СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
18 января Главой Республики Александром Захарченко был подписан Закон «О налоговой системе ДНР», призванный установить принципы налогообложения и систему обязательных платежей на территории ДНР.
Закон стал одним из самых объемных актов Донецкой Народной Республики, что говорит о серьезной работе Народного Совета. Однако невозможно охватить всю информацию в рамках одного выпуска.
Сегодня мы рассмотрим такие важные части нормативного акта, как «Система налогов и сборов ДНР», а также «Права и обязанности налогоплательщиков».
Понятие системы налогов и сборов раскрывается в главе 2 статьи 10 закона.
Система налогов и сборов в Донецкой На-родной Республике формируется республиканскими налогами, местными налогами и сборами.
Республиканскими налогами, местными на-логами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим законом и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено пунктом 10.4 статьи.
Не могут устанавливаться республиканские налоги, не предусмотренные настоящим законом.
Настоящим законом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги и сборы, не указанные в статье 11 настоящего закона, определять порядок установления таких налогов и сборов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, указанных в статье 11 закона.
Статья 11 устанавливает республиканские и местные налоги, сборы.
К республиканским налогам и сборам относятся:
1) налог на прибыль;
2) акцизный налог;
3) экологический налог;
4) сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров;
5) плата за использование недр;
6) сбор за специальное использование воды;
7) налог с оборота;
8) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
11.2. К местным налогам и сборам относятся:
1) подоходный налог;
2) плата за землю;
3) упрощенный налог;
4) плата за патент;
5) сельскохозяйственный налог;
6) транспортный налог;
7) сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов;
8) сбор за осуществление валютно-обменных операций.
Глава 3 закона определяет плательщиков налогов и сборов, а также их права и обязанности.
Плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежей (далее – налогоплательщики, плательщики) признаются юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, физические лица, на которых в соответствии с настоящим законом возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы.
Юридические лица:
а) юридические лица – резиденты – юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
б) юридические лица – нерезиденты – незарегистрированные юридические лица, осуществляющие и/или не осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
В случаях, предусмотренных законом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.
Физическими лицами – предпринимателями являются:
а) физические лица – резиденты, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
б) физические лица – предприниматели – нерезиденты, незарегистрированные физические лица, осуществляющие и/или не осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики.
Для целей налогообложения физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие) приравниваются к физическим лицам – предпринимателям.
Деятельность юридических лиц – нерезидентов, физических лиц – предпринимателей – нерезидентов на территории Донецкой Народной Республики допускается только через налогового агента (юридическое, физическое лицо – предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики).
Статьи 16–17 устанавливают права и обязанности налогоплательщиков.
Права налогоплательщиков.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту регистрации от органов доходов и сборов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогообложении и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении;
3) получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных законом, нормативными правовыми актами Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики;
4) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций;
5) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении, лично либо через своего представителя;
6) присутствовать при проведении налоговых проверок;
7) получать копии документов, составленных по результатам налоговых проверок и решений органов доходов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов и сборов;
8) требовать от должностных лиц органов доходов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
9) обжаловать в установленном порядке решения органов доходов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц;
10) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов доходов сборов в случаях, предусмотренных настоящим законом;
11) получать от Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, объединенных республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах, республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
12) на осуществление совместной с органами доходов и сборов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
13) не выполнять неправомерные акты и требования органов доходов и сборов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему закону или другим законам, нормативным правовым актам Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики;
14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями органов доходов и сборов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
16.2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим законом и другими актами законодательства о налогообложении.
16.3. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности налогоплательщиков.
Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) становиться на учет в органах доходов и сборов по месту регистрации;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;
4) подавать в установленном порядке в орган доходов и сборов по месту регистрации налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;
5) предоставлять в органы доходов и сборов, их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим законом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) предоставлять органам доходов и сборов, их должностным лицам пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также по вопросам, возникающим в ходе проведения налоговых проверок;
7) выполнять законные требования органа доходов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законным действиям должностных лиц органов доходов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении, а также уплату (удержание) налогов и сборов;
9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении.
Налоговые агенты юридического лица – нерезидента, физического лица – предпринимателя – нерезидента, кроме обязанностей, предусмотренных пунктом 17.1 этой статьи, обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых юридическим лицам – нерезидентам, физическим лицам – предпринимателям – нерезидентам, и перечислять налоги и сборы, предусмотренные настоящим законом, в бюджеты Донецкой Народной Республики в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков;
2) вести учет начисленных и выплаченных юридическому лицу – нерезиденту, физическому лицу – предпринимателю – нерезиденту доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты Донецкой Народной Республики, в том числе по каждому юридическому лицу – нерезиденту, физическому лицу – предпринимателю – нерезиденту;
3) в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим законом, представлять в органы доходов и сборов по месту регистрации документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов;
4) в течение трех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов.
