Как в СССР алименты платили
Пермский областной суд. 1940 год. Дело об алиментах.
Цитаты из судебного решения
«Зачатие ребенка по заявлению истицы относится к последним числам августа месяца и т.к. она более ни с знакомой не была, просит отцом ребенка признать ответчика АЛЕКСАНДРОВА Ивана Степановича и взыскать с него алименты»
«АЛЕКСАНДРОВ И.С. отцом данного ребенка не признает …. Просит признать отцом гр.Фотеева С.А. Кроме того, представил в суд справку судмедэксперта от 23 июля 1939 года о том, что он АЛЕКСАНДРОВ к оплодотворению не способен»
«Учитывая заявление истицы о том, что она вступила в интимные отношения с АЛЕКСАНДРОВЫМ 26-го августа38-го года, поэтому день зачатия ребенка с днем его рождения вполне совпадает»
«Представленные доказательства ответчиком АЛЕКСАНДРОВЫМ о том, что он с 1918 года болел триппером, и что вследствие этого он находился на излечении с 1932 года по 1935 год и в результате анализа оказалось, что он к оплодотворению не способен не заслуживает уважения»
«Заключение судмедэксперта по этому вопросу дано 23 июля 1939 года, таким образом, совершенно не доказано о том, что ответчик АЛЕКСАНДРОВ не был способен к оплодотворению в конце августа месяца 1938 года»
«Это заключение судмедэксперта опровергается и тем обстоятельством, что ответчик АЛЕКСАНДРОВ впервые гонореей заболел в 1918 году, однако после того, когда он стал жить семейной жизнью от него рождались дети и теперь их находится в живых всего 4 человека»
И впаяли Александрову 25 процентов от зарплаты.
www.proza.ru
Ничего личного
Марк Тольц о советском опыте регулирования семейной жизни граждан
Во вторник президент РФ подписал закон об ответственности за незаконные аборты. Нет недостатка и в других предложениях об ужесточении законодательного регулирования семейной политики. Все они обосновываются самыми благими намерениями. И все в случае их введения стали бы только повторением прошлого. Советский опыт вмешательства государства в личную жизнь граждан проанализировал в своей новой работе известный специалист по демографической истории СССР Марк Тольц.
Сталинский абортный термидор
Аборты были разрешены ленинским руководством страны в 1920 году. Тогда Советская Россия стала первым государством в мире, предоставившим женщине свободу выбора в таком важном вопросе. Большевики очень гордились либеральным решением проблемы, и мировое коммунистическое движение широко использовало его в своей пропаганде, особенно среди женщин.
Через 16 лет, 27 июня 1936 года, было принято постановление высших органов власти – ЦИК и Совнаркома СССР – с длинным названием «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».
именно запрещение абортов стояло в этом постановлении на первом месте. Это и была его главная цель.
Любовь Борусяк о рекламе контрацептивов как зеркале политических изменений в стране
Меры, которые говорили об «увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов», были скорее прикрытием в силу своей не очень большой действенности.
Необходимо также отметить, что по этому постановлению устранялись некоторые эксцессы ранее действовавшего по законодательству 1926 года порядка расторжения брака. Процедура развода лишалась односторонности: теперь она требовала присутствия обоих супругов. Сама же свобода развода оставалась пока неприкосновенной.
Время, выбранное для запрета абортов, наводит на мысль о его возможной связи с последовавшим затем Большим террором 1937–1938 годов.
Не озаботился ли Сталин заранее восполнением за счет рождаемости запланированных им на эти годы больших потерь населения? Вряд ли он мог думать только о числе будущих солдат. Ведь Сталин, конечно, понимал, что получит их дополнительное количество только почти через 20 лет. Другое дело – любое повышение числа рождений сразу отражается на динамике общей численности населения, поддерживая его величину. Вот это, вероятно, и нужно было ему, раз он задумал Большой террор. Впрочем, чужая душа – потемки, тем более если речь идет о действительных побудительных мотивах вождя.
Каков же оказался масштаб урона, нанесенного населению страны Большим террором? Здесь нельзя доверять статистике, которая была заведомо неполна. По оценкам трех ведущих российских экспертов по потерям населения (Е.М. Андреев, Л.Е. Дарский и Т.Л. Харькова), выполненным методом демографического баланса, общее фактическое число жертв данной волны террора составило около 2 млн человек.
Эта цифра включает не только расстрелянных, но и все возможные потери, связанные с Большим террором, в том числе не учтенные никакой статистикой.
По оценкам тех же авторов, прирост количества рождений после запрета абортов составил для 1937 и 1938 годов почти по 1 млн в сравнении с 1936 годом. Однако уже в 1940-м уровень рождаемости вновь заметно упал, что закономерно. После запрета аборт всегда быстро уходит в подполье.
Только в одном 1940 году в городах Российской Федерации по этой причине умерло более 2 тыс. женщин.
В целом по СССР за все время действия этого запрета – с 1936 по 1955 год – его жертвами стали, вероятно, десятки тысяч женщин, которые своими жизнями оплатили меры тоталитарного пронатализма.
Тоталитарное управление семьей
Принятый 8 июля 1944 года указ Президиума Верховного Совета СССР в названии даже не упоминал те глубокие перемены, которые нес в жизнь советских семей. Приведем это обманчивое название полностью: «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Этот указ был первым документом в последующей цепи тех тоталитарных ужесточений, которые лишили при позднем Сталине советское общество остатков свободы. Главным в нем было то, что он вводил существенные ограничения на возможность развода. Им устанавливалась очень сложная и дорогостоящая процедура расторжения брака в суде.
В этом он был очень похож на законы Российской империи, где для православного большинства на развод накладывались крайние затруднения.
Это был коренной разрыв с либеральным подходом к вопросам семьи, которого придерживались большевики, придя к власти.
«Свобода развода, – четко сформулировал свою позицию Ленин, – означает не распад семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях».
Ограничение развода, конечно, не укрепляет брак. Оно скорее ведет к дезорганизации семейных отношений, способствует массовому появлению новых фактических союзов, которые остаются вне рамок юридического регулирования.
