Образование причастий

Причастие — атрибутивная глагольная форма, сочетающая категориальные свойства глагола и прилагательного. Глагольным свойством причастия является значение процессуального признака, выражаемое в категориях вида, залога, времени (при отсутствии категорий наклонения и лица). Свойствами прилагательного в причастии являются изменяемость по родам, числам и падежам и способность согласовываться с существительным.

Принадлежность причастия к глаголу проявляется в категориях вида, залога и времени. В зависимости от представления процессуального признака как активного или пассивного все причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак того, кто (или что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший ученик, летящие листья); страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, купленный журнал). Причастие сохраняет видовое значение того глагола, формой которого оно является (толкатьтолкавший, толкнутьтолкнувший). В причастиях, образованных возвратными глаголами, сохраняется постфикс —ся (смеятьсясмеющийся, разыгратьсяразыгравшийся). Причастие имеет две формы времени — настоящее и прошедшее, грамматически выражаемые при помощи специальных суффиксов. Причастия настоящего времени, образуемые глаголами несовершенного вида, обозначают процессуальный признак в его настоящем (расцветающий сад, организуемый концерт). Причастия прошедшего времени, образуемые глаголами совершенного и несовершенного вида, обозначают процессуальный признак как проявлявшийся в прошлом (кричавший человек, написанная статья).

Временны́е значения причастий, как и других глагольных форм, могут быть абсолютными (Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром) и относительными (Он заметил играющих детей).

С прилагательным причастие сближает наличие именных категорий рода (в ед.ч.), падежа (в полных формах) и числа. Причастия, как и прилагательные, могут быть полными и (страдательные причастия) краткими. Полные причастия склоняются по адъективному склонению. Краткие формы имеют страдательные причастия прошедшего времени (законченныйзакончен, раздутыйраздут) и настоящего времени (томимыйтомим, хранимыйхраним). Краткие причастия не склоняются, они имеют одинаковые с краткими прилагательными родо-числовые окончания. Полные и краткие причастия различаются своими синтаксическими функциями. Полные причастия, как правило, выступают в функции согласованного определения (выпавший снег; машины, идущие впереди), редко — сказуемого (Цветы стояли увядшие). Краткие причастия обычно выступают в роли сказуемого (Нами ты была любима), иногда, в поэтической речи, — в обособленных оборотах: Русалка плыла по реке голубой, / Озаряема полной луной (М. Лермонтов). От кратких причастий прошедшего времени ср.р. следует отличать совпадающие с ними по форме предикативы на -но и -то, употребляющиеся в позиции главного (или одного из главных) членов предложения (в доме убрано; закрыто на учет; курить запрещено).

Глаголу как части речи принадлежат четыре полных причастных формы — две формы действительных причастий настоящего и прошедшего времени и две формы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, а также две краткие формы настоящего и прошедшего времени страдательных причастий. Далеко не все эти причастия могут быть образованы одним глаголом. Возможность образования тех или иных причастных форм обусловлена видом глагола, его переходностью и лексическим значением. Переходные глаголы несовершенного вида образуют все четыре полные причастные формы (читающий, читавший, читаемый, читанный). Переходные глаголы совершенного вида образуют две полные причастные формы прошедшего времени (прочитавший, прочитанный). Непереходные глаголы образуют только действительные причастия, при этом глаголы несовершенного вида образуют причастия настоящего и прошедшего времени (работающий, работавший), а глаголы совершенного вида — только причастия прошедшего времени (поработавший).

Образование причастий. Причастия образуются от основы настоящего или прошедшего времени глагола с помощью специальных суффиксов и окончаний, совпадающих с окончаниями прилагательных соответствующего рода и числа, — в ед.ч. И.п.: м.р. -ый, -ий, ж.р. -ая, -яя, ср.р. -ое, -ее во мн.ч. И.п. -ые, -ие.

