Описание картины Виктора Васнецова «Страшный суд»
Updated on 28.09.2014 By Admin
Художник Виктор Васнецов создал немало фресок религиозной тематики. Для оформления Георгиевского собора Васнецовым в 1896-1904 годах была написана картина-фреска «Страшный суд», первая вариация которого была написана им в 1885-1896 годах для Владимирского собора в Киеве. Мы поговорим в большей степени о первой и оригинальной версии автора, хотя сюжет всех трех вариантов неизменен.
Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда». Темные тона с множеством оттенков красного, что заставляет зрителя относиться к картине как к серьезному произведению и добавляет трагичности изображению. Отрицая существующие каноны, Васнецов написал фрески в стиле древнем и несколько театральном.
Сюжет картины построен на основе Библейского понятия о Судном дне, когда совершается разделение людей на праведников и грешников. Первые оказываются награждены, а вторые, соответственно, наказаны за свои деяния. В центре находится ангел с весами, вокруг которого строится композиция: внизу, на земле, вершится суд, на котором слева от зрителя находятся праведники, обращенные к небесам с молитвой, а справа – грешники, горящие в адском огне.
На небесах находится Господь, держащий Евангелие и крест, а рядом с ним мы видим Иоанна Богослова и Богоматерь, а также ангелов и апостолов. Лицо Бога озарено гневом на грешников, которым по сюжету картины предстоит гореть в Геенне огненной, где так и вьется Змий. «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян. Вестники судного дня – трубящие ангелы, объединяют небесную сферу с земной, паря в воздухе между ними.
Автор картины играет на контрастах и строит свои элементы таким образом, что произведение начинает вызывать ощущения мистичности. И благодаря мастерски построенной композиции и великолепной рисовке иллюстрации «Страшного суда» Васнецова получили множество восторженных отзывов.
opisanie-kartin.com
День страшного суда картина
Страшный суд, Судный день — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Согласно Евангелию: Страшный Суд производит Бог-Сын — Иисус Христос «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22, Ин.5:27). В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.
Ангелы при кончине века …отделят злых из среды праведных (Мф.13:49.
Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36) и их мысли и желания. («слово Божие. судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)
Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Этот же текст изображен и на книге, которую Господь держит в руке.
Однако не все так однозначно и безнадежно как может показаться на первый взгляд. Все таки «Бог – есть Любовь». А Страшный Суд – это встреча с Богом.
Но встреча с Богом – встреча со Светом. Тем Светом, который освещает все и делает явным и очевидным все, даже то, что мы хотели скрыть порой даже от самих себя… И если то, постыдное, еще осталось в нас, еще продолжает быть нашим, еще не отброшено от нас нашим же покаянием – то встреча со Светом причиняет муку стыда. Она становится судом. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин.3:19)
Но все же – только ли стыд, только ли суд будут на той Встрече? В XII веке армянский поэт (у армян он считается еще и святым) Грегор Нарекаци в своей «Книге скорбных песнопений» написал:
Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной? [138]
И в самом деле время Суда – это время Встречи. … через нашу смерть мы выходим на Сретение с Тем, кто Сам когда-то вышел нам навстречу. С Тем, Кто сделал Себя доступным нашим, человеческим скорбям и страданиям. Не безличностно-автоматическая «Справедливость», не «Космический Закон» и не карма ждут нас. Мы встречаемся с Тем, чье имя – Любовь. В церковной молитве о Нем говорится: «Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш». Именно – Твое, а не безглазой Фемиды и не бессердечной кармы.
Наши человеческие дела, человеческие слабости и прегрешения будет рассматривать не ангел, который не знает, что такое грех, борьба и слабость, но Христос. Христос – это Сын Божий, пожелавший стать еще и Сыном Человеческим. Не Сверхчеловек будет судить людей, но Сын Человеческий. Именно потому, что Сын стал человеком, «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).
Сын – это Тот, Кто ради Того, чтобы не осуждать людей, Сам пошел путем страданий. Он ищет потерявшихся людей. Но не для расправы с ними, а для исцеления.
Отсюда и слова святителя Феофана Затворника: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам. У Бога есть одна мысль и одно желание — миловать и миловать. Приходи всякий. Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была» [141]. Ведь — «Ты Бог, не хотяй смерти грешников»…
У этого Судьи, в отличие от греческой Фемиды, нет повязки на глазах. Свои решения Он будет сверять не только с тем, что мы и в самом деле натворили, и не только с бесстрастной буквой закона, но еще и со Своим планом, Своим интересом, Своим желанием. И Свое желание Он не скрывает: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был» (Иез.33:11).