Все получается вопреки, казалось бы, благим намерениям вчерашних и сегодняшних сторонников «укрепления уз брака».
Более того, это никак не способствует увеличению рождаемости. Ведь люди надолго лишаются юридической возможности создать новую семью после фактического распада старой. Выходит, именно ограничение развода ведет к росту незарегистрированных союзов, а часто и к страху перед заключением брака, раз он так трудно расторжим.
Конечно, введенные ограничения сразу резко снизили число официально оформленных разводов. В 1940 году их было зарегистрировано 205 тыс. После введения ограничений оно упало в 31 раз, до 6,6 тыс. в 1945 году.
Указом 1944 года также вводилось новое понятие – «одинокая мать».
Оно распространялось на всех женщин, родивших детей вне брака. Отныне эти женщины не могли претендовать на материальную помощь со стороны отца ребенка.
Более того, отец при всем его желании, если он не состоял в браке с матерью ребенка, не мог быть записан в документах, удостоверяющих рождение сына или дочери. В метрике детей, рожденных вне брака, стал обязательно ставиться прочерк вместо сведений об отце. Так возникла стигма прочерка в метрике. Подобным образом за все время действия этой недоброй законодательной меры, которая надолго пережила Сталина, заклеймили более 15 млн детей.
«Мы просим родившимся отчество дать»
Пришедшее к власти в СССР после смерти Сталина коллективное руководство инициировало разнообразные положительные перемены. При этом оно отменило часть – отнюдь не все! – жестких законодательных запретов, установленных в период единоличного правления вождя, которые пагубно сказывались на населении страны.
В частности, в 1955 году был упразднен запрет на искусственное прерывание беременности, введенный в 1936-м.
После выхода аборта из подполья количество больничных операций в 1960 году стало в 3,5 раза больше, чем в 1954-м. Зато и число рождений как раз в 1960 году было самым высоким за все первые 15 послевоенных лет, составив 5,3 млн. Падение числа рождений наступило намного позже, чем был снят запрет на аборты в стране. Это хорошо иллюстрирует один из базовых постулатов демографии в области рождаемости, разделяемый всеми настоящими специалистами:
аборт – только средство ограничения числа детей, когда семья к этому стремится, но не причина низкого уровня рождаемости.
Естественно, что установленный в 1944 году прочерк в метрике в сведениях об отце, которым «награждались» при рождении дети, появившиеся вне брака, не мог не волновать тех, кто действительно был гуманистом. Против этой дикости после ХХ съезда в «Литературной газете» выступили писатели Маршак и Эренбург, композитор Шостакович, ведущий педиатр академик Сперанский.
Маршак, первый из авторов этого открытого письма, подготовил и стихотворное изложение данного обращения (тогда оно осталось неопубликованным), которое хорошо раскрывает его суть:
От имени множества матерей,
Изведавших боль одиночества,
Мы просим Верховный Совет поскорей
Вернуть их ребятам отчество.
От имени граждан будущих лет,
Еще не имеющих почерка,
Мы, взрослые, просим Верховный Совет
Дать отчество им вместо прочерка.
Мы просим родившимся отчество дать
Взамен этих прочерков-клякс,
Пускай не ходили отец их и мать
Любовь регистрировать в загс.
………………………………………
………………………………………
Так пусть же и в метриках будут равны
Для счастья рожденные дети.
К сожалению, вскоре после публикации открытого письма последовавшие венгерские события – восстание в Будапеште и подавление его советскими войсками – отвлекли на себя внимание. Инициатива четырех авторов обращения не имела последствий. Никаких изменений не последовало.
Через пять лет было подготовлено новое коллективное обращение в «Литературную газету» на ту же тему, которое опять готовы были подписать Маршак, Эренбург и Шостакович. Вместе с ними теперь хотели выступить в печати Каверин и Чуковский. Но это обращение осталось ненапечатанным.
Даже такой информированный участник событий, как известный юрист и журналист Ваксберг, который и работал над текстом этого письма, не подозревал, кто намертво стоял на пути всех благих инициатив по исправлению семейного законодательства. Он считал из послесталинского руководства только Молотова и Маленкова «непосредственно причастными» к появлению безобразных установлений. Потому в своих мемуарах очень удивлялся, что их отстранение от власти в 1957 году ничего не изменило.
С 1958 по 1964 год всю полноту власти в стране сосредоточил в своих руках Хрущев. Как только недавно удалось установить японской исследовательнице М. Накачи, именно Хрущев сформулировал основные положения указа 1944 года. За Сталиным, конечно, всегда было последнее слово в принятии решений, но роль его «верных соратников», в данном случае Хрущева, что хорошо показывают, например, архивные материалы, относящиеся к принятию пресловутого указа, иногда была очень активной.
Дополнительный свет на предысторию его появления проливает следующая запись, сделанная 28 августа 1943 года в изданном лишь недавно дневнике известного кинорежиссера А. Довженко:
[Хрущев] напомнил мне о моем предложении о новой форме брака (Загса), он уже рассказал наркому внутренних дел, который тоже отнесся к ней с любовью. Следовательно, на днях стану разрабатывать проект о браке.
У всякого вождя, в том числе и у руководителя Советской Украины Хрущева, был ближний круг, и Довженко в него входил. Видимо, в этом кругу изначально и формировались будущие важные изменения в семейной политике.
Теперь, зная все это, можно понять, почему безобразные установления указа 1944 года, который был любимым детищем Хрущева, сохранились в неизменном виде до конца его правления.
«Дорогой Никита Сергеевич», как известно, не отличался либерализмом. Но заслуживает пристального внимания тот факт, что в приверженности своему тоталитарному брачно-семейному законодательству он показал несомненное постоянство реакционера. Тут у него не было никаких метаний из стороны в сторону, столь характерных для этого руководителя страны во многих других вопросах.
А ведь проблемы брака и семьи – одни из основных в жизни любого общества. Это, думается, требует нового переосмысления характера эпохи Хрущева с учетом данного обстоятельства. Более того, стоит вспомнить, что и лысенковщина – подавление советской генетики – ушла в прошлое лишь вместе с его правлением.