1. Действительные причастия настоящего времени образуются присоединением к основе настоящего времени суффикса -ущ-(-ющ-) у глаголов I спряжения (несущий, поющий) или -ащ-(-ящ-) у глаголов II спряжения (лежащий, строящий). Эти причастия регулярно образуют глаголы несовершенного вида, исключая многократные глаголы (типа сказывать, сиживать, говаривать). Глаголы совершенного вида не образуют действительных причастий настоящего времени (встречающиеся иногда такие образования представляют собой отступление от литературной нормы).

Действительные причастия прошедшего времени обычно образуются от основы прошедшего времени, реже — от основы настояшего времени присоединением суффикса -вш- к основам на гласную (писавший, даривший) или суффикса —ш— к основам на согласную (несший, росший). Глаголы группы V с инфинитивом на -сти, -сть образуют действительные причастия прошедшего времени от основы настоящего времени на [д], [т] с помощью суффикса —ш— (забрестизабред-утзабред-ш-ий; отцвестиотцветутотцвет-ш-ий). Исключение составляют некоторые глаголы группы V, образующие это причастие по общему правилу от основы прошедшего времени посредством суффикса -вш- (класть, красть, пасть, сестьклавший, кравший, павший, севший, но падший — прилагательное). Действительные причастия прошедшего времени регулярно образуют глаголы совершенного и несовершенного вида, за исключением глаголов с основой на группу согласных, а также глаголов на -честь: вычесть, зачесть, обчесть, почесть, счесть в значении «предположить, признать своим долгом; сосчитать».

2. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени присоединением суффикса -ом-(-ем-) у глаголов I спряжения (ведомый, изучаемый) или -им — у глаголов II спряжения (слышимый, гонимый), причем менее регулярно, чем действительные причастия настоящего времени, хотя грамматически они могут быть образованы многими переходными глаголами несовершенного вида. Практически страдательные причастия настоящего времени образуются глаголами I класса на -ать, -ять, -ивать, -ывать, бесприставочными глаголами III класса, глаголами движения V класса, а также некоторыми непроизводными глаголами непродуктивных групп (например, везти, изучать, рисовать, влечь, вести, давать, доставать, нести, узнавать): везомый, изучаемый, рисуемый, увозимый, влекомый. Страдательных причастий настоящего времени не образует большинство глаголов II, IV и V классов, а также многие глаголы непродуктивных групп с односложной или, реже, двусложной основой (жать, мять, бить, вить, лить, пить, шить, петь, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, лизать, колоть, молоть).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего или настоящего времени посредством суффиксов -нн-(-енн-) и —т-.

  • а) Суффикс -нн- присоединяется к основам прошедшего времени, оканчивающимся на , (глаголы I класса, кроме мотивированных глаголом пеленать, глаголы III класса, неодносложные глаголы 1 группы и односложные гнать, звать, брать, драть, изолированный глагол дать), а также к основам префиксальных глаголов, мотивированных глаголом видеть (измотанный, настоянный, взволнованный, взлелеянный, загнанный, званный, избранный, разодранный, изданный,увиденный).
  • б) Суффикс -енн- присоединяется к основам на согласную, и с его помощью страдательные причастия прошедшего времени от основы прошедшего времени образуют глаголы групп X, 1; X, 2а; X, 2б, при этом конечные согласные основы чередуются [к — ч], [г — ж], [б—б’], [с — с’], [з — з’]: увлечьувлёкувлечённый, сберечьсберёгсбережённый, отвезтиотвёзотвезённый; в глаголах группы X, 2г с компонентом -шибить при образовании страдательных причастий прошедшего времени конечный [б] основы чередуется с [бл’]: ушибитьушибушибленный.
  • Суффикс -енн- используется и при образовании страдательных причастий прошедшего времени от основы настоящего времени у глаголов V класса и группы II, 1а, где при этом имеют место те же чередования, что и при образовании формы 1 л. ед.ч. настоящего времени [носитьнос-ятно-шенный, купитькупяткупленный, обидетьобид-ятобиженный). Исключения составляют некоторые глаголы V класса, образующие страдательные причастия прошедшего времени без чередований (заклеймитьзаклеймённый, обезлеситьобезлесенный, пронзитьпронзённый, вонзитьвонзённый, обезопаситьобезопасенный, пропылесоситьпропылесосенный). Некоторые глаголы V класса с основой настоящего времени на [д], [т] образуют страдательные причастия прошедшего времени с чередованием [д’ — жд’], [зд’ — жд’] и [т’ —`ш’] (возбудитьвозбуждённый, пригвоздитьпригвождённый, обратитьобращенный):

