Как правильно оформить земельный участок в собственность

Оформление земельного участка в собственность позволяет свободно распоряжаться землей и совершать с ней различные сделки: продавать, передавать по наследству, дарить, защищать свои права при возникновении споров с местными властями, соседями и т.п.

В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ любой российский гражданин имеет право на бесплатное оформление земли в собственность всего один раз в течение жизни. Последующее оформление участков земли для физических лиц, использовавших данное право, как и для всех юридических лиц, будет осуществляться на платной основе.

Земельный участок может быть оформлен в совместную собственность, в долевую собственность либо в единоличную собственность.

При оформлении земельного участка законодатель установил некоторые ограничения. Так, нельзя оформить в собственность участок, находящийся на территории кладбища, парка, государственного заповедника.

Кроме того, не подлежат приватизации земли, изъятые из оборота, земли вооруженных сил, участки земли, на которых располагаются объекты атомной энергетики.

Необходимые документы для оформления

При наличии всех документов приватизация земельного участка осуществляется довольно быстро. Регистрационные органы должны не позднее 1 месяца с момента обращения заявителя с соответствующим заявлением выдать свидетельство, подтверждающее право собственности.

Чтобы получить данное свидетельство, нужно предоставить в регистрационный орган следующие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • правоустанавливающий документ, который подтверждает права заявителя на данный земельный участок. Это может быть свидетельство о вступлении в наследство, приказ о выделении участка земли либо постановление о предоставлении земельного участка, договор купли-продажи, судебное решение о признании права собственности и другие документы;
  • кадастровый план оформляемого земельного участка;
  • заявление о государственной регистрации участка земли на праве собственности.
  • Однако, как показывает практика, сбор всех документов зачастую связан с определенными сложностями. Поэтому оформление собственности затягивается на длительное время. Это связано, в основном, с тем, что у многих владельцев земли, особенно если приватизируемый участок был приобретен до вступления в силу Земельного кодекса в 2001 году, отсутствуют и кадастровый паспорт, и правоустанавливающий документ.

    Возможна и такая ситуация, что все указанные документы есть в наличии, но они оформлены давно, по устаревшим правилам, и в них отсутствует необходимая для регистрации участка информация. В этих случаях оформление земельного участка в собственность существенно усложняется и занимает достаточно много времени.

    Получение кадастрового плана

    За получением кадастрового плана владельцу участка нужно обращаться в территориальный кадастровый орган с соответствующим заявлением, квитанцией об уплате государственной пошлины и удостоверением личности.

    Если нет неопределенности с границами участка, и все сведения о данном земельном участке уже имеются в кадастре, получение кадастрового плана занимает около 10 дней после подачи заявления о его выдаче (хотя на практике этот срок зачастую увеличивается).

    Гораздо сложнее обстоит ситуация, если какие-то сведения об участке отсутствуют в кадастре. В этом случае кадастровый орган выдает справку, в которой указывается перечень дополнительных документов, необходимых для составления полноценного кадастрового плана.

    Чаще всего для уточнения месторасположения границ земельного участка или других сведений владельцу участка приходится за свой счет проводить землеустроительные работы, а именно процедуру межевания.

    Межевание, то есть описание участка с определением его границ, осуществляется специальными коммерческими организациями. В рамках этой процедуры владельцу земли придется согласовать расположение границ своего участка с соседями. Если же с обладателями соседних участков договориться о границах не удается, то необходимо этот вопрос разрешать в суде.

    Работы по межеванию обычно включают сбор информации об участке, а также сбор и обработку картографической, геодезической и другой документации, связанной с перераспределением и использованием земель, составление плана с отображением всех объектов и т.д. Такие работы занимают определенное время и, как правило, требуют финансовых затрат.