Законодательный либерализм Брежнева
Перемены стали возможны только после отстранения Хрущева от власти в октябре 1964-го. В стране опять действовало коллективное руководство. Уже 10 декабря 1965 года принимается указ Президиума Верховного Совета СССР, который существенно упростил порядок расторжения брака в судах. Этим указом отменялись сложная двухступенчатая процедура развода и необходимость публикации в газетах объявлений о предстоящем разбирательстве в суде.
При отсутствии общих детей и споров между супругами развод теперь мог сразу оформляться ими непосредственно в загсе.
Одновременно по новому семейному законодательству в 1968 году был отменен пресловутый прочерк в метрике. Сделать это успели до событий в Чехословакии, и на сей раз внешнеполитические обстоятельства не сорвали законодательную реформу. Теперь рождение ребенка вне брака могло быть зарегистрировано или по совместному заявлению его родителей, или только по заявлению матери. В последнем случае данные об отце заполнялись со слов матери, при этом для отца указывалась ее фамилия.
После этих изменений в законодательстве 43% детей, рожденных вне брака, в 1970-х годах регистрировались по совместному заявлению родителей. Ясно, что эти дети теперь имели законного отца. И такими цифры оставались до конца советского периода.
Отмеченные изменения в брачно-семейном законодательстве в СССР соответствовали большим сдвигам, которые происходили в этой области права в других странах, но часто они даже опережали их. Так, во Франции серьезные изменения в законодательстве о разводе произошли только в 1975 году. Впрочем, для советского законодательства это было во многом возвращением к нормам, привнесенным большевистской революцией и отвергнутым Сталиным и Хрущевым.
Очевидно, что данные изменения не были случайными. Напомним, что при Брежневе произошла и другая важная законодательная перемена. Была введена всеобщая паспортизация. Самая законодательно бесправная со времен Сталина часть населения – крестьянство – получила наконец относительную свободу смены места жительства. Теперь она ограничивалась одинаково для всех жителей страны – только системой прописки.
Как писал известный социолог И.С. Кон, в сфере регулирования брачно-семейных отношений произошел «переход от командно-административных методов к морально-административным».
Парадоксальным образом эта сфера в отличие, например, от экономики перестала быть областью жесткого административного контроля государства.
Даже впоследствии, когда наступила эпоха застоя, не было серьезных поползновений к ужесточению законодательства в данной области.
Законодательное регулирование брачно-семейных отношений было островком свободы в океане позднесоветского авторитаризма.
Потому, наверное, именно эта сфера оказалась, кажется, единственной, где не стоял вопрос о необходимости коренных изменений.
Впрочем, когда пришла перестройка, а вместе с ней и гласность – и раз свобода слова, то для всех мнений, – стали звучать голоса критиков успешно действовавшего уже многие годы либерального брачно-семейного законодательства. Их предложения сводились прежде всего к требованию ограничения развода. Но цифры наглядно били их псевдоморализаторские аргументы.
Действительно, число зарегистрированных разводов на 1 тыс. брачных пар увеличилось в целом по СССР в конце 1960-х годов, после изменений в законодательстве, до 11,5, тогда как в конце 1950-х оно составляло только 5,3. Рост продолжился в 1970-х, к концу которых показатель достиг 15,2. Однако в следующее десятилетие наблюдалось снижение уровня разводимости, который в самом конце советского периода упал до 14,1 на 1 тыс. брачных пар. Таким образом, динамика последнего советского десятилетия хорошо показывает, что либеральное брачное законодательство, введенное при Брежневе, отнюдь не вело к постоянному увеличению числа разводов.
***
Опросы показывают, что сегодня в России Брежнев – наиболее популярный лидер всего советского периода (Левада-центр, 2013). Над этим стоит подумать. И тут может помочь метод исключения заведомо неприемлемого. Жесточайшие репрессии были характерны для времен Ленина и Сталина. Нехватки были при всех советских правителях. Так за что же голосуют жители России, останавливая свой выбор на Брежневе?
Надеюсь, что за свободу от грубого законодательного вмешательства в личную жизнь, чем отличалась после времен правления Сталина и Хрущева как раз эпоха Брежнева.
Автор – профессиональный демограф. Работал в институтах Госплана России и АН СССР в Москве. Многие публикации этого известного ученого посвящены истории брака в России и СССР. С 1992 года продолжает исследования в Иерусалимском университете.
m.gazeta.ru
Конец утопии
Ранняя советская власть выступала с критикой традиционной семьи и домашнего хозяйства. Маркс и Энгельс утверждали, что за ликвидацией частной собственности последует эмансипация женщины, что позволит отношениям полов стать абсолютно частным делом. Основываясь на этих представлениях, Ленин говорил, что в будущем неоплачиваемую работу домохозяйки и заботу о детях будут осуществлять общественные столовые, ясли, детские сады и другие заведения, а значит, и официальный брак отомрет сам по себе. В своей статье, опубликованной в журнале Central European History, историк Лорен Камински рассказывает о том, как общество не дало воплотиться этой утопии.
По дороге в светлое будущее
В декабре 1917 года одними из первых принятых декретов стали постановления о расторжении брака и гражданском браке. Через год Центральный исполнительный комитет утвердил Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, основанный на правах человека и равенстве полов. Тем не менее в нем оставались такие понятия, как регистрация брака, выплата алиментов, а также другие условно устаревшие положения, необходимые на время переходного периода, пока страна строит социализм. Этот документ вводил институт гражданского брака (в качестве альтернативы церковному), облегчал процедуру развода и отказывался от концепции внебрачных детей во имя освобождения женщины.
Он также устанавливал право одного из супругов, находящегося в нужде, требовать при разводе содержания от своей бывшей половины. Внебрачные дети объявлялись «детьми родителей, не состоящих в зарегистрированном браке», — советская власть готовилась к временам, когда люди будут заключать свободные, незарегистрированные союзы. Такая осторожная формулировка впоследствии привела к тому, что в нормах Кодекса 1926 года было зафиксировано право одного бывшего супруга требовать алименты от другого только на основании факта сожительства. Церковный брак к тому времени уже был менее популярен, чем гражданский, а значит, следовало перейти на новую ступень на пути к истинно свободным отношениям полов. Права партнеров должны были быть защищены, а обязанности — соблюдаться.
