Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2013 г. по делу N 33-1899/2013 (ключевые темы: государственная противопожарная служба — рапорты — нуждающиеся в улучшении жилищных условий — обособленные подразделения — социальный наем)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 декабря 2013 г. по делу N 33-1899/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

судьи-председательствующего Габунова Н.Э.

судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.

при секретаре Бимбеевой Ю.Н.

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Южного филиала Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России» на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2013 г. по делу по иску Гуджиева А.М. к Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия», Федеральному казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Южному филиалу Федерального казённого учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списках очередников на получение жилого помещения с даты постановки на учет.

Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К., выслушав возражения Федоровой Г.П., представителя истца Гуджиева А.М., судебная коллегия

Гуджиев А.М. обратился с иском в суд к Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» (далее — ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК»), Федеральному казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее — ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»), Южному филиалу Федерального казённого учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (далее — Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России») о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списках очередников на получение жилого помещения с даты постановки на учет.

В обоснование иска указал, что с ХХХ 1999 года по ХХХ 2000 года он являлся стажером по должности пожарного пожарной части NХХ УГПС МВД Республики Калмыкия, расположенной с. ХХХ ХХХ района Республики Калмыкия. С ХХХ 2000 года по ХХХ 2000 г. он работал по этой должности. С ХХХ 2001 г. он работал пожарным, старшим пожарным, в настоящее время помощником начальника караула пожарной части N ХХ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» г.Элиста. 9 апреля 2002 года жилищной комиссией УГПС МЧС России по РК (в настоящее время ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК») он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 1 человек. Каждый год списки очередников на получение жилого помещения подтверждались соответствующими справками. В 2012 году все учетные жилищные дела сотрудников были направлены в Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» для ведения учета сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях и для обеспечения их жилыми помещениями. В июле 2012 года он получил из Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» выписку из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 18 мая 2012 года N13, согласно которой для повторного рассмотрения его заявления и подтверждения постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11 марта 2002 года ему необходимо предоставить документы по регистрации в Республике Калмыкия. В марте 2013 года он получил из Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» выписку из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 25 февраля 2013 года N 4, согласно которой ему отказано в принятии на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта на основании пп.2 п.1 ст.54 и п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Отказ мотивирован тем, что он проходил службу в ПЧ-ХХ Управления ГПС МЧС по РК, финансирование которой осуществлялось за счет республиканского бюджета, а в соответствии со ст. 10 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года, для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо содержание сотрудника исключительно за счет средств федерального бюджета. Отказ в принятии на учет является неправомерным, так как фактически ответчик снял его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просил признать незаконным решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25 февраля 2013 года в части отказа ему в принятии на учет признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий со дня постановки на учет, обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» восстановить его в списках очередников на получение жилого помещения с даты постановки на учет, признать действия ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» незаконными в связи с направлением его учетного дела в Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» для повторного решения вопроса о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты подачи первоначального рапорта.

В судебное заседание Гуджиев A.M. не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца Федорова Г.П. исковые требования поддержала, уточнив, что просит признать незаконным решение (протокол N 4) заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25 февраля 2013 года в части отказа истцу в принятии на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта от 11 марта 2002 г., обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить его в списках очередников на получение жилого помещения с даты принятия на учет, признать действия ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» с даты подачи первоначального рапорта от 11 марта 2002.

Представитель ответчика ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия» Чудляев О.Н. иск не признал, не оспаривая право истца.

Ответчик ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» своего представителя в суд не направил, несмотря на извещение о времени и месте судебного заседания. Сведений об уважительности причин неявки его представителя, ходатайство об отложении дела не поступило.