    После проведения всех необходимых землеустроительных работ владельцу участка нужно вновь обратиться в кадастровый орган для получения кадастрового паспорта со следующими документами:

  • описание земельного участка;
  • правоустанавливающий документ на участок земли;
  • запрос на проведение кадастрового учета.
  • Сам кадастровый учет осуществляется бесплатно в течение 30 дней, после чего территориальный кадастровый орган выдает на земельный участок кадастровую выписку либо кадастровый паспорт.

    Скачать и распечатать бланк договора аренды квартиры для дальнейшего использования.

    Как правильно оформить договор дарения доли в квартире своему родственнику, можно узнать из этой статьи.

    Получение правоустанавливающего документа

    Нередко бывает и ситуация, когда у владельца земли отсутствует правоустанавливающий документ на землю. Это, прежде всего, связано с тем, что до октября 2001 года земельные отношения в Российской Федерации были недостаточно урегулированы в законодательном порядке.

    Так, многие покупатели приобретали земельный участок, переоформив лишь членскую книжку. В данном случае приватизация участка также существенно осложняется. Тут возможны несколько вариантов:

    1. Найти продавца, взять у него доверенность и оформить договор купли-продажи участка надлежащим образом;
    2. Обратиться в суд, чтобы доказать факт купли-продажи земельного участка и получить правоустанавливающий документ. Для этого нужно представить суду определенные доказательства: членскую книжку, копии платежных документов, подтверждающих уплату ежегодных членских взносов, постановление территориальной администрации о закреплении за владельцем земельного участка, свидетельские показания и другие доказательства;
    3. Если земельный участок выделялся не конкретному гражданину, а садоводческому обществу в целом, нужно сначала приватизировать всю землю на общество, а затем уже провести межевание и оформление индивидуального участка в собственность.

    Как только правоустанавливающий документ и кадастровый план будут получены, можно обращаться за регистрацией права собственности в соответствующий регистрационный орган.

    В указанных случаях приватизация земельного участка требует дополнительных временных и финансовых затрат. Особенно процесс оформления собственности может затянуться в последнем случае. Первоначально, для оформления общей собственности необходимо принять решение на общем собрании членов общества и подать соответствующее коллективное заявление в территориальную администрацию.

    Помимо заявления потребуются государственный акт об отводе земельного участка данному обществу с планом границ, схема границ каждого участка в составе общей собственности и акт о закреплении каждого участка за конкретным владельцем, генеральный план территории общества.

    Кроме того, общество должно будет предоставить в территориальную администрацию свои уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, а также свидетельство о государственной регистрации общества.

    Территориальная администрация должна в течение 1 месяца с момента подачи заявления вынести распоряжение о предоставлении земли в собственность общества и утвердить план границ. Это распоряжение служит основанием для дальнейшего межевания как общего участка в целом, так и каждого индивидуального земельного участка в отдельности.

    На практике межевание и получение кадастрового паспорта занимает около 6 месяцев.

    Следующий этап – это регистрация права собственности на общий земельный участок, которая также осуществляется в течение 1 месяца. И, наконец, последний этап – это оформление каждым владельцем земельного участка в индивидуальную собственность в регистрационном органе.

    Оформление арендованного земельного участка в собственность

    Определенные особенности имеет оформление земельных участков, выделенных в аренду под индивидуальное жилищное строительство. В этом случае, чтобы перевести арендованную землю в собственность, нужно:

  • построить индивидуальный жилой дом;
  • зарегистрировать право собственности на дом;
  • обратиться со свидетельством о регистрации жилого дома в администрацию, которая должна перевести арендованную землю в собственность.
  • Таким образом, оформление земельных участков в собственность имеет достаточно много нюансов и требует соблюдения определенных правил и норм законодательства. Отсутствие необходимых знаний может существенно увеличить временные и финансовые затраты на приватизацию земли. Поэтому лучше подготовиться к данному процессу заранее, внимательно изучив нормативные акты или обратившись за консультацией к профессиональным юристам.

    infonedvizhimost.com

    Дом с участком неразделимы

    Суть возникшего конфликта проста. В Краснодарском крае некий гражданин оказался владельцем земельного участка и стоящего на нем жилого дома. Недвижимость перешла к нему по наследству. Новый хозяин по дарственной уступил дом женщине, а она оформила на дом право собственности и зарегистрировала свою недвижимость в госреестре. Причем дама узаконила одновременно свои права и на дом, и на землю, на которой этот дом стоит. Оформив все документы, гражданка дом благополучно продала.