Юридические лица, кроме обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1, 17.2 статьи, обязаны в течение 15 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) открыть расчетный или другой счет в Центральном республиканском банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
Физические лица – предприниматели, годовой объем валового дохода от хозяйственной деятельности которых составляет свыше 10 000 000 российских рублей, кроме обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1, 17.2 статьи, обязаны в течение 15 календарных дней со дня подачи налоговой отчетности, в которой задекларирована указанная сумма валового дохода, открыть расчетный или другой счет в Центральном республиканском банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
Налогоплательщики, помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 17.1–17.4 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в орган доходов и сборов по месту регистрации:
1) об открытии или о закрытии счетов в банках – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;
2) о реорганизации или ликвидации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законами, нормативными правовыми актами Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.
В следующих выпусках мы рассмотрим другие важные элементы Закона ДНР «О налоговой системе».
gazeta-dnr.ru
Налоговая система ДНР
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, является исключительным правом государства исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.
В то же время налоговая система Украины характеризуется рядом особенностей, отличающих ее от налоговых систем развитых стран. К ним относятся:
— Существование двух подсистем налогообложения;
— Стандартная и упрощенная, что нарушает целостность налоговой системы;
— Значительная неравномерность распределения налогового бремени в результате масштабного уклонения от уплаты налогов и наличия налоговых льгот;
— Высокий уровень налоговой задолженности.
Обязанности и ответственность в системе налогообложения обусловлены также действием двух взаимосвязанных принципов системы — стабильности и гибкости.
Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе отдельно обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и тому подобное.
Принцип гибкости обеспечивается наличием комплекса налоговых льгот, устанавливает полное или частичное освобождение юридических или физических от обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, что, в очередь, создает предварительные условия для развития наиболее необходимых приоритетных для общества направлений деятельности субъектов ‘ ведения хозяйства. Гибкость налоговой системы в условиях рыночных отношений выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирования развития производства и др.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этого сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Оказывая влияние на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:
• достижение постоянного устойчивого экономического роста;
• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь, пенсионеров, инвалидов, многодетных;
• обеспечение равновесия во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.
Налоговое законодательство основывается на следующих принципах:
всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых она соответствии с положениями настоящего Кодекса;
равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов , в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
единый подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
helpiks.org
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
«УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
1.1. Система налогообложения в ДНР
1.2. Общие условия установления налогов и сборов
1.3. Права и обязанности налогоплательщиков
1.4. Администрирование налогов и сборов
1.1. Система налогообложения в ДНР
В соответствии с п. 1 ст. 12 проекта Положения о налоговой системе Донецкой Народной Республики (далее – ПНС или Положение) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 2 ст. 12 ПНС).
Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней.
Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 3 ст. 12 ПНС) (табл. 1.1 и 1.2). Другие налоги и сборы, не предусмотренные ПНС, уплате не подлежат.
Большинство представленных в табл. 1.1 и 1.2 налогов и сборов взимается в общем порядке, но для некоторых из них установлен специальный налоговый режим, то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ПНС):
1) патентная система налогообложения;
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
4) система налогообложения предприятий налогом на вмененный доход.
studfiles.net
Общая характеристика налоговой системы ДНР 2016
Основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 года. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.
Закон от 25.12.2015 года закрепляет основные понятия, которые имеют отношение к начислению и взысканию налоговых платежей, права и обязанности разных сторон налоговых взаимоотношений, порядок налогового контроля, ответственность налогоплательщиков за совершение правонарушений.
Важнейшим моментом, зафиксированным вышеназванным Законом, является его главенство относительно иных нормативных документов, которые регламентируют вопросы налогообложения. Все противоречия или возможности различного толкования налогового законодательства засчитываются в пользу налогоплательщика (субъекта, ответственного за взимание налоговых платежей). Нормативно-правовые акты, издаваемые различными органами, которыми вводятся новые платежи или налоги, либо которые увеличивают ставки действующих налоговых платежей не имеют обратной силы. Кроме того, Закон от 25.12.2015 г. запрещает уплату налогов в любой форме, не являющейся денежной. На таможенные платежи данный Закон от 25.12.2015 г. не распространяется, за исключением случаев, которые устанавливаются законодательством.
Согласно ст. 10 Закона определено, что в Донецкой Народной Республике налоговая система формируется за счет республиканских и местных налогов и платежей.
Республиканскими выступают следующие:
— налог на прибыль (общая ставка — 20%);
— акцизный налог (ставки зависят от вида товара, отнесенного к подакцизной группе);
— экологический налог (зафиксированы по отравляющим веществам);
— сбор за операции с некоторыми видами товаров (ставки определяются по некоторым видам товаров и продукции);
— платеж за использование недр (определяется по группам полезных ископаемых по фиксированным ставкам);
— плата за специспользование водных ресурсов (устанавливаются в зависимости от водного бассейна и особенностей использования);
— налог с оборота (1,5 % от выручки);
— платеж на виноградарство, хмелеводство и садоводство (1% от выручки, связанной с продажей алкоголя, за исключением производителей и импортеров).
