Риторика в деятельности юриста

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Юридическая работа определяется необходимостью охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, обеспечением соблюдения лицами правовых норм, борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общеми­ровоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непро­тиворечивость; ориентируют и требуют от него максималь­ного развития и использования своих психофизиологиче­ских возможностей. Основные виды юридической работы – правосудие, прокурорский надзор; оказание юридической помощи гражданам и организациям; совершение нотариальных действий; правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Кроме того, юридический язык специфичен: в нем много терминов, большинство многозначных слов обозначают юридические понятия; характерной чертой является и его ситуативность. Встреча юриста с новым собеседником всегда конкретное событие, сопряженное с психологическим моментом. Необходимо не терять самообладания, легко ориентироваться в создавшейся ситуации. Таким образом, вся профессиональная деятельность юриста тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностной коммуникации. Это означает, на юристах лежит большая коммуникативная нагрузка, продиктованная необходимостью разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать. Юристам на предприятии постоянно приходиться обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, с организацией деятельности организации, заключением договоров, оформлением документов, решением трудовых споров.

Адвокату принадлежит активная роль в деятельности органов предварительного следствия. Он выступает в суде в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика. Судебное красноречие, связанное с поиском юридической истины, с отстаиванием правды, предъявляет к юристам высокие требования. В задачу адвоката входит оказание правовой помощи гражданам и организациям. Он дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству; оказывает помощь в составлении заявлений и иных документов; представительствует в суде общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, экономическим спорам, делам об административных правонарушениях.

Важные функции по осуществлению правосудия выполняют суды общей юрисдикции. Судья председательствует в судебном заседании при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судье необходимо не только проявлять выдержку. Хорошо разбираться в психологии людей, но и работать с языком закона. Специфика законодательного языка связана с особым назначением права – быть регулятором общественных отношений. Для юриста, в частности судьи, язык законодательства – способ поиска оптимального закрепления в правовой норме определенного мерила поведения, направленного на регулирование общественных отношений. Но юрист не способен изучить язык закона не опираясь на данные лингвистики. Право и язык права – звенья одной цепи.

Речь человека – зеркало его общей культуры. Профессия юриста предполагает владение правильной речью, находящейся в согласии с нормами литературного языка. Владение выразительными средствами языка и умение выбрать нужный речевой стиль – обязательное условие успешной профессиональной деятельности.

Изучение риторики позволяет студентам и специали­стам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формиро­вание у будущего юриста необходимых ему для эффектив­ной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позво­ляет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

О том, что обращение к навыкам риторики необхо­димо, свидетельствует современная судебная практика. Как ни печально, но чистота слога нашими юристами еще не достигнута. В частности, в документах и выступлениях наблюдаются случаи не совсем правильного употребления таких глаголов, как мотивировать и фигурировать. Зача­стую можно услышать: «. в письмах фигурировал яд». Или: «. гражданка Петрова Любовь Ивановна мотивировала».

Итак, для юридической риторики характерно изучение речи с двух позиций:

1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка;

2) как средство аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Все сказанное дает основание утверждать что изучение риторики и овладение навыками ораторского искусства является неотъемлемой частью профессиональной подготовки юриста.

Понятия и категории современной риторики.

Напри­мер, применительно к компоненту «техника речи» наиболее используемыми будут такие понятия, как речевой голос, диапазон голоса, высота голоса, полетность голоса, дикция и др. То, что позволяет «украшать речь», будет насыщено такими понятиями, как метафора, метонимия, эпитет, пара­бола, аллегория, гипербола, ирония, каламбур, антитеза, инверсия, параллелизм и др.

Несомненно, без знания о предмете речи, ее построении и умения выступать публично говорящий не сможет достичь своей цели. Однако существенным, а зачастую определяющим фактором успешности публичного выступления является нравственный облик оратора, его ответственность за слово, обращенное к слуша­телям.

В античные времена возникал спор, да и в наше время нередко звучит вопрос: имеет ли оратор моральное право, выступая перед публикой, рассуждать о нравственных ценностях, не обладая соответ­ствующими личными качествами и достаточной мудростью, и к ка­ким последствиям может привести его желание убедить слушателей в правильности собственных взглядов? Выступать такой оратор может, и, вероятно, в данный момент он даже достигнет своей цели, однако нет уверенности в том, что впоследствии полученный результат не возымеет обратный эффект. Так, Аристотель писал, что в этом случае «люди. или неверно рассуждают, благодаря своему неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь, в чем он состоит».