    Собственник земли пошел в районный суд с жалобой на действия женщины и нового хозяина дома. Он потребовал аннулировать запись в Едином государственном реестре прав о регистрации земельного участка и признать сделку женщины и ее покупателя по купле-продаже земли и дома недействительными. Он считал, что только у него есть право собственности на землю под домом, и женщина могла распоряжаться лишь строением, не трогая его участок.

    Районный суд полностью удовлетворил требования истца, вернув ему землю. Краснодарский краевой суд с таким решением не согласился и отменил решение районного. Но решение второй инстанции отменил уже президиум краевого суда. Он вернулся к началу и сказал, что районный суд, пойдя навстречу собственнику земли, был полностью прав.

    В итоге дело дошло до Верховного суда, который сказал — нет, не прав был президиум краевого суда, и подобные земельные споры надо решать иначе.

    Вот логика главного суда страны. Итак, хозяин через дарственную передал женщине дом. Участок, на котором дом стоит, хозяин ей не передавал.

    Женщина регистрирует на себя право собственности на дом и землю. Потом недвижимость продает. Районный суд, приняв от собственника земли иск, согласился вернуть мужчине землю. Вторая инстанция назвала это решение ошибочным. Потому, что вопрос о признании прав мужчины на участок земли на повестке заседания районного суда не стоял. Там речь шла об аннулировании регистрации дома и земли, а также признании незаконным договора купли-продажи дома с землей. А требования о признании права собственности мужчины на землю в иске не было прописано. Но почему-то районный суд этот вопрос решил. Судебная коллегия краевого суда на такую ошибку указала и районное решение отменила. Президиум краевого суда все вернул на «районный уровень» и подтвердил, что право на спорный земельный участок принадлежит мужчине.

    Верховный суд с таким вердиктом не согласился и указал судьям на Земельный кодекс. В нем установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Это статья 1 пункт 1 подпункт 5. Согласно этой статье все «прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков», за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    В другой статье — 35-й того же Земельного кодекса дословно записано следующее: при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, и необходимым для его использования. Причем землю под домом и около пользует новый собственник на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

    Кстати, подчеркнул Верховный суд, точно такое же положение содержится и в Гражданском кодексе. Это статья 552. В ней говорится, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования части земельного участка на тех же условиях, что и до него имел продавец недвижимости.

    Кроме этого, напомнил коллегам Верховный суд, есть еще один Федеральный закон. Он так и называется «О введении в действие Земельного кодекса». И в нем также предусмотрено, что граждане, к которым перешли права собственности на здания, объекты и сооружения, которые стоят на государственной или муниципальной земле, вправе зарегистрировать права собственности на такие участки, кроме случаев, когда земля не может предоставляться в частную собственность.

    Верховный суд из всех этих правовых норм делает однозначный вывод — право пожизненного и наследуемого владения частью земельного участка, занятого зданием, переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому одновременно с приобретением права собственности на здание.

    Так что, получив дом, женщина получила пожизненное право владения участком, на котором он стоит. По ходу разбора этого гражданского дела неожиданно выяснилось, что мужчина, подаривший даме дом, свой земельный участок в собственность не оформлял. Он считал себя хозяином участка, но соответствующего документа у него не было. Так что право на однократное, бесплатное приобретение в собственность земли также перешло к даме. Верховный суд встал на сторону новой хозяйки, которая по закону оказалась права.

    rg.ru

    Собственность на землю граждан и юридических лиц

    В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

    Понятие собственности на землю

    Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

    Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

    Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

    Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

    Частная собственность на землю и ее виды в РФ

    Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

    При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

    На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.
  • Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

    Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).
  • При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).
  • Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

    Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст. 28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату. Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

    В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.

    Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

    Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность. Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам. Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

    Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

    Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность

    Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).
  • Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.
  • Объекты и субъекты частной собственности на землю

    Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:

  • земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
  • земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.
  • При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.
  • Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.

    Субъектами частной собственности считаются:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
  • юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.
  • Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

    Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.
  • Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

    Перечень запретных приграничных территорий устанавливает лично Президент РФ.

    Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

    Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

    Приобретение земельного участка из муниципальной собственности

    Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:

  • приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
  • выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
  • приобретение земли по праву бессрочного пользования;
  • выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
  • покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
  • приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
  • выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.
  • Процедура оформления земли в частную собственность

    Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.
  • Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

    Государственная собственность на землю

    Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства.

    Эволюция концепции государственной собственности на землю

    Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

    Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

    Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.
  • После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

    Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

    Понятие государственной собственности на землю

    Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

    Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.

    Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

    Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

  • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
  • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.
  • При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

    Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

    Виды государственной собственности на землю

    Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).

    Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:

    На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:

  • родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
  • неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.
  • Госсобственность любого из видов может возникать:

  • по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
  • вследствие разграничения госсобственности;
  • по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.
  • В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.

    Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.

    Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.

    Правовой режим государственной собственности на землю

    Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

    Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

    Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

    Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

    Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

  • объектами атомной энергии, космической деятельности;
  • федеральными энергетическими системами;
  • путями сообщения федерального значения;
  • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.
  • Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.
  • Образование земельных участков из земель государственной собственности

    Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

    Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

    Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

    Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

    По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

    Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

    Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.
  • Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

    • проект межевания территории;
    • проектная документация лесного участка;
    • схема расположения участка на кадастровом плане территории.
    • Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

    • территории, подлежащей комплексному освоению;
    • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
    • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
    • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.
    • Предоставление земли из государственной собственности

      Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

      Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

    • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
    • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
    • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
    • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.
    • Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

    • арендный договор;
    • договор безвозмездного пользования;
    • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
    • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.
    • Закон о разграничении государственной собственности на землю

      Одним из этапов реализации земельной реформы в РФ стало принятие 17.07.01 ФЗ-101 «О разграничении госсобственности на землю». Нормативный акт начал действовать 20.01.02, через полгода после официального опубликования. Он утратил силу 01.07.06 г., в связи с принятием № 53-ФЗ, одновременно внесшим изменения в ЗК РФ и правовую регламентацию системы госрегистрации недвижимости.

      Объем Федерального закона № 101-ФЗ был невелик: он состоял из преамбулы и 8 статей, одна из которых была посвящена его введению в действие. Три ключевые статьи (3–5) посвящались основаниям отнесения участков к перечню земель, на которые возникает право федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

      Ст. 6 Закона регламентировала порядок разграничения участков госсобственности, ст. 7 данного Закона — способ разрешения споров. Примечательно, что ни 101-ФЗ, ни принятые в развитие его положений подзаконные акты не установили временных границ разграничения земель госсобственности.

      Рассматриваемый Закон был призван привлечь муниципальные образования к разграничению права госсобственности и создать правовые основания для этого процесса. Одна из предпосылок его принятия – негативная тенденция, сложившаяся в регионах к 2000 году.

      Неверно трактуя Конституцию, ряд субъектов РФ посчитал, что вправе распоряжаться всеми природными богатствами (в т.ч. землей) в пределах своей территории. Разъяснению неправильности такого подходы были посвящены Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.00 №10-П, от 27.06.00 №92-О.

