РАГС — РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов
Приказ Министерства регионального развития РФ от 21 октября 2010 г. N 454
В целях совершенствования работы по согласованию специальных технических условий на объект капитального строительства приказываю:
1. Внести в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2008 г., регистрационный N 11517) изменения согласно приложению.
2. Департаменту инвестиционных проектов направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в течение 10 дней с момента его подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.
Министр В.Ф. Басаргин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2010 г.
Регистрационный N 19213
к приказу Министерства регионального развития РФ
от 21 октября 2010 г. N 454
Изменения, вносимые в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»
1. Преамбулу приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2008 г., регистрационный N 11517) (далее — приказ) изложить в следующей редакции:
«В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5) и пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2009, N 21, ст. 2576; 2009, N 52, ст. 6574; 2010, N 16, ст. 1920), приказываю:».
2. Пункт 2 приказа изложить в следующей редакции:
«2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.».
3. Пункт 13 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного приказом, (далее — Порядок) изложить в следующей редакции:
«13. Согласование СТУ проводится Министерством регионального развития Российской Федерации (далее — Минрегион России).
Организационно-технические мероприятия по подготовке согласования СТУ осуществляет уполномоченный департамент Минрегиона России (далее — Департамент).
Для рассмотрения СТУ и подготовки рекомендаций о согласовании либо отказе в согласовании СТУ создается Нормативно-технический совет Минрегиона России (далее — Совет). Рекомендации Совета оформляются заключением Совета (далее — Заключение).».
4. Пункт 17 Порядка изложить в следующей редакции:
«17. Рассмотрение представленной Документации включает в себя:
изучение состава представленных документов и материалов Департаментом;
рассмотрение (научно-техническая экспертиза) документов и материалов Советом.».
5. Пункт 18 Порядка исключить.
6. Абзац первый пункта 20 Порядка исключить.
7. В абзаце втором пункта 20 Порядка слово «Указанное» исключить.
8. Пункт 22 Порядка изложить в следующей редакции:
«22. Согласование СТУ оформляется путем проставления на титульном листе двух экземпляров СТУ согласующей подписи Министра либо уполномоченного им лица, а также путем проставления на каждом листе двух экземпляров СТУ визирующей подписи уполномоченного сотрудника Департамента.».
www.rags.ru
Порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое
На сегодняшний день порядок разработки и согласования специальных технических условий в Минстрое России всё ещё регламентируется Приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008 * .
Минстрой России подготовил проект своего приказа — №406/ПР от 28.07.2014 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» взамен приказа Минрегиона №36.
По информации с сайта consultant.ru на 11.08.2014 Приказ Минстроя №406/ПР представлен на государственную регистрацию в Минюст. По информации с сайта consultant.ru на 12.09.2014 данный приказ не прошел регистрацию в Минюсте (Письмо Минюста РФ от 01.09.2014 N 01/77947-ЮЛ).
Приказ указан в перечне документов под заголовком:
ВОЗВРАЩЕНЫ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ МИНЮСТОМ РОССИИ (подборка подготовлена специалистами компании «КонсультантПлюс»).
Внутренний Приказ Минстроя России № 325/пр от 24.06.2014 «Об организации работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» установил, что до вступления в силу нового Приказа Минстроя России об утверждении порядка разработки и согласования специальных технических условий при реализации функции по согласованию специальных технических условий следует руководствоваться Приказом Минрегиона России от 1 апреля 2008 г. N 36 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2008 г., регистрационный N 11517).
На данный момент Приказ Минрегиона России от 1 апреля 2008 г. N 36 — единственный приказ об утверждении порядка разработки и согласования СТУ, который имеет статус приказа, прошедшего регистрацию в Минюсте России.
Также о согласовании СТУ читайте здесь.
Новость о новой попытке Минстроя зарегистрировать в Минюсте порядок разработки и согласования СТУ читайте здесь.
Дополнение от 07.09.2016
Минстрой России впервые за весь период своего существования смог зарегистрировать в Минюсте свой новый порядок разработки и согласования СТУ (Приказ Минстроя №248/ПР). Подробнее читайте здесь.
www.firecenter.ru
36 приказ по сту
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
minstroyrf.ru
Особенности нового порядка разработки и согласования СТУ — Приказ Минстроя России №248/ПР
Сокращения, используемые в статье:
- Порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016,
- Старый порядок — Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008,
- Положение — Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008,
- 123-ФЗ — Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,
- 384-ФЗ — Федеральный закон №384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений,
- Перечень 474 — Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, утвержденный приказом Росстандарта №474 от 16.04.2014,
- Перечень 1521 — Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ, утвержденный постановлением Правительства РФ №1521 от 26.12.2014,
- Регламент — Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий … , утвержденный приказом МЧС России №710 от 28.11.2011.
