Акт выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию оборудования и консультационным услугам не содержит подробной детализации выполненных работ (оказанных услуг). Можно ли учесть данные расходы для целей налогообложения в данном случае?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную работу (услугу), в полной мере раскрывать содержание хозяйственной операции, детализировать ее состав (объем, стоимость). Детализация работ по техническому обслуживанию оборудования и консультационных услуг может содержаться, например, не в самом акте, а в прилагаемом к нему отчете.
Если ни договор, ни акт, ни отчет не содержат детализации работ (услуг), то в такой ситуации организации с высокой долей вероятности придется отстаивать свое право на учет затрат для целей налогообложения в суде, причем перспектива судебного разбирательства не представляется определенной.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для признания в целях налогообложения произведенные организацией расходы должны быть:
1) экономически обоснованы;
2) документально подтверждены;
3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то он для целей налогообложения не учитывается (п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).
Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 N 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).
Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а именно:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Из положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ не следует, что акты выполненных работ (оказанных услуг) должны содержать подробную детализацию вида, времени выполненных работ (оказанных услуг), а также расшифровку стоимости выполненных работ (оказанных услуг). Не содержит требований к подробной детализации работ (услуг) в первичных документах и ст. 252 НК РФ.
Однако на практике налоговые органы требуют более подробной детализации в акте выполненных работ (оказанных услуг), в том числе и наличия информации о периоде их выполнения (оказания).
В письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 N 20-12/060987 сказано, что содержание документов должно подтверждать экономическую обоснованность затрат, а именно их связь с получением дохода организацией. Таким доказательством являются документы, оформленные по результатам оказанных услуг. Например, в случае, если консультационные услуги оказаны в форме устной консультации, следует обратить внимание на отчет, в котором рекомендуется подробно указать перечень вопросов, которым была посвящена консультация.
Приведем также выдержку из Приложения N 2 к письму
ФНС России от 27.04.2007 N ММ-6-02/356 «О направлении материалов совещания-семинара по вопросам администрирования налога на прибыль организаций»: «Наличие или отсутствие акта по выполненным услугам — консультационным услугам. Если из договора можно квалифицировать что за услуга и в каком объеме оказана — зачем нам дополнительные сведения, пояснения. А если в договоре отражены только слова о консультационных услугах, но невозможно определить ни объем, ни услуги, — необходимо требовать пояснения, документы, подтверждающие:
1. факт оказания услуги;
2. позволяющие сделать вывод об экономической обоснованности расходов по приобретению услуги».
Сложившаяся на данный момент арбитражная практика по заданному вопросу неоднозначна.
Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2013 N Ф07-3781/13 суд поддержал налоговый орган и отметил, что исходя из представленных актов оказанных услуг невозможно определить, какие именно услуги и в каком объеме были оказаны налогоплательщику.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 N А55-12359/2009 судьи пришли к выводу, что налогоплательщиком не были представлены все необходимые документы для налогового вычета (налог на прибыль и НДС), так как представленный на проверку отчет об оказании консультационных услуг не детализирован, не содержит данных о фактически выполненных работах (оказанных услугах), их объеме и характере, сроках выполнения и результатах проведенных работ.
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 N Ф02-6401/11 по делу N А19-6518/2011 суд отметил, что, если в представленных актах приемки работ не раскрыто содержание хозяйственной операции (отсутствует возможность определить, какие подрядные работы производились, на какой территории они производились, в рамках какого договора и в каком периоде они выполнялись), такие акты не могут являться документальным подтверждением понесенных расходов.
В постановлении ФАС Московского округа от 11.01.2010 N КГ-А40/14441-09 указано, что акт, который не позволяет определить наименование и количество выполненных работ, единицу измерения, а также цену за эту единицу, не является доказательством сдачи результатов работы.
Аналогичные выводы судами сделаны, в частности, в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 N 11АП-21873/13 (постановлением ФАС Поволжского округа от 15.05.2014 N Ф06-5866/13 по делу N А55-17531/2013 оставлено без изменения), ФАС Уральского округа от 29.10.2012 N Ф09-10418/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 N А19-29237/09, от 31.05.2006 N А19-39593/05-51-Ф02-2541/06-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А32-14097/2008-26/215, ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2009 N А29-9252/2008.
