Честь и достоинство

Честь — понятие морального сознания и категория этики; она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются национальная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. Категория чести относится к числу важнейших категорий профессиональной этики. Честь — это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства.

Достоинство — неотчуждаемое качество человека, которым он обладает безотносительно к своему статусу, заслугам, финансовым возможностям. Это одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо. Унижение достоинства личности и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности, являются административными правонарушениями.

Честь и достоинство — категории самооценки и оценки со стороны окружающих, составляющих важное измерение человеческого бытия, его ценностное и смысловое наполнение.

Честь — категория, означающая моральную оценку индивида со стороны общества, а также самооценку человека.

Достоинство — одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Человек, обладающий положительными нравственными качествами, становится ценностью в глазах других людей и в своих собственных глазах. На этих оценках основывается самосознание человека и определяется его идентичность. Значимость человека поднимается или уменьшается в зависимости от того, насколько нравственные ценности стали для него правилами, вошли в его внутренний мир.

Каждый человек желает обладать моральным авторитетом, хочет, чтобы с ним считались и к его мнению прислушивались. Но не каждый этим достоянием обладает. Моральный авторитет — духовная власть и влияние человека на окружающих людей, степень их одобрения и доверия к человеку. В некоторых культурах моральный авторитет рассматривается как главное качество человека, потеря которого означает полное фиаско. Например, в Китае человек больше всего боится «потерять лицо», так как это означает социальную смерть.

Уже в древности существовали различные формы состязаний, выявлявших лучших, например в античном обществе состязались в ораторском мастерстве, спорте, изобразительном искусстве. Лучшим достаются уважение и почет, а также больше жизненных благ. Принадлежность к лучшим осознавалась как ценность. Лучшие — аристократы, худшие — плебеи. Аристократические добродетели имели разнообразное наполнение в разные эпохи и включали мудрость, рассудительность, величавость, великолепие (Аристотель. Никомахова этика). В Древнем Риме распределение статусов осуществлялось римским правом и включало три категории лиц: граждан, обладающих всеми правами, граждан с ограниченными правами и не-граждан, не имеющих никаких прав.

Этот порядок распределения статусов в самом общем виде сохраняется в современном обществе, и распределение статусов происходит соответственно трем группам: индивиды, занимающие самое высокое положение (они осуществляют власть); индивиды, опустившиеся в самый низ; индивиды, не имеющие никакой власти, но и не аутсайдеры (среднее звено). Эта простейшая структура любого сообщества совпадает с делением на основные социальные слои (богатые, бедные, средний класс). В современных индустриально развитых странах средний класс охватывает большую часть населения и обладает разнообразными правами (включая гражданские и политические), позволяющими осуществлять контроль за деятельностью власти. Именно средний класс является главным носителем моральных норм, ценностей и правил.

Верхние слои общества, т.е. структуры, обладающие властью, заинтересованы в том, чтобы сохранить свое положение, и для этого используют все средства, в том числе пытаются убедить всех остальных в своей особой ценности для общества. В случае если их деятельность не соответствует социальным ожиданиям, общество (парод) имеет право на смещение власти революционным путем.

В традиционном обществе моральный авторитет человека и его социальный статус были связаны с его происхождением, знатностью, родовитостью. Власть имущие наделялись сакральным статусом как обладающие врожденным благородством и аристократизмом, а еще раньше — магическими способностями (жрецы, древние цари). Часто высшие классы действительно имели иное происхождение и говорили на другом языке (так было с кастой брахманов в Индии).

Статус человека выражался в его манере поведения, отношении к нему других людей, в степени уважения, готовности его слушать и повиноваться. Максимальная степень уважения называется славой. Слава относится к экзистенциальным ценностям.

Противоположностью уважения является презрение, направленное на людей, которые не обладают положительными качествами или обладают отрицательными. Презирать означает смотреть и не видеть, воспринимать как пустое место. Люди, вызывающие презрение, находятся в самом низу социальной иерархии, с их мнением никто не считается. Они могут только выполнять чужую волю.

Внутренние представления о собственной чести и достоинстве формируются на основе внешней оценки со стороны окружающих. Чем более жесткой является сословная структура общества, чем выше барьеры, отделяющие одно сословие от другого, тем большую роль в нем играет честь. В условиях традиционного общества сословно-статусная структура отношений между людьми закрепляла и поддерживала социальный порядок. Наиболее характерными феноменами феодального общества являются рыцарство в средневековой Европе, сословие самураев — в Японии. Традиционно рыцарская честь включала преданность государю и своему начальнику, честную службу по защите отечества, защиту слабых и угнетенных, верность данному слову, честность, неспособность к обману и лицемерию. Рыцари «должны избегать всякого обмана и лжи». Рыцарю присущи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, благородство, учтивость, стремление прославиться своими подвигами. «Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие. Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству».

