Законы Германии

Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований.

Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени — других государств. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных армией Наполеона, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев.

С образованием Северо-Германского Союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. — Гражданское уложение (названные кодексы именуются уложениями согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии).

Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать — с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919-1933 гг.) и после образования в 1949 г. ФРГ. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода нацистской диктатуры (1933-1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945-1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ (так, в названиях некоторых актов сохраняется термин «Имперский закон»).

В 1990 г. к ФРГ присоединилась ГДР. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу 1 июля 1990 г. Согласно этому договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор — о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии, после чего на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной Закон) 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в нее 16 земель — субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства компетенция распределяется таким образом, что решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей компетенции) вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст.73 Основного Закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель (исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована).

При толковании законов в ФРГ (в отличие от многих других стран) большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые Федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.

В период 1958-1963 гг. в части III «Бундесгезетцблатт» было опубликовано «Собрание федерального права» — собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное по девяти «главным областям права»: 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ), которое в свое время оказало существенное влияние на развитие гражданского законодательства многих стран. ГГУ явилось результатом продолжавшейся более 20 лет подготовительной работы германских цивилистов, сумевших соединить традиционное построение гражданско-правовых институтов, характерное для германской правовой школы, с потребностями капиталистического развития Европы конца XIX в. Несмотря на несколько абстрактный и излишне теоретический характер многих норм, с точки зрения юридической техники ГГУ признается весьма совершенным, в частности по структуре, рациональности изложения, единству используемой терминологии. В известном смысле оно по своему значению и влиянию соперничает с французским Гражданским кодексом 1804 г.

В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую (§ 1-240). В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению, исчислению сроков давности, и некоторые иные нормы. В целом же структура весьма объемистого, насчитывающего 2385 параграфов ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права и права собственности. Книга вторая ГГУ посвящена обязательственному праву (§ 241-853), книга третья — вещному праву (§ 854-1296), книга четвертая — семейному праву (§ 1297-1921) и книга пятая — наследственному праву (§ 1922-2385). По мнению исследователей, в разделах, посвященных праву собственности, и прежде всего в книге третьей, в большей степени сказалось влияние германского общего права, а в разделе об обязательствах — влияние римского права.

К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. В свою очередь и Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. В частности, она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила в качестве конституционных постулатов ряд иных личных и имущественных прав, в том числе равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.

В книге второй ГГУ («Обязательственное право») изложены как общие правила, относящиеся к заключению и исполнению любых договоров, так и нормы, регулирующие их конкретные виды (купли-продажи, мены, займа, найма, подряда и др.) и обязательства из неосновательного обогащения и неправомерных действий. Среди последних специально выделены нарушения «общественной и коммерческой морали».

В книге третьей («Вещное право») подробно разработаны институты собственности, владения и сервитутов — прав на пользование чужой недвижимостью.

В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ, допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием Конституции 1949 г., в частности Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права 1957 г. и Законом о юридическом статусе внебрачных детей 1969 г. Федеральный конституционный суд также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области правового регулирования действуют не столько положения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г.

Заключение брака, по действующему законодательству ФРГ, должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение — в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе признается факт трехлетнего проживания супругов раздельно. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака.

Наследование в настоящее время регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ и предусматривает наследование по закону и по завещанию. Установлена следующая очередность наследования по закону: потомки наследодателя, его родители и их потомки, его дедушка и бабушка и их потомки и т.д. Особо оговорены права пережившего супруга, признаваемого одним из наследников первой очереди. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.

Торговое право ФРГ регулируется ныне комплексом законодательных актов, важнейший из которых — Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., сменившее Общегерманское торговое уложение 1861 г. Хотя ГТУ выступает в качестве дополнения к ГГУ, оно представляет собой заметное явление в истории буржуазного права. Предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.

ГТУ состоит из четырех книг. В книге первой детально определяются понятия «коммерсант», «торговая фирма», «торговый представитель» и правила ведения торговых книг. Книга вторая содержит общие положения о торговых товариществах. Книга третья посвящена торговым сделкам (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.). Книга четвертая — регулированию морского права, включая вопросы торговли, транспорта и страхования.

Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Действуют также законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г. (оба с последующими изменениями), Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты.

В регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными актами центра важное значение имеют нормы конституций земель, а также решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г., в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений, Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контроле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г., Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и многие другие нормативные акты.

За время существования ФРГ был принят ряд актов, предусматривающих известное участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов производственного совета, а один их представитель входить в совет управляющих (законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип «свободы коллективных договоров», позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами данного профсоюза).

Право образовать профсоюз в целях «охраны и улучшения условий труда и экономических условий», как и соответствующее право предпринимателей создавать свои объединения, закреплено в Основном Законе (ст.9). В свою очередь право трудящихся на забастовки лишь выводится из приведенного и иных положений Конституции ФРГ, но прямо в ней не упоминается (это право зафиксировано в конституциях некоторых земель). Критерии, по которым определяется «законность», правомерность забастовки, как и реальный юридический статус ее организаторов и участников, установились в ФРГ главным образом на основе решений Федерального суда по трудовым делам. Эти решения признают незаконными забастовки, подрывающие «общее благо», политические забастовки, стачки солидарности, забастовки государственных служащих и др. Существенным элементом регулирования трудовых отношений в ФРГ являются «запреты на профессию», установленные в правительственных постановлениях 1972 и 1976 гг. и в Совместном заявлении федерального канцлера и премьер-министров земель. Они предусматривают отказ в принятии на государственную службу и увольнение с нее для лиц, принадлежащих к партиям, которые преследуют «антиконституционные цели».

В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работников (имеются и иные, менее существенные источники пополнения этих фондов).

Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице, содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Действует система пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, состоящий из десяти книг, вступивший в силу в 1975-1982 гг. Сохраняют также самостоятельное значение законы о социальном обеспечении (в редакции 1982 г.), о федеральном пособии на детей (в редакции 1986 г.), о социальной помощи (в редакции 1987 г.).

За последние десятилетия в ФРГ весьма активно развивается движение в пользу защиты окружающей среды от загрязнения, вызываемого прежде всего выхлопными газами автомобилей и отходами промышленного производства. Под влиянием сторонников этого движения возникла — как самостоятельная отрасль законодательства — система нормативных актов экологического характера (большинство этих актов — федеральные). Согласно принятому в 1974 г. Закону учреждено Федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об экологии. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу «кто больше загрязняет природу, больше и платит». Среди природоохранных законов преобладают акты, направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г. (в редакции 1979 г.) и принятое в развитие этого Закона постановление правительства 1987 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г., Закон о сточных водах (в редакции 1987 г.) и Закон об охране природы 1976 г. (в редакции 1987 г.), который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.

Гражданский процесс в Германии регулирует Гражданский процессуальный кодекс, принятый одновременно с Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г. (в силе с 1879 г.). За время своего существования этот Кодекс подвергался сравнительно небольшим изменениям, связанным, главным образом, с изданием Германского гражданского уложения 1896 г. и Германского торгового уложения 1897 г. и с реформами в судоустройстве. В 1950 г. была опубликована новая редакция ГПК, учитывающая предшествующие изменения.

bibliotekar.ru

Систематизация законодательства в Германии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Гавашели Тамара Валерьевна

Проблемы систематизации существуют в правовых системах, относящихся к различным типам. Сравнительный анализ показывает, что их решение касается не только законодательной техники, но и сущностных вопросов права. Каждая правовая система предлагает свои методы и формы систематизации и в зависимости от этого выделяют «кодифицированные» и «некодифицированные» правовые системы. Отличительной чертой стран романо-германской правовой системы является преимущественно кодифицированный характер ее отраслей. В статье рассматриваются проблемы законодательства, опыт и формы его систематизации и учета, а также опыт создания и функционирования правового классификатора в Германии.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Гавашели Тамара Валерьевна,

Текст научной работы на тему «Систематизация законодательства в Германии»

СИСТЕМА И ФОРМА ПРАВА

Систематизация законодательства в Германии

Гавашели Тамара Валерьевна, аспирант кафедры конституционного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), юрист-эксперт Международного центра финансово-экономического развития, e-mail: t.gavasheli@gmail.com