Однако в более поздние сталинские времена политика партии существенно изменилась. В 1936 году приняли новую Конституцию СССР и новый семейный кодекс, отвергавший «новую мораль» 1920-х годов, укрепляющий значение официального брака и запрещающий аборты.
Тем не менее в нем сохранилось положение о праве требовать алименты для ребенка, рожденного вне зарегистрированного брака. Статистика свидетельствует о том, что женщины (и тем более мужчины), не состоящие в официальном союзе, достаточно редко делали это. Однако в советском общественном сознании сформировался четкий образ «алиментщицы», родившей ребенка вне брака специально для того, чтобы получать содержание.
Гражданская позиция
В июне 1940 года в советском журнале «Работница» была опубликована статья «Юридическая консультация (алименты)». Ее автор — глава Управления судебных органов Наркомата юстиции СССР Мария Гречуха — объясняла, что советская женщина имеет право подать заявление на установление отцовства, предоставив в ЗАГС данные о предполагаемом отце, после чего может требовать от него выплаты алиментов.
Читатели стали присылать в редакцию журнала письма в ответ на эту статью, а редакторы переправляли их в Наркомюст. Некоторые были опубликованы, но лишь те, которые соответствовали официальной позиции властей. Однако в архивах сохранилось множество свидетельств того, что мнения были разными.
В ноябре 1940 года в редакцию «Работницы» пришло письмо от женщины по фамилии Федотова. Она хотела поведать читателям о «женщинах, которые нарушают права семейных мужчин». Федотова говорила о себе как о «жертве закона», который необходимо изменить, чтобы «укротить аппетиты алиментщиц».
Описывая таких женщин, она основывалась на собственном опыте. Два ее сына так и не вступили в брак, так как оказались «связанными по рукам и ногам» некими «хищницами». Федотова жаловалась, что ее дети вынуждены платить алименты женщинам, с которыми они вступили во внебрачные отношения, в результате чего они теперь не могут устроить свою личную жизнь. «Дошло до того, что мужчины стали сторониться женщин, в каждой из которых они видят желание заставить их платить алименты», — предостерегала она. Наконец, Федотова заключала, что эту ситуацию может изменить только поправка в законе, ведь только «закон пробуждает чувство ответственности в женщинах».
Это письмо было не единичным. Группа женщин, представившихся как «коллектив нашей Советской страны» в лице неких Щучкиной, Сак, Ефимовой и Колотиновой, просила обратить внимание властей на гражданок, которые «ведут себя бесстыдно и беспощадно по отношению к нашим мужьям и детям». Они приводили в пример ситуацию из собственного опыта: молодой мужчина по фамилии Павлов женился на «отсталой и некультурной женщине» Любови Клименко, с которой зачал ребенка. Но вскоре Клименко развелась с ним, так как «он ей не нравился», и вышла замуж за железнодорожника, ударника, и прожила с ним шесть лет, родив второму мужу двух детей.
Муж Любови постоянно был на работе, а она сама «ничего не делала, только в магазин ходила». «Люба всегда напомаженная и приодетая, шляется где ни попадя», — жаловалась инициативная группа. По словам женщин, за детьми Любовь не ухаживала, и мужу приходилось самому их мыть и убираться в квартире. В один прекрасный день он выгнал ее из дома. Тогда она повела в суд Павлова, где его обязали платить Клименко алименты за первого ребенка.
Павлов тоже женился во второй раз, и от второго брака у него была дочь. Теперь он вынужден платить алименты в размере 300 рублей в месяц, и в результате его семье остается всего пять рублей. Женщины, написавшие это письмо, требовали изменить законодательство, чтобы исключить такие случаи. «Нам кажется, что там, где много женщин, должны быть более суровые законы», — заканчивали они.
Традиционные ценности
Щучкина, Сак, Ефимова и Колотинова, как и Федотова, демонизировали «алиментщицу» — мать-ехидну и тунеядку. Заклеймив такую женщину позором, они использовали образ классового врага, словно сошедший с советских карикатур времен НЭПа.
Косметика, модная одежда, любовь к танцам и прогулкам — символы потребления, независимости и сексуальности — показывались как признаки «буржуазного декадентства». Жалобщицы провозглашали себя хорошими матерями и достойными гражданками своей страны, в то же время дистанцируясь от образа независимой женщины, равной в правах с мужчиной.
Сыновья и знакомые, истории которых они рассказывали, всегда представали образцом трудолюбивого человека. Молодые матери, получающие алименты, выступали не только разрушительницами «здоровых» советских семей, но преступницами, паразитками и «непродуктивными элементами», пользующимися доверием государства и общества.
Приведенные выше письма — лишь одни из многих на эту тему. Их авторы утверждали, что советские законы должны защищать не матерей-одиночек, а официальные семьи, осуждая развод и внебрачный секс. Улучшение материального положения одних женщин другие понимали как собственную потерю, так как считали, что у детей, рожденных в законном браке, больше прав, чем у рожденных вне брака.
Назад в прошлое
Эти письма изучали в наркомате юстиции и относились к вопросам, поставленным в них, серьезно. В результате в новом законе о семье, принятом 8 июля 1944 года, в тот день, когда советские войска взяли Минск, матери-одиночки, не состоявшие в законном браке, не могли претендовать на алименты. Время его принятия не случайно — власть готовилась к проблемам, которые начнутся, когда солдаты вернутся с фронта.
Помимо прочего, закон 1944 года требовал от мужа и жены серьезных причин для развода. Интрижка на стороне не считалась веским поводом для расторжения брака, однако если в результате нее рождался ребенок, то судьи обычно разрешали развод.
После войны СССР захлестнула волна разводов молодых пар. Чаще всего, находясь на фронте или в эвакуации, один из супругов начинал жить во втором, незарегистрированном браке. Несмотря на новое законодательство, судьи были склонны разводить такие пары в пользу их новых семей.
