Салическая правда франков

1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права . С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев — запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы).

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаической судебной процедуры.

Основное содержание Салической правды — перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в.

2. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

Упоминаются такие виды сделок : купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за . собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме.

3. Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах.

Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства:

  • существование законного брака;
  • объявление лица вне закона;
  • наличие близкого кровного родства;
  • несвободное состояние человека.
  • О расторжении брака Салическая правда не упоминает.

    Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.

    4. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

    Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

    Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

    5. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

    Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

  • преступления против личности — убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование;
  • преступления против собственности — кража, поджог, грабеж;
  • преступления против порядка отправления правосудия — неявка в суд, лжесвидетельство;
  • нарушение предписаний короля.
  • Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства — к краже или убийству.

    Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

    6. Судебный процесс Салическая правда наделяла состязательным характером. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права.

    Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах.

    В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает следующие:

  • соприсяжничество — соприсяжниками, «свидетелями доброй славы» обвиняемого являлись его родственники, друзья или соседи;
  • свидетельства очевидцев;
  • ордалии.
  • opokar.peterlife.ru

    В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.

    Салическая правда франков

    В развитии королевства франков выделяют два периода:

      конец V – VII века;

    В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.

    В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.

    Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.

    Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.

    Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.

    В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.

    Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.

    Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.

    Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.

    Салическая правда – законы франков

    Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.

    Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.

    Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.

    Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.

    Источники Салической правды у франков

    В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.

    Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.

    Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.

    Суть Салической правды франков

    Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.

    За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.

    Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.

    Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.

    Характеристика Салической правды

    Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.

    Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.

    Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.

    В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.

    Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.

    Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:



      против собственности;

    Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.

    Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.

    Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.

    Салическая правда наказания и преступления

    Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.

    Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.

    В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.

    Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.

    Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.

    Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.

    Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.скачать dle 12.1

    www.istmira.com

    Законы салической правды

    ТЕМА VI. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

    § 6.1. Общая характеристика Салической правды
    § 6.2. Преступления, наказания и судебный процесс по Салической правде
    Список рекомендуемой литературы

    § 6.1. Общая характеристика Салической правды

    Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.
    По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.
    Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.
    Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала сколь-нибудь заметного влияния римского права.
    Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.
    В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.
    К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.
    Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».
    По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.
    Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.
    Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
    О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.
    Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.
    В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.
    О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.
    Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.
    Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

    uristinfo.net

    Салическая правда.

    Примечание: Выверено по изданию : Салическая правда. М., Образц. тип. им. Жданова, 1950. (Моск. гос. пед. ин-т им. Ленина. Ученые записки, т. LXII). Перевод Н. П. Грацианского.

    • Салическая правда
    • Капитулярии
    • Прологи и эпилоги

    Полный текст документа:

    Начинается пролог Салического закона.

    Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благородный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую веру, свободный от ереси. Когда еще держался варварства, по внушению божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, желая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме.Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже. Когда же, по благословению божию, король франков — стремительный и прекрасный Хлодвиг первый принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большею ясностью преславными королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем.

    Слава Христу, возлюбившему франков! Да хранит их царство и да исполнит их правителей светом своей благодати! Да покровительствует войску, да поддержит их веру! Радость мира и блаженство! Да охранит господь господствующих Иисус Христос благочестие! Ибо это есть храброе и сильное племя, которое оружием свергло с себя тягчайшее иго римлян, и, познав святость крещения, щедро украсило золотом и драгоценными камнями тела святых мучеников, которых римляне сожгли огнем, убили или изувечили железом, или бросили на растерзание диким зверям.

    Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спорам, и так как они превосходили все окружающие народы рукою храбрости, то соответственно этому превзойти их и авторитетом закона, чтобы сообразно качеству проступков принимались и судебные решения. Были избраны между ними из многих четыре мужа, именно: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст, в селах, которые за Рейном, в Бодохаме, Салехаме и Бидохаме; и, собравшись на три заседания, они заботливо обсудили все поводы к тяжбам и вынесли о каждом отдельное решение.

    Окончен Салический закон, который в целом, как видно, содержит ниженазванные четыре книги.

    Первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление с 63 титула до 78-го. А король Хильдеберт, долгое время спустя, размышлял, что надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления с 78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хлотарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявши эти титулы от старшего своего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное.

    Окончены три книги Салического закона, который установил король франков и потом вместе с франками решил сделать к 63 титулам некоторые прибавления, так что всего получилось 78 титулов. Потом Хильдеберт долгое время спустя обсуждал совместно со своими франками, как и что можно было бы предпринять, что надлежало бы прибавить здесь, и, как известно, счел нужным сделать добавления с 78 до 8 -го. Когда же Хлотарь с благодарностью получил эти титулы от старшего своего брата, он и сам постановил вместо с людьми своего королевства сделать добавление с 8 -го титула, что и исполнил, передавши все вместе с ранее написанным своему брату. И они оба порешили, чтобы все то, что они установили, сохранялось незыблемо.