    ■ с чередованием [б’ — жд’] — избороздить, возбудить, побудить, пробудить, повредить, пригвоздить, заградить, оградить, преградить, с компонентом -громоздить (вз-, за-, на-), наградить, вознаградить, вынудить, понудить, принудить, осадить, победить, препроводить, сопроводить, -родить [воз-, за-, на-, пере-, по-, у-), насадить, освободить, высвободить, насладить, усладить, обсудить, присудить, убедить, предубедить, разубедить, упредить, предупредить, утрудить, учредить, охладить, прохладить;

    ■ с чередованием [т’ —`ш’] — обратить, превратить (а также другие префиксальные глаголы с компонентом -вратить: развратить, совратить, возвратить), поглотить, защитить, прекратить, сократить, укротить, возмутить, смутить, ощутить, воплотить, поработить, посетить, осветить, просветить в значении «распространить знания», освятить, посвятить, насытить, пресытить, восхитить, похитить, расхитить. Особо образуют причастия следующие глаголы: замутить — замутнённый, помутить — помутнённый, умертвить — умерщвлённый, а также глаголы с компонентом -мыслить [за-, из-, вы-, у-): замыслить — замышленный.

    в) Суффикс -т- присоединяется к основам прошедшего времени на гласную. С помощью этого суффикса страдательные причастия прошедшего времени образуют глаголы IV класса и группы IVa, если в глаголе непродуктивной группы используется вариантная основа прошедшего времени с -ну- (кинутькинутый, завернутьзавернутый, отвергнутьотвергнутый). Посредством суффикса -т- образуют причастия глаголы группы VII (колотьколотый, молотьмолотый); группы X, 2в (стеретьстёртый); этот же суффикс используют при образовании страдательных причастий прошедшего времени глаголы разных непродуктивных групп с односложным корнем и инфинитивом на —ать(-ять), кроме глаголов гнать, звать, брать, драть (сжатьсжатый, мятьмятый), с инфинитивом на -ить (прожитьпрожитый), -еть (одетьодетый), -уть (надутьнадутый). Суффикс -т- используется также при образовании страдательных причастий прошедшего времени глаголами с компонентом -пеленать и глаголами забыть, добыть, распять (спелёнатый и спелёнутый, добытый, забытый, распятый).

    Страдательные причастия прошедшего времени, как и страдательные причастия настоящего времени, образуются менее регулярно, чем действительные причастия. Глаголы, обозначающие длительный незавершенный процесс и имеющие формальное выражение длительности или повторяемости, как правило, не образуют страдательных причастий прошедшего времени. Таких причастий не образуют, например, глаголы несовершенного вида: глаголы I класса с суффиксами -ива-, -ва-, -а- (спрашивать, переделывать, летать), глаголы V класса со значением неоднонаправленного движения (водить, возить, обходить), глаголы группы VIII с компонентами -давать, -знавать, -ставать (подавать, узнавать, отставать). Непоследовательно образуются страдательные причастия прошедшего времени и многими глаголами совершенного вида: префиксальными глаголами I класса на ударное -ать (поснимать, посшибать), глаголами IV класса с суффиксом -ану- (махнуть, толкануть), глаголами V класса (затмить), а также глаголами непродуктивных групп (замолчать, облететь).

