Арбитражный суд Калининградской области
Арбитражный суд Калининградской области объявляет о приеме документов на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела анализа, обобщения судебной практики и делопроизводства.
Арбитражный суд Калининградской области объявляет о проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы – главного специалиста отдела информатизации и связи
О временной неработоспособности сервиса «Система подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов»
Полномочия председателей и заместителей председателей судов Наделение полномочиями председателя Арбитражного суда и заместител
Наделение полномочиями председателя Арбитражного суда и заместителя.
Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.
Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами.
По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.
В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов
Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.
kaliningrad.arbitr.ru
Анализ практики
Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации послужило правовой основой происходящих в нашей стране преобразований, включая сферу судебной власти.
В рамках совершенствования законодательства о судебной власти правовые акты, касающиеся статуса судей, в 2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену пришел особый порядок наделения судей полномочиями.
Высокое предназначение судьи обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности. В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации» судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов. Любой гражданин, отвечающий перечисленным выше требованиям и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность. Но здесь необходимо учесть, что кандидаты в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им право судить других людей.
При этом в силу пункта 2 ст.11 названного закона судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи ( 70 лет).
Перечисленные выше требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.
С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее, чем через год.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они назначены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного Федерального закона, определяется в следующем порядке. Срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного на должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.
Произошедшая в соответствии с названным законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.
Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.
Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей судов и их заместителей составляет шесть лет, логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет. Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда. Однако такой подход не отвечает конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.
Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.
Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.
На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.
Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями. Прежде всего, он – судья.
Исходя из нормы пункта 3 ст. 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком на три года. В то же время в силу пунктов 6 — 8 ст. 6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет. Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.
Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи, закрепил за ними и осуществление иных процессуальных полномочий .
В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
При этом закон допускает возможность досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей.
Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки в организации работы судов.
Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области в 2004-2005 годах освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей. Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов, неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д. В Истринском городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочия трое судей.
В преддверии предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи требующиеся деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.
www.vkks.ru
«Судьи, как и все, подчиняются президенту»
11.12.2013 | Жанна Ульянова
Молодым людям 1993 года рождения мы задали семь вопросов, касающихся ключевых аспектов конституционного устройства России (вопросы приводятся вместе со статьями Конституции РФ, в которых содержатся правильные ответы):
1. Кто такой президент? К какой ветви власти он относится?
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
2. Сколько лет один человек может занимать пост президента?
1. Президент Российской Федерации избирается на шесть лет.
. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
3. Кто и как назначает председателя правительства?
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
4. Кому подчиняются судьи?
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
5. С какого момента обвиняемый в преступлении считается преступником?
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
6. Какая религия является в России государственной?
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
7. Есть ли в России другие государственные языки, кроме русского?
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Михаил Попов, Моршанск (Тамбовская область), студент (специальность — государственное и муниципальное управление):
Президент — глава государства, ни к законодательной, ни к исполнительной ветви он не относится.
Два срока подряд: было восемь лет, сейчас 12.
Президент выдвигает правительству кандидата.
Есть презумпция невиновности, следовательно, обвиняемый становится преступником, когда его вину докажут
У нас федерация, соответственно, в каждом субъекте есть своя религия, но вообще — православие.
Других государственных языков нет.
Андрей Иванов, Ртищево (Саратовская область), студент Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета:
Президент – представитель государства на международных переговорах. Он принадлежит к законодательной власти.
4 года, два срока подряд.
Премьера назначают путем голосования. Не припомню, кто голосует.
Судебная власть, по-моему, самостоятельная.
По-моему, других государственных языков нет.
Сергей Вовк, Мончегорск (Мурманская область), сварщик, учится на менеджера:
Президент — самый главный. Тот, кто имеет красную кнопку. Он принадлежит к наивысшей ветви власти. Есть высшая, средняя и низшая. Что непонятного?
Сейчас Путин ввел 6 лет и два срока подряд – это стандарт. До него было 4 года. Еще раньше, когда был Ельцин, правили до смерти.
Председателя правительства выбирают народным голосованием. Сначала идут кандидаты. Сейчас разве не Путин председатель, нет?
Судьи, как и все, подчиняются президенту.
Преступником обвиняемый становится после того, как его посадят.
Роман Гусев, Омск, студент Омского госуниверситета им. Достоевского (специальность — информатика):
Президент — это главнокомандующий, он относится к исполнительной ветви власти.
