О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
Рассмотрев вопрос о законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и задачах Совета Федерации в этой области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Президенту Российской Федерации провести Всероссийскую конференцию-совещание Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии и ее законодательное обеспечение с участием представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, политических партий, предпринимателей, банкиров, ученых.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
разработать проект федерального закона Об основах экономической безопасности Российской Федерации;
разработать и представить на рассмотрение палат Федерального Собрания Российской Федерации в четвертом квартале 1996 года систему критериев оценки проектов федеральных законов с учетом предложений Совета Федерации (прилагаются), перечень показателей-индикаторов экономической безопасности, методологию проведения экспертизы законопроектов в части их соответствия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основным положениям);
при разработке проекта федерального закона
О федеральном бюджете на 1997 год и проекта федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 1996 год учитывать критерии и пороговые значения показателей-индикаторов экономической безопасности.
3. Комитету Совета Федерации по вопросам экономической политики совместно с другими комитетами Совета Федерации подготовить и представить в четвертом квартале 1996 года на рассмотрение Совета Федерации предложения по правовому обеспечению экономической безопасности Российской Федерации для включения их в План законодательных инициатив Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 1997 год.
4. Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам совместно с Комитетом Совета Федерации по вопросам экономической политики внести в первом квартале 1997 года на рассмотрение Совета Федерации изменения и дополнения в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в части порядка проведения экспертизы и системы критериев оценки проектов федеральных законов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.М.Зубова.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ
Москва
8 августа 1996 года
№ 327-СФ
Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 8 августа 1996 года
№ 327-СФ
Базисные критерии оценки проектов федеральных законов
в части их соответствия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основным положениям)
1. Соответствие норм проекта федерального закона количественным и качественным макроэкономическим параметрам экономической безопасности, характеризующим устойчивость социально-экономической системы государства.
2. Совместимость интересов государства и субъектов хозяйственной деятельности (с учетом аспектов отраслевого, регионального, межрегионального, корпоративного, межкорпоративного развития).
3. Наличие в проекте федерального закона предпосылок для формирования адаптационных механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие внутренних и внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики (темпы инфляции, дефицит федерального бюджета, объем и интенсивность внешнеэкономических связей, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженности).
4. Анализ ресурсно-финансового обеспечения проекта федерального закона.
5. Прогноз возможных институциональных преобразований.
6. Оценка влияния норм проекта федерального закона на эффективность функционирования экономики субъектов Российской Федерации (уровень бюджетного самофинансирования, возможность реализации федеральных целевых программ в регионах, развитие приграничных территорий, свободных экономических зон).
7. Соответствие норм проекта федерального закона общим принципам федерализма и государственной политики в области федеративных отношений.
council.gov.ru
Понятие «экономическая безопасность»
С. И. Цыганов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА
В 90-х гг. ХХ в. российскую экономику охватил глубокий кризис. Поиск выхода из зоны хозяйственных потрясений активизировал разработку теории экономической безопасности и закрепление ее положений в правовых актах.
Одновременно обозначились сложности в области понятийного аппарата.
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. ФЗ от 2.03.2007 г. № 24-ФЗ) «О безопасности» 1 дается следующее определение. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Согласно положениям п. 3.17 ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» 2 под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Таким образом, в Законе от 5 марта 1992 г. № 2446–1 безопасность определяется через «состояние», а в ГОСТ Р 1.0-92 – «риск». На эти отличия обращается внимание в ряде исследований 3 .
Впоследствии ГОСТ Р 1.0-92 утратил силу в связи с введением 1 июля 2005 г. ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» 4 .
В п. А. 5 приложения А (справочное) ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» 5 приводится понятие безопасности в редакции Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 1.12.2007 г. № 309-ФЗ) «О техническом регулировании» 6 . В ст. 2 этого Закона указывается, что безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Одним из видов безопасности является экономическая безопасность. Следовательно, в формулировании этих понятий должен применяться единый методологический подход. Но изначальная неадекватность фиксирования безопасности в Законе от 5 марта 1992 г. № 2446–1 и ГОСТ Р 1.0-92 привела к дуализму в трактовке экономической безопасности.
