Врачебная комиссия медицинской организации

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

Например

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

www.audit-it.ru

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, документация, которой должна сопровождаться ее подготовка, не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами. Поэтому подготовка врачебной комиссии должна проходить в строгом соответствии с нормами, о которых речь пойдет ниже.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;
  • соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».
  • Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

    При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

    «В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

    Приведем выдержку из документа:

    «В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

    ….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

    Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии

    Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

    • в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
    • в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).
    • В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

      Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

      Как и любой регламент работы, Положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

    • правовые основания деятельности;
    • цели и задачи;
    • порядок создания;
    • структуру и численный состав;
    • правила деятельности;
    • функции (круг решаемых вопросов);
    • порядок принятия решений;
    • порядок замещения отсутствующих членов;
    • порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;
    • другие важные для организации вопросы.
    • Врачебная комиссия и ее функции.

      Функции врачебной комиссии.

      Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

      Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

    • совершенствование организации оказания медицинской помощи;
    • принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
    • осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;
    • а также принятия решения по иным медицинским вопросам.
    • Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

      Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

      Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

      Врачебная комиссия и подкомиссии.

      В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

      Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

      Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

      Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

      Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

      Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

      Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

      Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

      Состав врачебной комиссии

      В соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

    • председатель;
    • заместитель председателя (один или два);
    • секретарь;
    • члены комиссии.
    • Члены врачебной комиссии, секретарь.

      Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

      Количество членов комиссии законодательством не установлено.

      Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

      Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

      В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

      В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

      Обратимся к судебной практике.

      Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

      В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

      Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

      Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

      Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

      Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

      Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

      Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

      Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

      rosco.su

      Документация при работе врачебной комиссии

      В наших предыдущих статьях «Правила организации и деятельности врачебной комиссии», «Цели деятельности врачебной комиссии» и «Протокол заседания врачебной комиссии» мы говорили о том, что такое врачебная комиссия, чем она занимается, кто составляет и, кто возглавляет комиссию, рассказали о протоколе заседания врачебной комиссии и о его юридической значимости.

      Напоминаем, что врачебная комиссия действует на основании Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н (далее – Порядок). Данный Приказ утверждает основные моменты, связанные с работой врачебной комиссии, а именно порядок ее создания и деятельности. Что касается формы документов по учету работы врачебной комиссии – то тут очередной пробел в законодательстве. Поэтому, ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА систематизировал всю имеющуюся информацию о работе врачебной комиссии и подготовил для Вас данную статью.

      В рамках настоящей статьи мы расскажем Вам о документации при работе врачебной комиссии в трех аспектах:

      • документация, на основании которой создается и функционирует врачебная комиссия:
        • приказ о создании врачебной комиссии;
        • положение о врачебной комиссии.
      • документация по учету работы врачебной комиссии:
      • протокол врачебной комиссии;
      • журнал работы врачебной комиссии;
      • планы-графики заседаний врачебной комиссии;
      • выписка из протокола врачебной комиссии;
      • письменный отчет о работе врачебной комиссии.
      • документация, с которой работает врачебная комиссия.
      • Приказ о создании комиссии

        Начнем с того, что основой основ в деятельности врачебной комиссии является приказ руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, которым также утверждается ее состав. Заметим, что также, приказом руководителя медицинской организации утверждается создание и подкомиссии (подкомиссий) врачебной комиссии. Такие подкомиссии организуются по мере необходимости и курируют какие-либо специальные вопросы в деятельности медицинской организации (например, экспертизу временной нетрудоспособности, фармакологический контроль, оборот НС и ПВ, пр.).

        Положение о врачебной комиссии

        Что касается положения о врачебной комиссии то, тут можно сказать следующее – данный документ утверждается руководителем медицинской организации, является по сути базовым в деятельности врачебной комиссии (далее – ВК), ее неким уставом и регламентирует:

      • цели;
      • задачи;
      • функции врачебной комиссии (подкомиссий);
      • порядок работы;
      • порядок учета ее работы;
      • порядок представления отчетности по итогам деятельности;
      • Протокол врачебной комиссии

        Напоминаем читателю, что решения врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляются в виде протокола, который содержит следующие сведения:

      • дата проведения заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
      • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
      • перечень обсуждаемых вопросов;
      • решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.
      • Как уже было сказано выше – форма протокола врачебной комиссии не утверждена нашим законодателем. Форму протокола заседания врачебной комиссии, составленную специалистами ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА на основе требований действующего законодательства и обобщения существующей практики в данной области, Вы можете изучить в другой нашей статье «Протокол заседания врачебной комиссии».