Представитель третьего лица — Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия Обушиев С.П. возражал против иска, не оспаривая право истца.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 октября 2013 г. исковые требования Гуджиева А.М. удовлетворены. Признано незаконным решение (протокол N4) заседания комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала Федерального казённого учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25 февраля 2013 года в части отказа Гуджиеву А.М. — прапорщику внутренней службы в постановке на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта от 11 марта 2002 года. На Федеральное казённое учреждение «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» возложена обязанность поставить Гуджиева А.М. — прапорщика внутренней службы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта 11 марта 2002 года. На ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» возложена обязанность восстановить Гуджиева А.М. в списках очередников на получение жилых помещений в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

В апелляционной жалобе Лопатина Л.А., представитель Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», просит решение суда отменить и направить дело на повторное рассмотрение по месту нахождения ответчика в Октябрьский районный суд либо вынести по делу новое решение. При этом указала, что комиссия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» отказала истцу в восстановлении на учет, ввиду неправомерности постановки его на учет, а также ввиду того, что он был поставлен на учет в период финансирования его должности из средств республиканского бюджета. Южный филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», вновь созданная организация, занимается ведением учета и распределением жилых помещений между сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы из средств федерального бюджета, потому состояние истца на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и его дальнейшее обеспечение жилым помещением невозможно.

В возражении на апелляционную жалобу представитель истца Федорова Г.П. просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения суда.

Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Федоровой Г.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Удовлетворяя заявленные Гуджиевым А.М. требования, суд исходил из того, что с ХХХ 1999 года по ХХХ 2000 года он являлся стажером по должности пожарного пожарной части NХХ УГПС МВД Республики Калмыкия, расположенной с. ХХХ ХХХ района Республики Калмыкия. С ХХХ 2000 года по ХХХ 2000 г. он работал по этой должности. С ХХХ 2001 г. он работал пожарным, старшим пожарным, в настоящее время помощником начальника караула пожарной части N ХХ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» г.Элиста. Решением жилищной комиссии УГПС МЧС России по РК от 9 апреля 2002 года он был поставлен на учет для улучшения жилищных условий согласно рапорту от 11 марта 2002 г. С учета нуждающихся в улучшении жилищных условий он не исключался, жилищные условия не улучшил. Решением жилищной комиссии Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25 февраля 2013 года ему отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи первоначального рапорта со ссылкой на то, что в период его службы в ПЧ-ХХ Управления ГПС МЧС России по РК учреждение финансировалось за счет средств республиканского бюджета, тогда как для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо содержание сотрудника исключительно за счет средств федерального бюджета. Однако согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N1309 Государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД РФ. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы МЧС России и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В целях реализации данного Указа принят приказ министра МЧС России и министра внутренних дел РФ N84 от 31 января 2002 г., согласно которому до 31 декабря 2002 г. за личным составом ГПС МЧС России сохранялась существующая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий. Следовательно, истец сохранил право состоять на жилищном учете после преобразования Государственной противопожарной службы МВД РФ в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Фактически действиями ответчика произведено снятие истца с жилищного учета. Перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренный ст.56 Жилищного кодекса РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо. Возражения и доказательства в обоснование возражений относительно иска и представленных истцом доказательств ответчиком не представлены.

С данными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания Гуджиева А.М. нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пп.1 , 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Перечень, предусмотренный ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является исчерпывающим, снятие граждан с учета по иным основаниям недопустимо.

Как установлено судом, с 24 ноября 1999 года по 24 мая 2000 года Гуджиев А.М. являлся стажером по должности пожарного, затем проходил службу в должностях пожарного, старшего пожарного в УГПС МВД Республики Калмыкия. В настоящее время проходит службу в должности помощника начальника караула пожарной части N ХХ ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РК» г.Элиста (ранее — УГПС МВД Республики Калмыкия). Решением жилищно-бытовой комиссии УГПС МЧС России по РК от 9 апреля 2002 года он был поставлен на учет для улучшения жилищных условий согласно рапорту от 11 марта 2002 г. Из протокола заседания этой комиссии следует, что обоснованность принятия на учет истца, проживавшего на тот момент в общежитии, комиссией проверялась. С указанного учета он не снимался, жилищные условия не улучшил.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25 февраля 2013 года за N 4 истцу отказано в принятии на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта на основании пп.2 п.1 ст.54 и п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ со ссылкой на то, что период его службы в ПЧ-ХХ Управления ГПС МЧС по РК финансирование учреждения осуществлялось за счет республиканского бюджета, а не федерального.