Это противоречие было преодолено прочтением сущности экономической безопасности как «состояние экономики».
В ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.02.1999 г. № 32-ФЗ) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 7 дается такое определение. Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам.
Примечательно, что законодатель не использовал формулу экономической безопасности, предложенную конституционным органом – Советом Безопасности Российской Федерации 8 .
Анализ законодательно установленного понятия «экономическая безопасность» позволяет сделать следующее заключение.
Рассматриваемое понятие имеет сложную структуру, состоящую из трех частей. В первой закрепляется сущность экономической безопасности (состояние экономики). Во второй перечисляются задачи, которые считаются выполненными при достижении положения отсутствия опасности (достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов). В третьей описывается негативная совокупность условий и факторов, которая не проявляет себя в положении отсутствия опасности (внешние и внутренние угрозы).
В связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 9 Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ утратил силу. Возникла продолжающаяся до сегодняшнего дня пауза в законодательном определении экономической безопасности.
В научных публикациях, как правило, применяется трехчленная модель понятия «экономическая безопасность». При этом ни по одной из этих частей не удалось выработать унифицированного представления.
Сущность экономической безопасности выражается через следующие понятия:
1. Состояние (М. Алешенков 10 );
2. Состояние экономики (Е. Иванов 11 , В. Паньков 12 , Р. Г. Яновский 13 );
3. Состояние экономики и производительных сил (С. Ю. Глазьев 14 );
4. Совокупность свойств состояния производственной подсистемы экономической безопасности (В. Тамбовцев 15 );
5. Устойчивость экономики (М. В. Сафрончук 16 );
6. Способность экономики (Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко 17 );
7. Возможность и готовность экономики (С. Лыкшин, А. Свинаренко 18 );
8. Состояние национального хозяйства (В. Л. Манилов 19 , В. С. Загашвили 20 );
9. Состояние народнохозяйственного комплекса (А. И. Страхов 21 );
10. Состояние экономики и институтов власти (В. К. Сенчагов 22 , В. И. Богатырев, В. И. Дуженков, Г. И. Евимов, В. М. Захарова, К. Р. Тагирбеков 23 );
11. Состояние экономики и готовность институтов власти (Е. Е. Румянцев 24 );
12. Защищенность экономики (Т. Маглакелидзе 25 );
13. Условия (Т. Н. Агапова 26 , А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов 27 , А. Илларионов 28 );
14. Совокупность условий и факторов (Л. Абалкин 29 , С. Е. Метелев 30 );
15. Режим функционирования государства (коллектив авторов под руководством С. В. Степашина 31 ). Сущность региональной экономической безопасности понимается как совокупность условий и факторов (А. И. Татаркин 32 , А. Татаркин, О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев 33 , коллектив авторов под руководством Г. А. Ковалевой, А. А. Куклина 34 ).
Анализ применяемых в этом списке понятий позволяет сделать ряд уточнений.
Состояние представляет собой положение, в котором находится что-либо (экономика, национальное хозяйство, народнохозяйственный комплекс, производительные силы, институты власти). Возможность понимается как средство, необходимое для решения каких-либо задач. Готовность – ситуация, когда все подготовлено для достижения определенных установок. Под способностью подразумевается умение производить желаемые действия. Устойчивость – это неподверженность изменениям. Условие следует рассматривать как обстановку протекания чего-либо, а факторы признавать в качестве движущих сил. Режим функционирования государства означает порядок работы законодательной, исполнительной и судебной власти, при котором обеспечивается достижение положения безопасности.
В свою очередь, возможность, готовность, способность, устойчивость экономики характеризуют различные оттенки более широкого понятия – состояние экономики.
Разнообразные условия и факторы влияют на состояние экономики. Здесь особо выделяется государство, которое регулирует экономические отношения.
Национальное хозяйство традиционно понимается как исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. При этом экономика выступает системой национального хозяйства.
Народнохозяйственный комплекс есть соединенная разделением и кооперацией труда совокупность всех отраслей и звеньев хозяйства на территории страны. Считается, что экономика страны представляет собой народнохозяйственный комплекс.
