Кабмин готовится к самой масштабной налоговой реформе за последние годы
Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что эти меры позволят обеспечить выполнение майского указа президента, поддержать рост экономики и стимулировать развитие малого бизнеса
Правительство России готовится к самой масштабной за последние годы налоговой реформе, предполагающей отмену и упрощение «сложных» налогов и одновременный перенос нагрузки на более простые косвенные налоги. Об этом сообщает ТАСС.
На скорейшем внесении соответствующих законопроектов в Госдуму настоял глава кабмина Дмитрий Медведев. По словам премьера, запланированные налоговые меры позволят обеспечить выполнение майского указа президента по достижению целей развития, поддержат экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Об этом Медведев сказал на заседании, состоявшемся сегодня, 14 июня.
Наиболее существенными изменениями станут повышение ставки НДС на два процентных пункта – до 20%, налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, отмена налога на движимое имущество и налогового режима для консолидированной группы налогоплательщиков, а также заморозка всех страховых взносов на уровне 30%.
По словам главы Минфина Антона Силуанова, готовящийся пакет содержит набор решений по компенсации эффекта от повышения НДС и снижению налоговой нагрузки.
По мнению экспертов, изменения могут привести к скачкам инфляции и поднятию ключевой ставки Центробанка из-за повышения НДС. Но представители власти уверяют, что негативное влияние налоговых мер будет несущественным, в отличие от позитивных изменений: снижения налоговой и административной нагрузки на малый бизнес и отмены механизма КГН. При этом планируется, что после реализации реформы с 2019 года налоговая система не будет меняться в течение шести лет.
www.aif.ru
Правительство готовит предложения по будущему налоговой системы России
НОВО-ОГАРЕВО, 17 апр — РИА Новости. Правительство РФ про поручению президента России Владимира Путина готовит предложения по будущему налоговой системы, сообщил на встрече с главой государства премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Cейчас мы по вашему поручению готовим предложения на будущее, каким образом могла бы выглядеть налоговая система в последующий период», — сказал Медведев.
Он отметил, что правительство по поручению президента, несмотря на «несмотря на довольно значительные трудности, которые были в последние годы в экономике», сохраняет мораторий на увеличение налогов.
«Что, на мой взгляд, очень важно для бизнеса, несмотря на всякие разные предложения: давайте одни налоги поднимем, другие поднимем, для того, чтобы ликвидировать какие-то проблемы. Мы на это не пошли. Мне кажется, это очень важно просто для нормального, стабильного инвестиционного климата в стране», — добавил премьер.
При этом Шувалов заявлял, что внутри правительства РФ еще нет единого понимания относительно предложенного Минфином налогового маневра. Позже Путин отметил, что преждевременно обсуждать в СМИ налоговые изменения до выработанного решения.
Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.
© 2018 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Анисимов А.С.
Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
- не соответствует тематике страницы;
- пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
- нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
- содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
- содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
- содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
- нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
- содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
- содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
- преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
- имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
- содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
- рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
- содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
- является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
- автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
- автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
- автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
- Тема – восстановление доступа
- Логин пользователя
- Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
- банки;
- депозитарии;
- брокеры;
- управляющие компании;
- прочие инвестиционные компании, ведущие деятельность на организованных рынках для или за счет клиента;
- страховые компании.
- наименование (имя) владельца счета, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика, а также дату и место рождения (если владельцем является физическое лицо);
- суммы процентов, зачисленных на счет за отчетный период;
- баланс счета по состоянию на конец отчетного периода.
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru
В письме должны быть указаны:
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
ria.ru
Что нам готовит НДД?
Позволит ли новая реформа существенно снизить не только налоговую, но и административную нагрузку на экономику нефтегазовых проектов
Необходимость быстрой реакции на изменения в нефтяной отрасли, включая разработку новых подходов к ее налогообложению, которые позволят создать стимулы для освоения новых месторождений и добычи углеводородного сырья, обсуждается уже не первый год. Но позволит ли новая реформа существенно снизить не только налоговую, но и административную нагрузку и оказать благоприятный эффект на экономику нефтегазовых проектов с самых ранних этапов реализации?
Долгий путь к НДД
Сама идея о налоге на дополнительный доход (НДД) появилась еще в начале 2000-х годов, когда велись обсуждения того, какую налоговую модель выбрать для налогообложения добывающего сектора. Итогом стало введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – на тот момент основной задачей было организовать простое и понятное администрирование налога, любые сложности в этом процессе могли привести к злоупотреблениям.