Дворянство на Руси также характеризовалось высокими этическими стандартами, включавшими честь дворянина. Честь дворянина оценивалась прежде всего самими дворянами. «Человек чести» — один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Таким человеком становится тот, кто привык честно исполнять данные однажды обязательства и обещания. Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.

В наше время существуют понятия «профессиональная честь», «честь мундира», которые означают оценку поведения специалиста со стороны общества, мнения окружающих. Честь можно потерять, но нельзя приобрести. Честь призвана удерживать человека от плохих поступков, дискредитирующих его в глазах окружающих. Следствием утраты чести является позор. Честь включает две стороны: объективную (ценность, которой наделяют человека окружающие люди) и субъективную (самоценность, или то мнение, которое имеет о себе сам индивид). Честь рыцаря (дворянина) определяется другими рыцарями (дворянами). Профессиональная честь определяется профессиональным сообществом. Именно сообщество решает, достоин ли человек быть в нем. Оценка производится также другими слоями общества, например общественным мнением, которое имеет свои представления о том, каким должен быть индивид, чтобы соответствовать профессиональному статусу.

Честь может быть врожденной или приобретенной. Приобретаемая честь — заслуги человека, его достижения, вызывающие почет, уважение, авторитет, славу. Знаками приобретаемой чести являются дипломы, почетные звания, ордена, медали, ученые степени. Отсутствие этих атрибутов не является трагедией, но их наличие повышает самооценку личности. Если высокая самооценка совпадает с высокой оценкой окружающих, возникает чувство гордости. Если самооценка выше, чем оценка окружающих, человек страдает, чувствует себя оскорбленным, непризнанным. Недооценка человеком самого себя вызывает состояние приниженности, неполноценности. У японских самураев в случае оскорбления совершается харакири.

Честолюбие — субъективное переживание, признающее высшей ценностью почет и славу. Это чувство является одним из самых мощных мотивов поведения, которые порой бывают сильнее, чем жажда наживы или любовь. Честолюбие необходимо учителю, артисту, врачу — всем тем специальностям, которые имеют дело с людьми, с духовностью, а не с материальным производством.

Именно достоинство в отличие от идеи счастья обладает качествами объективности, общезначимости и универсализуемости. В этой связи Кант пишет: «Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?

Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство. Оно — результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения». Таким образом, идея сохранения человеческого достоинства, по мнению Канта, важнее идеи счастья и даже идеи сохранения жизни.

Нравственные ценности важнее самой жизни, ведь именно они придают жизни смысл, а лишенная нравственной ценности жизнь сама по себе не имеет ценности. Таким образом, достоинство — центральная категория этики Канта. Именно эта идея является основанием возможности существования смысла жизни. Без нравственного измерения жизнь не имеет ценности.

Каждый человек имеет право на защиту своей чести и репутации (ст.152. ГК РФ), если порочащие сведения не соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Размер морального ущерба зависит от самооценки истца, а также от платежеспособности ответчика. За оскорбление (например, сказанные в неприличной форме слова) возможно тюремное заключение сроком до года (если эксперты докажут, что слова являются неприличными).

studme.org

Честь и достоинство личности юриста

Честь и достоинство

Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинства развиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь — это оценка человека с точки зрения норм социальной группы. Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести».

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Достоинство — собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.

В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав человека» в XX веке отразила понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения.

Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена резолюцией 217 А на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Она начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 года, и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.

Долгое время, даже в 60-70-е годы, юристы испытывали теоретические затруднения при исследовании феномена достоинства. Юристы связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со всей сферой идеального, со сферой сознания, поэтому не находили объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса личности. Следует сказать, что в подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» — в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 года. Статья 57 (ч. 2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Статья 7 п. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. указывала: «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности».

Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации (от лат. diffamo — порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина — вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности — была не гарантирована.

Только в новой, принятой 12 декабря 1993 года Конституции России, появилась, наконец, статья 21 о праве на достоинство личности в ее позитивном-статусном варианте, в которой говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом 21 октября 1994 года, для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации». В статьях 150, 151 ГК РФ также речь идет о защите чести и достоинства личности. Эти статьи Гражданского кодекса РФ очень востребованы. Судебная практика показывает, что в настоящее время очень много дел, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации людей. Это означает, что Россия делает очень мощный прорыв к демократическим достижениям современной цивилизации.

studbooks.net

§ 6. Достоинство и честь

§ 6. Достоинство и честь

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде Представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 г., дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины TI 1787 г. и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 г. по существу узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И. Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться».