      Разграничение государственной собственности на землю: современный этап

      На текущий момент 101-ФЗ утратил силу (часть его положений перенесена в ЗК РФ), а в России остался неразграниченным огромный массив земель госсобственности. Чтобы не тормозить гражданский оборот, в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» введено разрешение на образование участков из земель, находящихся в неразграниченной публичной собственности даже при отсутствии госрегистрации на такие земли в ЕГРП.

      Распоряжение неразграниченными землями в административных центрах, столицах субъектов РФ осуществляется их органами самоуправления. Региональным законодательством может быть предусмотрено, что такими участками распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ.

      Отечественное гражданское и земельное законодательство признает принцип единства судьбы земельных участков и размещенной на ней недвижимости.

      Таким образом, отнесение участка к федеральной или субъектной собственности во многом определяется принадлежностью расположенных на ней зданий, сооружений, разного рода линейных объектов, коммуникаций.

      Критерии для разграничения земель, занятых водными объектами, проистекают из содержания Водного кодекса РФ. Согласно Лесному кодексу РФ лесной фонд признан общефедеральной собственностью. Признается право центрального правительства передавать части лесного фонда субъектам РФ. При этом оба названных Кодекса предполагают со¬вместное принятие решений центральными и региональными властями по вопросам правового режима земель независимо от фактического разграничения.

      Стоит отметить, что часть земель в пределах территории РФ уже разграничены. До 2006 года практиковалось утверждение перечней участков, отнесенных к федеральной или субъектной собственности.

      Государственная регистрация права собственности на землю

      Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.

      В России существует два реестра, созданных в 2007 году:

    • ГКН (госкадастр недвижимости) содержит преимущественно технические сведения, позволяющие определить расположение участка на местности и разрешенные способы его использования. Некоторые из данных госкадастра носят временный характер. Они могут касаться предварительных согласований и оснований для проведения госрегистрации в ЕГРП. Если по прошествии определенного срока (обычно – 2 года) госрегистрация не проведена, из ГКН эти данные исключаются автоматически.
    • ЕГРП (реестр прав собственности) содержит преимущественно сведения юридического характера – о праве собственности, долгосрочной (более года) аренды, постоянного пользования. В госреестр также вносятся данные об ипотеке, обременениях, сервитутах. Правовые последствия сделок с землей наступают только после их госрегистрации (ст. 164 ГК РФ). Это положение касается и случаев, когда договор с землей удостоверен нотариусом.
    • Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.

      Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:

    • внесение сведений о первичном праве (проводится без уплаты госпошлины);
    • фиксация его обременения, перехода или прекращения.
    • Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):

    • решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане;
    • решение о предварительном согласовании предоставления и решение о бесплатной передаче (применительно к публичным землям);
    • решение об изъятии для публичных нужд;
    • соглашение о разделе, объединении, перераспределении.
    • Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.

      Свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю

      Вопрос выдачи правоподтверждающего документа этого вида регламентирован ст. 14 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Начиная с 23 июля 2013 г. заявитель вправе по своему выбору получить (одно из двух):

    • свидетельство о госрегистрации прав, имеющее форму бумажного документа;
    • выписку из ЕГРП, в форме традиционного бумажного или оцифрованного электронного документа.
    • Если правовым основанием внесения изменений в реестр стала гражданская сделка, факт проведения госрегистрации удостоверяется также:

    • проставлением регистрационной пометки на бумажном документе;
    • подписанием электронного документа усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью госрегистратора.
    • С появлением системы ЕГРП свидетельство о госрегистрации утратило свое первостепенное значение. Если бумажный документ утрачен, его всегда можно востановить, получив новое свидетельство или выписку. Достаточно обратится в территориальный орган Росреестра или МФЦ.

      Государственный акт на право собственности на землю

      Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом. Отличие в том, что акт – документ старого образца.

      Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

      Закон содержит полный перечень таких документов. Среди них – государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177. Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом. Он не подлежит обязательной замене.

      advokat-malov.ru