Однако уже в 2012 году – на фоне снижения темпов роста добычи углеводородного сырья (с 1-2,2% в период 2008-2013 годов до 0,5% в 2014 году), сокращения среднего дебита действующих и новых скважин, роста их обводненности, а также увеличения доли неэксплуатируемого распределенного фонда недр – началось активное обсуждение необходимости замены текущего НДПИ на новую систему налогообложения на основе финансового результата.
В условиях стабильно высоких мировых цен на нефть вплоть до 2015 года указанная инициатива считалась неактуальной.
Однако на фоне экономического кризиса, санкций и ухудшения структуры запасов нефти требовалась законодательная инициатива, которая позволила бы не только соблюсти баланс между интересами бюджета страны и интересами нефтяного бизнеса, но также и привести к значительному вкладу инвестиций в нефтегазодобывающую отрасль.
Результатом данной работы стал представленный в 2016 году Министерством финансов РФ проект налога на дополнительный доход (НДД).
Предполагалось, что законопроект может быть принят в конце 2017 года (внесен в Госдуму 27 ноября 2017 года) и вступить в силу с начала 2018 года в виде эксперимента для пилотных проектов, однако по итогам обсуждения законопроекта в рамках совещания «О развитии нефтяной отрасли в Российской Федерации» правительства РФ в ноябре 2017 года было принято решение отложить его введение на 2019 год. По словам представителей Минэнерго, предполагается, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале 2018 года и вступит в силу с 1 января 2019 года.
Что обещают нефтегазовому сектору?
По мнению правительства РФ, налог на добавленный доход от добычи УВС станет гибким механизмом, который позволит запустить пилотные проекты на ряде месторождений, которые в настоящий момент имеют непривлекательную экономику.
Фактически государство предлагает до момента окупаемости проекта сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем она установлена при действующем НДПИ, что позволит сократить объемы и сроки кредитов под каждый проект, повысить рентабельность и быстрее выйти на самоокупаемость.
Новый налог сможет применяться не на всех месторождениях, а только на определенных новых и зрелых, в том числе относящихся к ТРИЗ. Характеристики таких месторождений, к которым может быть применен НДД, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Группы месторождений, к которым может быть применен НДД
m.oilcapital.ru
Правительство готовит самую масштабную за последние годы налоговую реформу
Премьер-министр отметил, что налоговые меры позволят обеспечить выполнение майского указа президента, поддержать экономический рост и стимулировать развитие малого бизнеса
МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Правительство готовится к самой масштабной за последние годы налоговой реформе, которая предусматривает отмену и упрощение «сложных» налогов и параллельный перенос налоговой нагрузки на более простые и понятные косвенные налоги.
«Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят, во-первых, обеспечить выполнение майского указа президента по достижению целей развития и, во-вторых, поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства», — заявил на заседании 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев. Он настоял на скорейшем внесении соответствующих законопроектов в Госдуму.
Как в России предлагали изменить НДС. Досье
Самыми значимыми переменами в налоговой сфере станут повышение ставки НДС на 2 процентных пункта — до 20%, налоговый маневр в «нефтянке», отмена налога на движимое имущество и налогового режима для консолидированной группы налогоплательщиков, заморозка на уровне 30% все страховых взносов.
«Готовящийся налоговый пакет правительства предусматривает набор решений по компенсации эффекта от повышения НДС и снижению налоговой нагрузки», — рассказал о компенсационных мерах первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.
Эксперты опасаются инфляционных скачков и следующего за ними поднятия ключевой ставки ЦБ из-за повышения НДС. Однако представители власти уверены, негативное влияние изменений не будет существенным. А вот позитивные изменения, такие как снижение налоговой и административной нагрузки на малый бизнес, отмену механизма КГН будут существенными. При этом власти обещали, что после реализации реформы с 2019 года налоговая система шесть лет не будет меняться.
Рост НДС и инфляция
«Будет изменена ставка налога на добавленную стоимость. Сейчас базовая ставка НДС — 18%. Предлагается сделать ее 20%. Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены», — заявил Медведев.
В частности, речь идет о пониженных ставках налога в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.
Налог на добавленную стоимость в странах мира. Досье
«Повышение НДС — наименее рискованный вариант с точки зрения роста фискальной нагрузки и негативных последствий для бизнеса и населения. Конечно, будет некоторый всплеск инфляции, но хотелось бы, чтобы правительство и ЦБ удержали ключевую ставку, поскольку от этого зависит ставка для заемщиков. Очень важно удержать инфляцию на уровне не больше 4%», — сказал Шохин ТАСС, комментируя одобренные в четверг кабмином налоговые реформы.
