанций для связи между спасательными шлюпками, плотами и судном.

Назначение – предназначены для спасения жизни пассажиров и экипажа в случае гибели судна или падения человека за борт.

Основные ТТХ – все спасательные средства окрашивают в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающего материала, что способствует быстрейшему обнаружению их.

Требования к их содержанию и снабжения – спасательные жилеты должны храниться в легкодоступных местах в количестве не более 20 штук в одном месте. На шкафах, рундуках, где они расположены, должны быть нанесены соответствующие надписи, например: «Спасательные жилеты». Разрешается хранить спасательные жилеты в каютах экипажа и пассажиров в специально предусмотренных местах. На каждом спасательном средстве индивидуального пользования после их освидетельствования должен быть нанесен номер свидетельства Регистра или сертификата.

Количество – на борту иметься 250 спасательных средств, спасательные плоты – 12, на 240 человек, спасательные круги Схема размещения их на судне – 10 шт.

Устройства для спуска шлюпок и плотов нету.

Радиоаппаратура спасательных средств – ГМССБ радиобуи – SART, 2 шт; поисково-спасательная система – КОСПАС SARSAT.

5.2.

До прихода на морское судно каждый моряк должен быть надлежащим образом обучен и проинструктирован в тренажерных центрах (Рекомендации об обязательной тренажерной подготовке моряков ИМО и МОТ от апреля 1984г.), как вести себя в аварийной ситуации (пожар, затопление) и способам спасения.

При угрозе гибели судна, по указанию КАПИТАНА, объявляется «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ» судовым свистком или сиреной и дополнительно электрическим звонком.

Сигнал «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ»—7 коротких и 1 продолжительный звук, повторяется 3-4 раза.

Право объявлять «ОБЩЕСУДОВОЙ СИГНАЛ ТРЕВОГИ», определять момент и порядок оставления судна дано только КАПИТАНУ.

Поиск и спасение терпящих бедствие, по получении сигнала, организовывают Спасательно-координационные центры. Первыми, как правило, вылетают самолеты для поиска и доставки контейнеров со снабжением;

· контейнер с медикаментами — с красной полосой;

· контейнер с пресной водой и продуктами — с голубой полосой;

· контейнер с теплой одеждой — с зеленой полосой,

· контейнер с прочим снабжением — с черной полосой.

После уточнения местоположения терпящих бедствие к ним направляются находящиеся поблизости суда.

Суда, идущие для оказания помощи терпящим бедствие, должны подготовиться к спасательным операциям, выбрав наиболее эффективные способы спасения:

· приготовить грузовые краны или стрелы с грузовыми сетками для обеспечения

быстрого подъема с каждого борта обессилевших или раненых людей;

· подготовить с обоих бортов судна спасательные концы, круги, штормтрапы,

· приготовить к спуску спасательные шлюпки и плоты;

· экипаж одеть в гидротермокостюмы для оказания помощи пострадавшим в воде;

· подготовить все необходимое для оказания первой медицинской помощи;

· отработать связь между своими спасательными шлюпками и судном;

· другие необходимые меры в каждом конкретном случае.

Вертолеты из-за ограниченного радиуса действия (500—800 км) могут оказывать помощь только в прибрежной части или со спецсудов с вертолетной площадкой.

При проведении спасательных операций с помощью вертолетов необходимо:

· выпустить воздух из купола плота и сложить его на днище, иначе купол будет действовать как парус, вызовет дополнительные трудности;

· не прикасаться к спускаемому с вертолета средству, пока оно не получит контакт с водой (заземлится);

По прибытии на судно моряк обязан ознакомиться с расположением всех спасательных средств, местами сбора и выходами к ним из любого места судна.

При объявлении «ОБЩЕСУДОВОГО СИГНАЛА ТРЕВОГИ» каждый моряк должен прибыть к МЕСТУ СБОРА одетым по сезону (лучше в шерстяной одежде, в головном уборе) со спасательными жилетами и ГТК.

Спасательный жилет должен надеваться, обтягиваться и крепиться лямками в течение не более 1 минуты после однократного показа.

Надевание спасательного жилета

Гидротермокостюмы (ГТК) надеваются на открытых участках палубы. Для этого необходимо

· взяться за лямку в нижней части упаковочного мешка и рывком

· расправить костюм и надеть его как комбинезон;

· натянуть капюшон на голову;

· полностью застегнуть молнию и застегнуть на груди карабин подъемного устройства;

· присев, стравить воздух, скопившийся в костюме, обтянуть ремешки на запястьях и лодыжках, застегнуть лицевой клапан;

· прыгнуть в воду ногами вниз, обтягивая костюм руками книзу

и перекрывая рот и нос;

· находясь в воде, поднести ко рту надувной клапан и наполнить

воздухом опору для головы.

После однократного показа ГТК должен надеваться самостоятельно в течение 2 мин.

Перед сбрасыванием плота следует убедиться, прочно ли соединен пусковой линь с конструкцией судна (релинги, поручни). В противном случае плот будет унесен ветром. Убедиться в том, что под бортом нет людей. Отдать найтовы, для этого отдать глаголь-гак (у «Викинга»), соединяющий найтов с гидростатом, либо нажать педаль гидростата (у отечественных ПСН).