В сфере этоса, важнейшей составляющей ораторской речи, фор­мируется риторический идеал, который включает в себя обобщенное представление о личности говорящего и его убеждениях, обладающе­го добродетелями, владеющего ораторским мастерством и способного умело выступать перед публикой. Тема образа говорящего (образ автора) будет раскрыта в следующей главе пособия. Оговоримся только, что нравственный долг настоящего оратора состоит в глубоком знании предмета речи, рассудительности, человеколюбии и доброжелательности, скромности и искренности, терпимости и ответственности за свои речевые поступки, за произнесенные публичные речи.

Таким образом, этос — это те условия, которые сопровождают выступление оратора. Этос связан с уместностью речи, соответствием всем условиям общения. Оратор должен учитывать место и время, сроки ведения речи, возможность/невозможность раскрыть ту или иную тему в определенном аспекте, характер аудитории (возраст, уровень подготовки, ее ценностные установки). Это обеспечиваю те условия, которые помогают наладить контакт с аудиторией, позволяют реализовать этические нормы в процессе общения (этому посвящена соответствующая глава пособия).

Логос – это словесные средства, которые необходимо использовать в данной речевой ситуации общения для реализации замысла автора речи. Высокая культура речи оратора способствует правильному выбору и использованию языковых средств языка. Всякий вид речи есть закономерное единство этоса, пафоса и ло­госа, специфичное для данного вида речей (Ю.В. Рождествен­ский).

Далее проанализируем другие категории риторики, а именно риторические законы.

studopedia.ru

Риторика в жизни и деятельности юриста

Место, роль риторики в жизни и деятельности юриста многоплановы и полиаспектны. Так, риторика включена в перечень учебных дисциплин, которые имеют общемировоззренческое значение, развивают и формируют общую культуру юриста, придают мышлению человека такие черты, как определенность, конкретность, четкость, непротиворечивость; ориентируют и требуют от него максимального развития и использования своих психофизиологических возможностей. Риторика взаимодействует с логикой, психологией, языкознанием, философией, правоведением и другими науками, которые изучают человека, его мышление, общество и общественные отношения.

Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной грамматикой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что создание красивой речи невозможно и без обращения к лексикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соотнесенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логичностью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Коммуникативные качества точности и логичности речи не могут быть ни установлены, ни оценены без обращения к логике. Она осмысливает понятия, с которыми соотносятся отдельные слова и целые высказывания. Логика устанавливает степень соответствия между значением слова и обозначаемым или выражающим предмет понятием. Логика оценивает смысловые связи между словами, их сочетаниями и предложениями. Связь с логикой особенно проявляется в тех случаях, когда необходимо описать, точно обозначить, что важно в деятельности юриста, логические «минусы» и «плюсы» высказывания.

Изучение риторики, развитие красноречия у студентов юридических факультетов предполагает изучение и использование ими знаний по общей психологии и социальной психологии в частности. Психология позволяет оценить и описать многие ситуации, в которых может оказаться юрист и где речевая структура того или иного толка и формы может оказаться уместной или, наоборот, неуместной, положительно действующей или негативной. Психология позволяет раскрыть и обосновать разрушающее воздействие на психику людей тех или иных средств языка, форм высказывания, неуместно примененных. Для говорящего психология раскрывает действенность средств языка, позволяет обосновать условия и факторы, которые придают определенным средствам и формам речи выразительность, чувственность и которые исключают эти свойства речи в конкретных ситуациях взаимодействия говорящего и слушающего.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятельности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. Знание риторики, владение красноречием расширяет мировоззрение, формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста, развивает чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость, свойства коммуникативности, умения понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения, раскрыть сущность описываемых процессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Наиболее полно и всесторонне роль красноречия и, конечно, риторики проявляется в судебных заседаниях. Это обусловлено множеством факторов и прежде всего целью речи на суде представителей любой из сторон, участвующих в судебном заседании: государственного обвинения, защиты, судей, свидетелей, экспертов. Следовательно, речь любого, кто выступает в суде, ориентирована в первую очередь на понимание предмета речи всеми, кто участвует в судебном заседании. Она должна быть понята теми, к кому она обращена, и теми, кто будет принимать решение по конкретному рассматриваемому делу. Каждое слово выступающего в судебном заседании юриста должно быть понято слушателями совершенно так, как понимает его сам выступающий. Более того, речь юриста должна ясно, четко и однозначно отразить событие, явление, процесс с выделением сущностных признаков предмета речи. Бывает, что оратор почему-то находит нужным высказаться неопределенно по тому или иному факту действительности. Однако ясность слога необходима в этом случае нс менее, чем во всяком другом, чтобы сохранить именно ту степень освещения предмета, которая нужна выступающему. В противном случае слушатели, которые представляют собой не только состав судебного заседания, но и присутствующих журналистов и просто заинтересованных людей, могут трактовать события, явления, процессы совсем не так, как хотел бы того выступающий.