Бог ищет в человеческой душе такое, не окончательно, не безнадежно изуродованное место, к которому можно было бы присоединить Вечность.
Об этом поиске рассказывает эпизод из Жития св. Петра Мытаря (память 22 сентября): «В Африке жил жестокосердый и немилостивый мытарь (сборщик налогов), по имени Петр… Однажды Петр вел осла, навьюченного хлебами для княжеского обеда. Нищий стал громко просить у него милостыни. Петр схватил хлеб и бросил его в лицо нищему и ушел… Спустя два дня мытарь расхворался так сильно, что даже был близок к смерти, и вот ему представилось в видении, будто он стоит на суде и на весы кладут его дела. Злые духи принесли все злые дела; светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, и посему они были печальны… Тогда один из них сказал: «Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который оне подал ради Христа два дня тому назад, да и то поневоле». Они положили хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону».
Опять же в древности преп. Исаак Сирин говорил, что Бога не стоит именовать «справедливым», ибо судит Он нас не по законам справедливости, а по законам милосердия, а уже в наше время английский писатель К.С. Льюис в своей философской сказке «Пока мы лиц не обрели» говорит: «Надейся на пощаду – и не надейся. Каков ни будет приговор, справедливым ты его не назовешь. – Разве боги не справедливы? – Конечно, нет, доченька! Что бы сталось с нами, если бы они всегда были справедливы?»
Итак, на Суде мы предстанем пред Тем, чье имя – Любовь. Суд — встреча со Христом.
Чтобы не быть заложником у своих грехов, человек призывается к покаянию.
В покаянии человек отдирает от себя свое дурное прошлое. Если ему это удалось – значит, его будущее будет расти не из минуты греха, а из минуты покаянного обновления. Отдирать от себя кусочек самого себя же – больно. Иногда этого смертельно не хочется. Но тут одно из двух: или то мое прошлое пожрет меня, растворит в себе и меня и мое будущее, и мою вечность, или же я смогу пройти через боль покаяния. «Умри прежде смерти, потом будет поздно» – говорит об этом один из персонажей Льюиса
Хочешь, чтобы Встреча не стала Судом? Что ж, совмести в своем совестном взгляде две реалии. Первое: покаянное видение и отречение от своих грехов; второе: Христа, перед Ликом Которого и ради Которого должно произнести слова покаяния. В едином восприятии должны быть даны – и любовь Христа и мой собственный ужас от моего недостоинства.
Но все же — Христова любовь – больше… Ведь Любовь – Божия, а грехи – только человеческие… Если мы не помешаем Ему спасти и помиловать нас, поступить с нами не по справедливости, а по снисхождению – Он это сделает.
www.vlsobor.com
Страшный суд. Семь впечатляющих произведений искусства на библейский сюжет
АиФ.ru рассказывает о том, как евангельский сюжет повлиял на мировое искусство.
АиФ.ru предлагает вспомнить самые впечатляющие произведения искусства, в которых звучит тема конца времён.
Триптих Иеронима Босха «Страшный суд» (1504)
В центре самого масштабного из уцелевших произведений Босха можно видеть сцену Страшного суда — причём грешников на картине гораздо больше, чем праведников. На левой створке изображён практически «пустой» рай, на правой — переполненный людьми ад. Кстати, современники Босха предполагали, что он действительно мог видеть чудовищ из преисподней — так зрители объясняли огромную силу воздействия триптиха.
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (1537–1541)
Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Художник решил отойти от традиционной иконографии — например, его ангелы не имеют крыльев, а Христос окружён не апостолами, а полусотней различных персонажей. Фреску можно композиционно разделить на три части: в верхней изображены летящие ангелы, которые несут символы Страстей Христовых; в центре расположены Дева Мария и Христос в окружении святых, пророков, героев Ветхого Завета; а в нижней части зрители наблюдают конец времён: ангелы играют на трубах, грешники отправляются в ад, праведники восходят на небо. В итоге размер грандиозной фрески составил 13,7×12,2 метра.
Джузеппе Верди для солистов, хора и оркестра «Реквием» (1874)
В «Реквиеме» теме Страшного суда посвящена одна из семи частей — Dies irae (лат. «день гнева»), а на протяжении действия мотивы Dies irae повторяются ещё несколько раз. Кстати, Верди посвятил сочинение своему кумиру — писателю Алессандро Мандзони.