Проблемы систематизации существуют в правовых системах, относящихся к различным типам. Сравнительный анализ показывает, что их решение касается не только законодательной техники, но и сущностных вопросов права. Каждая правовая система предлагает свои методы и формы систематизации и в зависимости от этого выделяют «кодифицированные» и «некодифицированные» правовые системы. Отличительной чертой стран романо-германской правовой системы является преимущественно кодифицированный характер ее отраслей. В статье рассматриваются проблемы законодательства, опыт и формы его систематизации и учета, а также опыт создания и функционирования правового классификатора в Германии. систематизация законодательства, инкорпорация, кодификация, правотворчество, классификация нормативных актов, законодательство Германии.

Кодификация в странах романо-германской правовой системы проявляется как своеобразная юридическая техника, которая позволила осуществить на европейском континенте «замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив, в отличие от хаоса компиляций Юстиниана, право, соответствующее интересам общества»1. «Заслуга» кодификации состоит в том, что она завершила формирование романо-германской правовой семьи как целостного явления.

Особенно значительной была при этом роль французской кодификации: создание Гражданского кодекса, известного как Кодекс Наполеона 1804 г.

1 Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М., 1996. — С. 49.

Почти столетний разрыв между принятием французского Гражданского кодекса и Германского гражданского уложения позволил последнему превзойти первый по юридико-техническим качествам, поскольку, пока французские юристы посвящали себя экзегетическому комментированию, немецкие юристы продолжали изучать и углублять римское право. Как удачно выразился декан Карбонье, во Франции «обычай дремал, а доктрина перетолковывала»1.

Методика проведения кодификационных работ, заметно отличающаяся от французской методологии, была разработана немецкими правоведами, поэтому ее условно можно называть германской. Она более популярна в правовых системах государств Центральной и Восточной Европы. Германские правоведы, разрабатывающие методологию кодификации и применяющие ее на практике, исходят из тезиса о невозможности точного и полного изложения нормативных правовых предписаний в законодательных актах в форме, доступной для правильного, точного и исчерпывающе полного понимания всеми без исключения членами общества2. Они полагают, что в ходе законотворчества (в особенности кодификационного) следует ограничить формулировкой только общих принципиальных положений, предоставив правоприменительным органам (и в первую очередь судам) возможность их толкования в приложении к конкретным случаям — по примеру англосаксонской правовой системы.

Германская традиционная законодательная техника использует высокий уровень доктринальности нормативных правовых актов, и в первую очередь кодификационных. Кодификаторы используют для формулирования предписаний большое количество научно обоснованных общих положений, на которых делается основной упор3. Кодекс, создаваемый по германской методике, выступает как основная форма нормативного выражения и формального закрепления научно-правовых концепций, определяющих правовое регулирование в различных сферах социальной жизни. Немецкие законодатели и кодификаторы традиционно стремились сделать нормативные правовые акты доступными для полного и точного осознания узким кругом специалистов-правоведов. Создаваемые в соответствии с германской методикой кодексы рассчитаны главным образом на профессиональное толкование, осуществляемое лицами, имеющими специальную правовую профессиональную или научную подготовку. Поэтому такой систематизирующий акт законодательства доступен, как правило, для осознания и использования преимущественно профессиональными юристами4.

2 Dolle H. Von Stil der Rechtssprache. Tubingen, 1949; Girrke O. Der Entwurf BGB ist das deutsche Recht. Berlin, 1889; Kindermann H. Die Rechtlinien der Gesetzestechnik. Berlin, 1978; Haney G. Grundlagen der Theorie des Sozialistics; и др.

3 Kindermann H. Die Rechtlinien der Gesetzestachnik. Berlin, 1978. S. 25-26.

4 КеримовД.А. Законодательная техника. — М., 2000. — С. 57-58.