Однако существует и другая точка зрения судов по данному вопросу.
Так, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 2236/07 суд отметил, что в актах приема-передачи работ были указаны все обязательные реквизиты согласно закону о бухгалтерском учете (виды услуг, период времени, в течение которого они оказаны, и их стоимость согласно условиям договора). Поэтому предъявление инспекцией дополнительных требований к их содержанию неправомерно.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 N 15АП-22378/15 в отношении детализации в актах работ по техническому обслуживанию оборудования суд указал, что бухгалтерское и налоговое законодательство не требует, чтобы акты выполненных работ (оказанных услуг) содержали подробную детализацию вида, времени выполненных работ (оказанных услуг), а также расшифровку стоимости выполненных работ (оказанных услуг).
В представленных налогоплательщиком актах сдачи-приемки работ содержится информация о том, что работы выполнены в полном объеме и в соответствии с условиями договора по техническому обслуживанию оборудования.
Подробный перечень действий, выполняемых исполнителем, содержится в договоре по техническому обслуживанию оборудования.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8528/2010 говорится, что отсутствие в актах выполненных работ (услуг) детализации характера и объема выполненных (оказанных) работ (услуг) при наличии отсылки к соответствующим договорам, а также иных документов, представленных налогоплательщиком, не препятствовало налоговому органу определить содержание исполненного обязательства.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 23.04.2009 N А55-9765/2008 судьи указали, что в правовых нормах отсутствует указание на то, с какой степенью детализации и каким способом содержание операции должно быть описано и раскрыто. Следова
тельно, содержание услуги должно быть отражено в документах любым образом, позволяющим идентифицировать оказанную услугу.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 N Ф04-3677/2008(6731-А46-26) судьи сделали вывод, что степень подробности составления актов не может быть критерием для признания первичных документов оформленными ненадлежащим образом.
В отношении степени детализации оказанных услуг интересные выводы представлены в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2011 N Ф07-1968/2009 по делу N А42-6526/2007. Судьи пришли к следующим выводам. Цена и объем спорных услуг определяются сторонами в договоре (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Специальная компетенция налогового органа не предусматривает при этом такого правомочия, как оценка произведенных налогоплательщиком расходов на получение юридических услуг с позиции их целесообразности или разумности. Более того, законодательство не предусматривает фиксации в отчетах исполнителя каждого физического действия представителя по оказанной услуге или ведения хронометража рабочего времени на их оказание, а предполагает отражение в таком акте перечня оказанных услуг по видам и объемных показателей в виде затраченного времени на их оказание и иных объективных показателей.
В то же время наличие обширной судебной практики по вопросу о детализации выполненных работ (оказанных услуг) в первичных документах указывает на то, что налоговые органы довольно часто предъявляют претензии к содержанию актов оказанных услуг. Анализ арбитражной практики по данному вопросу свидетельствует о том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную работу (услугу), в полной мере раскрывать содержание хозяйственной операции, детализировать ее состав (объем, стоимость). Детализация работ по техническому обслуживанию оборудования и консультационных услуг может содержаться, например, не в самом акте, а в прилагаемом к нему отчете. При этом отчет, как первичный документ бухгалтерского учета, должен содержать подписи лиц, совершивших сделку (п.п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Стороны договора могут утвердить в качестве приложения к договору форму акта выполненных работ (оказанных услуг) и отчета. Если ни договор, ни акт, ни отчет не содержат детализации работ (услуг), то в такой ситуации организации с высокой долей вероятности придется отстаивать свое право на учет затрат для целей налогообложения в суде, причем перспектива судебного разбирательства не представляется определенной.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
29 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
www.garant.ru
ОФОРМЛЕНИЕ АКТА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (УСЛУГ) ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ (ДОГОВОРУ), ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов. Исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта (договора).
Об этом Письмо Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 »О Министерстве финансов Российской Федерации» в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ »О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), действовавшего до 1 января 2013 г., первичные учетные документы принимались к бухгалтерскому учету, если они были составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не была предусмотрена в этих альбомах, должны были содержать обязательные реквизиты.
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ »О бухгалтерском учете» (ст. 9) (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившему в силу с 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с указанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Согласно Законам N N 129-ФЗ , 402-ФЗ и Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (п. 7) (далее — Инструкция N 157н), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.