В политэкономическом смысле экономика воспринимается как совокупность производственных отношений. Развитие, совершенствование последних открывает простор для динамичного подъема производительных сил.
Состояние экономики решающим образом предопределяет возможность решения экономических задач личности, общества и государства. Такой вывод позволяет присоединиться к мнению тех авторов, которые определяют сущность экономической безопасности как «состояние экономики».
Формат статьи не позволяет привести предлагаемые на уровне теории комбинации задач во второй части понятия «экономическая безопасность». Главное заключается в том, что явно под влиянием ранее действовавшей законодательной формулы экономической безопасности указываются не только экономические, но и иные задачи (социальные, политические, экологические и др).
Думается, что при определении списка задач необходимо исходить из системы видов и подвидов безопасности.
В соответствии со ст. 13 Закона от 5 марта 1992 г. № 2446-1 существуют государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.
Каждый вид безопасности имеет свои подвиды. По мнению А. Н. Захарова, экономическая безопасность включает финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и международную экономическую безопасность 35 . В. К. Сенчагов относит к экономической безопасности финансовую, энергетическую, оборонную, оборонно-промышленную и продовольственную безопасность 36 .
Позиции законодателя и вышеназванных авторов различаются в части определения местоположения оборонной безопасности. Закон от 5 марта 1992 г. № 2446–1 выделяет ее как самостоятельный вид безопасности, а А. Н. Захаров и В. К. Сенчагов относят к экономической безопасности.
Схема «виды – подвиды безопасности» подводит к пониманию особенности определения видов и подвидов безопасности.
Во второй части понятия конкретного вида безопасности определяется основной интерес личности, общества и государства в одной из областей общественных отношений. Например, в определении экономической безопасности это основной экономический интерес, социальной безопасности – основной социальный интерес и так далее. В определении подвида вида безопасности выделяется важнейший интерес в сегменте соответствующей области общественных отношений.
Такой методологический подход изменяет вектор научного поиска. Необходимо установить одну экономическую сверхзадачу. Она считается достигнутой в состоянии отсутствия опасности в экономической сфере. Суть ее заключается в защите основного (общенационального) экономического интереса личности, общества и государства. Результатом такой защиты является реализация этого интереса.
Законодатель полагает, что интересы и потребности являются синонимами. Это следует из абз. второго ст. 1 Закона от 5 марта 1992 г. № 2446–1. В данной норме закреплено, что «интересы – совокупность потребностей».
С таким утверждением нельзя согласиться. Экономическая потребность – это состояние неудовлетворенности, нужды в экономическом благе. Под экономическим интересом понимается система связей и взаимосвязей экономических потребностей. Потребность выражается в абсолютных, а интерес – относительных показателях.
В совокупности экономических интересов самостоятельные ступеньки занимают основной, важнейшие и иные интересы.
Основной экономический интерес выражает эффективность создания экономических благ и в принципиальном плане представляет соотношение результата с затратами на их получение.
Следует проводить различия между важнейшими экономическими интересами субъектов их носителей. Так, интерес наемных работников выражается в динамике реальной заработной платы, предпринимателей – нормы прибыли, государства – поступлений в бюджет.Одновременно существуют общие важнейшие экономические интересы личности, общества и государства – темпы экономического роста, производства общественных товаров и др.
Практически невозможно обеспечить защиту всей совокупности экономических интересов. Дело в том, что в условиях рыночного хозяйства постоянно противопоставляются интересы конкурирующих между собой субъектов.
Добиться защиты важнейших экономических интересов сложно в связи с препятствиями на пути достижения оптимального равновесия интересов личности, общества и государства. Как справедливо отмечает Н. Генрих, проблема этого баланса остается загадкой 37 .
В третью часть определения экономической безопасности авторы вводят положения о защите от угроз и действий (Р. Г. Яновский 38 ), угроз и влияний (С. Лыкшин, А. Свинаренко 39 ), угроз и потерь (Т. Н. Агапова 40 ), шоков (М. В. Сафрончук 41 ). Во многих случаях исследователи ограничиваются указанием на внутренние и внешние угрозы. Отдельные авторы вообще отказались от третьей части определения экономической безопасности.