    Невозможность образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени у многих переходных глаголов компенсируется регулярным образованием действительных причастий от соответствующих глаголов страдательного залога. Такие причастия, будучи по форме действительными, структурой основы выражают страдательность; например, у глагола строить нет страдательного причастия прошедшего времени, но есть причастие строившийся (дом); у варить — нет страдательного причастия настоящего времени, но есть варящийся (суп).

    Страдательные причастия прошедшего времени глаголов несовершенного вида малоупотребительны.

    3. Краткие формы образуют только страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Краткие причастия в прошедшем времени имеют суффиксы —ен(н-) и -т- (обиженныйобижен, нарисованныйнарисован, битыйбит), в настоящем времени — суффикс -ом (орфогр. также -ем(-им): (ведомыйведом, читаемыйчитаем, терпимыйтерпим). Краткие причастия не склоняются, но изменяются по родам и числам: в ед.ч. м.р. выступает нулевое окончание (терпим), ж.р.- — —а (терпим-а), ср.р. — —о (терпим-о); во мн.ч. выступает окончание —ы (терпим-ы).

    4. Вариантные формы причастий образуют, как правило, глаголы, имеющие вариантные спрягаемые формы. В одних случаях эти вариантные формы стилистически одинаковы, в других — обладают стилистическими или семантическими различиями. Вариантные формы действительных причастий настоящего времени образуют глаголы группы 1,1а (брызгатьбрызжущий и брызгающий, махатьмашущий и махающий, колыхатьколышущий и колыхающий). У глаголов брызгать, глодать, двигать, капать и щипать вариантные формы причастий, как и вариантные спрягаемые формы, различаются семантически (движущая сила, но человек, двигающий стол). У глаголов внимать, крапать преобладают причастия, образованные от основы на [aj] под влиянием глаголов I класса (внимающий, крапающий).

    Глаголы этой же группы могут образовывать и вариантные формы страдательных причастий настоящего времени (двигатьдвижимый и двигаемый, колыхатьколышемый и колыхаемый).

    Способностью образовывать вариантные формы действительных причастий прошедшего времени обладают и некоторые глаголы группы IVa, имеющие в основе прошедшего времени -ну- (воскреснутьвоскресший и воскреснувший). Вариантные формы страдательных причастий прошедшего времени образуют также глаголы группы IVa на -вергнутm (в-, от-, по-, из-, с-) и -торгнутъ (от-, ис-): отвергнутьотвергнутый и отверженный (высок.), отторгнутьотторгнутый и отторженный (высок.).

    Склонение причастий. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени (типа берущий, владеющий, сидящий, кричащий, коловший, несший) склоняются по образцу прилагательных с основой на шипящую и ударением на основе (табл.).

    www.fio.ru

    ЗАЛОГ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    ЗАЛОГ – грамматическая категория, которая указывает на отношение действия к субъекту и объекту этого действия. Действительный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет или лицо (группу лиц), которые производят действие, направленное на другой предмет или лицо: Комиссия рассматривает проекты; Лампа освещает комнату.

    Страдательный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет или лицо, подвергаемые действию со стороны другого лица или предмета: Проекты рассматриваются комиссией; Комната освещается лампой.

    Страдательный залог имеют не все глаголы, а лишь те, которые обозначают действие, совершаемое субъектом и направленное на объект. Подавляющее большинство таких глаголов составляют глаголы переходные: рассматривать, освещать, строить, читать, подписывать и под. Глаголы, обозначающие действие, не направленное на объект, не вступают в противопоставление по залогу. К ним относятся непереходные глаголы: идти, смотреть, бороться, жить, белеть, грустить и подобные, безличные: светать, тошнить и т.п., глаголы со значением субъективного ощущения: казаться, чудиться, сниться, нравиться и некоторые другие.