При этом утвержденной унифицированной формы акта выполненных работ (услуг) нет.
Согласно Закону N 129-ФЗ, действовавшему до 31.12.2012, к обязательным реквизитам относились:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Аналогичная норма требований к обязательным реквизитам первичного учетного документа содержится в Законе N 402-ФЗ.
При этом согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Таким образом, исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями государственного контракта (договора).
При этом, по мнению Департамента, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).
Обращаем внимание, что согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета в случае отсутствия утвержденной унифицированной формы вправе утвердить в рамках формирования своей учетной политики форму первичного учетного документа (в том числе акта выполненных работ (услуг)) с указанием всех необходимых реквизитов.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
www.subschet.ru
Акт выполненных работ
Если компания отгружает товар, она оформляет товарную накладную. Некоторые компании составляют подобные накладные и на услуги — это является нарушением. Для того чтобы зафиксировать факт оказания услуги или выполнения обозначенной в договоре работы, следует составить акт.
Акт, как и накладная, — первичный бухгалтерский документ. А это значит, что на его основании бухгалтер сможет сформировать проводки. Продавец на основании акта отразит в учете полученную прибыль, а покупатель услуги сможет на законных основаниях списать услуги на затраты.
Унифицированная форма акта предусмотрена только для строительства (КС-2, КС-3). Во всех остальных случаях акт составляют в свободной форме, которая должна включать обязательные реквизиты.
Такие реквизиты установлены п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- название и дата документа;
- название и реквизиты сторон (учтите, что закон не требует отмечать в акте наименование заказчика, но на практике в акте фиксируют обе стороны);
- перечень услуг (работ) по договору;
- стоимость оказанных услуг (выполненных работ);
- должности и подписи сторон.
Акты обычно не составляют на услуги связи и аренды (Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи», письмо Минфина РФ от 09.11.2006 № 03-03-04/1/742). Но если договором предусмотрено оформление акта и обе стороны с этим согласны, документ следует составить.
Получайте подписанные акты в день отправки! Бесплатно обменивайтесь документами через Диадок по акции «Безлимит на 2 месяца».
kontur.ru
Акт выполненных работ 2018
Советуем прочитать наш материал Акт выполненных работ, а эту статью разбиваем на темы:
Акт выполненных работ 2018
Акт выполненных работ по договору подряда составляют в свободной форме. Правила можно закрепить в договоре. Но для расчета налогов в акте должны быть обязательные реквизиты.
Акт выполненных работ сам по себе произвольный документ. Но если вы с контрагентом заключали договор строительного подряда, то акт составляют по форме КС-2 (п. 4 ст. 753 ГК РФ). В остальных сделках, компании сами решают, как будут оформлять акт к договору подряда.
Гражданский кодекс не диктует каких-то четких правил к оформлению акта. Хотя и призывает компании составлять документ письменно (ст. 720 ГК РФ). Безопаснее следовать этой норме, ведь в случае споров, акт послужит доказательством в суде. Например, заказчик внес не всю сумму по договору, либо предъявил претензии к качеству после сдачи работ.
Как уже отметили выше форма акта свободная. Контрагенты самостоятельно обговаривают между собой, каким будет акт и что он будет в себя включать. К примеру, условие о приеме работ двусторонним актом можно включить в сам договор. Но имейте в виду, что для бухгалтера важно, чтобы акт содержал в себе реквизиты первичного документа (ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ). Ведь на основании акта подрядчик отражает выручку в учете, а заказчик – проводит расходы.
В частности акт приема-сдачи работ по договору подряда должен содержать:
• наименование;
• дату, когда документ составили;
• реквизиты подрядчика и заказчика работ;
• характеристику работ и услуг, включая их виды, объемы и стоимость;
• должности и подписи сотрудников, которые отвечали за прием и сдачу работ.
В акт выполненных работ контрагенты могут включать и другие добавочные реквизиты. Например, во избежание споров в акт можно включить реквизиты договора подряда и сведения о недостатках (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Также акт может содержать сведения о том, сколько времени подрядчик затратил на каждый вид работ и какие материалы при этом использовал.
