Закон 2240-111
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
Экономика — рефераты, шпаргалки, семинары, лекции, конспекты
Теоретико-организационные основы общеобязательного государственного социального страхования
Правовые, организационные и финансовые основы социального страхования по временной потере трудоспособности определяются Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18 января 2001г. № 2240-111.
Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы (дохода) вследствие временной потери трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком- инвалидом, больным членом семьи), беременности и родов, ухода за малолетним ребенком, частичную компенсацию расходов, связанных с рождением ребенка, смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет бюджета Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (ФСС ВПТ).
Общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными
рождением и погребением, осуществляется по следующим принципам:
1) законодательного определения условий и порядка осуществления этого вида страхования;
2) обязательности страхования лиц, подлежащих этому виду страхования согласно закону, и добровольности страхования других лиц;
3) государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;
4) обязательности финансирования ФСС ВПТ расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения и социальных услуг;
5) формирования и использования страховых средств на началах солидарности и субсидирования;
6) целевого использования средств;
7) паритетности в управлении ФСС ВПТ представителей государства, застрахованных лиц и работодателей;
8) ответственности работодателей и ФСС ВПТ за реализацию права застрахованного лица на материальное обеспечение и социальные услуги.
Субъектами общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, выступают застрахованное лицо, страхователь и страховщик.
Застрахованное лицо — это наемный работник, другие лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины), в пользу которых осуществляется общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Представителями застрахованных лиц являются профсоюзы (их объединения) или другие уполномоченные наемными работниками органы.
• работодатель для лиц, работающих на условиях трудового договора на предприятиях или у физических лиц;
• лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и другие лица в соответствии с действующим законодательством.
Страховщик — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. Работодателем выступает собственник предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования; физическое лицо, использующее труд наемных работников. Наемным работником является физическое лицо, работающее по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении, организации.
В данной сфере социального страхования используются такие термины, как:
страховой риск-это обстоятельство, вследствие которого застрахованное лицо или члены его семьи могут утратить временно средства существования и требовать материального обеспечения или предоставления социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;
страховой случай — событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица или членов его семьи на получение материального обеспечения или социальных услуг за счет средств ФСС ВПТ;
страховой стаж-период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, и за который уплачены страховые взносы. В страховой стаж засчитываются периоды временной потери трудоспособности, нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами и время пребывания застрахованного лица в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также периоды получения выплат по отдельным видам государственного страхования, кроме пенсий всех видов.
В страховой стаж засчитывается общий трудовой стаж лица до введения в действие Закона Украины с 1 января 2001 г. № 2240-III.
Право на материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы, если иное не предусмотрено законодательством.
Общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности подлежат:
-Лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования или у физических лиц, а также избранные на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других органах;
-Члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.
Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (лица, занимающиеся предпринимательской, адвокатской, нотариальной и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности), имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги при условии уплаты страховых взносов в ФСС ВПТ соответствии с действующим законодательством.
Лица, которые не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги при условии уплаты страховых взносов в ФСС ВПТ.
ТЕМА 7 УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ОПЛАТЫ ТРУДА, СТРАХОВАНИЕ со стипендиатами
1. Экономическая сущность заработной платы в бюджетных учреждениях и задачи учета
1. Закон Украины»Об оплате труда»от 240395 № 108/95-ВР
2. Постановление. КМУ от 12072004 года № 882″Вопросы стипендиального обеспечения»
3. Постановление. КМУ от 30082002 г № 1298 «Об оплате труда работников на основе. Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферыої сфери».
4. Закон Украины от 280291 г. № 796″О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы»
5. Закон Украины»Об отпусках»151196 № 504/96-ВР
6. Порядок исчисления средней заработной платы для расчета выплат на общеобязательное государственное социальное страхование. Постановление. КМУ от 26092001 г № 1266
7. Приказ. Минстатистики № 489 от 5 декабря 2008 года»Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда»
8. Приказ. Минстатистики Украины № 253 от 09101995 р»Об утверждении типовых форм первичного учета»
9. О общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением. Закон Украины от 18012001 г № 2240-111
10. Инструкция по статистике заработной платы утверждена приказом. Госкомстата Украины № 5 от 13012004 г
1 Экономическая сущность заработной платы в бюджетных учреждениях и задачи учета
Расходы на заработную плату имеют наибольший удельный вес в сметах и ??составляют основную сумму общих расходов, а потому учет труда и его оплаты в бюджетных учреждениях является важным участком учета
Работа в бюджетных учреждениях выступает как целенаправленная деятельность людей по управлению государством в целом и местного самоуправления, охране общественного порядка, обеспечения независимого судопроизводства и прокурорского надзора и т.д., а также предоставление нематериальных услуг в социальной сфере для удовлетворения потребностей членов обществ.