        Считаем нужным также указать, что секретарь врачебной комиссии (подкомиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал работы врачебной комиссии.

        Важно, что протоколы врачебной комиссии подлежат обязательному хранению в течение 10 лет.

        Журнал работы врачебной комиссии

        К сожалению, наши законодатели не разработали и форму журнала учета Врачебной комиссии. Как показывает практика, обычно медицинские организации адаптируют под свои цели и нужды когда-то утвержденный «Журнал учета-клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения» (форма № 035/у-02, утверждена Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154 «О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях»).

        В журнале работы врачебной комиссии, на наш взгляд, должны быть обозначены как минимум следующие сведения:

      • Дата заседания ВК;
      • Номер протокола заседания ВК
      • Состав ВК;
      • ФИО пациента, дата рождения, пол;
      • Номер медкарты;
      • Диагноз в соотв. с МКБ-10;
      • Документы, подлежавшие рассмотрению ВК;
      • Заполняется в случае проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи;
      • Выявленные дефекты медицинской помощи;
      • Причины возникновения дефектов;
      • Влияние дефектов на пациента;
      • Итоговая оценка качества медицинской помощи;
      • Результат голосования членов комиссии (кол-во человек);
      • Причина созыва ВК;
      • При созыве ВК в случае проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (МП): выявленные дефекты МП, причины их возникновения, пр, итоговая оценка качества МП;
      • Результат голосования членов ВК;
      • Решение ВК;
      • Комментарии;
      • Подписи членов ВК;

      Планы-графики заседаний врачебной комиссии

      Планы-графики заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии) составляются для координации деятельности врачебной комиссии, а также для рационального распределения нагрузки врачебной комиссии. Ответственным за составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии является секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

      Письменный отчет о работе врачебной комиссии

      Письменный отчет о работе врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляется председателем врачебной комиссии руководителю медицинской организации.

      Выписка из протокола врачебной комиссии

      Выписка из протокола врачебной комиссии представляет собой документ, сжато отражающий те или иные данные, зафиксированные в протоколе заседания врачебной комиссии. Такая выписка должна быть предоставлена пациенту или его законному представителю в случае обращения с письменным заявлением.

      Документация, с которой работает врачебная комиссия

      Функционал врачебной комиссии значителен и обширен. Соответственно перечень документов, с которыми работает врачебная комиссия, также обширен и разнообразен. Забегая немного вперед, заметим, что медицинская документация пациента составляет большую часть того объема документов, с которыми работает врачебная комиссия. Это связано с тем, что на врачебную комиссию возложена организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (пункт 4.22 Порядка) (т.е. внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи является системой мероприятий, принятой руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения деятельности организации в полном соответствии с законодательством).

      Напоминаем, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» термина «медицинская документация» не раскрывает. Мы полагаем, что под медицинской документацией следует понимать систему медицинских документов установленной формы, которые ведут работники медицинских организаций, с целью регламентации их действий, связанных с диагностическими, лечебными, профилактическими, санитарно – гигиеническими и другими мероприятиями, а также с целью их обобщения и анализа.

      Если подробно рассматривать медицинскую документацию, с которой работает врачебная комиссия непосредственно через призму функций врачебной комиссии, то получается приблизительно следующая классификация документов:

    • документы, связанные с осуществлением контроля качества медицинской помощи (медицинская документация пациента, дневники работы врача, журналы учета и др.);
    • документы, связанные с назначением лекарственных препаратов (рецептурные бланки и др.);
    • документы, связанные с проведением экспертизы временной нетрудоспособности (листки нетрудоспособности и др.);
    • документы, связанные с проведением медицинских осмотров;
    • документы, связанные с определением профессиональной пригодности граждан;
    • документы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи;
    • жалобы и обращения пациентов, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам в медицинской организации;
    • документы, связанные с выдачей направлений и медицинских заключений, справок;
    • другие документы.
    • Заметим, что данная классификация не является категоричной. При рассмотрении того или иного вопроса врачебной комиссией могут быть использованы любые документы, явно имеющие отношение к осуществлению ее функций. Естественно, таких документов может быть гораздо более, чем указано в настоящей статье, а тогда и их условное деление (классификация) будет совсем иной.

      bmportal.ru