Если в ходе приема-передачи работ заказчик обнаружил дефекты, недостатки, либо в целом не доволен результатом, то эти сведения надо отразить в акте. Но фактически все недостатки невозможно отразить в одном документе, поэтому заказчик вправе не подписывать документ. Например, на срок пока подрядчик не приведет результаты работ в порядок. Ведь если он подпишет акт, то в последующем не сможет предъявить претензии.
Заверять акт печатью не обязательно, печать не является обязательным реквизитом первички. К тому же компании вправе отказаться от использования печати (письмо ФНС России № СД-4-3/105). Но если по договору компании должны заверять первичку печатью, то могут быть споры с налоговиками. Чтобы снизить риски и защитить расходы, возьмите у контрагента письмо, что он отказался от печати. Или уберите из контракта оговорку о печати, заключив дополнительное соглашение.
Скачать акт выполненных работ 2018 года
Выполнение определенных работ или оказание услуг должно подтверждаться рядом документов. Это требуется для фиксации сроков, качества исполнения и, соответственно, для гарантии своевременной и полной оплаты проделанного труда.
Одним из таких официальных документов является акт о выполнении работ. Он относится к документам первичного учета, в котором отражается срок, стоимость и виды выполненных работ (ФЗ 402). Являясь приложением к договору оказания работ или услуг, акт выполненных работ подписывают все участники договора. Законодательство РФ позволяет заменить акт выполненных работ универсальной передаточной документацией.
В нижней части страницы находятся кнопки, нажав на которые посетитель может бесплатно скачать бланк акта выполненных работ 2018 года, а также образец заполнения этого документа.
Его составляет исполнитель в дополнение к договору. Цель оформления — подтверждение выполнения услуг либо работ, очерченных договором. Акт может составляться и при окончании некоторого важного этапа запланированных работ. В случаях ненадлежащего выполнения заказа, заказчик имеет право не подписывать акт выполненных работ до тех пор, пока не будут устранены замечания заказчика.
Чаще всего документ имеет произвольную форму, не требуется и его нотариального удостоверения. Но для работ строительно-монтажного характера нужен бланк типового формата КС-2. Конкретная обязательная форма документа может быть предусмотрена изначально, стороны оговаривают ее в договоре. Тогда, прежде чем приступать к составлению отчета о проделанном, нужно будет бесплатно скачать образец акта выполненных работ.
Также существует типовая форма КС-3 — справка о стоимости выполненных работ и затрат. Форма КС-3 — документ первичного бухгалтерского учета, используемый для осуществления расчета между исполнителем и заказчиком строительных работ. Унифицированная форма бланка утверждена Постановлением Госкомстата РФ № 100. Код формы по ОКУД 0322001.
Форма компоновки документа произвольна. Но в содержании акта обязательно должно быть несколько составляющих.
Что потребуется отразить обязательно:
• название документа: акт выполненных работ, акт сдачи-приемки работ и иные варианты;
• дата и номер договора, согласно которому осуществлены работы (услуги);
• дата составления акта и регистрационный номер документа;
• реквизиты заказчика и исполнителя;
• перечень выполненных услуг (работ);
• стоимость исполненного заказа;
• подписи лиц, ответственных за данный документ, печати обеих сторон.
Чтобы быть уверенными в соответствии этим требованиям, просто бесплатно скачайте бланк акта выполненных работ на нашем сайте. Обратите внимание на очень существенную деталь: он должен быть датирован днем, когда договор еще действует. Нельзя ставить под ним дату окончания работ, зафиксированную в договоре, или более поздний срок. Иначе документ могут признать недействительным, поскольку будут нарушены обязательства выполнения работ либо услуг именно в части сроков.
Когда исполнитель уведомляет заказчика, что готов сдать ему объект, заказчик обязан немедленно приступить к процедуре принятия. Если иной алгоритм сдачи-приемки не предусмотрен в договоре. Исполнитель в этом особенно заинтересован, поскольку есть риск порчи готового объекта не по его вине.
Бесплатно скачав образец акта выполненных работ и заполнив его, исполнитель передает документ заказчику, он должен быть подписан обеими сторонами. Причем, подписывается бумага в двух экземплярах. Потом один экземпляр уходит обратно исполнителю (подрядной организации), второй остается у заказчика.