Минстрой России подготовил и зарегистрировал в Минюсте свой новый приказ об утверждении порядка разработки и согласования СТУ.
Приказ Минстроя России №248/ПР от 15.04.2016 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2016 №43505. Дата вступления данного документа в силу — 12.09.2016.
Ранее Минстрой предпринимал несколько попыток подготовить и зарегистрировать в Минюсте свой новый порядок разработки и согласования СТУ взамен старому порядку, утвержденному Приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008.
В данной статье мы отмечаем: чем новый порядок разработки и согласования СТУ (утвержденный приказом Минстроя №248/ПР) отличается от старого порядка (утвержденного приказом Минрегиона №36), и даём комментарии по новому документу.
В представленном ниже анализе мы упоминаем не обо всех изменениях Порядка разработки и согласования СТУ, а только о тех, которые показались нам наиболее интересными.
1. Сам факт подготовки и утверждения нового Порядка, установленного Минстроем России, наконец делает возможным соблюдение требования пункта 5 «Положения о составе разделов проектной документации … «, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.2008 (далее — Положение).
Пункт 5 Положения гласит:
5. В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Для соблюдения условий п.5 Положения важным критерием является то, что СТУ должны быть разработаны и утверждены (согласованы) в порядке, установленном именно Минстроем России, а не каким-либо другим министерством! Однако на протяжении последних трёх лет такого Порядка — установленного Минстроем России и имеющего статус нормативного правового акта (зарегистрированного в Минюсте), не существовало. Таким образом, соблюсти требования п.5 Положения, то есть разработать и утвердить специальные технические условия в рамках несуществующего Порядка, было невозможно.
Всё это время действовал порядок разработки и согласования СТУ, установленный другим министерством — Минрегионом России (было упразднено сразу после создания Минстроя).
На практике, все разрабатывали СТУ в порядке, установленном Приказом Минрегиона России №36 от 01.04.2008, т.к. это был единственный порядок, зарегистрированный в Минюсте и действующий на тот момент. Но надо понимать, что такая процедура не соответствовала требованиям п.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №87.
Данное несоответствие можно считать устраненным только сейчас, когда появился Порядок разработки и согласования СТУ, установленный именно Минстроем.
2. Пункт 1. Порядка — о том, что вообще устанавливает настоящий Порядок:
1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее – Порядок) устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее — СТУ) в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477) (далее — Технический регламент).
Обращаем внимание на то, что в п.1 ничего не сказано о том устанавливает ли настоящий Порядок требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 2 стать 78 ФЗ N 123-ФЗ !
Однако, далее в п.3 Порядка упоминается такой вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г)).
Выглядит это как некое противоречие и несогласованность между пунктами внутри одного документа.
Если попытаться объяснить это противоречие, то просматривается два основных варианта:
1) Возможно, что вид СТУ со ссылкой на 123-ФЗ (подпункт г)) по ошибке был включен в п.3 Порядка (виды СТУ). Иначе зачем в список видов СТУ включать такой вид, к которому данный Порядок не устанавливает требования к разработке и согласованию? Из п.1 очевидно, что данный Порядок устанавливает требования только к СТУ, разработанным на основании 384-ФЗ.
Или же ошибка закралась в п.1, где надо было написать, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случаях, установленных ч.8 ст.6 384-ФЗ и ч.2 ст.78 123-ФЗ. Но с другой стороны, если бы так был сформулирован п.1, то получилось бы, что в части процедуры согласования образовалось два порядка: этот, утвержденный приказом №248/ПР Минстроя, и Регламент согласования СТУ, утвержденный приказом №710 МЧС России. Ведь Регламент МЧС России – это по сути тоже порядок согласования СТУ, который предписывает согласовывать СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, в МЧС, а не в Минстрое. Двух разных порядков согласования для одного и того же вида СТУ существовать не должно (дублирование процедур запрещено законодательством РФ). Возможно, что во избежание такого формального дублирования «порядков согласования СТУ», в п.1 настоящего Порядка не стали указывать о том, что он распространяется на СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ.
2) Возможно, никакой ошибки нет. Что если Минстрой России (автор документа) имеет ввиду, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ? Но для того, чтобы в этом убедиться, надо было выполнить сравнение случаев (критериев) необходимости разработки СТУ, установленных этими двумя законами. А это не простой вопрос.