По данному вопросу хотелось бы сделать такие разъяснения.
Угроза означает совокупность условий и факторов, создающих возможность причинения ущерба. Воздействие понимается как действие, которое направлено на достижение чего-либо. Влияние – это действие, оказываемое кем-либо на что-либо. Потеря – утрата, лишение чего-либо. Шок представляется как общее расстройство, состояние подавленности, угнетенности.
Сравнение смыслового содержания этих понятий позволяет утверждать, что суть того, от чего защищен основной экономический интерес, наиболее полно выражается понятием «угроза».
Важно знать принципиальные угрозы экономической безопасности России. В документе «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 42 , приведен следующий список наиболее вероятных угроз экономической безопасности на середину последнего десятилетия прошлого века. В него включены увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформация структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности. В правовом акте «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) 43 , обращается внимание на то, что в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Оценивая эти положения, необходимо учитывать, что срок действия документа «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» истек. На это обоснованно указал Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в 2002 г. 44 .
В начале ХХI в. страна вырвалась из трясины экономического кризиса и ныне уверенно вошла в десятку сильнейших государств мира. Это означает, что изменился перечень и произошли сдвиги в качестве угроз экономической безопасности. Но в законодательстве этот вопрос не решен, а на доктринальном уровне идут продолжительные дискуссии. Достаточно отметить, что перечень важнейших угроз не стабилен. Так, А. А. Касьянов выделяет 19 45 , А. С. Малин – 16 46 угроз. В. К. Сенчагов в начале столетия привел список из 6 47 , а через несколько лет – 7 48 угроз.
Представляется, что следует выделить по одной основной угрозе внутреннего и внешнего характера. Основная внутренняя угроза экономической безопасности России заключается в торможении развития национальных факторов производства. Основной внешней угрозой выступает динамичное, поступательное развитие факторов производства центральной зоны мирового хозяйства. К основным угрозам примыкают важнейшие внутренние и внешние угрозы.
В результате проведенного анализа вырисовывается такое прочтение каждой части определения экономической безопасности. Первая часть – «состояние экономики», вторая – «защита основного экономического интереса» и третья – «угрозы».
Изложенное позволяет дать следующее определение.
Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее защиту основного экономического интереса от внутренних и внешних угроз.
Предложенная формула идентична понятию «национальная экономическая безопасность».
Отсутствие законодательного установления понятия «экономическая безопасность» обрекает Правительство Российской Федерации на сложный поиск решений в лабиринте безопасности. В этом свете представляется актуальной задача переведения доктринального рассмотрения экономической безопасности в плоскость закрепления понятия «экономическая безопасность» в федеральном законодательстве. Такая постановка вопроса соответствует идеологии трансформации России в сверхновую супердержаву.
1 Первоначальный текст документа опубликован: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
2 Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 1.0–92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. Электронный ресурс – http://sk-info.ru/gost/?id=59.
3 См.: Белов П. Г. Базовые понятия и категории национальной безопасности России // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 9–10. С. 10. Белов П. Г., Гражданкин А. И., Денисов А. В., Махутов Н. А. Стандартизация и регламентация в сфере безопасности: реалии и перспективы. Электронный ресурc – http://safety.fromru/com/std_regl/std_regl.htm.
4 Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Электронный ресурс – http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Grl_0-2004.htm.
5 Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Электронный ресурс – http://sklad-zakonov.narod.ru/gost/Grl_12-2004.htm.
6 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 52. Ст. 5140.
7 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.
8 Экономическую безопасность можно понимать как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Это определение приведено в документе «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», утв. решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности от 13 января 1995 г. См.: Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Общество и экономика. 1995. № 3. С. 116.
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.
10 Алешенков М. Основы национальной безопасности: концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2005. № 11. С. 7.
11 Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. С. 44–45.
12 Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6. С. 26.
13 Глобалистика: Энциклопедия. Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 63.
14 Политическая энциклопедия. Ред. научного проекта Г. Ю. Семигин. Т. 1. М., 1999. С. 113.
15 Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 45.
16 Сафрончук М. В. Проблемы экономической безопасности в условиях перехода к рынку: экономико-институциональный анализ // Внешнеэкономические связи. 2005. № 6. С. 43.