Если какие-то вопросы не согласованы, возникли противоречия, и одна из сторон не подписала акт, в него должна быть внесена соответствующая запись. Тогда дальнейшие действия партнеры, скорее всего, перенесут в суд. Либо им удастся согласовать подписание мирно, договорившись об устранении противоречий. В случае судебного вмешательства сторона, отказавшаяся подписать акт, обязана обосновать свои действия. Суд делает вывод о законности или противозаконности отказа. В первом случае акт будет признан недействительным.
Во избежание недоразумений стороны «на берегу» могут договориться об участии в процедуре приемки представителей местных властей или сотрудников государственных органов. Иногда подобный момент оговорен законодательно. В других случаях такой пункт надо внести в договор.
Если стороны «пришли к общему знаменателю», они выполняют взятые по договору обязательства. Заказчик производит оплату, исполнитель гарантирует качество работ и т. д. Если договоренности нарушены, одна из сторон не исполнила какую-то часть обязательств и другая не подписала акт, дальнейшие разбирательства переносятся в суд.
Акт сдачи-приемки выполненных работ образец 2018 года
Акт сдачи-приемки выполненных работ — это итоговый документ, которым стороны договора подряда утверждают выполнение работ по их окончании.
Специальной формы для акта приема-передачи результата работ нет (за исключением деятельности, при которой обязательно следует составить акт по форме КС-2, о котором мы расскажем ниже). При заключении договора подряда партнеры (заказчик и исполнитель) разрабатывают и согласовывают форму или образец акта выполненных работ сами. Причем для бухгалтера важно, чтобы в нем были те реквизиты, которые установлены законом для первичного документа. То есть реквизиты из ст. 9 закона № 402-ФЗ. Ведь на основании акта выполненных работ компания-подрядчик будет отражать в учете выручку, а заказчик — проводить расходы.
В частности, акт приемки выполненных работ должен содержать:
• наименование;
• дату составления;
• наименование лица — составителя документа (подрядчик);
• характеристику работ, включая их виды, единицу измерения (если есть) и стоимостные показатели;
• должности и подписи лиц, осуществляющих сдачу-приемку.
Унифицированная форма КС-2 применяется в капитальном строительстве. Действующее законодательство не предусматривает обязательного применения унифицированных форм, в том числе таких документов, как акт приема-передачи результата работ по форме КС-2. Однако на практике выполнение строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений оформляют актом по форме КС-2, который при необходимости дорабатывают под потребности организации. Основанием для его составления служит журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). А сам акт используется для формирования справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
Договор подряда с физическим лицом (или гражданско-правовой договор) довольно часто используется бизнесменами, если для выполнения определенного объема работ необходимо нанять сотрудника, но нет необходимости заключать с ним трудовой договор.
Основанием для начала любого вида работ является договор подряда. Но для принятия результата работ используется акт, подписание которого служит признанием заказчика соблюдения исполнителем всех договоренностей.
Кроме того, для отражения в учете результата от выполнения работ также необходим акт. Именно поэтому наличие данного документа при сдаче работ обязательно.
Обязанность составления акта по итогам выполнения работ четко прописана в Гражданском Кодексе РФ. В частности, в статье 720 указанного кодекса есть прямое указание на оформление акта или иного документа, составление которого удостоверяет приемку результата работы. Кроме того, в статье 753 также указано, что сдача-приёмка совершенных работ оформляется актом, который должны подписать обе стороны.
Таким образом, помимо договора подряда, в котором прописываются существенные условия сделки – цена, предмета договора, участие субподрядчика и иные аспекты, — на окончательную приемку объекта должен быть составлен дополнительный документ!
Причем, этот документ подписывается заказчиком при принятии результата работы:
• с проведением тщательного осмотра;
• без проведения такого осмотра.
Почему это так важно? Дело в том, что при обнаружении дефектов или иных недостатков в момент осмотра у заказчика есть право не принимать результат работ и потребовать компенсации или их устранения.
Но это возможно только в том случае, когда дефекты могут быть устранены, а в акте при приемке выполненных работ:
• все эти дефекты были перечислены;
• была указана обязанность исполнителя о последующем их устранении.
Таким образом, акт играет очень существенную роль в принятии работ, а не формальную, как многие считают. Поэтому относиться к процессу приемки нужно очень ответственно и главное – не торопиться с подписанием акта до проведения осмотра результата работ.