    Форма страдательного залога образуется от переходных глаголов несов. вида путем присоединения к ним форманта —ся: строить – строиться, подписывать – подписываться, составлять – составляться и т.п. Такие формы употребляются, как правило, в 3-м лице ед. и множ. числа: Протокол подписывается секретарем; Списки составляются правлением кооператива. От переходных глаголов сов. вида подобные формы не образуются; нельзя сказать: *Протокол подписался секретарем; *Списки составились правлением кооператива. Переходным глаголам в сов. виде, имеющим значение действительного залога, соответствуют краткие страдательные причастия, образованные от этих глаголов: подписан (Протокол подписан секретарем), составлен (Списки составлены правлением кооператива).

    Помимо глагольных форм с формантом —ся и кратких страдательных причастий, значение страдательности выражается полными страдательными причастиями – настоящего времени (рассматриваемый, освещаемый, читаемый и под.) и прошедшего времени (рассмотренный, освещенный, прочитанный) – а также краткими страдательными причастиями настоящего времени (в современном языке употребляемыми редко: рассматриваем, освещаем, читаем). Кроме того, значение страдательности может выражаться полными причастиями настоящего и прошедшего времени, образуемыми с помощью суффиксов действительного залога и постфикса —ся: —ущ (-ющ), —ащ (-ящ), —вш (-ш): читающийся (читавшийся), строящийся (строившийся) и под. Ср. : курс лекций, читаемый профессором – курс лекций, прочитанный профессором – курс лекций, читающийся профессором – курс лекций, читавшийся профессором.

    Причастия на —имый, —емый, выражающие значение страдательности, могут быть образованы не только от переходных глаголов, но и от некоторых глаголов, подчиняющих себе дополнение, выраженное существительным в форме не винительного, а других падежей. Ср. : Водитель управляет машиной. – Машина, управляемая водителем. ; Директор руководит коллективом. – Руководимый директором коллектив.

    Значение страдательности наиболее отчетливо выражается при наличии в предложении имени существительного в форме творительного падежа, имеющей значение субъекта действия; субъект действия обычно обозначается одушевленным существительным, реже – неодушевленным: Ведомость составляется бухгалтером; Книга прочитана всеми учениками; Комната освещена лампой.

    www.krugosvet.ru

    Как определить причастие

    Содержание

  1. Общие признаки причастий и прилагательных
  2. Различающиеся признаки причастий и прилагательных
  3. Как определить действительное или страдательное причастие?

    Причастие – особая форма глагола (у некоторых авторов самостоятельная часть речи), обозначающая признак по действию и отвечающая на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково? Каковы? Так как причастия имеют грамматические признаки прилагательных, их нередко путают. Разберемся, как определить причастие в словосочетании или предложении, обозначив общие и различающиеся признаки причастий и прилагательных.

    Общие признаки причастий и прилагательных

    Различающиеся признаки причастий и прилагательных

    прошептавший (СВ, ПВ, действ. залог, переходный, невозвр.),

    видимый (НСВ, НВ, страд. залог, переходный, невозвр.)

    сладкий – слаще – самый сладкий;

    легкий – легче – самый легкий

    Мы обсуждали роман, прочитанный на прошлой неделе.

    Кроме того, в предложениях причастия могут выступать в качестве части составного именного сказуемого (Стол был переставлен в угол комнаты).

    Как определить действительное или страдательное причастие?

    Чтобы определить залог причастия, достаточно выделить в нем словообразующий суффикс.

    Краткими могут быть только страдательные причастия, которые образуются путем усечения окончания либо части основы и окончания (украшенный – украшен, умываемый – умываем).

    Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

    • Что такое причастие в русском языке
    • Причастие и причастный оборот
    • Н и НН в причастиях
    • Причастие и деепричастие
    • Причастный и деепричастный оборот
    • Морфологический разбор причастия
    • Правописание суффиксов причастий
    • Правописание НЕ с причастиями
    • Действительные и страдательные причастия
    • Страдательные причастия
    • Вопросы причастия
    • Когда причастный оборот выделяется запятыми
    • Образование страдательных причастий
    • Краткое причастие
    • Н и НН в кратких причастиях
    • Причастие как часть речи
    • Неправильное построение предложения с причастным оборотом
    • Краткие и полные страдательные причастия
    • Морфологические признаки причастия
    • Страдательные причастия настоящего времени
    • Краткие страдательные причастия
    • Образование причастий
    • Действительные причастия
    • Окончания причастий
    • Причастие как особая форма глагола
    • Склонение и падежные окончания причастий
    • Обособление причастий
    • Как подчеркивать причастие
    • Совершенный и несовершенный вид причастия
    • Чем отличается причастие от прилагательного
    • Как обозначается причастный оборот
    • Образование действительных причастий
    • Н, НН в причастиях, прилагательных, наречиях
    • Как выделяется причастный оборот на письме
    • Суффиксы страдательных причастий
    • Как определить причастие
    • Ошибки в причастиях
    • Виды причастий
    • Действительные причастия настоящего времени
    • Гласные в суффиксах причастий
    • Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий
    • Гласные в причастиях перед НН
    • Знаки препинания при причастном обороте
    • Причастия настоящего и прошедшего времени
    • Признаки прилагательного у причастия
    • НН в полной форме причастий
    • Правописание е и в суффиксах причастий
    • Возвратность причастия
    • Определение, выраженное причастным оборотом
    • Как найти причастный оборот
    • Одиночное причастие
    • Суффиксы действительных причастий
    • Грамматические признаки причастия
    • Синтаксическая роль причастия
    • Aщ, ящ, ущ, ющ в причастиях
    • Суффиксы ем, им в причастиях
    • Спряжение причастий
    • Как отличить причастие от деепричастия
    • Отличие причастного оборота от деепричастного
    • Написание не с глаголами и деепричастиями
    • 1. Albina Wolf 204
    • 2. антон воевод 147
    • 3. Варя Исаева 113
    • 4. Екатерина Нестеренко 109
    • 5. Даниил 97
    • 6. Ислам Khas 74
    • 7. Милена Геворкян 47
    • 8. Oly Kova 41
    • 9. Люба Шеховцова 40
    • 10. Никита Корниенко 38
    • 1. Ramzan Ramzan 6,301
    • 2. Елизавета Анчербак 5,056
    • 3. Iren Guseva 4,925
    • 4. Анастасия Гудяева 3,482
    • 5. admin 3,472
    • 6. Александра Люханчикова 3,122
    • 7. Мухаммад Амонов 3,084
    • 8. Гузель Миннуллина 2,389
    • 9. Артём Чекуров 2,016
    • 10. Алёна Кошкаровская 1,886

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

    • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

    Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    obrazovaka.ru

    Действительные и страдательные причастия

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

    Тема: Причастие

    Урок: Действительные и страдательные причастия

    1. Залог причастия

    Причастия бывают страдательные и действительные.

    Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.

    Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

    преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

    (какие?) книгу.

    (какая?) детьми.

    Причастие обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

    А вот причастие обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

    от страдательного причастия всегда можно задать вопрос или . Например: «книга, прочитанная детьми», «небо, освещённое луной».

    А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.

    Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

    2. Образование действительных причастий настоящего времени

    Действительные причастия настоящего времени образуются:

    от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;

    от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов —ащ/-ящ-.

    Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

    слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

    Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

    3. Образование действительных причастий прошедшего времени

    Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

    Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

    -вш- и -ш-.

    Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.

    Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.

    Например: .

    Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: , .

    При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.

    Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .

    4. Образование страдательных причастий настоящего времени

    Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

    от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-

    ведут – ведомый, управляют – управляемый;

    от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-

    видят – видимый.

    5. Образование страдательных причастий прошедшего времени

    При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

    Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,

    -енн-, -ённ-, -т-.

    Например: понять – понятый, скосить – скошенный,

    решить – решённый, продать – проданный.

    Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.

    Например: засеять , обещать .

    При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.

    Например: – скошенный, – лишённый.

    Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.

    Рис. 1. Образование причастий (Источник)

    Рис. 2. Спряжение глаголов

    Домашнее задание

    Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

    Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

    1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

    Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

    3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

    4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

    Литература

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

    4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

    Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    interneturok.ru