На бюджетные учреждения, как и на все юридические лица, распространяется действие законов Украины»Об оплате труда»,»Об отпусках»,. Кодекс законов о труде, инструкции. Госкомстата (Министерства статистики), приказом азы и инструкции других государственных органов относительно труда, его оплаты, начисления взносов на социальное страхование и в Пенсионный фонд до. Пенсійного фонду.
Согласно закону Украины от 24 марта 1995 г. № 108/95 -. ВР»Об оплате труда»заработная плата — это вознаграждение, исчисленное как правило в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномо. Ажене им орган выплачивает работнику за выполненную им робот ним роботу.
Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия
Государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности и хозяйствования путем установления размера минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий, условий и и размеров оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, руководителей государственных предприятий, а также путем налогообложения доходов работников.
Размер минимальной заработной платы устанавливается. Верховной. Радой Украины по представлению. Кабинета. Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении. Государственного бюджета Украины
Кодекс законов о труде Украины регулирует трудовые отношения работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и видов деятельности, а также лиц, работающих по трудовому договору с ф физическими лицами.
Заработная плата работников бюджетных учреждений осуществляется на основании актов. Кабинета. Министров Украины в пределах бюджетных ассигнований. Постановлениями. КМУ утверждаются. Условия оплаты труда,. Тарифные сетки и а схемы должностных окладов тощо.
Фонд оплаты труда бюджетных учреждений согласно. Инструкции по статистике заработной платы № 5 имеет следующую структуру:
1 — основная заработная плата, включает начисление вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностных обязанностей. В нее, в частности,, включают:
— вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам рабочих и должностным окладам руководителей, специалистов, технических служащих цев, включая в полном объеме внутреннее совместительство
— гонорар штатным работникам редакций газет, журналов, других средств массовой информации, издательств, учреждений искусства, оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия за выполнение р работ по договорам гражданско-правового характер.
А также другие выплаты предусмотрены настоящей. Инструкцией
2 — дополнительная заработная плата, включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии за выполнение производственных заданий и функций частности:
— доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, работу в тяжелых и вредных условиях, интенсивность п труда, работу в ночное время, высокое профессиональное мастерство, классность водителям транспортных средств, высокие достижения в труде в том числе государственным служащим, выполнение особо важной работы на пе ный срок, знание и использование в работе иностранного языка, допуск к государственной тайне, дипломатические ранги, персональные звания должностных лиц, ранги государственных служащих, квалификационные классы судьи в, научную степень, и др..