Сон Ивана Тургенева «Конец света» (1878)
Несмотря на то, что автор определил жанр своего творения как сон и описал всё с присущим ему реализмом, «без прикрас», читать произведение всё равно немного жутковато:
«– Гляньте! гляньте! земля провалилась!
Точно: прежде перед домом была равнина, а теперь он стоит на вершине страшной горы! Небосклон упал, ушёл вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая, чёрная круча.
Мы все столпились у окон… Ужас леденит наши сердца.
– Вот оно… вот оно! — шепчет мой сосед.
И вот вдоль всей далёкой земной грани зашевелилось что-то, стали подниматься и падать какие-то небольшие кругловатые бугорки.
«Это — море! — подумалось всем нам в одно и то же мгновенье. — Оно сейчас нас всех затопит… Только как же оно может расти и подниматься вверх? На эту кручу?»
И, однако, оно растёт, растёт громадно… Это уже не отдельные бугорки мечутся вдали… Одна сплошная чудовищная волна обхватывает весь круг небосклона.
Она летит, летит на нас! Морозным вихрем несётся она, крутится тьмой кромешной. Всё задрожало вокруг — а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и тысячегортанный, железный лай…
Га! Какой рёв и вой! Это земля завыла от страха…
Конец ей! Конец всему!
Мальчик пискнул ещё раз… Я хотел было ухватиться за товарищей, но мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила чёрной, льдистой, грохочущей волной!
Темнота… темнота вечная!
Едва переводя дыхание, я проснулся».
Отрывок из произведения Ивана Тургенева «Конец света»
Стихотворение Дмитрия Мережковского «Страшный суд» (1886)
Поэт Мережковский, один из основателей русского символизма, описал начало апокалипсиса так:
Семь ангелов, полны угрозой величавой,
Взмахнули крыльями, и Первый затрубил, —
И пал на землю град, огонь и дождь кровавый
И третью часть лесов дотла испепелил.
Под звук второй трубы расплавленная глыба
Была низринута в морскую глубину:
Вскипела треть пучин, и в них задохлась рыба,
И кровь, густая кровь окрасила волну.
И Третий затрубил, и с грохотом скатилась
Ефрат огромная звезда,
И в горькую полынь внезапно превратилась
В колодцах и ключах студёная вода.
Четвёртый затрубил, — и в воздухе погасла
Треть солнечных лучей и треть небесных тел;
Как над потухшими светильнями без масла,
Над ними едкий дым клубился и чернел.
Откинув голову, с огнём в орлином взоре,
Блестящий херувим над миром пролетел
И страшным голосом воскликнул: «Горе, горе. »
И Пятый затрубил, и слышал я над бездной,
Как шум от колесниц, несущихся на бой;
То в небе саранча, гремя бронёй железной
И крыльями треща, надвинулась грозой.
Вождем её полков был мрачный Абадонна;
Дома, сады, поля и даже гладь морей, —
Она покрыла всё, и жалом скорпиона
Высасывала кровь и мозг живых людей.
Отрывок из стихотворения Дмитрия Мережковского «Страшный суд»
Стихотворение Фёдора Сологуба «Когда настанет Страшный суд» (1898)
Тема апокалипсиса звучит во многих произведениях символиста — например, в романе «Мелкий бес». Также Сологуб «пугает» своих читателей жуткими картинами в лирике:
Как настанет Страшный суд,
Никого уж не спасут
Воздыханья да молитвы.
Видишь, демоны глядят, —
Ждёт расправы весь их ад,
Словно волки — лютой битвы.
Быть и нам у них в когтях,
Коль забудем Божий страх,
На миру осуетимся,
Убежим от Божьих паств,
И сластьми житейских яств
Через меру насладимся.
Шоу Паоло Мичике «Судный день»
Итальянский режиссёр, вдохновившись библейским сюжетом, создал целое шоу: в нём принимают участие оперные певцы, хор и симфонический оркестр, исполняющий «Реквием» Верди. Одновременно зрители наблюдают световые динамические проекции, основой для которых стала фреска Микеланджело «Страшный суд». По замыслу Мичике, персонажи эпохи Возрождения «оживают» в трёхмерной инсталляции под музыку Верди. Постановку одобрил Папа Римский.
www.aif.ru
Страшный суд в картинах и иконах
О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:
Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.