    [22] Время появления прологов к Салической правде установить весьма трудно. Мнения исследователей резко расходятся. II пролог упоминается в одной из летописей под 727 г . По-видимому, к VIIIв. относится и составление I пролога

    [23] В отличие от прологов, которые носят характер народного полусказочного предания, оформившегося окончательно не ранее VIII в., эпилоги возникли официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии. Время происхождения эпилогов относят обычно или ко второй половине VI, или к началу VII века, т.е. к эпохе Меровингов, но уже после смерти Хлотаря I.

    law.edu.ru

    Салический закон

    Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica ) — правовой кодекс салических франков. Термин «салический закон» означает также правило престолонаследия, восходящее к одному из положений этого кодекса.

    Содержание

    Памятник права

    Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа — вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.

    Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига I; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.

    Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).

    Социальное расслоение

    В салическом законе выделяется новый общественный слой литов (вольноотпущенные, полурабы).

    Принцип престолонаследия

    Содержание принципа

    Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой престол наследуется членами династии по нисходящей непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), правнуки (сыновья этих внуков) и т. п.

    Таким образом, в случае смерти монарха, имевшего сыновей и братьев, престол переходит к старшему из его (монарха) сыновей или к старшему из его (старшего сына) потомков, но не к следующему по старшинству брату, что было обычным у германских и славянских племён во времена военной демократии (см. Лествичное право).

    С другой стороны, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.

    Фактически запрет женщинам наследовать престол применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья (при этом допускалось наследование престола потомками мужского пола по женской линии), но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование земельных владений дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король франков Фарамонд. В «Салической правде» также ничего не сказано о запрете наследовать земли мужскому потомству через женщин (например, сыну дочери).

    К нему прибегли во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Жанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Сложность воцарения Филиппа была вызвана тем, что, хотя история Франции и не знала правящей женщины-монарха (однако были периоды регентства женщин вроде Бланки Кастильской и Анны Киевской), на деле не было никакого конкретного закона или обычая мешающего ей таковою быть. Одной из основных причин, побудивших совет пэров отстранить Жанну от трона, стал и тот факт, что у многих были серьёзные опасения насчет того является ли она действительно дочерью Людовика. Филипп Длинный добился принятия салического закона, запрещающего женщинам наследовать корону Франции, надеясь таким образом закрепить трон за собой и своими потомками.

    Через двенадцать лет, в 1328 году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV у них не осталось сыновей, которые могли бы наследовать корону. Ассамблее пэров предстояло решить, кто будет следующим королём, если у беременной жены Карла IV родится девочка. В числе кандидатов на корону рассматривались и королевские потомки по женской линии: Филипп, сын герцога Бургундского, внук Филиппа V; Эдуард III, король Англии, племянник покойных королей, сын их сестры и даже Филипп, граф Эврё, муж отстранённой от престолонаследия в 1316 году Жанны. Именно тогда и было принято окончательное решение о запрете женщинам не только занимать престол, но и передавать право его наследования своим потомкам. Наследником и регентом был избран двоюродный брат предыдущего короля граф Валуа, который чуть позже, после рождения женой Карла IV дочери, стал королём Филиппом VI. Английский король Эдуард III не признал принятие салического закона и объявил претензии на французскую корону. Это стало поводом для начала Столетней войны. Свои претензии предъявлял позже и сын графа д’Эврё, внук Людовика X, король Наварры Карл III (родился в 1330 году). По салическому закону происходило наследование королевского трона Франции вплоть до конца французской монархии.

    Другие государства

    Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие — государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова. После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в 1833 году престол своей дочери Изабелле II. Младший брат Фердинанда, дон Карлос, не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.

    Салический закон и независимость государств

    Салический закон не раз приводил к образованию независимых государств. Это происходило в случае, если одни и те же монархи одновременно правили (личная уния) двумя территориями, в одной из которых было принято салическое наследование, а в другой — право первородства с допущением женщин к престолу. Так, в 1837 году со смертью Вильгельма IV, который был одновременно королём Великобритании и Ганновера, британский престол достался его племяннице Виктории, а ганноверский — его младшему брату герцогу Камберлендскому Эрнсту Августу I (который был моложе, чем покойный отец Виктории); так прекратилась личная британско-ганноверская уния. В 1890 году аналогичным образом независимость от Нидерландов (где королевой стала Вильгельмина) получил Люксембург, где действовал салический закон (причём уже через тридцать лет без малого он был отменён и в Люксембурге).

    Полусалическое наследование

    Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или «австрийская система престолонаследия»), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии, Австрии и были с 1797 года приняты в России Павлом I. Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в 1992 году, после чего дом якобы возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна. Многочисленные представители династии, являющиеся прямыми потомками российских императоров по непрерывной мужской линии, придерживаются другой точки зрения.

    В современном мире

    В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Попытки «модернизации» династических традиций в свете гражданского равноправия мужчин и женщин в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В Швеции, где движение за равноправие женщин особенно велико, в данный момент вообще действует порядок престолонаследия старшим ребенком в семье вне зависимости от его пола. Таким образом, на данный момент, несмотря на то что у королевской четы Швеции есть сын, наследницей трона является их старшая дочь Виктория. В других сохранившихся европейских монархиях салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания, Англия). Вне Европы правило наследования престола по нисходящей мужской линии действует, например, в Японии. Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, поскольку у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября 2006 года у младшего из принцев родился долгожданный сын.

    dic.academic.ru