Между тем, с 2002 г. Гуджиев А.М. был принят на жилищный учет по месту службы в установленном законом порядке, законность его принятия на учет никем не оспорена, решение о снятии его с учета не принималось.

При этом основание отказа истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Южном филиале ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» финансирование ПЧ-ХХ Управления ГПС МЧС по РК, в котором служил истец на момент принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не из федерального бюджета, не основано на законе.

Так, Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года N1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ (далее ГПС МВД РФ) преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГПС МЧС РФ) с включением в ее состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему ГПС МВД РФ центральных и территориальных органов, подразделений, учреждений, предприятий, организаций с состоящим на их балансе имуществом. ГПС МЧС РФ является правопреемником ГПС МВД РФ. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам ГПС МЧС РФ и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В целях реализации данного Указа Президента РФ издан Приказ МЧС РФ N44 и МВД РФ N84 от 31 января 2001 «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава государственной противопожарной службы», согласно которому до 31 декабря 2002 года за личным составом ГПС МЧС России сохранялась существующая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен порядок распределения жилой площади в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД РФ.

При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» об отказе истцу, принятому на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не снятого с него в установленном порядке, в принятии на учет для получения жилого помещения со дня подачи первоначального рапорта, является неправомерным, поскольку он сохраняет свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе РФ обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

Указание в жалобе на направление дела после отмены решения суда для повторного рассмотрения по месту нахождения ответчика в Октябрьский районный суд (без указания субъекта) не основано на законе, поскольку при отмене решения суда первой инстанции в силу пп.2 , 3 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает по делу новое решение (определение) без направления в суд первой инстанции. Кроме того, в силу п.10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выборе между несколькими судами, которым подсудно настоящее дело, истец выбрал Элистинский городской суд Республики Калмыкия. Следовательно, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правила подсудности, предусмотренные процессуальным законом, не нарушены.

Таким образом, оснований для отмены оспариваемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 , ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

Решение Элистинского городского суда от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Южного филиала Федерального казённого учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» без удовлетворения.

Председательствующий Н.Э. Габунов

Судьи А.В. Андреева

«Копия верна»: Судья Верховного Суда РК В.К. Джульчигинова

Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-5747/2013 (ключевые темы: государственная противопожарная служба — служебные жилые помещения — состав семьи — улучшение жилищных условий — государственные жилищные сертификаты)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-5747/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Кустовой С.В.

судей Иском Е.П., Порохового С.П.

с участием прокурора Максименко Е.В.

при секретаре Останиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2013 года гражданское дело по иску Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения,

по встречному иску Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, восстановить Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за Шалыгиным С. А. право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек,

по апелляционной жалобе Шалыгина С. А. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года.

Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя истца (ответчика) Лоншаковой И.С., ответчика (истца) Шалыгина С.А., представителя ответчика Таранущенко Е.А., ответчиков Шалыгиной Е.Н., Шалыгина Е.С., Шалыгиной Ю.С., представителя третьего лица Литвинова Е.Н., судебная коллегия

Федеральное Казённое учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» (далее ФКУ «ЦУКСГУ МЧС России по Хабаровскому краю» обратилось с иском к Шалыгину С.А., Шалыгиной Е.Н., Шалыгину Е.С., Шалыгиной Ю.С. о выселении из служебного жилого помещения, «адрес» без предоставления иного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указало, что жилое помещение расположенное по «адрес» является служебным жилым помещением, находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю». Данное служебное жилое помещение было по договору служебного найма от ДД.ММ.ГГГГ передано в пользование Шалыгину С.А., в связи с прохождением им службы в ФГКУ «21 «21 ОФПС по Хабаровскому краю». На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N Шалыгин С.А. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России. В соответствии с частью 3 пункта 18 договора найма служебного жилого помещения, заключенного с Шалыгиным С.А., последний на основании ст. 93 и части 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ Шалыгин С.А. обязан совместно с другими членами семьи освободить вышеуказанное занимаемое им служебное помещение. Шалыгин С.А. добровольно освободить занимаемое им служебное помещение отказывается. На учёте как нуждающийся в жилом помещении Шалыгин С.А. не состоит, в связи с чем оснований для предоставления ему жилого помещения по социальному найму не имеется.