Страшный суд. Иероним Босх
Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: “придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”.
Тогда праведники спросят Его со смирением: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?”
Царь же скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне”.
Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896
Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”.
Тогда и они скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?”
Но Царь скажет им: “истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне”.
Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд
Страшный суд. Джотто. Фрагмент
И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Страшный суд. Джотто
Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд.
Пизано Джованни. Страшный суд. Рельеф кафедры собора в Пизе.
Страшный суд. Стефан Лохнер
Страшный суд. Ганс Мемлинг
Страшный суд. Микеланджело Буанарроти
Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции
ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов.
Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.
Икона”СТРАШНЫЙ СУД”XIV века. Москва, Музеи Кремля.
Икона”СТРАШНЫЙ СУД” Украина. ? век
Икона”СТРАШНЫЙ СУД” XVI век. Украина.
Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.)
Икона”СТРАШНЫЙ СУД”Польша, конец XVI – начало XVII вв.
Страшный суд. Середина XVI в.
Страшный суд. 1580 г.
Страшный суд. Середина 15 в.
Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века.
Cтрашный (Последний) суд. Польша, икона XVII в.
Второе пришествие.Греция.Около 1700 г
Страшный суд. 17 в. Фреска
Страшный суд Румыния, подписана 1899 г
Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения.
Страшный суд. Украина
Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век
Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка
Миниатюра Синодика XVII в.
Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор.
Страшный суд. 18 век. Поволжье
В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг.
Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 31-46.
Текст: протоиерей Серафим Слободской
www.pravmir.ru
Исторические и паломнические туры по Святой Земле (и не только)
Мы всегда рады нашим гостям
Картина Страшного Суда в Монастыре Святых Апостолов
На берегах Галилейского моря, там, где когда-то располагался библейский Капернаум – неточная передача словосочетания Кфар Нахум (Деревня Наума, ивр.) – стоит греческий православный монастырь Святых Апостолов (Ιερα Μονη Αγιων Αποστολων Εν Καπερναουμ).
Храм монастыря Святых Апостолов в Капернауме (ru.wikipedia.org)
Начало его строительства относится к концу 19 в., когда Иерусалимский Патриархат приобрёл здесь участок земли. В отличие от типичных для Греции синих, капернаумские купола красные, правда со временем цвет поблёк, и они стали розовыми. В 1925 г. по благословению Патриарха Дамиана (Δαμιανός) была открыта церковь, где службы проводились до начала Войны за независимость (1948), когда в соответствие с конвенцией ООН и новыми границами монастырь оказался на «ничейной» земле и был заброшен вплоть до 1969 г., когда Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) вернула монастырь патриархату, и жизнь в нём стала оживать. Новым толчком к восстановлению монастыря послужило назначение сюда в 1991 г. смотрителем, остающегося до сегодняшнего дня единственным насельником, монаха Иринарха (Εἰρήναρχος) из области Македония в Северной Греции. Несмотря на финансовые трудности, о. Иринарх начал широкомасштабные работы по реставрации церкви. Начиная с 1995 г., в сотрудничестве с греческим иконописцем Константином Дзумакисом ведётся обновление интерьеров храма. С этой целью мастер-живописец и отец-смотритель перелистали десятки книг и альбомов, посетили множество монастырей и церквей на Балканах.
Капернаум. На переднем плане – братья Дзумакисы (2012)
Вот, что говорил о. Иринарх в 2008 г. в интервью русским журналистам:
Внутри храма можно видеть росписи с изображением евангельских сцен, таких как Исцеление бесноватого, Явление Христа ученикам на Тивериадском озере, Воскрешение дочери Иаира, Хождение по водам, Усмирение бури, Чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами, Исцеление расслабленного и др. Студенты и преподаватели колледжей и университетов, в которых изучается иконопись и византийская культура, приезжают сюда за опытом. В 2000 г. израильское Министерство связи издало специальную марку с изображением храма. Часть икон – русские, полученные о. Иринархом в дар от гостей обители.
Особое внимание гостей привлекает занимающая всю западную стену картина Страшного Суда, когда Христос в ходе своего Второго пришествия будет судить живых и мертвых, законченная К. Дзумакисом в 2000 г.