Местные налоги и сборы:
— подоходный налог (стандартная ставка — 13%, зависит от вида полученного дохода);
— плата за землю (величина ставки дифференцирована в зависимости от вида земельных участков);
— упрощенный налог (ставка определяется по трем группам — 2,5%,6% и 3%);
— плата за патент (по ставкам, зависящим от вида деятельности);
— сельскохозяйственный налог (ставки по сферам с/х деятельности);
— транспортный налог (размер рассчитывается исходя из мощности двигателя и возраста транспортного средства);
— сбор за специспользование водных живых ресурсов (ставки зафиксированы за 1 тонну или 1 кг водных ресурсов);
— плата за проведение операций по обмену валюты (10 тыс. российских рублей в месяц).
Законом «О налоговой системе» от 25.12.2015 г. также установлена возможность использования в хозяйственной деятельности специальных налоговых режимов, а именно:
а) упрощенный налог;
б) применение патента;
в) сбор за проведение операций по валютному обмену;
г) сельскохозяйственный налог;
д) налогообложение хозяйствующих субъектов, которые транспортируют и поставляют природный газ и энергоносители на территорию и по территории Республики (в настоящее время — в общем порядке);
е) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями (ставка — 50000 российских рублей ежемесячно).
В ДНР хозяйственную деятельность могут вести резиденты и нерезиденты в форме юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Нерезиденты могут осуществлять работу в ДНР исключительно через налоговых агентов. Кроме того, к частному предпринимательству приравнена деятельность адвокатов, нотариусов и арбитражных управляющих. Законом от 25.12.2015 г. закреплена обязательность организации бухгалтерского учета для всех юридических лиц и частных предпринимателей с объемом выручки более 10 млн. рублей и (или) числом наемных работников более 50-ти человек.
Контролирующие функции в сфере налогообложения закреплены за Министерством доходов и сборов.
Если у вас возникли вопросы, касающиеся налогообложения, сотрудники юридической фирмы «Контакт» помогут разобраться в этой проблеме и решить ее в максимально сжатые сроки.
Google
www.registraciya.dn.ua
Налоговый закон: читаем по статьям
В связи с вступлением в силу Закона ДНР «О налоговой системе»
вносятся изменения в некоторые нормативные правовые акты Республики. В частности, изменения коснулись Закона Донецкой Народной Республики «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», согласно которым часть 2 статьи 3 изложена в новой редакции: «Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Нормы гражданского, налогового и иных видов законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность физических лиц, распространяются на адвокатов в пределах, установленных действующим законодательством ДНР».
Согласно статье 11 Закона налоги и сборы разделяются на республиканские и местные.
К республиканским налогам и сборам относятся:
- налог на прибыль,
- акцизный налог,
- экологический налог,
- сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров,
- плата за использование недр,
- сбор за специальное использование воды,
- налог с оборота,
- сбор на развитие виноградарства,
- садоводства и хмелеводства.
К местным налогам и сборам относятся:
- подоходный налог,
- плата за землю,
- упрощенный налог,
- плата за патент,
- сельскохозяйственный налог,
- транспортный налог,
- сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов,
- сбор за осуществление валютно-обменных операций.
Статьей 16 Закона ДНР «О налоговой системе» определены права налогоплательщиков. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту регистрации от органов доходов и сборов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогообложении и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении;
3) получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных законом, нормативными правовыми актами;
4) на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций;
5) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении, лично либо через своего представителя;
6) присутствовать при проведении налоговых проверок;
7) получать копии документов, составленных по результатам налоговых проверок и решений органов доходов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов и сборов;
8) требовать от должностных лиц органов доходов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
9) обжаловать в установленном порядке решения органов доходов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц;
10) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов доходов сборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
11) получать от Министерства доходов и сборов ДНР, объединенных республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах, республиканских налоговых инспекций в городах, районах в городах письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
12) на осуществление совместной с органами доходов и сборов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
13) не выполнять неправомерные акты и требования органов доходов и сборов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Закону или другим законам, нормативным правовым актам Совета министров, Главы ДНР;
14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями органов доходов и сборов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Согласно статье 17 закона налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги и сборы;
2) становиться на учет в органах доходов и сборов по месту регистрации;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;
4) подавать в установленном порядке в орган доходов и сборов по месту регистрации налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;
5) предоставлять в органы доходов и сборов, их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) предоставлять органам доходов и сборов, их должностным лицам пояснения по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также по вопросам, возникающим в ходе проведения налоговых проверок;
7) выполнять законные требования органа доходов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законным действиям должностных лиц органов доходов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении, а также уплату (удержание) налогов и сборов;
9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении. Также юридические лица обязаны в течение 15 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) открыть расчетный или другой счет в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
Физические лица-предприниматели, годовой объем валового дохода от хозяйственной деятельности которых составляет свыше 10 000 000 российских рублей, обязаны в течение 15 календарных дней со дня подачи налоговой отчетности, в которой задекларирована указанная сумма валового дохода, открыть расчетный или другой счет в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики (или его отделении).
sp-dnr.ru