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 г., обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

fil.wikireading.ru

Честь и достоинство личности как правовые категории Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Телегина И.В.,

Текст научной работы на тему «Честь и достоинство личности как правовые категории»

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО личности КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ

И.В. Телегина, аспирант Оренбургского государственного универ-

Задачей правового государства является защита, обеспечение прав и свобод личности, установление ответственности за их нарушение, восстановление в нарушенных правах. Законодательство закрепляет основные права и законные интересы личности, подлежащие государственной защите. Все они подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.

Личными неимущественными правами являются права, не связанные с экономическими, материальными интересами личности, направленные на достижение неимущественного (духовного) блага. М.Н. Малеина отмечает: «Неимущественные права характеризуются рядом признаков: 1) нематериальный характер личных прав; 2) особый объект личных прав; 3) специфика оснований их возникновения и прекращения; 4) индивидуализация личности. Нематериальный характер личных прав проявляется в том, что они лишены экономического содержания. Это означает, что они не могут быть оценены, для них нехарактерна возмездность, а их осуществление не сопровождается имущественным предоставлением со стороны других лиц»1. В группу личных прав объединены такие права граждан, которые индивидуализируют личность как таковую, неотделимы от нее, охраняют различные сферы индивидуальной жизни. Это право на охрану чести, достоинства, жизни, здоровья, имени, тайны различных сторон личной, в том числе семейной, жизни и другие, гарантированные нормами закона2.

В советский период времени значимость личных прав и необходимость их правовой охраны отрицалась некоторыми учеными, которые придерживались точки зрения, что целесообразно выделять не личные права, а личные блага, а последние не нуждаются в правовой охране. Так, В.А. Тархов3 и Р.О. Халфин4 считали, что нет рациональности в охране личных благ путем построения какого-либо правоотношения, так как в этом случае правоотношение будет настолько неопределенным, что не выполнит никакой полезной функции. К.Ф. Егоров не считает пра-

во на честь субъективным правом потому, что (по его мнению) нет юридических фактов их возникновения и объекта правоотношения5. С этим справедливо не соглашались многие авторы. Например, М.Н. Малеина пишет, что тайна переписки, честь, достоинство, неприкосновенность личности — это действительно фактические социальные блага, а гарантированная государством возможность пользоваться ими — субъективное право, т.е. право на охрану названных ценностей и право требовать защиты от нарушений, причем не только когда они нарушены, но и постоянно. Перед нами вполне реальные правомочия на пользование благом, притязания субъектов на признание за ними прав со стороны органов, должностных лиц, организаций, граждан. Таким образом, налицо субъективные права со всеми основными признаками6. С этой точкой зрения следует полностью согласиться и отметить, что позиция ее противников в советский период времени объясняется скорее приоритетными началами советского государства и законодательства, нежели собственно отрицанием личных неимущественных прав как объекта государственной охраны. Поскольку на первом месте определялись публичные интересы государства, постольку правам и законным интересам личности не придавалось должного значения.

Значение прав и законных интересов личности в настоящее время существенно повысилось, что связано с изменением приоритетных начал в российской законодательной системе. При правильно расставленных акцентах защита личности должна являться эпицентром законодательной системы любого правового государства. Конституция РФ как раз и закрепляет такое положение, при котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Государство берет на себя обязанность обеспечивать права и свободы личности, в отрыве от которых она не может осуществлять полноценную жизнедеятельность.

Значение личных неимущественных прав состоит также и в том, что в них наглядно

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

проявляется связь моральных и юридических правил. Многие личные отношения основываются на взаимном доверии, уважении, дружбе, любви и составляют особую сферу отношений, где нравственные, моральные правила имеют определяющее значение7. Связь права и морали на современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства вызывает повышенный интерес ученых, стимулом которому послужило возведение личности с ее правами и законными интересами в ранг высшей ценности государства. А.П. Гуськова по этому поводу пишет: «Построение правового демократического государства в нашей стране и решение связанных с этим задач обновления всех сфер жизнедеятельности общества настоятельно выдвигают в числе кардинальных проблем проблему использования нравственноправовых средств при реализации прав человека»8.

Таким образом, права (в том числе и неимущественные) и законные интересы личности в российской правовой системе совершенно обоснованно занимают главенствующее положение, а их защита является основным направлением деятельности всех государственных органов и должностных лиц.

Характеризуя право на уважение чести и достоинства, многие ученые9 выделяют такое его свойство как «неотделимость» от самой личности. Очевидно, «неотделимость» означает прежде всего, что у человека в обществе не может не быть моральной оценки, и ее связь с личностью столь же неразрывна, как связь человека со своей тенью. В то же время сама оценка немыслима без своего предмета. Внутренняя сторона чести и достоинства есть часть самой личности. Следовательно, в этом смысле честь и достоинство входят в само понятие личности, являются его качеством. Однако было бы неправильно понимать неотделимость чести и достоинства как блага от данной личности в том смысле, будто она может существовать в качестве блага лишь до тех пор, пока существует личность. Конечно, честь перестает быть благом для умершего, но не теряет ценности, значимости (и потому остается благом) для его близких.