Капернаум. Страшный Суд (взято из интернета)
Во время Первого пришествия Иисус принимает образ уничижённого Сына человеческого:
Во Втором пришествии Он будет Царем-победителем:
Лучше понять сцены Страшного суда в изображении К. Дзумакиса помогут Книга пророка Даниила, Откровение Иоанна Богослова, иконографическая традиция [2,3] , беседы теолога и поэта 4 в. Ефрема Сирина (Ο Εφραίμ ο Σύρος) [4] , Евангелие от Матфея (Гл. 19, 24 и 25), апокрифические тексты, такие как «Хождение Богородицы по мукам» [5] и т.п.
Размещение картины на западной, противоположной к алтарю, стене храма неслучайно. Выходя из церкви, верующий видит сцену Страшного суда последней. Это напоминание о том, что ждёт мир в Конце дней и намёк на «правила поведения», которых следует придерживаться, чтобы достойно на этом суде выглядеть. В земной жизни мы выбираем свое будущее, где окажемся – одесную Бога или ошуюю:
«Где обрящуся азъ», – начертано на свитке одного из персонажей фрески Страшного суда в храме Михаила Архангела в Пущино (кон. 20 в.) [6] .
К. Дзумакис изобразил Иисуса, сидящим сверху в центре в кресле Судии. Внизу, по его правую («хорошую») сторону находится рай, а по левую («плохую») – ад. Справа и слева от Спасителя, соответственно, Богоматерь и Иоанн Креститель в жесте молитвенного заступничества. Это традиционная деисусная (δέησις) композиция. Считается, что Мария молится за души праведников, а Иоанн – за нечаянно согрешивших. Иногда Иоанна изображают более озабоченным, поскольку он молится о душах тех, чьи шансы на положительный приговор невелики. Рядом с Христом сидят Двенадцать апостолов. Ближайшие – Пётр в золотом плаще справа и Павел в голубом слева. За апостолами – множество ангелов. Изображение апостолов в качестве судей следует из Нового Завета:
В этом же Евангелии о Страшном Суде рассказывается так:
Среди апостолов есть Павел и отсутствует, по-видимому, Матфи́й (Ματθίας) – один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место Иуды Искариота. Под креслом Судии – напоминание о казни: крест, терновый венец, четыре гвоздя и трость с губкой и уксусом:
Ещё ниже, на столе, похожем на колыбель, лежит книга, возможно Библия или упоминаемая в Откровении «Книга за семью печатями». О присутствии Книги на страшном суде говорится и у пророка Даниила:
Книга Даниила распечатывается в Откровении Иоанна:
Ниже Книги – изображение правой («хорошей») руки Господней, держащей весы. В её ладони – души праведников в виде запелёнутых младенцев. Это иконографическая традиция; аналогичную картину можно видеть в Пущино:
Семь человек в касках около стола символизируют «все народы», поскольку число семь в восточной традиции означает бесконечность. Не случайно в Евангелии мы встречаем вопрос Петра:
На что Иисус отвечает:
что подчёркивает важность милосердия для тех, кто хочет войти в Царство Небесное.
За столом с Книгой стоят херувимы – особые ангелы, оберегавшие Ковчег завета в иудейском Храме:
По обе стороны от весов в молитвенных позах изображены немолодые мужчина и женщина. Это Адам и Ева, совершившие «первородный (прародительский) грех», вина и последствия которого переходят на всех живших или живущих на земле людей. Однако ситуация поправима:
В послании апостола Павла сказано:
На одной чаше весов находятся добрые дела, на другой – прегрешения; и те, и другие в форме свитков. Бес повис на чаше с грехами, но склонить её в сторону ада ему не под силу. Души, отправленные в ад идут налево, а попадающие в рай – направо, ангелы встречают их объятиями.
Если присмотреться, то над головами ангелов можно заметить ленточки, а точнее, завязки от ленты в волосах, называемые по старославянски «тороцы». Это иконографическая традиция изображения ангелов. Поскольку завязки напоминают антенны, то в последнее время им стали придавать ещё одно значение, и говорить, что ангелы внемлют нашим молитвам.
За спиной Адама стоят апостолы, среди которых Пётр в золотом плаще и Павел в голубом. За ними – пять облаков, на которых изображены группы людей.
На первом, если смотреть сверху вниз, показаны «отцы церкви», т.е. клирики, заложившие основы богословия: Иоанн Златоуст (ок. 347–407), Василий Великий (ок. 330–379) и Григорий Богослов (329–389), основная часть литературного наследия которого: собрание 45 бесед («слов»).