3 — другие поощрительные и компенсационные выплаты включают вознаграждения и премии, носящие разовый характер, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего зак дательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм частности:
— работникам, которые были в отпуске но вынужденно работали;
— вознаграждения и поощрения, которые осуществляются один раз в год или имеющие разовый характер: по итогам работы за год, ежегодные вознаграждения за выслугу лет (стаж работы);
— премии, которые выплачиваются в установленном порядке по специальным системам премирования, выплаченные в соответствии с решениями
— премии за содействие изобретательству и рационализации, создание, освоение и внедрение новой техники и технологии, введение в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов строительства, своевременную поставку продукции на экспорт и другие
— денежное вознаграждение государственным служащим за добросовестный и непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое выполнение трудовых обязанностей;
— материальная помощь, имеет системный характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием);
— оплата или предоставление дотации на питание работников, в том числе в столовых, буфетах, профилакториях; оплата за содержание детей работников в детских учреждениях,, стоимость путевок работникам и членам энам их семей на лечение и отдых
— стоимость проездных билетов, возмещение работникам стоимости проезда транспортом общего пользования;
В бюджетных учреждениях фонд заработной платы формируется на основе тарификационного списка, штатного расписания и дополнительных расчетов. Выплаты осуществляются в пределах утвержденного фонда оплаты труда
Расходование бюджетных средств должно быть рациональным и эффективным, а поэтому правильная организация учета заработной платы имеет государственное значение. Бухгалтерский учет заработной платы должен обеспечить:
1 — контроль за соблюдением расходов на оплату труда, предусматривается в смете учреждения и штатном расписании;
2 — контроль за соблюдением установленной численности работников согласно утвержденного штатного расписания;
3 — контроль за использованием рабочего времени;
4 — своевременное и достоверное начисление заработной платы, оплаты отпусков, социальной помощи;
5 — своевременное составление налоговой и статистической отчетности по труду;
6 — своечастне и достоверное составление отчетов в фонды социального страхования и предоставления их в установленные сроки;
7 — предоставление информации работникам по данным их лицевых счетов;
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
В каких случаях листок нетрудоспособности не оплачивается (19.06.2009)
«Человек получил листок нетрудоспособности, затем приносит его на предприятие. В каких случаях комиссия по социальному страхованию принимает решение: оплачивать листок нетрудоспособности или нет?»
Кирилл Свиридов
Информация предоставлена Отделом выплат и оздоровления Краматорской городской исполнительной дирекции Донецкого областного отделения Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности:
«В соответствии со статьей 50 Закона Украины от 18.01.2001 № 2240-111 (далее — Закон № 2240) пособие по временной нетрудоспособности не предоставляется:
— в случае получения работником травм или его заболевания при совершении им преступления;
— в случае преднамеренного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или симуляции болезни;
— за время пребывания его под арестом или проведения судебно-медицинской экспертизы;
— за время принудительного лечения, назначенного по постановлению суда;
— в случае временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, которые произошли в результате алкогольного, наркотического, токсичного опьянения;
— за период пребывания застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы, творческом или учебном отпуске.
На практике имеют место случаи, когда, к примеру, человек возвращается домой после праздника, переходит дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет — и его сбивает машина. В больнице установили наличие алкоголя в крови пешехода. Отметка об алкогольном опьянении в листке нетрудоспособности является сигналом для того, чтобы комиссия по социальному страхованию выяснила все обстоятельства получения травмы.
Если по факту дорожно-транспортного происшествия было возбуждено уголовное дело, то пострадавшему необходимо принести справку, выданную органами внутренних дел либо органами прокуратуры и подтверждающую, что он не является виновной стороной в дорожно-транспортном происшествии. Решение комиссии по социальному страхованию о назначении пособия по временной потере нетрудоспособности на основании такой справки будет считаться обоснованным.
Если уголовное дело не возбуждалось, то обстоятельства получения травмы могут быть расследованы в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины от 22.03.2001 № 270, поскольку получение травмы в результате дорожно-транспортного происшествия является несчастным случаем непроизводственного характера в соответствии с классификатором происшествий, который утвержден этим же Постановлением Кабинета министров Украины. Если такое расследование на момент назначения пособия проводилось, то комиссия по социальному страхованию использует его результаты для установления причин несчастного случая. В дальнейшем по итогам расследования могут быть приняты меры по возмещению виновной стороной (организацией или физическим лицом) суммы пособия, выплаченной потерпевшему.
Если расследование несчастного случая не проводилось, комиссия по социальному страхованию самостоятельно уточняет причины и обстоятельства несчастного случая, принимая во внимание письменные пояснения пострадавшего, свидетельства очевидцев, материалы милиции, прокуратуры, и принимает решение о назначении пособия, о чем вносится запись в протокол заседания комиссии. Материалы, на основании которых комиссия по социальному страхованию принимала решение о назначении пособия, остаются в комиссии.
Другой вариант: человек спешит на работу, перебегает дорогу на красный свет — и его сбивает машина. Наличие алкоголя в крови не установлено. Правоохранительными органами проведено расследование ДТП и установлена вина пешехода. В этом случае пострадавшему может быть отказано в назначении пособия по временной нетрудоспособности на основании части 1 статьи 36 Закона № 2240, поскольку он получил травму при совершении им правонарушения.