Шалыгин С.А. обратился со встречным иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее ГУ МЧС России по Хабаровскому краю), Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» (далее ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю»), Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, возложить обязанность по восстановлению его с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в МЧС России. Продолжительность службы в календарном исчислении составляет 22 года 02 месяца 02 дня. Уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N В период службы был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). ДД.ММ.ГГГГ им было подано в жилищную комиссию заявление на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по «адрес». Этим же решением он был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения. Считает данные решения не законными. Также считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015″.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии с ч.1 ст.43 Гражданского процессуального кодекса РФ было привлечено ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года исковые требования ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю удовлетворены, постановлено выселить Шалыгина С.А., Шалыгину Е.Н., Шалыгина Е.С., Шалыгину Ю.С. из служебного жилого помещения, «адрес» без предоставления иного жилого помещения.

В удовлетворении встречных исковых требований Шалыгину С.А. отказано.

В апелляционной жалобе Шалыгин С.А. не согласен с постановленным судом первой инстанции решением, просит его отменить, как принятое в нарушение норм материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении первоначального иска и удовлетворив заявленные им исковые требования, сославшись на обстоятельства и доводы, изложенные им во встречном исковом заявлении.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Лоншакова И.С. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, указывая, что правовых основания для признания оспариваемых Шалыгиным С.А. решений жилищных комиссий незаконными, не имеется. В связи с отказов Шалыгиным С.А. в добровольном порядке освободить занимаемое им служебное жилое помещение, на основании правовых норм указанных в исковом заявлении по первоначальным требованиям, Шалыгин С.А с членами его семьи подлежит выселению в судебном порядке.

В заседание судебной коллегии представитель третьего лица ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела не направил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие данного представителя.

В заседание судебной коллегии ответчики Шалыгин С.А., Шалыгина Е.Н., Шалыгин Е.С., Шалыгина Ю.С., представитель, просят отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учёта всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение удовлетворив заявленные встречные требования, отказав в удовлетворении первоначальных требований.

Представители истца, третьего лица просят решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, заключение прокурора полагавшего необходимым решение суда в части отказа удовлетворения встречных требований Шалыгина С.А. подлежащим отмене с их удовлетворением, в остальной части решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю», поскольку договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ был заключен с Шалыгиным С.А. на период действия трудовых отношений, которые на момент рассмотрения дела в суде прекращены. В связи с чем, суд пришёл соответственно к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований, заявленных Шалыгиным С.А..

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что Шалыгин С.А. проходил службу в одном из подразделений МЧС России, ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N по п. «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по ограниченному состоянию здоровья. Продолжительность службы в календарном исчислении составляет 22 года 02 месяца 02 дня. В период службы Шалыгин С.А. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, Шалыгину С.А. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по «адрес». Этим же решением он был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения.

Статьей 103 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 1 и 9 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года за N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие (где предусмотрен данный вид государственной службы).

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9.11.2001 года за N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Федерального Закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года N 5) установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.

Однако в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» — «з» части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом Шалыгин С.А., имеющий выслугу в органах исполнительной власти (МЧС России) более 10 лет не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Следовательно вывод суда первой инстанции о наличии правовых основания для выселения Шалыгина С.А. из занимаемого им служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с прекращением им трудовых отношений с работодателем, не обоснован.

В данной части решение суда подлежит отмене по вышеизложенным основаниям с вынесением в этой части нового решения с отказом в удовлетворении ФКУ «ЦУКСГУ МЧС России по Хабаровскому краю» заявленных требований к ответчикам о их выселении из служебного жилого помещения, расположенного по «адрес», без предоставления иного служебного жилого помещения.

Судебная коллегия также считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявленных Шалыгиным С.А. к ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Хабаровскому краю», ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий о снятии его с учёта как нуждающегося в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий), и соответственно в восстановлении его с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признания за ним право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек, признания за ним права пользования спорным жилым помещением до обеспечения его жилым помещением.