Ни один из греческих отцов Церкви не оставил столь обширного лит. наследия, как Иоанн Златоуст – почти 900 сочинений. За редкий дар красноречия его нередко называли Златословным (Χρυσορρήμων) и Златоструйным (Χρυσορρόας), с сер. VI в. за ним закрепилось прозвание Златоуст (Χρυσόστομος). Большинство сочинений представляют собой стенографированные и отредактированные устные проповеди (более 700). По тематике они разделяются на группы: догматико-полемические, в том числе 8 Слов (проповедей) «против иудеев», экзегетические, пастырские и катехизические, нравственно-аскетические, праздничные, энкомиастические (хвалебные), автобиографические, на разные случаи. Ему принадлежат трактаты догматического, пастырского и нравственно-аскетического содержания, письма и церковные документы – послания, постановления, указы, составленные во время архиерейского служения.
На картине выделяется Василий Великий с длинной тёмной узкой бородой – ему традиция приписывает составление одноименной литургии и авторство многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Св. Василий был поборником киновии (общежительного монашества), епископом Кесарии Каппадокийской, убеждённым аскетом и борцом с арианством. [9] Он – родной брат Григория епископа Нисского (ок. 335–после 394).
На расположенных ниже «облаках» изображены святые старцы, святые мученицы, святые праведницы, и, наконец, пророки и патриархи.
В левом нижнем углу мы видим окружённый стеной райский сад, перед закрытыми вратами которого согласно Библии стоит охранник-херувим:
Слева, чуть в стороне от небесных врат сидит Авраам, прижимающий к груди души праведников. Многие стремятся к нему на колени. Полуобнажённый человек держит крест. Это «добрый разбойник», распятый по правую сторону от Иисуса; евангелист Лука упоминает о его покаянии:
Св. Иоанн Златоуст писал, что
В центре райского сада видим сидящую Богородицу, над головой которой буквы ΜΡ ΘΥ – сокращение греческой фразы «Матерь Божия» (Η Μητέρα του Θεού).
К вратам рая подходит процессия праведников, во главе которой апостолы Павел и Пётр, держащий ключи от Царства небесного, полученные им в Кесарии Филипповой (Баниасе):
Из-под кресла Иисуса вытекает огненная река, заканчивающаяся в пасти чудовища. Река – одна из иконографических традиций:
О реке говорится, например, в Книге пророка Даниила, в апокрифе Хождение Богородицы по мукам и в древнем псеводоэпиграфе (сборники видений, приписываемых патриархам) Книге Еноха (Эноха), эсхатологическом рассказе о том, что открылось Эноху на небесах, когда «Бог взял его», согласно библейской цитате:
В книге говорится, как Энох, покидая обыденный мир, движется к божественному Престолу, перемещаясь с уровня на уровень. Его проводят в небесный чертог, где, как в Святилище («Хейхале»), много херувимов, а затем в следующий, большего размера, небесный прототип Святая Святых («Двира»). [12] Здесь патриарх увидел
Книга Эноха содержит фрагменты будущей иконографии Страшного суда: престол «Великого во славе» и «реки пылающего огня».
В некоторых случаях огненная река увлекает грешников, как например в мозаике Собора Вознесения Богоматери (Cattedrale di Santa Maria Assunta) (12 в.) на острове Торчелло в Венецианской лагуне:
Можно упомянуть о предании, ассоциирующем огненную реку с потоком Кидрон и долиной Иосафата в Иерусалиме (местом Страшного суда согласно пророку Иоилю):
Об этом говорят, например, Евсевий Кесарийский (Eusebius of Caesarea) и Путник из Бордо (Pilgrim of Bordeaux) (333) [14]
Взглянем на правую часть картины. Внизу мы видим две части ада, между которыми нет особого различия – это общепринятая иконография (догмат о чистилище православие не признаёт).
На переправе через огненную реку восседает Сатана, на коленях у которого Иуда Искариот, что соответствует традиции:
Помимо этого высказывается мнение, что Сатана на картине К. Дзумакиса – это Маммона, один из «семи князей тьмы». Маммона, по мнению средневекового учёного-иезуита Петера Бинсфельда (Peter Binsfield) (1589), олицетворяет алчность. [16] Слово «маммона» употребляется евангелистами Матфеем и Лукой:
Принято считать, что маммона – это богатство, но цитата из Луки позволяет думать, что слово, возможно, образовано от арамейского корня «амн» («доверять», «поверять»). В таком случае использование слова «маммона» для обозначения падшего ангела, как это делают, например, Мильтон в Потерянном рае (I, 678) и Э.Спенсер в Королеве фей (II, VII, 8), неправомерно» [17]
В самом верху картины справа от истока реки спит пророк Даниил.