Утопическая ленинская политика в отношении семьи и брака пережила своего создателя, однако пала под напором общественного мнения. Власть поощряла прежде всего тех людей, которые могли внести значительный вклад в дело построения социализма, превозносила их и ставила другим в пример. Граждане брали этот конструкт на вооружение для того, чтобы продвигать традиционные представления об общественной морали.
То, что парам, сожительствующим вне брака, советская власть пыталась дать те же права, что и состоящим в официальном браке, выглядело в глазах людей как дестабилизация института семьи, а значит, и статус-кво в целом. Корни официального и общественного отношения к сексу, вопросам взаимоотношений полов и семье крылись в противоречиях между коммунистической утопией и консервативной моралью, которая определяла семейную жизнь в сталинскую эпоху.
m.lenta.ru
Алименты в ссср
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР
И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Статья 1. Утвердить Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и ввести их в действие с 1 октября 1968 года.
Статья 2. Установить, что предусмотренное статьей 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье правило о судебном порядке признания отцом ребенка лица, с которым мать не состояла в браке, применяется в отношении детей, родившихся после введения в действие Основ.
Статья 3. В отношении детей, родившихся до введения в действие Основ от лиц, не состоящих в браке между собой, отцовство может быть установлено по совместному заявлению матери ребенка и лица, признающего себя отцом ребенка. В случае смерти матери, признания матери недееспособной, лишения ее родительских прав, а также при невозможности установления ее места жительства отцовство может быть установлено по заявлению отца. В случае смерти лица, на иждивении которого находился ребенок и которое признавало себя отцом ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке. На основании совместного заявления родителей или отца ребенка либо решения суда об установлении факта признания отцовства производится соответствующая регистрация в органах записи актов гражданского состояния с внесением записи об отце в свидетельство о рождении ребенка.
Установление отцовства в отношении лиц, достигших совершеннолетия, допускается только с их согласия.
Статья 4. При установлении отцовства в порядке, предусмотренном в статье 3 настоящего Закона, дети имеют те же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, что и дети, родившиеся от лиц, состоявших в браке между собой.
Статья 5. По заявлению матери ребенка, родившегося до введения в действие Основ, его опекуна (попечителя), а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия в книгу записей о рождении и в свидетельство о рождении ребенка вносится запись об отце ребенка в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 17 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семьей.
Статья 6. Сохранить право матери, не состоящей в браке, на получение установленного законодательством государственного пособия на содержание и воспитание рожденного ею ребенка, а также право поместить ребенка в детское учреждение на содержание и воспитание полностью за государственный счет, если отец ребенка не будет установлен в предусмотренном законом порядке.
Статья 7. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и привести законодательство СССР в соответствие с Основами.
Статья 8 не приводится, как не содержащая норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.
СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О БРАКЕ И СЕМЬЕ
(с изм. и доп., внесенными Указами Президиума ВС СССР
от 09.10.1979 — Ведомости ВС СССР, 1979, N 42, ст. 696;
от 19.01.1984 — Ведомости ВС СССР, 1984, N 4, ст. 77;
от 01.02.1985 — Ведомости ВС СССР, 1985, N 6, ст. 101;
от 14.10.1986 — Ведомости ВС СССР, 1986, N 43, ст. 895;
от 22.05.1990 — Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, N 23, ст. 422)
Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.
В Советском Союзе созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.
Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил является важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ — интернатов и других детских учреждений.
Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.
Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.
Статья 1. Задачи советского законодательства о браке и семье
Задачами советского законодательства о браке и семье являются:
дальнейшее укрепление советской семьи, основанной на принципах коммунистической морали;
построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, на свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи;
воспитание детей семьей в органическом сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовка детей к активному участию в строительстве коммунистического общества;
всемерная охрана интересов матери и детей и обеспечение счастливого детства каждому ребенку;
окончательное устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях;
воспитание чувства ответственности перед семьей.
Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о браке и семье
Законодательство о браке и семье устанавливает порядок и условия вступления в брак, регулирует личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.
Статья 3. Равноправие женщины и мужчины в семейных отношениях
В соответствии с закрепленным Конституцией СССР равенством прав женщины и мужчины в СССР они имеют в семейных отношениях равные личные и имущественные права.
Статья 4. Равноправие граждан в семейных отношениях
Все граждане имеют равные права в семейных отношениях.
Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых либо косвенных преимуществ при вступлении в брак и в семейных отношениях в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Статья 5. Защита семьи государством. Охрана и поощрение материнства
В соответствии с Конституцией СССР семья в СССР находится под защитой государства.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети родильных домов, детских яслей и садов, школ — интернатов и других детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот одиноким матерям и многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Материнство в СССР окружено всенародным почетом и уважением, охраняется и поощряется государством. Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление женщинам отпусков по беременности и родам с сохранением содержания и других льгот беременным женщинам и матерям.
Статья 6. Правовое регулирование брачных и семейных отношений государством
Правовое регулирование брачных и семейных отношений в СССР осуществляется только государством.
Признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды не имеют правового значения.
Это правило не относится к совершенным до образования или восстановления советских органов записи актов гражданского состояния религиозным обрядам и полученным в их удостоверение документам о рождении, заключении брака, расторжении брака и смерти.
Статья 6.1. Осуществление прав и исполнение обязанностей, вытекающих из брачных и семейных отношений
Права, вытекающие из брачных и семейных отношений, охраняются законом за исключением тех случаев, когда эти права осуществляются в противоречии с их назначением.
Использование членами семьи своих прав не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
При осуществлении прав и исполнении обязанностей граждане должны соблюдать законы, уважать моральные принципы социалистического общества, всемерно содействовать укреплению семьи.
(статья введена Законом СССР от 22.05.1990)
Статья 6.2. Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений
Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений, осуществляется судом, органами опеки и попечительства и органами записи актов гражданского состояния.
Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений, осуществляется также товарищескими судами, трудовыми коллективами, профсоюзными и другими общественными организациями в случаях и в порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 7. Законодательство Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Применение законодательства союзных республик о браке и семье
Законодательство о браке и семье состоит из настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними иных законодательных актов Союза ССР, кодексов о браке и семье и иных законодательных актов союзных республик.