Все это позволяет говорить о том, что красота и живость речи уместны не всегда. Например, можно демонстрировать изящество слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, блистать красивыми выражениями, передавая содержание конфликта между спорящими сторонами, но при этом быть не вполне понятым судьей. Значит, в судебном заседании необходима не просто ясная речь. Здесь нужны необыкновенная, исключительная ясность, четкость, определенность, непротиворечивость и последовательность речи. Слушатели должны понимать представленную выступающим мысль без усилий, трактовать предмет мысли так же, как трактует его выступающий. Оратор должен так настроить свое выступление, использовать такие слова, такой тембр и тон, чтобы органы чувств слушателей, их мышление без затруднений сформировали у них такой образ предмета речи, который выступающий и желал для них представить. Если это произойдет, то они будут следовать за ним и в мыслях, и в решениях. Если же этого не случится, то слушатели, в том числе судьи, присяжные заседатели, забредут в тупик или вовсе уйдут в сторону от основной мысли выступающего.

Другими словами, выступающему необходимо так построить свою речь, чтобы судья, присяжные заседатели не просто могли понять его. Он должен построить свою речь таким образом, чтобы ни судья, ни присяжные заседатели, ни все присутствующие не могли не понять его. Добиться такого эффекта юристу поможет владение знаниями, умениями, навыками красноречия, которое раскрывает риторика.

Изучение риторики позволяет студентам и специалистам развивать у себя чистоту и точность слога, формирует правильное мышление, знание и использование родного языка в контексте изучения юридических дисциплин и их применения на практике. Более того, развитие и формирование у будущего юриста необходимых ему для эффективной практической работы умений и навыков красноречия реально возможно в процессе изучения риторики в вузе, в ходе лекционных и практических занятий. Это один из немногих изучаемых в вузе предметов, который позволяет студентам формировать себя как профессионального специалиста уже на стадии обучения.

О том, что обращение к навыкам риторики необходимо, свидетельствует современная судебная практика. Как ни печально, но чистота слога нашими юристами еще не достигнута. В частности, в документах и выступлениях наблюдаются случаи не совсем правильного употребления таких глаголов, как мотивировать и фигурировать. Зачастую можно услышать: «. в письмах фигурировал яд». Или: «. гражданка Петрова Любовь Ивановна мотивировала ревностью пощечину, данную ею Ивановой Ирине Николаевне». Нередко также вместо того, чтобы спросить у гражданина, который подозревается в совершении какого-то противоправного деяния, где он находился в момент совершения этого деяния, его вопрошают: «У вас есть алиби [1] ?».

Хотелось бы обратить внимание и на такой аспект значения риторики для юристов. Ее изучение раскрывает перед студентами – будущими юристами богатство родного языка, включает в их речь огромное количество новых слов и их смыслов, которые позволяют доступно и одновременно чувственно представить слушателям предмет речи. Богатство слов есть необходимое условие хорошего слога, и занятия по учебному курсу риторики развивают у студентов умения и навыки свободного пользования всеми современными словами языка, в том числе и специальными научными, а также техническими понятиями и категориями.

В связи с данным положением уместно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А. П. Чеховым в 1893 г.

В Московском университете, писал Чехов, с конца прошлого года преподается студентам декламация, т.е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне.

У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.

Мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в то же время и увлекательным оратором.

Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и вразумительно и красиво, нс станут оправдываться тем, что «не умеют» говорить. В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

Между тем нельзя не заметить, что понятное А. П. Чехову оказывается непонятным некоторым современным чиновникам от образования. Вопрос о соотношении уровня и успеха публичного выступления юриста и богатства слова, содержания образования на юридических факультетах, где минимизируют подготовку по владению языком, по изучению логики как-то не привлекает их внимания. Видимо, им трудно написать добротный план, вступить в диалог со специалистами и «красиво» обосновать свою позицию.

Возвращаясь к значимости риторики в жизни и деятельности юриста, следует обратить внимание на то, что развитие красноречия предполагает использование не только точности слога, но и сформированного правильного мышления юриста. Ведь ясная, определенная, конкретная и последовательная речь требует мыслей, мыслей и еще раз мыслей. При этом необходимо учитывать тот факт, что изящество и красота слога, чистота речи также непосредственно связаны с мышлением. Развитое, полиаспектное мышление является той основой, на которой воздвигается здание красноречия. Ибо без правильного мышления любой специалист, в том числе и юрист, не только не способен познать самые элементарные закономерности бытия природы, общества, человека, но и выразить их в речи, используя для этого необходимые слова. Без правильного мышления нельзя достичь и истинного выводного знания, что особенно важно в условиях, когда необходимые в юридической деятельности знания зачастую невозможно сразу же подтвердить посредством практики. Ни один важный шаг вперед в развитии истинного знания невозможен без опоры на логические принципы. Попытки обойти логику, представить ее излишней и малозначительной опровергаются посредством самой логики, неумолимым действием ее законов.

Изучение риторики будущими юристами позволяет им избавляться от «сорных мыслей», которые несравненно хуже сорных слов. Расплывчатые выражения, вставные предложения, ненужные синонимы составляют большой недостаток. Заполнение в речи некоторых пустых мест ненужными словами может скрыть предмет речи или придать ему другой смысл, а это недопустимо в судебной речи.

Приведем такой пример. Производителем товара не были соблюдены сроки поставки покупателю товара, который он полностью оплатил при заключении договора между ним и производителем. В суде при рассмотрении иска покупателя к производителю юрист, представляющий интересы покупателя, сослался на положения договора, заключенного между покупателем и производителем, а также на положения ст. 520 и 521 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, зачитывая положения указанных статей, защищающих права покупателя, он не упомянул о предмете претензий покупателя к производителю. Судье пришлось дополнительно уточнять те права покупателя, которые были нарушены производителем товара, те претензии, которые предъявлялись к производителю, содержание и объем компенсации, обоснование размера компенсации. Конечно, это недопустимо, потому что внимание судьи, сосредоточиваясь на этих ненужных «сорных мыслях», снижает его внимание к другим частям речи. Более того, если мы мотивируем использование таких мыслей необходимостью дать отдых вниманию присяжных заседателей, то это следует делать не бесцельным рассуждением, а повторением существенных доводов в новых риторических оборотах.

Риторика значима в жизни и деятельности юриста еще и потому, что она формирует и развивает у него простоту и изящество речи, в которой заключена великая сила воздействия на сознание и поведение слушателей. Конечно, об обыкновенных предметах речи мы, естественно, говорим обыкновенными словами. Однако простота красноречия подразумевает умение говорить легко и просто о предметах мысли сложных и трудных. Лучше не допускать трудно понимаемых иронии, аллегорий и т.п., ибо это не воспринимается многими участниками судебного заседания, в частности присяжными заседателями. Эффективно воздействуют на чувства простое наглядное сравнение, параллель, выразительный эпитет.

Например, защищая в Сызрани одинокую старуху, стащившую у соседки пятикопеечный чайник, Ф. Н. Плевако использовал следующий вариант сравнения несоразмерности проступка человека и меры его наказания, который был воспринят присяжными заседателями так, как хотел адвокат, что позволило ему достичь поставленной цели. Присяжные заседатели оправдали подсудимую. «Что я скажу в защиту этой несчастной женщины? – начал он. – Россия за тысячу лет своего существования перенесла немало бед и трагедий. Шел на нее Мамай, терзали ее печенеги, татары и половцы – устояла! Шел Наполеон с двунадесятью языками – выстояла! Но теперь, господа присяжные заседатели, после того, как моя подзащитная своровала этот жалкий чайник, мне поневоле делается жутко. Такого испытания не выдержит святая Русь – обязательно погибнет!» Этот исторический анекдот приводит Валентин Пикуль в своей миниатюре «Не от крапивного семени».