Помощник президента РФ Андрей Белоусов, как и министр финансов, уверен, что ЦБ не придется повышать ключевую ставку в новых условиях, инфляция удержится около целевого показателя.
С критикой роста НДС выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его словам, такое увеличение ставки налога несет риски в первую очередь для перерабатывающей промышленности. «Существует простая цепочка причин и следствий: инвестиции — расширение производства — новые рабочие места — хорошие зарплаты. Но в современной России невыгодно производить: общие издержки компаний растут, рентабельность падает», — отметил он.
Нефтяные маневры
В пакет налоговых законов войдет и маневр в нефтегазовой отрасли. Речь идет об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата. Маневр будет осуществляться в течение шести лет с 2019 года.
«Проводя налоговый маневр, мы, конечно, не можем не учитывать рисков повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ростом цен на топливо сделаны. Чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьезных новаций и соответствующих механизмов», — подчеркнул Медведев.
С 1 июня снижены акцизы на бензин и дизельное топливо. А для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, изменится структуру распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами. Та часть этих поступлений, которая пойдет в региональные дорожные фонды, вырастет, но уменьшится часть, которая раньше шла в федеральный бюджет.
Основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли будут сформированы на следующей неделе, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.
Перемены во благо
Кроме крупных изменений, правительство предусмотрело ряд мер, которые должны упростить налоговую систему и улучшить администрирование налогов. Так, предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм уплаченных предприятием за три года налогов, что дает право на ускорение возмещения НДС с 7 до 2 млрд рублей.
Налог на добавленную стоимость в России. Досье
Предусматривается снижение нагрузки на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС. Так же кабмин намерен отменить сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество.
«Мы будем и дальше снижать административную нагрузку на предпринимателей, в том числе на малых предпринимателей. Решение о создании условий по улучшению администрирования и снижении административной нагрузки позволит нам снизить налоговую нагрузку и административную нагрузку на самозанятых, индивидуальных предпринимателей», — сказал Силуанов.
Бесповоротный отказ от КГН
Еще одна мера, которая должна упростить работу бизнеса, это отмена контроля за трансфертными ценами внутри страны. Контроль за трансфертным образованием был введен в РФ в 2012 году. Тогда ФНС поручили контролировать цены сделок между компаниями внутри холдингов, которые могли существенно отличаться от рыночных цен. Такие перемены должны существенно снизить административную нагрузку на бизнес и сократить отчетность в Федеральную налоговую службу, уверены эксперты.
В связи с этим кабмин решил отказаться с 2023 года от налогового режима консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), используемых российскими холдингами. КГН является добровольным объединением организаций, которое создается для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы. В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе такие крупнейшие российские компании, как «Роснефть», «Северсталь», «Газпром», «Лукойл», «Новатэк» и «Мечел».
Силуанов: повышение НДС до 20% принесет бюджету дополнительно 600 млрд рублей в год
Глава РСПП надеется, что кабмин и ЦБ удержат инфляцию на фоне роста НДС в пределах 4%
Кудрин объяснил повышение НДС потерей доходов бюджета от падения цен на нефть с 2014 года
Основные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли сформируют на следующей неделе
«Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков», — отметил Медведев.
В 2014 году, когда вводился институт КГН, некоторые губернаторы обратили внимание правительства на то, что из-за введения КГН поступления в региональные бюджеты от налога на прибыль снизились, и предложили отменить такую схему налогообложения.
Тогда с региональными руководителями не согласился Минфин, по расчетам которого от введения механизма консолидированной группы налогоплательщиков выиграли 53 региона, а более половины потерь пришлось на Москву и Ханты-Мансийский автономный округ. Тем не менее было принято решение ввести мораторий на создание новых КГН до 1 января 2016 года, потом мораторий был продлен до 2018 года.
22% по пенсионным взносам навсегда
Еще одним важным решением, которое давно ждал бизнес, стала фиксация на нынешнем уровне страховых взносов. Сейчас общая ставка страховых взносов для работодателей составляет 30% (из которых 22% направляются в ПФР, 2,9% и 5,1% — в ФСС и ФОМС). Ставка в 30% является льготной, и по идее с 2021 года она прекращает действовать, нагрузка вырастает до 34%. Впрочем, Силуанов дал понять, что льгота, скорее всего, будет продлена.
«Правительство также предлагает на бессрочной основе зафиксировать тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины», — пояснил Силуанов.