Законодательство союзных республик разрешает вопросы, отнесенные к их ведению настоящими Основами, и вопросы брачных и семейных отношений, непосредственно Основами не предусмотренные.
Заключение брака, отношения между супругами, между родителями и детьми, усыновление, установление отцовства, взыскание алиментов, опека и попечительство, расторжение брака, регистрация актов гражданского состояния регулируются законодательством союзной республики, орган которой совершает или регистрирует соответствующий акт гражданского состояния либо разрешает возникший спор.
Действительность брака, усыновления, установления опеки и попечительства и действительность актов гражданского состояния определяются законодательством союзной республики, на территории которой был заключен брак, произведено усыновление, установлены опека или попечительство либо зарегистрирован акт гражданского состояния.
Статья 8. Исковая давность
На требования, вытекающие из брачных и семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, когда срок для защиты нарушенного права установлен законодательством Союза ССР и союзных республик. В этих случаях исковая давность применяется судом в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено законом.
Статья 9. Заключение брака
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей.
Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в государственный орган записи актов гражданского состояния. Для отдельных случаев законодательством союзных республик может быть предусмотрено сокращение или увеличение этого срока.
Заключение брака производится торжественно. Органы записи актов гражданского состояния обеспечивают торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак.
Статья 10. Условия заключения брака
Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Законодательством союзных республик может быть предусмотрено снижение брачного возраста, но не более чем на два года.
Не допускается заключение брака:
между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке;
между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;
между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Статья 11. Личные права супругов
При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.
Законодательством союзных республик может быть предусмотрено право супругов именоваться двойной фамилией.
Вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно.
Каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии и места жительства.
Статья 12. Имущество супругов
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка.
В случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными. В отдельных случаях суд может отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов. В этих же целях суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов во время их раздельного проживания при фактическом прекращении брака, собственностью каждого из них.
Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, а также полученное ими во время брака в дар или в порядке наследования, является собственностью каждого из них.
Для требования о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью разведенных супругов, устанавливается трехлетний срок исковой давности.
(статья введена Указом Президиума ВС СССР от 09.10.1979)
Правила настоящей статьи распространяются лишь на то имущество супругов — членов колхозного двора, которое составляет их личную собственность.
Права супругов на владение, пользование и распоряжение собственностью колхозного двора устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 13. Обязанности супругов по взаимному содержанию
Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный супруг, а также жена в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка имеют право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить. Это право сохраняется и после расторжения брака.
( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 19.01.1984, Законом СССР от 22.05.1990)
Разведенный нуждающийся супруг также имеет право на содержание, если он стал нетрудоспособным в течение одного года после расторжения брака. Если супруги состояли длительное время в брачных отношениях, суд вправе взыскать алименты в пользу разведенного супруга и в том случае, когда этот супруг достиг пенсионного возраста не позднее пяти лет с момента расторжения брака.
В отдельных случаях супруг может быть освобожден от обязанности по содержанию другого супруга или его обязанность может быть ограничена сроком. Условия, при которых суд может освободить супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничить эту обязанность сроком, устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 14. Прекращение брака
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов.
При жизни супругов брак может быть расторгнут путем развода по заявлению одного или обоих супругов.
Расторжение брака производится в судебном порядке. При рассмотрении дела о расторжении брака суд обязан принять меры к примирению супругов и оздоровлению семейной обстановки.
( с изм. и доп., внесенными Законом СССР от 22.05.1990)
Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.
При вынесении решения о расторжении брака суд принимает в необходимых случаях меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. В этих случаях оформление развода и выдача супругам свидетельства о расторжении брака производится по истечении трех месяцев со дня подачи супругами заявления о разводе.
В органах записи актов гражданского состояния производится также расторжение брака с лицами:
признанными в установленном законом порядке безвестно отсутствующими;
признанными в установленном законом порядке недееспособными вследствие душевой болезни или слабоумия;
осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.
При наличии спора расторжение брака в этих случаях производится через суд.
Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака именоваться этой фамилией, либо по его требованию при регистрации расторжения брака органами записи актов гражданского состояния ему присваивается добрачная фамилия.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 09.10.1979)
Статья 15. Недействительность брака
Брак может быть признан недействительным при нарушении условий, установленных в статье 10 настоящих Основ, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак). Признание брака недействительным производится в судебном порядке.
Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке. Другие последствия признания брака недействительным устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 16. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей
Взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.
Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Происхождение ребенка от родителей, не состоящих между собой в браке, устанавливается путем подачи совместного заявления отцом и матерью ребенка в государственные органы записи актов гражданского состояния.
В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке, при отсутствии совместного заявления родителей отцовство может быть установлено в судебном порядке по заявлению одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия. Законодательством союзных республик может быть предусмотрено право обращаться в суд с заявлением об установлении отцовства и других лиц.
При установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства.
Статья 17. Запись родителей в книгах записей рождений
Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.
Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери ребенка, либо отец записывается согласно решению суда. В случае смерти матери, признания матери недееспособной, лишения ее родительских прав, а также при невозможности установления ее местожительства, запись об отце ребенка производится по заявлению отца.
При рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей и решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей рождений производится по фамилии матери; имя и отчество отца ребенка записываются по ее указанию.
Лицо, записанное в качестве отца или матери ребенка, либо лицо, являющееся фактическим отцом ребенка, в случае смерти матери или лишения ее родительских прав, вправе оспорить произведенную запись в течение года с того времени, когда ему стало или должно было стать известным о произведенной записи. Если к этому времени лицо, записанное отцом или матерью, являлось несовершеннолетним, годичный срок исчисляется со времени достижения им восемнадцати лет.
( а бзац введен Указом Президиума ВС СССР от 09.10.1979)
Лицо, записанное отцом ребенка по его заявлению или по совместному заявлению с материю ребенка, не вправе оспаривать отцовство, если в момент подачи заявления ему было известно, что он фактически не является отцом данного ребенка.
Муж, давший согласие на искусственное оплодотворение своей жены с помощью донора, записывается отцом рожденного ею ребенка и не вправе оспаривать произведенную запись.