Плот, глаголь-гак, педаль гидростата

Убрать леерное ограждение (если оно мешает), выбросить плот за борт.

Сброс плота за борт

Необходимо вытравить слабину линя, приблизительно 20—25 метров, до появления чувствительного сопротивления. Надувное устройство плота включится после рывка за пусковой линь. Время надувания плота—в течение 1 мин.

Осуществить посадку в плот. Первые два человека прыгают прямо на плот, остальные — в воду. После этого входят в плот из воды.

Посадка в плот из воды

При первичных действиях на плоту посмотреть, не остались ли на воде люди, бросить им плавучее спасательное кольцо, помочь подняться в плот.

Использование плавучего спасательного кольца

Отрезать пусковой линь плавучим ножом, находящимся справа на выходе с каждого борта.

Перерезание пускового линя

· При низкой температуре закрыть шторки входов. Для согрева плотнее прижаться друг к другу. Произвести подкачку днища плота с помощью ручного меха для обеспечения теплоизоляции

· Принять таблетку аэрона. Аптечка, сигнальные средства, питьевая вода, рацион пищи — в контейнере плота.

· Извлечь сигнальные средства и приготовить их к действию. Перечень сигнальных средств и предметов снабжения указан НА ЧЕХЛЕ КОНТЕЙНЕРА.

· Прочесть «РУКОВОДСТВО ПО СПАСЕНИЮ»

· Проверить, чтобы плавучий якорь находился в воде.

Если рядом имеются еще плоты, го закрепитесь с ними при помощи фалиня. Вас можно будет легче обнаружить и рациональнее использовать снабжение плотов.

Если судно начнет погружаться до того, как пусковой линь окажется перерезанным, он разорвется сам в «слабом звене», прежде, чем тонущее судно увлечет за собой плот.

Перевернутый палаткой вниз, плот восстанавливается в нормальное положение одним человеком, которому необходимо поставить ноги на газовый баллон, развернуть плот против ветра, ухватиться руками за канат в днищевой части и переместить центр тяжести резко назад.

Как только плот начнет падать на вас, необходимо оттолкнуться ногами от плота и отплыть на удаление от него во избежание попадания под плот. Если вы все-таки оказались под плотом, не теряйте присутствия духа. Под плотом будет воздушная подушка, сделайте глубокий вдох, затаите дыхание и, держась за канат, пропущенный под днищем плота, двигайтесь на спине головой вперед на выход.

Если запустить плот вручную по каким-либо причинам не удалось, тогда на глубине 1,5-4,0 м сработает разобщающее устройство гидростата. Контейнер с плотом всплывет. По мере погружения судна будет вытравливаться слабина линя, после чего сработает надувное устройство, плот надуется При этом плот получит мощную подъемную силу, которая разрывает «слабое звено» пускового линя (разрывное усилие 200-300 кг).

Плот может при необходимости сбрасываться за борт-необходимо ПУСКОВОЙ ЛИНЬ надежно закрепить за конструкцию судна.

Правила поведения на спасательных средствах устанавливаются командиром спасательного средства, однако каждый должен:

· сохранять бодрое настроение, преодолевать чувство страха, вполне естественного в данной обстановке;

· знать, что сигнал бедствия передан и принят береговыми поисковыми станциями и судами;

· не терять надежду, что помощь придет вскоре;

· помнить, что положение не безнадежно и что спасательные средства устроены и предназначены для таких условий.

· быть постоянно в спасательных жилетах;

· не купаться и не опускать в воду ноги и руки, чтобы не пострадать от акул;

· при сильной качке и ветре разместиться в спасательном средстве равномерно, не скапливаясь на одном борту;

· при необходимости входа в воду быть всегда со спасательным концом, чтобы не отстать при сильном дрейфе,

· при буксировке плота шлюпкой размещаться таким образом, чтобы 1/3 спасающихся находилась в передней части плота, а 2/3 — в кормовой.

При гибели судна люди внезапно оказываются за бортом, в непривычной для человеческого организма среде.

Одним из главных факторов, способствующих гибели человека в морской воде, является переохлаждение организма, в результате чего у человека слабеет воля, резко снижается мышечная деятельность, человек теряет сознание.

Температура воды самых теплых морей ниже температуры человеческого тела,следовательно, при погружении в морскую воду переохлаждение незащищенного человека неизбежно. Переохлаждение человеческого организма называется ГИПОТЕРМИЕЙ. Люди, подвергшиеся гипотермии, не реагируют на человеческий голос в отличие от просто замерзших людей. Для спасения пострадавшего от гипотермии необходимо:

· снять мокрую одежду, хорошо отжать ее и снова надеть;

· надеть дополнительную одежду или сухую, если возможно;

· поместить человека в термозащитное средство, если необходимо, с кем-нибудь, для теплообмена;

Ни в коем случае не массажируйте пострадавшего с целью согреть его — вы можете повредить кожу, что приведет к осложнению ситуации. Для избежания переохлаждения рекомендуется:

· при оставлении судна, по возможности, надеть нательное шерстяное белье или спортивный костюм, шарф или полотенце на шею, шерстяную шапочку или шапку на голову, на руки перчатки;

· обувь должна быть достаточно свободной, на ногах — шерстяные носки;

· если позволяет время, сносятся в спасательные средства одеяла, ватники, покрывала.

studopedia.org