В законодательном регулировании вопроса о принятии выполненных работ важным аспектом является и утверждение формы акты. Действительно, а каким должен быть акт? Для этого федеральным законом №402ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрен список обязательных реквизитов у первичных документов, к которым относится и акт по выполненным работам.
В статье 9 данного закона указано, что в первичном документе должны быть отражены:
1. уставное наименование компании-исполнителя, составляющей документ;
2. название самого документа;
3. дата, когда он составлен;
4. содержание хозяйственной операции;
5. стоимостная и количественная оценка данной операции, включая применяемые при оценке единицы измерения;
6. реквизиты тех лиц, у которых есть право на совершение операции и подписание данного документа, – их Ф.И.О, должности и подписи.
Но Гражданским Кодексом РФ предусматривается наличие еще и дополнительных реквизитов, без которых акт не может обойтись:
• информация о наличии недостатков в принимаемой заказчиком работе;
• указание на обязанность исполнителя все исправить.
Именно поэтому очень часто малые предприятия и даже крупные компании используют старые унифицированные формы, которые теперь не обязательны к применению (за редким исключением), но не потеряли своей силы. В частности, для оформления ремонтно-строительных работ часто применяется форма №КС2. А для принятия работ, выполняемых в рамках срочного трудового договора, используется форма №Т73.
Акт для приемки-сдачи работ оформляется, как правило, по окончании данных работ и после осмотра заказчиком их результата. Как только документ подписан, работы считаются сданными! Однако бывают случаи, когда заказчик отказывается подписывать акт. Тогда исполнитель должен сделать отметку об этом отказе в самом документе и поставить на нем свою подпись. Признать такой документ недействительным могут только в суде и в том случае, если будет доказано, что мотив отказа от подписания заказчиком акта был обоснованным.
Отказаться подписывать акт без оговорок можно в том случае, когда результат работы не может быть использован из-за выявленных дефектов по назначению и устранить эти дефекты нет возможности. Но и об этом необходимо будет составить соответствующий документ.
Храниться акт должен, как у исполнителя, так и у заказчика.
• для целей бухгалтерского учета – не менее 5-ти лет;
• для налогового учета – в течение 4-х лет;
• в соответствии с нормами Гражданского Кодекса – в частности, по договору строительного подряда не менее 5-ти лет (это срок, в течение которого могут быть обнаружены недостатки и предъявлены к устранению).
Главное назначение данного акта – закрепление факта принятия заказчиком работы и признания ее выполненной, а с другой стороны документом подтверждается факт выполнения работы подрядчиком.
• заказчику принять на учет результат работы и обосновать все понесенные в связи с ее выполнением расходы;
• исполнителю оправдать все издержки, связанные с реализацией работ.
Документ составляется при завершении всего комплекса работ или на отдельные их этапы, если это будет предусмотрено договором подряда.
Кроме того, акт составляется на любые виды работ, в частности:
• на строительные;
• ремонтно-строительные;
• проектно-изыскательские;
• для удовлетворения муниципальных или государственных нужд;
• в рамках бытового подряда – для удовлетворения нужд граждан, и в иных случаях выполнения работ.
Обязательность составления данного документа отражена в главе 37 Гражданского Кодекса РФ. Там же прописано право заказчика не подписывать акт и не принимать результат работы, если таковая была выполнена с нарушением, а ее результат не возможен к фактическому применению.
Акт выполненных работ ИП 2018 года
Акт выполненных работ — это двухсторонний документ, в котором отражается факт выполнения работ (оказания услуг), с указанием стоимости и сроков выполнения. Цель оформления акта — фиксация выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с условиями, прописанными в данном документе.
В нашей сегодняшней публикации мы расскажем читателях об особенностях этого документа и правилах его заполнения. А в нижней части страницы читатель может бесплатно скачать образец акта выполненных работ.
Бланк акта выполненных работ (с подписями сторон) является доказательством того, что работы (услуги) были проведены (оказаны) и приняты.
Бывает два вида документа:
1. Акт выполненных работ.
2. Акт оказания услуг.
Акт выполненных работ составляется, если исполнитель работ что-либо передает заказчику, а заказчик принимает результаты выполненных работ.
Акт оказания услуг составляется в качестве подтверждения того, что услуга была оказана в фактически установленные сроки.