6 лет и не более двух сроков подряд.
Премьера выбирает парламент.
Судьи подчиняются верховным судьям, но, по идее, они должны быть самостоятельны.
Когда суд постановил, что человек виновен.
У нас нет государственной религии.
Другие государственные языки? Вряд ли.
Максим Пашкевич, Москва, студент (факультет кино и телевидения):
Президент — высшее лицо исполнительной власти.
4 года, два срока подряд. Но, как мы понимаем, не ограничено на самом деле.
Премьера назначает президент России.
Судьи подчиняются судебным органам власти. Верховному суду.
Когда судом будет доказана его вина.
Государственная религия — православие.
Артем Григорян, Москва, студент Московского государственного медико-стоматологического университета им. Евдокимова:
Президент — хранитель, исполнитель этой самой Конституции. К какой ветви власти его отнести? Безвластие.
4 года, два срока. Потом все, до свидания.
Кто назначает премьера? Ну, явно не народ.
Судьи вне всего. Уголовному кодексу они подчиняются, не более того.
Обвиняемый становится преступником, как только доказана его вина.
Христианство. Но как-то напрягает этот пункт, как по мне — там не должно быть такого прописано.
Нет, других государственных языков нет.
Руслан Макаренко, Саратов, студент Государственной юридической академии им. Курского:
Президент — глава государства. Он не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он выше всего этого.
Максимум 8 лет, два раза по четыре.
Как назначают премьера — я затрудняюсь ответить.
Никому судьи не подчиняются. Это независимая власть.
Преступником становятся после решения суда.
Анастасия Былинко, Москва, студент Российского химико-технологического университета им. Менделеева (специальность — социология):
Президент — это человек, выбираемый народом, который стоит у власти и является представителем страны. Он принадлежит к законодательной власти, он законы подписывает.
Сейчас 6 лет и безграничное количество сроков. До этого можно было только два срока подряд.
Президент предлагает кандидатуру премьера.
Кому подчиняются судьи? Есть, наверное, верховный судья.
Когда вина обвиняемого доказана.
Поскольку у нас многонациональная страна, то есть и другие языки. Главным является русский, но, я думаю, другие языки прописаны в Конституции.
Николай Потапов, Москва, студент Медицинского колледжа №5:
Президент — это человек, отдающий приказы. Не знаю, к какой ветви власти он принадлежит.
Два года, три срока подряд.
Председатель правительства назначается либо президентом, либо одной из . иерархий, которые под ним.
Кому подчиняются судьи — не знаю. Главному судье?
Когда судья выносит вердикт.
Нет. Только русский.
Алексей Поляков, Тамбов, студент (специальность — юриспруденция):
1. Президент ответственен за исполнительную власть и является представителем государства на международном уровне.
2. 6 лет, два срока подряд.
3. Кандидата на пост председателя правительства представляет Федеральное собрание, а утверждает президент. Или наоборот.
4. Судьи независимы. А подчиняются — если только Верховному суду.
5. С момента вынесения приговора судом.
6. В России нет государственной религии. По Конституции все религии равны, кроме запрещенных законом.
7. Нет, только русский.
Тамара Великоднева, Москва, студент Высшей школы экономики (факультет медиакоммуникаций):
1. Президент — гарант Конституции. Он относится к исполнительной власти.
2. В данное время срок президента — 6 лет. Раньше было два срока подряд, а сейчас не уверена.
3. Премьера назначает Государственная дума по предложению президента.
4. Судьи не подчиняются никому.
5. Преступником? После вынесения судебного решения.
6. В Росии нет государственной религии, несмотря на непонятные попытки депутатов.
7. Есть ли другие государственные языки? Этого я не знаю.
newtimes.ru
Два срока председателем суда
Лобненский городской суд
Московской области
Порядок наделения судей полномочиями
В ч. 1 ст. 128 Конституции РФ установлено, что судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Соответственно, в п. «е» ст. 83 Конституции РФ закреплено полномочие Президента РФ по представлению Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, а в п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ — полномочие Совета Федерации по назначению на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ. Согласно ч. 2 ст. 128 Конституции РФ судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (соответствующее полномочие Президента РФ также закреплено в п. «е» ст. 83 Конституции РФ).