(абзац введен Законом СССР от 22.05.1990)
Статья 18. Права и обязанности родителей
Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества.
(с изм. и доп., внесенными Законом СССР от 22.05.1990)
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях.
Родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя не на основании закона или судебного решения.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
При ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства.
Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случаях, когда брак между ними расторгнут.
Статья 18.1. Порядок разрешения споров между родителями по вопросам местожительства и воспитания детей
Если родители вследствие расторжения брака или по другим причинам не проживают совместно, то от их согласия зависит при ком из них должны проживать их несовершеннолетние дети. При отсутствии согласия спор разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом их желания.
Родитель, проживающий отдельно от детей, обязан принимать участие в их воспитании и имеет право общаться с ними. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.
Если родители не могут прийти к соглашению об участии в воспитании детей раздельно проживающего родителя, то этот порядок определяется органами опеки и попечительства с участием родителей, исходя из интересов ребенка.
В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, последний, а также каждый из родителей вправе обратиться за решением спора в суд.
При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством союзных республик.
При злостном невыполнении решения суда отдельно проживающий родитель, исходя из интересов ребенка, вправе обратиться с иском в суд о передаче ему ребенка.
Статья 19. Лишение родительских прав
Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, в том числе при отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным , антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению государственных или общественных организаций, одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, а также по иску прокурора.
Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей или одного из них признаки преступления, он сообщает об этом прокурору либо возбуждает уголовное дело.
При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.
Суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, независимо от лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.
В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.
( а бзац введен Законом СССР от 22.05.1990)
Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены.
Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей.
Статья 20. Обязанности детей в отношении родителей
Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних детей.
Совершеннолетние дети, уплачивающие алименты на родителей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье, оплата труда лиц, ухаживающих за родителями и т.п.).
Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих родителей и взыскания затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей.
Статья 21. Алиментные обязанности других членов семьи
Обязанность по содержанию несовершеннолетних детей, если они не имеют родителей, может быть возложена на других родственников — деда, бабку, брата, сестру, а также на отчима и мачеху ребенка.
Обязанность по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних членов семьи, нуждающихся в помощи, если они не имеют супругов, родителей или совершеннолетних детей, может быть возложена на внуков, а также на пасынков и падчериц.
Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные основания возникновения прав и обязанностей по взаимному содержанию родственников и других лиц.
Статья 22. Размер алиментов
Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка (дохода) родителей, но не менее 20 рублей в месяц на каждого ребенка.
Размер этих долей и минимальный размер алиментов может быть уменьшен судом, если у родителя, обязанного платить алименты, имеются другие несовершеннолетние дети, которые при взыскании алиментов в установленном настоящей статьей размере оказались бы менее обеспеченными материально, чем дети, получающие алименты, а также в случаях, если родитель, с которого взыскиваются алименты, является инвалидом первой или второй группы, либо если дети работают и имеют достаточный заработок, либо по другим уважительным причинам.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 14.10.1986)
Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства или общественной организации. Расходы на содержание детей, помещенных в детские учреждения, могут быть взысканы в пользу этих учреждений с родителей детей в размерах, установленных в настоящей статье.
Для отдельных случаев, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку родителя невозможно или затруднительно, законодательством союзных республик может быть предусмотрено определение размера алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. Размер этой суммы определяется исходя из предполагаемого заработка (дохода) родителя применительно к изложенным выше положениям.
Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.п.).
Виды заработка (дохода), подлежащего учету при удержании алиментов, определяются в порядке, установленном Советом Министров СССР.
При взыскании алиментов с родителей на нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а также во всех остальных случаях взыскания средств на содержание размер алиментов определяется в твердой денежной сумме, исходя из материального и семейного положения лица, с которого взыскиваются алименты, и лица, получающего их.
Статья 23. Порядок уплаты или взыскания алиментов
Алименты уплачиваются в добровольном порядке лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администрацию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.
Добровольный порядок уплаты алиментов не исключает права взыскателя алиментов в любое время обратиться с заявлением о взыскании алиментов в суд.
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 01.02.1985)
Администрация предприятия, учреждения, организации ежемесячно удерживает алименты из заработной платы (пенсии, пособия, стипендии и др.) плательщика алиментов на основании его письменного заявления и выплачивает или переводит их лицу, указанному в заявлении.
Статья 24. Усыновление (удочерение)
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах.
Усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского или районного в городе Совета народных депутатов по просьбе лица, желающего усыновить ребенка.
Для усыновления требуется согласие родителей, не лишенных родительских прав, а также согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Порядок выявления согласия ребенка устанавливается законодательством союзных республик.
Усыновление может быть произведено без согласия родителей, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.
При усыновлении ребенка лицом, состоящим в браке, если ребенок не усыновляется обоими супругами, требуется согласие другого супруга на усыновление. Законодательством союзных республик устанавливаются условия , при наличии которых усыновление в виде исключения может быть произведено без согласия другого супруга.
Признание усыновления недействительным и отмена усыновления допускаются только в судебном порядке.
Правила усыновления, условия признания усыновления недействительным и условия отмены усыновления, а также последствия отмены устанавливаются законодательством союзных республик.
Законодательством союзных республик устанавливаются условия , обеспечивающие тайну усыновления.
Статья 25. Права и обязанности усыновителей, усыновленных и их родственников
Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Усыновленные утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и их родственникам. При усыновлении ребенка одним лицом эти права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель мужчина, или отца, если усыновитель женщина. Несовершеннолетние, имеющие к моменту усыновления право на пенсию или пособие от государственных или общественных организаций, полагающиеся им по случаю потери кормильца, сохраняют это право также и при их усыновлении.
По просьбе усыновителей они могут быть записаны в книгах записей рождений в качестве родителей усыновленных.
Статья 26. Опека и попечительство
Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.
Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Опека и попечительство устанавливаются исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов.
Права и обязанности опекунов и попечителей, а также правила опеки и попечительства устанавливаются законодательством союзных республик.
АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
Статья 27. Регистрация актов гражданского состояния
Рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Статья 28. Порядок оспаривания записей актов гражданского состояния
Исправление ошибок и внесение изменений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится органами записи актов гражданского состояния. Отказ органов записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи может быть обжалован в суд.
При наличии спора между заинтересованными лицами исправление записи производится на основании решения суда.
Статья 29. Актовые книги. Правила регистрации актов гражданского состояния
Основные положения, определяющие порядок изменения, восстановления и аннулирования записи актов гражданского состояния, а также формы книг регистрации актов гражданского состояния и формы свидетельств, выдаваемых на основании записей в этих книгах, порядок и сроки хранения актовых книг устанавливаются Советом Министров СССР.
( с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 09.10.1979)
Законодательством союзных республик устанавливаются правила регистрации актов гражданского состояния, включая порядок торжественной регистрации браков и рождений, а также порядок взаимного осведомления вступающих в брак о состоянии здоровья и семейном положении и разъяснения их прав и обязанностей как будущих супругов и родителей.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БРАКЕ
И СЕМЬЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ О БРАКЕ И СЕМЬЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР
Статья 30. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в брачных и семейных отношениях
Иностранные граждане пользуются в СССР правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законом Союза ССР.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в СССР, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.
Статья 31. Заключение браков советских граждан с иностранными гражданами и иностранных граждан между собой в СССР
Браки советских граждан с иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой заключаются в СССР по советскому законодательству.
Браки между иностранными гражданами, заключенные в СССР в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в СССР, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула.
Статья 32. Заключение браков советских граждан в консульских учреждениях СССР. Признание браков, заключенных вне пределов СССР
Браки между советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, заключаются в консульских учреждениях СССР.
В тех случаях, когда браки между советскими гражданами и браки советских граждан с иностранными гражданами заключены вне пределов СССР с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, эти браки признаются действительными в СССР, если к признанию нет препятствий, вытекающих из статей 10 и 15 настоящих Основ.
Браки иностранных граждан, заключенные вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признаются действительными в СССР.
Статья 33. Расторжение браков советских граждан с иностранными гражданами и браков иностранных граждан между собой в СССР. Признание разводов, совершенных вне пределов СССР
Расторжение браков советских граждан с иностранными гражданами, а также браков иностранных граждан между собой в СССР производится по советскому законодательству.
Расторжение браков между советскими гражданами и иностранными гражданами, совершенное вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признается действительным в СССР, если в момент расторжения брака хотя бы один из супругов проживал вне пределов СССР.
Расторжение браков между советскими гражданами, совершенное вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признается действительным в СССР, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов СССР.
Расторжение браков между иностранными гражданами, совершенное вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признается действительным в СССР.
Советский гражданин, проживающий вне пределов СССР, вправе расторгнуть брак с проживающим вне пределов СССР супругом независимо от его гражданства в советском суде. В тех случаях, когда по советскому законодательству допускается расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, брак может быть расторгнут в консульских учреждениях СССР.
Статья 34. Установление отцовства в СССР. Признание отцовства, установленного вне пределов СССР
Установление отцовства в СССР независимо от гражданства родителей и ребенка и их места жительства производится по советскому законодательству.
В тех случаях, когда по советскому законодательству допускается установление отцовства в органах записи актов гражданского состояния, проживающие вне пределов СССР родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином СССР, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства в консульские учреждения СССР.
Статья 35. Усыновление детей, являющихся советскими гражданами и проживающих вне пределов СССР. Усыновление в СССР детей иностранными гражданами и усыновление детей, являющихся иностранными гражданами
Усыновление ребенка, являющегося советским гражданином и проживающего вне пределов СССР, производится в консульском учреждении СССР. Если усыновитель не является советским гражданином, для усыновления необходимо получить разрешение уполномоченного на то органа союзной республики.
Признается также действительным усыновление ребенка, являющегося советским гражданином, произведенное в органах государства, на территории которого проживает ребенок, при условии предварительного получения разрешения на такое усыновление от уполномоченного на то органа союзной республики.
Усыновление в СССР иностранными гражданами детей, являющихся советскими гражданами, а также усыновление детей, являющихся иностранными гражданами и проживающи х в СССР , производится по советскому законодательству. Правила усыновления детей, состоящих в советском гражданстве, иностранными гражданами на территории СССР устанавливаются законодательством союзных республик.
Статья 36. Установление опеки (попечительства) над советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, и над иностранными гражданами в СССР. Признание опеки (попечительства), установленной вне пределов СССР
Опека (попечительство) над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, а также над иностранными гражданами, проживающими в СССР, устанавливается по советскому законодательству.
Опека (попечительство), установленная над советскими гражданами, проживающими вне пределов СССР, по законам соответствующих государств, признается действительной в СССР, если против установления опеки (попечительства) или против ее признания нет возражений консульского учреждения СССР.
Опека (попечительство), установленная над иностранными гражданами вне пределов СССР по законам соответствующих государств, признается действительной в СССР.
Статья 37. Регистрация актов гражданского состояния советских граждан, проживающих вне пределов СССР
Регистрация актов гражданского состояния советских граждан, проживающих вне пределов СССР, производится в консульских учреждениях СССР.
При регистрации актов гражданского состояния в консульских учреждениях СССР применяется законодательство Союза ССР и той союзной республики, гражданами которой являются заинтересованные лица. Если заинтересованные лица являются гражданами разных союзных республик или не установлено, гражданами какой республики они являются, то по их соглашению применяется законодательство одной из союзных республик, а в случае разногласий — по решению консула, регистрирующего акт гражданского состояния.
Статья 38. Признание документов, выданных органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов СССР по законам соответствующих государств в отношении граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в СССР при наличии консульской легализации.
Статья 39. Применение иностранных законов и международных договоров
Применение иностранных законов о браке и семье или признание основанных на этих законах актов гражданского состояния не может иметь места, если такое применение или признание противоречило бы основам советского строя.
Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве о браке и семье, то применяются правила международного договора.
Такой же порядок применяется в отношении законодательства о браке и семье союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о браке и семье этой союзной республики.
www.libussr.ru