Отметим, что на сегодняшний день унифицированной формы акта выполненных работ не существует. Вследствие этого, организации имеют возможность самостоятельно разрабатывать бланк акта выполненных работ. При составлении акта можно также ориентироваться на формы КС-2 и КС-3 (они служат для отражения факта выполненных работ с указанием сумм, которые были затрачены на выполнение).
В шапке акта следует указать такую информацию:
• наименование документа;
• его порядковый номер;
• дату составления.
Далее необходимо прописать следующие сведения:
• наименование исполнителя;
• наименование заказчика;
• ФИО (с указанием должности) представителя каждой из сторон;
• документ на основании которого действует представитель (устав, доверенность или другое);
• номер договора (на основании которого выполняются работы);
• дата составления;
• период выполнения работ;
• общая стоимость работ (за период);
• таблица, в которой перечислены наименования выполненных работ (с указанием общей стоимости и итогом);
• отметка о том, что работы были выполнены в срок и в полном объеме и заказчик не имеет претензий к исполнителю;
• печати и должности (исполнителя и заказчика) и подписи (с ФИО) представителей.
При составлении документа следует учитывать некоторые важные правила составления подобных документов.
Как правило, при выполнении заказанных услуг (работ) в установленный срок не позднее двух дней (с момента окончания срока) исполнитель предоставляет заказчику Акт приемки-сдачи. Документ составляется в двух экземплярах.
Обязательные реквизиты в акте выполненных работ 2018 года
В письме № 02-06-10/16186 Минфин напомнил, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с указанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Документы, формы которых не унифицированы (или разрабатываются субъектом самостоятельно, как это позволяет действующий закон о бухучете), должны содержать обязательные реквизиты. При этом утвержденной унифицированной формы акта выполненных работ (услуг) нет.
К обязательным реквизитам в период действия прежнего закона о бухучете (напомнило ведомство) относились:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Аналогичная норма требований к обязательным реквизитам первичного учетного документа содержится в новом законе о бухучете.
Таким образом, согласно действующему законодательству акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов.
При этом, по мнению Минфина, акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).
Добавим, что на практике налоговики часто требуют наличия детализации, а также других сведений в актах, о чем свидетельствует судебная практика. Из недавно рассмотренных в кассации можно привести в качестве примеров дела № А05-4792, № А05-7717, № А55-17531, № А81-2271.
Печать на актах выполненных работ в 2018 году
Организация применяет общий режим налогообложения. Заказчик не хочет ставить печать на «Акте о приемке выполненных работ» (форма N КС-2). Каковы последствия признания в целях налогообложения прибыли затрат, подтверждаемых актом без печати?
Отсутствие оттиска печати в акте о приемке выполненных работ не может являться основанием для непринятия этого документа к налоговому и бухгалтерскому учету.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
При этом налоговое законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме документального подтверждения затрат. Некоторые требования к оформлению документации содержатся в гражданском законодательстве и законодательстве о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. При этом законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в том числе совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.
Единственная законодательная норма, предусматривающая необходимость проставления печати, прописана в п. 5 ст. 185 ГК РФ, которая указывает, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Полагаем, что правила оформления сделок могут и должны применяться и к оформлению документов (актов), подтверждающих исполнение этих сделок (выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров).
Таким образом, в силу нормы ГК РФ проставление печати на документах, подтверждающих совершение сделки, может быть обязательным, только если это установлено законом или стороны согласуют такое условие либо в самом договоре, либо в деловой переписке. Повсеместное скрепление договоров и иных документов печатью следует относить лишь к обычаям делового оборота.
Оформление акта о приемке выполненных работ по строительному подряду предусмотрено п. 4 ст. 753 ГК РФ, но ни эта норма, ни какие-либо иные нормы гражданского законодательства не устанавливают требования скрепления этого акта печатью.
Также необходимо учитывать, что для целей бухгалтерского учета такой акт признается первичным документом.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные данным пунктом.
Форма первичного документа «Акт о приемке выполненных работ» (форма N КС-2) содержится в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России N 100 и действительно включает в себя поле «Место для печати (МП)», что, в принципе, подразумевает наличие такого реквизита, как печать.
Однако следует отметить, что среди обязательных реквизитов, которые должна содержать используемая организацией форма первичного документа согласно п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, скрепление печатью не указано.