17 Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 25.
18 Лыкшин С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 116.
19 Манилов В. Л. Безопасность в эпоху партнерства. М., 1999. С. 32.
20 Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М., 1997. С. 50.
21 Страхов А. И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998. № 7. С. 64.
22 Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 99. Он же. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня 2007. № 6. С. 36. Экономическая безопасность. Производство – Финансы – Банки. Под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.
23 Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). Учебно-методическое пособие. Под ред. Е. А. Олейникова. М., 1997. С. 29.
24 Румянцев Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2005. С. 37.
25 Маглакелидзе Т. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности // Общество и экономика. 2001. № 1. С. 105.
26 Агапова Т. Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. № 2. С. 45.
27 Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 37.
28 Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 49.
29 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.
30 Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М., 2006. С. 24.
31 Экономическая безопасность Российской Федерации. Учебник для вузов. Ч. 1. Под общ. Ред. С. В. Степашина. М., СПб., 2001. С. 8.
32 Татаркин А. И. Экономическая безопасность Уральского экономического района // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 4. С. 73.
33 Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 79.
34 Экономическая безопасность Свердловской области. Под научной ред. Г. А. Ковалевой, А. А. Куклина. Екатеринбург, 2003. С. 14.
35 Захаров А. Н. Актуальные аспекты международной экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. № 8. С. 44.
36 Экономическая безопасность России. Общий курс. Под ред. В. К. Сенчагова. М., 2005. С. 72.
37 Генрих Н. Проблемы развития теории национальной безопасности // Обозреватель – Observer. 2006. № 8. С. 97.
38 Глобалистика: Энциклопедия. Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 63.
39 Лыкшин С., Свинаренко А. Ук. соч. С. 116.
40 Агапова Т. Н. Ук. соч. С. 45.
41 Сафрончук М. В. Ук. соч. С. 43.
42 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 18. Ст. 2117.
43 Первоначальный текст документа опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5909.
44 Экономические аспекты обеспечения национальной безопасности России. Выступление Президента Российской Федерации на заседании Совета Безопасности 8 июля 2002 г. // Национальная безопасность и геополитика России. 2002. № 9. С. 3. В порядке констатации факта необходимо отметить, что «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» продолжает входить в список основных документов в области экономической безопасности на сайте Совета Безопасности Российской Федерации. См.: Совет Безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. Электронный ресурс – http://www.scrf/gov.ru/documents/sections/3/.
45 Касьянов А. А. Угрозы и вызовы национальной безопасности России (проект Концепции национальной безопасности России) // Национальная безопасность и геополитика России. 2001. № 11. С. 37–38.
46 Малин А. С. Виды угроз и их характеристика в современных условиях // Национальная безопасность и геополитика России. 2006. № 3–4. С. 31–34.
47 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 72–73.
48 Он же. Экономическая безопасность России // ЭКО. 2007. № 5. С. 9.
www.bmpravo.ru
Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;
б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;
в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
13 мая 2017 года
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 мая 2017 г. № 208
Стратегия
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
2. В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации (далее — экономическая безопасность), а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.
3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
6. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти) , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
1) «экономическая безопасность» — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
2) «экономический суверенитет Российской Федерации» (далее — экономический суверенитет) — объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;
3) «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере — объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
4) «угроза экономической безопасности» — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;
5) «вызовы экономической безопасности» — совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;
6) «риск в области экономической безопасности» — возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;
7) «обеспечение экономической безопасности» — реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.
II. Вызовы и угрозы экономической безопасности
8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.
9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.
10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;
7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
17) недостаточно эффективное государственное управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.
13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала.
16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;
4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;
6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;
7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
8) повышение эффективности бюджетных расходов;
9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;
10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;
13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;
14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:
1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:
1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:
1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;
2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;
3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;
4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;
6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;
7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;
8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;
9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;
10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.