Конечно, красноречие в суде требует от любого его официального участника не только знания, интерпретации совершенного подсудимым деяния, но и глубокого понимания и интерпретации законов страны. Изучение риторики студентами, использование красноречия юристами в их практической деятельности принуждает их не только к непрерывной работе с текстами законов, но и к проникновению в их смысл, их трактовку и объяснение. В целом, знание риторики, владение юристами ее положениями придает их речам благозвучие, позволяет им чувствовать себя нравственно свободными. Ведь нередко без подлинного красноречия высказывания юристов переходят в лесть, лицемерие и даже ложь. Если же юрист освоил риторику так, что она стала внутренней его жизнью, он будет стремиться к тому, чтобы усиливать убедительность приведенных им выводов и рекомендаций только риторическими средствами. Он будет действовать не только как квалифицированный специалист, но и как нравственно зрелая личность. Он будет осуществлять подтверждение неочевидных положений средствами красноречия, но будет осуществлять это без преувеличения, добросовестно. Он будет ориентироваться на достижение цели на основе выразительности речи, ее разнообразия, правильности, логичности, чистоты и уместности, а в целом – красоты.

Роль риторики в жизни и деятельности состоит и в том, что овладение ею позволяет глубже и диалектичнее понять соотношение и связь коммуникативных качеств речи с взаимодействием языка и сознания; языка, речи и поведения людей, позволяет выявить воздействие речи на развитие психики, а также влияние психики человека на его речь.

Таковы место и основные функции риторики в жизни и деятельности юристов, которая позволяет, если будет освоена ими, придать мыслеречевой и речемыслительной деятельности юристов красоту и эффективность.

  • [1] Алиби – доказательство невиновности, основанное на утверждении, что подозреваемый не мог участвовать в приписываемом ему противоправном деянии, так как в момент совершения данного противоправного деяния он находился в совершенно другом месте.

studme.org

Академическое красноречие — строго научное по характеру красноречие, основными чертами которого являются глубокая аргументированность, высокая логическая культура, строгое языковое изложение, употребление большого количества специальной терминологии.

Риторика (греч. rhetorike — «ораторское искусство») — научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного.

Военное красноречие ведет свое происхождение с древнейших времен. Максимально лаконичная речь должна носить отчетливо патриотический характер, она немногословна, лишена образных украшений и одухотворенна идеей героизма, требует от солдат мужества, верности своей Родине. Одной из особенностей военной речи является то, что она не подлежит обсуждению.

Риторика и культура речи юриста»

— школьное красноречие (рассказ, беседа, описание и т.д.)

Дипломатическое красноречие развивается в тех странах, которые проводят активную государственно политику. Дипломатическая речь — сугубо официальное выступление лица, являющегося представителем определенного государства Цель дипломатической речи — достичь максимального взаимопонимания между государствами.

— выступление на военно-политическую тему;

— собственно академическая (научный доклад, реферат, обзор);

Парламентское красноречие: степень развития политического монолога свидетельствует о степени развития демократии в обществе. Политический язык — предназначен для достижения консенсуса, принятия и обоснования политических и социально-политических решений.

Социально-политическое красноречие считается древнейшим родом красноречия, выдающимися представителями которого были Цицерон, Сократ и другие ораторы античности позднего времени. В наше время этот вид красноречия встречаем на собрания ах, митингах, заседаниях.

Рекламное красноречие — это одна из разновидностей социального красноречия, активно развивается.

Традиционная риторика («наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике («науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. В отличие от поэтики в предмет риторики включалась только прозаическая речь и прозаические тексты. Кроме того, риторику отличал существенный интерес к убедительной силе. Последнее отличает риторику от герменевтики.

В древнерусской литературе морально-этическая составляющая выступала в качестве ценностного элемента. Важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т. е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………….

специализация № 1 «Оперативно-розыскная деятельность»,

представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,

Юридическая риторика»

дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,

2. Методические рекомендации преподавателю

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция — важная составляющая профессионализма современного специалиста.