Согласно Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 для рассмотрения вопроса о предоставлении специализированного жилого помещения сотрудник представляет в жилищную (жилищно-бытовую) комиссию органа (учреждения), в котором он проходит службу рапорт на имя руководителя органа (учреждения) о предоставлении ему служебного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями и иные соответствующие документы. Жилищной (жилищно-бытовой) комиссией принимается решение о постановке сотрудника на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении либо об отказе в принятии на такой учет, о чем письменно извещается данный сотрудник.

Предоставление специализированного жилого помещения не является основанием для снятия сотрудника с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как было установлено судом первой инстанции и не опровергалось в суде второй стороной по делу, Шалыгин С.А. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт как нуждающийся в постоянном жилом помещении (улучшении жилищных условий), то есть предоставляемом по договору социального найма.

Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, Шалыгин С.А. в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения, расположенного по «адрес», был снят с учёта как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Также ранее решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N он был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения, то есть по договору социального найма и поставлен на учёт на получение служебного жилого помещения.

Данные решения жилищных комиссий не законны, в связи с чем, Шалыгин С.А. подлежит восстановления в списках сотрудников в очереди на получение постоянного жилого помещения по договору социального найма (на улучшение жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того суд первой инстанции принимая во внимание, что истец был снят с очереди на получение постоянного жилого помещения по договору социального найма (на улучшение жилищных условий) как лицо которому было предоставлено служебное жилое помещение и признан в связи с этим не нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, ошибочно признав данные решения жилищных комиссий обоснованными, посчитал данное обстоятельство как основание для отказа в удовлетворении требования истца о признании за ним права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Шалыгин С.А. Шалыгин С.А. проходил службу в одном из подразделений МЧС России, ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки, выписки из приказа. Решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю он был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, что подтверждается выпиской протоколами жилищно-бытовой комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N по п. «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по ограниченному состоянию здоровья истец был уволен. Продолжительность службы в календарном исчислении Шалыгина С.А. составляет 22 года 02 месяца 02 дня.

При увольнении Шалыгина С.А. государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью истцу выдан не был, как и не было предоставлено жилое помещение. Кроме того, решением жилищной комиссии ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N истец был снят с учёта на получение постоянного жилого помещения, то есть по договору социального найма, в связи с постановкой на учёт получения служебного жилого помещения, решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом N, истец был вообще исключен из списка сотрудников не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанные решения жилищных комиссий судебной коллегией признаются незаконными.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» распространено в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.

Пунктом 1 этого Указа Президента РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 года установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005 года реализация программы «Государственные жилищные сертификаты» осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

В соответствии с Паспортами подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (2011 — 2015 годы)», утвержденной Постановлениями Правительства РФ N 675 от 17.09.2001 года, N 1050 от 17 декабря 2010 года, основными целью и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» (2011 — 2015 годы)», которым утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (2011 — 2015 годы)».

В соответствии с пп. «а» п. 5 указанных «Правил» право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.

До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, ФЗ «О пожарной безопасности», Законом РФ «О милиции», соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно Указу Президента N 1153 от 2 октября 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 года распространено действие п. 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 года N 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым признать за Шалыгиным С.А. право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также признать за ним право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Апелляционную жалобу Шалыгина С. А. удовлетворить.

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 июня 2013 года по иску по иску Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения,

по встречному иску Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконными решений жилищных комиссий ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N и ФГКУ «21 ОФПС по Хабаровскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ оформленного протоколом N, возложить обязанность по восстановлению Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ, признать за Шалыгиным С. А. право на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек, отменить, по делу вынести новое решение, которым :

В удовлетворении исковых требований Федерального Казённого учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю» к Шалыгину С. А., Шалыгиной Е. Н., Шалыгину Е. С., Шалыгиной Ю. С. о выселении без предоставления другого жилого помещения, отказать.

Исковые требования Шалыгина С. А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Федеральному Казённому учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю», Федеральному Казённому учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» удовлетворить.

Восстановить Шалыгина С. А. с составом семьи из четырёх человек в списках сотрудников в очереди на улучшение жилищных условий с даты постановки на очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Шалыгиным С. А. право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы на основании подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов с учетом состава семьи четыре человека.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

www.garant.ru