20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются:
1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации;
2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций;
3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации;
4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;
5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;
6) развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
21. Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, являются:
1) выстраивание отвечающей национальным интересам Российской Федерации международно-правовой системы экономических взаимоотношений, недопущение ее фрагментации, ослабления или избирательного применения;
2) расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), Шанхайской организации сотрудничества и других межгосударственных организаций;
3) создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений с соблюдением национальных интересов Российской Федерации;
4) содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
5) расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
6) обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
7) оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации;
8) содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики;
9) развитие рыночной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание профессиональных услуг по продвижению российской продукции на зарубежные рынки.
22. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:
1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в том числе с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием Российской Федерации;
3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия, в том числе с участием в этих схемах представителей бизнеса иностранных государств;
4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;
5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;
6) противодействие деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики Российской Федерации, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.
23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:
1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;
4) профессиональная ориентация граждан;
5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения;
6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов;
7) совершенствование механизмов обеспечения экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды.
IV. Оценка состояния экономической безопасности
24. В целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками.
25. Основными задачами системы управления рисками являются:
1) выявление и оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз экономической безопасности;
2) оценка ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения вызовов и угроз экономической безопасности;
3) планирование мер по реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, определение задач федеральных органов исполнительной власти, субъектов естественных монополий, государственных корпораций, компаний с преобладающим участием Российской Федерации и иных заинтересованных организаций по осуществлению этих мер;
4) выработка, контроль за реализацией и оценка эффективности мер по противодействию экономическим санкциям, введенным в отношении российских юридических и (или) физических лиц, отраслей экономики Российской Федерации, а также ответных мер в отношении государств, которые вводят указанные санкции.
26. Структура, порядок формирования и функционирования системы управления рисками, а также регламент ее взаимодействия с системой распределенных ситуационных центров, работающих с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
27. Показателями состояния экономической безопасности являются:
1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;
2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);
3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте;
4) доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте;
5) степень износа основных фондов;
6) индекс промышленного производства;
7) индекс производительности труда;
8) индекс денежной массы (денежные агрегаты М2);
9) уровень инфляции;
10) внутренний государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг;
11) внешний долг Российской Федерации, в том числе государственный внешний долг;
12) чистый ввоз (вывоз) капитала;
13) уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации;
14) коэффициент напряженности на рынке труда;
15) энергоемкость валового внутреннего продукта;
16) доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал;
17) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг;
18) доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте;
19) доля организаций, осуществляющих технологические инновации;
20) дефицит федерального бюджета, в том числе ненефтегазовый дефицит федерального бюджета;
21) отношение золотовалютных резервов Российской Федерации к объему импорта товаров и услуг;
22) индекс физического объема экспорта;
23) индекс физического объема импорта;
24) сальдо торгового баланса;
25) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта;
26) доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения;
27) доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
28) индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;
29) доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов;
30) баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения);
31) индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств;
32) дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации;
33) доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта;
34) доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства;
35) доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров;
36) оборот розничной торговли;
37) распределение численности занятых в экономике по уровню образования;
38) децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
39) доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
40) уровень преступности в сфере экономики.
28. Перечень показателей состояния экономической безопасности может уточняться по результатам ее мониторинга.
29. Мониторинг и оценка состояния экономической безопасности осуществляются на основе данных официального статистического наблюдения, а также иной информации, предоставляемой органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации и другими организациями в соответствии со своей компетенцией, с учетом экспертной оценки вызовов и угроз экономической безопасности.
30. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экономической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
31. Информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
V. Этапы и основные механизмы реализации настоящей Стратегии
32. Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:
1) I этап (до 2019 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;
2) II этап (до 2030 года) — выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
33. Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
34. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, государственные корпорации, компании с преобладающим участием Российской Федерации и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
35. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по решению Президента Российской Федерации каждые шесть лет на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.
36. Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.
37. Ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению представляется Правительством Российской Федерации.
38. Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Обзор документа
Утверждена новая Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 г.
В ней определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России и т. д.
Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного ОПК на необходимом уровне и т. д.
Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии.
Стратегия призвана консолидировать усилия органов госвласти, органов местного самоуправления, ЦБ РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.
Прежняя Государственная стратегия экономической безопасности России признана утратившей силу.
www.garant.ru