Если пострадавший не согласен с решением комиссии по социальному страхованию, он может обжаловать это решение в дирекции Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности по месту постановки на учет».
ТЕМА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Необходимость, содержание и роль социальных внебюджетных
Становление и развитие социальных внебюджетных фондов
Общая характеристика социальных внебюджетных фондов
Отечественная практика функционирования социальных
Внебюджетных фондов
Литература:
1. Закон України “Про загальнодержавне соціальне страхування від
нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які
спричинили втрату працездатності” від 23.09.99 р. № 1105- Х1У //
Відомості ВРУ. — №46-47.
2.Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування
у зв’язку з тимчасовою втратою працездатності та витратами,
зумовленими народженням та похованням» від 18.01.01 р. № 2240-111 –
ВР // Відомості ВРУ. – 2000.- №14.
3. Закон України «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування
на випадок безробіття» від 02.03. 2000 р. № 1533- 111 // Відомості ВРУ. –
4.Закон України „Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування”
№1058-ІУ від 09.07.2003р.
5.Закон України „Про недержавне пенсійне забезпечення” № 1057-ІУ від
6. Закон України «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов`язкове
державне соціальне страхування, №2464 – VI, від 08.07.2010.
7. Закон України «Про заходи по законодавчому забезпеченню реформування
пенсійної системи», № 3668-17 від 08.07.2011(вступив в дію з 01.10.2011р.)
8.Фінанси: Підручник / За ред.. С.І. Юрія, В.М.Федосова. — К.:
Знання, 2008р. – Розділ11.
Біла О.Г., Чуй І.Р. Фінанси; Навч. Посіб. – Львів: «Магнолія 2006»,
Р. – Тема 10.
Глущенко В.В., Глущенко А.С., Глущенко О.В. Фінанси у рисунках,
схемах і таблицях: Навч.посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2012 р. –
Тема 10.
Фондов
Государственный бюджет является основным централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Его средства являются обезличенными и обеспечивают реализацию функций государства. Однако у государства могут быть определенные потребности, которые имеют особое значение и потому должны иметь соответствующее гарантировано финансовое обеспечение. Это и является основанием для создания фондов целевого назначения.
Государственные целевые фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования общественных потребностей из определенных источников, которые имеют целевое назначение.
Государственные целевые фонды являются самостоятельным звеном финансовой системы и входят в состав государственных финансов.
Порядок формирования и использования государственных целевых фондов регламентируется соответствующим законодательством. Целевые государственные фонды, как правило, находятся в распоряжении государственных органов власти, но оперативное управление ими осуществляется специально созданным административным аппаратом. Руководство фондов самостоятельно определяет направления использования средств в соответствии с законодательством.
В разных странах формируются различные целевые фонды, которые отображают специфические черты финансовых систем этих стран. Эти фонды занимают весомое место в финансовых системах. Например, во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии со специальных фондов финансируется более половины государствнных расходов, в Великобритании – свыше 1/3 государственных расходов.
Внебюджетные фонды отичаются друг от друга правовым статусом, сроком действия, целями использования и пр. (рис. 10.1.)
В Украине наибольшее распостранение получили общегосударственные социальные внебюджетные фонды, имеющие постоянный характер. В настоящее время в сфере социального страхованиясоздаются такие внебюджетные фонды:
· Пенсионный фонд Украины;
· Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности;
· Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
· Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Рис. 10.1. Классификация внебюджетных фондів
Социальные внебюджетные фонды являются формой перераспределения ВВП в денежном выражении с целью формирования централизованных фондов денежных средств и их использования на социальные программы.
Все виды распределительных отношений, осуществляемых с помощью социальных внебюджетных фондов, можно объединитьв такие группы:
· между органами государственной исполнительной власти и юридическими лицами, уплачивающими взносы в фонды;
· между органами государственной исполнительной власти и физическими лицами, которые уплачивают взносы и получают социальную помощь из этих фондов;
· между органами государственной исполнительной власти, связанные с перераспределением средств государственного бюджета, отдельных социальных фондов;
· между органами государственной исполнительной власти и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата кредитов, вложения временносвободных средств на депозитные счета;
· между рабочими органами фондов и учреждениями, организациями, предоставляющими населению социальные услуги.