Право на уважение чести и достоинства принадлежит каждому от рождения и является неотчуждаемым, что как догма признается всеми российскими нормативными актами. Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая в ст. 21 абсолютный

принцип: «Ничто не может быть основанием для его умаления».

Категории «честь» и «достоинство» являются общеправовыми объектами охраны. В юридической литературе справедливо подчеркивается, что право не может считаться с юридической точки зрения гарантированным и практически осуществимым, пока его нарушение не дает гражданину права на судебный иск или иные законные пути восстановления нарушенного права. Честь и достоинство характеризуют личность, составляют ее важнейшие духовные блага. Вместе с тем они отражают определенные социальные отношения между человеком и обществом, а потому имеют большое общественное значение и обеспечиваются посредством гражданско-правовых, уголовно-правовых и уголовнопроцессуальных механизмов защиты. Законодательство, закрепляя и гарантируя права граждан, обеспечивает каждому уважение его жизненных прав, т.е. уважение его достоинства в широком смысле этого слова, включая специальную защиту чести и достоинства от посягательств на их отдельные стороны (А.В. Белявский, Н.А. Придворов). Так, ст. 129 и 130 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за совершение таких преступных деяний, как клевета и оскорбление.

В то же время, если мы обратимся к тексту законов, то ни в одном нормативном акте не увидим определения понятий чести и достоинства личности. Как видно из приведенных мнений, между авторами нет существенных разночтений, что понимать под честью и достоинством личности. Именно поэтому для правоприменителей, как представляется, намного важнее закрепить систему действий, которые запрещается совершать во избежание унижения чести и достоинства личности, чем «закрытые» определения обозначенных моральных категорий.

Уважение чести и достоинства носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между различными личностями и социальными группами. Гражданское общество — носитель соответствующих ценностей. Государство в лице его органов и должностных лиц несет определенные обязательства по их реализации, по обеспечению охраны чести и достоинства своих граждан10. Особое значение такого рода обязательства, как представляется, получают в сфере

Вестник ЮУрГУ, № 28, 2007

Честь и достоинство личности _________как правовые категории

уголовного судопроизводства, где существует вероятность максимального ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также умаления его чести и достоинства. А.П. Гуськова относительно значимости уголовно-процес-суальных отношений отмечает: «Во-первых, орган государства — конкретно должностные лица: судья, прокурор, следователь, дознаватель — наделены властными полномочиями и при наличии указанных в законе юридических фактов применяют в отношении граждан процессуальное принуждение. Во-вторых, эти решения имеют обязательную силу и касаются личности любого участника процесса, кто бы ни участвовал в рамках уголовнопроцессуальных отношений, и в первую очередь личности обвиняемого. В-третьих, исключительно в рамках указанных отношений реализуются процессуальные права и других участников, которые к тому же несут и определенные обязанности. И, наконец, в-четвертых, именно эти отношения предопределяют ход уголовно-процессуальной деятельности по возбуждению, расследованию, судебному разбирательству и разрешению уголовных дел»11.

Поэтому уважение чести и достоинства личности обозначено в настоящее время в виде принципа уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК РФ). Как известно, принципы определяют направление деятельности всех участников процесса, им подчинены все этапы

судопроизводства, реализация принципов обеспечивается мощным арсеналом уголовнопроцессуальных средств. Таким образом, категории «честь» и «достоинство» с принятием УПК РФ получили и уголовно-процессуальное звучание, что необходимо приветствовать и развивать дальнейшим совершенствованием уголовно-процессуального законодательства.

1 Малеина М.Н. Личные неимущественные права: учебное пособие. — М., 1990. — С. 4.

2 Малеин Н.С. Охрана прав личности советским законодательством. — М., 1985. — С. 5.

3 Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. — Саратов, 1973. — С. 384.

4 Халфин Р.О. Общее учение о правоотношении. — М., 1974.-С. 124.

5 Егоров К.Ф. Личные неимущественные права граждан СССР: ученые записки — Вып. 4. — Л., 1953. — С. 144, 154.

6 Малеина М.Н. Указ. соч. — С. 8.

7 Малеин Н.С. Указ. соч. — С. 18.

8 Гуськова А.П. Нравственные начала реализации прав человека в уголовном судопроизводстве // Проблемные вопросы законодательной и правоприменительной деятельности в России на рубеже нового тысячелетия: сб. науч. тр. / под ред. А.П. Гуськовой. — Оренбург, 2001. -С. 95.

9 Агарков М.М. Гражданское право. — Ч. 1. — М., 1938.

10 Власов В.А. Деятельность адвоката в суде по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации: практ. пособие. — М., 2006. — С. 11.

cyberleninka.ru