В нормах п. п. 2 — 4 статьи 6 ФЗ «О статусе судей» определен порядок наделения полномочиями судей всех федеральных судов, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Данные нормы, основанные на положениях п. «е» ст. 83 и ч. 2 ст. 128 Конституции РФ (судьи федеральных судов, за исключением КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом), по сути, определяют один и тот же порядок назначения судей указанных судов: судьи федеральных судов общей юрисдикции (за исключением ВС РФ), в том числе военных судов, назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, судьи арбитражных судов (за исключением ВАС РФ) назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВАС РФ.
В отношении порядка назначения (избрания) на должность мировых судей в ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
В норме п. 5 статьи 6 ФЗ «О статусе судей» определен порядок назначения Президентом РФ судей федеральных судов и представления Президентом РФ кандидатов в судьи ВС РФ и ВАС РФ для назначения Совету Федерации:
по получении необходимых материалов (представления Председателя ВС РФ или Председателя ВАС РФ и положительного заключения ВККС РФ или ККС субъекта РФ) Президент РФ назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи ВС РФ и ВАС РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда;
срок, в течение которого должны быть осуществлены указанные процедуры, составляет 2 месяца со дня получения Президентом РФ необходимых материалов.
Указом Президента РФ от 4 октября 2001 г. № 1185 в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента РФ по назначению судей федеральных судов образована Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Этим же Указом утверждено Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Согласно п. 1 названного Положения указанная Комиссия является консультативным органом при Президенте РФ по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента РФ по назначению судей федеральных судов.
Основными задачами Комиссии в соответствии с п. 3 Положения являются:
подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах рекомендаций Президенту РФ по представлению в соответствии со ст. 83 и ст. 128 Конституции РФ Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей КС РФ, судей, в том числе председателей и заместителей председателей ВС РФ, ВАС РФ;
подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах рекомендаций Президенту РФ по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также районных судов;
подготовка Президенту РФ предложений по совершенствованию законодательства РФ, касающегося процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;
подготовка Президенту РФ предложений, направленных на совершенствование единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей ККС.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении КС РФ от 5 октября 2001 г. № 199-О, федеральный законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (ст. ст. 119 — 122 Конституции РФ), предопределенного публично-правовым характером задач, стоящих перед судебной властью, предъявляет к кандидатам на должности судей особые квалификационные требования, как профессиональные, так и морально-этические, а потому в качестве элемента порядка назначения на должность судьи предусмотрено наличие положительного заключения соответствующей ККС.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества полномочия по рассмотрению заявлений кандидатов на должности судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, судей районных судов, гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ входят в полномочия ВККС субъекта РФ. ККС субъекта РФ дают свои заключения и при наделении полномочиями мировых судей.
В соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ п. 6 статьи 6 ФЗ «О статусе судей» дополнен положениями, согласно которым в порядке, установленном данной статьей (за исключением необходимости получения положительного заключения соответствующей ККС), производится назначение судьи федерального суда на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд. Такие назначения, согласно рассматриваемым положениям, могут производиться только при наличии соответствующего заявления судьи, что предопределено нормой ст. 12 ФЗ «О статусе судей», в соответствии с которой судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.
Обязанности по проведению указанного конкурса на замещение вакантной должности председателя, заместителя председателя суда возлагаются на соответствующие ККС. Объявление в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей ВС РФ, ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов входит в полномочия ВККС РФ; об открытии вакантных должностей судей иных федеральных судов — в полномочия ККС субъекта РФ. В таком объявлении должны быть указаны время и место приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также время и место рассмотрения поступивших заявлений.
Сроки, не позднее которых соответствующая ККС обязана объявить об открытии вакансии в средствах массовой информации: не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии.
ВККС ККС объявляет об открытии вакантной должности судьи в периодическом печатном издании субъекта РФ, радио-, теле-, видеопрограмме, кинохроникальной программе либо с использованием иной формы периодического распространения массовой информации, а также может дать объявление в «Российской газете». Характеристика претендующего на назначение на судейскую должность судьи представляется в соответствующую ККС председателем соответствующего районного суда.
Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий
председателей и заместителей председателей судов
Одно лицо не может быть назначено председателем (заместителем председателем) одного и того же суда более двух раз подряд, Порядок наделения полномочиями председателей всех (за исключением КС РФ) федеральных судов России и их заместителей (как и других судей указанных судов) устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и Федеральным законом о статусе судей.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующих ККС субъекта РФ, т.е. установлен тот же порядок, что и при назначении на должность других судей районных судов. Характеристика претендующего на назначение на судейскую должность заместителя председателя суда представляется в ККС субъекта РФ председателем соответствующего суда, а характеристика председателя суда — председателем вышестоящего суда или его заместителем.