Совокупность вышеназванных денежных отношений характеризует содержание внебюджетных фондов.Объективная необходимость таких фондов связана с тем, что в условиях товарно-денежных отношений государство должно эффективно организовывать перераспределение ВВП, создавая фонды денежных средств с целью полной реализации своей социальной политики.
Материальным выражением этих отношений являются централизованные фонды денежных средств, характеризующиеся признаками приведенными на рис 10.2.
По форме бюджеты социальных внебюджетных фондов являются финансовыми планами специальных органов государственной исполнительной власти, имеющими особый состав и структуру доходов и расходов и характеризующиеся определенным порядком составления, утверждения и исполнения.
Организационная структура внебюджетных фондов состоит из правлений и исполнительных дирекций, которые распоряжаются средствами целевого назначения.
Рабочие органы внебюджетных фондов взаимодействуют с законодательной властью, между собой, с финансовыми и кредитными организациями ( рис. 10.3. на стр. 214).
Основным назначением социальных внебюджетных фондовявляется обеспечение специальных органов государственной исполнительной власти достаточным объемом финансовых ресурсов для выполнения ими своих полномочий. Социальные внебюджетные фонды играют важную роль в решении социальных вопросов в государстве ( см. рис.10.4.).
Рис. 10.2. Главныепризнаки социальных внебюджетных фондов
Рис. 10.4. Роль социальных внебюджетных фондов
Рис. 10.3. Субъектыуправлениясредствами социальных внебюджетних
Учет расчетов за общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности
Какими нормативными документами регламентируется взимание сбора в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности?
Согласно основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании определены правовые, организационные и финансовые основы общеобязательного государственного социального страхования граждан на случай временной потери трудоспособности, которые зафиксированы в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18 января 2001 г. № 2240-Ш с последующими изменениями и дополнениями.
Закон № 2240-111 предусматривает материальное обеспечение граждан в связи с потерей заработной платы вследствие временной потери трудоспособности, беременностью и родами, уходом за малолетним ребенком, частичной компенсацией затрат, связанной с рождением ребенка и необходимостью ухода за ней, в случае смерти, а также предоставление услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению застрахованным лицам и членам их семей.
Материальное обеспечение и социальные услуги, предоставляемые этим Законом, являются отдельным видом общеобязательного государственного социального страхования граждан, которое осуществляется Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности.
Какие предусмотрены виды материального обеспечения и социальных услуг в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением?
За общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, предоставляются следующие виды материального обеспечения и социальных услуг:
1) пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
2) помощь в связи х беременностью и родами;
3) помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
4) пособие на погребение;
5) обеспечение оздоровительных мероприятий (оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их семей, в детские оздоровительные заведения);
Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из таких страховых случаев:
1) временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве;
2) необходимости ухода за больным ребенком;
3) необходимости ухода за больным членом семьи;
4) ухода за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет в случае болезни матери или другого лица, ухаживающего за этим ребенком;
5) карантина, наложенного органами санитарно-эпидемиологической службы;
6) временного перевода застрахованного лица согласно медицинскому заключению на более легкую, ниже оплачиваемую работу;
7) протезирования с помещением в стационар протезноортопедичного предприятия;
8) санаторно-курортного лечения.
Как отмечалось в предыдущем разделе размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением является составляющей единого социального взноса. Поэтому в бухгалтерском учете начисление этих взносов по субсчету 652 не показывается. На нем только отражаются начисления и получения средств по предоставлению вышеуказанного материального обеспечения в связи с потерей заработной платы и соответствующих услуг.
Согласно Закону № 2464 — VI действует такая последовательность:
1. работодатель рассчитывает и начисляет больничные, декретные, пособия на погребение;
2. далее он оформляет по установленному образцу заявление-расчет, в которой указывается информация о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам и подает ее в Фонд страхования от нетрудоспособности;
3. отделение Фонда рассматривает это заявление и в течение 10 рабочих дней после поступления заявления профінансовує ее, зачислив денежные средства на специально открытый счет работодателем. Средства с этого счета можно использовать исключительно на предоставление материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам;
4. после поступления средств на счет работодатель рассчитывается с застрахованными лицами за соответствующими выплатами.