Книга Даниила разделяется на две части: историческую (1-6 гл.) и пророческую (7-12 гл.). В 7-й главе предвещается падение Вавилона и последующая смена четырех «жестоких» царств («видение четырех животных») : вавилонского, мидо-персидского, македонского (греческого) и римского, за которыми грядет вечное пятое. Толкование сна сходно с толкованием сна Навуходоносора во 2-й главе с отличием, что здесь появляется мотив суда и возмездия, и указывается, что пятое царство будет царством народа «святых Всевышнего»:
Сказочные звери и птицы, поедающие человеческие мясо и кости – дань православной традиции (Хождение Богородицы по мукам и др.):
Есть и противоположная точка зрения: звери отдают когда-то поглощённых ими людей:
Сочетание огненной реки, животных и царств из пророчеств Даниила, а также картин ада можно видеть на Афоне в трапезной Лавры Св. Афанасия и монастыре Ватопед (нач. 18 в.):
Рядом со спящим Даниилом нарисован летящий ангел, держащий белое полотно с солнцем и луной. Это небеса свернутые в виде свитка:
О подобном повествует и Ефрем Сирин:
Аллегорическую женщину, едущую на льве подобно изображённой в монастыре Ватопед, мы видим и здесь – это богиня Земли Гея (Γαία). Ниже – Даниил с традиционной для иудея коробочкой для молитв (тфилином или филактерием) на голове, а под водой – богиня моря Таласса (Фаласса, θάλασσα). Над Даниилом – ангел, являющий ему видения, а сам пророк изображён без бороды, поскольку в неканонической традиции считается «отроком» («Видение отрока Даниила») [22]
Гея и Таласса нечужды византийскому искусству – в христианство обращались люди хорошо знакомые с греческой мифологией, и языческие образы были для них привычны; на Суд должно предстать всё, что находится на Земле и под водой:
В музее русской иконы в городе Клинтон (штат Массачусетс, США), о котором мне рассказала читательница Н.Майко, есть похожая икона Страшного суда.
Икона Страшного Суда из музея в Клинтоне (США). Фото: Н.Майко (резолюция уменьшена по просьбе автора)
Иконы покупал владелец, Гордон Лэнктон (Gordon Lankton). Они, в основном, 16-17 вв., есть немного 18 в., имеются несколько реплик с икон Андрея Рублева.
На американской иконе мы также видим деисусную композицию, вершащего суд Христа в окружении апостолов, молящихся Адама и Еву, руку Господнюю с весами (в центре) и Сатану, держащего на коленях Иуду Искариота с мешком серебрянников (в огнях пламени в правом нижнем углу). На клинтоновской иконе Сатана имеет крылья. Он восседает верхом на сказочном рогатом и крылатом животном, навеянном, возможно, Книгой Даниила. Новым также является выползающий из пламени и направляющийся к центру картины змей («червь») с двадцатью утолщениями на теле. Эти утолщения символизируют «двадцать мытарств», на основе которых Христос будет судить людей. Каждое из них подписано на славянском языке.
Описание «двадцати мытарств» из музея в Клинтоне (фото Н.Майко)
«Мытарства» – начиная от головы змея в сторону хвоста – перечислены в следующем порядке:
1. Ложь
2. Скупость
3. Ябедничество
4. Празднословие (сплетничание)
5. Гнев
6. Богохульство
7. Чревоугодие
8. Пьянство
9. Хула (злоба, зависть)
10. Сквернословие
11. Прелюбодение
12. Сластолюбие (досл. Любодеяние)
13. Насильничание
14. Тщеславие
15. Сребролюбие
16. Себялюбие (досл. Самолюбие)
17. Отчаяние
18. Убийство
19. Хвастливость (досл. Сладолюбие)
20. Гордость
В религиозной литературе и интернете есть разнообразные ссылки на тему «двадцати мытарств». Один из списков приведён, например, в «Исповеди по двадцати мытарствам». [24] Здесь есть «содомский грех», «лихоимство» и некоторые другие проступки в явном виде отсутствующие на «клинтоновской» иконе. Иконография Страшного суда имеет общие черты и в то же время многообразна.
www.tsaritsyn-tours.com