Ранее неоднократно звучали призывы вернуться от системы страховых взносов к единому социальному налогу, однако кабмин дал понять, что пока не отказывается от страховой системы.
До 2010 года сбором единого социального налога (ЕСН) занималась Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно с Пенсионным фондом России (ПФР), но после его замены на страховые взносы эти полномочия перешли к ПФР (также собирает взносы на медицинское страхование) и Фонду социального страхования. С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование перешло к Федеральной налоговой службе. Именно тогда и возобновились разговоры о возврате к ЕСН.
tass.ru
Налоги как неизбежность: что день грядущий нам готовит?
Еще совсем недавно фраза «Неизбежны только смерть и налоги», приписываемая Бенджамину Франклину, в части, относящейся к налогам, у многих вызывала улыбку. Однако мероприятия, осуществляемые в последние годы отдельными странами как самостоятельно, так и в рамках международного сотрудничества на различных уровнях (G20, ОЭСР, ЕС), заставляют серьезно задуматься о том, так ли уж был неправ Франклин, как нам казалось.
Текст: Владислав Горобинский
Размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибыли
Привычная нам современная система налогов начала складываться после Второй мировой войны. Например, налог на добавленную стоимость (НДС) впервые появился во Франции в 1954 году. Но, видимо, не зря автором приведенной выше цитаты был один из отцов-основателей США. Ведь именно США, не придумывая каких-либо новых налогов и обходясь без НДС, приложили массу усилий, чтобы обеспечить максимальную собираемость налогов с американских налогоплательщиков. Доставившие столько проблем крупному российскому бизнесу в прошлом году правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК) впервые появились в Кодексе внутренних доходов США в 1962 году. Своим появлением правила о КИК обязаны американским предпринимателям, пытавшимся избежать крайне высоких налогов у себя на родине путем создания иностранных дочерних компаний в низконалоговых юрисдикциях, в которых отсутствует налог на прибыль, и формирования прибыли у таких компаний. В настоящее время этот, а также любые другие способы, посредством которых прибыль не облагается соответствующим налогом или не платятся какие-либо другие налоги, известны как размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS). Служба внутренних доходов США, конечно же, не могла позволить налогоплательщикам уменьшать свои налоги, что и привело к появлению правил о КИК. Эти правила определяют, в каких случаях доход дочерних компаний может быть приравнен к доходу контролирующего акционера и обложен соответствующим налогом в стране нахождения акционера.
Идея понравилась многим странам, и они начали ее активно внедрять. В результате в настоящее время почти все экономически развитые страны имеют в своем законодательстве такие правила. Интересно, что уровень владения акциями, необходимый для признания акционера контролирующим, существенно различается. Если в Израиле для признания акционера контролирующим ему достаточно иметь лишь 10% акций, то в Великобритании этот уровень повышается до 25%, а в Германии — до 50%. В Австрии, Латвии, Голландии, Словении и на Мальте вместо правил о КИК используются другие способы борьбы с подобного рода способом ухода от налогов. А вот в Бельгии, Болгарии, Гонконге, Люксембурге, Сингапуре, Швейцарии и на Кипре правила о КИК в настоящее время отсутствуют.
До последнего времени считалось, что проблема размывания налогооблагаемой базы и перемещения прибыли более-менее решена. Однако мировой финансовый кризис 2008 года привел к дефициту бюджета почти всех развитых и развивающихся стран, что поставило на повестку дня вопрос об увеличении собираемости налогов. И, как вскоре выяснилось, глобализация, различные нестыковки в национальном и международном законодательстве, а также налоговые договоренности между отдельными странами и транснациональными корпорациями позволили последним значительно уменьшить размеры уплачиваемых ими налогов.
Так, в августе 2016 года Европейская комиссия потребовала от корпорации Apple доплатить в Ирландии налогов на сумму около 13 млрд евро, поскольку несколько решений властей Ирландии позволили Apple платить от 0,005 до 1% налога на прибыль при том, что общая ставка налога на прибыль в Ирландии составляет 12,5%! Поскольку возможностями, предоставляемыми BEPS, пользуются не только крупные транснациональные корпорации, но и значительно меньшие по размеру компании, да и просто обеспеченные физические лица, общие налоговые потери от BEPS оцениваются минимум в 100—240 млрд долл. США ежегодно. Как неоднократно заявлялось ОЭСР, система международного налогообложения нацелена на предотвращение двойного налогообложения, но она не должна приводить к тому, чтобы налоги не платились вовсе.