В системе бухгалтерских счетов эти операции будут отражены следующим образом (таблица 2.10).
Таблица 2.10. Учет предоставления материального обеспечения Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности
п/п
Содержание операции
дебет
кредит
Сумма, грн.
1
2
3
4
5
Начислено пособие по временной нетрудоспособности:
— за счет предприятия (первые пять дней временной нетрудоспособности);
— за счет фонда по временной потере трудоспособности.
Удержан единый социальный взнос с пособия по временной нетрудоспособности, начисленного за счет: — предприятия;
— фонд по временной потере трудоспособности.
Зачислены на отдельный счет в банке страхователя средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Полученные страховые средства в кассу предприятия
Выданные страховые средства застрахованным лицам.
Полученная наличность с текущего счета предприятия для проведения расчетов с пособия по временной нетрудоспособности, начисленной за первые пять дней временной нетрудоспособности.
Выдано из кассы пособие по временной нетрудоспособности
Использование предприятием иных фондов (за страхованием на случай безработицы, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания) будет отображаться в системе счетов по аналогии с методикой отраженной в таблице 2.10.
Другие расчеты по страхованию
На субсчете 654 отражаются расчеты по индивидуальному страхованию на основании письменных поручений работников предприятия о перечислении из причитающейся им оплаты труда на счета страховых организаций. При этом дебетуется счет 66 «Расчеты по выплатам работникам» и кредитуется субсчет 654 «По индивидуальному страхованию». По дебету субсчета 654 отражается перечисление с текущего или другого аналогичного счета, суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, удержанные из оплаты труда работников, а также выплату им страховых сумм по договорам страхования.
Субсчет 655 «По страхованию имущества» предусмотрен для обобщения информации о расчетах по страхованию имущества и посевов, принадлежащих сельскохозяйственному предприятию. При начислении страховых платежей кредитуется субсчет 655 и дебетуются счета затрат на производство (23 «Производство», 91 «общепроизводственные расходы» и другие).
Задолженность страховым организациям погашается путем перечисления средств с кредита счета 31 «Счета в банках» в дебет субсчета 655. Кроме того, по дебету субсчета 655 учитываются страховые возмещения страховыми организациями за полностью или частично погибшими посевами или имуществом, которое принадлежит предприятию.
На сумму возмещения дебетуется субсчет 655 и кредитуется счет 75 «Чрезвычайные доходы».
Суммы страховых возмещений, полученных предприятием от страховых организаций в соответствии с договором страхования, отражаются по дебету счета 31 «Счета в банках» и кредиту субсчета 655. Если стоимость утраченного имущества или расходы за посевами, что погибли, не компенсируемых страховыми возмещениями, то эта сумма относится на дебет счета 99 «Чрезвычайные расходы» с кредита счетов запасов и производства.
Аналитический учет по счету ведется по отдельным договорам страхования.
При журнально-ордерной форме учета все операции по учету расчетов по социальному страхованию и социальным обеспечением 30середженні в Журнале-ордере № 5 Б с.-г., а расчетов по индивидуальному страхованию и по страхованию имущества — в Журнале-ордере № С Г с.-г.
Обобщенную корреспонденции по учету расчетов по страхованию приведены ниже.
Счет 65 «Расчеты по страхованию» корреспондирует
По дебету с кредитом счетов:
36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
37 «Расчеты с разными дебиторами»
50 «Долгосрочные займы»
51 «Долгосрочные векселя выданные платежей»
55 «Прочие долгосрочные обязательства»
60 «Краткосрочные займы платежами»
62 «Краткосрочные векселя выданные»
64 «Расчеты по налогам и платежам»
66 «Расчеты по выплатам работникам»
68 «Расчеты по прочим операциям» 74 «Прочие доходы»
По кредиту с дебетом счетов:
15 «Капитальные вложения»
24 Брак в производстве»
31 «Счета в банках»
39 «Расходы будущих периодов»
47 «Обеспечение будущих расходов и
64 Расчеты за налогами и платежами работникам»
82 «Отчисления на социальные мероприятия»
84 «Прочие операционные расходы»
85 «Прочие затраты»
91 «Общепроизводственные расходы»
93 «Расходы на сбыт»
94 «Прочие расходы операционной деятельности»
mcuns.ru