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В. Аксёнов. Эта книга раскрывает читателю основы и особенности таких терминов как «калибровка», «подстройка», «манипуляции» и «контрманипуляции», а также содержит множество упражнений, приёмов и техник, способствующих повышению эффективности коммуникации в любой ситуации. За основу взят непосредственный опыт автора и анализ применения приводимых им методов. Материал рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен, как новичкам, так и мастерам общения. Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Приобретённые из данной книги знания, при условии их применения, выведут вас на новый уровень общения, который поможет вам стать настоящим мастером коммуникации. Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице. Я читаю ваши мысли. Лиллиан Гласс. Эта уникальная книга научит вас, как говорится, видеть людей насквозь и выявлять настоящие мотивы тех или иных их поступков. Собранные в работе техники и приёмы позволят вам замечать малейшие изменения в интонации и тембре голоса людей, их манере вести беседу, мимике, жестах и т.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице. Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению. Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно. Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль. Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Л. А. Введенская. Ещё один учебник, который мы представляем вашему вниманию. Он написан в соответствии с образовательной программой для университетов. Основной целью это учебника является обучение навыкам бытовой и деловой коммуникации, расширение представления о русском языке и его возможностях, знакомство с особенностями звучащей речи, невербальными средствами общения, ораторским искусством и мастерством полемики, обучение правилам речевого этикета. Материал рассчитан на студентов ВУЗов, учащихся гимназий и лицеев, а также менеджеров, бизнесменов, политиков, руководителей и всех тех, чья деятельность связана с публичными выступлениями, и кто просто интересуется вопросами ораторского искусства.

Скачать бесплатно (301.8Kb) Скачивая данный файл вы соглашаетесь с Место и социальное назначение юриста в обществе. Ивакина Надежда — Основы судебного красноречия ( риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc. В книжном интернет магазине OZON можно купить учебник риторика для юристов. основы Интернет-магазин OZON.ru — онлайн мегамаркет №1. Речевого мастерства. Риторика как учебная дисгщнлина имеет разветвленные, тесные взаи-. ораторов) и метатекстовые ( риторические трактаты и учебники). Судебное красноречие русских юристов прошлого. М., 1992.

Психология общения. Рудольф и Кейтлин Вердербер. Рассматриваемая книга представляет собой замечательное руководство по психологии общения, состоящее из отличной теоретической части и эффективных практических указаний. Многие специалисты придерживаются мнения, что эта книга является сегодня одной из лучших, касающихся вопросов коммуникации между людьми. В её состав входят интересные и важные сведения из психологии межличностного общения и социальной психологии, и материалы на тему влияния на социальные процессы речевых коммуникаций.

Эти особенности проявления психики рассматриваются не просто как информация о чувствах и мыслях людей, но как эффективное и действенное оружие в процессе коммуникации, ведь при общении люди неосознанно реагируют на выражение лиц, движения и позы тех, с кем общаются. Данная книга — это очень интересный экскурс в особенности невербальных средств общения.

Успешному закреплению материала способствуют приводимые в книге многочисленные упражнения и примеры. Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Книга рассчитана и на мужчин и на женщин, но особенно рекомендуется мужчинам, т. они в меньшей степени, нежели женщины, владеют искусством бессознательного восприятия. Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Курс русской риторики. А. А. Волков. Данная работа представляет собой серьёзный, многомысленный, увлекательный учебник, изучение которого, несомненно, повысит личную продуктивность в общении каждого, кого интересуют вопросы роли и значения языка в формировании личности и общества в целом. По сравнению со многими книгами, эта книга, вполне возможно, будет даваться несколько труднее, т.

Речь юриста риторика

Книги по ораторскому искусству и риторике. Как уже можно было понять из наших предыдущих уроков по ораторскому искусству, умение выступать на публике – это не только прекрасный союз риторики. актёрского таланта и различных психологических техник. но ещё и залог достижения успеха в жизни. Ведь человек, владеющий навыками ораторского мастерства, уже априори имеет гораздо больше шансов на то чтобы стать выдающейся личностью, известным деятелем, влиятельным человеком, знаменитостью и т. А если это вас не интересует, то, в любом случае, умение красноречиво и убедительно изъясняться всегда сослужит вам хорошую службу и пригодится в любой жизненной ситуации.

После ознакомления с материалами, представленными здесь, вы сможете оказывать на окружающих людей гораздо большее влияние, чем раньше, и станете лучше их понимать, а также станете более убедительным и красноречивым собеседником. Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Все наши мысли выражаются посредством языка, языковых единиц[5] Язык как система реализуется только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение — быть средством общения. Речь — это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой информации.

Недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора (нередко читающего текст обвинительного заключения вместо произнесения речи) или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия.

Но можно ли говорить о культуре речи юриста, если его профессиональная речь звучит в сугубо официальной обстановке, если язык права довольно специфичен? В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких, как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, например: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: поставление, отобрание, недонесение, вменение, приискание, перенаём, душеприказчик. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, возбудить — начать производство уголовного дела; склонить — заставить совершить преступление; смягчить — сделать наказание менее суровым и строгим; статья — определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор — инициатор преступления; погашение — прекращение срока судимости; привод — принудительное доставление кого-либо в органы расследования; мотив — побудительная причина, основание преступных действий; показать — дать показания при допросе; эпизод — часть преступных действий и др. Наблюдаются своеобразные словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, увольнение от должности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона и др.[7]

Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский, Н.И. Холев, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое создают их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора.

Речь — это не только средство выражения мыслей и чувств. Это показатель нашего интеллекта, постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность. Речь — это своеобразный паспорт человека, который точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям и родному языку, каков его культурный уровень. К.Г. Паустовский даже писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

На научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности поддержания государственного обвинения отмечалось, что именно государственный обвинитель представляет прокуратуру в глазах народа, по его работе люди судят о прокуратуре в целом. И мнение во многом зависит от того, как прокурор умеет говорить. О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф.Кони: «Пусть не мысль ваша ищет слова… пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении». Юристу важно владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством, для того чтобы ясно, точно, логично, уверенно и убедительно, экспрессивно выражать мысли. Это одно из решающих условий повышения эффективности судебных прений.

Крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой ученые-юристы считают культуру речи[6]. От уровня культуры речи во многом зависит престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления, сознательной любовью к языку и уважением к себе как к личности. Однажды писатель Корней Иванович Чуковский на коряво сформулированный вопрос, «как повысить качество своего языка», ответил: «Нет ничего проще. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта».

Прежде всего потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального». И независимо от его коммуникативной роли — составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой — он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.

Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть культурой речи? Безусловно, важно. Для юриста умение хорошо говорить — это прямая профессиональная необходимость. Почему?

Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста — это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.

От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой — неясной, правильной — небрежной, уместной — неуместной, логичной — нелогичной, выразительной — сухой, богатой — бедной, самобытной — штампованной, убедительной — неубедительной.

Правовая риторика

Средства речевой выразительности. Фигуры речи, их характеристика (на примерах).

Культура дискутивно-полемической речи. Общие правила ведения спора.

Приемы критики аргументов противника в споре.

Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.05 Мб

Составные элементы, правила, методы композиции. Возможные недостатки композиции.

Дозволенные и недозволенные приемы и уловки в споре.

Демонстрация – основной элемент структуры доказательства. Способы демонстрации, возможные ошибки.

Структура риторического процесса. Содержание и композиция публичной речи.

Внешний облик оратора. Классификация невербальных средств общения, их роль в ораторской деятельности.

Запоминание и произнесение речи. Коммуникативные качества успешной речи (общая характеристика).

Тезис, его роль, значение в доказательной структуре. Требования, предъявляемые к тезису. Возможные ошибки при формулировке тезиса (на примерах).

Виды споров (по цели, по числу участников, по форме проведения).

Пафос –это намерение автора, та основная задача, идея, которую он хочет донести до адресата, раскрывая ту или иную тему. Очевидна необходимость воздействовать на слушателя, вызвать у него соответствующее эмоциональное состояние, заразить его теми переживаниями, которые испытывает сам оратор. Можно говорить о патриотическом пафосе, лирическом пафосе или пафосе негодования. Оратор прибегает к различным средствам и приемам, которые помогают поддерживать контакт с аудиторией, подталкивать ее к размышлению или действию.

Названные и дру­гие категории риторики будут раскрыты в соответствующих главах настоящего пособия.

Достаточно ли человеку овладеть лишь искусством красно­речия, для того чтобы убедить в чем-либо публику или вдохновить ее на какие-либо действия? Размышления над этим вопросом привело к осознанию ряда основных категорий. Такими являются этос, логос и пафос. Это категории, на основании которых определяются требования к созданию речи.