Отсюда можно сделать вывод, что оттиск печати является необязательным реквизитом акта о приемке выполненных работ. Этот вывод подтверждается примерами из арбитражной практики, указывающими на то, что наличие отдельных недочетов в первичных документах, в частности отсутствие печати, не могут являться основанием для непризнания подтверждаемых ими хозяйственных операций (смотрите, например, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-14267, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5007 (36618-A75-3), Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-2584 (определением Высшего Арбитражного Суда РФ N 1876 в передаче этого дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)). В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении N Ф08-5207/05-2064А указал, что «глава 25 Налогового Кодекса не содержит императивной нормы, которая бы устанавливала, что не могут быть приняты к учету первичные документы, имеющие пороки в оформлении, как, например, указано в статье 169 Налогового Кодекса относительно счетов-фактур».
Требования к актам выполненных работ в 2018 году
Акт выполненных работ (услуг) составляется с учетом требований по обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель берет на себя обязательства предоставить услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) по заданию заказчика, который, в свою очередь, обязуется их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Согласно статье 783 Гражданского кодекса РФ, к упомянутому договору, как правило, применяются общие положения о подряде. Они приведены в статьях 702-729 Гражданского кодекса РФ. Так по пункту 1 статьи 720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат). При этом приемка оказанных услуг (выполненных работ) оформляется соответствующим актом.
Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, в соответствии с действующим законодательством акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов.
Обязательные реквизиты первичного учетного документа перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, это:
• наименование документа и дата его составления;
• наименование экономического субъекта, составившего документ;
• содержание факта хозяйственной жизни, величина его натурального и (или) денежного измерения с указанием единиц измерения;
• наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
• подписи упомянутых лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Как видим, данный перечень не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (оказанных услуг). На это и указало финансовое ведомство в комментируемом документе.
Вместе с тем на практике налоговые службы требуют более подробного уточнения в акте совершенных действий, в том числе и наличия информации о периоде их осуществления.
О том, что налоговые органы предъявляют претензии к недостаточной детализации видов оказанных услуг в акте, свидетельствует обширная судебная практика. При этом в большинстве случаев арбитры считают такие требования необоснованными. Ведь в правовых нормах отсутствует указание на то, с какой степенью детализации должно быть отражено содержание услуги. Об этом свидетельствуют, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-22191, а также ФАС Поволжского округа по делу № А55-40076, ФАС Московского округа № КА-А40/6672-10 и № КА-А40/7049-09, ФАС Поволжского округа № А55-9765.
Детализация оказанных услуг может подтверждать экономическую обоснованность расходов, понесенных заказчиком на ее приобретение, а также связь конкретной услуги с деятельностью, направленной на получение дохода.
Однако есть судебные решения в пользу налоговых органов. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа № А55-12359 арбитры пришли к выводу, что налогоплательщиком не были представлены все необходимые документы для налогового вычета. Дело в том, что представленный отчет об оказании консультационных услуг не детализирован, не содержит данных о фактически выполненных работах (оказанных услугах), их объеме и характере, сроках их выполнения и результатах проведенных работ.
А в постановлениях ФАС Поволжского округа по делу № А55-12359, Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-7994 суды отметили следующее. Если акт приема-передачи не раскрывает содержания оказанных услуг, то фирма в подтверждение факта реального выполнения услуг может представить документы, свидетельствующие о выполнении исполнителем конкретных видов услуг и результат выполнения каждой услуги в виде отчета, заключения и т. д.
Аналогичные выводы приведены в постановлениях АС Архангельской области по делу № А05-4792/, по делу № А05-7717, АС Самарской области по делу № А55-17531, АС Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-2271.
Таким образом, детализация оказанных услуг может подтверждать экономическую обоснованность расходов, понесенных заказчиком на ее приобретение, а также связь конкретной услуги с деятельностью, направленной на получение дохода. Поэтому рекомендуем для минимизации налоговых рисков перечислять оказанные услуги в акте приема-передачи либо приложить к этому документу отчет о фактически оказанных услугах, предусмотрев его форму в договоре (дополнении к нему).
Административная ответственность 2018
Административное дело 2018
Административные наказания 2018
Курс доллара на 2018 год
Судопроизводство 2018
Назад | | Вверх
center-yf.ru