Повторно отклоненная кандидатура на должность председателя, заместителя председателя одного и того же суда может быть представлена не ранее чем через год (следует отметить, что возможность повторного представления отклоненной ранее кандидатуры на должность судьи, в том числе по истечении определенного срока, не предусмотрена). В остальном подлежит применению общий порядок.
По истечении срока, на который были назначены председатель или заместитель председателя суда, его полномочия прекращаются. При этом в силу прямого указания в данной норме за лицами, полномочия которых как председателей, заместителей председателей суда прекращены, сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.
Возможность досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей судов. Первым предусмотренным основанием досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда является неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем, заместителем председателя суда своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и комментируемым Законом.
В этом случае полномочия председателя, заместителя председателя суда прекращаются досрочно решением соответствующей ККС. Прекращение полномочий председателей, заместителей председателей федеральных судов входит в полномочия ККС субъекта РФ.
При этом за председателем, заместителем председателя суда, полномочия которого прекращены, сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Основаниями для такого досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда является не только неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих должностных обязанностей, но и добровольный отказ от исполнения указанных полномочий.
Поводами для прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи являются:
письменное заявление председателя, заместителя председателя суда о досрочном прекращении им своих полномочий с сохранением полномочий судьи;
в отношении председателя суда — представление председателя вышестоящего суда, а в отношении заместителя председателя суда — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда;
обращение соответствующего органа судейского сообщества.
Досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя суда с оставлением в должности судьи не является дисциплинарным взысканием и не влечет правовых последствий, наступающих при досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
Вторым основанием досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей судов является прекращение полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов. Соответственно, в случае приостановления полномочий председателей и заместителей председателей судов в качестве судей соответствующих судов приостанавливаются и полномочия указанных лиц как председателей и заместителей судов. Как следует из рассматриваемой нормы, для прекращения или приостановления полномочий председателей, заместителей председателей судов в этих случаях принятия соответствующей ККС иного решения, кроме связанного с прекращением или приостановлением полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов, не требуется.
Поскольку должности председателей и заместителей председателей судов являются судейскими должностями, наряду с прочим норма п. 11 статьи 6.1 ФЗ «О статусе судей» предусматривает, что подлежит увеличению штатная численность судей суда, в котором отсутствует вакантная должность судьи и на должность председателя или заместителя председателя которого назначается лицо, не являющееся судьей данного суда. Основанием для увеличения штатной численности судей этого суда является заявление председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Соответствующие ККС обязаны объявлять об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений: не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии. Поскольку одним из безусловных оснований прекращения полномочий судьи является достижение им предельного возраста пребывания в должности, а полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются в случае прекращения их полномочий в качестве судей соответствующих судов, ККС вправе объявить в средствах массовой информации об открытии вакансии председателя, заместителя председателя суда за шесть месяцев до достижения им предельного возраста пребывания в должности.
Предусмотрена возможность обжалования председателями, заместителями председателей судов решений ККС о досрочном прекращении их полномочий, а также определен порядок такого обжалования:
решение о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда (соответственно, решение ККС субъекта РФ, см. выше) может быть обжаловано в ВККС РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения. В свою очередь, решение ВККС РФ по данной жалобе может быть обжаловано в тот же срок в ВС РФ;
решение о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя иного федерального суда может быть обжаловано в ВС РФ в течение 10 дней после получения копии указанного решения.
В случае досрочного прекращения полномочий председателя или заместителя председателя суда вследствие того, что прекращены его полномочия в качестве судьи, решение ККС субъекта РФ подлежит обжалованию в соответствующий верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа в течение 10 дней со дня получения копии соответствующего решения.