Особая роль общих положений предопределяет особенности структуры создаваемых по германской методике кодексов. В отличие от законодательных актов, созданных по французской методике кодификации, кодексы, созданные по немецкому способу, как правило, имеют так называемую пандектную структуру. Они делятся на две части: общую и особенную. Общая служит для концентрированного выражения общих положений, которые, таким образом, оказываются логически связанными со всеми непосредственными предписаниями, сосредоточенными в особенной части. Эта возможность систематизации и строго последовательного изложения общих предписаний явилась преимуществом пандектной структуры кодификационных нормативных правовых актов. Такая структура позволяет обеспечить единство общих положений и более тесную логическую связь между ними и в конечном итоге большую их эффективность в определении непосредственного правового регулирования, в обеспечении точности осознания адресатами предписаний общей части. Положения, изложенные в общей части кодекса, выступают как базовые начала не только для самого кодекса, но и для иных нормативных правовых актов, регулирующих схожие отношения. Таким образом, создание кодекса на основе исследуемой германской методики предполагает возможность и даже необходимость существования иных, кроме кодекса, законодательных актов, дополняющих и конкретизирующих этот кодекс.

Наличие созданных по германской методике кодексов дает возможность достаточно полно, точно и объективно отразить в действующем законодательстве особенности правовой регламентации, сохраняя при этом системность законодательства, смысловую связь между его элементами, обеспечив логическую подчиненность специализированных законов общим положениям, определяющим отрасль права.

Ненадежно и опасно использовать в качестве базы общих положений элементы концептуально-правовых доктрин, не проверенных юридическими наукой и практикой. Поэтому кодификации по германской методике оказываются более эффективны, когда осуществляются в отношении нормативных правовых актов, выражающих нормы права, принадлежащие к давно выделившимся, имеющим длительную историю существования и изучения отраслям права. Для кодификации в рамках института права эта методика практически неприменима во многом по причине невозможности четко выделить общие положения в рамках группы юридических норм, не составляющих отдельной отрасли права. Нежелательно также применение этой методики при кодификации отраслей права, сформировавшихся недавно и не получивших достаточной академической разработки. Следует отметить, что исследуемая германская методика более предпочтительна и при проведении кодификации достаточно крупных по объему отраслей права, включающих в себя большое количество юридических норм.

Конечно, не будет ошибкой выбор этой методики для кодификации небольшой отрасли, нормы которой невелики числом и регламентируют узкую,

специфическую сферу общественных отношений. Но тогда создаваемый акт будет неоправданно сложен.

Рецепция римского права в Германии нашла широкое отражение в таком крупном законодательном памятнике, как Германское гражданское уложение 1900 г Его фундамент составило то немецкое право, которое ассимилировало достижения римского права1. Этот кодекс в Германии открыто признается творением прежде всего юридико-техническим. Особое внимание следует уделить поисковому классификатору, действующему в Германии. Уже в 1949 году, то есть сразу же после образования ФРГ, немецкие правоведы поставили вопрос о систематизации всего имеющегося законодательства. В начале следующего года было предложено создать поисковый классификатор. После многочисленных обсуждений в Комитете по вопросам внутреннего управления Бундестаг на очередном 189-м заседании, состоявшемся 6 февраля 1952 года, принял решение о подготовке и регулярном ежегодном издании официального поискового классификатора. Его первый выпуск был осуществлен Министерством юстиции ФРГ в декабре 1952 г.

Поисковый классификатор Германии представляет собой официальный перечень действующего федерального законодательства. Это означает, что в классификаторе отражены только законы, иные акты и изменения к ним, опубликованные в ч. I и II Федерального вестника (периодическом издании, в котором правовые акты публикуются по мере их принятия). В свою очередь, поисковые классификаторы (ч. А и В) издаются в качестве приложений к ч. I и II Федерального вестника. При этом поисковые классификаторы сам текст правовых актов не включают, а содержат только их реквизиты — вид правового акта, его название и дату принятия; указывают год опубликования, публикующий печатный орган и место нахождения в нем (обычно страницу) правового акта; присваивают правовым актам определенный поисковый номер.

Наряду с поисковым классификатором существует Собрание федерального законодательства Германии (ч. III Федерального вестника), издаваемое на основании Закона от 10 июля 1958 года. Указанный закон ввел определенный порядок учета ранее изданных официальных законодательных сборников, среди которых были Имперский вестник, Федеральный вестник, Федеральный вестник Северо-немецкого и Немецкого союзов, Вестник администрации объединенной экономической зоны, Собрание распоряжений британской зоны, а также законодательство земель, принятое до 7 сентября 1949 года и не противоречащее федеральному.