Рассматривая профессиональные функции юристов, известный правовед С.С. Алексеев выделяет, прежде всего, ведение юридических дел. К ним относятся преступления, гражданские споры, другие ситуации, которые рассматриваются и решаются в соответствии с нормами права. К профессиональной деятельности юриста относится составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах. В качестве примера можно привести выступление в судебных заседаниях, где формулируются и обосновываются юридические требования. Особый вид юридической работы – консультирование. Владеть навыками риторики юристу необходимо, т.к. он постоянно является конфиденциальным собеседником, исполняет различные коммуникативные роли.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Каждый вид профессионального ораторского искусства требует своей «риторики». Подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Касаясь роли или функций риторики в жизни и деятель­ности юристов, следует оговориться, что их невозможно полностью выделить и описать. При изучении дисциплины будущие юристы овладевают специальными риторическими сведениями, особенно спецификой аргументации в сфере юриспруденции; расширяют мировоззрение; развивают коммуникативные способности, умение понять собеседника, найти с ним точки соприкосновения; развивают чувство уверенности в себе, психологическую устойчивость; вырабатывают умение публично выступать с подготовленной речью; учатся эффективно управлять своим речевым аппаратом. Кроме того, знание риторики формирует методологическую культуру мышления и практического действия юриста; позволяет раскрыть сущность описываемых про­цессов и явлений, точно их интерпретировать, доступно, ясно, четко, эмоционально объяснить слушателям.

Каждая наука опирается на ряд фундаментальных понятий, которые называются категориями. Риторика как теория и мастерство эффективной речи выработала свою систему понятий, на основе которых формируется основной мировоззренческий смысл овладения риторикой. В риторике реализуются разные категории, например, ритори­ческий канон и его составляющие (инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис) как модель создания речи; топы (общие места) как способы изобре­тения содержания речи; структура речи как модель реализации ее со­держания; риторические тропы и фигуры как система средств, обес­печивающих достижение целей речи, речевое действие и речевой поступок как форма соотношения слова и дела и др.

К речи юриста предъявляются повышенные требования с точки зрения грамотности, содержательности, логичности, релевантности (уместности) и коммуникативной целесообразности, эстетики высказывания.

Культура речи юриста

Профессиональная специфика юридической риторики, отмечает Н. Н. Ивакина, делает юридический язык одним из самых трудных, но одновременно одним из самых интересных профессиональных языков.

Она должна отвечать следующим важнейшим качествам:

В современной судебной речи, в отличие от речей дореволюционных русских ораторов, выступавших перед судом присяжных, больше ценятся рациональные аргументы и доводы, чем психологические, эмоциональные и художественные средства воздействия.

5. Что необходимо оратору, чтобы свободно импровизировать, выступая публично?

Юридическая речь несовместима с использованием преступного жаргона, который, к сожалению, вышел за пределы специфической сферы общения. Жаргон имеет не только внешнюю сторону выражения (язык, словарь), но и внутреннюю, выражаемую, т. е. несет определенный заряд психологии и мировоззрения уголовного мира. Использование жаргона юристом является признаком профессиональной деградации.

3. Что такое стиль речи? Назовите основные стили и охарактеризуйте их особенности.

12. Эмоциональная выразительность речи и ее роль в публичном монологе.

4. Каковы особенности устной и письменной речи?

Отличительной чертой судебной речи является также то обстоятельство, что ее объем и тематика строго ограничены конкретными материалами рассматриваемого дела, которыми пользуются оба процессуальных партнера. Стороны обвинения и защиты интерпретируют в своих целях одну и ту же информацию, которая установлена в ходе судебного следствия. Это требует от оратора особой остроты, гибкости мышления и особых средств выразительности речи.

Для устной юридической речи характерно разнообразие стилей. Например, при обсуждении проблем законотворчества и юридической экспертизе законопроектов может применяться научный стиль речи. Выступлению государственного обвинителя в судебном заседании свойствен официально-деловой стиль. Защитительные речи адвокатов в зависимости от целей, которые ставит перед собой защитник (опровергнуть доводы обвинения, смягчить обвинение и т. п.), могут произноситься в официально-деловом стиле, публицистическом либо в их сочетании.

Одна из особенностей речи юриста состоит в насыщенности профессиональной терминологией. В результате нередко затруднен контакт с собеседниками из непрофессиональной среды, что требует умелого обращения с юридическими понятиями и определениями, применения различных приемов их пояснения и разъяснения.

pahomova-nsk.ru