На данный момент существует две «системы документов», содержащих в себе требования пожарной безопасности для проектирования зданий и сооружений – это « 123-ФЗ + перечень 474 » и « 384-ФЗ + перечень 1521 ». Эти системы при желании можно считать понятными, сбалансированными и продуманными только если рассматривать каждую отдельно. Но применить эти две системы вместе практически невозможно, т.к. они противоречат друг другу, дублируют друг друга и просто не согласованы между собой. Причина — в их основе заложены абсолютно разные принципы и логика нормирования. В нашей статье о дублировании функций по согласованию СТУ мы писали о том, что это дублирование начинается с того, что у МЧС России и у Минстроя России накладываются (дублируются) функции по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности в строительстве. Соответственно, далее это дублирование перетекло в создание двух Федеральных законов и перечней нормативных документов к ним. Оба закона затрагивают область пожарной безопасности в строительстве, но принципы и подходы настолько разные, что мы называем их разными «системами документов».
Так вот, для того, чтобы утверждать, что все те случаи разработки СТУ, которые установлены 123-ФЗ, всегда подпадают и под случаи разработки СТУ, установленные 384-ФЗ, надо сравнивать не только две формулировки законов 123-ФЗ и 384-ФЗ (ч.2 ст.78 и ч.8 ст.6 соответственно), описывающие случаи (критерии) необходимости разработки СТУ, а в целом эти системы. Например, основная несогласованность касательно СТУ заключается в том, что критерии необходимости разработки СТУ сформулированы очень по-разному. По одному закону основанием для разработки СТУ может быть только отсутствие требований пожарной безопасности, по другому — отсутствие и отступление от требований. При этом, у каждого закона есть «свои» перечни нормативных документов. Критерии определения необходимости разработки СТУ (отсутствия норм и отступления от норм) логически привязаны к разным перечням. Таким образом, надо делать детальный сравнительный анализ требований пожарной безопасности, содержащихся в системе « 123-ФЗ + перечень 474 » и в системе « 384-ФЗ + перечень 1521 ». В общем, это предмет для отдельной большой работы.
Провел ли Минстрой такой анализ перед тем как утвердить новый Порядок в такой редакции? Это большой вопрос. Но сейчас всё это выглядит как неуклюжая попытка присвоить более высокий статус системе « 384-ФЗ + перечень 1521 » в части определения критериев необходимости разработки СТУ.
В Старом порядке этот же пункт 1 был сформулирован совсем по-другому — в нём не было привязки к какому-либо закону:
1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее — СТУ) в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее — объект) недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.
www.razrabotka-stu.ru
Специальные технические условия
Порядок направления и требования к разработке специальных технических условий определены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. № 248/пр «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Комплект документов содержит:
а) сведения о заинтересованном лице (наименование организации; организационно-правовая форма; место нахождения; контактный телефон; индивидуальный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) руководителя организации);
б) сведения об организации разработчике проекта СТУ (наименование организации; организационно-правовая форма; место нахождения; контактный телефон; индивидуальный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) руководителя организации);
в) проект СТУ в двух оригинальных экземплярах, завизированный разработчиком (на титульном листе). Каждый экземпляр проекта СТУ должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (при наличии) и подписью руководителя организации разработчика;
г) пояснительную записку к проекту СТУ, завизированную заинтересованным лицом, содержащую информацию о необходимости разработки СТУ, принятых технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта капитального строительства.
д) копию технического задания на разработку проекта СТУ, заверенного печатью (при наличии) и подписью заинтересованного лица;
е) сканированные копии документации, указанной в подпунктах «а — д» пункта 14 Порядка, на электронном носителе.
ВНИМАНИЕ! Согласование изменений в ранее согласованные СТУ осуществляется в порядке, установленном для их принятия. В данном случае заинтересованное лицо дополнительно к документации, предусмотренной пунктами 14 и 15 Порядка, направляет заверенные копии ранее согласованных СТУ и копию письма о согласовании СТУ (также на электронном носителе).
Срок рассмотрения 30 календарных дней.
Дополнительную информацию о стадии рассмотрения специальных технических условий можно узнать в отделе по телефону 8-495-647-15-80 доб. 58029, 57039.
Номер входящего документа узнавать по телефону: 8-495-645-73-50
После рассмотрения на нормативно-техническом совете Минстроя России:
Согласованные специальные технические условия выдаются на руки Заказчику или по доверенности от Заказчика должностному лицу с предъявлением паспорта. По желанию Заказчика специальные технические условия могут быть отправлены почтой в адрес Заказчика.
Специальные технические условия с решением об отказе направляются по почте в адрес Заказчика.
Выдача согласованных специальные технические условия производится по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр.1 понедельник, среда с 10:00 до 17:00.
www.minstroyrf.ru