Иные решения ККС, за исключением решений о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи, могут быть обжалованы лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения. Поскольку решение ККС о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда, за которым сохраняются полномочия судьи, не относится к указанным решениям, такое решение обжалуется только по мотивам нарушения процедуры его вынесения.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов
Полномочия соответственно председателей и заместителей председателей судов, в том числе процессуальные, устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами. Предназначение норм п. 1 и п. 2 статьи 6.2 ФЗ «О статусе судей» — в определении функций председателей и заместителей председателей судов по организации работы суда.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов определены:
Председателя КС РФ и его заместителя — Законом о КС РФ (ст. 24 и ст. 26);
председателей и заместителей судов общей юрисдикции — Законом РСФСР о судоустройстве (до принятия предусмотренного в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ Федерального конституционного закона, устанавливающего полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ, т.е. федерального конституционного закона о федеральных судах общей юрисдикции), в том числе Председателя ВС РФ и его заместителей (ст. 65 и ст. 66), председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов и их заместителей (ст. 37 и ст. 38), председателей районных судов (ст. 26);
председателей и заместителей военных судов — Законом о военных судах, в том числе председателя Военной коллегии ВС РФ — заместителя Председателя ВС РФ (ст. 11), председателей окружных (флотских) военных судов и их заместителей (ст. 19), председателей гарнизонных военных судов и их заместителей (ст. 24);
председателей и заместителей арбитражных судов — Законом об арбитражных судах, в том числе Председателя ВАС РФ и его заместителей (ст. 20 и ст. 21), председателей федеральных арбитражных судов округов и их заместителей (ст. 32 и ст. 33), председателей арбитражных апелляционных судов и их заместителей (ст. 33.9 и ст. 33.10), арбитражных судов субъектов РФ и их заместителей (ст. 42 и ст. 43).
Процессуальные полномочия председателей и заместителей председателей судов определены соответствующими актами процессуального законодательства — ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.
Наряду с осуществлением полномочий, предусмотренных указанными выше законодательными актами, председатель суда в соответствии с п. 1 комментируемой статьи осуществляет функции по организации работы суда. Заместитель председателя суда осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
Перечень функций по организации работы суда определен как открытый — председатель суда осуществляет и иные полномочия по организации работы суда, кроме прямо указанных в ФЗ.
организует работу суда и принимает решения в пределах полномочий, установленных действующим законодательством;
назначает на должность и освобождает от должности работников суда;
осуществляет отбор кандидатов для поступления на государственную службу (работу) в суд;
распределяет обязанности между заместителями председателя суда и судьями;
утверждает должностные инструкции работников суда;
распределяет обязанности между работниками суда, перемещает их на другие рабочие места в соответствии с действующим законодательством о труде и государственной службе;
принимает решения о поощрении работников суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности;
устанавливает и утверждает правила внутреннего распорядка суда на основе Типовых правил внутреннего распорядка суда, утверждаемых Советом судей РФ, и контролирует их выполнение;
назначает государственных служащих и иных работников с учетом соответствия их образования, профессиональных и личных качеств требованиям, определяемым федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы о труде и государственной службе;
знакомит каждого вновь назначенного судью, работника, поступившего на государственную службу (работу) в суд, а также администратора с правилами внутреннего распорядка;
рационально организует труд работников, состоящих в трудовых отношениях, а также судей и администратора суда;
принимает меры к обеспечению каждого судьи, работника суда, а также администратора суда рабочим местом, гарантирующим здоровье и безопасные условия труда и оборудованным в соответствии с установленными организационно-техническими, эргономическими и санитарными требованиями;
принимает меры к обеспечению безопасности судей и других работников в здании суда;
создает необходимые условия для обеспечения эффективности труда судей, работников суда и администратора суда с использованием современных средств оргтехники, а также методов научной организации труда;
обеспечивает строгое соблюдение служебной и трудовой дисциплины, проводит работу, направленную на устранение потерь рабочего времени, рациональное использование трудовых ресурсов, формирование стабильного коллектива суда;
обеспечивает соблюдение законодательства о государственной службе и труде, улучшает условия труда, предоставляет судьям и работникам суда ежегодный основной и ежегодный дополнительный оплачиваемые отпуска, выплачивает пособие по временной нетрудоспособности в установленном законом порядке;
принимает меры к оснащению специально отведенных мест для курения табака, организует инструктаж и обучение работников правилам пожарной безопасности;
обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки работников, проводит в установленные федеральным законом сроки аттестацию государственных служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопросов о присвоении государственным служащим классных чинов;
способствует созданию в суде деловой, творческой обстановки, всемерно поддерживает и развивает инициативу и активность судей и работников суда, своевременно рассматривает критические замечания судей и работников суда и информирует их о принятых мерах.
В случаях временного отсутствия председателя суда, среди которых прямо названы: болезнь, отпуск, командировка полномочия председателя суда осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя — по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей суда.
lobnia.mo.sudrf.ru