В результате на уровне ОЭСР был принят план из 15 пунктов, реализация которого должна существенно уменьшить потери бюджетов стран от BEPS. Этот план считается крупнейшим изменением правил международного налогообложения за последние 100 лет и затронет порядок уплаты налогов в связи с развитием информационных технологий, трансфертного ценообразования, вопросы борьбы с агрессивным налоговым планированием. Среди мероприятий также присутствует автоматический обмен информацией, о котором речь пойдет ниже. Разработчики плана, конечно же, не забыли и правила о КИК.
Необходимо отметить, что план ОЭСР не предусматривает и не предполагает обязательного внедрения правил о КИК во всех странах. Соответствующий документ ОЭСР является не более чем сборником целей, рекомендаций и лучших практик, которыми могут воспользоваться страны, решившие ввести у себя или обновить существующие правила о КИК. Поскольку в России правила о КИК внедрялись параллельно с ходом разработки этого документа, они в настоящее время соответствуют мировой практике, поэтому не стоит ожидать каких-либо принципиальных изменений в них или тем более их отмены. В то же время в других странах активно начался процесс обсуждения возможности введения в национальное законодательство правил о КИК. В январе 2016 года Европейская комиссия выпустила проект директивы, в случае принятия которой во всех 28 странах ЕС появятся правила о КИК. В том, что несмотря на все внутренние проблемы ЕС эта директива будет принята, сомневаться не приходится, поэтому через несколько лет количество стран без правил о КИК станет существенно меньше.
Автоматический обмен информацией о финансовых счетах
После введения правил о КИК США столкнулись с целым рядом проблем: как узнать, что налогоплательщик является контролирующим акционером какой-либо иностранной компании и не открыл ли алогоплательщик счет в иностранном банке, на который зачисляет недекларируемые доходы? Попытки ввести административную и уголовную ответственность за непредоставление соответствующей информации налогоплательщиками успеха не имели, поскольку налогоплательщики ее не предоставляли, а банки других государств не горели желанием рассказывать о своих клиентах и их операциях налоговым органам США. Как известно, швейцарские банки держали оборону и не раскрывали своих клиентов более 40 лет. Кроме того, возможность создания трастов (фондов) позволяла надежно спрятать контролирующих акционеров почти любой компании от налоговых органов.
Проблему пытались решить путем заключения между странами соглашений об избежании двойного налогообложения, которые содержали нормы об обмене информацией между налоговыми органами этих стран. Однако и это не привело к желаемым результатам. Дело в том, что такие соглашения предусматривают обмен между налоговыми органами по отдельным запросам. В результате налоговые органы не могут получить информацию по неограниченному кругу налогоплательщиков. Кроме того, до направления запроса налоговый орган вначале должен выяснить наличие у конкретного лица, подозреваемого в неуплате налогов, зарубежных активов, что означает необходимость проведения предварительного глубокого расследования.
Убедившись в неэффективности существующих способов, США, пользуясь тем, что существенная часть расчетов в мировой экономике осуществляется в долларах США и проходит через американские банки,
в 2010 году приняли закон «О выполнении налоговых требований по зарубежным счетам» (закон FATCA), направленный на борьбу с уклонением от уплаты налогов американскими лицами, владеющими зарубежными активами. Суть закона FATCA достаточно проста: все не американские финансовые институты (банки, брокеры, страховые компании и т. п.) обязаны сообщить в Службу внутренних доходов США о финансовых счетах, прямо или косвенно принадлежащих американским лицам. В случае же невыполнения требований закона FATCA с определенных платежей от источников США, направляемых в неамериканские финансовые институты, должен взиматься штраф в размере 30% от суммы платежа.
Закон FATCA породил огромные юридические проблемы во многих странах. Тем не менее достаточно быстро США и другие страны договорились о том, что в качестве посредников между неамериканскими финансовыми институтами и Службой внутренних доходов США будут выступать национальные налоговые органы. Получив данные от национальных финансовых институтов, налоговые органы затем будут передавать их в Службу внутренних налогов США. Заключенные многими странами с США межправительственные соглашения предусматривают обязанность Службы внутренних доходов США передавать аналогичную информацию налоговым органам других стран. Важно отметить, что в России приняты законы, разрешающие российским финансовым институтам передавать информацию в Службу внутренних доходов США.
В то же время в связи с отсутствием межправительственного соглаше ния между Россией и США ни американские финансовые институты, ни Служба внутренних доходов США не обязаны передавать какую-либо информацию российским налоговым органам.