Рассмотрим принципы систематизации права и их влияние на структуру поискового классификатора в Германии.

Во-первых, предметная дифференциация и разделение на публичное и частное право, которое находит свое выражение только в ч. А. Отражение

1 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). -М., 2003. — С. 156.

переплетения публично-правовых и частноправовых норм в структуре ч. А поискового классификатора происходит тремя способами: раздельное выделение публично-правовых и частноправовых норм; комплексное отражение в рамках основных рубрик (первый уровень); комплексное отражение в рамках рубрик второго или третьего уровня.

Расположение правовых актов в той или иной основной рубрике зависит от того, какие регулирующие нормы являются (по мнению авторов классификации) преобладающими.

Кроме разделения права на публичное и частное, немецкая юриспруденция выделяет право материальное и формальное (процессуальное). В данной связи в юридических кругах дискутируются два аспекта: что является наиболее важным с точки зрения юридической систематизации — единство процессуальных принципов и взаимосвязь процессуальных норм или правовые отношения, на которые направлено процессуальное законодательство. Поисковый классификатор Германии построен по первому принципу, тогда как в России он основан на основании второй позиции.

Еще один, третий подход, непосредственно повлиявший на структуру поискового классификатора Германии, выражается в дифференциации правовых норм в соответствии с принципом их действия в пространстве. Вначале это привело к выделению в едином поисковом классификаторе Германии рубрики «Внешние сношения», а в 1968 г. поисковый классификатор был разделен на две самостоятельные части — А (внутреннее федеральное законодательство) и В (международные договоры и соглашения).

Существуют системные ограничения поискового классификатора. Как уже отмечалось, в поисковый классификатор Германии включаются правовые акты, опубликованные в Федеральном вестнике и Федеральных ведомостях, а ведомственные нормативные акты не подлежат отражению в нем.

В поисковом классификаторе не учитывается законодательство земель; исключение составляет законодательство земель, принятое до 7 сентября 1949 г. Указанный подход имеет следующее логическое обоснование. В соответствии со ст. 31 Основного закона Германии федеральное законодательство, независимо от вида федерального правового акта, имеет приоритет над законодательством земель. Кроме того, законодательство земель имеет силу только в случае его соответствия основным положениям федерального законодательства (ст. 142 Основного закона Германии). В результате, нормотворчество земель, как правило, ограничивается некоторыми правовыми областями, такими, как культура, образование, коммунальное хозяйство, охрана общественного порядка и общественной безопасности.

Правовые акты европейских сообществ и Европейского союза учитываются в поисковом классификаторе Германии только частично, то есть в случае их опубликования в Федеральном вестнике или Федеральных ведомостях. Как известно, основным печатным изданием здесь является

Право и современные государства

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что германская методика имеет свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и недостатки. Проанализировав суть приемов и способов, применяемых представителями немецкой школы при проведении систематизации, особенности регулятивных возможностей создаваемых ими кодексов, практику проводимых ими кодификаций, можно сделать вывод, что в современной практике систематизации, в частности кодификации, может применяться германская методика, выбор специалистов при этом должен определяться спецификой законодательного массива и особенностями системы правовых норм, выраженных в этом законодательстве.

1. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. — М., 1996.

2. Dolle H. Von Stil der Rechtssprache. Tubingen, 1949.

3. Girrke O. Der Entwurf BGB ist das deutsche Recht. Berlin, 1889.

4. Kindermann H. Die Rechtlinien der Gesetzestechnik. Berlin, 1978.

5. Керимов Д.А. Законодательная техника. — М.: Норма, 2000.

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). — М., 2003.

7. Справочник по нормотворческой технике / Пер. с нем. Н.П Елисеева / под общ. ред. В.Ф. Яковлева. — М., 2002.

1 Справочник по нормотворческой технике / Пер. с нем. Н.Г. Елисеева / под общ. ред. В.Ф. Яковлева. — М., 2002. — С. 12.

cyberleninka.ru