После того как волна возмущения действиями США спала, стали понятны все преимущества схемы, предложенной законом FATCA. Поэтому не приходится удивляться, что в апреле 2013 года министры финансов Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании заявили о планах организации обмена информацией, взяв за основу соглашения, заключенные с США. Вскоре и ОЭСР выступила с аналогичной инициативой. И чуть более чем через год ОЭСР был утвержден Стандарт для автоматического обмена информацией о финансовых счетах. В соответствии со Стандартом налоговые органы присоединившихся стран получают от финансовых институтов своих стран информацию о финансовых счетах и автоматически передают эту информацию налоговым органам других стран на ежегодной основе не позднее 30 сентября года, следующего за отчетным.
К финансовым институтам, обязанным передавать информацию налоговым органам своей страны, относятся:
Финансовые институты обязаны передавать информацию о любых счетах своих клиентов, на которых учитываются как денежные средства, так и любые финансовые активы клиентов (ценные бумаги, акции, облигации, ноты, бонды, свопы, опционы, фьючерсы, форварды и т. п.). Исключение составляют только некоторые специфичные клиентские счета (пенсионные счета, счета, открытые по решению суда, счета, предназначенные для куплиродажи или аренды недвижимого имущества).
Если речь идет о счете, на котором учитываются денежные средства, то налоговый орган получит от финансового института следующую информацию:
В отношении счетов, на которых учитываются финансовые активы, налоговым органам будет передана информация об общей сумме процентного и дивидендного дохода, полученного владельцем счета от финансового актива, а также доходы от продажи финансовых активов за отчетный год. Стандарт также требует от финансовых институтов выявлять среди владельцев счетов пассивные компании (т. е. компании, получающие большую часть своего дохода от пассивных видов деятельности), устанавливать и раскрывать их бенефициаров, являющихся иностранными резидентами.
Учитывая возможные сложности с идентификацией клиентов по открытым ранее финансовым счетам, Стандарт предполагает, что информация о счетах с остатком менее 250 тыс. долл. США, принадлежащих юридическим лицам, не собирается и не раскрывается. В отношении существующих счетов физических лиц, а также любых новых счетов это ограничение не действует.
В настоящее время уже более 80 стран подписали Многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым делам (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, MC AA). В октябре 2014 года 51 страна, среди которых такие популярные в России юрисдикции, как Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, острова Джерси и Гернси, Мэн, Гибралтар, Сейшелы, Кипр, Латвия, Люксембург, Нидерланды подписали Многостороннее соглашение и решили, что первый обмен информацией между ними произойдет в сентябре 2017 года. Передаваемая информация будет включать данные о финансовых счетах, открытых в финансовых институтах этих стран, по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Россия должна присоединиться к автоматическому обмену информацией в 2018 году. При условии, что Россия успеет в ближайшее время внести достаточно многочисленные изменения в свое законодательство,
в сентябре 2018 года ФНС РФ впервые получит данные об иностранных счетах и активах российских налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года. Интересным является вопрос, сможет ли ФНС РФ в 2018 году получить от налоговых органов стран, начавших обмен информацией в 2017 году, данные за 2016 год? К сожалению, ни в каком документе не содержится ответа на этот вопрос, однако учитывая тесное сотрудничество налоговых органов разных стран между собой, приходится признать, что данную возможность полностью исключать нельзя.
Следующие несколько лет будут крайне волнительными для лиц, контролирующих иностранные компании или имеющих зарубежные активы и счета в иностранных банках. Во-первых, в середине 2016 года в России закончилась экономическая амнистия. Во-вторых, начиная с 2017 года налоговые органы разных стран начнут получать информацию о финансовых счетах от национальных финансовых институтов и автоматически обмениваться ею с налоговыми органами других стран на ежегодной основе. В-третьих, в 2017 году контролирующие лица будут обязаны подать в ФНС РФ информацию о прибыли контролируемых ими компаний за 2015 год.
В-четвертых, в 2016 году физические лица впервые уведомили ФНС РФ об оборотах по своим зарубежным счетам. Таким образом, объем получаемой налоговыми органами информации из разных источников (от налогоплательщиков, от национальных финансовых институтов, от налоговых органов других стран) многократно возрастает, а информационная открытость и прозрачность становятся общемировой тенденцией. Поэтому можно достаточно уверенно предположить, что, разобравшись за 2—3 года с потоком хлынувшей на них информации, налоговые органы начнут предъявлять налогоплательщикам различные претензии в связи с неуплатой ими налогов.
veles-capital.ru